Изборская крепость. Изборск, Псковская область: достопримечательности, фото. Изборск что под Псковом: фото, рассказ о поездке

В настоящий момент Изборск это всего лишь поселок. Обыкновенные деревенские дома примыкают почти к самым стенам старинной Изборской крепости. Во дворах местных жителей гуляют куры и индюки, идет обычная деревенская жизнь. Со стен Изборской крепости открывается чудесный вид на окрестные луга, поля, Городецкое озеро. Совсем недавно открылась экспозиция в купеческих домах на улице Печорской. Любопытно, что с 1920 по 1945 год Изборск находился на территории тогда независимой Эстонии и был переименован Ирбоску.

Впервые Изборск упоминается в «Повести временных лет» в связи с призванием на Русь варягов в 862 году. Рюрик сел в Новгороде, Синеус на Белом озере, а Трувор в Изборске. Так что можно сказать, что в Изборске начиналась история русских земель. Самой главной достопримечательностью, конечно является сама Изборская крепость, Словенские ключи и Труворово городище, где и похоронен легендарный Трувор. Ниже план местности. В майские праздники народу было много, карта увеличивается

План местности Изборского музея заповедника

Мы сэкономили на покупке подробных карт для навигатора и немножко заблудились. По мнению навигатора населенный пункт Изборск находился в полях, зато с этих полей мы и увидели первый раз крепость издали.



Изборская крепость — вид с соседних холмов

С парковками в Изборске царит анархия. Все проезжают под знак «Проезд запрещен» и паркуются, как придется. Выполняется только требование властей не парковать машины рядом с историческими купеческими усадьбами.

Очень рекомендую посещение местных сувенирных лавок, чего там только нет, почти музей — большое количество старинных самоваров, немецкие каски времен Великой Отечественной, традиционная посуда молочного отжига, украшения — копии, найденных при раскопках в окрестных местах, патефоны и старые советские вещи. С такими сувенирными лавочками и музеев не надо.



Сувенирная лавка

Изборская крепость

Первым делом мы устремились осматривать крепость. Вход платный, но плата чисто символическая — 50 рублей. Первым делом все туристы проходят через захаб. Это такой коридор ведущий к главным воротам крепости. В стародавние времена идущие на штурм набивались в этот коридор и подвергались активному избиению. Захаб есть и в .

Сейчас накануне дня Победы, в Никольском захабе проводилась выставка посвященная героям ВОВ, уроженцам псковской области.



Захаб Изборской крепости

Захаб Изборской крепости

В самом начале у ворот находится потайной ход к воде. Мы спускались. На самом деле там очень темно, светили себе фонариком в телефоне, фотография результат включения вспышки.



Тайный ход к роднику

Взрослому человеку приходится изрядно сгибаться. В самом низу всего лишь маленькая лужица, вода ушла. Такие прогулки по потайным ходам делают посещение крепости гораздо более занимательным, чем например, осмотр Псковского Кремля, где ничего нельзя.

В Изборской крепости даже сделали часть стен пешеходными. По периметру пройтись не удастся, но это лучше чем ничего.



Стены Изборской крепости, на дальнем плане башня Луковка

Внутри самой крепости стоит только одна церковь и небольшой деревянный домик. Церковь действующая, там шла служба.



Церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Никандра Псковского на территории Изборской крепости

Вид со стен крепости на Городецкое озеро

Изборская крепость и Часовня Корсунской Божьей Матери

Часовню Корсунской Божьей Матери построили во времена независимой Эстонии, на месте древнего захоронения. Предположительно, в этом месте были похоронены защитники крепости в XVII веке.

После осмотра крепости пошли к Словенским ключам. Как и положено в туристическом месте, вдоль тропы стоял сувенирный рынок, реконструкторы подрабатывали предоставлением услуг по стрельбе из арбалета по мишеням.



Небольшой рынок по пути к Городецкому озеру.

Словенские ключи

Словенские ключи, конечно по полученным положительным эмоциям затмевают все рукотворные достопримечательности. Как из скалы текут все эти многочисленные водопады, уже не одну тысячу лет? А они текут и впадают прямо в Городецкое озеро. Вода вкусная, народ пьет прямо из ладошки. Можно набирать в бутылки, их продают на сувенирных латках. Воду освящают в Светлую Седьмицу, так что можно считать, что она святая.



Словенские ключи

Словенские ключи

На озере живет семья лебедей. Водоплавающие сидели на гнезде в камышах, голод им точно не грозит при таком количестве народа, жаждущего их покормить.

Исторические усадьбы на Печёрской улице

Сейчас на Печерской улице восстановлено три старинных усадьбы в каждой из них размещается небольшая экспозиция на историческую тему. Вход в каждый особняк стоит 50 рублей. Именно на этой улице запрещено парковать машины.



Усадьба купца Шведова

Усадьба купца И.А. Анисимова

Усадьба купца Белянина 1895 год, памятник культуры

А перед самым кафе на газоне оказывается расположен Жальничный могильник «Скудельня» с каменными крестами — памятник археологии первой половины второго тысячелетия нашей эры.


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

История города Изборска непосредственно связана с историей древнейших городов Руси, такими как Славенск Великий, Старая Русса и другими, память о создании которых сохранилась в некоторых русских летописях.

В.Н Татищев в «Истории Российской» писал: «Князь Славен, оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи (на север) и ГРАД ВЕЛИКИЙ создал, в своё имя СЛАВЕНСК нарек. <…> После устроения Великого града, умер князь Славен, а после него властвовали сыновья его и внуки много сот лет. И был князь Вандал, правил славянами <…> многие земли на побережье моря завоевав и народы себе покорив, возвратился во град Великий.» (Славенск Великий) <…> Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построил по городу и в их имена нарёк, и всю землю им разделив, сам пребывал в Великом граде лета многие и в старости глубокой умер». <…> Из вышесказанного можно примерно установить время основания Изборска - около 4500 лет тому назад! В Мазуринском летописце есть указание, что Великий град Славенск был возрожден после второго разорения и правил в нём Гостомысл. Он же возродил Русу и «ины грады МНОГИ обновиша» в том числе и Изборск. Сын Гостомысла именуемый Словен младый, «сей отыде в Чудь и тамо постави град во имя свое <…> и нарече граду имя Словенеск», а после смерти его сын Избор вернул прежнее название города Изборск. В 862 Изборск достался Трувору младшему брату Рюрика, в Повести Временных Лет так описаны события: «И избрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор».

Первоначально Изборск размещался на старом городище. В VIII-IX веках Изборск, по словам летописца, стал «большим и славным городом», где, как и в Новгороде, правили русские князья. О развитии ремесел свидетельствуют обнаруженные на Славянском поле железоплавильные печи для обработки болотной руды и большое количество лепной глиняной керамики. Высокое развитие торговых отношений находит свое подтверждение в археологических находках: украшениях, оружии. До сих пор археологи находят арабские монеты VIII века, предметы из Византии, привезенные в Изборск в IX веке, монеты и медали германского и англосаксонского происхождения. Изборяне вели торговлю с Чудской землей, с которой их связывала система рек и озер. Чудское озеро, было частью знаменитого торгового пути «из варяг в греки». В X веке с развитием торговли, положение Пскова на реке Великой оказалось более выгодным, а значение Изборска как административного и торгового центра стало уменьшаться. Он превратился в пригород Пскова, но в нем сохранилось самостоятельное управление. Изборяне участвовали в псковском вече. Названия места вблизи Изборска — Словенские ключи, Словенское поле — свидетельствуют о том, что эта земля была всегда заселена славянами. «Город Изборск стоит на Словенских ключах»— так сказано о положении Изборска в древнейшем географическом описании Руси — в «Большому чертежу» XVI века. Словенское поле, или Словенец, простирается к западу от селения. Над ним высятся поросшие кустарником курганы. По местному преданию, именно там находилось первое поселение. И теперь, распахивая землю, жители Старого Изборска, бывает, находят на Словенском поле черепки древней утвари, женские украшения, а чаще наконечники стрел, остатки кольчуг.

Во времена монголо-татарского ига почти все русские земли были завоеваны. Избежали этого только северо-западные районы, но им грозила опасность с запада.

В XII веке епископ Альберт учредил рыцарский Орден меченосцев. Захватив в XIII веке Прибалтику, орден отправился завоевывать богатые русские земли. После взятия Юрьева (Тарту) в 1224 году дорога на Псков и Новгород оказалась открытой. Первый раз Изборск был захвачен в 1223 году, но псковичи пришли на помощь, и Изборск был освобожден. В 1237 году был образован новый рыцарский орден - Ливонский. И в 1240 году, нарушив мирный договор с Псковом, рыцари захватили Изборск, а затем уже беспрепятственно захватили Псков. В 1242 во время знаменитого Ледового побоища, в котором приняли участие изборские воины, рыцари были изгнаны с русских земель. Через 80 лет вновь возникла опасность: постоянная угроза со стороны немецких рыцарей, которые в любой момент могли напасть русскую землю. Для Изборска нужно было найти место, более выгодное в военном отношении, и в 1303 году «Избореск бысть поставлен на новом месте». Место было выбрано на Жеравьей горе и с того времени до XV века новая крепость выдержала восемь осад и ни разу не была взята неприятелем. Ливонские рыцари многократно вторгались на русскую землю, но всегда на их пути стоял Изборск. Особенно продолжительной и упорной была осада Изборска в 1349 году, в результате которой ливонцы, так и не сумев овладеть крепостью, оставили у ее стен немало своих павших воинов и, отступая, бросили все свои осадные машины. Участвовавший в этой осаде немецкий поэт Зухенварт назвал Изборск «железным городом». А в 1368 году крупные силы немцев, применяя многочисленные стенобитные орудия, 18 дней пытались пробить брешь в стене, но отошли, не добившись успеха. Псковский летописец того времени отметил, что немцы «много безоумнии в соуе троудившися», и не могоша зла ничто же сотворити».

«В лето 6811 (1302 год) бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб дорог вельми. Того же лета Изборск поставлен бысть на новом месте», то есть после постоянных столкновений с немцами потребовалось обновить кладку там, где было необходимо, чтобы ещё сильнее укрепить стены и башни Изборска для успешного противостояния против недругов постоянно посягающих на западные рубежи Руси.

Каменная крепость Изборска построена из доломита и в плане представляет собой неправильный треугольник с округлыми углами. К настоящему времени крепость сохранила шесть боевых башен, два въезда, два «вылаза», то есть тайных выхода, и тайный ход к реке. Важным свидетельством того, что не было никакого нового строительства внутри крепости или «переноса её с другого места» подтверждает запись в летописи: «В лето 6388 (1330 год) Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Избореск на горе на Жеравии; того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом, при княжении Александрове». В тексте летописи определённо описано ВОЗОБНОВЛЕНИЕ СТЕНЫ , а не её новое строительство, после очередного нападения ордена меченосцев. Для лучшей защиты города и крепости были ещё глубже вырыты рвы. Селога посадник был крупным общественным деятелем Пскова. Он строил укрепления Пскова, вел переговоры с московским великим князем, Иваном I Калитой, который требовал от псковичей выдачи Александра, тверского князя, бежавшего в Псков после восстания против татар в Твери в 1327 году. Подновление стен и башен проводили впоследствии неоднократно, надстраивали в высоту, а со стороны внутреннего двора в ширину. Стены возведенные посадником Селогой, видны возле главных Никольских ворот.

Здесь до проведения последней реставрации хорошо видно, какими тонкими и низкими были первоначальные стены.С появлением огнестрельного оружия крепость подверглась дополнительному укреплению.

В 1510 году Изборск вместе с Псковом был присоединен к Москве. В начале XVI века была построена крепость Псково-Печерского монастыря, и именно она стала принимать первые удары врагов. Во время похода на Псковскую землю польского короля Стефана Батория были разорены окрестности, в частности Мальский монастырь, о факте захвата Изборска можно судить только по результатам мирного договора 1582 года, где среди городов, которые «Стефан король поймал», значился Изборск. В конце XVII века Изборск из пригорода Пскова превратился в маленький городок, а затем в село, которое вошло в состав Печорского уезда.

В эпоху Петра I в результате Северной войны граница отодвинулась на запад. Изборск потерял свое приграничное положение и в XVIII веке его гарнизон был упразднен.

Изборск. Крепость-храм.

Для более детального исследования этого уникального археологического объекта помимо классического, необходимо прибегнуть к дополнительному методу. К дополнительному методу относятся два вида фотосъёмки, аэрофотосъёмка (в том числе спутниковая) и обычное фотографирование объекта, в данном случае стен, башен и холма, на котором стоит крепость -это требуется, чтобы убедиться в исключительной древности Изборска.

К сожалению, на протяжении последних 200-х лет, историки и археологи, исследовавшие Изборск, мало уделяли внимания для исследования древнего города, довольствовались лишь изучением некоторых участков территории крепости. В отчётах, как правило, всегда утверждалось - это древнейшее поселение было основано около VIII века н.э., что совпадало с государственной идеологией «молодости» славяно-русов по сравнению с другими европейскими этносами, которые появились по «утверждению» немецких историков-норманистов на исторической сцене тоже около VIII века н.э.! Так продолжается до сих пор…

Но давайте попытаемся самостоятельно, хотя бы в некоторых деталях изучить Изборск. Фотография помогает выявить тонкие светотени, которые образуют различные надписи, выложенные в стенах и башнях этого чудом сохранившегося города-крепости, крепости-храма русской ведической культуры. Благодаря фотографии достаточно легко изучать уникальные надписи, сделанные из бута и земли, которые со временем зарастают травой, образуя тем самым дендроглифы. Они всегда во множестве сопровождают места, посвящённые славяно-русским ведическим богам.

С доисторических времён, славянские крепости несли в себе двойную функцию: защиты от врагов и храмового культового комплекса. Городище строилось вокруг святилища, и соединялось с ним, образуя единый архитектурный ансамбль, в котором заключался глубокий религиозный смысл - всё мироздание вращается вокруг светил и мир людей объединяется и живёт вокруг Бога как источника жизни и разума. В археологии подобная культура носит название нурагической или культуры нурагов. Нурага происходит от итальянского(итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) - тип мегалитической башни. Скорее всего, это итальянское слово появилось от латинского, которое в свою очередь произошло от древнерусского - НЫРИЩЕ, НЫРЬ, НОРА. В словаре В.И. Даля есть пояснение к древнему слову «НОРА» = «НЫРА» = «НЫРЬ»=«НЫРИЩЕ», что значит ‘башня в укреплении, куда скрываются’ [от врагов].

Фото № 1а

На первой фотографии (Фото № 1/1а) кругами обозначены посвятительные надписи в честь ведических славянских богов Рода и Мары. В нижней части снимка справа видно «колесо» Рода левее Мары. На склоне холма на котором стоит крепость, видно множество надписей и «кругов» Рода, а также и это крайне важно, каменное основание и стены, нижняя часть башен также имеют посвятительные надписи в основном в честь бога Рода, также часто в стенах виден традиционный рефрен прославляющий РУСЬ, как достояние Неба, и как источник жизни на земле написанный рунами Макаши - «РС»=РУСЬ. На территории крепости в левой части кругом обозначена надпись-дендроглиф АРИИ. Из этого можно сделать вывод: холм, на котором стоит Изборск являлся жертвенником ещё в эпоху палеолита: времени освоения АРИЯМИ - СЛАВЯНАМИ евразийского континента.

Фото № 2а

На переднем плане видна стена крепости, где выложены из камня надписи: РОД. Самый верхний круг надпись «РС» РУСЬ, на склоне холма два «колеса» Рода и Мары. Фото № 2/2а и Фото № 3/3а.

Фото № 3а

Перед нами одна из башен Изборской крепости. В кладке стен из природного камня выложены надписи, снизу верх: пять посвящены Роду. Самая верхняя надпись читается слева на право: ХРАМ!

Фото № 4/4а, При множестве посвящённых богу Роду надписей выше, как было показано, самая верхняя надпись состоит из трёх слов: ХРАМ МИРА РОДА.

Фото № 4а

На следующей фотографии № 5/5а, также видны дублирующие надписи снизу верх: Род, справа и слева «РС» РУСЬ.

Фото № 5а

Фото № 7/7а и Фото № 9/9а. Другие башни также имеют священные ведические надписи самые верхние «РС»=РУСЬ, ниже ХРАМ, все последующие справа налево Род, а справа, если смотреть на правый край колец, третий средний круг: правосторонняя свастка-ярга.

Фото № 7а

Фото № 9а

Другой ряд башен и стен вновь показывают единство замысла строительства этого комплекса, где воочию видно принципиальное предназначение этого комплекса в первую очередь, как культового и ритуального, а потом только в качестве защитного сооружения. Важный вывод можно сделать при рассматривании предложенных фотографий: Изборская крепость-храм, представляет собой уникальный археологический объект, который несёт в себе свидетельство непрерывной культурной взаимосвязи русской ведической культуры от доисторической эпохи, около XXV - XX веков до н.э. до Средневековой Руси конца XV века н.э.

Фото № 8а

Фото № 8/8а: Основание холма, нижняя часть которого выложена из доломита от древности «вросла» в землю - это эпоха палеолита. Это первый культурный слой. Второй слой это эпоха возрождения Изборска после «первого запустения» около Vвека до н.э. Третий слой - это возрождённая крепость-храм отстроенная Гостомыслом после «второго запустения», от неё сохранилась нижняя часть стен и башен. По времени - это вторая половина первого тысячелетия нашей эры. Четвёртый слой, самый небольшой, он очень бросается в глаза своей крайне грубой и неумелой кладкой - это верхний край башен и укрепление стен изнутри крепости эпохи X- XV веков н.э. Очень хорошо видна на фотографиях грубая достройка верхних ярусов стен и башен, которая резко контрастирует с древней очень качественной кладкой. Это время русского Средневековья, когда повсеместно исчезает ведическая вера, которая к концу XVII века исчезает на всей территории Руси.

Нураг или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi)— тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния с конца II тыс. до н. э. и до захвата острова римлянами. Всего на острове учеными найдено около 7000—8000 нурагов. По оценкам, когда-то их количество могло достигать 20—30 тысяч. В основном нураги встречаются в северо-западной и южно-центральной частях острова. Сардиния изобиловала крупными каменными сооружениями ещё в донурагический период, в 3 тысячелетии до н. э. (см. Домус-де-Джанас, Гробницы гигантов). В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери. В конце 2 тысячелетии до н. э., предположительно в результате вторжения народа из Восточного Средиземноморья, так называемых народов моря или ПЕЛЕШТИМОВ - ПЕЛАЗГОВ являющиеся предками славян обладавших развитыми познаниями в металлургии, местная мегалитическая культура трансформируется, и вместо богато раскрашенных, но примитивных по архитектуре гробниц возникают многочисленные нураги. Аналогичные культуры существовали в бронзовом веке на Балеарских островах (талайоты) и на Корсике (торре).

Первые, примитивные протонураги или псевдонураги относятся к археологическим культурам Боннанаро и Суб-Боннанаро (первая относилась к донурагическому населению, тогда как вторая, по-видимому, была непосредственным предком культуры строителей нурагов). По мнению академика А. И. Немировского, Сардиния в эпоху строительства нурагов была промежуточным пунктом миграции предков этрусков из Малой Азии в Италию.

Изделия искусства нурагической культуры обнаруживают сходство, как с этрусским искусством, так и с изделиями Восточного Средиземноморья. Некоторые нураги по высоте достигают 20 метров.

Назначение нурагов многоразличны - это были храмы, обычные жилища, резиденции правителей, военные укрепления, места встречи вождей, проведения народных собраний. Некоторые из нурагов расположены в стратегически важных местах, из которых можно было контролировать важные дороги. Датировка сооружения нурагов датируются около 3500 года до н. э., то есть временем возникновения нурагической культуры, однако большинство было сооружено в период среднего бронзового века, XVIII—XV века до н. э., или же в поздний бронзовый век. Нураги продолжали использоваться до вторжения римлян во II веке до н. э.

По мнению этрусколога Массимо Паллоттино, архитектура нурагической культуры была наиболее прогрессивной из всех цивилизаций западного Средиземноморья для своего времени, даже в сравнении с регионом Великой Греции на юге Италии. Из около 8 тыс. существующих нурагов лишь в некоторых проводились археологические раскопки.

На представленных здесь фотографиях убедительно видно насколько «крепость» Изборска однотипна с южноевропейской славянской культурой, которую обычно называют этруской. Подобные крепости храмы строились также в центральной Европе и на Балтийском побережье. На территории современной России, по-видимому, чудом сохранился Изборск как уникальный артефакт глубочайшей древности восходящий к эпохе позднего палеолита! Для сравнения абсолютного единства культуры нурагов и Изборского храмового комплекса привожу ниже парные фотографии различных сохранившихся нурагов для визуального исследования и проведения сравнительного анализа типов построек для убедительного вывода о ЕДИНСТВЕ КУЛЬТУРЫ и ЯЗЫКА древнейшей цивилизации, которая как может убедиться любой читатель, есть цивилизация славяно-русская. Фото: №10/10а,11/11а,12/12а,13/13а,14/14а.

Фото № 10а

Фото № 11а

Фото № 12а

Фото № 13а

Фото № 14а

Обсуждение.

Основополагающая славянская цивилизация была постепенно к концу I тыс. до н.э. вытеснена пришлыми поселившимися на европейском континенте азиатскими инородцами. Они в свою очередь использовали как строительный материал камень славянских поселений, храмов и городов. В этом числе пострадали и нураги многие были разрушены, некоторые исчезли и представляют сегодня груду камней.

Из приведённых примеров, представленных на современных фотографиях 2010-2012 годов, видно полное совпадение типа т.н. «культовой» кладки. Этот метод уникален по своей технологи, он встречается повсеместно на тех территориях в древнем мире, где обитали славяне. Техника выполнения работ сама по себе предельно проста - при выполнении строительных работ в основании зданий или башен и других видов сооружений и в кладке стен методом регуляции внешней лицевой части строительного материала создавались посвятительные надписи ведическим богам. Обычно применялся гранит или доломит, как наиболее надёжный строительный материал, который достаточно часто встречается на поверхности земли.

В заключение статьи можно сделать вывод:

1.Изборск с древнейших времён является одним из религиозных центров славяно-русов наряду с такими знаменитыми на весь мир городами-святилищами как Словенск и Аркона.

2.В виду того, что в основании, стенах на территории крепости-храма и на внешних сторонах холма на котором стоит Изборск имеются в основном посвятительные надписи ведическому богу Роду, значит Изборск есть город-храм посвящённый этому богу.

3.Возраст Изборска, судя по его идентичности с сооружениями культуры нурагов, равен 3500 лет до н.э.! Эта культура является этруской.

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — это представители одного из южнославянских народов в древние племена, населявшие в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Существует две версии появления этрусков на Аппенинском полуострове: по одной из них, этруски родом из Италии, по другой этот народ мигрировал из Восточного Средиземноморья. В пользу второй теории говорят труды Геродота, появившиеся в V веке до н. э. Как утверждал Геродот, этруски — это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, — тиррены или тирсены, вынужденные покинуть родину из-за катастрофического неурожая и голода. По мнению Геродота, это произошло практически одновременно с Троянской войной. Гелланик с острова Лесбос упоминал предание о пеласгах, которые прибыли в Италию и стали именоваться тирренами. В то время рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть датировать появление тирренов на Аппенинском полуострове следует XIII веком до н.э.

Необходимо отметить, очень часто в культуре этрусков встречается символ в виде «башни» и этот символ-знак является в этой культуре ключевым. Подобный символ был сильно распространён в славянском первом государстве - Норик. Символом матери всех богов - Макожи - Живы - Кобелы - Кибелы является также «башня».

Родиной матери богов по свидетельству Геродота была Великая Скифия и служителями её могли быть только скифы, т.е. славяне! Широко распространённый культ Праматери - Кобелы, дающей всему жизнь, повсеместно встречался у славян с эпохи палеолита. В культуре Триполья были распространены фетиши - татуированные женские фигуры Кобелы. Через Трипольскую и Винчанскую культуры этот культ проник во Фригию, и в государстве Хеттов стал главным. Имя богини здесь произносилось - Кибела. От хеттов этот культ распространился в Греции, Риме и других странах, став одним из доминирующих, так как здесь она почиталась прародительницей всех богов. У древних славян было особое жреческое сословие «колпаконосцев» - энареев служителей богини Кибелы, известных во всём древнем мире своим даром провидения. Геродот в «Истории» и Лукиан Самосатский (120-180 гг. н.э.) в труде «Токсарис, или дружба» писали о знаменитых жрецах - энареях, которым «одним свойственно превращать людей в бессмертных…» Свидетельство древнейшего историка Геродота и знаменитого софиста Лукиана жившего в начале новой эры показывает непрерывность и постоянство культа Кибелы у славян на протяжении многих столетий.

Общим знаком-символом полабских славян объединяющий их в одну религиозную семью была «башня» - герб Арконы религиозной и культурной столицы западных славян. На карте Европы обнаруженной Конрадом Миллером (1844 - 1933) в сочинениях блаженного Иеронима (+ 420) принадлежавшей некогда святому Евсевию Кесарийскому (270 - 338), Аркона обозначена трёхстолбовой и трёхзубчатой «башней»!

4.Примеры сопоставления южноевропейской, центральноевропейской и восточноевропейской славянской культуры показывают единство религиозного (ведизм), языкового (древнерусский язык) и культурного наследия на протяжении 4500 лет, с XXV в до н.э. по XVI век нашей эры! Это исключительное явление в истории человечества. С принятием Православия, а отправным моментом, христианизации нужно считать вторую половину I века нашей эры, неразрывно связанной с именем апостола Андрея Первозванного. В истории славяно-русов с I века нашей эры, прослеживается, прочти непрерывное служение Православной Церкви, представители священства которой были славяно-русы. Только начиная с X века, часть епископата и священства стали составлять греки и болгары. Русский ведизм всегда занимал ведущее место в религиозной жизни народа. Ситуация стала постепенно меняться после XI века, когда Православие было официально провозглашено государственной религией. В середине XVII века староверы, исповедующие древний ведизм и старообрядцы не принявшие «новых» обрядов» от греков, стали систематически преследоваться и уничтожаться во время царствования царя Алексея Михайловича «тишайшего»… Наиболее сильное преследование было при Петре I. Вследствие гонений погибли от лишений, голода и преследований более 1,5 миллионов русских людей.

Литература

1. Мазуринский летописец // ПСРЛ. Т. 31. М.: Наука, 1968.

2. Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011.

3. В.Н. Татищев в примечании отметил: «Равно Гельмольд оного ж Винулем, т.е. князем винулиев именовал». Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 66. В «Словаре русского языка XI-XVII вв.» древнерусское слово «столп» имеет значение башни. Происхождение личного имени Столпосвят связано с религиозными ведическими понятиями древних славяно-русов. Столпосвят - значит почитающий святой храм-столп бога Рода. Башни-столпы культуры нурагов как у этрусков, так и славяно-русов являлись ведическими храмами бога Рода.

4. Татищев В.Н. От скифов до славян: История Российская во всей её полноте. М., 2011. С. 67 .В пояснении В.Н.татищев писал: «Изборск во имя Избора,который у сарматов Кунигарди Шуя именован Владимир в области Псковской, ныне село Владимирец, где древний вал видим <…> Столбово на реке Тихвине, другое на реке Тверце меж Вышнего Волочка и Торжка, Столп именуемое. Оба сии в области Новгородской…» Далее В.Н.Татищев пишет: некогда он имел общение с монахом Нило-Столобенской Пустыни и на вопрос почему у острова такое необычное название, он ответил: в древних монастырских сказаниях записано остров получил своё название от древнейшего города, который стоял на месте нынешнего города Осташкова и назывался он в честь князя Столп или Столбов! Тамже.С.67.

5. Под 862 годом указано, что Рюрик сел в Ладоге, в Лаврентьевской летописи название города опущено; в Новгородской первой (Н1Л), Новгородской четвёртой (Н4Л) и Софийской первой (С1Л) летописях назван город Новгород.

6. Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./ Подг. текста, перевод и ком. Д.С. Лихачева/ Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996.

7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1998. Репр. изд-ие 1880-1882 г. Т. 2.

8. Нураги - каменные укреплённые жилища бронзового и раннего железного века в виде башен.

9. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.

10. Жак Эргон. Повседневная жизнь этрусков. М.: Молодая гвардия, 2009. О славянском происхождении этрусков писали древние историки Геродот (V в. до н.э.), Страбон (I в. до н.э.), Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г.н. э). Дионисий Галикарнасский (I в. до н.э.) писал об этрусках, как о совершенно обособленном народе, который отличался не только от азиатов-лидийцев, но и от автохтоного населения Аппенинского полуострова. Он пишет: «Язык у них (этрусков) и у лидийцев разный <…>. Они (этруски) покланяются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы…»

11. Византийский грамматик и этнограф Стефан Византийский (527-565 гг. н.э.) в географическом словаре «Ethnica» отметил СЛАВЯНСКОЕ происхождении этрусков.

12. Геродот. История: В 9 книгах / Пер. и прим. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир, 1993. Кн. IV, 20. // Геродот был убеждён, что некогда Эллада называлась ПЕЛАСГИЯ; пеласги ДО эллинского племени ГОВОРИЛИ и ПИСАЛИ на СВОЁМ ЯЗЫКЕ» . Сохранившиеся фрагменты письменности пелазгов обнаружены на Лемносской стеле и Пирейском льве. Пелазгическая письменность полностью идентична сохранившейся во множестве этрусской, что свидетельствует о кровном родстве и единстве этих древних славянских народов. Население Аттики тоже принадлежало к пеласгам и называлось кранаями. <…> «ПЕЛАСГИ НАХОДИЛИСЬ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ, ЧЕМ ГРЕКИ»

13. Большая советская энциклопедия. М., 1973. Т. 12. С. 75. // Кибела, фригийская богиня, почитавшаяся в Малой Азии, Греции, во всей Римской империи (с 204 г д.н.э. культ Кибелы как государственной установлен в Риме). В честь Кибелы жрецами исправлялись мистерии с обрядами, в которых важную роль играли самоистязания, омовения кровью жертв и самооскопления.

14. Konrad Miller (21. November 1844 in Oppeltshofen; † 25. Juli 1933 in Stuttgart) war ein römisch-katholischer Theologe, Naturwissenschaftler und Kartographiehistoriker. Er war maßgeblich an der Wiederentdeckung der Tabula Peutingeriana, einer kartografischen Karte, die das römische Straßennetz im spätrömischen Weltreich aus dem 4. Jahrhundert n. Chr. abbildet, und weiterer Karten beteiligt. Miller Konrad. Die altesteWeltkarten/K.Miller. - Berlin, 1895.

Населенный пункт неподалеку от Пскова на берегу Городищенского озера носит название Старый Изборск. Существует еще населенный пункт с названием Новый Изборск, по сути, жилой район Изборска, поэтому к привычному названию городка Изборск стали добавлять прилагательное «старый».

История Старого Изборска

Судя по старинным летописям, основан Изборск был в 860 — х годах. Первым его князем был Трувор, брат Рюрика. Позднее княгиня Ольга присоединила Изборск к Пскову.

В начале 13 века и вплоть до 16 века орден немецких рыцарей атаковал Изборск, разрушая и осаждая его. Жители Изборска не раз переселялись с места на место.

В 1330 году была выстроена крепость Изборска и с тех пор город выдержал осаду немцев 8 раз. Взять его больше не могли. Только однажды Речь Посполитая в конце 16 века заняла крепость Изборска, но по мирному договору город все же остался в Московском государстве.

В 1920 году между советской Россией и Эстонией был подписан Тартуский мирный договор, по которому Изборск стал принадлежать одному из эстонских уездов. Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован фашистами, в 1945 году, после освобождения, был передан РСФСР.

Сейчас Изборск является туристическим центром, а также музеем -заповедником, историко — культурным центром.

В Изборске снимались художественные фильмы «Звезда пленительного счастья», «Андрей Рублев», «Открытая книга».

Город Изборск достопримечательности

  1. является самой известной, самой древней и заслуженной достопримечательностью города. Крепость построена на Жеравьей горе, она — образец русского оборонительного зодчества, так как поистине является неприступной. Ни разу она не была захвачена врагом, отражала все штурмы. Форма крепости — неправильный треугольник со скругленными углами, с двух сторон крепость защищают неприступные склоны горы, а с третьей стороны существовали защищающие рвы. Высота стен — почти 8 метров, их толщина — 4 метра, длина стен — 623 метра, а материал, из которого они сделаны — местный известняк. Есть мнение, что в таком виде крепость существовала с 11 века, и ее фактически не перестраивали — настолько удачной и совершенной была ее постройка.
  2. В окрестностях Изборска и в самом городе есть скопления каменных крестов. Объясняется это тем, что в местной земле много плитнякового камня, известняка, который и служил главным материалом фактически для всех построек, в том числе и для надгробных памятников. Самые ранние захоронения, над которыми стоят каменные кресты датируют 11 веком.
  3. Труворов крест — перед въездом в Труворовво городище находятся древние захоронения, на них -две каменные плиты. За одной из них стоит каменный крест высотой 2, 28 метра, сейчас он уже несколько наклонился назад. Вырублен этот крест был из целиковой плиты известняка. Легенда гласит о том, что здесь захоронен Трувор, первый князь Изборска, а крест обозначает место его захоронения. Однако эта легенда не подтверждена фактами, но и не опровергнута.
  4. Тайный ход к родникам — глубина его 16 метров, сверху он засыпан землей, выложен дерном, а сама ниша в стене закладывалась каменной кладкой без раствора. Когда осажденные в крепости попадали в затруднительное положение, кладка разбиралась и гонцы отправлялись за помощью либо люди выбирались к родникам, чтобы набрать воды.
  5. Спасо-Онуфриев скит основал в 1471 году преподобный Онуфрий. Две церкви работали при храме — Спасо-Рождественская и Трапезная. Последняя была для монахов и жильем, и трапезной, и церковью. После разрушительных набегов поляков и шведов церкви и прочие постройки были совершенно разрушены, в 2000 году развалины переданы в Псково -Печорский монастырь. На сегодняшний день в ските служат 15 монахов.
  6. Труворово городище — в 9м веке поселение кривичей на Жеравьей горе защитило себя деревянной крепостью. Вот это поселение и стали звать Труворовым городищем. Позднее — в 14м веке, крепость отстроили немного в другом месте — она и получила название неприступной Изборской крепости.
  7. Никольский собор был выстроен и работал уже в 1341 году. Он находится у ворот Изборской крепости. Этот собор — памятник раннего псковского зодчества, в нем также находился придел святого Спаса. Несколько построек были присоединены в 19 веке к собору, что исказило его внешний вид.
  8. Талавская башня — высота ее 15 метров, расположена она над самым обрывом. Бойницы башни были приспособлены для использования пушек, верхний ярус имел выход в Талавский захаб или «коридор смерти» — враг, пройдя через первые ворота башни и попав туда, был зажат в узком месте, где защитники крепости истребляли его. Нижний ярус башни имел выход во внутренний двор крепости.
  9. Башня Луковка располагается внутри крепости — она являлась последним оплотом осажденных в случае захвата крепости врагом. В основном в ей хранили порох, также она использовалась как дозорная башня. Сейчас это лучшая обзорная площадка для туристов.

Об целительных водопадах Изборска известно с 17 века. Это очень мощные и сильно минерализированные источники. Считается, что нужно умыться и попить из каждого из них, чтобы исцелиться.

В окрестностях Изборска проводятся фестивали:

  • фестиваль авторской песни «Изборская крепость»,
  • «Железный град» — это фестиваль бойцов из военно -патриотических клубов реставрации военных действий,
  • «Исаборг» — фестиваль ассоциации раннесредневековых клубов «Гардарика».

Все эти фестивале чрезвычайно зрелищны и интересны, поэтому посетившие их единожды, как правило, возвращаются вновь.

Один из древнейших русских городов, упоминаемый в «Повести временных лет». Расположен на территории Печорского района в 30 километрах к западу от Пскова, на берегу Городищенского озера. Расстояние до Москвы – 850 километров.

Изборск — один из древнейших русских городов. Первое летописное упоминание Изборска под 862 годом связано с призванием на Русь варяжских князей: Рюрика, Синеуса и Трувора. Согласно книжной легенде 17 века, Изборск был основан Словеном, сыном Гостомысла, давшим ему имя в честь Избора, сына Словена.

Изборск уже стоял на псковской земле, когда на Русь призвали легендарных варягов. За свою многовековую историю Изборск выдержал 8 осад, заслужив от врагов прозвище «железный град». В Изборске начиналась история русских земель.

В настоящий момент Изборск это всего лишь поселок. Обыкновенные деревенские дома примыкают почти к самым стенам старинной Изборской крепости. Город-крепость расположен в живописном месте, будто сошедшем с полотен Васнецова к русским сказкам, его украшают многочисленные исторические и природные памятники. Основные достопримечательность Изборска — Труворово городище, место первоначального поселения, и крепость на мысе Жеравьей горы. С городища открывается великолепный вид на Городищенское и Мальское озера, а восточной оконечности его подковообразного вала стоит древняя Никольская церковь. В Изборске можно познакомиться с крепостью 14 века и расположенным внутри ее стен храмом Св. Николая, в котором находится список с чудотворной Корсунской иконы Божией Матери, посетить Святые источники 12 апостолов (Словенские ключи), а также храм Рождества Пресвятой Богородицы 17 века, где покоятся мощи преподобного Серапиона Изборского, жившего в 15 веке и основавшего здесь Рождественский женский монастырь.

Изборск — северо-западные ворота в Россию, хранитель тайн истории, город на ключах, каменный город на Птичьей горе, в этих местах находили источник вдохновения художники и писатели. Его прошлое и настоящее изучают археологи, экологи, этнографы, лингвисты и фольклористы.

Изборск славится своими фестивалями, каждый из которых является грандиозным событием в мире исторической реконструкции и способен подарить зрителям незабываемые эмоции.

Фестиваль «Исаборг». Время проведения: начало июня.

Во время проведения фестиваля оживает древнее Труворово Городище, на месте которого реконструкторы воздвигают славянский город конца 9 – начала 11 веков. На просторных улицах, появившихся за ночь в чистом поле, витает чарующий аромат хлеба, приготовленного в печи по старинным рецептам, ремесленники мастерят поделки из кости и дерева, гончары изготавливают утварь и игрушки на гончарном кругу, портные шьют традиционные косоворотки со славянским орнаментом. Фестиваль работает в режиме ярмарки до самого вечера, когда начинается главное событие – полевой бой по всем правилам средневекового ратного искусства. Под звук рога сходятся две дружины – и поворачивается колесо истории к изначальной точке.

Международный фестиваль военно-исторической реконструкции и средневековой культуры «Железный град». Время проведения: начало августа.

Один из самых массовых фестивалей в России, собирающий ежегодно по 7−8 тысяч зрителей. Посмотреть и правда есть на что – в эти дни Изборск вновь становится средневековым городом. Стараниями пятисот реконструкторов из России, Беларуси и Украины воздвигается средневековая крепость, трактир и ярмарка ремесел с торговыми рядами. На второй день фестиваля начинаются самые зрелищные события: массовые пешие бои, схватки всадников, турниры лучников и дефиле исторического костюма. Главное событие – инсценировка битвы 15 века, которая всегда заканчивается миром – концертом и праздничным фейерверком.

Изборская крепость некогда защищала западные рубежи молодой Руси. С начала 14 века древние стены не только выдержали немало осад, но и прошли проверку временем. Величественная Изборская крепость, возведенная на вершине Жеравьей горы, очертаниями напоминает треугольник, углы которого закруглены. Непреступной ее делают два крутых обрыва и специально выкопанные рвы, а также грандиозные известковые стены длинной в 623 метра высотой 7−10 метров, и толщиной 4 метра.

Дошли до наших дней и 6 башен Изборской крепости: Талавская - единственная прямоугольная башня; Вышка - самая высокая и мощная; башня Колокольная; башня Рябиновка и Темнушка, от которой начинается Никольский захаб - длинный и узкий проезд вдоль южной стены. И, наконец, шестая башня - самая древняя - она осталась от старой деревянной крепости. На восточной стороне у Колокольной башни находится Тайник - наклонная ступенчатая галерея, перекрытая треугольным сводом и ведущая к колодцу-роднику. Внутри крепости, напротив Колокольной башни, расположен прекрасный Никольский собор.

Башня Луковка, самая древняя и таинственная башня, вокруг которой и началось строительство крепости. Изборчане не растерялись и вырезали бойницы не только с внешней стороны башни, но и с внутренней – это сделало Луковку последним рубежом обороны, куда отходили, если врагу удавалось прорваться за крепостные стены. Внизу башни имеется арочный проем, ведущий в вырубленный в скале подвал. С появлением огнестрельного оружия здесь размещали арсенал и пороховой погреб. Однажды порох загорелся, и Луковка едва не взлетела на воздух, но каменная кладка выдержала. Луковка – самая низкая из башен Изборской крепости, но, именно с нее открывается самый лучший вид на долину.

Талавская башня отличается от других башен крепости. Она построена позже других и имеет четырехугольную форму, за что поначалу была прозвана Плоскушей (из-за плоских стен). Нынешнее название башня получила из-за бьющих неподалеку Талавских ключей, которые, названы в честь жившего здесь племени «толова». Башня построена над самым обрывом и прикрывала не только свой участок стены, но и Талавский захаб (захаб – укрепление над воротами), образуя вместе с ним так называемый «коридор смерти», в который попадали враги, желающие вынести тараном ворота. Еще одной интересной особенностью Талавской башни является форма и расположение бойниц. Они вырезаны в веерном порядке, а углы скошены, что позволяло максимально сократить мертвую зону неподалеку от башни, которую нельзя было накрыть пушечным огнем из бойниц.

Башня Вышка, самая высокая и могучая башня крепости, занимающая важное и уязвимое место обороны на западной стороне. Раньше на вершине башни располагалась деревянная надстройка – вышка для сторожевой охраны, что и дало название башне. Рядом с башней располагается тайный выход в поле, через который изборчане выходили на разведку и на бой с неприятелем. В отличие от других башен крепости, Вышка украшена оригинальным орнаментом-бегунцом и старинными крестами-оберегами, охранявшими крепость от врагов.

Башни Темнушка и Рябиновка, практически башни-близнецы, наравне с Вышкой защищающие западную стену крепости. Темнушка отличается малым количеством бойниц, из-за чего внутри царит полумрак, а Рябяновка получила свое название из-за росшей неподалеку рябиновой рощи.

Из центра южной стены вздымается Колокольная башня. До середины 19 века наверху башни находилась звонница, возвещавшая о подходе врагов, которую в 1849 году сменила построенная во дворе крепости колокольня. Рядом с Колокольной башней берет свое начало знаменитый ныне тайный путь, спускающийся к подножию холма. Этот туннель в свое время не раз спасал изборчан во время осад, когда в крепости заканчивались запасы воды.

На территории Изборской крепости находится величественный Никольский собор, выстроенный в 14 веке. Храм во дворе твердыни существовал с момента основания крепостных стен, поднимая боевой дух ее защитников. Впервые храм при первой крепости упоминается в 1341 году, как деревянная церковь. Второе упоминание относиться к 1349 году, когда к храму был пристроен предел во имя Преображения Господня. В 1599 году храму присвоен статус кафедрального собора.

Собор Николая Чудотворца — действующий православный храм в Изборске. Современная колокольня была построена в 1849 году. До этого колокольней была одна из крепостных башен.

Месторасположение: внутренний двор Изборской крепости

Церковь Сергия Радонежского и Никандра — древнерусский храм в Изборске, памятник архитектуры 18 века. С Никольским собором во дворе крепости некогда соседствовала деревянная церковь Сергия Радонежского и Никандра Псковского, построенная в честь присоединения Пскова к Москве.

Один из пожаров уничтожил деревянное строение, а отстроенный в камне храм вынесли за стены крепости. Точная дата постройки не известна, однако в стенах церкви нашли доску, датируемую 1611 годом. Храм построен в стиле псковской архитектуры с элементами провинциального барокко и классицизма.

В интерьере сохранился деревянный иконостас 18 века. Сейчас в церкви располагается музейная экспозиция. При храме сохранилось древнее кладбище.

Месторасположение: на территории Изборской крепости

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы — действующий православный храм в Изборске, памятник архитектуры. Каменная церковь была построена в начале 18 века на месте деревянного храма существовавшего здесь девичьего монастыря Пресвятой Богородицы и сохранилась до наших дней в своем прежнем виде. Согласно летописным данным, храм построен на месте древнего кладбища, часть которого до сих пор примыкает к церковным стенам.

В храме сохранился двухярусный, деревянный иконостас18 века, украшенный резьбой. Наиболее декорирована центральная часть иконостаса. Основной мотив резьбы — ветвь аканта и резные головки ангелов. В церкви хранятся старинные иконы фряжской манеры письма – образы св. равноапостольной княгини Ольги, святого князя Всеволода — Гавриила, архангелов Гавриила и Михаила, апостолов Петра и Павла, святой Параскевы и образ Святой Троицы. Церквь Рождества Богородицы примечательна тем, что в ней снималась сцена венчания Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья».

Рядом с храмом находится святой источник, над которым построена красивая деревянная часовня с образом Серапиона Изборского. Родничок обрамлен колодцем из известняка, в часовне устроена купель.

Месторасположение: В 300 метрах к юго-востоку от Изборской крепости

Усадьба построена в 1902 году. Флигель дома купца Анисимова был двухэтажный. Второй этаж - деревянный, использовался для жилья, первый - каменный сдавался изборским купцам в аренду для торговли. В 20−е годы прошлого столетия в доме жили эстонские пограничники.

В настоящее время в четырех просторных залах располагается музейная экспозиция, посвященная определенным этапам истории Изборска и его жителей. В первом зале посетители смогут узнать об эпохе основания города и увидят подлинные предметы быта древних славян, населявших Труворово городище более тысячи лет назад.

Второй зал расскажет о жизни средневековых изборчан, их занятиях, одежде, украшениях и повседневном быте. Третий и четвертый залы посвящены боевой истории Изборска. Здесь представлены подлинные образцы оружия и доспехов как защитников Изборской крепости, так и их врагов: тевтонских и левонских рыцарей, а также воинов Речи Посполитой. Оружие можно взять в руки, а доспехи – примерить.

Адрес: г. Изборск, ул. Печорская, 41

Обширная экспозиция, расположенная в двух помещениях, повествует о быте изборчан, начиная с 19 века и по наше время.

Ее основу составляют этнографические материалы, полученные в ходе экспедиций по Изборскому краю. Жилые помещения и купеческая лавка были реконструированы.

Адрес: г. Изборск, ул. Печорская, д. 32

Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» — центральное музейное объединение города. Он располагается в доме купца Белянина. Музей был основан в 1964 году, а в 1993 преобразован в музей-заповедник.

Главные экспозиции музея — Изборская крепость, экспозиции «Летопись славяно-русского княжеского» в доме купца Анисимова и «Культура народов Сето» в доме купца Шведова, выставка «Палата Русской словесности и Православной веры» во флигеле купца Анисимова.

У музея также есть два филиала, работающих за пределами Изборска: музей истории города Печоры; музей народа Сето в деревне Сигово. Кроме выставок музей занимается исследовательской, образовательной и экскурсионной деятельностью.

Адрес: Псковская обл., г. Изборск, ул. Печорская, 39

Изборск и его окрестности известны своими многочисленными родниками и подземными источниками. Самыми прославленными являются Словенские ключи, бьющие из-под земли не менее тысячи лет. Впервые подземные источники упоминаются в 17 веке, а популярными среди путешественников они стали уже конце 19 начале 20 столетий.

Словенские ключи — освященные родники, переходящие в небольшой водопад в городе рядом с Изборской крепостью и популярная достопримечательность в городе. Более 10 струй источника выходят из земли и образуют небольшой каскадный водопад, после чего вода попадает в озеро Городищенское. Словенские ключи обладают целительной силой, а Ключами двенадцати апостолов их назвали из-за количества водных струй, выходящих из-под земли. Считается, что каждый поток обладает определенной энергией, и чтобы стать здоровым и счастливым, следует выпить и умыться в каждой из струй.

Как добраться: Следует обойти Изборскую крепость с восточной стороны и двигаться по дорожке в сторону озера. Пешком можно добраться за 10 минут.

Месторасположение: в конце улицы Школьной

Экоферма «Изборский страус» — зоологический питомник и зоопарк в Изборске. Псковской области. Популярное место для посещения всей семьей. На экоферме можно познакомиться с представителями экваториальной фауны - черными африканскими страусами. Кроме них на экоферме живут северные олени и овцы Романовской породы, кролики, гуси, еноты.

При ферме открыто кафе, здесь можно приобрести экопродукты — яйца и мясо страусов или попробовать все на месте, например, омлет из гигантских яиц. Страусов можно кормить. В качестве сувенира можно увезти настоящее страусиное яйцо.

Как добраться: на автомобиле или на автобусе, который отправляется от железнодорожного вокзала Пскова, нужно доехать до остановки «Дубник»; после остановки направо — вывеска «Изборский страус».

Адрес: Псковская область, Печорский район, г. Изборск, дер. Залавье

Адрес: Псковская область, Печорский район, г. Изборск, дер. Залавье