Изменения в коап с 1 января

Предлагаем вашему вниманию обзор про изменения в КоАП в 2018 году, о которых необходимо знать каждому бухгалтеру.

Проще оплачивать административные штрафы

Закон от 29 июля 2017 года № 264-ФЗ внёс изменения в статьи 28.8 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Они регламентируют направление на рассмотрение по существу протокола об административном правонарушении и вынесение итогового постановления.

С 31 июля 2018 года контролёры, в том числе налоговики, будут прикладывать реквизиты на уплату штрафа к соответствующему протоколу, который передают для рассмотрения по существу в суд, иной полномочный орган или должностному лицу, либо укажут необходимые платёжные реквизиты в самом постановлении о штрафе.

Данные поправки КоАП с 2018 года позволяют:

  • не искать самостоятельно реквизиты для уплаты штрафа;
  • снизить риск неправильного заполнения платежки и попадания штрафа в невыясненные платежи.

Изначальная причина этих изменений в том, что суды зачастую не владеют достаточной информацией об администраторе доходов, которая должна быть приведена в постановлениях (решениях суда), вынесенных по итогам рассмотрения административных дел.

Сведения о получателе штрафа, согласно правилам заполнения расчетных документов, необходимы как привлеченному к административной ответственности, так и судебному приставу-исполнителю для исполнения постановления о принудительном взыскании долга по штрафам.

Уточнены составы валютных нарушений

Закон от 14 ноября 2017 года № 325-ФЗ уточнил в КоАП РФ составы правонарушений в сфере валютного законодательства. В частности:

  • по статье 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования» руководители и другие сотрудники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, отвечают как должностные лица (штраф от 20 до 30 тыс. руб.);
  • уточнены суммы штрафа, в том числе за незаконные валютные операции, невыполнение резидентом обязанности по получению на счета иностранной валюты;
  • введено лишение права на профессию на срок от 6 месяцев до 3 лет для должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за валютные нарушения по ст. 15.25 КоАП РФ;
  • теперь штраф может выражаться в денежной сумме, кратной ключевой ставке (ранее – ставке рефинансирования ЦБ РФ) от суммы, поступившей на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока;
  • уточнена компетенция по рассмотрению дел по ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф за «алкоголь с собой»

Согласно изменениям в КоАП, с 1 января 2018 года Закон 29.07.2017 № 278-ФЗ ввёл административную ответственность за незаконное перемещение физлицами алкогольной продукции.

Новая статья 14.17.2 КоАП РФ предусматривает штраф от 3000 до 5000 рублей с конфискацией за перевозку немаркированного алкоголя от 10 литров. Если человек перевозит меньше 10 л, то проблем с законом у него не будет.

Также по этой теме многих интересует статья 14.17 КоАП с 2018 года. Она предусматривает ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так вот: изменений в неё с 2018 года нет.

Наказание за хранение страховщиками документов расширили

За нарушение требований к хранению документов страховщики отвечают по ч. 3 ст. 13.25 КоАП РФ. Согласно последним поправкам в КоАП с 1 января 2018 года (Закон от 23.06.2016 № 222-ФЗ) по ней будут штрафовать также за нарушение установленного страховым законодательством режима хранения данных в информационных системах.

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Комментарий к Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Основным объектом данного правонарушения является общественный порядок — установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах. Дополнительными объектами правонарушения могут выступать личность, чужое имущество, установленный порядок управления.

Понятие «общественное место» не имеет законодательной регламентации и определяется исходя из содержания правовых норм различных отраслей права, устанавливающих перечень общественных мест применительно к конкретным статьям (см., напр.: ). К общественным местам, помимо мест значительного скопления граждан (улицы, транспорт общего пользования, аэропорты, вокзалы, парки) относятся любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых есть или могут появиться люди (подъезды, подземные переходы, лестничные площадки, территории садовых товариществ и др.).

Субъектами правонарушения являются вменяемые граждане, достигшие 16 лет. С учетом того, что санкциями статьи предусмотрено альтернативное наказание в виде административного ареста, привлечение к ответственности отдельных категорий нарушителей осуществляется с учетом положений , .

Субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого умысла.

Особенностью объективной стороны мелкого хулиганства является обязательная совокупность двух признаков — основного (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) и одного из трех факультативных — названное нарушение должно сопровождаться либо нецензурной бранью, либо оскорбительным приставанием к гражданам, либо уничтожением или повреждением чужого имущества.

Действующая конструкция состава мелкого хулиганства претерпела существенные изменения по сравнению со ст. 158 КоАП РСФСР, действовавшей до 1 июля 2002 года, которой под мелким хулиганством понимались сами по себе нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан.

Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (см. п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»). Примером может быть демонстративное выяснение личных неприязненных отношений в общественном месте и др.

Нецензурная брань является оценочным понятием, отнесение выражений к ненормативной лексике определяется исходя из принципа общеизвестности их значения.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от назойливого приставания, например, с целью знакомства, попрошайничества, гадания. Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов РФ об административных правонарушениях (см. ст. 3.8 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

Уничтожение или повреждение чужого имущества может выражаться в совершении из хулиганских побуждений порчи одежды и личных вещей в процессе драки, поломке деревьев, сооружений, торговых палаток и др. При этом подобные действия, совершаемые из хулиганских побуждений, следует отличать от умышленного уничтожения и повреждения чужого имущества, которое, в зависимости от размера ущерба, квалифицируется по или ст. 167 УК РФ .

Примером противоправного действия, квалифицируемого как мелкое хулиганство, является справление лицом естественных надобностей в неотведенных для этого общественных местах, сопровождаемое нецензурной бранью в отношении граждан, делающих замечания нарушителю общественного порядка.

Следует особо отметить, что наличие в действии только основного признака объективной стороны либо одного из факультативных (драка в общественном месте, равно как и нецензурная брань в общественном месте) состава мелкого хулиганства не образуют.

Также не образуют состава мелкого хулиганства действия (ссоры, драки, сопровождающиеся нецензурной бранью и повреждением имущества), совершенные из личных неприязненных отношений в квартире, другом жилом помещении, в отношении родственников либо знакомых, если отсутствует умысел лица на нарушение общественного порядка и выражение явного неуважения к обществу. Составление в этих случаев протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи впоследствии влечет прекращение судом дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения (см., напр.: Постановление заместителя председателя Алтайского краевого суда по делу N 4а-260/2012; Обобщение судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.1 КоАП, утверждено Президиумом Челябинского областного суда 16.05.2012). Подобные действия могут быть квалифицированы по законодательству субъектов Российской Федерации, например, как нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (см. ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»).

Смежным составом к мелкому хулиганству является уголовно наказуемое хулиганство, ответственность за которое предусмотрена ст. 213 УК РФ — грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с квалифицирующими признаками — с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (ч. 1); либо те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанные с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 2).

2. Частью 2 комментируемой статьи 20.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение квалифицированного мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

В данном случае неповиновение должно находиться в прямой причинной связи с попыткой представителей власти или иных лиц пресечь хулиганские действия. Например, не могут быть квалифицированы по ч. 2 действия лица, доставленного в дежурную часть органов внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, связанные с отказом выполнить законное требование сотрудников полиции о личном досмотре. Подобные действия представляют собой совокупность составов, предусмотренных .

Под представителем власти следует понимать лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него ( , п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

К иным лицам применительно к данной норме относятся лица, которые законом или иными нормативными правовыми актами наделены полномочиями, в том числе временными, по исполнению обязанностей по охране общественного порядка. При этом следует учитывать, что наличие у данных лиц полномочий по охране общественного порядка и пресечению правонарушений не подразумевает наличие у них юрисдикционных полномочий по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях данной категории.

В частности, полномочия должностных лиц внутренних войск МВД России, к задачам которых относится участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России»), ограничены только доставлением лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения ().

Должностные лица частных охранных организаций наделены полномочиями по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий и содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка (п. 5 ч. 3, ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), но не наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.

3. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел ( , ).

Полномочия должностных лиц конкретных служб и подразделений органов внутренних дел по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, регламентированы Приказом МВД России от 05.05.2012 N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию».

С учетом того, что санкциями комментируемой статьи предусмотрены альтернативные виды наказания — штраф или административный арест, а , законодателем установлена и альтернативная подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории — и .

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, в тех случаях, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дела по данной статье рассматриваются только судьями районных судов.

Несоблюдение данного требования влечет отмену постановления по делу об административном правонарушении.

Так, были отменены постановления мирового судьи судебного участка N 65 г. Сосновый Бор Ленинградской области, решение судьи Сосновоборского городского суда Ленинградской области и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда, вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении Шишкина А.А. по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ на основании нарушения требований подсудности, ч. 3 ст. 23.1, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (см. подробнее: Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2013 по делу N 33-АД13-5).

От имени органов внутренних дел (полиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей 20.1 КоАП России, могут рассматривать начальники территориальных органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; .

В этом разделе приведена действующая редакция главы 12 кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях". Именно в этой главе КоАП содержится описание всех административных штрафов и других наказаний, которые могут быть наложены на водителя за нарушение требований .

Подробную информацию о последних изменениях штрафов ГИБДД Вы можете получить в статьях " " и " ". Эти штрафы действуют с 2017 года.

Список штрафов в форме, предназначенной для печати, Вы можете найти на странице " ".

Кодекс об административных правонарушениях подвергается обновлениям очень часто. Иногда в течение месяца в него вносятся десятки изменений. Что касается главы 12, содержащей информацию о штрафах, то она обновляется 5-7 раз в год.

Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид" Статья 12.31. Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб

1 января 2018 года вступает в силу новая редакция Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Законодатели ввели административную ответственность за незаконное перемещение алкоголя физлицами, а также за нарушение страховщиками требований по хранению документов и информации.

Редакцию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменили сразу несколько новых законов:

Поправки являются разноплановыми и касаются не только самой административной ответственности, но и полномочий государственных контролирующих служб и органов власти регионов.

Полномочия государственных служб и органов власти

Законодатели уточнили редакцию статьи 23.34 КоАП РФ , которая регулирует органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор. В нее добавили главных государственных инспекторов территориальных, объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору. Они теперь имеют равные полномочия с прочими.

В статье 23.77 КоАП РФ "Военная автомобильная инспекция" право открывать административные дела предоставлено в том числе заместителям начальников военной автомобильной инспекции оперативно-территориального объединения (соединения) войск национальной гвардии РФ. А новой редакцией статьи 23.85 КоАП РФ в число федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, добавлены руководители подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и их заместители.

Статьей 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что составлять протоколы об административных правонарушениях в области частной детективной деятельности разрешено должностным лицам войск национальной гвардии Российской Федерации. Пункт 6.2. этой статьи, который давал право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и совершенных на территориях субъектов РФ:

должностным лицам органов исполнительной власти указанных субъектов РФ, утратил силу. Также утратила силу , которая регулировала полномочия органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя в рамках КоАП.

Информационная безопасность

Новой редакцией статьи 13.25 КоАП РФ , предусматривающей административную ответственность за нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах, определена ответственность страховщиков за неисполнение обязанности по хранению документов, перечень которых и требования к обеспечению сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, а также за непринятие мер по обеспечению хранения информации. Штрафы за такое нарушение составляют:

  • на должностных лиц — в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Незаконный провоз алкоголя

В кодексе появилась новая , которой предусмотрена административная ответственность за перемещение физическими лицами алкогольной продукции по территории России, если напитки не промаркированы в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такую алкогольную продукцию граждане имеют право перевозить в объеме не более 10 литров на одного человека. За правонарушение предусмотрен административный штраф в размере от 3000 до 5000 рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

Поправки в КоАП РФ в 2018 году касаются уплаты штрафов, хранения документов и т. п. Читайте в статье о новых правилах, которые вступят или уже вступили в силу.

Что включили в КоАП РФ в январе 2018 года

Гость, знакомьтесь - !

Какие изменения КоАП РФ действуют с 1 января 2018 года

Некоторые новеллы вступили в силу с 1 января.

О хранении документов внесли изменения в статью 13.25. Их два:

  1. Поменяли название статьи с «Нарушение требований законодательства о хранении документов» на «Нарушение требований законодательства о хранении документов и информации, содержащейся в информационных системах».
  2. Дополнили ответственность страховщика по части 3. Его оштрафуют, если он не обеспечит хранение информации в базе данных по правилам Закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела» (Закон о страховании).

Законодатель ввел эту ответственность, поскольку установил новую обязанность страховщика. С 2018 года страховая должна в течение трех календарных дней после окончания отчетного периода передавать на хранение в орган страхового надзора резервные копии баз данных (ч. 3 ст. 29.1 Закона о страховании).

С 1 января появилась новая статья 13.39, которая касается предоставления связи. Организатор сервиса обмена мгновенными сообщениями обязан исполнять обязанности, которые установила Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». За нарушение этого правила штраф предпринимателю и организации - от 800 тыс. до 1 млн руб.

Об управлении ЖКХ статью 19.5 дополнили частью 24.1. Лицо несет ответственность, если не устранило нарушение в срок, который предусмотрел региональный орган в предписании. Ответственность несут только должностные лица. Штраф - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

О транспортировке алкоголя 1 января вступила в силу новая статья 14.17.2. Согласно норме граждане вправе перевозить по стране не более 10 литров немаркированного алкоголя на одного человека. За нарушение этого правила грозит штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб. с конфискацией продукции.

1 января утратили силу статья 23.79.1 и часть 6.2 статьи 28.3 о применении КоАП в Крыму. Их вводили в переходный период в Крыму и Севастополе. Исполнительные органы власти Крыма и Севастополя рассматривали дела и выносили протоколы, пока федеральные органы не сформировали свои территориальные представительства.

Какие еще изменения в КоАП РФ вступили в силу в январе

С 9 января статья 11.8 об управлении транспортом действует в новой редакции. Ввели два изменения:

  1. Из части 1 выделили два деяния в отдельный новый состав - часть 3. Теперь лицо несет ответственность, если управляет судном, которое не зарегистрировали в установленном порядке и имеет такие неисправности, когда закон запрещает эксплуатацию. Максимальный штраф - 3 тыс. руб.
  2. Увеличили на 500 руб. максимальный штраф за управление судном без разрешения (ч. 2). Теперь максимальный штраф - 2 тыс. руб.

29 января появились поправки в статьи о реализации топлива. Статью 3.5 дополнили пунктом 3.2 части 1 и частью 4.5. Также увеличили ответственность для изготовителя, исполнителя и продавца за нарушение требований технического регламента к топливу. Теперь действует новая статья 14.43.1, которая состоит из трех составов. Штраф зависит от суммы выручки.

Законодатель определил, как рассчитывать штраф, кто вправе составлять протоколы и рассматривать дела.

Раньше за нарушение требований технического регламента к топливу наказывали по статье 14.43.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Какие поправки в КоАП в 2018 году внесут позже

В течение 2018 года в КоАП РФ добавят еще ряд изменений. Они коснутся:

Нормы о валютном регулировании начнут действовать в новой редакции с 14 мая 2018 года. В статью 15.25 вводят два изменения:

  1. Ответственность по частям 1, 4, 4.1 станут нести должностные лица организации. Штраф составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Пока действует , которое устанавливает, что ответственность по этим составам несут исключительно предприниматели. Для предпринимателей размер штрафа не изменится.
  2. Ввели дополнительный состав - часть 5.1. Он установил дисквалификацию до трех лет для лиц, которые повторно совершили нарушение по частям 1, 4, 4.1, 5.