К чему может привести необдуманная реформа мчс. Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Что будет с гпн мчс

МЧС России разработан пакет законопроектов, принятие которых позволит повысить уровень пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. Об этом сообщил сегодня главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору – директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Ринат Еникеев на пресс-конференции, которая состоялась накануне 91-й годовщины со дня образования Государственного пожарного надзора.

МЧС России предлагает вернуть Госпожнадзор на все этапы процесса строительства зданий, начиная с контроля при выборе площадок для строительства, проектно-сметной документации и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. Кроме того, в случае принятия законопроекта пожарные инспекторы смогут проверять здания целиком, а не отдельные в них помещения, принадлежащие разным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как это предусмотрено действующим законодательством. Планируется, что устанавливать требования пожарной безопасности должно исключительно МЧС России, а не другие министерства и ведомства. Подготовленные МЧС России законопроекты проходят согласование с заинтересованными федеральными органами власти.

В настоящий момент особенно остро стоит вопрос о пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.

«Всего предстоит проверить около 90 тысяч таких объектов, из них почти на 70 тысячах объектов проверки уже прошли, – сказал Ринат Еникеев. – Практически на каждом втором выявлены нарушения – всего почти 280 тысяч нарушений. При этом на 700 объектах установлены нарушения противопожарных требований, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно лишь в ходе их реконструкции».

Судами приняты решения о приостановке эксплуатации 458 объектов. Деятельность 294 зданий, детских игровых зон и кинозалов уже приостановлена.

Основными задачами Госпожнадзора сегодня являются: снижение риска возникновения пожаров и их количества, минимизация ущерба, а также снижение количества погибших. За пять лет количество пожаров снижено на 33 %, количество погибших на них людей – на 18 %, число травмированных – на 23%.

Сегодня почти 70% пожаров и 90% случаев гибели людей на них происходят в жилом секторе. Это требует более активной профилактической работы с населением, в системе образования и здравоохранения, в социальной сфере.

Кроме того, более пристального внимания инспекторов требуют подконтрольные МЧС России объекты, отнесенные к высокой степени риска. Их насчитывается свыше 125 тысяч. В связи с этим планируется увеличить штат инспекторов государственного пожарного надзора.

«Инспекторы работают с учетом риск-ориентированного подхода. Их основная задача не наказать, а дать рекомендации и разъяснить, как обеспечить пожарную безопасность. Увеличить численность сотрудников планируется для того, чтобы система профилактики и предупреждения работала эффективно», - подчеркнул Ринат Еникеев.

19.10.2016 14376


После пожара на Амурской улице, в огне которого погибли восемь сотрудников пожарной службы, возникает два резонных вопроса – кто виноват и что делать? При этом в самом ведомстве начались жаркие споры - люди из министерства делают упор на том, что в трагедии виноваты сами пожарные из-за их же неправильных действий, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле? Для того, чтобы разобраться в сути, необходимо копнуть глубже.

В 2014-2015 годах были проведены серьезные реформы в МЧС, названые позднее «оптимизацией». Результат оптимизации налицо: уменьшилось количество пожаров, да и общая статистика выглядит утешительно – по итогам 2015 года произошло 145 тысяч пожаров, а в 2013 было почти 153 тысячи. Вроде бы молодцы, новый министр действительно работает, реформы действенные проводит.

Но красиво только на бумажке. Принятием одного из специальных постановлений у министерства появилась возможность перевести происшествие из категории «пожар» в категорию «загорание». И если посмотреть на статистику загораний, то выглядит она ужасающе – за 2 года количество выездов на загорания увеличилась практически в 1,5 раза! Для наглядности, в 2013 году т.н. загораний было зафиксировано почти 276 тысяч, тогда как в 2015 году, после вступления реформы с уточнениями в действие, количество загораний составило 385 тысяч!

Теперь давайте взглянем на еще один важный орган пожарной безопасности – Госпожарнадзор. С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора.

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. По сути, приказ запрещает проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения.

Сокращения были естественно обоснованы – кризис, оптимизация бюджета. Новые приказы логично вписываются в политику снижения административного давления на бизнес. Но к чему это привело?

Давайте рассмотрим подробнее на примере последнего пожара. Склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. При этом вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация.

Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». События на Амурской улице – прямое следствие ослабления ГПН.

Создается впечатление, что руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Есть строители, которые должны строить по ГОСТу и обеспечивать пожарный надзор. Есть государственная комиссия, принимающая объект. МЧС при этом отстранятся от ответственности.

Но по сути отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Трагедия на Амурской улице не случайна и не возникла на пустом месте.

Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, других под предлогом сокращений. Но суть не меняется – именно действия верхушки руководства привели к трагедии, разыгравшейся в Москве 22 сентября и унесшей жизни 8 членов пожарной безопасности.

Московское руководство и сотрудники действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента, в гибли товарищей их вины нет – все таки это больше несчастный случай. Но это случай был спровоцирован в том числе и ослаблением Госпожарнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.

Интересен еще один момент. В реалиях современной военной обстановки и напряжения во внешней политике «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных складу на Амурской улице.

Потенциальным террористам достаточно бросить спичку в подобном складе и мы получим новую трагедию с гибелью людей.

Так все же, нужны ли такие реформы МЧС? И куда приведет новое руководство министерство, которое должно отвечать за спасение граждан?

В конце сентября в Москве произошел самый большой пожар последнего времени, при тушении которого погибли восемь сотрудников противопожарной службы. С тех пор ведется множество споров о том, кто же виноват в этой трагедии. В СМИ начала появлятся информация о скорой отставке главы МЧС Владимира Пучкова или или главы столичного отделения ведомства Ильи Денисова. Сотрудники министерства говорят о том, что в трагедии виноваты сами пожарные, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле?


Илья Денисов, Владимир Пучков

Что бы разобраться в вопросе, нужно поговорить с экспертами. Здесь ими выступили полковники внутренней службы, ветераны пожарной службы Александр Гудков и Виктор Ильин. Это профессионалы, перечисление регалий которых могло бы занять целую страницу.

Эксперты уверены: страшный пожар на Амурской улице выявил глубинные системные ошибки, допущенные руководством МЧС в ходе реформ Государственного пожарного надзора.

Реформы 2014-2015 года были названы «оптимизацией». В последнее время МЧС осваивает значительно меньше бюджета, что кого-то вполне устраивает «в верхах». В то же время есть, что предъявить президенту и обществу. Результат оптимизации налицо: статистика радует достижениями чрезвычайного ведомства – количество пожаров за последнее время значительно снизилось. Да и общая статистика выглядит утешительно. Однако статистика выглядит красиво в результате того, что путем специального постановления есть возможность перевода происшествия из категории «пожар» в категорию «загорание». То есть пожаров вроде как меньше, а загораний куда больше. Так, по итогам 2015 года в официальном отчете Министерства зафиксировано 385 696 выездов на загорания, тогда как по итогам 2013 года показатель составил всего 275 939. Как видим, количество выездов за два года увеличилось на 40 %. При этом количество зарегистрированных пожаров в 2015 году по сравнению с 2013 годом снизилось на 4,5% (в 2013 году произошло 152 959 пожаров, в 2015 – 145 686). Маловероятно, что граждане в 1,5 раза чаще стали вызывать пожарных на горение мусора.

Так что же происходит с пожарной службой на самом деле? На примере последнего пожара ситуацию разъясняет Александр Гудков: «Вот смотрите: склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. Что это значит? Вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация. Но теперь там склад быстровоспламеняющихся веществ. Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». Я убежден, что этот пожар – прямое следствие ослабления ГПН!»

С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора. Основной орган федерального управления надзора - Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России - был сокращен более чем вдвое. Кроме того,был полностью расформирован и сокращен Центр обеспечения деятельности ФПС Министерства (ЦОД ФПС).

Давление на бизнес или спасение жизней?

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. Причем, это недоумение зачастую переходит практически в бунт самих сотрудников. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. И в законности этого приказа сомневаются в регионах. По сообщению некоторых СМИ, руководитель одного из подразделений пожарного надзора свердловского главка МЧС считает, что приказом запрещается проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения. Источник заявил в СМИ следующее:


Владимир Пучков, глава МЧС России
«Интересно, зарегистрирует ли этот приказ Минюст - большой вопрос! Но я буду руководствоваться не приказом, а федеральным законодательством. Ведь пять человек, обслуживающие промышленный холодильник, - это даже не малый, а микробизнес. Но случись что, отравить аммиаком массу людей в случае аварии они смогут».

По мнению Гудкова, руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Мол, у нас есть строители, которые и обеспечат пожарный надзор. И есть государственная комиссия, которая примет государственный объект. Причем здесь мы? Ведь если ты участвуешь в комиссии, ставишь свою подпись под актом государственной комиссии - разделяешь ответственность. В итоге отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Сейчас малый и средний бизнес фактически освобожден от проверок. Идея МЧС логично вписывается в политику снижения административного давления на бизнес. Журналистские расследования ПАСМИ не раз показывали, как можно задавить бизнес подобными проверками. Но при реализации таких «пожарных каникул» появляется другая проблема: множество крупных предприятий пытаются искусственно стать малым бизнесом, а давление на бизнес сменилось отсутствием контроля и, соответственно, появлением высоких рисков для жизни каждого из нас.

Сегодня функции надзора за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по реализации мер по обеспечению пожарной безопасности от ЧС переданы в главные управления по субъектам Российской Федерации. В связи с этим были упразднены сформированные ранее планы проверок и система учета органов исполнительной власти субъектов, не была обеспечена передача аналитических материалов и контрольно-наблюдательных дел в органы надзора на местах. Поэтому подобные проверки сегодня фактически не проводятся. Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Кто виноват в трагедии на Амурской улице?

Трагедии и героические поступки возникают не на пустом месте, они рукотворны. Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Говоря «некомпетентным», мы отнюдь не используем уничижительную лексику. Зачастую на высокие должности в пожарном надзоре ставились люди военных профессий – танкисты и артиллеристы, фактический уровень компетенции которых не дотягивал. Ведь сама специфика ГПН требует комплексных знаний в сфере специализированных нормативных актов. Но многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, хотя нередки были случаи, когда увольнения происходили за полгода до выслуги лет.


Восемь пожарных - Александр Юрчиков, Алексей Акимов, Роман Георгиев, Александр Коренцов, Павел Андрюшкин, Николай Голубев, Сергей Синелобов, Павел Макарочкин - жили героями и погибли героями

В связи со всей этой ситуацией интересен и еще один момент. Культивируемая «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных овощебазе на Амурской улице. Зачем будущему террористу везти в Москву гексоген и взрывать себя в метро, если он может попросту проникнуть в какую-нибудь старую овощебазу, переделанную под склад горючих веществ. Вот тебе самая настоящая пороховая бочка, где установлена обычная автоматическая пожарная сигнализация, и никому до этого нет дела – концов не найдешь. Проникнув в помещение, террорист может всего лишь бросить спичку. И когда огонь разгорится, потушить его будет очень сложно, поскольку овощебаза предназначена для хранения овощей, а не пороха.

Один из наших экспертов, полковник внутренней службы в отставке Виталий Ильин заявил, что в трагедии не виновато московское руководство мчсников. Они действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента.

По его словам, эта трагедия – несчастный случай, предпосылками которого в том числе послужило и ослабление Госпожнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.

Перед МЧС России поставлена серьезная задача обеспечить до 2018 года снижение количества погибших, травмированных и пострадавших в результате ЧС и пожаров людей на 10 процентов, а к 2025 году - на 30 процентов. О том, как этого собираются достичь, а также о новых подходах в работе с бизнесом и населением в интервью "Российской газете" рассказал директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергей Кададов.

В этом году службе Государственного пожарного надзора исполняется 90 лет. За это время решено немало задач. Но, пожалуй, сейчас впервые надзор начинает меняться кардинально, переключаясь с репрессивного характера работы на партнерский и профилактический. Как продвигается эта реформа?

Сергей Кададов: Да, 90-летие - это солидный и зрелый возраст. Хотя по большому счету пожарная безопасность и надзор за ней начали развиваться еще в средние века вместе со строительством городов.

Если брать современную историю, то в 2015 году мы вошли в перечень пилотных надзорных органов, которые стали площадкой для Открытого правительства по реформе и реорганизации контрольно-надзорной деятельности.

С 2016 года у нас начался новый этап развития, который был нацелен на смену приоритетов. Руководством министерства была поставлена задача поменять репрессивный метод сути надзорных органов на метод партнерских отношений. В 2016 году мы выпустили постановление совместно с Открытым правительством и минэкономразвития, в котором классифицировали все наши поднадзорные объекты по пяти классам риска.

То есть по сути ввели риск-ориентированный подход?

Сергей Кададов: Совершенно верно. Благодаря ему уже в 2017 году мы вывели из-под надзора более семисот тысяч объектов, которые попали в слабую степень риска.

То есть это объекты, которые не несут никакой угрозы ни для тех, кто там бывает, ни для окружающих. И в то же время выбрали для пристального надзора две самые сложные категории - высокого и значительного риска, которые мы должны проверять раз в три и в четыре года. По всем остальным объектам мы определили сроки посещения инспекторами в 7 и 10 лет.

Кроме того, мы ушли от палочной системы, когда инспектор должен был составить большое количество протоколов. Теперь мы поменяли оценку эффективности деятельности органов надзора.

Основными критериями стали показатели, которые характеризуют в целом защищенность населения. Это и снижение количества пожаров, и снижение числа погибших, снижение материального ущерба от пожаров и ряд других показателей. Более того, в новом Административном регламенте по надзору за выполнением требований пожарной безопасности основной формой деятельности инспектора определена профилактика. Причем инспектор должен объяснить, показать, рассказать, как проще и, может быть, даже экономичнее объект, здание или помещение защитить.

Проверок и давления на бизнес при этом стало меньше или больше?

Сергей Кададов: На порядок меньше.

Мы, в принципе, сегодня запретили в приказном порядке проверять малый и средний бизнес. Наш второй приоритет в работе - это как раз активное снижение административной нагрузки на бизнес. При этом высвободившееся от проверок время мы теперь стараемся тратить на профилактические меры.

Сегодня для каждого субъекта России разработана своя программа профилактики, где прописаны все возможные риски и порядок профилактических рейдов на весь год, начиная с весенних паводков и заканчивая зимними каникулами. Кроме того, мы стараемся привлекать к профилактической работе, особенно летом, представителей общественных организаций и органов исполнительной власти.

Как итог - по сравнению с 2015-2016 годами, мы имеем положительную динамику и по снижению количества пожаров - почти на пять процентов, и по снижению погибших - около шести процентов.

Как вы думаете, насколько еще удастся увеличить эту положительную тенденцию?

Сергей Кададов: Если говорить на далекую перспективу, то еще в 2016 году мы в рамках стратегического планирования разработали совместно с Открытым правительством паспорт стратегического развития органов надзорной деятельности до 2025 года. Например, мы планируем, что количество пожаров и погибших к 2025 году должно сократиться на 30 процентов. Кроме того, согласно паспорту, мы постепенно заменяем надзорные функции на профилактические. И хотим, чтобы к концу 25-го года этот блок кратно преобладал над надзорными мероприятиями в соотношении 70 к 30.

Ваши поднадзорные, в частности бизнесмены, уже поняли, что профилактика для них гораздо интересней, чем тотальный контроль и штрафы? Или им проще по старинке - заплатить штраф и жить спокойно до следующей проверки?

Сергей Кададов: Когда мы только начали эту работу, все воспринималось с опаской, особенно со стороны представителей малого и среднего бизнеса. Боялись, что придут к инспектору на консультацию, расскажут о своих проблемах и недостатках, а он им в ответ - штрафы и административные санкции.

Но мы постепенно доказали, что у нас нет никаких репрессивных задач. Сегодня работа выстраивается двусторонняя, обоюдная, и мы не всегда успеваем полностью охватить всех желающих, кто хотел бы получить консультации сотрудника ГПН. У нас на сайте не так давно заработал онлайн сервис, который сопровождает реформу контрольно-надзорной деятельности. На него поступает, например, много вопросов от начинающих предпринимателей, которые взяли в аренду здание или помещение, и не всегда знают, где права и обязанности собственника, а где арендатора.

Мы стараемся разъяснить все вопросы, даже вплоть до того, как правильно составить договор аренды.

Поставлена задача поменять репрессивный метод работы надзорных органов на метод партнерских отношений

В последние годы МЧС России очень активно выходит на международный уровень, сотрудничая с зарубежными службами. Органы пожарного надзора наверняка тоже принимают в этом участие?

Сергей Кададов: Действительно, у нас взаимодействие всегда тесное. Именно на уровне служб экстренного реагирования по разного рода видам опасности и угроз. В июне в рамках Евразийского экономического союза мы приняли технический регламент, который определяет требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Он будет распространяться на все государства, которые входят в Евразийскую экономическую зону.

И в следующие полтора года мы должны совместно с нашими коллегами принять единые нормы, стандарты и требования к продукции, которая будет перемещаться не только у нас в Российской Федерации, но и по всей Евразийской зоне.

В год юбилея государственного пожарного надзора что бы вы пожелали коллегам?

Сергей Кададов: Хочется пожелать крепкого здоровья и терпения. У нас очень непростая, сложная миссия. С одной стороны, она не всегда заметна, как работа наших оперативных экстренных служб, которые тушат пожары и ликвидируют последствия ЧС. Наша работа связана с тем, чтобы этого не происходило. Второе, что хочется пожелать, - чтобы в семьях наших сотрудников всегда царили благополучие и уют.

И, приходя домой, они испытывали комфорт и самые теплые добрые чувства. И вообще, чтобы нашему инспектору было проще работать с населением, которое воспринимало бы его как друга, помощника, консультанта.

Актуально

Сергей Кададов: работа инспектора часто не видна, но именно это говорит о ее отличном исполнении. Фото: Константин Завражин / РГ

С 2016 года в рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности Государственного пожарного надзора МЧС исключены надзорные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства.

Система риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора позволила сократить количество проверок за два последних года на 40 процентов. В два раза сокращено количество принимаемых административных мер. Эти тенденции сохранились и в первом полугодии 2017 года. Количество плановых проверок снижено на 34,4 процента, внеплановых - уменьшено на 34,6 процента.

В рамках повышения правовой грамотности населения и бизнеса введена практика ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики органов надзорной деятельности на федеральном и региональном уровне.

Проводимая системная работа обеспечила в среднем ежегодное снижение количества чрезвычайных ситуаций и пожаров на 4 процента, число погибших людей - на 7 процентов, травмированных - на 5 процентов.

День образования Специальной пожарной охраны России ежегодно отмечается 9 октября. В 2018 году данная служба празднует 71-ю годовщину образования. Каждый год специальные пожарные подразделения выезжают на пожары, аварии, учения и различные тренировки более 50 тыс. раз.

История создания специальных подразделений Государственной противопожарной службы прочно связана с производством и формированием ядерного оружия в Российской Федерации.

Согласно с решением властей 9 октября 1947 года приказом МВД в составе Главного управления пожарной охраны был организован специальный отдел для подготовки и управления по охране объектов, которые были привлечены к выполнению проекта. Организации, которые создавались стали новаторами не только в области пожаротушения, но и при исполнении превентивных мероприятий на особенных объектах военно-промышленного комплекса страны.

С течением времени список компаний и учреждений, которые относятся к зоне ответственности Специальной пожарной охраны, обновлялись новыми объектами, к ним относились и такие себе «закрытые» города. Все это приводило к тому, что появлялась необходимость в росте числа подразделений, спасательно-пожарной техники, оборудования, регулярного развития системы специализации личного состава, увеличения спектра возможности пожаротушения, нормализация системы концентрирующего управления.

В 2017 году специальные подразделения Пожарной охраны МЧС Российской Федерации отметили свой 70-летний юбилей. Данные учреждения принимают участие в тушении пожаров на природе, в городах, населенных пунктах и в сельской местности. На счету Специальной пожарной охраны огромное количество ликвидированных крупных пожаров, а также техногенных катастроф.

Специальная пожарная служба была задействована и героически проявила себя в тушении пожаров после аварии, которая произошла на Чернобыльской АЭС в 1986 году. За время существования подразделения, у него накопился драгоценный опыт, который сегодня применяется при подготовке молодых специалистов.

Каждый год 9 октября в частях Специальной пожарной охраны проходят праздничные мероприятия, в ходе проведения которых вручаются награды за мужество, отвагу, героизм, что были продемонстрированы при тушении пожаров или ликвидации чрезвычайной ситуации.

На сегодняшний день, пожарная охрана является единой системой, которая имеет четко отработанную управленческую и штатную структуру. Это огромный коллектив, который состоит из 51 управления, 305 специальных пожарных частей, 48 органов государственного пожарного надзора, располагающихся по всей территории страны.