К институту внедоговорных правоотношений в мчп относят. Понятие и виды деликтных обязательств в современном мчп. Тема VIII. Внедоговорные обязательства в международном частном праве

СМГС и СМПС содержат императивные унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы. Недействительны все двусторонние соглашения, отступающие от правил СМГС и СМПС. Виды специальных коллизионных привязок в этих соглашениях: закон дороги отправления груза; дороги следования груза; дороги, изменяющей договор перевозки; дороги, где груз был задержан; дороги назначения груза; дороги, к которой предъявляются претензии. Установлена невозможность для сторон выбора применимого права и иных коллизионных привязок. Применение национальных законов допустимо только по вопросам, неурегулированным в соглашениях.

Россия имеет целую систему двусторонних соглашений о международном железнодорожном грузовом и пассажирском сообщении с разными странами (Турцией, Финляндией, Ираном, Австрией и др.). Провозная плата по всем международным железнодорожным перевозкам России устанавливается по ставкам МТТ. Льготные провозные платежи закреплены в российско-финляндском соглашении. По Транссибирской магистрали грузоперевозки осуществляются сквозными ускоренными контейнерными поездами - «Западный ветер» и «Восточный ветер».

Международные автомобильные перевозки

Правовой статус наземной транспортной среды неразрывно связан с правовым статусом государственной территории . Суверенитет государства полностью распространяется на принадлежащие ему территориальные образования и предопределяет специфику правового режима наземной перевозки. Организация автомобильного сообщения самым тесным образом связана с нормами национального публичного права . Международное автомобильное сообщение, кроме того, обладает особой спецификой. Ав то тран с пор т ное средство пересекает границы и следует по дорогам разных государств, т. е. существует необходимость установления единообразных правил дорожного движения, единой системы дорожных знаков и сигналов.

Международная автомобильная перевозка - это перевозка грузов и пассажиров автотранспортным средством на основе международного договора , при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения - на территории другого, а также перевозки транзитом. Соглашение о международной автомобильной перевозке представляет собой особый вид внешнеторговых сделок , особое коммерческое соглашение. Автоперевозки обычно осуществляются не сторонами контракта, а связанными с ними фирмами, которые могут сами заключать договор автоперевозки. Наиболее характерным юридическим признаком этих соглашений является их природа как двойной внешнеторговой сделки.

В Европе действует целая система международных договоров, регулирующих автоперевозки: Конвенция о дорожном движении 1949 г. (действует в части организации дорожного движения) и Протокол к ней о дорожных знаках и сигналах 1949 г.; Конвенция о дорожном движении 1968 г. (закрепляет единообразную систему дорожных знаков и сигналов, единую разметку дорог); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов 1957 г. (ДОПОГ); Европейское соглашение о международных автомагистралях 1975 г. (СМА).

Среди региональных европейских соглашений основную роль в правовом регулировании международных автомобильных перевозок играют Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (КДПГ или ЦМР) и Женевская таможенная конвенция о международной перевозке грузов с использованием карнетов TIR (книжек МДП) 1975 г. (Конвенция МДП).

В КДПГ произведена унификация условий международной дорожной перевозки грузов. Область применения КДПГ - регулирование взаимоотношений перевозчика и грузовладельца, порядок приема груза к перевозке и его выдача в месте назначения. Сфера действия КДПГ: все договоры дорожной перевозки грузов за вознаграждение, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории двух разных государств, хотя бы одно из которых является участником Конвенции.

В КДПГ закреплены подробные правила обо всех основных условиях перевозки; установлен перечень перевозок, к которым Конвенция не применяется. Применение Конвенции не зависит от места жительства и национальности сторон договора. Нормы КДПГ имеют императивный характер. Отступления от ее положений недействительны. КДПГ представляет собой конгломерат материально-правовых и коллизионных норм. Коллизионное регулирование предусматривает применение общих и специальных коллизионных норм: автономия воли, закон суда , закон места отправления и места нахождения груза (общие); закон места нахождения главного управления предприятия ответчика, закон места нахождения конторы, заключившей договор, закон места предъ-явления груза перевозчику (специальные).

Конвенция МДП определяет порядок оформления таможенных формальностей и процедуру таможенного досмотра при международной дорожной перевозке грузов. Основной атрибут Конвенции - книжка МДП (единый таможенный документ), обладатель которой пользуется преимуществом первоочередного таможенного оформления (знак TIR). В государствах-участниках действуют специальные институты гарантийного объединения для защиты лиц, использующих процедуру МДП. В России создана АСМАП - некоммерческая организация , член Международного союза автомобильного транспорта. АСМАП - это гарантийное объединение российских международных автомобильных перевозчиков.

Россия участвует в большом количестве двусторонних международных договоров о международном автомобильном сообщении. Все эти соглашения содержат общие положения, которыми устанавливается разрешительная система международных автомобильных перевозок пассажиров, багажа и грузов, разрешаются вопросы перевозок в третьи страны и из них (например, Российско-австрийское соглашение о международном автомобильном сообщении). Перевозки в третьи страны и из них осуществляются на основе «стандартной международной лицензии», выдаваемой с разрешения ЕКМТ, членом которой Россия является с 1997 г.

Поскольку автотранспортное средство является источником повышенной опасности, то при автомобильной перевозке очень важны гарантии, предоставляемые третьим лицам на случай причинения вреда. Автоперевозки предполагают обязательное страхование гражданской ответственности. В Европе с 1953 г. действует международная автомобильная страховая карточка (система «зеленой карточки»).

Гарантии при причинении вреда третьим лицам автотранспортным средством предоставляются и на международном уровне в соответствии с Гаагской конвенцией о законе, применимом по делам о несчастных случаях на дорожном движении, 1968 г. Конвенция содержит унифицированные международные коллизионные нормы. Основной коллизионной привязкой является материальное право страны, на территории которой произошел несчастный случай. Субсидиарные коллизионные нормы - место регистрации транспортного средства, место обычного жительства потерпевшего .

Международные воздушные перевозки

Правовой режим воздушной транспортной среды - это сфера действия публичного права (национального и международного). Воздушная транспортная среда поделена на суверенное воздушное пространство конкретных государств и международное воздушное пространство. На межгосударственном уровне создана глобальная система управления международным воздушным движением, основная роль в которой отведена ИКАО.

Основным документом, регулирующим использование международного и национального воздушного пространства, является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Конвенция установила общие правила деятельности гражданской авиации при осуществлении международных сообщений, категории международных полетов (регулярные и нерегулярные); определила понятие международных рейсов и воздушных трасс. Основная цель Конвенции - правовое регулирование международных воздушных сообщений и коммерческой деятельности. В Конвенции закреплен перечень коммерческих свобод воздуха: основные, дополнительные, запрет каботажа. К Чикагской конвенции принято 18 приложений. На основе Конвенции создана ИКАО. В настоящее время в рамках ИКАО разрабатываются международные авиационные регламенты.

Варшавская конвенция 1929 г. для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок представляет собой основу правовой регламентации международных воздушных перевозок. Соглашения, дополняющие Варшавскую конвенцию: Гаагский протокол 1955 г., Гватемальский протокол 1971 г. о внесении изменений в Варшавскую конвенцию, Гвадалахарская конвенция 1961 г., Монреальский протокол об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1975 г. (установил понятие «фактический перевозчик»), Монреальское временное соглашение авиакомпаний 1966 г., Монреальское соглашение 1999 г. Совокупность норм этих соглашений в целом составляет Варшавскую систему регулирования международных воздушных перевозок. Определением конкретных условий международных воздушных перевозок занимается ИАТА- специальная неправительственная организация, объединение авиакомпаний государств - членов ИКАО.

Варшавская конвенция 1929 г. - первостепенный международно-правовой международных воздушных перевозок. В Конвенции дано определение международной воздушной перевозки - это перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства. Сфера применения Варшавской конвенции: перевозки грузов, пассажиров, багажа, комбинированные перевозки. Конвенция не распространяется на воздушные перевозки между государствами - участниками Конвенции и государствами, в ней не участвующими; не применяется к перевозкам почты. Действие Варшавской конвенции распространяется на следующие воздушные перевозки:

  1. место отправления и место назначения независимо от перерыва в перевозке расположены на территории двух государств - участников Конвенции;
  2. место отправления и место назначения находятся на территории одного государства - участника Конвенции, но остановка предусмотрена на территории другого государства, возможно, и не участвующего в Конвенции.

В международном воздушном сообщении часто используются перевозки, выполняемые последовательно несколькими перевозчиками. С точки зрения Варшавской конвенции такая перевозка рассматривается как единая, независимо от того, как оформлена перевозка - одним или несколькими договорами. Основное содержание Вар шав с кой кон вен ции - это унифицированные материальные нормы императивного характера. В Конвенции практически отсутствуют общие коллизионные привязки, есть лишь незначительное количество коллизионных привязок по частным вопросам (и все они предусматривают исключительное применение закона места суда). Положения Варшавской конвенции в настоящее время имплемен-тированы в национальное законодательство большинства государств мира.

Специфика воздушного сообщения порождает сложности в определении применимого права и установлении юрисдикции. В основном эти вопросы регулируются посредством унифицированных материальных норм международных конвенций. Однако нередки случаи и возникновения коллизионного вопроса, если:

  1. перевозка связана с государством, не участвующим в Варшавской конвенции;
  2. возникают вопросы, неурегулированные в Варшавской конвенционной системе;
  3. условия перевозки, установленные авиакомпанией, не соответствуют национальному праву.

Национальное законодательство большинства государств не содержит специальных коллизионных привязок для воздушного сообщения, поэтому применяются общие коллизионные начала закона перевозчика, закона суда, закона флага. Закон перевозчика в праве международных воздушных перевозок понимается традиционно - это право, с которым воздушное сообщение имеет наиболее тесную связь (место нахождения той стороны, чье исполнение характеризует договор перевозки). Закон места заключения договора понимается специфически - как право страны, где был начат первый участок полета.

В России действует ВК. Его нормы учитывают основные положения Варшавской конвенции 1929 г. ВК определяет: понятие международной воздушной перевозки; права и обязанности перевозчика, его ответственность; ответственность владельца воздушного судна; обязательное страхование ответственности перед третьими лицами; размеры страховых сумм. Россия является участницей большого количества двусторонних международных договоров о воздушном сообщении (более 130). Их основа - правила Чикагской конвенции 1944 г. В таких договорах предусмотрен «пакет» коммерческих прав договаривающихся государств, их права и обязанности (см., например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики о воздушном сообщении 1995 г. и Приложение к Соглашению).

Международные морские перевозки

Правовой режим морской транспортной среды установлен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция закрепляет четкую делимитацию морских пространств, их международно-правовой статус. Положения Конвенции затрагивают и проблемы международного частного права - право мирного прохода; гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов ; иммунитет государственных судов, эксплуатируемых в не ком мер чес ких целях; национальность судов; «удобные флаги»; клаузула о наиболее благоприятствуемой нации.

Столкновение судов и спасание на море регулируются на основе многосторонних международных соглашений. Одно из самых старых - это Брюссельская международная конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г. Основное содержание Конвенции составляют нормы, определяющие условия имущественной ответственности за последствия столкновения судов. Ответственность основана на принципе вины . Возможно несение убытков потерпевшим . Конвенция вводит понятие «соразмерная степень вины». Установлено, что в различных случаях столкновения судов необходимо применять разные коллизионные привязки (закон места столкновения, закон флага, закон суда, закон флага потерпевшего судна). Брюссельская международная конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. (и Протокол к ней 1967 г., расширяющий сферу действия Конвенции) содержит унифицированные материально-правовые и коллизионные нормы, определяющие действия, являющиеся спасанием. Коллизионные привязки - те же, что и при столкновении судов. Предусмотрено применение закона флага судна, оказавшего помощь. Общая коллизионная норма при спасании - закон флага судна, осуществлявшего спасение.

Институт ограничения ответственности судовладельца представляет собой специфический институт морского права, обусловленный риском мореплавания. Цель - ограничение и разумное распределение последствий такого риска. Судовладелец вправе ограничить свою ответственность определенными пределами по всем основным обязательствам , связанным с осуществлением мореплавания. Брюссельская международная конвенция об унификации некоторых правил об ограничении ответственности собственников морских судов 1924 г. закрепляет принцип ограничения ответственности судовладельца. Однако Международная конвенция об ограничении ответственности собственников судов 1957 г. расширяет круг требований, по которым судовладелец не вправе ограничить ответственность. Это положение связано с нормами о спасании на море и возмещением убытков в порядке общей аварии.

1. В большинстве стран континентальной Европы гражданско-правовые обязательства традиционно разделяют на две группы в зависимости от оснований их возникновения. К первой группе относят договорные, а ко второй - договорные обязательства. И если договорные обязательства можно четко определить как гражданско-правовые обязательства, основанием которых является договор, то подобное определение недоговорных обязательств исключается тем, что оснований возникновения таких обязательств достаточно много, и все они являются разноплановыми.

Договорные обязательства являются древнейшим видом обязательств, известных человечеству, ведь к ним относятся и те, которые возникают вследствие причинения вреда - деликта (от латинского delictum - проступок, правонарушение), так называемые деликтные обязательства. Анализ деликтных обязательств приведен в следующем параграфе, поэтому остановимся подробнее на недоговорных обязательствах, возникающих из иных оснований, кроме деликта.

2. Система недоговорных обязательств, не связанные с деліктами, охватывает во многих странах несколько групп обязательств, в частности: обязательства из неосновательного обогащения - condictio sine causa (в украинском праве они имеют название "приобретение, сохранение имущества без достаточного правового основания" - глава 83 ГК, ст. 51 Закона о Мчп), обязательства, возникающие вследствие ведения чужих дел без поручения - negotiorum gestio (в украинском праве они имеют название "совершение действий в имущественных интересах другого лица без поручения" - глава 79 ГК), преддоговорную ответственность (culpa in contrahendo). В законодательстве некоторых стран к недоговорных обязательств относят также недобросовестной конкуренции (Австрия), диффамацию (Великобритания) и некоторые другие виды обязательств. В ГК Украины предусмотрены нормы еще таких видов недоговорных обязательств как публичное обещание награды (глава 78 ГК), спасания здоровья и жизни физического лица, имущества физического или юридического лица (глава 80 ГК), создание угрозы жизни, здоровью, имуществу физического лица или имуществу юридического лица (глава 80 ГК).

3. Безосновательное обогащение. Обязательства из неосновательного обогащения уходят своими корнями в римское право, где они охватывались понятием condictio sine causa (обязательства возврата переданного без должного основания). В Римской республике существовали отдельные виды специальных исков, предусматривали определенные типичные случаи неправомерного обогащения, а именно: иск о возврате неправильно уплаченной, иск о возврате предоставленного, цель которого не была достигнута, обогащение в ожидании будущей постыдного или неправомерного обстоятельства, требование возврата украденного и возвращение полученного на незаконных основаниях.

Безусловно, институт римского права condictio sine causa существенно отличается от современных кондиционных обязательств, нормы о которых закреплены в действующем законодательстве стран мира. При рецепции норм римского права в большинстве государств было сохранено лишь один из вышеупомянутых видов исков - общий иск о возврате переданного без должного основания (condictio sine causa).

В законодательстве большинства стран коллизионное регулирование обязательств из неосновательного обогащения осуществлялось по общему принципу места обогащения.

Так, в параграфе 46 Закона о Мчп Австрии отмечается, что иски относительно незаконного обогащения рассматриваются по закону государства, где произошло обогащение. Вместе с тем, законом также предусмотрено, что в случае, когда незаконное обогащение произошло в результате использования того или иного юридического обязательства или вследствие определенных правоотношений, то следует применять внутренние нормы государства, касающиеся данного обязательства или правоотношений.

Согласно Законом Италии "О реформировании системы международного частного права" 1995 г. к обязательствам из неосновательного обогащения применяется общее правило места, где произошло событие, приведшее к возникновению обязательства.

Закон "О международное частное право" Великобритании не закрепляет единую четкую привязку к обязательствам из неосновательного обогащения. Не-договорные обязательства, кроме деликтов остаются предметом регулирования судебных прецедентов. Согласно последних тенденций, право страны, где произошло обогащение считается основной привязкой. Вместе с тем, в случаях, когда безосновательному обогащению предшествовали определенные правоотношения, например ничтожный договор, использование указанной привязки может ставиться под сомнение.

Согласно положениям Гражданских кодексов Португалии и Испании, безосновательное обогащение регулируется правом, по которому состоялась передача ценности лицу, неосновательно обогатилась. При этом указанный порядок применяется не только к обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, а и оснований и содержания правоотношений.

Принцип места совершения неосновательного обогащения применяется во Франции, а согласно ст. 38 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению (НЦУ) к обязательствам, возникшим вследствие неосновательного обогащения, следует применять право, которое подлежит применению к обязательству, в результате которого была осуществлена действие, что привело к безосновательному обогащению.

Также законодательством Германии предусмотрено и то, что в случае, если обогащение произошло в результате вмешательства в интерес, что защищается законом, следует применять право государства, где произошло вмешательство. В других ситуациях обязательства из неосновательного обогащения регламентируются правом государства, где произошло обогащение.

Кроме того, важно обратить внимание на то, что согласно ст. 41 Вводного закона к БЕДЕ, если есть более тесная связь правоотношений с другим правопорядком, чем тот, что определен с упомянутыми формулами прикрепления, то право именно такой страны следует применять.

Кроме того, Вводный закон к НЦУ предусматривает, что стороны после наступления события, которое привело к возникновению обязательства, вправе избрать право, которое будет применяться к данным правоотношениям.

Интересный подход воплощен в законодательстве Греции. Так, к обязательствам из неосновательного обогащения применяется право того государства, которое наиболее целесообразно применить при имеющихся обстоятельствах. Иначе говоря, законодательство Греции пошло путем применения к этим обязательствам принципа наиболее тесной связи.

4. Закон Украины о Мчп содержит положения, согласно которым, к обязательствам, возникшим вследствие неосновательного обогащения, применяется право государства, где произошло обогащение. При этом стороны обязательства в любое время после его возникновения могут договориться о применении к обязательству права государства суда. Таким образом, в законодательстве Украины воплощен подход, согласно которому основной коллизионной привязкой к обязательствам из неосновательного обогащения является право государства, где произошло обогащение, а сторонам оставлено право избрать право государства суда.

5. Ведение чужих дел без поручения (negotiorum gestio). Институт negotiorum gestio как основание для возникновения обязательств также был сформулирован в римском праве и означает правоотношение, когда одно лицо ведет дела другого, например управляет имуществом последней, не имея на то поручения.

В современном понимании институт ведения чужих дел без поручения является одним из средств охраны прав и законных интересов субъектов. Целью этого института является восстановление экономического положения лица, действовавшего в чужих интересах без поручения, путем возмещения данному лицу реальных убытков, понесенных в результате действий, совершенных с целью предупреждения вреда лицу или имуществу заинтересованного лица, исполнения обязательств этого лица или действий в иных не противоправных интересах такого лица.

Таким образом, обязательства вследствие ведения чужих дел без поручения (действий в интересах другого лица без поручения) составляет такое недоговірне обязательства, согласно которому одно лицо (должник, доминус) обязана возместить реальный вред и выплатить предусмотренную законодательством вознаграждение другому лицу (кредитору, гестору) в связи с совершением последним действий без поручения с целью предупредить вред личности или имуществу должника, исполнения его обязательства или других законных действий в интересах должника, независимо от их результата, если такие действия совершены из соображений очевидной пользы, действительных или вероятных намерений должника с необходимой по обстоятельствам заботливостью и осторожностью.

Коллизионные вопросы ведения чужих дел без поручения в большинстве государств мира решаются по месту совершения действий, повлекших возникновение обязательства.

Так, по законодательству Италии коллизия законов относительно обязательств, которые возникли вследствие действий в Интересах другого лица без поручения решаются по праву страны, где произошло событие, повлекшее возникновение обязательства.

Аналогичный подход был воплощен в законодательстве Чехии, согласно которому к обязательствам из negotiorum gestio применяется право государства, где действовал агент без имеющегося поручения.

Согласно ст. 39 Вводного закона к НЦУ обязательства negotiorum gestio делятся на обязательства из ведения чужих дел без поручения и обязательства, возникающие по погашению чужого обязательства.

К первой группе, согласно вышеупомянутой статье Вводного закона к НЦУ применяется право места исполнения дела другого лица, тогда как ко второй группе обязательств, а именно обязательства, возникающие вследствие погашения чужого обязательства, применяется тот правопорядок, подлежащий применению к обязательству, выполненного другим лицом.

При этом, как упоминалось выше, доминантным является принцип наиболее тесной связи, то есть, если будет установлено, что обязательства или основание возникновения обязательства имеет более тесную связь с Другим правопорядок, то применяется право государства, с которым обязательства наиболее тесно связано.

Не следует забывать и о том, что в соответствии с положениями Вводного закона к НЦУ стороны после наступления события, приведшего к возникновению обязательства, вправе избрать право, которое будет применяться к правоотношениям между ними.

По законодательству Греции (ст. 26 Гражданского кодекса Греции), эта группа обязательств не выделяется отдельно и к ним по общему правилу применяется право государства, где имел место юридический факт, повлекший возникновение обязательств.

В Португалии также к таким обязательствам применяется право страны, где были совершены действия в интересах другого лица без поручения. Аналогичный подход воплощен и в законодательстве Испании.

В законодательстве Швеции вопрос коллизионной регламентации обязательств, возникающих вследствие ведения чужих дел без поручения, не урегулированы. Вместе с тем, Верховный суд Швеции в решении NJA 1969 $. 163 определил, что до всех недоговорных обязательств применяется право государства, где произошло событие, породила обязательства.

Не стала исключением из правила и Литва, где коллизии относительно negotiorum gestio вирішається по праву государства, где имел место факт, что э основанием для возникновения обязательства.

Впрочем, в некоторых правопорядках применяются и другие формулы прикрепления. Так, законодательство Великобритании не имеет такого основания для иска, как negotiorum gestio, вместе с тем, так же как и к обязательствам из неосновательного обогащения, к таким правоотношениям применяется право, избранное сторонами.

Отклонения от общего правила регламентации обязательств с negotiorum gestio содержатся и в законодательстве Австрии. В ст. 47 Федерального закона Австрии о международном частном праве 1978 года отмечается, что ведение дел третьего лица без поручения регламентируется правом государства, где было совершено ведения таких дел, однако, если negotiorum gestio имеет тесную связь с другим обязательством или правоотношениями, применяется право государства, правопорядка которой подчиняется такое обязательство.

6. За Законом Украины о Мчп, обязательства, возникающие вследствие ведения чужих дел без поручения, отдельно не урегулированы и к ним применяется общее правило, закрепленное в ст. 48 Закона согласно которому к таким обязательствам применяется право государства, где имело место действие, что считается negotiorum gestio.

7. Преддоговорная ответственность (culpa in contrahendo). Доктрина culpa in contrahendo (вина в переговорном процессе) своими корнями уходит в 1861 году, когда Рудольф фон Йєринг в своей статье "Culpa in contrahendo, или возмещение при недействительности договора либо по договорам, не были окончательно оформлены" выдвинул тезис о том, что убытки, понесенные добросовестной стороной договора, которая рассчитывала на действительность договора, подлежат возмещению стороной, которое своим противоправным поведением помешала заключению договора или повлекла за собой его недействительность.

Развитие учения culpa in contrahendo привел к закреплению в ИМЕННО ответственности за неосторожность, допущенную при заключении сделки.

Результатом формирования института преддоговорной ответственности в современной юридической науке стало появление в НЦУ новой редакции положение (действие вступило в силу в 2002 году), согласно которому договорные правоотношения возникают не только вследствие заключения сторонами сделки, но и через вступление в переговоры относительно заключения договора.

Общий принцип ответственности за culpa in contrahendo получил законодательное закрепление в гражданских кодексах и законах других европейских государств, принятых в XX веке (Австрия, Швейцария, Греция, Италия и др.).

В системе общего права преддоговорная ответственность не была объединена в одну доктрину, как в Европе, и государства англосаксонской системы часто закрепляют различные подходы к установлению ответственности за нарушение обязанности добросовестного поведения в переговорах.

в Частности, в Соединенных Штатах Америки была воспринята идея обязанности добросовестного поведения сторон в переговорах. В США пошли по пути распределения этого долга на 2 периода: до заключения договора, который охватывается tort law (деликтное право), и после заключения договора, на который распространяется договорное право. Именно такой подход дал возможность ученым Ф. Кесслеру и Е. Файн прийти к выводу об отсутствии в американском праве доктрины, аналогичной немецкой culpa in contrahendo.

В праве Англии преддоговорная ответственность имеет более широкое значение, чем институт culpa in contrahendo в европейских государствах и подход, закрепленный в США. Так в праве Англии преддоговорная ответственность распространяется не только на вред, причиненный до заключения договора, но и на ущерб, понесенной после заключения договора, если ее причины были известны одной из сторон к заключению сделки.

в Целом можно прийти к выводу, что в системе англо-американского права вопрос culpa in contrahendo следует рассматривать как такое, что находится между договорным и деліктним правом и базируется на принципах и идеях обоих институтов.

Коллизионное регулирование обязательств из culpa in contrahendo в большинстве государств мира осуществляется общими нормами, применяемыми ко всем недоговорных обязательств, и основной формой прикрепления также определяется lex loci delicti commissi. в Частности такой подход воплощен в законодательстве и судебной практике Италии, Греции, Швеции, Австрии, Польши, Нидерландов и т.д.

Среди европейских стран, где вопросы коллизионного регулирования обязательств из преддоговорной ответственности отделяется от других недоговорных обязательств, следует выделить Португалию. В соответствии с положениями Гражданского Кодекса Португалии для разрешения коллизий в вопросах culpa in contrahendo применяется право страны, где были совершены действия, повлекшие за собой нежелательные последствия. В случае, если возникновение убытков добросовестной стороне было вызвано бездействием лица, то применяется право государства, где необходимо было выполнить определенные действия.

8. В современном гражданском и международном частном праве отсутствует законодательное закрепление института преддоговорной ответственности и принципов разрешения коллизий относительно таких правоотношений. В то же время законодательная и судебная практика цивилизованных стран мира свидетельствует о необходимости и целесообразности закрепления этого института в национальном законодательстве страны.

В международном частном праве существует множество обязательств, которые характеризуются рядом особенностей. Так основное деление производится по принципу осуществления или не осуществления прав и обязанностей, вытекающих из договора.

Договорные обязательства

Замечание 1

Поскольку международное частное право регулирует вопросы частного характера, разрешая конфликты между сторонами одного обязательства субъектами из разных государств, оно призвано регламентировать и вопросы возникновения прав и обязанностей данных субъектов.

В любом государстве существует гражданское законодательство, которое призвано регламентировать вопросы частного характера. Не исключение и международное частное право исходя из особого состава субъектов. К обязательствам, возникающим в международном гражданском обороте можно назвать следующие виды сделок: купля-продажа, услуги по перевозке как пассажиров, так и грузов, международные расчеты, даже объекты интеллектуальной собственности и авторского права, преодолевая расстояния становятся объектами международных обязательств.

При этом договоры и сделки международном частном праве не приравнены друг к другу по значению. Так сделкой обобщенно называют совокупность договорных обязательств, включая в том числе договоры либо применительно к обязательствам, возникающим в одностороннем порядке.

Замечание 2

Интересно отметить, что именно внешнеэкономическая сделка связана с законодательством различных государств. Именно в этом заключается проблема выбора законодательства какой из сторон сделки будет применяться для регулирования прав и обязанностей стороны.

В основном эта проблема решается путем включения в договор соответствующей оговорки о применении. Но в силу обычая, если такая оговорка не была включена, применяется правило о применении законодательства того государства, в котором исполняющая сторона имеет место жительства или место осуществления деятельности.

Это правило не действует, если в договоре задействовано недвижимое имущество. Именно к месту положения такого имущества привязывается законодательное регулирование его правоустанавливающих или право прекращающих нюансов. Такое же правило действует и в отношении правообладателя касательно созданных интеллектуальных прав или коммерческой концессии, поскольку их использование возможно на территории множества государств. Судьба средств индивидуализации либо лицензии в международном частном обороте так же разрешается по законодательству государства, где действует исключительное право.

Когда заключается договор строительного подряда или проектно-изыскательских работ по аналогии применяется право государства, где соответствующие подрядные работы производятся. То же правило применяется и в отношении договоров простого товарищества или договора, заключенного посредством проведения централизованной закупки.

Денежные обязательства

Те денежные обязательства, которые связаны с заключенными внешнеэкономическими сделками рассматривать отдельно не стоит, поскольку исходя из предмета внешнеторговой сделки решается и судьба денежного оборота.

Отдельно следует рассмотреть кредитные обязательства, которые в силу специфики должны находиться в оперативном обороте. В международном частном праве особую актуальность приобретают платежные системы, осуществляемые с помощью:

  • векселя;
  • чека.

В 1930 и 1931 года в Женеве были приняты 2 конвенции по векселю и по чеку соответственно. Международные расчеты в современном мире регулируются унифицированными правилам по всем видам расчетов.

Внедоговорные обязательства

Ко внедоговорным обязательствам, в первую очередь, относят обязательства, возникающие вследствие причинения вреда – деликтные обязательства. Данные обязательства имеют тесную взаимосвязь с национальным правом того государства, где были нарушены права иностранным гражданином.

Замечание 3

Однако стоит отметить, что для разных государств перечень правонарушений различен, в связи с чем деликтное обязательство в различных государствах для одного и того же действие может не наступать.

Правовое регулирование договора международной купли-продажи товара

Правовое регулирование договора международной перевозки

Правовое регулирование иных видов договорных обязательств

Вопрос №1.

Основой правового регулирования данного вида договоров является Венская конвенция 1980 о договорах международной купли-продажи товаров. Конвенция определяет правовую природу отношений из купли-продажи по следующим критериям:

1. Субъектный состав договора. Договор подпадает по сферу действия конвенции, если коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных гос-вах.

2. Предмет договора – поставка товара, передача документов на него и титула на товар в соответствии с условиями контракта и конвенцией и оплата товара, его принятие в соответствии с требованиями контракта и конвенцией

3. Объект контракта – движимое имущество, приобретаемое не для личного, домашнего, семейного и иного подобного использования

Из сферы действия конвенции прямо исключаются отдельные виды продаж: продажа с аукциона, в порядке исполнительного производства, продажа фондовых бумаг акций, электроэнергии, судов водного и воздушного транспорта. Товар, подлежащий изготовлению или производству, рассматривается как объект поставки, за исключением случаев, когда покупатель принял на себя обязательство поставить существенную часть материалов для производства товара.

Все положения конвенции основываются на признании договорной свободы сторон. Содержащиеся в ней правила носят диспозитивный характер, позволяют полностью или частично отступать от ее предписаний, за исключением правил, касающихся оформления сделки.

Конвенция не требует, чтобы договор обязательно заключался или подтверждался письменно. Наличие договора может доказываться любыми средства, включая свидетельские показания.

Одновременно устанавливается компромиссный вариант для тех гос-в, в зак-ве которых существуют жесткие правила оформления внешнеэкономических сделок. Такие гос-ва присоединяясь к конвенции, могут сделать оговорку о не применении ст.11, которая позволяет заключить договор устно, если хотя бы одна из сторон имеет коммерческое предприятие в гос-ве, сделавшим такое заявление. Для таких гос-в вместо ст.11 будет действовать ст.12, которая предписывает совершать договор международной купли-продажи в письменной форме.

Предметом регулирования конвенции являются:

1. Заключение договора

2. Права и обязанности его сторон

3. Переход риска утраты, повреждения имущества

4. Ответственность за нарушение договора

Вне сферы действия конвенции остались вопросы о недействительности договора, ответственности за вред причиненный жизни и здоровью недостатками товара, применение исковой давности к требованиям из договора купли-продажи, разрешение споров, размер процентов за нарушение денежного обязательства.

Подробно нормы конвенции определяют порядок заключения договора купли-продажи. Предложение признается офертой, если отвечают ряду требований:

1. Адресность оферты

2. Достаточная определенность

Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашения к оферте, если иное не определено в самой оферте.

Оферта вступает в силу с момента ее получения адресатом. Предложение может быть отменено, если сообщение об отмене опередит оферту или придет одновременно с ней.

Срок акцепта определятся в оферте или устанавливается с учетом обстоятельств сделки и зависит от скорости использованных средств связи.

Акцептом конвенция признает ответ, не содержащий отклонение от оферты. Если ответ содержит дополнительные или отличные условия, не меняющие существенно условия оферты, он рассматривается как акцепт, если только оферент без неоправданной задержки не отправит извещение об этом.

Изменение условия оферты может затрагивать цену, порядок расчетов, количество и качество товаров, место и сроки поставки, объем ответственности сторон, разрешение споров. Все эти изменения признаются существенными, и ответ их содержащий рассматривается как отклонение оферты, как контроферту.

Так же как и оферта, акцепт вступает в силу с момента ее получения оферентом. Акцепт не считается полученным, если извещение об отмене акцепта его опережает или приходит вместе с ним.

Конвенция подробно определяет права и обязанности покупателя и ответственность за нарушение договорных обязательств.

Последствие существенного нарушения условий договора является возможность его расторжения после уведомления об этом контрагента. Конвенция исходит из принципа презюмируемой вины, т.е. сторона отвечает в любом случае, если не докажет, что неисполнение было вызвано или препятствием вне ее контроля или действиями 3-х лиц.

Не урегулированы в конвенции вопросы исковой давности. В 1980 году был подписан протокол об изменении конвенции об исковой давности международной купли-продажи товаров 1974 года. Исковая давность в национальных правовых системах это институт различных отраслей права. В одних институт права материального, гражданского, в других – институт процессуального права. Продолжительность сроков исковой давности колеблется в среднем от 6 месяцев до 30 лет. Для отдельных стран характерен дифференцированный подход для установления сроков исковой давности для различных видов правоотношений. Конвенция содержит унифицированные материально-правые нормы в данной области.