Кафедральный собор святого иакова. Собор Святого Иакова – Испания

Кафедральный собор Святого Иакова (Dom zu St. Jakob) - главный храм Инсбрука. Нынешнее здание собора было воздвигнуто в 1717–1724 годах, но церковь в позднем романском стиле существовала на этом месте еще в 12 веке. Название собора напоминает, что здесь пролегал путь средневековых паломников «путь Святого Иакова».

Здание построено в барочном стиле и дополнено двумя колокольнями. Колокольни собора видны практически из любой точки города. На вершинах расположен ансамбль из 48 колоколов с общим диапазоном звучания в четыре октавы, это крупнейший подобный ансамбль в Австрии. Колокольный перезвон храма Святого Иакова во славу мира во всем мире можно услышать ежедневно в полдень. На фасадах башен установлены механические часы возрастом более 300 лет.

С площади перед собором открывается великолепный вид на его торжественный барочный фасад.

Интерьер собора роскошен. Изумительной красоты фрески занимают всю внутреннюю поверхность стен и потолка. Пространство разделено колоннами из розового мрамора.

В соборе хранится множество шедевров мирового масштаба. Свою лепту в интерьер церкви внес в том числе Альбрехт Дюрер.

В кафедральном соборе Инсбрука находится живописное полотно 16 века «Мадонна с младенцем- помощница христиан» (Мариахильф) кисти Лукаса Кранаха Старшего. Мадонна находится в центре алтаря, богато украшенного резьбой по дереву с позолотой. В 1689 году храм был разрушен землетрясением, но чудодейственную картину по счастливому стечению обстоятельств удалось спасти.

После землетрясения собор был восстановлен лишь в середине 18 века.

Во время Второй Мировой войны собор Святого Иакова вновь серьезно пострадал. В 1960-х годах были произведены реставрационные работы, после которых храм выглядит, как новый.

Внутри храма хранятся помпезные надгробия эрцгерцога Максимилиана III и Ойгена Австрийского.

Барочный орган собора украшен резной деревянной отделкой с позолотой.

Собор Святого Иакова — действующий храм, следует помнить, что вход для туристов закрыт во время месс.


Расположенный на северо-западе Испании, буквально на краю земли (древние римляне так и называли эти места - «Finis Terrae», «конец земли»), город Сантьяго-де-Компостела считается третьим по значению святым городом христианского мира после Иерусалима и Рима, и до сих пор остается местом массовых паломничеств. Его называют «христианской Меккой». Здесь, в Сантьяго-де-Компостела, находится величайшая реликвия Испании - мощи святого апостола Иакова, небесного покровителя страны.

Само название города - Сантьяго - связано с именем святого Иакова (по-испански - Сантьяго). - «Сын Грома», как его именуют в Испании, был, как и его брат, , простым рыбаком и одним из первых учеников Христа. Рассказывают, что когда двенадцать апостолов двинулись во все концы Земли нести Благую весть, Иаков отправился проповедовать Евангелие в Испанию. В ту пору это была отдаленная римская провинция. Пройдя по дорогам Испании и создав здесь первые христианские общины, Иаков вернулся в Палестину. Там он был схвачен по приказу царя Ирода Агриппы и в 44 году обезглавлен. Ученики святого Иакова положили его останки в лодку и пустили по волнам Средиземного моря.

Эта лодка чудесным образом была выброшена на испанский берег в устье реки Улья, на том месте, где ныне находится город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году живший здесь монах-отшельник по имени Пелайо, ведомый путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами святого Иакова. Несмотря на прошедшие восемь веков, они оставались нетленными. В 896-899 годах по распоряжению короля Альфонса III на месте находки над ковчегом была сооружена небольшая церковь, а само это место получило название Компостела - от латинского Campus Stellae - «место, обозначенное звездой».

Обретение мощей святого Иакова состоялось в чрезвычайно трудную и опасную для Испании пору: мавры покорили практически весь Пиренейский полуостров, в руках христиан оставался только небольшой клочок земли в горах Астурии. И явление мощей святого Иакова было воспринято испанцами как знак свыше. Действительно, с этого момента началось движение мавританского завоевания вспять - Реконкиста. В результате арабы были изгнаны с Пиренеев, а святой Иаков стал считаться покровителем Испании. Старинные хроники рассказывают, что во время битв с маврами испанцы не раз видели святого Иакова в образе Белого Рыцаря, который с мечом в руках и боевым кличем «Santiago y cierra España!» обращал в бегство многотысячные толпы арабов. Таким в Средние века чаще всего и изображали святого Иакова испанские скульпторы: верхом на коне, поражающим мавров.

Со дня обретения мощей святого Иакова Компостела стала особо почитаемой святыней Испании. Эту традицию, как считают, установил император Карл Великий. Папа римский Каликст II даровал Сантьяго-де-Компостела привилегию на индульгенцию (полное отпущение грехов), тем самым приравняв этот город к Риму и Иерусалиму. Сюда нескончаемым потоком шли паломники из Франции, Португалии, Италии, Польши, Ирландии, Англии и других европейских государств. Путь из Европы на Пиренейский полуостров, который пешком преодолевали богомольцы, чтобы попасть в Святой город, получил название «Путь Святого Иакова». Его главная магистраль берет свое начало на юге Франции и через Пиренеи, минуя испанские города Логроньо, Санто-Доминго-де-ла-Кальсада, Белорадо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада и Вильяфранка-дель-Бьерсо, ведет в Сантьяго-де-Компостела. Ныне «Путь Святого Иакова» на всем своем протяжении объявлен памятником всемирного значения, находящимся под охраной ЮНЕСКО.

Святого Иакова Компостельского, который первым предпринял дальнее странствие в Испанию, считали покровителем паломников. В средневековом искусстве он предстает то в образе путника в украшенной ракушками шляпе, с посохом и сумой, то как апостол в тоге и со свитком в руке, в окружении верующих. Подобно евангельским волхвам, ведомым путеводной звездой, идущие в Компостелу паломники по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании называют «дорогой святого Иакова». Согласно народному поверью, святой начертал его в небе, чтобы указать направление Карлу Великому в походе против сарацин.

Удивительный природный и культурно-исторический ландшафт, через который пролегает «Путь Святого Иакова», сохранился до наших дней практически в неприкосновенности - с арочными мостами, переброшенными через горные потоки, поклонными крестами, паломническими церквами и часовнями, замками и крепостями, гостиницами и постоялыми дворами, старинными деревнями и городами, по улицам которых и в наши дни неторопливо шагают паломники с посохами, держащие путь в Компостела.

Открывающаяся перед глазами путника панорама города в один миг пленяет его, заставляя забыть об усталости и трудностях пройденного пути. Старинная Компостела - один из самых красивых средневековых ансамблей Европы, сохранившихся до наших дней. Сантьяго-де-Компостела называют «городом ста башен», «светочем христианского мира». А над его многочисленными башнями и шпилями ослепительно сверкают золотом купола сказочно прекрасного собора Святого Иакова.

Первый храм на могиле апостола Иакова был построен королем Альфонсом II и епископом Теодомиром в 829 году. Король Альфонсо III Великий в конце IX столетия заменил его на более красивую и значительную по размерам базилику, но в 997 году мавры под предводительством Аль-Мансура во время очередного набега разрушили церковь.

В 1078 году под руководством французского архитектора-монаха Бернара из Клюни началось сооружение нового собора. Оно имело несколько этапов (1077/78-1088 гг.; 1100-1128 гг.) и продолжалось несколько столетий. К 1521 году собор был в основном завершен.

Собор в Сантьяго-де-Компостела - наиболее важная постройка средневековой Испании. Его интерьер сохранил свой романский характер, хотя перестройки XVII-XVIII веков значительно изменили внешний вид храма. В 1676-1680-х годах была сооружена Часовая башня (архитектор Доминго Андраде), а в 1738-1750-х годах архитектор Фернандо Касас-и-Новоа полностью перестроил главный фасад собора - он носит название «Обрадорио» - и 75-метровой башни, придав им черты модного в ту пору пышного и величественного стиля в его испанском варианте - чурригереско.

Восточный фасад, известный под именем «Асабачерия», возведен в XVIII в. архитекторами Ферро Каавейро и Фернадесом Сарела на месте сгоревших романских Ворот Рая и впоследствии завершен в 1770 г. по проекту . Фасад украшают скульптуры Гамбино: в верхней части - короли Альфонсо III и Ордоньо II, возносящие молитву св. Иакову-паломнику, в центре - символическое изображение Веры.

В центре западного фасада, в глубокой нише, установлена фигура святого Иакова. Порталы, обрамляющие входы в собор, богато украшены скульптурами XI-XVI веков. Наиболее древние рельефы можно увидеть на южных вратах - Пуэрта-лас-Платериас. Но самые значительные памятники искусства украшают «Портик Славы» - Портико де ла Глория, находящийся на западном фасаде, который мастер-резчик по имени Матео создавал на протяжении 20 лет (1168-1188 гг.). Это вершина романской пластики в Испании. Мастеру Матео, судя по всему, были хорошо известны скульптурные порталы Бургундии и Иль-де-Франса.

Портик увенчивает большое скульптурное изображение Христа-Спасителя в окружении евангелистов, апостолов и музыкантов. На колонне, на высоте поднятой руки, имеется пять углублений - их считают следом руки Иисуса Христа. Существует поверье, что на паломника, который вложит в эти углубления пальцы своей руки, снизойдет благодать Святого Духа.

Главные ворота собора - Святые ворота («Пуэрта Санта») - открываются только в «Святой год» - т.е. в год, когда 25 июля, день поминовения святого Иакова, приходится на воскресенье. Входящего внутрь храма изумляют его громадные размеры. Собор выполнен в плане латинского креста, его протяженность составляет 97 м, высота центрального нефа - 24 м. Полумрак, царящий внутри, придает атмосфере собора некую таинственность, предваряющую встречу паломника с главной святыней - гробницей Святого Иакова. Она располагается в подземном этаже собора - крипте. Саркофаг выполнен из серебра и имеет довольно позднее происхождение.

В соборе действует музей, в котором собрана богатая коллекция испанского искусства IX-XIX веков, в том числе гобелены, выполненные по эскизам Рубенса, Гойи и других великих мастеров.

В соборе и вокруг него всегда многолюдно. За тысячу лет его существования здесь побывали миллионы паломников, в числе которых было и множество мировых знаменитостей - от святого Франциска Ассизского и папы Иоанна Павла II до писателя Пауло Коэльо и голливудской звезды Ширли Маклейн. Помимо главного, Французского пути, существует еще несколько путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну Басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский - этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке - в Сантьяго-де-Компостела, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек - как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старинная испанская пословица: «Все пути ведут в Компостела».

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750) . Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» - возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта) , где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103) .

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро) , которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

История

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова) , где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела – массивная церковь в историческом центре города, ставшая неофициальным символом галисийской столицы. Две статные колокольни собора доминируют над линией горизонта и видны практически из любого района города. Когда-то на этом месте стоял небольшой и скромный храм, сегодня же гигантское здание собора Сантьяго неизменно восхищает туристов и паломников со всего мира. Попасть внутрь и пройти к могиле святого Иакова можно бесплатно, а чтобы спуститься в крипту и пройтись по клуатру и другим музейным помещениям придется немного заплатить.

Главный фасад собора Сантьяго обращен в сторону площади Пласа Обрадоиро, поэтому часто его называют просто Эль Обрадоиро. Прямо напротив стоит дворец Рахой, в котором сегодня заседает парламент Галисии. Фасад собора привлекает внимание центральной секцией со множеством деталей и орнаментов, причем этот фасад не является оригинальным – он был построен только в первой половине 18-го века по проекту архитектора Фернандо де Касаса Нова в галисийском барочном стиле. К более старым частям фасада относятся два лестничных пролета, соединяющихся в одной точке и ведущих к главному входу. Обе лестницы были построены еще в 16-м веке и ведут в еще более старое строение, датированное 12-м столетием и, собственно, являющееся оригинальным собором.

Одной из выдающихся деталей собора можно назвать две колокольни, известные как Торре де ла Каррака и Торре де ла Кампанас. Они также были построены в разные эпохи – нижние уровни датируются 12-м веком, а верхние – 17-18-м столетиями. Обе башни, достигающие 70 метров в высоту, сочетают в своем облике элементы барочного и романского стилей.

Интересно, что если обойти вокруг собора, то с разных сторон он предстанет в разном облике. Так, восточный барочный фасад примечателен Царскими вратами, но считается наименее привлекательным. Северный фасад, обращенный в сторону площади Пласа Асабакериа, отличается пышными декорациями и сочетает в себе элементы барочного и неоклассического стилей. Южный фасад считается самым старым, на него можно взглянуть со стороны площади Пласа де лас Платериас, откуда также видна часовая башня Торре де ла Тринидад и часть клуатра.

К сожалению, первоначальное свое обличье собор утратил. Однако, внутреннее убранство храма не перестает поражать. Алтарь, богато украшенный, скрывает за собой деревянный постамент восседающего на троне Святого Иакова, который окружен резной оградой из камня. На плечи накинута пелерина из золота и серебра. К постаменту ведут две лестницы. Желающие могут подойти и поцеловать апостола в плечо, прося заступничества и исполнения желаний. Из-за этого, собственно говоря, большинство паломников и совершает свое путешествие сюда. По воскресеньям во время торжественной службы в соборе сообщают о новых паломниках: их количество, откуда прибыли.

Особо следует сказать об освещении внутри собора. Свет попадает через окна в боковых галереях и нефах, через центральную башню. Такое освещение создает мистический ореол, тайну вокруг мощей апостола.

Площадь Платериас знаменита фонтаном Лошадей (1829 год). Четыре лошади, из пасти испускающие воду, держат скульптуру «Религия со звездой над ларцом апостола». Такую же звезду можно встретить на мостовых во многих европейских городах. Это символ Пути Святого Иакова.

Алонсо III Фонсека в 1495 году основал Колледж для бедных студентов, который впоследствии становится университетом. Сейчас в нем учится 30 тысяч студентов. Кстати, факультеты расположены по всему городу.

Хостал Католических Королей - шедевр платереско расположен на севере площади Обрадорио, изначально был больницей для паломников. Строительство его велось с 1501 по 1509 год.

Но самое яркое диво - кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”). Свисает прямо с потолка высотой 160 см (на фото ниже, кликните на фото для увеличения). Более 700 лет его используют в соборе. Это самое большое кадило в мире. Вмещает в себя 40 кг ладана и угля. Поскольку вес его составляет 80 кг, чтобы его раскачать, задействуют восемь служителей. Можете себе представить, какие клубы дыма исходят от него!

Оно должно было перебить запах немытых паломников, которые представляли собой не одну тысячу человек. Кадило изготовили на средства Людовика XI из серебра, поражало оно своим перебором в декоре. В 1809 году армия Наполеона похищает его. Мастера в 1851 году делают еще одно кадило, но уже из латуни и бронзы, сверху заливают серебром.

Мощи Святого Иакова покоятся в серебряной раке (гробу). В 1589 году их прятали от "анти-Армады". Потом 300 лет искали (умеют же люди прятать!). В 1879 году мощи нашли, только спустя 5 лет папа Лев XIII подтверждает их подлинность. Как он удостоверился в их подлинности? История умалчивает.

В 20 веке в Сантьяго открывается Семинария, создается Ассамблея муниципальных советов, которая одобряет редакцию устава автономии. Город переживает расцвет галисийской общественной жизни. Революция, гражданская война 1936 года, расстрел мэра Сантьяго Анхель Касаля нарушили планы. В 1980 году свершилось историческое событие: создано автономное сообщество Галисия, столицей которого и становится Сантьяго-де-Компостела.

Особенно много паломников встречает город в Святой год, это когда 25 июля (день Св. Иакова) приходится на воскресенье. Такой год был в 2010 году, он собрал рекордное количество паломников - 272 703 человек. Следующий год выпадает 2021. Еще есть время подготовиться к путешествию.