Как читать дату изготовления. Маркировка аккумулятора автомобиля

При покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска. Разве это важно? Разве аккумулятору не все равно, сколько времени он пролежит на складе? Нет, не все равно, аккумулятор является одним из немногих компонентов автомобиля, имеющих «срок годности».

Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов. Но здесь есть одна тонкость - большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора не в привычном для нас формате, а в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки. Почему так? Здесь дело в элементарном удобстве для самого производителя и дилерской сети: стандартизированные шифры легко и быстро читаются автоматикой, что важно для учета и логистики.

Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов, так что имеет смысл указать самые распространенные способы шифрования интересующей нас информации.

Наиболее просто маркируют свои АКБ такие производители, как MUTLU, TOPLA, STECO и ТИТАН. Обычно это последовательность цифр, каждая из которых означает число, месяц, неделю, год выпуска и другую информацию:

1-я цифра – номер линии

2-я цифра – год

3, 4-я цифры – месяц

5, 6-я цифры – число

1, 2-я цифры – год

3, 4-я цифры – неделя

ТИТАН, ТИТАН ARCTIC

1, 2-я цифры – число

3, 4-я цифры – месяц

5, 6-я цифры – год

7-я цифра – заводская линия

1-я цифра – линия

2, 3-я цифры – неделя

4-я цифра – день недели

5-я цифра – год выпуска

6-я цифра – тип АКБ

Аккумуляторы TUDOR имеют буквенную маркировку:

Вторая буква – год:

N – 2000 год

O – 2001 год

P – 2002 год

Q – 2003 год

R – 2004 год

S – 2005 год

Пятая буква – месяц выпуска: от A до L (A – январь, D – апрель, … L - декабрь)

I – пропускается.

Аккумуляторы BOSCH имеют цифро-буквенную маркировку, в которой первая буква означает завод-изготовитель:

А - Австрия

С - Чехия

G – Испания

F – Франция

H – Германия-Ганновер

Затем цифра указывает на номер конвейера, а следующая буква сообщает о дате изготовления или продажи на комплектацию данного изделия:

V – продажа на эксплуатацию

2 – 2002 год, 1 – 2001 год, 0 – 2000 т.д.

1 ... 31 – день месяца

Замыкает этот код цифра, указывающая номер смены.

А с АКБ VARTA все одновременно и сложнее, и проще, потому что дата изготовления указана одним-единственным цветным кружком:

Квартал Цвет
I квартал 2009 года
II квартал 2009 года
III квартал 2009 года
IV квартал 2009 года
I квартал 2010 года
II квартал 2010 года
III квартал 2010 года
IV квартал 2010 года
I квартал 2011 года
II квартал 2011 года
III квартал 2011 года
IV квартал 2011 года
I квартал 2012 года
II квартал 2012 года
III квартал 2012 года
IV квартал 2012 года

Сколько аккумулятор пробыл в магазине

Теперь, зная дату изготовления аккумулятора, можно делать выбор. С осторожностью относитесь к аккумуляторам, стоявшим на витрине: они могли простоять там, на ярком свету и в тепле, многие месяцы, а это уже значительно сокращает срок службы.

Но это относится, в первую очередь, к АКБ классического исполнения, поступающим на продажу с залитым электролитом - такие аккумуляторы могут прийти в негодность за год.

Совершенно иная ситуация с сухозаряженными аккумуляторами (эти АКБ были заряжены на заводе-изготовителе, после чего с них был слит электролит, а батарея особым образом законсервирована): они не теряют своих свойств на протяжении трех-пяти лет. Но если такой аккумулятор хранился более года, то после ввода в эксплуатацию он требует подзарядки.

Параметр: срок службы аккумулятора

Сколько времени прослужит АКБ? Считается, что нормальный срок службы аккумулятора лежит в пределах 1,5 - 4 лет, а может достигать даже шести и более лет.

Столь большой разброс обусловлен рядом причин:

Режим работы генератора;

Режим работы регулятора напряжения;

Показатели работы электрооборудования;

Годовой пробег автомобиля;

Преобладающие режимы эксплуатации автомобиля.

Нужно различать три различных срока службы: гарантийный, регламентированный и реальный. Рядового автолюбителя интересует последний параметр: срок эксплуатации аккумулятора в реальных условиях может значительно отличаться и от гарантийного (обычно это один или два года, определяется изготовителем), и от регламентированного (по ГОСТ - 18 месяцев).

В сложных условиях АКБ служит около полутора лет. Быстрый износ батареи происходит в режиме «такси» (частые разгоны и торможения, движение на короткие дистанции, стояние в пробках). В данном режиме производятся частые пуски двигателя, на что тратится значительная доля заряда батареи, но из-за коротких пробегов генератор не в состоянии обеспечить достаточную зарядку.

Быстрое исчерпание ресурса аккумулятора наблюдается и в обратной ситуации - при длительных безостановочных пробегах, особенно на высоких скоростных режимах. Здесь дело в перезаряде аккумулятора, в результате которого электролит батареи начинает «кипеть», и начинается сульфатация - образование на пластинах излишнего количества кристаллов сульфата свинца. Этот процесс приводит как к замедлению течения электрохимических процессов, так и к разрушению конструкции аккумулятора.

Грамотный уход, правильный режим, отлаженная электрика - продлеваем «жизнь» АКБ правильно

Два главных параметра АКБ - плотность электролита и напряжение на клеммах. При покупке нового аккумулятора они должны быть следующими: плотность электролита (для нашей климатической зоны) - 1,25 - 1,28 г/куб.см (лучшее значение - 1,27 г/куб.см); напряжение между клеммами - 12,5 - 12,7 В. Эти параметры должны быть и у аккумулятора во время эксплуатации.

Однако в настоящее время широкое распространение получили так называемые необслуживаемые АКБ, у которых элементарно невозможно измерить плотность электролита. Как быть с такими аккумуляторами?

Ответ очевиден - никак. Данный тип АКБ действительно нуждается в минимальном уходе, и воздействовать на него можно только зарядным устройством. Если аккумулятор постоянно недозаряжается генератором (особенно в зимнее время), то хотя бы раз в месяц такой аккумулятор необходимо ставить на зарядку, в результате чего реальный срок службы значительно возрастает.

Проще в плане продления срока службы аккумуляторы классического исполнения, в которых имеется возможность следить за уровнем и плотностью электролита. Наиболее часты ситуации, в которых уровень электролита падает (в норме электролит должен полностью укрывать пластины), а его плотность - растет. Это негативно влияет на аккумулятор, но проблема легко решается добавлением дистиллированной воды.

В описанном случае достаточно открыть пробки (устройство аккумулятора позволяет легко это сделать), и залить воду до указанной отметки (ее обычно видно, но при необходимости уровень электролита можно измерить стеклянной палочкой, идущей в комплекте с ареометром).

Слишком низкая плотность электролита указывает на значительный износ АКБ, либо на заводской брак. Если данное явление наблюдается во всех банках, а емкость, напряжение и пусковой ток ниже нормы, то этот аккумулятор следует заменить на новый.

Простым контролем напряжения и качеств электролита можно достичь значительного продления срок службы аккумулятора. Но в дело могут вмешиваться иные факторы - работа генератора, регулятора напряжения и всей электросети в целом.

Дополнительная нагрузка, подключенная к бортовой сети (особенно разного рода системы подогрева), отбирает значительную мощность у генератора, и тот не в состоянии осуществлять полноценную зарядку аккумулятора.

Зачастую проблема заключается в самом генераторе или регуляторе напряжения. При нормальной работе на клеммах регулятора должно поддерживаться напряжение 13,8 - 14,4 В. Иные показания свидетельствуют о неисправности, которую необходимо устранить.

Наконец, на срок эксплуатации АКБ влияет пробег автомобиля, хотя здесь далеко не всегда работает простая логика «больше пробег - больше износ АКБ» - определяющим фактором остается преобладающий режим движения. Поэтому при малом пробеге, но в режиме «такси», аккумулятор будет служить меньше, чем при большом пробеге, но более умеренном режиме.

Правильное хранение

Перед постановкой аккумулятора на хранение необходимо проверить напряжение на нем, и если оно недостаточно - провести полную зарядку. Также необходимо довести до нормального уровень и плотность электролита. После этого стоит обработать клеммы раствором питьевой соды, затем хорошо промыть водой и насухо вытереть - это предотвратит коррозию.

Теперь аккумулятор можно ставить в темное и прохладное место (при низкой температуре разряд батареи идет медленнее). Однако нельзя оставлять батарею на морозе - это может привести к ее физическому разрушению.

Правильная зарядка

При нормальной эксплуатации автомобиля и аккумулятора его зарядка не требуется - данную функцию выполняет генератор. Однако при постоянном недозаряде аккумулятор необходимо регулярно подключать к зарядному устройству.

Здесь важно выбрать оптимальный режим заряда, который устанавливается силой тока: чем больше зарядный ток, тем быстрее идет заряд. Однако слишком быстрый заряд негативно влияет на аккумулятор, и даже способен вывести его из строя.

Обычно зарядный ток выбирается на уровне 0,1 величины номинальной емкости. Например, если емкость АКБ составляет 45 Ач, то зарядный ток необходимо устанавливать на уровне 4,5 А. При этом время полной зарядки составит 12 - 15 часов.

При недостаточном заряде АКБ можно подзаряжать один-два раза в месяц на малом токе - порядка 1 - 2 А.

Несложные манипуляции с аккумуляторами позволяют продлить сроки их эксплуатации до четырех-шести и более лет. А это, согласитесь, очень хороший результат. Ведь АКБ - устройство не слишком дешевое, и приобретает его раз в год слишком накладно. Зачем тратить деньги, если можно просто грамотно эксплуатировать аккумулятор?

Автомобильные аккумуляторы выглядят вещью неприхотливой и способной храниться очень долго. Но такое впечатление обманчиво. Аккумулятор с момента выпуска должен довольно быстро попасть в руки покупателя. Для всех классов батарей ориентировочный срок годности разный. Малосурьмянистая батарея живет 6-10 месяцев, легированная серебром – 12-15 месяцев, гибридная – до 18 месяцев, кальциевая – до 24, AGM – до 36. По прошествии этого времени аккумулятор может встать в любую минуту и даже подзарядка не сможет реанимировать такой аккум. Срок может и продлеваться, если аккумулятор «доводят» до покупателя в максимальных кондициях – правильно хранят и перевозят, подзаряжают на оптовых базах.

Обычно, на товарах дата производства записана просто. Но аккумуляторы не всегда снабжены понятной для любого маркировкой относительно даты выпуска. Даже единого стандарта маркировки даты выпуска у мировых аккумуляторщиков нет. Итак, рассмотрим ходовые в России модели АКБ и научимся определять по их маркировке дату производства.

«Алькор» («Тюменский медведь», «Tyumen Batbear», «Arctic Batbear», «Ямал»)

Тюменцы наносят маркировку при помощи лазерной перфорации на заднюю стенку батареи. Код является шестизначным числом, которое расшифровывается, как ММ.ГГГГ. Например, число «032016» означает, что аккумулятор изготовлен в марте 2016 года.

У тяжелых батарей от завода «Алькор» маркировка сокращена и на батарее, выпущенной в марте 2016, вы увидите число «0316».

«АкТех» («Актех», «Орион», «Зверь»)

Сибиряки сделали предельно простую маркировку, которая и видна сразу. Четырехзначное число на верхней крышке вида ММ.ГГ, к примеру, 0715, соответствует июлю 2015 года.

МНПК «Веста», ООО «ИСТОК» («FireBall», «Uno», «Dominator», «Курский аккумулятор», «Forse»)

Маркировка курян и днепропетровцев достаточно сложна в прочтении, зато информации несет изрядно, не всегда, правда, столь необходимой потребителю, как дата выпуска. Зато в ней зашифрован даже день выпуска батареи. Посмотрим, как может выглядеть их маркировка: 1317 426275

Первые четыре цифры нам не слишком интересны: первая – номер производственной линии, следующие – индивидуальный код партии. А вот цифры после пробела нам крайне интересны. Первая из них – последняя цифра года производства АКБ («4» – значит, год выпуска 2014). Вторая – полугодие выпуска. Третья – номер месяца выпуска в полугодии (в данном примере, месяц «6» второго полугодия, значит, батарея выпущена в декабре). Четвертая и пятая – число выпуска, а последняя цифра – номер бригады, работавшей над батареей (если номер бригады двузначный, вторая половина маркировки будет состоять не из шести, а из семи цифр).

Итого, по представленной выше маркировке можно сказать о батарее следующее: она выпущена на первой производственной линии, в составе партии номер 317, 27 декабря 2014 года, бригадой номер 5.

Буквально в прошлом году маркировку изменили, в связи с полным переводом производства в Курск. Теперь читать ее проще простого. Первые четыре цифры в маркировке обозначают ММ.ГГ.

Маркировка тяжелых АКБ из Днепропетровска и Курска немного проще, пример: 19515265

В этой маркировке зашифровано, что емкость аккумулятора 195 Ач, выпущен он в 2015 году в 6-м месяце второго полугодия пятой бригадой.

«Tubor» («Cobat», «Titan»)

Маркировка даты изготовления на нижегородских батареях отпечатана по центру крышки, при помощи принтера. Код короче, чем у предыдущих батарей, но не менее головоломный.

Он имеет такой вид: 12345 , где

1 – день недели,
2,3 – номер недели в году,
4 – год, записывается латинской буквой (2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L)),
5 – номер смены.

Возможная маркировка: 418P1. По ней можно сказать, что выпущен аккумулятор в четверг 18-й недели (примерно, начало мая) 2015 года первой сменой рабочих.

«VARTA», «Bosch»

Немецкие близнецы имеют общий стандарт маркировки, что неудивительно при минимуме технологических отличий между батареями двух марок.

Чтобы не останавливаться на всех нюансах длинного кода, указанного на верхней крышке аккумулятора, скажем только, что «дату рождения» можно вычислить по цифрам номер 4,5,6. Четвертая – последняя цифра года, а пятая и шестая – код месяца. Тут, как и в случае с Tubor, вместо фактических номеров сущий ребус: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.

«Panasonic», «Furukawa Battery»

Японцы не стали изобретать велосипед и нанесли на этикетку (на верхней крышке) код стандартного вида ЧЧ.ММ.ГГ.

«Mutlu»

Турки тоже не слишком усложнили задачу покупателя по считыванию важнейшей информации. Пример маркировки: 451227

4 – номер сборочной линии,
5 – последняя цифра года выпуска (2015 г.),
12 – номер месяца,
27 – дата выпуска.

«Exide Technologies» («Absolute», «American», «BIG», «Centra», «Champion», «Deta», «Exide», «Hagen», «Marathon», «PAK», «PCA», «Prestolite», «Saem», «Sonnark», «Sonnenchein», «Sprinter», «Trailblaizer», «Tudor», «York»)

Все бренды огромной корпорации маркируются одинаково. Код расположен на корпусе и состоит всего из двух знаков: сначала последняя цифра года выпуска, затем буквенный код месяца (A-январь, B-февраль, C-март, D-апрель, E-май, F-июнь, G-июль, H-август, J-сентябрь, K-октябрь, L-ноябрь, M-декабрь). Пример: 5L – аккумулятор выпущен в декабре 2015 года.

У аккумуляторов «Зубр», выпускаемых на совместном предприятии «Полесские аккумуляторы», кодировка длиннее, но дату выпуска можно узнать по тому же принципу по первой паре цифра-буква.

«Atlas»

Как и у батарей «Exide», для выяснения времени изготовления аккумулятора, нужно посмотреть на первые в кодировке цифру и букву. Располагается код под ручкой, на крышке.

«Topla»

Словенцы наносят код на крышку при помощи лазера. Из четырнадцати знаков кода для нас важны четыре. Третья-четвертая цифры обозначают год, а пятая-шестая – номер недели в году.

«Inci Aku»

Маркировка располагается возле положительной клеммы и представляет собой стандартные шесть цифр формата число-месяц-год.

«Подольский аккумуляторный завод»

Маркировка ставится на продольном борту крышки аккумулятора. Месяц и год выпуска – последние четыре знака кода в формате ММ.ЧЧ.

«Tyumen Battery»

Как и у подольцев маркировка находится на продольной стороне крышки. Дата производства зашифрована в первых шести цифрах кода. Причем, формат записи у тюменцев нестандартный: ММ.ГГ.ЧЧ.

«АКОМ»

Формат записи кода у волжан такой же, как и у «Тюмени», только маркировка нанесена на верхнюю крышку, между клеммами.

«Optima»

Американский производитель поместил маркировку сбоку, на корпус. Она коротка, но тоже не без причуд. Четырехзначное число начинается с последней цифры года выпуска. Следующие три цифры – порядковый номер дня года, когда аккумулятор сошел с конвейера.

«SOMBOR» («Extra Start», «Golden Horse», «Asian Horse», «Black Horse», «Power Horse», «White Horse»)

Из шести цифр кода у сербов к дате производства относятся первые четыре – две первых обозначают год, следующие две – номер недели.

«Кainar Technologies»

Маркировка казахстанского производителя помещается на крышке и состоит из шести цифр. Первые три – номер дня в году, когда создан аккумулятор, последние две – год.

«Sznajder»

Маркировка на ребре крышки: три предпоследних цифры – день года, последняя цифра минус 1 – год.

«Moll»

Дату выпуска этого аккумулятора можно найти на минусовой клемме. Первая и вторая цифры – номер недели в году, третья и четвертая – год.

Каждый завод-изготовитель аккумуляторов ставит на свою батарею специальный код, который называется маркировкой. Технологически маркировка можеn либо выжигаться лазером (как например маркировка на Тюменскмо Медведе), либо выплавляться клише (как курских аккумуляторах). Как правило, маркировка даты выпуска ставится по факту готовности аккумулятора, то есть является фактической, но на практике, некоторые заводе грешат и ставят дату выпуска из будущего, что позволяет продавать с завода «свежие» батареи, пусть и произведенные 2 месяца назад. Скорее всего, это делается в летнее-осенний период с целью оптимально загрузить производство и запастись АКБ к сезону.

Считается, что чем аккумулятор свежее, тем выше его стоимость, поэтому частенько, по низким привлекательным ценам пытаются избавиться от старых АКБ. Во время хранения аккумулятор теряет часть своей емкости из-за протекающих внутри химических процессов. Так, например, АКБ, выполненные по гибридным технологиям можно хранить без потери качества 6 месяцев, кальциевые – 12 месяцев. При этом Джонсон Контролс (производитель Варты, Бош, Энерджайзер и других брендов) сообщает, что их АКБ могут храниться и 18 месяцев. По сути это является только маркетинговым ходом и инструментом для облегчения дилерам распродажи «залежавшихся» АКБ, которые попадают на прилавки магазинов через большой путь.

Поэтому, собираясь приобретать новый аккумулятор, обязательно возьмите в магазин распечатку маркировки дат выпуска АКБ. Это позволит сделать правильный выбор.

Помимо маркировки дат выпуска, у АКБ есть маркировка согласно принятым стандартам (ГОСТ, SAE, DIN, EN, JIS), о которой наш сайт напишет чуть позже.

В данной статье приведены примеры маркировок, используемых с 2014 года, так как в 2015 году на рынке АКБ произошли серьезные изменения, и некоторые владельцы частных марок сменили заводы-производители.

Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:

дату производства аккумуляторных батарей,

сведения о батарее и условиях производства.

Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе - шесть цифр: 1234 567890.

Схема маркировки:

1 – номер производственной линии

2, 3, 4 – индивидуальный код партии

5 – последняя цифра года

6 – полугодие

7 – порядковый номер месяца в полугодии

Первое полугодие

Второе полугодие

Сентябрь

8,9 - день (число месяца)

0 - номер бригады (возможны 2 цифры)

Пример маркировки:

2260 311321

Расшифровка:

Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 - индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1

В связи с переносом производства на Курский завод, с 2015 года изменена система маркировки:

Пример: 0713 1 25346
0713-дата производства батареи, где 07-месяц, 13-год
1-номер смены
25346-порядковый номер изготовленной батареи.
Порядковый номер обнуляется в начале каждого месяца.

Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.

14010243

Расшифровка:

Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.

Пример маркировки :

Расшифровка:

Дата изготовления - октябрь 2011 года.

Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей:

1112

Расшифровка:

Выпущена в 11 месяце 2012 года.

Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки :

Расшифровка:

Дата изготовления - май 2011 года.

Cobat, Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver, Vaiper)

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру .

Код содержит 5 символов: 12345

1 – день недели

2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)

4 – год (латинская буква)

5 – номер смены.

Пример маркировки:

Расшифровка:

2- вторник

08- восьмая неделя

1- первая смена.

В настоящее время аккумуляторы завода TUBOR поступают в продажу как в прежнем варианте маркировки, так и в новом – приведенном выше.

Среди расходных материалов, подлежащих плановой замене, отдельным пунктом стоит аккумуляторная батарея. Сложное, требующее внимания и ухода, иногда капризное -электрическое сердце автомобиля. Понимание того, как узнать год выпуска приобретенного автомобильного аккумулятора, поможет правильно сделать выбор при покупке аккумуляторной батареи.

Продавец в автомагазине, знающий массу технических подробностей о представленных товарах, не всегда в состоянии объяснить, как определить год выпуска аккумулятора. Иногда в действиях человека за прилавком больше желания продать товар, чем реально помочь разобраться в деталях. В любом случае, возможность самостоятельно проверить год выпуска автомобильного аккумулятора, узнать, кем и где изготовлена батарея, поможет не выбросить деньги на ветер.

Почему мы обращаем внимание на год выпуска аккумулятора

Основной причиной, по которой мы ориентируемся на дату выпуска аккумулятора, является желание удостовериться в пригодности изделия к эксплуатации.

Использовать в качестве защиты от подделки подобный код нецелесообразно. Выплавленный на лицевой поверхности набор цифр и букв исправлению и корректировке не поддается. А значит, месяц и год выпуска продукции, скорее всего, будут достоверными. Для изготовителя код на лицевой панели поможет разобраться с причинами брака, если таковой будет обнаружен.

Срок хранения качественного автомобильного аккумулятора, изготовленного на высокотехнологичном европейском оборудовании:

  • для сухозаряженных аккумуляторов составляет 1,5-2 года;
  • заправленных электролитом и заряженных, при температуре хранения 0ºС - до 1,5 лет, при 20ºС - не более 9 месяцев ;
  • незаряженных, но залитых электролитом, может достигать четырех-пяти лет.

Среди всей номенклатуры продаваемых изделий, подавляющее большинство составляют сухозаряженные и заправленные заряженные батареи. Владея методикой расшифровки кода, зная, где указан год выпуска на аккумуляторе, и примерные условия хранения, можно ориентировочно установить насколько качество предлагаемого товара соответствует заявленному.

Если в производстве аккумулятора использовался традиционный сплав свинца и сурьмы по устаревшей технологии, его срок хранения будет, как минимум, вдвое меньше аналогов, изготовленных с добавками серебра или кальция.

Маркировка европейских брендов

Практически все ведущие производители для маркировки служебной информации используют гравировку или наплавку числового, а также буквенно-числового кода на лицевую поверхность крышки.

Важно! Например, широко известные бренды высококачественной аккумуляторной продукции VARTA для обозначения сведений используют цифробуквенный код, выплавленный штампом на лицевой поверхности крышки автомобильной батареи.

До 2014 года код состоял из тринадцати символов: девять знаков, через небольшой промежуток еще четыре. Год, месяц и дата выпуска аккумулятора VARTA кодировались:

  • в четвертой позиции в виде последней цифры, например, год 2013 - цифра 3;
  • в пятой и шестой позициях кода внесена информация о порядковом номере месяца в году;
  • седьмая и восьмая позиции указывают двухзначное число месяца.

Кроме числовой кодировки, до 2013 года компания «VARTA Geraetebatterie GmbH» применяла дополнительную маркировку цветным кружком на этикетке или лицевой панели автомобильной батареи. Определенный цвет отметки соответствовал кварталу выпуска продукции. Например, I.2011 — зеленый, III.2012 — желтый, II.2013 — красный.

В кодировке продукции BOSCH использовалась несколько более упрощенная система кодирования информации о дате изготовления продукции. Кроме гравировки на крышке, год выпуска аккумулятора BOSCH дублировался на наклейке лицевой стороны крышки в виде трехзначного кода. Первой позицией была последняя цифра года выпуска автомобильного аккумулятора, следующие две позволяли узнать месяц его производства. Например, код 206 - дата производства: июнь месяц, год - 2012.

Учитывая тесные производственные связи, BOSCH и VARTA с 2014 года унифицировали подход к кодировке информации о дате производства аккумулятора. Как определить год выпуска аккумулятора Варта и Бош? Сведения о дате все так же вписываются в длинный и сложный код производства батареи. Дата выпуска изделия вносится с 4 по 6 позиции кода. Расшифровка года выпуска аккумулятора осуществляется в следующей последовательности: первой из трех цифр обозначается год выпуска, последующими двумя определяется месяц производства, согласно специальной таблице, размещенной на сайте предприятия.

Как и ранее, код даты, образованный с 4 по 6 цифрами основного кода, в обязательном порядке используется для дублирования даты на лицевой этикетке аккумуляторов BOSCH. Подобный подход решает вопрос - как узнать год выпуска аккумулятора Бош упрощенным способом.

Маркировка аккумуляторов Весты

Аналогичным методом термического штампования на лицевой панели маркируются аккумуляторы торговой марки «Веста». Продукцию под известным брендом выпускают два предприятия - «Веста Днепр» и «Веста Индастриал». Шрифт цифрового кода на продукции последнего крупнее, что позволяет различать изделия разных заводов даже без расшифровки штампованной информации.

Для автомобильных батарей емкостью до 100 Ач, предназначенных для легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков, используется десятизначный код, состоящий из двух групп цифр, разделенных небольшим расстоянием. Первая группа состоит из четырех цифр и предназначается для кодировки производственных вопросов - сведения о бригаде, изготовившей батарею, оборудовании и емкости аккумулятора. Позиции, идущие во второй группе цифр, используются заводами для формирования даты выпуска, но с небольшими отличиями.

Рассмотрим, как узнать год выпуска аккумулятора Веста. ЗАО «Веста-Днепр» кодирует год выпуска следующим образом:


Заводом «Веста Индастриал» числовой код формируется аналогичным способом, но для кодировки даты применяются цифры во второй группе с 5 по 9. Год производства автомобильного аккумулятора - его последняя цифра числового обозначения, вносится в 5 позицию кода. Сведения о полугодии, месяце и дате формируются аналогично кодировке «Веста-Днепр» с 6 по 9 цифры кода, 10 позиция применяется для внесения производственной информации.

Кодировка тяжелых аккумуляторов для грузового и пассажирского транспорта

Обоими предприятиями для идентификации батарей большой емкости используется 8-значный код:

В позиции с 1 по 3 указывается емкость изделия, 4 и 5 - год выпуска, 6 - полугодие, 7 - порядковый номер месяца в полугодии. Число месяца выпуска продукции не указывается, 8-я позиция используется для производственных нужд.

Многие автолюбители интересуются, как определить дату (год) изготовления аккумулятора. Ведь любая батарея может храниться только определенное время. После этого срока АКБ теряет часть своих свойств. Поэтому, не рекомендуется брать батареи, которые произведены сравнительно давно. При определении срока выпуска необходимо расшифровать данные, указанные на корпусе. Производители зачастую шифруют дату, что значительно осложняет вычисление даты выпуска.

Желательно, перед походом в магазин за новым аккумулятором, разузнать способы указания времени производства разными производителями. Это позволит безошибочно определить время выпуска детали.

Как определить дату (год) изготовления аккумулятора? Вопрос хороший, но для начала следует найти место маркировки. Львиная доля производителей выбивает дату по длинной боковине батарей. Другие ставят метку на верхних частях корпусов, обычно неподалеку от положительной клеммы. Самым редким местом является короткая боковина. Единичные производители отмечают время производства на торце АБ. Но, мало найти отметку, нужно ее расшифровать.

Самый популярный способ маркировки

В коде указываются данные об условиях производства, а также о дате выпуска. Информация дана довольно полной, но при этом она сложно зашифрована. Выглядит это так: 0000 123445. Здесь первые 4 цифры показывают нумерацию партии и кодировку линии. Остальные цифры расшифровываются на следующий манер:

  • Последняя цифра года;
  • Полугодие (одно из двух);
  • Нумерация месяца относительно полугодия. Например, январь и июль маркируются – 1;
  • Следующие 2 цифры обозначают день месяца;
  • Нумерация бригады, иногда может встречаться двухзначное число.
Для наглядности посмотрим пример расшифровки: 1568 526151. Производственная линия №1, код партии 568. Года выпуска 2015 (5), второе полугодие (2), декабрь (6), число 15 (15), бригада №1. Так маркируются АКБ следующих производителей:
  • Forse;
  • FireBall;
  • Dominator;
  • У Курского аккумулятора.

Маркировка напротив этикетки

Так свою продукцию маркируют несколько крупных производителей. Они наносят код с помощью лазерной перфорации. У них дата проставлена максимально просто в формате – ММГГГГ . Например, 112015 расшифровывается, как ноябрь 2015 года. Все максимально просто и понятно. Такие обозначения используются следующими изготовителями:

  • У Тюменского медведя;
  • Tyumen Batbear;
  • Arctic Batbear;
  • У Ямала.

Изготовитель Актех

На этом заводе выпускают несколько марок автомобильных батарей. Маркирование даты здесь также не отличается особой сложностью. Она выполняется в виде ММГГ, то есть 0416 будет обозначать апрель 2016 года. Такое обозначение встречается на следующих марках батарей:

  • Актех;
  • У Ориона;
  • У Зверя.

Завод Tubor

Здесь данные о выпуске нужно искать на крышке, причем прямо посередине. Наносится показатель с помощью принтера. Кодировка содержит 5 символов, в которых зашифровывается вся важная информация. Позиции распределены следующим образом: 12234. Означает это следующее:

  • День недели;
  • Порядковый номер недели, крайняя цифра 53;
  • Год, указывается буквой;
  • Номер смены.

Как видите, год обозначен буквой, это не такая уж и необычная практика. Но, у каждого производителя имеются свои особенности. Вот список обозначений последних лет:

  • Z – 2014;
  • P – 2015;
  • A – 2016;
  • S – 2017;
  • T – 2018;
  • X – 2019;
  • L – 2020.
На практике все это выглядит следующим образом. Допустим код – 403A1. Он обозначает четверг, 3 неделя 2016 года, 1 смена. То есть дата выпуска 14.01.2016 года. Маркируются подобным образом следующие торговые марки:
  • Titan;
  • Cobat.

Немецкие производители

Здесь присутствует огромный код, состоящий из 24 знаков. Среди символов имеются как цифры, так и буквы, имеется дополнительное цветовое обозначение. При этом цвет обозначает квартал определенного года. Нас интересует цифры с 4 по 6. При этом 4 цифрой кодируется год, а последующие – в каком месяце выпускался:

  • 17-январь;
  • 60-декабрь.
Несложно догадаться, что каждая следующая нумерация обозначает соответствующий месяц по порядку. Вот такое странное обозначение месяцев применяется изготовителями Bosch, а также Varta. Цветовые кодировки можно посмотреть на их официальном сайте. http://www.varta-automotive.ru/ .

Mutli

Для нанесения датировки широко применяется лазерное перфорирование по верхним областям корпусов. Указывается 6 чисел. Выглядит это примерно так: 123344. Расшифровать такой маркер довольно просто:

  • Нумерация линии;
  • Месяц;
  • День.
Для примера возьмем 260301, это значит, что АБ был выпущен со второй линии, в 2016 году, 1 марта. С этим тут все довольно просто и вполне понятно.

Panasonic . Обозначение маркируется по крышке несмываемой краской. Обозначение довольно простое ЧЧММГГ. Пожалуй, это самое простое иностранное обозначение.

Banner . Маркировка здесь мудреная, она состоит из 4 букв, которые обозначают цифры. A-1, B-2 и так далее, до 9. Первые 2 буквы обозначают номер недели, следующие буквы последние цифры обозначения года.

Exide, Centra . Эти американские бренды достаточно широко представлены на нашем рынке, особенно часто их можно увидеть в магазинах, торгующих запчастями для иномарок. Для маркировки используется цифрово-буквенный код. Буква расположена на втором месте и обозначает месяц, первое число расшифровывает год.

Steco . Не слишком популярный здесь бренд, но все же встречающийся. Обозначения у них шестизначные. На 2 и 3 месте обозначается неделя по порядковому номеру, 4 знаком показываются дни недель, следующим числом показывается год. Последним символом указывается тип батарей.

ПАЗ (Подольский завод) . Продукция этого завода представлена на рынке под маркой Selenius. Это отличные батареи, которые оцениваются достаточно высоко нашими автолюбителями. Датировка здесь выглядит так: ОТК041015. Наносится код на продольную часть крышки. ОТК04 обозначает отметку контролера, 1005 показывает дату октябрь 2015 года.

Зубр Под такой маркой выпускается на рынок продукция ООО СП «Полесские аккумуляторы». Кодировка располагается по левой верхней части крышек. Особенностью здесь является обозначение месяцев (с A по M и с января по декабрь соответственно).
Выглядит маркер вот на такой манер: 5C02Е1. Прочитать все это можно следующим образом: 5 – 2015 год, C – месяц март, 2 число, Е – обозначение линии, последняя цифра емкость. В данном случае 55 Ач. В целом, маркировка оказывается довольно информативной.

Optima . Это еще один американский бренд батарей, отличаются высокой надежностью. Код наносится сбоку, путем выдавливания. Одна цифра обозначает номер года, последующие порядковый номер года. Например, 6078, означает 2016 год, 78 день. В англоязычных странах такой способ маркировки не редок.

Заключение . Аккумуляторные батареи относятся к запчастям с ограниченным сроком годности, конечно современные АКБ достаточно надежны, но все же и они имеют границы для хранения. Поэтому, при покупке важно знать, как определить дату (год) изготовления аккумулятора. Конечно, можно спросить документы у продавца, но не всегда это может оказаться быстрым процессом. Лучше самому определить это по маркировке.