Как читать пасхальный канон дома. Объяснение пасхального канона. Является ли Пасха языческим праздником

Творение Иоанна Дамаскина

Глас 1-й

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющыя.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Очистим чувствия, и узрим неприступным светом Воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся, рекуща, ясно да услышим, победную поюще.

Христос воскресе из мертвых.

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное.

Богородичны:

(Поемыя со второго дня Пасхи и до отдания)

Слава: Умерщвления предел сломила еси, вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево Всенепорочная, и мир просветившаго.

И ныне: Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная Чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати Всенепорочная.

Песнь 3

Ирмос: Приидите пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

Христос воскресе из мертвых.

Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается.

Христос воскресе из мертвых.

Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

Слава: На нетленную жизнь прихожду днесь благостию рождшагося из Тебе, Чистая, и всем концем свет облиставшаго.

И ныне: Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога, Пречистая, возвеличай.

Ипакои, глас 4-й

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищите яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Песнь 4

Ирмос: На Божественней стражи, Богоглаголивый Аввакум да станет с нами, и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Христос воскресе из мертвых.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен, совершен речеся.

Христос воскресе из мертвых.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное, правды нам возсия Солнце.

Христос воскресе из мертвых.

Богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Слава: Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся Божественными блистаньми Воскресения.

И ныне: Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая, зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со Апостолы радующися Того прославляй.

Песнь 5

Ирмос: Утреннюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Христос воскресе из мертвых.

Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Христос воскресе из мертвых.

Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

Слава: Просвещается Божественными лучами и живоносными Воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание.

И ныне: Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отнюдуже Воскресшаго Тя зрящи Мати радовашеся.

Песнь 6

Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащыя связанныя, Христе, и тридневен яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Христос воскресе из мертвых.

Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери.

Христос воскресе из мертвых.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

Слава: Возведеся древле держимое смертию и тлением, воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносущней жизни, Богородице Дево.

И ныне: Сниде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, сшедый и вселивыйся, и воплотивыйся паче ума, и воздвиже с Собою Адама, воскрес от гроба.

Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Икос

Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини, приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребеное, плоть воскресившаго падшаго Адама, лещащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному, Кресту твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды).

Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. (Трижды ).

Песнь 7

Ирмос: Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждает яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен.

Христос воскресе из мертвых.

Жены с миры боггомудрыя в след Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу и пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Христос воскресе из мертвых.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Христос воскресе из мертвых.

Яко воистинну священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Слава: Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная, днесь, всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, Един благословенный отцев Бог и препрославленный.

И ныне: Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас, яко Всесилен.

Песнь 8

Ирмос: Сей нереченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки.

Христос воскресе из мертвых.

Приидите новаго винограда рождения, Божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

Христос воскресе из мертвых.

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки.

Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех естество, Пресущественне и Пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.

Слава: Прииде Тобою в мир Господь, Дево Богородице, и чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова: темже благословим Его во веки.

И ныне: Всю низложив смерти державу, Сын Твой, Дево, Своим воскресением, яко Бог крепкий, совознесе нас и обожи. Темже воспеваем Его во веки.

Песнь 9

Припев: Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа жизнодавца.

Ирмос : Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Припев: Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе. Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся.

Припев: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся.

О Пасха велия, и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего.

Слава: Согласно, Дево, Тебе блажим вернии: радуйся, двере Господня, радуйся, граде одушевленный; радуйся, Еяже ради нам ныне возсия свет, из Тебе Рожденнаго из мертвых воскресения.

И ныне: Веселися и радуйся, Божественная двере Света: зашедый бо Иисус во гроб возсия, просияв солнца светлее и верныя вся озарив, Богорадованная Владычице.

Ексапостиларий

Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение (Трижды ).

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Канон - центральное песнопение одной из главных церковных служб, утрени . А на пасхальной утрене, на которой нет ни большинства обычных псалмов, ни чтения Евангелия, канон однозначно оказывается в центре внимания. Если служить строго по уставу, львиная доля времени на пасхальной утрене будет отведена именно пению канона (и так не маленький, он еще и должен исполняться с многочисленными повторами), а также чтению 45-го Слова святителя Григория Богослова, на Святую Пасху , - достаточно пространного текста.

Слово святителя Григория, написанное в IV веке, и пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина, созданный примерно через три с половиной столетия, тесно связаны между собой. Канон содержит несколько буквальных цитат из святителя Григория, так что подлинное осмысление канона невозможно без знакомства с пасхальными словами Великого Каппадокийца.

Пасхальный канон имеет традиционную структуру: в нем 8 песней , пронумерованных с 1-й по 9-ю (2-я песнь отсутствует); каждая песнь открывается ирмосом , который должен задавать мелодию для тропарей . В 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 9-й песнях по два тропаря, в 4-й, 7-й и 8-й - по три. Богородичны в каноне отсутствуют, но более поздние гимнографы - Феофан и Иосиф - дописали по комплекту богородичнов к пасхальному канону; согласно современному уставу, в первый день Пасхи они не поются, а в следующие дни исполняются оба (таким образом, после каждой песни прибавляются по два богородична).

О ПАСХАЛЬНЫХ ИРМОСАХ

Ирмосы канонов обычно содержат пересказ или отсылки к библейским песням - поэтическим отрывкам из Ветхого и Нового Заветов, лежащим в основе структуры канона . Пасхальный канон не является исключением, однако здесь каждая из тем библейских песней увязана с Воскресением Христовым:

Ирмос 1-й песни: "… от смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия" - как израильтяне были выведены из Египта и воспели победную песнь после перехода через Красное море (= 1-я библейская песнь, Исх 15. 1-19), так и мы переведены Христом от смерти к жизни.

Ирмос 3-й песни: "Приидите, пиво [то есть питье] пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа…" - здесь древнее чудо, когда во время странствия израильтян по пустыне Бог по молитве Моисея извел воду из скалы - "неплодна камене" (Исх 17. 1-7), - сравнивается с тем, как из каменного гроба Христа истекает, словно дождь, источник нетления. Стоит отметить, что темам дождя и странствия по пустыне соответствует, вообще говоря, не 3-я, а 2-я библейская песнь (Втор 32. 1-43) .

Ирмос 4-й песни: "На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: Днесь… воскресе Христос…" , прямо отсылает к пророку Аввакуму, автору 4-й библейской песни (Авв 3. 2-19). Ср. Авв 2. 1: "На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, что скажет Он во мне…" Пророческое видение Аввакума отнесено в ирмосе к ангелу, возвещающему весть о Воскресении Христовом.

Ирмос 5-й песни: "Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце…" , содержит парафраз 5-й библейской песни, пророка Исаии (Ис 26. 9-19): "От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже..." Славянское слово "утреневати" буквально означает "пристально вглядываться [во время предрассветных сумерек]". Тем самым ночное исполнение пасхального канона (по строгому уставу, утреня всегда должна служиться еще ночью, до рассвета) соотносится с тем, как мироносицы рано-рано утром спешили ко гробу Христа: "вместо мира песнь принесем".

Ирмос 6-й песни: "Снизшел еси в преисподняя земли… и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси…" - упоминает пророка Иону, поскольку именно ему принадлежит 6-я библейская песнь (Иона 2. 3-10). Согласно Священному Писанию, Иона воспел ее, находясь глубоко под водой во чреве кита. Пасхальный канон соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня - с тридневным Воскресением Христовым.

Ирмос 7-й песни: "Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие…" - ссылается на историю о трех еврейских отроках, которые были брошены вавилонским царем Навуходоносором в раскаленную печь, но были спасены Богом. Рассказ об этом событии, молитва и песнь отроков составляют 7-ю библейскую песнь (Дан 3. 26-56). В ирмосе подчеркивается, что Тот, Кто некогда спас отроков от неминуемой гибели, Сам принял страдания, чтобы облечь смертную природу красотой нетления ("в нетления облачит благолепие" ).

Ирмос 8-й песни: "Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств…" , обращаясь к теме 8-й библейской песни (Дан 3. 57-88) лишь в самом конце: "...в оньже благословим Христа во веки" , - в остальном построен вокруг цитаты из святителя Григория Богослова: "Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств" (Or. 45. 2).

Ирмос 9-й песни: "Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего" , прославляя Матерь Божию, тем самым отсылает к Песни Богородицы (Лк 1. 46-55), которая является первой частью 9-й библейской песни.

БОГОСЛОВСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАНОНА

Тропари канона, вместе с ирмосами, раскрывают несколько самостоятельных богословских тем. Одни очевидным образом связаны с празднованием христианской Пасхи:

  • ликование всего творения во время Воскресения Христова (2-й тропарь 1-й песни: "Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется…" ; 1-й тропарь 3-й песни: "…да празднует убо вся тварь…" );
  • спешка мироносиц ко гробу Спасителя (ирмос 5-й песни; 1-й тропарь 7-й песни: "Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху…" ) и явление им ангела, провозглашающего Воскресение Христово (ирмос 4-й песни);
  • сошествие Христа во ад (ирмос 6-й песни), последовавшее за этим разрушение ада (2-й тропарь 7-й песни: "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало…" ) и освобождение находившихся там узников - душ умерших людей (1-й тропарь 5-й песни: "…адовыми узами содержимии… к свету идяху, Христе, веселыми ногами" ).

Другие соотносят христианскую Пасху с ветхозаветными прообразами:

  • различными пророчествами (ср. сказанное выше о соотнесении ирмосов с библейскими песнями);
  • ликованием царя и пророка Давида при перенесении Ковчега Завета в Иерусалим (3-й тропарь 4-й песни: "Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся…" , ср. 2 Цар 6. 3-14: "И поставили ковчег Божий на новую колесницу… А Давид и все сыны Израилевы играли перед Господом на всяких музыкальных орудиях… Давид скакал из всей силы перед Господом" );
  • главным прообразом Жертвы Христовой - пасхальным агнцем: "[Христос] - мужеский убо пол… Агнец наречеся, непорочен же… наша Пасха…", "Яко единолетный агнец… Христос волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная…" (1-й и 2-й тропари 4-й песни; ср. Исх 12. 5: "Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний" ).

Особо прописана в каноне тема света Воскресения Христова, который стал предвозвещением блистательного дня всеобщего воскресения из мертвых (3-й тропарь 7-й песни: "…сия спасительная нощь и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница…" ). Можно сказать, что свет пронизывает собой весь канон и так или иначе упоминается во всех его песнях, кроме 6-й: "Ныне вся исполнишася света…" (1-й тропарь 3-й песни), "Светися, светися…" (ирмос 9-й песни), и т. д. Но для созерцания этого света необходимо сделать над собой усилие: "Очистим чувствия, и узрим Христа, блистающася неприступным светом воскресения…" (1-й тропарь 1-й песни, порядок слов изменен). Таким образом, подлинное празднование Пасхи возможно лишь через "очищение чувств", то есть покаяние, добродетельную жизнь и аскетический подвиг. На это же намекает и образ несущих светильники навстречу Жениху: "Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба яко Жениху…" (2-й тропарь 7-й песни), отсылающий к евангельской притче о десяти девах (Мф 25. 1-13).

Дважды упоминается тема таинства Крещения: во 2-м тропаре 3-й песни ("Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе…" ) и в троичне 8-й песни ("Отче Вседержителю, и Слове, и Душе… в Тя крестихомся" ). В древности старались приурочить Крещение оглашаемых к вечеру накануне Пасхи, чтобы их церковная жизнь началась на главный праздник года. Поэтому слова "вчера спогребохся" могут быть поняты или как отсылка к совершению таинства Крещения в Великую субботу (ср. Рим 6. 4: "мы погреблись с Ним крещением" ), или просто как указание на предшествующие Пасхе службы Страстной седмицы.

Некоторое внимание уделено теме Иерусалима, как средоточия пасхального ликования: "Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе… от запада, и севера, и моря, и востока…" (2-й тропарь 8-й песни, цитата содержит парафразы Ис 49. 12 и 60. 4), "… ликуй ныне и веселися, Сионе…" (ирмос 9-й песни). Интерес палестинского автора - преподобного Иоанна Дамаскина - к этой теме вполне понятен. Но одновременно речь идет не только и не столько о земном Иерусалиме, сколько о Небесном Иерусалиме - Церкви Христовой: "Светися, светися, новый Иерусалиме!.." (ирмос 9-й песни).

Тема Церкви сокровенно присутствует во многих тропарях канона - уже просто потому, что он изложен от первого лица множественного числа. В 3-м тропаре 4-й песни Церковь названа "святым народом Божиим" ("… людие же Божии святии…" ). Но мистической кульминацией этой темы можно назвать 1-й тропарь 9-й песни канона, где использована образность из Книги Песни Песней ("О, божественнаго! О, любезнаго! О, сладчайшаго Твоего гласа!.." , ср. Песн 2. 8, 14: "Голос возлюбленного моего!.. дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок" ), которая на первый взгляд описывает земную любовь юноши и девушки, однако традиционно понимается как иносказание о Боге и Церкви. В данном случае такая интерпретация очевидна из следующих слов того же тропаря: "…С нами бо неложно обещался еси быти, до скончания века, Христе…" , отсылающих к финалу Евангелия от Матфея, где Христос говорит: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28. 19).

Автору канона удалось вплести в него отсылки и к другим ключевым христианским богословским темам: о Триединстве Божества (троичен 8-й песни), о непорочном рождении Господа Иисуса Христа (1-й тропарь 6-й песни: "…ключи Девы невредивый в рождестве Твоем…" ), об универсальном характере христианского благовестия (2-й тропарь 6-й песни: "…совоскресил еси всероднаго Адама…" ), об эсхатологическом ожидании прихода Царствия Божия (1-й тропарь 8-й песни: "Приидите, новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся…" , ср. Мф 26. 29: "Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего" ).

В припевах на 9-й песни канона (при исполнении ирмос и тропари этой песни чередуются с ними) также содержатся и просто общие отсылки к Воскресению Христову ("Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца", "Христос воскресе, смерть поправый…" ), и описание всеобщего ликования ("Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко Христос воскресе" ), и упоминания жен-мироносиц ("Магдалина Мария притече ко гробу и, Христа видевши, яко вертоградаря (садовника) вопрошаше», «Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе" ), и мысль о сошествии Христа во ад ("Возбудил еси, уснув, мертвыя от века…", "Христос воскресе… мертвыя воздвигнувый…", "Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый ющники, яже от века имяше люте одержимыя" ), и сопоставление с прообразами из Ветхого Завета ("Христос - новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира" : ср. Ис 53. 7, Ин 1. 29; "Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкавый, яко от Иуды лев" : ср. Быт 49. 9), и другие богословские темы (о Троице: "Величит душа моя Триипостаснаго и нераздельнаго Божества державу" ; о Благовещении, то есть Боговоплощении: "Радуйся, Дево, радуйся…" ; в самом известном из припевов: "Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен…" , образность Благовещения - ангел, приветствующий Божию Матерь словом "Радуйся", - перенесена на Воскресение Христово).

Преподобному автору канона удалось удивительным образом соединить все перечисленные выше темы в одно достаточно компактное целое, пользуясь очень ярким и емким поэтическим языком. Но это вовсе не означает, что он полагает достаточным ограничиться созерцанием, которое он предложил своим слушателям. Напротив, парафразируя святителя Григория Богослова (Or. 45. 30 и 23: "Великая и священная Пасха, и очищение всего мира! - буду беседовать с тобою, как с чем-то одушевленным. Слово Божие, и свет, и жизнь, и мудрость, и сила! - все твои наименования меня радуют" ; "Причастимся Пасхи, ныне пока прообразовательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете... а впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сие “ново во Царствии Отца” ), он молит Христа о более полном богообщении: "О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Cило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего" (последний тропарь).

Название этого песнопения, которое буквально переводится как "правило", восходит к древнему названию круга ежедневных служб - "канона молитвы". Заголовок "канон" сначала перешел на первую службу дня, то есть утреню, а затем и на важнейший гимнографический текст последней.

В наши дни это Слово в большинстве храмов, к сожалению, опускается. Интересно отметить, что при совпадении Пасхи с днем Благовещения (25 марта, в византийской традиции этот день считался календарной датой исторического Воскресения Христова), то есть на Кириопасху (буквально "истинная Пасха", в смысле совпадения подвижного праздника с датой 25 марта), устав предписывает читать даже сразу два пасхальных Слова святителя Григория - не только Сорок пятое, но еще и Первое.

Песнь канона - это цикл из нескольких строф, первая из которых называется ирмосом (см. следующее примечание), а остальные - тропарями.

См. предыдущее примечание.

Специальный тропарь, посвященный Божией Матери. В большинстве канонов каждая песнь завершается богородичном.

Ирмос (греч. heirmos, "соединение", "сцепление", "последовательность") - начальная строфа каждой песни канона, задающая поэтическую метрику для остальных строф этой песни (тропарей). Метрическое единство позволяло петь тропари на мелодию ирмоса; таким образом, он служил образцом для них и объединял их в одно целое. Это, а также содержательное единство ирмоса и соответствующей библейской песни (см. ниже) и дало ему его название.

Использование в ирмосе 3-й песни канона тематики 2-й библейской песни заставляет задуматься: а не могла ли в каноне первоначально иметься также еще одна песнь? Вопрос требует исследования (в том числе, с учетом отсутствия вторых песней в других канонах преподобного Иоанна Дамаскина).

Существует церковное предание о том, что "другая Мария", которая, согласно Евангелию от Матфея, отправилась ко гробу вместе с Марией Магдалиной (Мф 28. 1) - это Божия Матерь, и именно Она первой получила от ангела весть о Воскресении Ее Сына (Синаксарь в Неделю Пасхи).

Пасху считают одним из самых важных и главных праздников в православном и христианском мире. В этот день проходит торжество в честь избавления человеческого рода от Антихриста с помощью Иисуса. Он смог даровать людям жизнь и вечное блаженство. Христос пожертвовал собой, дабы искупить грехи людские, а его воскрешение подарило жизнь человечеству. Воскресенье Христово – это основа веры в Бога, его первым начала исповедовать апостолы.

Происхождение праздника.

Изначально до появления христианства Пасха считалась еврейским праздником. В этот день евреи приносили в жертву богу ягненка, кровь которого использовалась для помазанья деревьев, мясо запекалось на костре и съедалось с хлебом. Наряд людей, которые принимали участие в трапезе, обязательно должен был быть дорожным.

Через некоторое время Пасху начали связывать с событием, которое написано в Ветхом завете, когда евреев выгнали из Египта. Историки говорят, что название праздника пошло от еврейского слова, которое в переводе означает «переход». Именно по этой причине ритуал с прием в пищу мяса, означал готовность к побегу. В течение недели во время праздника пекли только пресный хлеб, причиной этому было то, что когда евреи жили в Египте они питались только хлебом, в котором не было закваски.

Тайную вечерю провели в день, который описан в Ветхом завете. Правда, Иисус вместо ягненка в жертву принес себя, превратившись в божество. Его смерть стала символом искупления жертвоприношений. Во время еврейской тайной вечери, Христос вместо ягненка предложил людям вкусить свою плоть и запить кровью. Плоть символизировала хлеб, а кровь – вино.

В начале христианских времен, было принято решение праздновать две Пасхи. Он были символами смерти и воскрешением Спасителя. Первая Пасха проходила в скорби и сопровождалась строжайшим постом, а вторая проводилась в ликовании с полноценным приемом пищи. Спустя несколько лет, было принято решение отделить еврейскую Пасху от христианской.

Канон.

Все церковные службы сопровождаются канонами. Во время службы на Пасху, так же проводят пасхальный канон. Канон – представляет собой набор выдающихся церковных произведений песнопения. Он несет в себе глубокий смысл о том, что человек должен быть духовно богатым и чистой душой. Пасхальный канон несет в себе смысл праздника на Воскресенье Христовое, он заставляет человека понять и духовно пережить события, произошедшие с Иисусом. Каждый канон сопровождается крестовым ходом вокруг храма. Священнослужители несут с собой крест, кадило, а впереди идут священники со светильниками. Во время такого хода, церковь наполняется радость, а священнослужители приветствуют верующих словами «Христос воскрес!», а прихожане отвечают им «Воистину воскрес!». Такие схождения священников вокруг храма и смена одеяний напоминает людям о постоянных появлениях Господа перед своими учениками. Использование канонов помогает людям душевно переживать за своего Спасителя, ведь в песнях описаны все события произошедшие с ним.

Современная Пасха.

Сегодня Пасху празднуют иначе, чем несколько тысяч лет тому назад, она повествует о воскрешении Христа. Изначально в разных регионах ее праздновали в разное время. Только в 325 году приняли решение праздновать Пасху в воскресенье, после первого весеннего полнолуния. Однако на сегодняшний день в православном и католическом мирах, дата празднования Пасхи не совпадает. Основная часть пасхальных обрядом сохранилась с древних времен по сегодняшний день. Традиции в этот день остались практически неизменными. Обмен крашеными яйцами и поцелуи имеют глубокие корни. Покраска яиц на пасху имеет несколько версий, исходя из одной из них, яйца начали красить из-за того, что когда они упали на землю, то превратились в капли крови распятого Спасителя. Когда Богоматерь рыдала у тела Христа, ее слезы капали на яйца, тем самым рисовали красивые узоры. Когда Христа сняли с распятия, то люди начали собирать эти яйца, а когда прошла весть о его воскрешении, то они начали ими обмениваться. Творожная пасха и кулич, являются традиционными блюдами в этот день. Считалось, что Христос вместе с учениками ел пресный хлеб, а после воскрешения они вкушали дрожжевой.

Является ли Пасха языческим праздником.

Христиане называют Пасху – «светлым праздником». Она является основным торжеством в церковной жизни, но некоторые обычаи и обряды, связанные с ней, заставляют задуматься об их происхождении. Все народы, принявшие христианскую веру, раньше были язычниками, и это оставило свой след. Большинство церковных праздников имеет обычаи, которые берут свои корни из языческого прошлого. Интересным фактом является то, что Пасха у англичан и немцев не берет еврейские корни. В переводе она означает «восток» с немецкого и английского языков. В государствах Междуречья почиталась богиня Иштар. Она вместе со своим сыном Таммуза считались богами плодородия, а праздники в их честь знаменовали приход весны и окончание зимних холодов. В этот период земля просыпалась со спячки и начинала цвести новыми красками. Вареные яйца были главным атрибутов на этом празднике, они символизировали яйцо, на котором богиня снизошла на землю. Пасхальный кролик появился на этом празднике благодаря тому, что они были любимым животным этой богини. На Русских землях не почитали этих богов, но праздник в честь прихода весны также существовал. Яйцо было символом зарождения новой жизни. С каждым годом, когда евреи жили с язычниками, к ним переходила часть традиций, которые они заимствовали у них. Точно также, когда появилось христианство, то языческие обычаи остались, но у них появился новый смысл. Такой процесс происходил везде, где появлялась новая религия.

Церковь старалась не возражать против некоторых языческих обычаев, если люди смогли их переосмыслить на христианский лад. Новый смысл приняло и покрашенное яйцо, теперь оно считалось не символом плодородия, а подарком Магдалены для Римского императора. Церковь высказывала возражения только к некоторым языческим обрядам, которые не менялись, приняв истинную веру. На Руси церковь не была против обычая покраски яиц, но требовала прекратить катание яиц, которое было связано с культом Ярилы. В западном мире уже не считается «языческим» обычаем готовить кролика на Пасху. Исходя из этих фактов, Пасху больше нельзя считать языческим праздником, даже дохристианские традиции перестали наполнять смыслом современный праздник.

Как узнать день празднования Пасхи.

Пасхальное воскресенье определяют по первому полнолунию, которое повествует о начале весеннего равноденствия. Такое решение было принято из-за большого разброса дат по юлианскому календарю. Причиной этому стало то, что изначально пасха была еврейским праздником. Исходя из иудейского календаря, то Пасха припадала на 14 день первого месяца весны. Но из-за того, что у евреев месяц начинается с новолуния, праздник выпадал на мартовское полнолуние. Теперь для того, чтобы любой человек мог вычислить день Пасхи, были созданы «пасхалии» - это специальные таблицы. Если ими воспользоваться, то можно узнать не только дату Пасхи, но и на какие дни выпадают другие христианские праздники. Также можно воспользоваться астрономическим календарем, в котором указаны все лунные фазы на текущий год. С его помощью не составит труда определить день и дату этого великого и светлого праздника. Такие календари можно найти в интернете, они находятся в свободном доступе для любого желающего человека. В древние, временя дату Пасхи, определяли не только священнослужители, но и большинство ученых, в их число входили даже всемирно известные люди. Знаменитый немецкий математик Карл Фридрих Гаусс смог разработать формулу для вычисления даты Пасхи, произошло это в конце XVIII века. Формула имеет дольно объемные размеры и долгие вычисления, но каждый, кому она станет интересной, может найти ее в интернете.

Каждый церковный праздник и службы на него, сопровождаются специальными канонами, которые помогают человеку понять свою сущность и духовно пройти через все события, описанные в этих песнопениях. Вера является неотъемлемой частью жизни каждого человека и является индивидуальным выбором. Она помогает людям справиться с теми проблемами, на которые они не могут найти выход. Не нужно быть скептичным к тому, чего не можешь объяснить, ведь в жизни может случиться такая проблема, на которую сможет ответить только вера в Господа.

Христос воскресе!

Доргогие братья и сёстры!

На Светлой седмице изменяется порядок чтения (пения)Утренних, Вечерних молитв и Правила ко Святому причащению.

Вместо Утренних и Вечерних молитв читаются (поются, кто может) Часы Пасхи по одному разу. Хорошо к ним прибавлять Стихиры Пасхи (см. ниже).

Псалтирь в эту седмицу не читается.

Кто читает каноны, вместо трёх канонов (Покаянного ко Господу, Богородице и Ангелу-хранителю) читается один раз канон Пасхи (см.ниже).

При подготовке ко Святому причащению, также, вместо трёх канонов, читается один канон Пасхи. А также всё Последование ко Святому причащению (включая канон ко Причащению), за исключением псалмов.

На Светлой седмице в среду и пятницу обычного поста нет. Поэтому, при подготовке ко Святому причащению, мы постимся не качеством, а количеством пищи. Т.е. едим всё, но не переедаем.

Чтобы сохранять пасхальное настроение, хорошо всем прочитывать ежедневно все нижеследующие молитвословия:

Молитвословия Часов пасхальных:

Тропарь Пасхи: Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклони́ мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе , и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́ де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши . (трижды )

Ипакои:

Предвари́ вшия утро я́ же о Марии, и обре́ тшия камень отвале́н от гроба, слы́ шаху от Ангела: во свете присносу́ щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́ те и миру пропове́ дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающего род человеческий.

Кондак Пасхи:

Аще и во гроб снизше́ л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́ л еси силу, и воскре́ сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́ м мироносицам веща́ вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́ руяй, падшим подая́ й воскресение.

Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́ яй, неопи́ санный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

Вы́ шняго освеще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.

Господи помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды )

Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Пасхальный канон, глас 1-й

Данный материал нельзя добавить в "Любимый"


Песнь 1

Ирмо́с: Воскресения день, просветимся людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к Небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Припев:

Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща ясно да услышим, победную поюще.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.

Богородичны:

Припев:

Умерщвления предел сломила еси, вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево всенепорочная, и мир просветившаго.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы, Богоблагодатная чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати всенепорочная.


Песнь 3

Ирмо́с: Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

Христос воскресе из мертвых.

Ныне вся исполнишася света, Небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается.

Христос воскресе из мертвых.

Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

На нетленную жизнь прихожду днесь, благостию Рождшагося из Тебе, Чистая, и всем концем свет облиставшаго.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога, Пречистая, возвеличай.


Ипакои, глас 4-й:

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте, и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.


Песнь 4

Ирмо́с: На божественней стражи, богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Христос воскресе из мертвых.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, Агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся.

Христос воскресе из мертвых.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

Христос воскресе из мертвых.

Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся божественне, яко воскресе Христос, яко всесилен.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся божественными блистаньми воскресения.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая, зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй.


Песнь 5

Ирмо́с: Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим, Правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Христос воскресе из мертвых.

Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Христос воскресе из мертвых.

Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отонудуже воскресшаго Тя зрящи, Мати радовашеся.


Песнь 6

Ирмо́с: Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Христос воскресе из мертвых.

Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери.

Христос воскресе из мертвых.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Возведеся древле держимое смертию и тлением, Воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносущней жизни, Богородице Дево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Сниде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, cшедый, и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, и воздвиже с Собою Адама, воскрес от гроба.


Кондак, глас 8-й

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.


Икос

Еже прежде солнца, Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: О другини! приидите, вонями помажем тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се, бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. (Трижды)


Песнь 7

Ирмо́с: Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог, и препрославлен.

Христос воскресе из мертвых.

Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Христос воскресе из мертвых.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Христос воскресе из мертвых.

Яко воистинну священная и всепразднственная, сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная, днесь, всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, Един благословенный отцев Бог и препрославленный.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен.


Песнь 8

Ирмо́с: Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств: в оньже благословим Христа во веки.

Христос воскресе из мертвых.

Приидите, новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

Христос воскресе из мертвых.

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки.

Троичен: Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе.

Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех Естество, Пресущественне и Пребожественне, в Тя крестихомся, и Тя благословим во вся веки.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Прииде Тобою в мир Господь, Дево Богородице, и чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова: темже благословим Его во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Всю низложив смерти державу Сын Твой, Дево, Своим воскресением, яко Бог крепкий совознесе нас и обожи: темже воспеваем Его во веки.


Песнь 9

Припев: Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца.

Ирмо́с: Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Припев: Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

О, божественнаго! О, любезнаго! О, сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти, до скончания века, Христе, Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся.

Припев: Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Cило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего.

Богородичны:

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Согласно, Дево, Тебе блажим вернии: радуйся, двере Господня, радуйся граде одушевленный; радуйся, Еяже ради нам ныне возсия свет из Тебе Рожденнаго из мертвых воскресения.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Веселися и радуйся, божественная двере Света: зашедый бо Иисус во гроб, возсия, просияв солнца светлее, и верныя вся озарив, богорадованная Владычице.

Ексапостиларий.

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. (Трижды)

Стихиры Пасхи, глас 5-й:

Стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая, Пасха таинственная, Пасха всечестная, Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных, Пасха, двери райския нам отверзающая, Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша Ангела, на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше: что ищете живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (3 раза)