Как и где искать сведения о репрессированном родственнике. Еще раз о числе репрессированных и реабилитированных Начало массовой реабилитации жертв политических репрессий


Хрущевская реабилитация теперь считается юридическим признанием того, что при Сталине практически все преступники были осуждены с нарушением законности и пр. Довольно странная точка зрения, так как пересмотром дел занимались не суды, а специально созданные под это дело комиссии из партийных работников уровня секретарей, работников МВД, МГБ и пр., выполнявшими политический заказ Хрущева, а следовательно заведомо необъективных. Вот что из этого вышло на примере одного эпизода:

…Вскоре после XX съезда КПСС Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об образовании нескольких десятков комиссий Президиума Верховного Совета для рассмотрения уголовных дел на лиц, отбывающих наказание за политические, должностные, хозяйственные и другие преступления, а также на несовершеннолетних осужденных.

По фельдсвязи мне вручили большой пакет с несколькими сургучными печатями. Вскрыв пакет, я извлек из него выписку из Указа Президиума Верховного Совета об образовании комиссий и Указ Президиума Верховного Совета Союза об образовании такой комиссии для трех областей: Челябинской, Оренбургской и Курганской. Председателем комиссии был назначен я. Из пакета я вынул и мандат председателя комиссии, подписанный Председателем Президиума Верховного Совета СССР Ворошиловым. Это было совершенно неожиданно. Со мной никто об этом не говорил, к тому же я инженер, а не юрист .

<...>

Комиссия имела право принимать решение об освобождении или снижении меры наказания, оно не подлежало обжалованию и должно было немедленно выполняться .

<...>

Очень тяжелое впечатление осталось от тюрьмы особо строгого режима в Соль-Илецке Оренбургской области. В основном там содержались несовершеннолетние заключенные, судимые первый раз, но за очень тяжкие преступления, в основном за убийства. В местах отбытия первого наказания они совершали новые тяжкие преступления и вновь были судимы. У некоторых, если суммировать все сроки наказания по всем приговорам, получалось более ста лет.

В Соль-Илецке произошла задержка с началом работы комиссии. Начальник тюрьмы отказался конвоировать некоторых заключенных на заседание комиссии, так как не мог гарантировать безопасность ее членам. Согласился лишь при условии, что конвоировать таких заключенных будут два автоматчика …

В Челябинской тюрьме произошел такой случай. Рассматривали дело мальчика шестнадцатилетнего возраста. Мы пригласили его отца, шахтера из Копейска, и сказали, что комиссия может освободить его сына досрочно, если он даст за него поручительство. Он категорически отказался, заявив, что не может поверить, что сын исправится.

У меня, говорит, еще двое детей: сын— инженер, дочь — врач. Всей семьей пытались его наставить на путь истинный, он всегда обещал и всегда обманывал. Мы устроили ему встречу с сыном тут же, на комиссии, и отец в присутствии сына повторил свой отказ. Паренек же клялся, что он больше не будет совершать преступлений .

Большинство членов комиссии высказались за освобождение, чтобы совсем не испортить его. Начальник УВД Челябинской области генерал Мартынов усмехнулся: знайте, мол, через несколько дней он будет опять у нас .

Прошло несколько дней, звонит мне Мартынов и сообщает, что паренек этот ими арестован при попытке отнять часы у девушки прямо напротив «Гастронома», среди бела дня, на главной улице города . Значит, отец паренька, шахтер Копейска, был прав, а комиссия ошиблась .

По этому эпизоду понятно, что законность и правомочность такой реабилитации преступников была и есть под большим вопросом. Помиловали и амнистировали огромное число политических и уголовных преступников, которые сразу взялись за старое, что видно по скачку преступности сразу после 1953 года:

Но самое плохое не в этом, а в том, что отсюда растет миф преступности репрессий, о тотальном нарушении законности при Сталине и пр. К тому же были освобождены и не правомочно признаны невиновными такие враги, как Солженицын и прочие деятели диссидентского движения, которое будет отравлять общество все последующие годы до самого развала СССР и продолжает отравлять до сих пор.


Реабилитация была медленной, противоречивой и мучительной. Она не завершена. Ее проведение проходило и проходит в ожесточенной борьбе между демократическими и прокоммунистическими силами. Она началась вскоре после смерти Сталина. 1 сентября 1953 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было упразднено Особое совещание. Жалобы и заявления осужденных коллегией ОГПУ, «тройками» («двойками») и Особым совещанием стали рассматриваться Прокуратурой СССР, но с предварительным заключением МВД СССР. Верховному Суду СССР было предоставлено право пересматривать решения спецколлегий, «троек» и Особого совещания. До 1954 г. реабилитировано 827 692 человека, осужденных в 1917-1953 гг. Реабилитация почти не касалась тяжких обвинений. Из всех реабилитированных к смертной казни были приговорены лишь 1 128 человек, или 0,14% (здесь и далее используются статистические данные, взятые из официальных материалов Центрального архива КГБ-МБ-ФСК-ФСБ России).
Карательные органы всячески препятствовали объективной реабилитации и держали ее под своим контролем. В этих целях Генеральный прокурор СССР, министр юстиции СССР, министр внутренних дел СССР и председатель КГБ СССР 19 мая 1954 г. издали совместный совершенно секретный приказ № 96 сс/0016/00397/002252, который фактически изменял порядок пересмотра уголовных дел, установленный указом в отношении осужденных, еще отбывающих наказание, т.е. тех, которые были в большинстве своем репрессированы в бытность находящихся у власти должностных лиц. Пересмотр дел предполагался свой, ведомственный. Для этого создавалась Центральная комиссия, в состав которой вошли Генеральный прокурор, председатель КГБ, министр внутренних дел, министр юстиции, начальник «СМЕРШ», начальник Главного управления военных трибуналов. Ей предписывалось пересматривать дела на лиц, осужденных центральными органами. Дела репрессированных на местах предполагалось пересматривать республиканскими, краевыми и областными комиссиями, состоящими из руководителей тех же карательных органов. По мысли авторов приказа, решение названных комиссий должно быть окончательным. Однако этого не получилось.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 г., который не был опубликован, допущен к пересмотру решений Центральной комиссии Верховный Суд СССР (который, может быть, немного меньше был в крови невиновных лиц, чем КГБ), а 24 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал собственные комиссии для проверки на местах обоснованности содержания осужденных лиц, обвиняемых в совершении «политических преступлений». Этим комиссиям также предоставлялось право принятия окончательных решений. Из содержания анализируемых нормативных актов о порядке реабилитации видно, что все причастные к репрессиям органы не желали выпускать из своих рук контроль над реабилитацией.
25 февраля 1956 г., в последний день работы XX съезда КПСС, на закрытом заседании вне повестки дня состоялся доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». Это было первое официальное признание сталинских репрессий. 7 августа 1957 г. закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР Верховным Судам союзных республик и военным трибуналам округов (флотов) по протестам соответствующих прокуроров также предоставлялось право пересматривать все дела, в том числе решения Центральной и местных комиссий при карательных органах, а несколькими днями позже - и решения комиссий Президиума Верховного Совета СССР. В течение 1954-1961 гг. было реабилитировано еще 737 182 человека (в это число входят и осужденные после 1953 г.), включая 353 231 человека (47,9%), приговоренного к смертной казни.
В начале 60-х гг. процесс реабилитации стал намеренно затормаживаться, были сокращены штаты отделов прокуратур, занимающихся подготовкой материалов для внесения протестов. А со снятием Хрущева в октябре 1964 г. массовая реабилитация практически приостановилась. За 25 лет (1962-1987 гг.) было реабилитировано только 157 055 человек. Этот процесс возобновился лишь в 1988 г. До 1993 г. было оправдано еще 1 264 750 человек (с 1992 г. в число реабилитированных входят лишь лица, осужденные на территории России). Всего персонально реабилитировано 2 986 679 репрессированных. Однако это далеко не полный счет беззаконий. Вскрыть их при индивидуальном пересмотре наличествующих уголовных дел после многократных стараний КГБ было практически невозможно. Поэтому стал разрабатываться путь групповой реабилитации.
16 января 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов» были отменены все вынесенные «тройками», спецколлегиями и особыми совещаниями внесудебные решения. Этого, однако, оказалось недостаточно. 14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Но и это не решало все вопросы. Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период насильственной коллективизации и других граждан, репрессированных по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20-50-е гг.
Указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и народа. Но как их выявить? Только путем проверки каждого дела. Следовательно, групповой реабилитации все равно не получилось. Более того, обоснованно или необоснованно репрессирован осужденный, решалось не судом, а келейно чиновниками в прокуратуре. В о т и получалось тайная реабилитация тайных осуждений. Обнаружились и другие трудности2. Они преодолевались в Законе РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" и Законе РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Осужденные реабилитировались по декриминализированным деяниям. Однако не все составы, считавшиеся в 20-50-е гг. государственными преступлениями, были декриминализирова-ны и не все репрессированные были осуждены незаконно. Таким образом, и по этим актам реабилитация требовала индивидуального подхода. В 1993 г. в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» были внесены изменения, предоставляющие лицам, которым отказано в реабилитации, право обращаться в суд.
Одним из последних актов реабилитации был Указ Президента РФ от 24 января 1995 г. «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период». В нем признаны противоречащими основным правам человека и гражданина, а также политическими репрессиями действия партийного и государственного руководства бывшего СССР и меры принуждения со стороны государственных органов, принятые в отношении российских граждан - бывших советских военнослужащих, попавших в плен и окружение в боях при защите Отечества, и гражданских лиц, репатриированных во время войны и в послевоенный период. Этим лицам, которых мало осталось в живых, выдаются удостоверения участников войны, и на них распространяются социальные льготы, предусмотренные для граждан, подвергшихся нацистским преследованиям. Естественно, все это не касается тех лиц, которые служили в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск и в полиции.
И последнее. В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» говорится о территориальной, политической, материальной, социальной и культурной реабилитации. Наиболее трудными оказались материальная и особенно территориальная реабилитация для немцев, турок-месхетинцев, крымских татар и некоторых народов Северного Кавказа. До последнего времени, например, идет поиск путей погашения межнационального конфликта между ингушами и осетинами в связи с территориальной реабилитацией ингушей.
Не только в России, но и в других государствах, образованных на территории бывшего СССР, было принято множество нормативных актов, определяющих порядок реабилитации незаконно репрессированных граждан, восстановления их прав и законных интересов, предоставления льгот и выплат денежных компенсаций.

Что нужно знать о репрессированном человеке?

Вряд ли поиски увенчаются успехом, если знать только фамилию, имя и отчество репрессированного. Нужны данные хотя бы о том, в каком году и где он родился.

Биографические сведения о человеке можно узнать в региональных архивах ЗАГСов. О москвичах информация подобного рода хранится в Государственном архиве Москвы .

С чего начинать поиски?

Лучше всего начинать поиск в интернете. Например, в архивной базе общества «Мемориал», на ресурсе «Открытый список» , основанным на открытых данных региональных «Книг памяти», куда стекалась информация из открываемых в начале 1990-х годов архивов КГБ. Там можно найти сведения о том, где и когда человек был осужден, по какой статье, порой даже сведения о номере его уголовного дела.

Можно обратиться и к генеалогам, занимающимся поисками сведений о предках. Они помогут найти нужные архивы, составить запросы, а в случае необходимости поедут искать нужные документы.

«Мемориал» помогает всем
– Если хотите найти информацию о своем репрессированном родственнике, обращайтесь к нам, – говорят в международном историко-просветительском обществе «Мемориал» . Одна из задач «Мемориала» – сохранение и сбор исторических данных о политических репрессиях на постсоветском пространстве.
Тут бесплатно помогают всем, кто хочет узнать, что произошло с их репрессированными предками: почему они были расстреляны, за что отправлены в лагерь, высланы в ссылку, по какой причине попали под колеса репрессивной машины. Помощь в «Мемориале» оказывают вне зависимости от формы обращения: и лично, и по почте, и по телефону.
– Когда вы начинаете искать, для начала можно обратиться на сайт спецпроекта «Мемориала» – «Личное дело каждого» , – говорит Ирина Островская, заведующая архивом общества.
На сайте проекта можно воспользоваться онлайн-конструктором , который подскажет, в архивы каких именно организаций стоит обращаться с запросами в зависимости от того, какой информацией вы обладаете.
Кроме того, «Личное дело каждого» – это собрание историй поиска и рассказы о том, как люди добиваются доступа к делам репрессированных.

Где хранится информация о репрессированных?

Кроме открытых баз о репрессированных, на разных форумах: форуме Всероссийского генеалогического древа, форумах по отдельным лагерям и местам ссылки, депортированным народам.

Данные о репрессиях хранятся в архивах ФСБ, МВД и ФСИН. Однако в региональных подразделениях Федеральной службы исполнения наказаний личных дел заключенных уже практически не осталось – оттуда вся информация передается в информационные центры МВД по региону.

Кроме того, информация о репрессированных может хранится в ГАРФе (государственный архив Российской Федерации), государственных региональных архивах. Например, дела по судопроизводству революционного трибунала, чрезвычайных комиссий в период так называемого «красного террора» в 1920-х годах в Саратовской области хранятся в областном архиве.

В каком случае и куда следует писать запросы?

Если вас интересуют подробности следствия над репрессированным, то с запросом нужно обращаться в архивы ФСБ того региона, где был арестован человек. В архивах Федеральной службы безопасности хранятся именно следственные дела.

В информационные центры МВД писать запросы нужно, если вы хотите узнать о пребывании человека в лагере: например, какие жалобы, заявления и письма он писал, когда умер и где похоронен. Кроме того, туда же следует направлять запросы о спецпереселенцах (например, раскулаченных и выселенных крестьянах), депортированных народах.

Если репрессированный был реабилитирован, то сведения о нем могут содержаться в архиве прокуратуры. Но, к примеру, реабилитация в 1950-х годах проводились через областные суды – и в этом случае обращаться нужно туда. Хорошо, если дела будут продублированы в архиве ФСБ, но такое может быть не во всех регионах.

Эксперты советуют при этом начинать в любом случае с архивов ФСБ, но и дублировать запросы в любые другие органы, через которые велись репрессии, – никогда не угадаешь, где можно найти след.

В какой форме писать запросы?

Если вы пишете запрос по старинке, на бумаге, то формулировать его можно в свободной форме. Достаточно объяснить, кто вы такой, чего хотите, на основании чего просите доступ к делу. То же самое правило верно и для запроса по электронной почте, если архив принимает запросы в электронном виде.

В архивы ФСБ сейчас можно отправить запрос через сайт «Госуслуги» и через Веб-приемную . Или воспользоваться подробным описанием того, куда и как обращаться за архивными сведениями, на портале ведомства.

Нужно ли платить за предоставление архивных сведений о репрессированных?

Всю информацию, касающуюся людей, пострадавших от советских репрессий, архивы предоставляют бесплатно.

Сколько ждать ответа на запрос?

Любой ответ на запрос обязательно придет – в течение одного-двух месяцев.

Может случиться и такое, что в нем будет содержаться указание, что ваш запрос переадресован в архив другого ведомства. Но такая услуга зависит во многом от ответственности работников архива, куда вы обратились изначально.

Почему могут отказать в предоставлении информации?

Основная причина отказа – сведений о репрессированном нет.

Отказ могут мотивировать и тем, что в деле содержатся сведения государственной важности, составляющие государственную тайну, например, если репрессированный был высокопоставленным лицом.

Что разрешат увидеть в деле репрессированного?

В следственном деле репрессированного, как правило, содержатся формуляр заключенного, ордера на арест, обыск, протоколы допросов. И прямым родственникам (детям, внукам, правнукам) разрешают увидеть почти все или сделать копию, если они предоставят документы, подтверждающие свое родство.

Но в большинстве случаев не дают доступа к протоколам допросов свидетелей или доносам, которые могут хранится в деле, ссылаясь на закон о персональных данных , принятый в 2006 году.

Когда в 1990-х годах дела выдавались практически в открытую, бывали случаи мести – репрессированный или его родственники вредили родственникам донесшего или ему самому.

Как добиться доступа к делу репрессированного в случае отказа?

Отказ увидеть часть дела репрессированного, связанный с законом о персональных данных, можно обжаловать, обратившись к руководству ФСБ, МВД, ФСИН по субъекту РФ или в суд, но дело это малоперспективное. Хотя можно сослаться на то, что почти все репрессированные, свидетели по их делу, доносчики уже мертвы, а закон о персональных данных на мертвых не распространяется.

Кто такие политические репрессированные?
Объясняет Татьяна Полянская , старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа .
Политические репрессированные – это, прежде всего, осужденные по 58-й статье УК РСФСР со всеми ее подпунктами (подпунктов 58-й статьи было 14; она устанавливала ответственность за контрреволюционную деятельность; была введена в 1927 году, отменена в 1958-м. – Н.В.). В лагерях их было 25 процентов от общего числа всех осужденных.
Справедливо будет отнести к этой категории также всех, кто стал жертвой карательной политики советского государства. Это, так называемые «указники», осужденные по указам Президиума Верховного Совета СССР. Например, тех, кто был осужден по указу 7 августа 1932 года (известен как «Закон о трех колосках»), за прогулы, за невыработку трудодней и так далее. Сюда же относятся спецпереселенцы, депортированные народы.
Точное число репрессированных трудно определить. Известно, что через систему Главного управления лагерей с 1930 по 1956 годы прошло около 20 млн человек. Осужденных по 58-й статье из них – около 5 млн человек.

В чем поможет архивная справка?

В ответ на запрос архив может прислать архивную справку по делу репрессированного. В ней будет содержаться основная информация о человеке, сведения о статье, по которой он был осужден, сроке, приговоре.

Архивная справка – официальный документ, который дает возможность ближайшим родственникам репрессированного (детям) получить социальные льготы (если репрессированный был реабилитирован).

Кроме того, опираясь на данные архивной справки, можно просить о том, чтобы получить доступ к архивному делу репрессированного лично или получить копии архивных материалов по почте.

Что такое реабилитация?

У стенда памяти незаконно репрессированных в СССР. Фото: Фред Гриндберг / РИА Новости

Реабилитация – признание того, что человек был привлечен к ответственности, подвергся аресту, ссылке, расстрелу незаконно. Обычно решение об реабилитации принимает суд, пересмотрев решения органов, на основании которых человек подвергся уголовному преследованию, репрессии.

Что делать, если ваш репрессированный родственник не реабилитирован?

Нужно написать заявление в прокуратуру региона (в которых есть отделы по репрессированным), опираясь на сведения о наличии факта репрессий. Прокуратура обратится в суд.

В суд можно обратиться и самостоятельно – прямому родственнику репрессированного или адвокату по поручению родственника. В суде дело пересмотрят и вынесут вердикт.

Отказ в реабилитации возможен, если суд сочтет наказание для осужденного когда-то человека правомерным.

Например, по «Закону о трех колосках» осуждались люди, на самом деле совершившие крупные хищения социалистической собственности. Они вряд ли могут быть реабилитированы, в отличие от колхозника, унесшего с колхозного поля несколько картофелин для голодающей семьи и получившего за это 25 лет.

СПРАВКА
30 октября – День жертв политических репрессий. Он был учрежден в 1991 году постановлением Верховного совета России. С тех пор ежегодно по всей стране в этот день вспоминают тех, кто погиб и пострадал в ходе политических репрессий в Советском Союзе.
В Москве с 2007 года по инициативе общества «Мемориал» проводится акция «Возвращение имен» у Соловецкого камня, установленного на Лубянской площади. С утра до вечера 29-го октября участники акции по очереди зачитывают имена людей, расстрелянных в столице в годы советского террора.
История Дня жертв политических репрессий началась еще в 1974 году. Тогда политузники Мордовских и Пермских лагерей объявили 30 октября Днем политзаключенного в СССР.

За помощь в подготовке статьи редакция благодарит библиографа и историка литературы Александра Соболева, члена комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской митрополии священника Максима Плякина, московского адвоката Андрея Гривцова и старшего научного сотрудника Музея истории ГУЛАГа Татьяну Полянскую.

В СССР особое распространение термин «реабилитация» получил при Н. С. Хрущёве в связи с реабилитацией сотен тысяч людей, репрессированных при И. В. Сталине, притом большинством - посмертно. Ниже перечислена лишь малая часть реабилитированных людей - известных как в России, так и за рубежом.

Процесс реабилитации репрессированных лиц в СССР начался в 1953 - 1954 гг. , были отменены незаконные акты против народов, подвергнувшихся переселению и высылке, признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ-НКВД-МГБ, вынесенные по политическим делам. Однако, уже в начале 60-х гг. число реабилитированных постепенно сокращается, причиной чему становятся рецидивы тоталитарной политики государства, в числе которых имеются попытки вернуться к сталинским идеологическим установкам . Затем процесс реабилитации, всё же, был продолжен в конце 80-х гг. Постановлением Политбюро ЦК КПСС от 11 июля 1988 г. "О дополнительных мерах по завершению работы, связанной с реабилитацией необоснованно репрессированных в 30 - 40-е годы и начале 50-х годов" было дано поручение Прокуратуре СССР и КГБ СССР в связке с местными органами власти продолжить работу по пересмотру дел в отношении лиц, репрессированных в 30-40 гг. , без необходимости наличия заявлений о реабилитации и жалоб от репрессированных граждан. 16 января 1989 г. издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР, отмененяющий внесудебные решения, вынесенные в период 30-х - начала 50-х гг. внесудебными "тройками" НКВД-УНКВД, коллегиями ОГПУ и "особыми совещаниями" НКВД-МГБ-МВД СССР. Все граждане, которые подверглись репрессиям со стороны данных органов были реабилитированны, исключая изменников Родины, карателей, нацистских преступников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших убийства. По сведениям, предоставленным Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ, за весь период реабилитации на момент 1 января 2002 г. было реабилитировано свыше 4 миллиона граждан, включая 2438000 человек, которые были осуждены в судебном и несудебном порядке к мерам уголовного наказания.

Законность комиссий по реабилитации политических заключенных представляется, однако, весьма сомнительной. Так в первую комиссию, созданную Хрущевым, наряду с его личным назначенцем Шверником, были включены лица, осуждение за антисоветскую деятельность: О. Шатуновская, предоставившая заведомо ложные цифры числа заключенных и расстреляных. В последствии Комиссию возглавил ярый антисалинист А. Н Яковлев, также представлявший ложные данные, как о числе заклюбченнных, так и о числе реабилитированных. Чрезвычайно часто в пропаганлдистских целях, как западной. так и в российской антисталинской литературе отождествляется число заключеннных вообще и число "политических" заключенных. Даже если к числу политических заключенных относятся только осужденные по 58 статье (их число никогда не превышало 25% от общего числа заключенных), не учитывается что подавляющая часть этой статьи, вошла во все поздние версии УК СССР и современный УК РФ, ибо она де-факто, включала целые разделы современного УК.

Решения о реабилитации принимались внесудебными органами на основе волюнтристких представлений о законности руководителей и членов Комиссии, не имеющих не только судебных полномоший, но даже и юридического образования. Так, тов. Шверник вообще не имел высшего образования, а А. Н Яковлев имел историческое образование.

За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. В Российской Федерации был принят закон от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий».

Что же такое реабилитация? За ответом на этот вопрос мы обратились к «Малому академическому словарю». «Реабилитация - это восстановление чести, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица» .

Как же проходил процесс реабилитации раскулаченных? Процесс реабилитации в 1930-е гг. был осложнен необходимостью сбора целого пакета документов, а также тем, что заявления крестьян рассматривали различные инстанции. От 70 до 90% принимавшихся по жалобам решений были отрицательными. Фактически «клеймо кулака» оставалось, несмотря на восстановление в избирательных правах, частичный возврат имущества, процесс восстановления прав раскулаченных, который прекратился после 1937 г. был возобновлен в 1985г. - началась перестройка, политика гласности. Попытки отойти от «застоя» в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого. Как выяснилось при подробном исследовании, впервые заговорили о закрытых страницах истории только в 1985г. С 1987г. начался процесс реабилитации, который коснулся политических деятелей, в 1990г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период коллективизации.

Согласно закону «О реабилитации жертв политических репрессий» (ст.3) подлежат реабилитации:

· осужденные за государственные и иные преступления;

· репрессированные по решению ВЧК, ГПУ, ОГПУ, УНКВД, НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов;

· необоснованно помещённые в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

· необоснованно привлечённые к уголовной ответственности с прекращенным по не реабилитирующим основаниям делом;

· признанные социально опасными по политическим мотивам и подвергнутые лишению свободы, ссылке, высылке без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления .

Реабилитированным, ранее раскулаченным лицам, возвращается и необходимое для проживания недвижимое имущество (либо его стоимость), если таковое не было национализировано или (муниципализировано), уничтожено во время Великой Отечественной войны и при отсутствии иных препятствий, предусмотренных статьей 16.1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» .

В общепринятом смысле слова под реабилитацией понимается всякое восстановление гражданина в его правах. В соответствии со сложившимися правовыми понятиями реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г., дополненный рядом законов и подзаконных актов, возможно послужил основанием для реабилитации раскулаченных и высланных крестьян. Осуществление реабилитации выявило проблемы практического плана, связанные с подтверждением фактов раскулачивания.

Несомненно, реабилитация раскулаченных сыграла значительную роль в плане восстановления исторической справедливости в отношении большой социальной группы. Несомненно, что последствия раскулачивания, потери, понесенные крестьянством, еще долго будут сказываться на жизни общества и государства.

В 1993 году моя бабушка Лидия Николаевна отправила запрос о реабилитации своих родственников в ИЦ МВД Тамбовской области. В 1994 году она получила письмо, в котором сообщалось, что дело № 7219 о пребывании под надзором Никитина Ивана Игнатьевича и его семьи находится в архиве управления внутренних дел Челябинской области. Следующий запрос Лидия Николаевна отправила в ИЦ УВД Челябинской области. В апреле 1994 года она получила справку о реабилитации Никитина Ивана Игнатьевича, репрессированного в 1931 году. Справка была выдана УВД Тамбовской области. В июне этого же года пришел ответ из информационного центра УВД Челябинской области, кроме справки о пребывании под надзором с ограничением прав и свобод Никитина Ивана Игнатьевича были присланы справка о реабилитации Полянской (Никитиной) Анны Ивановны, анкета на выселяемое кулацкое хозяйство, опросный лист. На основании этих документов Анна Ивановна получила свидетельство о том, что она является жертвой политических репрессий и имеет право на льготы, установленные статьей 16 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий». В 1996 году такую же справку и свидетельство получила и Паршукова (Полянская) Лидия Николаевна. Полянский Володарий Николаевич был признан пострадавшим от политических репрессий. В информационном центре УВД Свердловской области хранятся архивные материалы по делу о репрессиях в отношении Полянского Арсения Андреевича и его семьи .

Полянская (Никитина) Анна Ивановна умерла в 2005 году на 93-ем году жизни.