Как иностранному гражданину получить водительское удостоверение. Замена иностранных прав на российские, пересдача экзаменов. Какие документы потребуются для замены водительского удостоверения

Важная новость для водителей-иностранцев, которые работают в России водителями. Только что стало известно, что на поле проведенного совета на уровне глав правительств пяти стран ЕврАзЭС, было решено взаимно признать национальные и международные водительские права еще нескольких стран- участниц экономического сообщества. Что означает, теперь иностранным водителям из четырех стран- Белоруссия, Киргизия, Армения и Казахстан, в России можно будет для работы водителями в такси, на автобусах и на грузовых автомобилях трудится без обмена своих национальных водительских прав.

«Поручение Евразийского межправительственного совета «О взаимном признании национальных и международных водительских удостоверений, выданных в одном государстве-члене Евразийского экономического союза, для осуществления предпринимательской деятельности на территории другой страны Евразийского экономического союза» ».

Не у дел остались граждане других стран, которые желают или уже работают на территории РФ в сфере оказания автотранспортных услуг, среди которых немало украинцев, молдаван, граждан Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана.

С другой стороны, кто гарантирует, что граждане оставшихся стран не получат в будущем подобные привилегии? И как долгий процесс принятия такого важного в плане безопасности на дорогах законопроекта в совершенно измененном виде изменит безопасность на дорогах? Прям замкнутый круг, с чего начинали, к тому примерно и пришли.

Еще раз напомним, что , хотя оно было введено еще в 2013 году. На реализацию требования постоянно влияли разнообразные факторы. В 2014 году им стало присоединение Крым, а это значит, что у многих тысяч водителей-профессионалов, работавших на грузовом и общественном транспорте, были зарубежные, украинские права. Таким образом запрет был перенесен на 2015 год.

После была попытка принять международное соглашение, по которому граждане стран СНГ могли садиться за руль со своими национальными правами, принятие документа, подготавливаемого МВД несколько, затянулось.

Помимо этого, препятствием стало и отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции. Об отсутствии достаточного количества площадок и автотранспорта для принятия практического экзамена говорится в пояснительной записке к документу.

К примеру вы приехали из-за рубежа и намереваетесь управлять транспортным средством в России.Иностранцы,прибывшие из СНГ, должны поменять свое национальное удостоверение на права российского образца.Как правило у жителей СНГ в наличии имеются права со знаком “SU”,которые обычно выдавались лицам проживающим в республиках бывшего СССР.Эти граждане,в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 №1396,могут рассчитывать на получение прав в отделении ГИБДД РФ.

Кто может обратиться за заменой водительского удостоверения на российское:

  • граждане Российской Федерации(в случае возвращения на родину из-за рубежа)
  • лица,постоянно проживающие и временно пребывающие на территории Р.Ф.

(Кроме того, лица, не являющиеся гражданами РФ, могут получить российские права в общем порядке с гражданами РФ. Им нужно будет пройти обучение в автошколе и сдать экзамены. Соответственно, отличие обмена иностранного в.у. на российское в.у. от процедуры получения российского в.у. в общем порядке заключается в том, что при обмене нет необходимости проходить обучение и предоставлять в ГАИ документ, который подтверждает этот факт.)

Когда нужно обращаться за обменом иностранных водительских прав:

  • Если вы имеете гражданство РФ или же вид на жительство в РФ(в любом подразделении ГАИ)
  • Во всех остальных случаях(в подразделении ГАИ,в которым вы временно проживаете или пребываете).

Есть так же важное ограничение на использование иностранных прав, действующее с 1 июня 2017 года:

“Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.”

То есть работать водителем автомобиля не имея российских национальных водительских прав с 1 июня 2017 года невозможно.

Список документов,необходимых для смены водительского удостоверения.

  • Заявление написанное от руки либо напечатанное
  • Паспорт или иной документ,удостоверяющий личность
  • Медицинская справка
  • Иностранное водительское удостоверение(при наличии)
  • Квитанция об оплате сдачи экзаменов(это не обязательный документ,но рекомендованный)

Внимание!Согласно п43.Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 №1097, вам обязаны вернуть ваше иностранное водительское удостоверение.

Так же не забудьте о том,что обмену на российское водительское удостоверение подлежат только иностранные и международные водительские удостоверения отвечающие требованиям международных договоров в РФ.В частности положениям Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1986г.Прежде чем обращаться с заявлением на обмен водительского удостоверения ознакомьтесь с Приложением 6 и 7 данной конвенции.

Для обмена иностранных прав на российские так же необходимо сдать экзамены:практику и теорию.

Отмечу, что при замене иностранного водительского удостоверения на российское нужно учитывать важную особенность. Если в иностранном удостоверении открыты несколько категорий, то экзамены сдавать нужно только на высшую.

При этом используется следующая последовательность категорий:

В дорожной инспекции иностранному гражданину придется пройти компьютерное тестирование,которое нацелено на выяснение уровня его знаний ПДД.Затем вы отправитесь на автодром,На площадке необходимо выполнить несколько практических упражнений.

После выполнения маневров кандидат на получение российского водительского удостоверения проходит испытания по вождению в рамках городского маршрута, направление которого разрабатывается должностными лицами регистрационного органа.

Здесь основное внимание будет уделяться знаниям претендента о правилах соблюдения дорожных знаков и разметки, а также его способности ориентироваться на дорожной полосе в реальных условиях.
В каких случаях вам могут отказать:

  1. -Вы предоставили не полный комплект документов(см.Список документов,необходимых для смены водительского удостоверения)

Истек срок действия предоставляемых документов

Наличие пометок,замазок либо отсутствие необходимых сведений,подписей,печатей.

  1. -вы не достигли установленного законом возраста

Есть сведения о лишении вас права на управление ТС

Предоставление документов,не соответствующих законодательству РФ или содержащих недостоверную информацию

Предоставление поддельных или украденных документов

  1. -вы находитесь в розыске

Иностранные граждане имебщие медицинские противопоказания

Постоянное жительство в РФ

Иностранцы, переехавшие в РФ на постоянное место жительства, должны помнить о том, что их национальное водительское удостоверение будет действительно в России на протяжении 60 дней с момента:

  • получения в ОВД разрешения на постоянное проживание;
  • въезда на территорию России, если разрешение на постоянное проживание предварительно было получено в консульстве.

Именно поэтому такие граждане должны предпринять меры по замене своих национальных прав на российские. Следует провести данную операцию до истечения срока действия имеющегося удостоверения, чтобы избежать крупного административного штрафа за езду без прав.. Данное наказание прописано в ч.1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Так, иностранцам, планирующим работать или постоянно проживать в РФ, следует позаботиться о соблюдении всех законных требований, касающихся водительских удостоверений. Лица, прибывшие из стран СНГ, должны со всей серьезностью отнестись к вопросу о замене водительских прав.

Выдача прав

Российские права выдаются иностранному гражданину успешно прошедшему все экзаменационные испытания.Срок выдачи водительского удостоверения не должен превышать 7 дней с момента сдачи экзамена.

Последние новости:

АСТАНА, 14 августа 2017 года. Главы правительств стран — членов ЕАЭС по итогам заседания Евразийского межправительственного совета подписали ряд документов, в том числе Решение "Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза в части воздушного транспорта на 2018 - 2020 годы".

ВНИМАНИЕ! Информации о признании национальных водительских прав между договаривающимися странами не имеется!.

Действие нашумевшего закона (ФЗ от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), который категорически запретил пользоваться национальными правами иностранцам, работающим в сфере предоставления услуг перевозки, на грузовых автомобилях, автобусах, такси на время предполагалось отложить до 1 июня 2018 года, но в соответствии Федеральным законом "О внесении изменений в ст.25 ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 14.07.2017 года, была одобрена нижепредставленна редакция законодательства .

Внимание! В настоящее время в законодательстве имеются противоречия норм!

Статья 20 пункт 2 ФЗ "О БДД" противоречит абзацу пункту 13 ст. 2 ст. 25, если вынесено постановление о штрафе - обязательно обжалуйте, пока законодательство не привели в полное соответствие!

Официальный документ о движении законопроекта (Ссылка на скачивание)

Официальный текст принятого законопроекта

Мы благодарим участников обсуждения за содействие и помощь в актуализации информации.

Итоговая редакция:

Статья 25 пункт 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Говоря простым языком, Водителям из Киргизской Республики и из некоторых других государств предоставлено право работать в России без замены национальных водительских удостоверений. С 1 июня 2017 года действует запрет управления транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Данное положение теперь не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории РФ, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.

Использование национальных прав разрешается гражданам: Беларусь, Киргизия, Казахстан.

Остальные: пройти обучение, сдать экзамены, получить российские водительские права.

Состояние:

Запрет на использование иностранных прав:

не рассмотрен и не принят Гос Думой.

Новая редакция с исключениями:

принята, подписана Президентом, официально опубликована 31.07.2017 года, вступила в силу.

В конце статьи дополнительные новости.

ВНИМАНИЕ! Важное обновление для граждан республики Беларусь!

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О признании национальных водительских удостоверений

на территории Союзного государства

г. Санкт-Петербург

В целях обеспечения гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равных прав на трудоустройство, руководствуясь решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», Совет Министров Союзного государства постановляет:

1. Установить, что национальные водительские удостоверения , выданные компетентными органами государств - участников Договора о создании Союзного государства, признаются без их дополнительной легализации при осуществлении гражданами государств - участников Договора о создании Союзного государства предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Совета Министров

Союзного государства

С 1 июня 2017 года вступают в силу принятые три года назад поправки в закон "О безопасности дорожного движения" и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами.

13. Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности , непосредственно связанной с управлением транспортными средствами.

Вышеуказанный абзац настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июня 2017 года.

В апреле текущего года в Госдуму был внесен законопроект о переносе начала действия запрета работы водителей с иностранными правами на 1 июня 2018 года. Однако этот законопроект так и не был принят.

При этом новые правила затронут только иностранцев, нанимаемых на работу. На тех, кто используют автомобиль для личных поездок, действие закона не распространяется.

За нарушения требований закона работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей.

По словам председателя межрегионального профсоюза, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июня 2017 года они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.

Водителей с иностранными правами не будут допускать к работе с первого июля, об этом в эфире рассказал исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации.

Это решение было принято давно, поэтому у всех руководителей предприятий, где работают иностранные водители, было достаточно времени, чтобы организовать легализацию и получение своими сотрудниками российских прав. Для этого уже существует специальная процедура обмена иностранных водительских прав на российские.

В автобусных парках дела обстоят гораздо лучше, чем в сфере таксомоторных перевозок, где многие таксисты работают в качестве индивидуальных предпринимателей.

Автобусные компании подошли к вопросу достаточно серьезно. Численность иностранных водителей в некоторых автобусных парках составляет всего пять процентов от общего количества.

Поправки касаются только тех иностранных граждан, которые используют автомобиль как средство заработка.

В случае отсутствия у иностранного водителя российских водительских прав, его работодателю придется заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. Представители профсоюза таксистов, в свою очередь, одобрили вступление поправок в силу, считая, что они помогут бороться с нелегальными извозчиками.

После того, как летом 2017 года в России перестанут признавать права, выданные другими государствами, если они используются для работы, иностранцы, работающие водителями в России, не смогут продолжать свою деятельность организациях на должности водителя, но ездить на автомобиле с иностранными правами в личных целях будет по-прежнему разрешено. Однако у иностранных граждан еще есть время исправить ситуацию.

Чтобы не потерять работу, нужно срочно отправляться на обучение уже сегодня, чтобы к июлю получить права российского образца.

Участники рынка говорят, несмотря на многочисленные отсрочки, транспортные компании не обеспечили своих сотрудников водительскими правами российского образца. По данным главы межрегионального профсоюза, в столице права на легальную работу может лишиться каждый пятый таксист. 20% работников этой службы необходимо в ближайшие три месяца обзавестись российскими водительскими правами. Однако менталитет этой категории работников таков, что они приступят к получению удостоверений только после того, как им на числят гигантские штрафы.

Многие участники рынка положения обновленного закона приветствуют. На данный момент рынок такси на значительный процент заполнен лицами с водительскими удостоверениями, выданными в Таджикистане, Узбекистане и других постсоветских странах.

Разрешения на работу они не оформляют, а извозом занимаются на арендованных автомобилях. Такая предпринимательская деятельность полностью выпадает из поля зрения фискальных органов. По новой методике дорожная инспекция сможет очистить рынок от изрядной доли нелегалов.

В среднем компаниям-перевозчикам придется уволить 5% сотрудников, хотя в отдельных предприятиях иностранцы составляют до 30% от штата водителей. Но часть из них уже обзавелись удостоверениями российского образца. Однако не менее 5% водителей такие права не получат, к примеру, в силу плохого владения русским языком, и неготовности к сдаче компьютерных тестов. Некоторые водители также не пойдут на экзамен, опасаясь неприятностей с правоохранительными органами ввиду ранее совершенных нарушений.

Если у Вас ВНЖ (Вид на жительство) документы на замену прав Вы можете подать в любое ГИБДД в любом городе.

Если у Вас РВП (Регистрация временного проживания) то документы Вы должны подавать только в ГИБДД того региона, где оформили временное проживание.

Основание отказа в замене прав на российские:

Как обязательное условие, делающее возможным обмен водительского удостоверения другого государства на российское, законодательство РФ выдвигает соответствие этого документа требованиям Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года . Если же иностранное водительское удостоверение этим требованиям не удовлетворяет, его обладателю остается только один выход — получить права с нуля после прохождения обучения в российской автошколе. Однако возможен и другой вариант — оформить в любой третьей стране права, которые этому условию удовлетворяют. Например, для выходцев из Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) из-за несоответствия их документов требованиям конвенции замена национального водительского удостоверения ПМР на российское оказывается невозможной. Однако после получения ими прав Республики Молдова проблема решается. Применительно к Приднестровью надо также сказать, что это непризнанное государственное образование, паспортом которого можно воспользоваться лишь на его территории. Поэтому основная масса его жителей, чтобы иметь возможность ездить за границу, получила гражданство таких стран, как Украина, Республика Молдова, Румыния. Нередко вместе с паспортами они изыскивают возможность обзавестись и водительскими документами этих государств. А уже, например, при замене украинского водительского удостоверения на российское в 2017 году у них сложностей нет.

Нужно ли сдавать экзамены по вождению:

В этом отношении экзаменов российское законодательство занимает жесткую позицию. Неважно, в какой стране вы получили права и какое у вас гражданство. Экзамены при обмене удостоверения вам придется сдать и преодолеть все три их этапа на равных со вчерашними слушателями автошкол: тест по теории; практику на автодроме; вождение в городе. Впрочем, при наличии достаточного водительского опыта все это не должно быть большой трудностью. А для уверенности можно накануне взять несколько уроков у инструктора. Например, чтобы отработать накануне испытания экзаменационный маршрут или освежить в памяти упражнения на автодроме.

Как меняются права, где открыто несколько категорий:

Можно обрадовать обладателей иностранных водительских удостоверений с несколькими открытыми категориями. Пересдавать экзамены по каждой из них им не придется. Обмен водительского удостоверения другого государства в России предполагает переэкзаменовку только по той из категорий, которая считается высшей. Так, при наличии допуска к управлению мотоциклом и легковым автомобилем экзаменовать будут только по категории “Б”. А если иностранные права разрешают водить скутер, легковую машину и грузовик, испытания предстоит пройти лишь по категории “С” как самой высокой.

Остануться ли на руках иностранные права:

Здесь желающих получить российские права взамен иностранных тоже ждет приятный сюрприз. По завершении процедуры обмена они получат на руки оба документа — и новый российский, и имеющийся зарубежный. В отличие от многих других стран, в России изъятие иностранных прав не практикуется.

Требования Венской конвенции 1968 года к водительскому удостоверению:

Требования к национальным водительским удостоверениям:

  • документ может быть изготовлен из пластика или бумаги (предпочтительно розового цвета);
  • формат пластикового документа 54*86 мм (данное требование не обязательно, то предпочтительно);
  • в верхней части лицевой стороны должно быть название документа, написанное на национальном языке;
  • основная информация о водителе должна дублироваться латинскими буквами ;
  • на лицевой стороне должны присутствовать данные: фамилия, имя собственника документа;
  • дата и место рождения водителя ;
  • дата выдачи прав ;
  • срок окончания действия удостоверения ;
  • подразделение, выдавшее документ;
  • фото собственника;
  • категории автотранспортных средств, которыми водитель имеет право управлять;
  • личная подпись (желательно, чтобы подпись собственника максимально совпадала с подписью, поставленной в гражданском паспорте);
  • на оборотной стороне пластикового документа должна быть информация о доступных категориях, причем с датой разрешения управления и с датой окончания разрешения;
  • если водитель имеет право управления автомобилями с какими-либо ограничениями (например, эксплуатация автомашины возможна только при наличии очков), то эта информация так же должна отражаться в правах; в документе по внутренним правилам может отражаться и иная информация.

Следует отметить, что международное удостоверение опирается на национальный документ, следовательно, при управлении автотранспортом у водителя должны быть два вида прав; Международные права действительны, только если национальный документ не окончил срок своего действия. Если права имеют неограниченный срок, то международное удостоверение выдается сроком на 3 года.

Внимание! Если в Вашей стране один из официальных языков русский, то замена прав не требуется и после 01 июня 2018 года.

Уже слышали? Если нет, то прочтите внимательно.

Согласно федеральному закону о безопасности дорожного движения, с 1 июня 2017 года на всей территории Российской Федерации, работать водителем с иностранным водительским удостоверением будет запрещено.

Если открыть этот закон и найти 20 пункт, то в нем будет написано, что — Организациям и индивидуальным предпринимателям будет запрещено допускать к управлению транспортным средством человека, который не имеет национальных прав РФ.

Данный пункт уже неоднократно откладывали (по мнению редакции был отложен из-за присоединения Крыма, чтобы граждане смогли заменить старые права на новые без спешки ). Но больше не станут. Слишком много проблем в последнее время на дорогах.

А будет ли это работать

Можно было бы сказать, что это не будет работать, не совсем чистые на руку работадатели будут закрывать глаза на это. Что сотрудники ГИБДД, могут закрыть глаза при оплате штрафа на месте. Да, скорее всего так и будет. Не могу говорить за все виды деятельности, например, маршрутное такси, но вот в традиционном такси — это точно работать будет.

Почему

Все просто. На рынке существует несколько крупных игроков, которые обязательно будут соблюдать этот закон — это , и . Эти агрегаторы занимают долю более 95% всех заказов такси. И они не дадут работать тем, кто не имеет национальных прав РФ.

Без ВУ установленного образца, вас не зарегистрируют ни в одной из этих систем. А если вы были зарегистрированы ранее, то вас попросту заблокируют в системе до тех пор, пока вы не предоставите все необходимые документы установленного образца.

Чем это грозит

Ждем бесконечные рейды на автомобили такси. Тормозить будут всех. Если у вас славянская внешность и вы имеете российское ВУ, то в большинстве случаев вас отпустят (в первые пару месяцев так точно — прим. редакции ). Будут выявлять в первую очередь именно тех, у кого национальных прав нет.

Процедура замены ВУ

Придется сдавать все этапы экзамена — теория, площадка, город. При этом многие водители, которые заблаговременно решили получить российское ВУ, жалуются что инспектора ГИБДД отправляют их на обучение в автошколу. В законе об этом ничего не сказано, но прецеденты уже есть.

Мнение редакции

Вся ответственность за соблюдение ложится на плечи работодателя. Это очень хорошо, потому что штрафы будут далеко не 1.000, 5.000 или даже 10.000 рублей, а целых 50.000 рублей. Сумма не маленькая, далеко не каждый работодатель может себе такое позволить. Проще не принимать на работу человека, который не имеет национального ВУ.

Однако и сейчас есть организации, которые сдают машину в аренду без каких-либо опозновательных знаков, что данный автомобиль является такси, по простому договору аренды транспортного средства. Тем самым они не принимают на работу никого, а просто получают ежедневную аренду. Но лицензия на такое авто получено и работать в такси на нем можно.

Наверняка, заработают схемы продажи аккаунтов. Что это значит. Регистрируется аккаунт в том же Uber на человека с ВУ установленного образца, и сдается в аренду другому (за определенную сумму), который прав не имеет. Этим промышляют и сейчас. Так сказать обкатывают схему заранее.

Не обнадеживайте себя тем, что вас отпустят. Всегда имейте при себе полный комплект документов, которым должен обладать таксист. Помимо ВУ — лицензия, действующий путевой лист, карточка водителя, тарифы компании, правила перевозки, бланки БСО. Надеюсь, про аптечку и огнетушитель вам напоминать не стоит:).

Поднимется ли цена на такси

Сильно сомневаюсь. Разве что в первое время будут коэфициенты. Как только все желающие заменят права, все вернется на круги своя.

Опытные автомобилисты часто предпочитают совершать поездки в страны зарубежья на собственном транспортном средстве. Возможность самостоятельно регулировать количество остановок для просмотра тех или иных достопримечательностей гарантирует только приятные впечатления от путешествия. Однако положительные эмоции может испортить проверка документов инспектором, если он обнаружит несоответствие водительского удостоверения закону. Поэтому каждому водителю необходимо знать, в каких странах действуют российские водительские права, а где необходимы международные.

Национальное водительское удостоверение за пределами РФ

Российскими документами, разрешающими управлять автомобилем на территории нашего государства, являются национальные автоправа (НАП) старого и нового образца. Старый формат удостоверения, который выдавался до 2011 года, действителен до окончания его срока (п. 8 приказа МВД РФ от 13.05.2009 № 365 «О введении в действие водительского удостоверения»). Новые российские пластиковые права, в отличие от предыдущих вариантов документа, по всем параметрам соответствуют сегодняшним требованиям международных стандартов.

За рубежом, в зависимости от страны пребывания, действительными являются национальные автоправа и международные. Водительское удостоверение для выезда за границу следует выбирать исходя из вида имеющегося у вас документа:

  • По старым НАП можно ездить в любой стране – участнице межнациональных соглашений только при наличии международного автоудостоверения и нотариально заверенного перевода российского (какие государства подписали Конвенции о дорожном движении, рассмотрим ниже).

  • По новым НАП, без необходимости оформлять международные права, разрешено передвижение только в ограниченном числе государств – участников Венской конвенции о дорожном движении.
  • По международным водительским правам управление транспортным средством (ТС) возможно в любой стране – участнице межнациональных соглашений, но при наличии действительных НАП.

Водительское удостоверение нового формата, признаваемое многими иностранными государствами, дает право не только путешествовать на своей машине, но и без проблем арендовать автомобиль в стране пребывания.

В государствах, которые признают НАП России, даже крупные транснациональные прокатные компании предоставят в аренду интересующий автомобиль (при соответствии их требованиям возраста водителя и стажа вождения). Забронировать машину и уточнить дополнительные требования к водителю можно заранее на сайте компании Hertz либо веб-портале Avis Rent .

Особенности законного применения российских прав за границей

Как говорилось выше, существуют страны, подписавшие международные договоры, и страны, не участвующие ни в одной из договоренностей относительно признания на своей территории тех или иных автоправ. В каждом случае есть свои нюансы:

  1. Венская конвенция. Основным документом, согласно которому российские права позволяют свободно передвигаться за рулем в зарубежье, является Конвенция о дорожном движении, подписанная в Вене 8 ноября 1968 года. Согласно ст. 41 этой конвенции, страны-участницы признают любые национальные водительские удостоверения и международные права, предъявляемые одновременно с внутригосударственными. Также договором определено, какое водительское удостоверение действительно за границей, и установлены четкие требования к документу (приложение 6 к Венской конвенции). Так, по международным стандартам разработаны российские НАП, образец которых утвержден приказом МВД от 13.05.2009 № 365 «О введении в действие водительского удостоверения».

    Однако необходимо учесть, что ратифицировали (официально признали) Венское соглашение не все государства, его подписавшие (см. таблицу ниже). Страны Европы в большинстве своем ратифицировали конвенцию, но есть исключения.

  2. Женевская конвенция. Конвенция о дорожном движении была подписана 19 сентября 1949 года в Женеве. Многие государства – участники этого соглашения и в настоящее время пользуются установленными договоренностями, хотя действие документа отменяется статьей 48 Венской конвенции. При этом Женевский договор требует денонсации (официальное уведомление за год Генерального секретаря ООН о его прекращении), которая не осуществлялась, что оставляет действие конвенции в силе.

    Страны, подписавшие соглашение в 1949 году (см. таблицу ниже), признают на своей территории исключительно международные водительские удостоверения. При этом международные права действительны при наличии НАП. Следовательно, в таких странах российские удостоверения как старого, так и нового формата можно использовать только совместно с международными.

  3. Отсутствие участия в межнациональных конвенциях. Государства, которые не были участниками никаких международных соглашений, считают действительными автоправа, выданные на территории их страны. Вождение с НАП России здесь будет являться нарушением Правил дорожного движения и наказывается согласно требованиям местного законодательства. Какие российские водительские права действуют за границей, в зависимости от участия страны в Венской или Женевской конвенции, описано в таблице.

Управление ТС по национальным правам РФ в зарубежных странах

Государства – участники Венской конвенции, ратифицировавшие соглашение, выделены красным цветом.

Венская конвенция Женевская конвенция
(разрешено ездить с российскими НАП нового образца. Старый формат применяется совместно с международными правами) (разрешено ездить только по международным правам, при наличии НАП старого либо нового образца)
Албания Алжир
Армения Аргентина
Австрия Австралия
Азербайджан Бангладеш
Багамские острова Барбадос
Бахрейн Бенин
Беларусь Ботсвана
Бельгия Буркина-Фасо
Босния и Герцеговина Камбоджа
Бразилия Канада
Болгария Кипр
Центрально-Африканская Республика Республика Конго
Чили Доминиканская Республика
Коста-Рика Египет
Кот-д"Ивуар Фиджи
Хорватия Гватемала
Куба Гаити
Чехия Исландия
Демократическая Республика Конго Индия
Дания Ирландия
Эквадор Ямайка
Эстония Япония
Финляндия Иордания
Франция Лаосская Народно-Демократическая Республика
Грузия Ливан
Германия Лесото
Гана Мадагаскар
Греция Малави
Гайана Малайзия
Ватикан (Святой Престол) Мали
Венгрия Мальта
Индонезия Намибия
Иран (Исламская Республика) Новая Зеландия
Ирак Нигерия
Израиль Папуа Новая Гвинея
Италия Парагвай
Казахстан Руанда
Кения Сьерра-Леоне
Кувейт Сингапур
Кыргызстан Шри-Ланка
Латвия Сирийская Арабская Республика
Либерия Того
Литва Тринидад и Тобаго
Люксембург Уганда
Мексика Соединенные Штаты Америки
Монако
Монголия
Черногория
Марокко
Нидерланды
Нигер
Норвегия
Пакистан
Перу
Филиппины
Польша
Португалия
Катар
Республика Корея
Республика Молдова
Румыния
Российская Федерация
Сан-Марино
Саудовская Аравия
Сенегал
Сербия
Сейшелы
Словакия
Словения
Южная Африка
Испания
Швеция
Швейцария
Таджикистан
Таиланд
Бывшая Югославская Республика Македония
Тунис
Турция
Туркменистан
Украина
Объединенные Арабские Эмираты
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Уругвай
Узбекистан
Венесуэла (Боливарианская Республика)
Вьетнам
Зимбабве

По данной таблице легко определить, в каких странах действительны российские водительские права нового и старого формата, однако в некоторых случаях, например в Арабских Эмиратах, вопреки действию соглашений, не принимаются НАП России без международного автоудостоверения.

В ОАЭ оформить аренду машины можно исключительно при наличии международных прав, а при ДТП водитель с российским удостоверением официально не вправе подписывать протокол.

При этом в странах СНГ, где действуют российские водительские права, согласно Венской конвенции (даже если государства не ратифицировали договор на своей территории), вождение и временное пользование автомобилем с НАП нового образца допустимо.

Надо ли оформлять международное автоудостоверение

Пунктом 8 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 ФЗ-№ 196 (ред. от 03.07.2016) регламентирована выдача международных прав на срок не более трех лет. Легитимны они только в период действия российских НАП. Управление ТС на территории Российской Федерации по международным автоправам недопустимо и наказывается наложением административного взыскания. Передвижение по зарубежью с данным видом документа также предусматривает наличие национального водительского удостоверения.

Необходимость получения международных прав обусловлена внутренними законами той страны, по которой планируется передвигаться на автомобиле. Если вы ознакомились с перечнем государств, признающих НАП, изучили особенности дорожного движения в стране и все равно не уверены в легальном использовании российского удостоверения, лучше в установленном порядке оформить международное.

Юрист по миграционному праву. ООО “Югсервис-плюс”.

Апрель 2014 – январь 2015. Специалист по вопросам трудовой миграции. Отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Московской области.