Как кризис влияет на бизнес? Рассказывают предприниматели. Кризис и малый бизнес

Падение стоимости национальной валюты – это хорошо для стран с развитой экономикой: начинается рост внутреннего потребления, люди стараются покупать продукты отечественных производителей и путешествовать внутри страны. Но в России все сложно: больше половины товаров – импорт, до 90% лекарств тоже приходит из-за границы, а внутренний туризм не развит.

Конечно, в конце 2014 года потребительский спрос вырос практически во всех сферах: от электроники и бытовой техники до ювелирных изделий и автомобилей. Рост индекса потребительского доверия на фоне всеобщей стагнации – характерный феномен и вообще явление временное. С начала 2015 года началась совсем другая история, но ответа на вопрос, что делать, когда все рухнет, нет ни у кого. Как кризис повлияет на бизнес и что ждать в такие тяжелые времена? Попробуем разобраться.

Что было, что будет и что, собственно, делать?

  • Понижение потребительского спроса.

Спрашиваете, что принесет бизнесу кризис? Меньше клиентов. Они нынче затягивают пояса: каждый десятый снижает число покупок. Падение зарплат и сокращение реальных доходов играют свою роль – люди уже как-то меньше верят в светлое будущее и улучшения своего материального положения не ожидают.

Что делать? Не забывайте о специальных предложениях, которые помогут стимулировать спрос. И помните: сегодня все большую роль начинают играть долговечность, срок годности, состав… и настроение на момент покупки.

  • Приоритет цены.

Реальные доходы населения упадут, как минимум на 2,8% – так говорят официальные данные Минэкономразвития, так что смело умножайте это число на свой коэффициент доверия к нему. Неприятное следствие: размер начнет иметь большее значение, особенно если речь идет о цене. Не самое приятное влияние кризиса на бизнес.

Что делать? Если демпинговать не входит в ваши планы, то вспомните, о чем мы говорили в прошлом пункте и обратите внимание на продление качества предлагаемых товаров. Кроме того, постарайтесь отказаться от кредитов и условий работы на постоплате. Эффективный шаг – пересмотреть своих поставщиков и выбрать тех, кто подешевле и поближе, чтобы максимально сократить время доставки.

  • Импортозамещение.

Рост курса доллара и евро заставил выпить лишнюю рюмку коньяка почти всех предпринимателей, которые так или иначе связаны с импортом – одним словом, вообще почти всех. В стране, где даже до 90% всех лекарств приходит из-за рубежа, по-другому и невозможно: даже если производство находится в России, многие импортируют ингредиенты и оборудование. Что уж говорить про тех, у кого весь бизнес завязан на поставках? Многие уже отменили заказы новых коллекций и распродают остатки. Гораздо больше повезло тем, кто производит все в России и продает зарубеж… но много вы знаете таких компаний?

Что делать? Где возможно – постарайтесь сократить долю импорта: увеличьте линейку отечественных товаров, переходите на российское оборудование, комплектующие, ингредиенты. Например, продуктовые магазины уже гораздо охотнее продают российские сыры и мясо. А если невозможно – что ж, затяните пояс вслед за своими покупателями, повышайте цены, корректируйте ассортиментную матрицу, открывайте магазины по ликвидации остатков, пейте валерьянку. Скоро все это закончится и будет на вашей улице праздник.

  • Рост тарифов на доставку.

Если вы думаете, что у вас все плохо – посмотрите, как кризис сказался на бизнесе экспедиционных компаний. В результате санкций, объем грузоперевозок внезапно сократился на 20-40%, а рентабельность перевозчиков резко снизилась с 17% до 8%. Параллельно с этим уменьшается спрос, увеличивается себестоимость, растут риски. До 80% логистического рынка занимают ИП, которые не имеют финансовой подушки. Ухудшают ситуацию рост транспортного налога и введение налога для большегрузов, катающихся по федеральным трассам.

Что делать? Смириться. Не ругаться из-за цен. И помнить: число игроков сократится, а качество перевозок несколько снизится. Внимательно выбирайте, к кому обращаться за логистическими услугами.

  • Сложности в получении кредитов.

Эльвира Набиуллина еще в ноябре поделилась с общественностью о замедлении темпов кредитования. В реальности банки и правда не торопятся увеличивать свои кредитные портфели – и, увы, это касается не только частных лиц, но и компаний. Объем пролонгированных кредитов уже достиг 20%, требования к заемщикам ужесточаются, а бизнесу, как известно, нужны не такие суммы, как пенсионеркам из Подольска.

Что делать? Откажитесь от кредитных линий. Да, постарайтесь это сделать. Если же без заемных средств никак не получается или вам необходимо срочно перекредитоваться, воспользуйтесь альтернативой. Ею, например, может стать факторинг – залога не требуется, активы не замораживаются.

  • Сокращение персонала.

Рост безработицы был замечен еще в 2014 году и, по мнению экспертов, он продолжит увеличиваться. Но незначительно. Сокращения ради снижения расходов – это уже не модно: рынок труда с 2009 года значительно поменялся и большинство идет на эти меры только для того, чтобы сохранить бизнес. Отрицательной динамики по количеству вакансий не наблюдается, чего не скажешь про зарплаты: статистика говорит, что они уже упали на 2%, а про реальное значение и говорить грустно.

Что делать? Если есть возможность, не ужимайтесь: чтобы сохранить команду, можно проводить политику открытых дверей, рассказывать о планах компании и демонстрировать уверенность в завтрашнем дне. А если ее нет, то делайте как все: в первую очередь под сокращения идут все те, кто не приносит прямой пользы компании. Но найдете ли вы столь же компетентных специалистов после кризиса – тот еще вопрос.

Рост рекламного рынка составил в 2014 году всего 1,2%, по сравнению 10% годом ранее. Впрочем, это как раз понятно и очевидно. Интересно то, как кризис влияет на распределение рекламных бюджетов бизнеса: все большей популярностью пользуется digital-реклама. По слухам, в 2015 году она вырастет еще на 15-20% и заставит многие компании отказаться от роликов на Первом канале в пользу Глобальной Сети. Мобильная реклама также вырастет на уже привычные всем 40-45%.

Что делать? Вкладываться в рекламу в Интернете и мобильную рекламу, разумеется! Это и полезнее, и дешевле, и эффективнее. Также рекомендуем особое внимание уделить e-mail-маркетингу и социальным сетям: россияне, как известно, являются лидерами по времени, проведенному онлайн, а влияние социальных ресурсов на решение о покупке может вырасти до 37%.

Какое влияние кризис окажет на ваш бизнес зависит от множества факторов. Больше всего, конечно, повезло тем, у кого западные клиенты и западные инвестиции, а также тем, кто поставляет свою продукцию из России зарубеж. Но и российские табачники тоже неплохо себя чувствуют… в общем, помните: все проходит и кризис тоже скоро закончится. А если вы только планируете открыть свое дело – не бойтесь. Главное, выберите наиболее интересную перспективную сферу деятельности и дерзайте! Начинать в кризис даже легче, чем адаптироваться: ничто не мешает вам танцевать на пепелище.

Сегодня у российских предпринимателей есть все поводы для пессимизма, но есть ли среди них те, кто переживает этот кризис с пользой для себя?

Контур.Журнал попросил предпринимателей из России рассказать, как они чувствуют себя в кризис и какие выгоды извлекают из сложившейся ситуации.

Александр Коновалов, основатель объединения производителей экологических продуктов «Экокластер»

К сожалению, тенденция очевидна: экономическая ситуация будет ухудшаться, рубль будет слабеть — с этим согласны все мои знакомые предприниматели. На это есть масса объективных и много раз озвученных причин. Надеяться нужно только на себя: сокращать издержки, оптимизировать процессы, работать с персоналом, брать более подготовленных людей, которые могут выполнять одновременно несколько функций.

Мой бизнес построен в области сельского хозяйства, и здесь по традиции вся надежда на государство. Мы ждем смягчения налоговой политики, а также серьезного удешевления целевых кредитов. Без этого мы не можем производить не то что конкурентную, способную заместить импортную, а хотя бы рентабельную продукцию. В секторе молочных продуктов идет спрос, лично мы получили рост на 20-25%. Но, увы, это скорее исключение.

Надежда Десинова, владелец биомагазинов Iorganic

Пока с наступлением кризиса дела пошли не очень хорошо: клиентов стало меньше, снизился и средний чек покупки в нашем магазине. Боюсь, что в ближайшие два-три года предпосылок для улучшения ждать не приходится. Лично я уверена, что рубль еще не достиг дна, и в этом году нас ждут новые неоптимистичные цифры. Надеюсь, что потом Россия вернется к росту.

Лично у нас свои проблемы: приходится искать замену иностранным поставщикам, а это очень непростая задача.

Зато могу отметить, что российские компании меняются в лучшую сторону. Стали более ответственными, улучшили логистику, оформление, упаковку, с ними стало интереснее работать.

Но нужно сокращать издержки, в том числе штат, приходится чаще самой подключаться к процессам.

Степан Данилов, создатель онлайн-сервиса MeYou

Некомпетентные чиновники и бездействующие государственные институты привели страну к тому, что мы сейчас имеем. По телевизору все заняты популизмом и пропагандой, в то время как экономику просто загнали в тупик. Разве не видно было 3-5-10 лет назад, что тотальная зависимость от экспорта сырья — это роль ездового ишака? Куда другие прикажут — туда и едешь. Когда нефть стоит $100 за баррель — все прекрасно, а о том, что цена внезапно может снизиться до $40, лишний раз не задумываешься и не говоришь. Потому что это решают вместо нас другие люди, а мы лишь должны приспосабливаться.

Я не вижу, за счет чего экономика России может снова пойти вверх — нет ни инвестиций, ни внятных стратегий. Ничего нет. И как можно прогнозировать курс рубля, если глава ЦБ сама этого не знает. На мой взгляд, курс может стать еще ниже, например, 100 руб. за доллар в декабре. Сегодня все выглядит плохо, социально и экономически активного населения в стране от силы 1%, бизнес-климат противопоказан для ведения нормальных дел, треть граждан живут за чертой бедности. Мой совет: если есть варианты, старайтесь переводить свой бизнес за границу.

Игорь Пуловкин, основатель интернет-магазина Health&Fit

По ТВ нам постоянно говорят, что во всех экономических проблемах России виноваты иностранцы, которые душат нас санкциями, не дают развиваться, вставляют палки в колеса. Это бред. Я бы оценил влияние санкций на экономику от силы в 5%. Кризис начался раньше. За последние 20 лет мы окончательно разучились создавать что-либо сложнее бочек нефти и титановых чушек. Это просто позор для такой страны, как Россия. Поэтому мы и дальше будем падать, иногда притормаживая, когда нефть подрастет на $10-20, или ускоряясь, когда упадет. Мир будет переходить на солнечную энергию и электромобили, а мы строить паромную переправу в Крым. На Марс отправится пилотируемая экспедиция, а мы запретим экспорт бананов и трансляции хип-хопа.

Экономика не рухнет, что-то будет продаваться и покупаться, многие предприниматели, наверное, даже найдут для себя новые ниши. Производители перейдут на стратегию создания максимально дешевого продукта, в том числе за счет снижения качества. В моей области — продаже витаминов, добавок, спортивного инвентаря — сейчас ощутимый спад, у людей меньше времени и денег на активный образ жизни. И улучшений в сезон осень-зима я не предвижу.

Павел Спичаков, генеральный директор ООО «КИТ», сопредседатель комитета по промышленности, член совета ВО «ОПОРА РОССИИ»

Сложившуюся ситуацию я оцениваю осторожно положительно. Мы вступили в сложные турбулентные времена, но эти времена дают возможность хорошо заработать, быстро развиваться и занимать новые рынки.

Думаю, в ближайшее время рубль будет кидать из одной стороны в другую. Есть сильное ощущение его дальнейшего падения, не исключаю, что оно будет резким.

Один брокер мне сказал: «Цена акций сильно зависит от спроса на них». Также и с валютой: никто вам точно не скажет, куда и как быстро пойдет рубль — вверх или вниз.

Я российский производитель, и у меня за последнее время спрос и стоимость моей продукции выросли, почти все оборудование работает круглосуточно, заказы идут хорошо. «КИТ» очень быстро растет, производственные мощности загружены настолько, что я сейчас размещаю заказ на новое оборудование, повышаю производительность, набираю персонал, повышаю зарплаты. Да, есть сложности с оборотными средствами, существенно выросла стоимость складских запасов, резкие валютные колебания привели к курсовым разницам. В частности, увеличилась дебиторская задолженность от покупателей, возросли складские остатки в деньгах, кредиты стали недоступными, банки неадекватными — и по ставкам, и по механизму получения денег, существенно выросли риски ведения бизнеса, но и доходность тоже выросла! Но все равно за последний год компания по обороту выросла в 2,5 раза, по персоналу в 2 раза.

Однозначно, сейчас для страны и экономики время сложное, но я уверен: все, кто сосредоточен сейчас на производстве, повышает эффективность администрирования и, несмотря на негатив, наращивает обороты, рано или поздно окажется в существенном плюсе. На мой взгляд, сейчас самое время обратить внимание на производственный бизнес. Как в 90-е все кинулись в торговлю, так с тех пор производство осталось голубым океаном возможностей для смелых и активных предпринимателей. Так что кризис для одних — время сокращения, для других — период мощного роста!

Иванова Е.А.

Кандидат экономических наук, Донской государственный технический университет

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Кризисные явления в экономике диктуют новые требования к стратегиям и стандартам управления предприятий малого бизнеса, что позволяет им «остаться на плаву» и повысить свою конкурентоспособность и устойчивость. Малый бизнес является тем «локомотивом» экономики, который позволит подняться на новый виток развития и обеспечить экономический рост страны. Предприниматели должны использовать качественно новые стратегии развития, менять свои ориентиры и бизнес-установки в деятельности предприятия.

Ключевые слова : малый бизнес, стратегия, принципы управления, конкурентоспособность.

Ivanova E.A.

PhD in Economics, Don State Technical University

THE STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS IN CONDITIONS OF CRISIS

Abstract

The crisis in the economy dictate new requirements to policies and standards of management of small businesses, allowing them to “stay afloat” and to increase their competitiveness and sustainability. Small business is the “engine” of the economy, which will rise to a new stage of development and economic growth of the country. Entrepreneurs should use qualitatively new strategy for the development, improvement, change their orientation, and business installations in the enterprise.

Keywords: small business, strategy, principles of management, competitiveness.

Сложные системные преобразования, которые сейчас происходят в отечественной экономике, заставляют по-новому взглянуть на те отрасли и сферы, которые позволяют поднимать экономику страны в условиях санкций и ограничений. И важная роль в экономическом росте и импортозамещении принадлежит малому бизнесу.

С марта 2014 г. действует пакет санкций (финансово-экономических, научно-технологических, торговых и др.), введенных правительствами ряда стран в отношении России. А в результате сокращается объем внешней торговли Российской Федерации и уменьшается приток в страну иностранных инвестиций, что влечет за собой ряд негативных последствий.

Современная «война санкций» ограничивает переоснащение производственных предприятий с помощью средств и новых технологий зарубежных партнеров и инвестиций. Большинство европейских и американских компании полностью приостановили поставки технологий и оборудования в Россию . Непосредственно, это отражается и на малом бизнесе.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы. Оно проникает во все системы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, теневую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, обеспечивает специализацию и кооперацию, позволяет повысить гибкость и эффективность любого бизнеса .

Малый бизнес выполняет серьезные экономические и социальные задачи .

Общеизвестно, что дифференциация малого бизнеса в России объясняется несопоставимостью условий развития малых предприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в остальных регионах страны .

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России .

К настоящему времени система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) достигла невиданных ранее в нашей стране масштабов. В 2008 – 2013 гг. в российском малом, а в 2009 – 2010 гг. и в среднем бизнесе наблюдался бурный рост числа предприятий, характерный для периодов грюндерства.

Бурный рост, который можно условно назвать второй волной современного российского грюндерства в сфере МСП, начался в период кризиса 2008 – 2009 гг. За два года число малых предприятий (включая микро) выросло на 17%, а к концу 2013 г. – на 53% (табл. 1). Количество микропредприятий за этот период выросло на 65,2%. Отметим, что именно на малые предприятия (включая микро) приходятся наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов МСП.

Таблица 1 – Характеристика малых предприятий России в 2008- 2013 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число предприятий, тыс. 1348 1578 1644 1837 2003 2062
% 100 117,1 122,0 136,3 148,6 153,0

В 2008 – 2014 гг. федеральные власти реализовали почти все предложения общественной организации “ОПОРА России”, предложения других российских союзов предпринимателей по ликвидации избыточных административных барьеров. В стране активизировалась работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции. Создан институт защиты прав предпринимателей – федеральный и региональные омбудсмены по предпринимательству .

В то же время субъекты малого предпринимательства испытывают ряд проблем и трудностей, к которым можно отнести:

– более высокий уровень риска, вызывающий неустойчивое положение на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) .

Анализ статистики говорит о том, что в 2013 году в РФ прекратили деятельность 932,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), из них 98% по собственному решению. Такие решения обусловлены простотой процедуры ликвидации ИП, а также личной ответственностью ИП за несоблюдение требований законодательства.

Целесообразно при более детальном исследовании эффективности государственной помощи малому бизнесу в конкретном регионе рассматривать и другие мероприятия по поддержке предпринимателей, такие как: наличие бизнес-инкубаторов и технопарков, эффективность мероприятий по популяризации предпринимательства, количество микрозаймов, выданных на развитие, и другие .

Можно выделить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса.

  1. Квоты субсидирования бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развитиямалого бизнеса определяются исходя из темпов роста сектора, а не его абсолютной величины (таким образом поощряются происходящие сегодня позитивные изменения, а не давно достигнутые результаты).
  2. Отказ от множественности видов субсидирования, распределяемых разными ведомствами по непрозрачным для регионов критериям, в пользу 4 – 5 широкоцелевых субсидий, которые субъект РФ может использовать с большей самостоятельностью.
  3. Центр ответственности за сокращение пространственной асимметрии переносится на региональный уровень.
  4. Для повышения экономической эффективности государственного финансирования на региональном уровне определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри каждого из муниципальных образований, и дальнейшая финансовая поддержка местных бизнес-проектов осуществляется только в указанных направлениях.

Таким образом, вместо существующей политики “консервации” достигнутого в стране уровня развития малого и среднего бизнеса и его ускоренного “восстановительного роста” в узком кругу и без того “развитых” субъектов РФ федеральным и региональным властям предлагается развивать способность прогнозировать будущие запросы городских округов и сельских муниципальных районов в соответствии с имеющимися приоритетами и природным, человеческим, материально-техническим и иным потенциалом .

Одним из направлений повышения конкурентоспособности малых предприятий в особенности, можно назвать использование развитых конкурентных преимуществ, основанных на конкурентных стратегиях.

Стратегическое планирование в малых фирмах либо отсутствует совсем, либо носит фрагментарный характер .

Итак, в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие предпосылки:

1) стратегия должна существовать у руководителя в форме перспектив развития;

2) формировать стратегию руководитель может на уровне сознания и основана она на интуиции руководителя.

3) контроль осуществления стратегии остается за руководством;

4) необходимо иметь гибкое и продуманное стратегическое мышление;

5) предприятие малого бизнеса отличается гибкостью, реагирующей на все указания руководства;

6) для предпринимателей характерен поиск стратегий и отсутствие влияний прямых конкурентов в рыночных нишах .

Стратегическое планирование и управление отечественных предприятий характеризуется тем, что руководители предприятий проводят собственные исследования и прогнозы влияний внешней среды, определение ассортиментного перечня товаров и услуг, порядок расчета себестоимости и затрат, формируют ценовую политику, самостоятельно должны выбирать поставщиков, разработать собственную сбытовую политику и влиять на потребительское поведение. Все вышеприведенные задачи требуют единую сформированную и эффективную стратегию функционирования и развития предприятий.

Важное значение в стратегическом планировании малого бизнеса играют долгосрочные цели, направленные на достижение ключевых результатов и формирование конкурентных преимуществ. При этом важно выделить ключевые области, определяющие долгосрочные цели: место на рынке, инновации и технологии, маркетинг, производственный процесс, управление финансами и персоналом, менеджмент предприятия .

Ежегодно можно наблюдать разорение предприятий малого бизнеса, поскольку риски достаточно велики, а успех деятельности зависит от правильных стратегий.

Основными причинами разорений предприятий можно отнести:

1) недостаточный уровень компетентности учредителя и работников,

2) нехватка или отсутствие управленческого опыта руководителя;

3) нет перспектив и планов развития не среднюю и долгосрочную перспективу;

4) отсутствует стратегическое планирование;

5) расширяется деятельность без знаний реальных объемов ресурсов;

6) нехватка информаций о потребителях и поставщиках;

7) несоответствующие системы учета и документооборотов;

8) неактуальные данные маркетинговых исследований;

9) семейственность бизнеса;

10) правовые проблемы с законом;

11) неоптимальное делегирование обязанностей;

12) отсутствует сбалансированное управление финансами .

В кризис лучшая стратегия для реального сектора – представить, что выручка или прибыль компании сократилась вдвое. Каждому предприятию, как и государству, нужны три сценария развития событий и три набора действий в зависимости от каждого из них:

Оптимистичные – для персонала и внешних аудиторий;

Пессимистичные – для внутренних нужд;

Реалистичные .

Краткий список обязанностей руководителя, как считает Александр Высоцкий, основатель Школы Владельцев Бизнеса и «Высоцкий Консалтинг»:

Добиваться производства продуктов

Отдавать распоряжения,

Повышать ответственность подчиненных,

Разрабатывать инструкции и политику,

Организовывать

Планировать

Координировать деятельность

Инспектировать

Обучаться и обучать подчиненных .

Кризисные явления в экономике заставляют предприятия малого бизнеса по-новому взглянуть на цели, задачи и стратегию развития. Важной целью является сохранение лидерских позиций, повышение конкурентоспособности, высокие финансовые показатели. Самое важное, сохранять гибкость и мобильность, адаптация к реалиям, учитывать влияние явлений в экономике, политике, внешней среды, что характерно для современных отечественных предпринимателей.

Литература

  1. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016. – №5.-С.55.
  2. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. – 2016. – №3-С.34
  3. Смирнов, Д.В.Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В.В. Салий. – Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С.4-5
  4. Князькина, Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография.– Самара, Самарск. гос. арх.-строит. ун-т., – 98 c.
  5. Подшивалова, М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса//Вопросы экономики. -2014.-№6.-С.97-111
  6. Багова, А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». – 2013. -№ 1. -С. 7 – 12
  7. Росстат (www.gks.ru).
  8. Виленский, А.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики.-2014.-№11. – С.95-106
  9. Низова, Л.М., Малинкина, И. В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Александров, П. Некоторые институциональные изменения в развитии малого предпринимательства //Общество и экономика. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики// ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Князькина Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография. – Самара. Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, – 98 c.
  13. Минцберг, Г.Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 365 с.
  14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 468 с.
  15. Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. - М. : Издательство «Русайнс», 2015. - 152 с.
  16. Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.Д. Воронин, А.В. Королев. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 175 с.: ил
  17. Цветков, В. Выручка компании упала в два раза: выжить помогут девять экспресс-советов//Генеральный директор.- 2016.-№6. – С.33
  18. Высоцкий, А. Краткий список обязанностей руководителя//Стандарты управления бизнесом.-2016.-№12.-С.88-90

References

  1. Kazantsev, SV Assessing the impact of the recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. Russian Economic Journal. – 2016. – №5.-P.55.
  2. Fedorov, EA, Fedotov, Moscow Nikolaev, A. Assessment of the impact of sanctions on the results of Russian companies // Questions of economy. – 2016. – №3-P.34
  3. Smirnov, D.V.Osobennosti institutional infrastructure of small and medium-sized enterprises in the regional economic system: Monograph / DV Smirnov VV Saly. – Rostov: “Azov-print” Publisher, 2015.- S.4-5
  4. Knyazkina, EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: Monograph Samara, Samara. state. arh.-building. University Press, 2011. -. 98 c.
  5. Podshivalova, M. Quality of social and economic institutions that form the environment of small business // Problems of Economics. -2014.-№6.-S.97-111
  6. bugs A. Experience of supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (for example, Germany and France) // Business Law. The app “Business and Law in Russia and abroad.” – 2013. -№ 1. C. 7 – 12
  7. Rosstat (www.gks.ru).
  8. Vilna, A.Gosudarstvennaya support for small and medium-sized businesses in Russia today for the second wave of Gründerzeit // Questions ekonomiki.-2014.-№11. – S.95-106
  9. Nizova, LM, Malinkin, IV Entrepreneurship regional priorities and problems // ECO. Russian Economic Journal. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Aleksandrov, P. Some institutional changes in the development of small business // the Society and economy. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Aleshchenko, VV Small business: spatial development and public policy priorities // ECO. National Economic zhurnal.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Knyazkina EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: a monograph. – Samara. SAMARA. state. arh.-building. University Press, 2011. – 98 c.
  13. Mintzberg, G.Strategicheskoe safari tour of the wilds of strategic management / Henry Mintzberg, Bruce Ahlstrand, Joseph Lampela; Trans. from English. – 2nd ed. – Moscow: Alpina Publisher, 2016. – 365 p.
  14. Fomichev, AN Strategic Management: A Textbook for universities / AN Fomichev. – M .: Publishing and Trading Corporation “Dashkov and K °», 2014. – 468 p.
  15. Lozik, NF Strategic Management: textbook / NF Lozik, MN Cousin, DV Tsaregorodcev; under the total. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. AA Semenova. – M.: “Rusayns” Publishing House, 2015. – 152 p.
  16. Voronin, AD Strategic Management: Textbook. Benefit / AD Voronin, AV Korolev. – Minsk Higher School, 2014. – 175 p .: silt
  17. Tsvetkov, V. The company’s revenue fell two-fold: to help survive nine express tips // General direktor.- 2016.-№6. – P.33
  18. Vysotsky, A. A short list of duties of head // Management Standards biznesom.-2016.-№12.-S.88-90

В результате экономического кризиса в стране значительно ухудшилось положение малых предприятий. Несовершенство законодательства Российской Федерации, регулирующего функционирование малого бизнеса, непосильное налоговое бремя, чрезмерно усложненные учет и отчетность, недоступность инвестиционных ресурсов усугубляют проблемы малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие ситуации без активного вмешательства государства как на федеральном, так и региональном уровнях может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим понижением благосостояния граждан, сокращением рабочих мест и доходной части бюджетов.

Проблема малого предпринимательства носит в основном финансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса; риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

Также это:

Сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса

Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

Для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции»), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

Кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг.

Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий

В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:

Предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

Предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

Предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

Предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые - могут предоставить кредиты в сложный момент;

Предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

Однако, если вы ответственный, компетентный и уверенный в своих силах человек, открывать свой малый бизнес в условиях кризиса вам не составит труда. Главное, почувствовать свой шанс – и не упустить его!

В течение нескольких лет до финансового кризиса 2008 года в России отмечался рост сектора малого предпринимательства. По состоянию на 1 января 2008 года общее число малых компаний составило более 1,1 млн., а индивидуальных предпринимателей – почти 3,5 млн. человек. Но положительные тенденции были приостановлены в условиях новой экономической ситуации в третьем квартале 2008 года. Проявившийся в России мировой финансово-экономический кризис поставил в затруднительное положение предприятия малого бизнеса. Объём инвестиций в сектор малого предпринимательства упал на 24,1 % по сравнению с докризисным периодом (в других секторах экономики – в среднем на 15,6 %). В целом по стране наблюдались негативные тенденции, нашедшие свое отражение в снижении доходов населения, сопровождающееся ростом цен на товары и услуги (и, как следствие – уменьшение покупательной способности населения).

Наиболее существенный урон от кризиса пришелся на турфирмы, торговые и строительные компании. Так, в сфере туризма обороты снизились на 40–50 %, что послужило причиной банкротства порядка 20 % мелких туркомпаний в России. Падение рынка торговли и услуг в среднем по регионам России достигло 15 %. В строительной сфере банкротами объявили себя около 40 % малых предприятий.

Несомненными аутсайдерами оказались сфера образования (сокращение количества малых предприятий на 57,1 %) и сфера здравоохранения и социальных услуг (36,6 %). Следует отметить, что в докризисный период эти виды услуг пользовались большим спросом у среднего класса населения страны.

Значительное число малых предпринимателей на фоне кризиса приняло решение о выходе из бизнеса, либо о его «замораживании». По состоянию на 1 апреля 2009 года количество зарегистрированных малых компаний сократилось на 20,7 % – по сравнению с показателем за 1-й триместр 2008 года. В среднем по России число малых предприятий составило 160,4 единицы на 100 тыс. жителей – в 2008 году этот показатель был на 41,7 единиц выше. Таким образом, российский малый бизнес к середине 2009 года оказался в упадке и не мог играть роль «буфера», смягчающего кризисные явления в экономике за счёт предоставления рабочих мест уволенным из крупных компаний.

С другой стороны, в некоторых регионах России была отмечена положительная динамика. По данным официального сайта администрации г. Санкт–Петербург на второй квартал 2009 года город занимал лидирующее положение по количеству малых предприятий – 2 757 на 100 тыс. жителей (в Москве – 2 060).

Необходимость оптимизации расходов путем снижения издержек на ведение бизнеса (как и в других странах, пострадавших от кризиса) привела к неизбежному увольнению работников малых компаний. В официальном докладе Национального института системных исследований проблем предпринимательства (далее НИСИПП) констатируется, что среднесписочная занятость в малых компаниях РФ за первый квартал 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилась на 5,4 %. Как отмечалось ранее, наиболее пострадавшие от кризиса сферы также лидировали по числу уволенных: торговые компании (173,9 тыс. человек), строительные компании (112,5 тыс. человек).

Нельзя не отметить вопрос кредитной политики в условиях кризиса. Вопрос кредитования малых предприятий в условиях кризиса стал как никогда актуален. Кризис ликвидности (недостаток финансовых средств у банков) и нестабильность финансового рынка привели к тому, что кредитные ставки для малого бизнеса выросли в среднем до 20 % (по сравнению с докризисными 13–15 %). Были свёрнуты действующие ранее кредитные программы беззалоговых и беспроцентных кредитов. Пытаясь хоть как-то себя подстраховать, банки ужесточили требования по залоговому обеспечению, ввиду опасения невозврата кредитов.

В целом положение малого бизнеса в период кризиса оказалось более затруднительным по сравнению с положением крупного бизнеса, в первую очередь из-за большей доступности государственных дотаций для крупных предприятий. О чем свидетельствует исследование НИСИПП, основанное на данных Росстата. Однако нельзя не отметить и появление некоторых положительных тенденций – во многом благодаря изменениям в законодательстве, было предпринято следующее:

С вступлением в действие закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 1 июля 2009 года (регламентирующего проведение проверок в сфере малого предпринимательства) количество проверок существенно сократилось. В то же время, внеплановые проверки бизнеса не были запрещены. Прежним остался и перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В 2009 году был разработан ряд законопроектов с целью уменьшения контроля за малым предпринимательством со стороны налоговых и правоохранительных служб; организованы общественные советы по защите прав малых предпринимателей. Появился закон «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», согласно которому предприятия получили право выкупать арендуемые помещения.

Обязательную сертификацию предприятий было разрешено заменять декларацией соответствия. Это было сделано для сокращения издержек предпринимателей на процедуры подтверждения безопасности товаров и услуг.

В рамках антикризисных мер в 2009 году был снижен налог на прибыль – до 20 %. Малые предприятия получили ряд дополнительных налоговых льгот по амортизации оборудования. Кроме того, от налогообложения были освобождены ввозимое технологическое оборудование, которое не производится в России, а также средства, предназначенные для обучения персонала.

Субсидирование и помощь в получении кредита – еще одна антикризисная мера со стороны государства, включающая выделение средств для начинающих предпринимателей (до 300 тыс. руб.), для занятых в приоритетных областях (до 5 млн. руб.), для осуществления конкретных инновационных проектов (до 2,5 млн. руб.), для молодёжных проектов (до 1 млн. руб.). Более того, в рамках действующей на тот момент программы микрофинансирования стало возможным получение без залога и поручительства кредита в размере до 350 тыс. руб.

Приоритетными сферами деятельности для получения господдержки малого предпринимательства стали жилищно-коммунальное хозяйство, производство и инновации, бытовые услуги и ремесленничество, молодёжное предпринимательство и услуги для малообеспеченных слоёв населения. Для этих направлений были установлены дополнительные компенсации: 75 % ставки рефинансирования при условии, что срок кредита превышает 3 года; 50 %, на срок 2–3 года; 30 % при сроке 1–2 года.

Кроме субсидирования, государство осуществляло и компенсацию процентных ставок по кредитам, которые предприниматели получали в коммерческих банках. С этой целью были созданы специальные фонды поддержки малого бизнеса, взявшие на себя поручительства по кредитам в размере до 50 % от суммы обязательств заёмщика. Для приоритетных направлений малого предпринимательства Фонд содействия кредитованию предоставлял поручительства до 70 % от кредитной суммы. Гарантируемая фондом сумма ссуды для малых предпринимателей – 70 млн. руб.

Итогом вышеперечисленных антикризисных государственных мер стало увеличение количества малых и средних предприятий в России (за год выросло на 9,3 % – с 5 126,9 до 5 605,8 единиц). Количество занятых в МСБ сократилось за год на 1,1 %, товарооборот упал на 9,7 %, а инвестиции сократились на 26,7 %. По расчётам общероссийской общественной организации предпринимателей МСБ «Опора России» (далее «Опора России»), на поддержку малого бизнеса федеральный бюджет выделил в 2009 году, от 10,5 до 18,7 млрд. руб., что составило 1,6 % от общего объёма федеральной антикризисной поддержки экономике. Росфиннадзор установил, что около 1 млрд. руб. федеральных субсидий региональному малому бизнесу (5,5 % общего их объёма) не дошла до адресатов, а 822,3 млн. руб. остались неиспользованными.

Но ухудшение условий налоговой политики относительно МСП было неизбежно. Так с 1 января 2010 года единый социальный налог был заменён взносами в госфонды (хотя фактически совокупный размер взносов остался на уровне 26 % от размера фонда оплаты труда).

По данным «Опоры России» летом 2010 года Минфин приступил к обсуждению грядущих негативных изменений в системе налогообложения малого бизнеса, предложив с 2014 года отменить единый налог на вменённый доход (ЕНВД), а с 2011 года перейти на систему патентов и, снизив предельную численность работников предприятия, ограничить количество плательщиков ЕНВД. В 2010 году плательщиками ЕНВД были 55 % малых и средних предприятий, 37 % платили налог по упрощённой системе (УСН) и 8 % – по общей системе налогообложения.

С 1 января 2011 года правительство приняло решение увеличить долю отчислений с 26 % до 34 % ФОТ (26 % в ПФР, 5,1 % в ФФОМС, 2,9 % в ФСС). Для плательщиков ЕНВД и УСН нагрузка возрастала в 2,4 раза, для отчисляющих налоги по общей системе («доходы минус расходы») – в 1,3 раза. Для недопущения массового перехода налогоплательщиков на общее налогообложение, предприятия с годовым оборотом менее 60 млн. руб. будут обязаны работать по УСН.

Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что в большинстве своем правительственные меры повлекли за собой формальный рост предпринимательской активности, но в тоже время и фактическое снижение качественного уровня показателей ведения бизнеса – созданные бывшими безработными новые предприниматели оказались необученными бизнесу и потому неготовыми к нему, что в длительной перспективе для бюджета и для государства неблагоприятно.

Однако, кроме негативных последствий, можно отметить и положительное влияние кризиса. Наблюдаемое снижение числа предприятий говорит о здоровой экономической конкуренции – с рынка ушли неконкурентоспособные и малоэффективные предприятия.

Подводя итоги, приведем некоторую статистику.

Российская Федерация занимает 123 место среди 183 стран, опустившись за минувший год на семь позиций.

По показателю легкости открытия бизнеса страна занимает 108 место в мире (затраты на регистрацию относительно невелики, однако процесс растягивается на 30 дней и требует 9 процедур, что достаточно много).

По показателю простоты регистрации прав собственности – 51 место (благодаря низкой стоимости регистрации).

По уровню кредитования – 89 место (в стране отсутствует государственный кредитный реестр и в настоящее время кредитную историю граждан ведут частные бюро).

По уровню защиты инвесторов – 93 место.

По уровню налогообложения – 105 место (уровень налоговой нагрузки в России составляет 46,5% от дохода компании, а составление отчетности занимает 320 часов).

По показателю легкости ведения международной торговли – 162 место.

По показателю легкости ликвидации предприятий – 103 место.

Самой проблематичной для бизнеса в России остается строительная сфера. По сложности процедуры получения строительных разрешений Россия – неизменный аутсайдер рейтинга (182 место).

Среди бывших советских республик самое высокое место в рейтинге два года подряд занимает Грузия – 12 место. За Грузией следуют Эстония (17), Литва (23), Латвия (24). Хуже, чем в России с ведением бизнеса обстоят дела в Таджикистане (139 место), Украине (145) и Узбекистане (150).

В заключение хотелось бы отметить, что сектор малых предприятий, как ничто другое, способен к кардинальным сдвигам в социально-экономической ситуации посткризисного периода. Однако успешное развитие данного сектора экономики возможно только в условиях грамотной государственной политики, направленной на его поддержку.