Как научиться петь самостоятельно: покоряем вершины октав

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки. Распевка разогревает голосовые связки, подготавливая их к работе. Без распевки ты можешь не попадать с самомго начала на какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки ты можешь обнаружить, что где-то посредине вокального упражнения или песни у тебя может перехватить горло и тебе нужно будет откашляться и т.д. Распевка для певца - что разминка для спортсмена.

Распевка - это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия. Начинается распевка в среднем, удобном диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз, распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.

Ниже приведена одна из распевок, знакомых мне ещё с детства. Послушай её или скопируй. В основе её лежит мажорная восходяще-нисходящая гамма, состоящая из её первых 5-ти ступеней. Поётся распевка с такими словами:

" Я-и-ду-до-мой, он и-дёт за-мной. А кто ско-рей?"

В приведённом файле показано, как повышается тональность при этой распевке.

Свободное резонаторное звучание

В процессе поиска правильного звука мы будем пользоваться различными приспособлениями, позволяющими пустить в ход различные естественные психические и физиологические механизмы. Обычно это условные представления, которые мы вызываем в своем воображении. Они помогают проникнуть в природу ощущений, возникающих при правильном пении.

В предыдущих разделах мы уже пользовались подобными приспособлениями: вспомните упражнения "собачка", "лягушка ловит комара". Естественно, их не следует понимать буквально. Необходимо только вызывать данные картины в своем воображении. Это значительно облегчит вам поиск правильных ощущений.

Упр.11

Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления". Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло. Губы не должны дрожать. Проконтролируйте себя с помощью зеркала. Следите за правильным дыханием. Вдох не фиксируйте /выдох - непосредственно после вдоха без задержки/. Гортань не поднимается. Непроизвольному рождению свободного звучания способствует покой, внутренняя раскованность и даже некоторая расслабленность

Вокальные упражнения. Общие правила их выполнения

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям.

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием. Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \\часто на "И"\\, склонность к занижению нот.

Упр.1

Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \\легкое подрагивание\\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Плюс, Минус

Упр.2

М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \\как в слове "улитка"\\.

Плюс, Минус

Упр.3

М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой "И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Плюс, Минус

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра.

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \\мелочи\\. Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

РО-О"O-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

PO-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O-O"O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался "спасательный круг" вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом "спасательный круг". Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.

Работа над песней

После того, как вы освоите эти упражения, можно переходить к работе над вещами.

Начните с низких по тесситуре песен. Сначала выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его манеру.

Работа над вещью начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А,О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.

Если Вы делаете свои первые шаги в обучении пению, выбирайте самые простые упражнения, которые соответствуют следующим критериям:

  • мелодия небольшого диапазона, охватывающая 3-5 соседних звука (или, как говорят музыканты, 3-5 ступеней, диапазон терция-квинта);
  • мелодия движется поступенно, т. е. без скачков, сверху вниз.

Пойте упражнения в медленном темпе. Одну и ту же мелодию Вы можете исполнять на разные гласные, на разные слоги, на разные слова.

Упражнение 1. Пение с закрытым ртом.

Иногда это упражнение называют «пение на согласный «М», «мычание», но все -таки лучше назвать его «пение с закрытым ртом», тогда возникают правильные ассоциации.

Губы должны быть сомкнуты, зубы разомкнуты, во рту большой объем. Сделайте вдох через нос и пойте.

Следите, чтобы звук шел широко и свободно. В нем не должно быть звона, резкости и гнусавости. Исполняйте это упражнение только на самых удобных для Вас звуках.

Обратите внимание на свои ощущения. Где Вы чувствуете вибрацию звука?

Пойте распевку под аккомпанемент:

Скачайте аккомпанемент распевки . Для этого нажмите на ссылку правой кнопкой мыши и выберите «Сохранить ссылку как…»

Упражнение 2. Мелодия в поступенном нисходящем движении, охватывающая три соседних звука.

Пойте это упражнение на гласный звук «ю», на слоги «лю-лю-лю», «ма-а-а». Следите, чтобы гласный «А» исполнялся округло как «О». То есть, пойте «ма-а-а», а думайте в это время «мо-о-о».

Скачайте аккомпанемент распевки .

Все занятия вокалом начинаются с разогрева голо сового аппарата.

Следуйте ощущениям, Вам должно быть комфортно во время пения.

В начале занятий всегда делают упражнения на средних нотах, к работе над высокими нотами переходят в середине занятий.

Не нужно спешить и сразу «атаковать» сложные фрагменты упражнений или музыкальных произведений. Сначала укрепите уже доступные ноты диапазона и добавляйте по одной новой ноте (высокой или низкой) в несколько занятий.

Помните о психологической стороне. Очень важно чувствовать «УСПЕХ», именно так. От позитивных эмоций зависит скорость и качество вашего обучения. Пусть в Ваших занятиях будет больше моментов, которыеуже хорошо получаются, а к трудностям относитесь как к задаче, для которой нужно время и терпение. Главное регулярно заниматься и доверять себе.

Если болит горло, или чувствуете сильную усталость-

то упражнения делать нельзя!

Упражнение 1

Упражнение - разогрев. Поём с закрытым ртом, используем среднюю громкость звука. Не касаемся очень высоких нот, т.к. это зажмёт голос и дальше заниматься будет невозможно. Если чувствуете напряжение в горле- остановитесь . Подождите пару минут, чтобы мышцы расслаблись и забыли ощущение зажатости, и пробуйте снова. Следите за ощущениями лёгкости или зажатости. Помните, что сейчас вы приучаете (, а может и переучиваете) себя петь правильно. Есть такое понятие как "мышечная память". Когда привыкнете петь правильно, всё будет получаться само-собой.

Просмотрите видео-урок "Вокальная позиция". Вы должны всегда петь в правильной вокальной позиции.

Пример

    Мужской диапазон

    • Женский диапазон

      • Упражнение 2

        Посмотрите видео-урок "Дыхание". Учимся сразу использовать правильное диафрагменное дыхание, фиксировать вдох верхним прессом и опираться на диафрагму. Время от времени проверяйте, положив руку на верхний пресс, правильно ли делается вдох и выталкивается воздух мышцами пресса. Конечно, помним о вокальной позиции. Первое время делайте упражнения перед зеркалом. Следите, чтобы плечи при вдохе не двигались.

        Пример

        • Мужской диапазон

          • Женский диаразон

            • Упражнение 3

              Продолжаем разогреваться. Более подвижный темп и быстрое переключение с ноты на ноту развивает гибкость связок. Следите за качеством пения и за интонацией (фальшивить и ползать по нотам нельзя). Помните, что сейчас вы обучаете себя, вырабатываете мышечную память. Как заучите- такой и результат получите.

              Чтобы каждая нота звучала точно, добавьте еле ощутимую букву "г" (ма-га-га-га-га-ааа).

              Начинайте с правильного вдоха, распределяйте выдох диафрагмой. Помните об объёмном звуке (вокальная позиция). Переходя с закрытого звука на открытый, только приоткрывайте звук губами. Не теряйте позицию и опору. На высоких нотах ещё сильнее опускайте челюсть (даже в закрытом звуке). Самая правильная позиция для высоких нот "на зевке". Попробуйте зевнуть и запомните, как увеличивается объём во рту. Запомните чувство, когда верхнее нёбо выгибается наверх, а корень языка сдвигается вниз.

              Пример

              • Мужской диапазон

                • Женский диапазон

                  • Упражнение 4

                    Арпеджио. Работаем над диапазоном. С закрытым ртом, помня о правильной позиции, вдохе и опоре звука, мы легко пробегаем с низких нот на высокие и обратно. Главное, это "связное пение". Добавьте к звуку букву "г", что бы точно вызвучивать каждую ноту, а не смазывать. Помните о "зевке" (в примере рассказывается о приёме "плаксивости", что поможет удерживать позицию). Также можно наклоняться.

                    Начиная мелодию- стоим ровно. Когда голос поднимается вверх, к высоким нотам, мы наклоняемся вниз, до тех пор, пока не дойдём до самой высокой ноты. Голос возвращается к низким нотам- мы выравниваем спину, возвращаемся в исходное положение. Наклоняться нужно на уровне поясницы, то есть, спина ровная. Если наклонятся в животе, то мышцы вытолкнут весь воздух, а этого нам не нужно.

                    С одной стороны, это приём-отвлечение. Во время наклона мы не думаем о нотах, мы думаем о "сохранности лба" :) ведь высокие ноты могут не поддаваться из-за неуверенности. Значит, будем наклоняться, пока голос не привыкнет брать высокие ноты автоматически.

                    А второй момент, это- движение, которое помогает звуку диафрагмой (т.е. опорой). Обратите внимание на известных техничных певцов. Когда они берут сложную ноту, то чуть наклоняются или приседают, но в общем можно увидеть, как они напрягают мышцы пресса и выталкивают мощную кульминационную ноту.

                    Но просьба не увлекаться в громкости. Даже наоборот, чтобы высокие ноты пелись легче, их поют чуть тише и используют меньше воздуха по сравнению со средними.

                    Пример

                    • Мужской диапазон

                      • Женский диапазон

                        • Упражнение 5

                          Все задачи предыдущего упражнения остаются. Здесь мы будем петь также, но прорабатывать гласные. Нужно пропеть по очереди все "А", "О", "У", "Э", "И". Впевают разные гласные на разных участках диапазона (т.е. на средних, низких и высоких нотах). Тогда голос справляется легко в песнях, ведь в словах всё те же гласные. Научись петь одинакого легко и в среднем регистре и в высоком.

                          Пример

                          • Мужской диапазон

                            • Женский диапазон

                              • Упражнение 6

                                Тренируем своё дыхание. Помним о правильном вдохе. Контролируем диафрагмой количество выпускаемго воздуха. Учимся держать ноту долго-долго на одном дыхании.

                                Пример

                                • общий диапазон

                                  • Высокие ноты.

                                    Когда вы только начинаете заниматься, помните, что слабое звучание голоса и особенно высоких нот - это нормально. Голосовым связкам нужно время и адекватная нагрузка, что бы окрепнуть на определённых участках.

                                    И не имеет значения - Вы только начинающий певец или был перерыв в занятиях несколько месяцев. Пару недель придётся просто восстанавливать голос и приучать его к нагрузкам.

                                    Занимайтесь три (3) раза в неделю (через день). Можно петь по пол-часа каждый день, если вы только разогреваете голос и не даёте на связки большую нагрузку. Если голос сипнет, мышцы горла напрягаются, нужно делать перерывы в занятиях, пока появится чувство лёгкости. Пробуйте петь не громко и с чувством, что вы постоянно «сбрасываете» напряжение в горле. Не разрешайте мышцам горла зажиматься. Научитесь расслабляться.

                                    Упражнение 7

                                    Разрабатываем высокие ноты особым приёмом- "поскрипывание" связками. Обращаю Ваше внимание, что это упражнение можно отнести к опасным для здоровья голосовых связок. Во-первых, голосовые связки на высоких нотах становятся тоньше, а значит легко могут повредится от напряжения мышц горла. Во-вторых, они должны выдерживать давление воздуха. Поэтому я призываю Вас на высоких нотах петь на средней громкости звука и не делать особо глубокий вдох. Научитесь петь с небольшим количеством воздуха на высоких нотах. А мощный звук появляется за счёт резонаторов.

                                    Найти головной резонатор самостоятельно, без профессионального педагога, задача очень сложная. Но возможная, если заниматься с умом.

                                    Именно по этому упражнение мы поём сначала с закрытым ртом. Послушайте пример, где показывается звук «поскрипывания связок». Это имитация звука скрипки. Но нельзя передавливать звук. Всё должно быть легко и без напряжения. В работе с высокими нотами, особенно помните про вокальную позицию и приопущенную гортань. Звук производится только голосовыми связками, Вы не должны чувствовать ни одну мышцу горла или мышцы под нижней челюстью.

                                    Ноты в упражнении поются отрывисто для того, чтобы правильное звукоизвлечение восстанавливалось и Вы могли сбрасывать возникающее напряжение при исполнении длинной ноты. Помните, что открытый звук с гласной не меняет позицию, а просто приоткрываются губы. Женский диапазон

Голос – важнейший инструмент общения человека с окружающими его людьми. С его помощью можно как завоевать доверие оппонента, так и сразу оттолкнуть, произведя негативное впечатление. Упражнения для развития голоса смогут придать ему красивое звучание и решить многие проблемы.

Дыхательные упражнения для голоса представляют собой практики из йоги для развития речевого дыхания. Наиболее известными является комплекс, разработанный Александрой Стрельниковой. Он создан для тренировки и массажа мышц, принимающих участие в звукообразовании. Упражнения помогают разворачивать легкие, увеличивая их объемность. Особое внимание уделяется вдоху.

Комплекс упражнений для новичков включает 3 основных занятия.

Упражнение №1

Стоим прямо, локти книзу. Делаем короткий шумный вдох – руки сжаты в кулаки. Разожмите ладони, синхронно выдыхая воздух в произвольной форме (через нос или рот).\

Один цикл включает 4 вдоха. После идет перерыв в 4 – 5 секунд. Всего потребуется провести 24 цикла, в каждом из которых по 4 вдоха-выдоха.

Важные моменты:

  • контролировать момент выдоха не надо – основной акцент на шумном вдохе;
  • задержек воздуха на вдохе либо выдохе быть не должно;
  • если закружилась голова, то упражнение можно выполнять сидя (спина строго прямая).

Упражнение № 2

Стоим прямо, ладони сжаты в кулак, прижаты к талии. Делаем короткий шумный вдох носом. В это же время опускаем кулаки к полу, разжимая пальцы. Возвращаемся в исходное положение. Выдох свободный, руки возвращаются в первоначальную позицию.

Цикл равен 8 движениям. Затем следует короткий отдых – 3…5 секунд – и следует новый цикл.

Важные моменты:

  • на вдохе необходимо напрягать область плечевого пояса;
  • рот при выдохе широко раскрывать не нужно;
  • упражнение можно делать лежа/сидя.

Упражнение № 3

Встаньте прямо. Слегка наклонитесь вперед, скруглите спину, голова опущена книзу. Делаем короткий шумный вдох через нос, слегка распрямляем спину и свободно выдыхаем.

Цикл включает 8 вдохов-выдохов. Затем короткий перерыв и повтор цикла.

Гимнастика для улучшения дикции и артикуляции

За разборчивость речи и четкость слов отвечает дикция. Как развить хорошее произношение? С этой целью необходимо тренировать подвижную часть артикуляционного аппарата.

Любое упражнение для развития дикции является продолжением дыхательной гимнастики.

Чтение с карандашом

Берем карандаш передними зубами, не прикасаясь к нему языком. Вслух проговариваем звуки, в произношении которых губы участия не принимают, – к, г, й, н, л, д. Затем их смягчаем. Потом присоединяем к ним гласные звуки.

Громко читаем любую книгу с карандашом в зубах. Озвучивать нужно по две – три страницы. Заниматься надо каждый день.

Сочетание определенных согласных и гласных звуков

Во время выполнения упражнения нужно произносить сочетание трех согласных звуков с одним гласным. Миксовать необходимо комбинацию звуков КТП с гласными буквами Ы,О,Э,И,А,У. (Пример: ктпы-ктпо-ктпэ-ктпи-ктпа-ктпу). Очередность согласных можно менять, но завершающий звук всегда гласный.

Согласные звуки могут быть другими – БГД, ЖРЛ, МЛР. Гласные остаются без изменений.

Проработка сложных в произношении звуков

У каждого человека есть свои звуки, на которых он периодически «спотыкается». Чаще всего это Р, Ц, Л.

Нужно составить предложения, включающие проблемные согласные как можно чаще, и ежедневно произносить их вслух, четко проговаривая все буквы.

Произношение гласных звуков

Вначале проговариваем гласные буквы И, Ё, О, Я, А – каждую по 4 раза – без звука, а затем вслух. Рот открываем широко, нижняя челюсть двигается без напряжения.

Чтение стихов вслух

Читаем любые стихи вслух, делая раскатистые акценты на звуках Я, А, И, Э, Ё.

Скороговорки

Нужно вслух проговаривать любые скороговорки. В начале занятий это нужно делать медленно, постепенно ускоряясь. Очень важно, чтобы звуки произносились четко и ритмично.

Можно попробовать начать осваивать . Тренируясь каждый день, вы обязательно освоите ее.

Орехи

Орехи во рту – это старинный метод улучшения дикции. Еще древние ораторы успешно оттачивали свою дикцию таким способом, используя вместо орехов камешки.

Нужно взять горсть орехов и положить их в рот. Произносить вслух скороговорки, четко проговаривая все слоги. Заниматься ежедневно по 20 минут.

Количество и размер орехов определяется индивидуально, главное следите чтобы у вас не было рвотного рефлекса, который определенно будет мешать упражнениям.

Тренировка мышц речевого аппарата

Занятия для укрепления нижней челюсти включают следующие упражнения:

  • Открываем рот и задерживаем нижнюю челюсть опущенной на 5 секунд. Затем медленно закрываем рот.
  • Совершаем опущенной нижней челюстью движения вправо – влево. Выполняем их в медленном темпе.
  • Опущенную нижнюю челюсть выносим вперед и возвращаем в естественное положение. Проводит занятия в медленном темпе.

Тренировка мышц языка обязательна. Малоподвижные, слаборазвитые мышцы языка становятся причиной неразборчивой речи. Упражнения будут следующими:

  1. Нужно сворачивать язык в трубочку.
  2. Высовываем язык так далеко изо рта, насколько получится. Совершайте им движения вверх-вниз-вправо-влево.
  3. Облизывайте губы, уделяя особое внимание уголкам рта.
  4. Активно цокайте языком.

Упражнения необходимо выполнять в свободном темпе, без напряжения мышц.

Занятия для укрепления лицевых мышц и губ включает следующие упражнения:

  • Рот закрыт. Поднимайте/опускайте губы, не открывая десен. Мышцы лица напрягаться не должны.
  • Растягивайте губы в закрытой улыбке, а потом складывайте их в трубочку.
  • Проводите массаж губ: нижними зубами аккуратно мните верхнюю, а верхними – нижнюю.
  • Сложите губы в трубочку и совершайте ими движения вправо-влево.

В тренировке нуждаются и мышцы глотки.

  • Нужно по очереди повторять звуки И, У. Вначале шепотом, потом вслух. Вы должны чувствовать напряжение мышц в районе горла. Всего 15 повторов. Упражнение помогает в разработке подвижности мышц гортани.
  • Через сжатые зубы нужно втягивать воздух.
  • Вытягиваем губы «уточкой» и втягиваем в себя воздух.
  • Имитация пережевывания пищи. Сначала с открытым, потом с закрытым ртом. Нагрузку получают мышцы гортани, мягкого нёба, языка, губ и глотки.

Гимнастика, развивающая силу голоса

  • Нужно вслух проговаривать пары слогов АМ-ОМ, УМ-ЭМ, ЫМ-ИМ. При этом первая из них должна звучать громко, а вторая – тише.
  • Необходимо вслух озвучивать слоги «АЙ-АЙ-АЙ», «ОЙ-ОЙ-ОЙ», «ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ» в последовательности звонко-приглушенно-звонко.
  • Надо имитировать собачий рык, пароходный гудок, жужжание пчелы, комариный писк. Звуки произносятся вначале по возрастающей и с последующим затиханием так, если бы воображаемый объект сначала приближался, а потом удалялся.
  • Пропеваем вслух в виде музыкальной гаммы следующие слоги: МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ. Вначале по порядку, потом в противоположном направлении.

Каждое упражнение необходимо сделать 3 раза. Очень важно дышать равномерно.

Улучшаем тембр голоса

– индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.

Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:

  • Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
  • Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
  • Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
  • Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
  • Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
  • Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
  • Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
  • Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.

Многие из нас любят петь, и хотели бы научиться делать это профессионально. Более того, сколько среди нас скрытых талантов, обладающих сильнейшим голосом и острейшим слухом! Но далеко не каждый располагает финансовыми и временными возможностями для обращения к индивидуальному педагогу за постановкой вокала.

Достаточно выделить для этого определенное время и приступить к активным занятиям.

Если вы мечтаете виртуозно исполнять любимые песни в караоке-клубах, или даже покорить большую сцену, следуйте нашей простой методике, и возможно, совсем скоро на эстраде засияет новая, яркая звезда!

Польза вокальных тренировок

Даже если вы не воображаете себя вокалисткой популярной группы, такие тренировки голоса помогут вам в становлении речи. Грамотная и чистая речь чрезвычайно важна даже в обыденной жизни. Кому приятно слушать человека, который говорит едва ли внятно, будто только что набрал в рот густой каши? И пусть говорят, что скромность – главное девичье украшение, она не должна проявляться в тихом кротком голосе.

Чтобы разговаривать четко и внятно, а также обладать красивым звонким голосом, нужны специальные артикуляционные тренировки. Между прочим, в вашей ротовой полости располагается самое большое количество мышц во всем теле. И кто сказал, что разрабатывать нужно только трицепсы? Мышцы рта нуждаются в закалке и укреплении не меньше!

Тренировки голоса лучше производить в одиночестве. По крайней мере, если вы только начинаете этим заниматься. Лишние глаза и уши будут вводить вас в смущение, а значит, эффективность упражнений снизится, или вовсе сойдет на «нет ». Приготовьтесь к тому, что звуки, доносящиеся из вашего рта, будут нестандартными и довольно смешными. Даже профессиональные певцы стараются уединиться при подготовке к концертам!

При тренировке вокала и речи недостаточно обыкновенного пения акапелла в гордом одиночестве. Для этого необходим целый ряд упражнений, оптимизирующих артикуляционные способности и пробуждающих голосовые связки. Если сначала у вас не будет получаться – не беда.

Постановка голоса – чрезвычайно сложный, трудоемкий и длительный процесс, особенно если природного певческого и дикторского таланта в вас не наблюдается. Тем не менее, среди популярных артистов существует масса людей, чей голос стал плодом упорной работы над ним, а вовсе не врожденным даром.

Как лучше тренировать голос? С помощью фортепиано, а если быть точнее, традиционных уроков сольфеджио, преподаваемых в базовой программе любой музыкальной школы. Если у вас нет музыкального инструмента – не расстраивайтесь. Мы живем в эпоху развитой цивилизации, и сегодня вы запросто можете заменить настоящие клавишные специальной компьютерной программой, имитирующей звуки пианино, синтезатора, и даже рояля.

Запомните главное правило: ваше исходное положение всегда должно быть вертикальным. Сидя или лежа, вы однозначно не обретете выдающихся вокальных данных, и этому есть физиологическое объяснение. Дело в том, что при красивом пении активируется диафрагменное дыхание.

Именно диафрагма во многом отвечает за легкость голоса, его мелодичность и звонкость. Только в положении стоя орган может быть распрямлен, а значит, готов к активной работе. Со временем, обретя необходимые навыки, вы сможете петь и сидя, но только когда закрепите достигнутый результат.

Польза занятий, приведенных нами, неисчерпаема. Во-первых, вы обретете вокальные данные и дикторские навыки. Во-вторых, научитесь управлять своим голосом и развивать его. В-третьих, укрепите уверенность в себе и разовьете свои лидерские навыки.

И главное – программа всесторонне полезна для вашего здоровья. У вас увеличится объем легких, вам станет буквально легче дышать, укрепятся незримые внутренние мышцы торса, облагородится и распрямится осанка. Готовы заняться тренировкой голоса для пения и улучшить свою жизнь? Тогда приступим!

Простая тренировка для новичков


  • Начните с главной распевки – «». Сопровождайте каждый звук вашего голоса нажатием клавиши на фортепиано, старайтесь сымитировать ноту правильно. Закончив, повторите ноты в обратном направлении, начиная с завершающей «до ». Постепенно вы сможете повторять эту распевку по нескольку раз в обоих направлениях без остановки и передышки;
  • Следующая распевка звучит так: «до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до ». Ноту «соль » завершите звуком «я», чтобы переход был плавным. Кстати, плавные переходы, называемые среди профессионалов «легато », должен стать вашим негласным правилом в корректной тренировке вокала;
  • Пропойте стандартную комбинацию «до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до » с плотно сомкнутыми губами. Когда закрыт рот, происходит мощное укрепление связок и становление артикуляции;
  • А теперь попробуйте широко раскрыть рот и пропеть комбинацию протяжным звуком «ааа ». Произносим те звуки, которые указаны выше. Рот стоит открывать на максимальную ширину, при которой вам комфортно петь. Это правило распространяется и на пении гласных в готовой композиции. Проследите за манерой исполнения любимых певцов, и убедитесь в этом сами!;
  • Когда вы произносите ступенчатые ноты, помогайте себе рукой. Просто протяните ее перед собой и двигайте вверх или вниз в зависимости от высоты исполняемой ноты.

В вашем теле существуют грудные, головные и центральные резонаторы. К первой категории относятся легкие, бронхи и трахея, ко второй – ротовая полость и носоглотка, к третьей – гортань. Всеобъемлющая проблема начинающих исполнителей заключается в активном использовании только головных резонаторов.

Притом реальная необходимость их активного одностороннего применения практически не встречается в композициях. Старайтесь петь «глубоко» , задействовав грудину. Говорите и пойте на центре голоса, а не на его видимой поверхности!

«Дрессировать » сильный голос можно громкой речью и распевкой. Тональность увеличивается путем приведенного выше способа. Именно тональность отвечает за богатство и красоту голоса у вокалиста. Но, к сожалению, возможно лишь приблизить голос к ее природным границам.

Увы, не всем дано легко и непринужденно «брать » ноты четвертой октавы, как легендарному Фредди Меркьюри. Поэтому, когда вы сами зафиксируете свой предел, стоит работать именно на его развитие, и не пытаться прыгнуть выше головы.

Как правильно тренировать голос для красивого пения?


  • Всегда приподнимайте и закругляйте верхнее небо для объемности звука;
  • Используйте равное количество воздуха, как для громких, так и для тихих звуков;
  • Отдавайте предпочтение тем песням, которые соответствуют вашему природному диапазону. В первичной программе для тренировки голоса не стоит замахиваться на оперу;
  • Песни для постановки и тренировки голоса должны быть для вас комфортными. Выберите другую композицию, если на своей любимой вы откровенно «не дотягиваете », сипите и срываетесь;
  • Не забывайте отражать эмоциональную сторону композиции на своем лице, не стойте, как каменная скульптура;
  • При исполнении композиции никогда не выдыхайте воздух носом! Представьте, как такой процесс будет звучать, если у вашего рта находится микрофон!;
  • Четко произносите и гласные, и согласные. Можно акцентировать отдельные слова;
  • Занимаясь вокалом, старайтесь пить больше воды.