Как оформить работника исправительные работы. Работа как наказание. Регулирование труда осужденных

Нередко возникают ситуации, когда организация принимает решение принять на работу осужденного человека. У бухгалтера нередко могут возникнуть сомнения относительно порядка приема работника и пакета необходимых документов. Физическое лицо может быть приговорено к разного рода работам, среди которых различают обязательные, исправительные и принудительные. В статье расскажем про прием на работу осужденных, рассмотрим разные ситуации.

Порядок приема осужденного сотрудника

Порядок приема осужденных сотрудников отличается от любого другого приема пакетом документов, а также процедурой оформления, которая основана на положениях трудового законодательства нашей страны и определяет заключение трудового договора и подписание приказа, а также необходимость сделать в трудовой книжке работника соответствующую запись о приеме.

Уголовно-исполнительная инспекция вправе самостоятельно определить, в какой структуре осужденный гражданин будет отрабатывать свое наказание: государственной или коммерческой. Если принято решение направить работника в негосударственную компанию, в общем случае, порядок принятия в организацию осужденного сотрудника включает в себя несколько этапов:

  • Инспекция информирует гражданина о том, что свое наказание он будет отрабатывать в организации, в связи с чем, физическому лицу следует явиться в компанию.
  • Осужденный сотрудник, взяв с собой предписание, должен явиться в выбранную инспекцией компанию и передать руководителю этот документ.
  • Компания рассматривает предложение и принимает решение о приеме на работу осужденного сотрудника.

На этом пункте хотелось бы остановиться подробнее. Организация имеет право отказать в приеме на работу осужденному сотруднику, но только в том случае, если причина отказа веская и логически обоснованная. Трудовое право устанавливает ответственность за беспочвенные отказы в трудоустройстве.

Важно! Если уголовной исполнительной службой получен отказ, она вправе передать документы в прокуратуру для детальной проверки.

  • Бухгалтер компании заполняет отрывной талон и отправляет его в уголовно-исполнительную инспекцию.
  • В случае если решение о приеме осужденного сотрудника в организацию положительное, то инспекция передает в компанию документы, характеризующие решение суда. К ним относятся решения, постановление суда и иные аналогичные документы с указанием продолжительности работ.
  • Бухгалтерия производит оформление работника в штат в соответствие с нормами права и заполняет отрывной талон для инспекции, в котором прописывает должность, а также номер и дату приказа о приеме на работу.

Начисление и выдача заработной платы производится в порядке, действующем для иных категорий граждан. Читайте также статью: → « ». Тем не менее, правом предусмотрено перечисление части денежного вознаграждения за труд в государственную казну в размере от 5 до 20 процентов.

Особенности приема к обязательным работам

Одной из разновидностей исправительного наказания отечественных граждан являются обязательные работы. Обязательные работы могут быть назначены тем физическим лицам, которые нанесли вред чужому имуществу или здоровью третьих лиц. В большинстве случаев к такому наказанию могут приговорить:

  • За отказ в погашении штрафов;
  • Негативное воздействие на окружающую среду;
  • Нарушение порядка поведения при массовом скоплении людей или при проведении массовых мероприятий;
  • Блокировка движения разных видов транспорта.

Тем не менее, не каждому человеку может быть вменено такое наказание. К категории лиц, не подлежащих обязательным работам, относятся:

  • Инвалиды первой группы;
  • Беременные женщины;
  • Женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет;
  • Не трудоустроенные официально лица.

Обязательные работы характеризуются выполнением общественно-полезной работы абсолютно бесплатно в соответствие с уголовным правом. Работа эта должна выполняется в свободное время осужденного. Однако в том случае, если такой работник уклоняется от выполнения обязательных работ, суд может рассмотреть возможность замены меры наказания на более суровые, такие как принудительные работы или лишение свободы.

Особенности приема осужденных до 18 лет

Основным фактором, отличающим прием сотрудников младше 18 лет, является ограничение по срокам отработки. Общий период принуждения к труду (обязательному, исправительному или принудительному) не может быть более 160 часов. Помимо этого закон строго регулирует ежедневный норматив выполнения осужденным трудовых обязанностей. Читайте также статью: → « ». Для каждой возрастной группы предусмотрен разный предельный промежуток времени ежедневно для выполнения вмененных обязанностей.

  1. Для подростков в возрасте от 14 до 15 – до двух часов в день;
  2. Для подростков в возрасте от 15 до 16 – до трех часов в день;
  3. Для подростков от 16 лет и старше – до четырех часов ежедневно.

Перевод осужденных на другую должность

Если компания принимает решение о переводе на другую должность сотрудника, выполняющего обязательные или исправительные работы, она непременно должна уведомить об этом инспекцию. Получение какого-либо согласия со стороны государственных органов не требуется, достаточно простого информирования. Что касается сроков передачи этой информации, то четко этот вопрос не рассматривается.

Соответственно, если перевод производился не спонтанно, а аргументировано, уведомить органы необходимо заранее. В некоторых случаях это невозможно в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств. Тогда бухгалтерия должна отправить сообщение в инспекцию и создать приказ о переводе от одной даты.

Досрочное прекращение исправительных работ

Самостоятельно принять решение об увольнении осужденный не может. Для этих целей необходимо получить разрешение инспекции, осуществляющей надзорную деятельность за гражданином. Решение этого государственного органа должно быть передано в компанию в письменном виде.

Если срок выполнения исправительных работ подошел к концу на основе вынесенного решения суда, надзорная инспекция должна отправить информационное письмо о прекращении удержаний в пользу государства части заработной платы работника.

На практике может возникнуть ситуация, когда период, установленный судом для выполнения работ, прекращается досрочно. В этом случае, государственный орган уведомляет компанию об этом не позднее, чем на следующий рабочий день после получения такой информации. Это событие обязательно должно быть отражено в трудовой книжке работника.

Бухгалтер при этом должен сделать в ней запись о том, что период выполнения работ не может быть включен в непрерывный трудовой стаж работника.

Отчисления из заработной платы

Закон требует, чтобы при назначении виновным гражданам исправительных или обязательных работ, из полученного ими дохода было произведено удержание части средств в пользу государства. В расчет принимаются все полученные работником доходы за исполнение ими трудовых обязанностей, включая оклад, премии и иные выплаты. При этом не учитываются доходы осужденного, относящиеся к категории социальных пособий, такие как пенсии, например.

Удержания денежных средств в пользу государства производятся только в том случае, если речь идет об исправительных или принудительных работах. Это связано с тем, что при наказании в виде обязательных работ не производится выплата заработной платы. Таким образом, в связи с отсутствием источника средств, невозможно и удержание.

Что же касается исправительных и принудительных работ, то отчисления в государственный бюджет производятся в фактически установленной решением суда сумме, но в пределах от 5 до 20 процентов от заработка.

Отпуск при исправительных работах

Несмотря на то, что исправительные работы являются разновидностью мер воздействия на нерадивых граждан, осужденным к таким видам работ физическим лицам трудовое право предоставляет право на ежегодный отпуск. Длительность такого времени отдыха составляет не более восемнадцати рабочих дней и может быть предоставлена сотруднику при согласовании с уголовно-исполнительной инспекцией. Все остальные виды отпусков, определенных трудовым кодексом, должны быть оформлены работнику в общем порядке.

Непосредственно в день расчета с сотрудниками по заработной плате бухгалтерская служба компании, в которой отрабатывает приговор суда осужденный, должна произвести перевод денежных средств на счет уголовно-исполнительной инспекции. В том случае, когда организацией не было произведено перечисление средств в бюджет, инспекция вправе:

  1. Подать документы в судебные инстанции о взыскании долга;
  2. В нотариальные органы, обращение в которые позволит УИИ взыскать сумму не перечисленную в казну.

Прекращение срока выполнения исполнительных работ, как в установленное время, так и досрочно, предполагает возмещение гражданину всех излишне удержанных из его доходов сумм. Читайте также статью: → « ». Для этого инспекция анализирует полученные ей средства и производит перечисление средств со своего счета на счет компании. В зависимости от того, работает ли физическое лицо в компании или нет, передать денежные средства можно либо лично, либо воспользовавшись услугами почты.

На какой срок принимаются осужденные

Срок приема зависит вне сомнения от решения суда и от категории выполняемых осужденным работ:

п/п Вид наказания для осужденного Продолжительность
1 Обязательные работы Предусматриваются период выполнения работ от 60 до 480 часов
2 Исправительные работы Могут быть назначены продолжительностью от двух месяцев до двух лет
3 Принудительные работы Предусматриваются на срок от 2 месяцев до 5 лет

Ответственность работодателя при приеме осужденного сотрудника

Прием на работу осужденного сотрудника требует от работодателя ответственного отношения. На компанию в этом случае возлагаются такие обязанности, как:

  • Своевременное и достоверное перечисление средств сотрудника, направленных на пополнение государственной казны;
  • Сотрудничество с инспекцией в области перевоспитания осужденного сотрудника;
  • Информирование инспекции обо всех важных событиях, касающихся трудовой деятельности осужденного.

Если работодатель или ответственный сотрудник компании не исполняют добросовестно свои обязанности в области контроля над осужденным и прочее, законом предусмотрено суровое наказание для должностных лиц и финансовых ресурсов организации.

п/п Вид воздействия на компанию
1 Штраф в пределах 200000 рублей;
2 Лишение возможности занимать определенные должности или вести определенные виды деятельности в течение пяти лет;
3 Обязательные работы продолжительностью до 248 часов;
4 Принудительные работы продолжительностью до двух лет;
5 Арест на полгода;
6 Лишение свободы в период до двух лет.

Рейтинг самых задаваемых вопросов

Вопрос №1. Проводятся ли проверки организаций, принявших на работу осужденных сотрудников?

Да, проводятся. Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль над соблюдением правовых норм компаниями и организовывает проверки один раз в полгода.

Вопрос №2. Можно ли уменьшить величину перечисления в бюджет части заработной платы?

Такое возможно в том случае, если осужденный обратится в суд и сообщит о сложном материальном положении.

Вопрос №3. Может ли осужденный на исправительные работы оформить больничный лист?

Да, может. Такой работник имеет право на такие же пособия, что и иные граждане.

Вопрос №4. С какой даты ведется отсчет отбывания наказания осужденного сотрудника?

Если сотрудник имеет основное место работы, началом выполнения работ является время получения из инспекции документов. Если же осужденный официально не трудоустроен, датой отсчета будет выход на работу.

Вопрос №5. Можно ли отказать в приеме осужденного сотрудника?

Возможно, но лишь опираясь на профессиональные качества. Иначе компания может стать участником разбирательств в суде.

За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовестном отношении к труду, уклонении от работы на определенном для него объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись.56.

Как оформить документы о приеме на обязательные работы?

Вернуться назад на Обязательные работыКак и обычному работнику, трудоустраиваете на безвозмездной основе, ведется табель отработанных часов, по окончании утверждается организацией, и подается в исполнительный орган.


Вид и объекты работ должны иметь местное значение. Как правило, это работы, не требующие особой квалификации, — благоустройство территории, уборка помещений, погрузочные работы и т.д.
которые могут выполняться любым трудоспособным человеком, например ремонт дорог, уход за зелеными насаждениями, уборка улиц или помещений, погрузка и разгрузка вагонов и т.п.

Правоотношения, возникающие между осужденным и администрацией «работодателя», не могут быть отнесены к трудовым в непосредственном смысле этого слова.

Работник приговорен к исправительным работам

Вышеуказанные обстоятельства позволяют заключить, что основание возникновения отношений между организацией и осужденным по выполнению обязательных работ не должно быть облечено в форму трудового договора.


Данное основание устанавливается следующими актами: 1.

Внимание

Документом органа местного самоуправления, согласованным с уголовно-исполнительной инспекцией, который включает данное предприятие в число объектов для отбывания обязательных работ.


2. Извещением уголовно-исполнительной инспекции с приложением копии приговора и табелем учета отработанного времени.
Постановка осужденных на учет осуществляется на основании: – копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу; – соответствующего акта о помиловании в отношении лиц, которым в порядке помилования лишение свободы заменено более мягким видом наказания.

Оформление в компанию должника, отбывающего обязательные работы

Федерального закона от 09.01.2006 N 12-ФЗ) 3.1. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
(часть третья.1 введена Федеральным законом от 09.01.2006 N 12-ФЗ) 4. Обязательные работы выполняются осужденным на безвозмездной основе.
(часть четвертая введена

Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ) Статья 27.

Исчисление срока обязательных работ 1. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал обязательные работы. 2.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного — четырех часов.

Прием на работу осужденных к обязательным работам

Судебный пристав-исполнитель контролирует поведение должника при отбывании обязательных работ, соблюдение им трудовой дисциплины, количество часов, отработанных должником, путем посещения организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, о чем составляется акт о совершении исполнительных действий (приложение № 17 к приказу ФССП России от 11.07.2012 № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»).
Между тем, несмотря на наличие соответствующих разъяснений ФССП России, обращаем внимание на следующее.

Издание работодателем Приказа о приеме на работу по форме № Т-1 свидетельствует о заключении с лицом трудового договора.

Уголовно-исполнительная инспекция вправе самостоятельно определить, в какой структуре осужденный гражданин будет отрабатывать свое наказание: государственной или коммерческой.

Важно

Если принято решение направить работника в негосударственную компанию, в общем случае, порядок принятия в организацию осужденного сотрудника включает в себя несколько этапов:

  • Инспекция информирует гражданина о том, что свое наказание он будет отрабатывать в организации, в связи с чем, физическому лицу следует явиться в компанию.
  • Осужденный сотрудник, взяв с собой предписание, должен явиться в выбранную инспекцией компанию и передать руководителю этот документ.
  • Компания рассматривает предложение и принимает решение о приеме на работу осужденного сотрудника.

На этом пункте хотелось бы остановиться подробнее.

Как оформить отбывание обязательных работ

УК РФ) От 2 мес. до 5 лет (ч. 4 ст. 53.1 УК РФ) Вид работ и объекты, на которых они выполняются Бесплатные общественно-полезные работы. Объекты определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями (ч.


1 ст. 49 УК РФ) При наличии основной работы - по основному месту работы осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) В специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором лица, подвергающиеся наказанию, проживали или были осуждены (ч.
1 ст. 60.1 УИК РФ) При отсутствии основной работы - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УК РФ) Оплата труда Бесплатно (ч. 1 ст.

Ответственность осужденных к обязательным работам 1.

За нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статья 30. Злостное уклонение от отбывания обязательных работ 1. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: (в ред.

Это вытекает из существующих отличий между трудовыми общественными отношениями и общественными отношениями при выполнении обязательных работ, а также из того, что у данных правоотношений не совпадают их элементы и юридические факты, а именно заключение трудового договора, данный факт имеет важное значение, так как является основополагающим для возникновения между работником и работодателем правоотношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Долгое время не решаются вопросы обязательного медицинского страхования осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, а также их обязательного социального страхования. Лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных в ч. 1 ст.

  • Полезные материлы
  • Вопрос-Ответ
  • Оформление в компанию должника, отбывающего обяза…

30 ноября 2016 Сохранить Версия для печати Вопрос Как оформить лицо (должника) по исполнительному производству, направленное в организацию судебным приставом-исполнителем для исполнения административного наказания в виде отбывания обязательных работ? Ответ В силу действующего трудового законодательства Российской Федерации обязанности работодателя по заключению трудового договора с лицом, прибывшим для отбывания обязательных работ, не предусмотрено.

ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ» (1).

В 2005 году обязательные работы стали применяться судами.

Особенностью обязательных работ является бесплатность труда осужденного, направленная на формирование у осужденного уважения к обществу, общественным интересам.

Поэтому в ст. 50 УК РФ говорится о бесплатном труде не в пользу конкретных лиц или организаций, пострадавших от преступления, а в пользу общества.

Действующие НА детально не регламентируют реализацию прав, свобод и законных интересов осужденных, поэтому возникает ряд трудностей в связи с исполнением наказания без изоляции от общества.

В целях контроля за поведением осужденного, соблюдением им условий отбывания наказания и исполнением приговора инспекция:еженедельно получает информацию об отработанном времени и трудовой дисциплине путем использования средств связи, письменного запроса или посещения организации;ежемесячно запрашивает из организации табель (в случае его непоступления в инспекцию) о количестве отработанного осужденным времени*(20);осуществляет не реже одного раза в месяц посещения объектов для проверки поведения осужденного по месту работы.

В справке по результатам проверки отражается информация о виде выполняемой осужденным работы и другие сведения, имеющие отношение к исполнению наказания.52.

На основании представляемых организацией табелей о количестве времени, отработанного осужденным, инспекция ведет его суммарный учет в часах.53.

у нас в администрации возник вопрос. У нас принято Постановление от 04.06.2015 г. № 74 "Об определении видов обязательных работ и объектов для отбывания осужденными наказания в виде обязательных и исправительных работ". Перечень учреждений, предоставляющих рабочие места содержит: Администрацию гп. Куминский и наше подведомственное учреждение МКУ "Центр культуры и молодежи". Полгода у нас работала гражданка на исправительных работах с удержанием в доход государства 5 %, работала за счет средств Центра занятости района по трехстороннему соглашению, по данной программе можно оплачивать исправительные работы только 6 месяцев. Теперь Уголовно-исполнительная инспекция требует трудоустроить ее до 31.12.2015 г. на оплачиваемые работы, но у нас не предусмотрены денежные средства на оплату таких работников, не находящихся в штате. ВОПРОС: Как нам поступить, на нас хоятят подать заявление в Прокуратуру, за нарушение УК и УИК РФ. Можем мы отменить наше Постановление, т.к. денежных средств на оплату у нас нет. Как правильно и законно поступить в этом случае, обязана Администрация предоставлять такие рабочие места и как планировать ден. средства???

Ответ

Ответ на вопрос:

Исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

При трудоустройстве гражданина, направленного в организацию для выполнения исправительных работ, необходимо оформить те же , что и приеме обычного сотрудника. Следует помнить, что с осужденным в случае назначения наказания в виде исправительных работ необходимо заключить срочный трудовой договор, например, со следующей формулировкой «... до отбытия наказания в виде исправительных работ, установленного приговором такого-то суда от такой-то даты» ( , ).

Таким образом, осужденный к исправительным работам принимается в штат организации, с ним заключается трудовой договор, ему выплачивается зарплата, предоставляется отпуск, хотя и по другим правилам. Соответственно, должность, на которую принимается осужденный, должна быть предусмотрена штатным расписанием .

В связи с этим, сотрудница, направленная к Вам на исправительные работы, должна быть принята на должность, предусмотренную штатным расписанием, и зарплата ей должна выплачиваться из фонда оплаты труда организации.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Какие документы необходимо оформить, если в организацию направлен гражданин для выполнения исправительных работ

Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Если в организацию направлен гражданин для выполнения исправительных работ, при его трудоустройстве необходимо оформить те же , что и приеме обычного сотрудника. Следует помнить, что с осужденным в случае назначения наказания в виде исправительных работ необходимо заключить срочный трудовой договор, например, со следующей формулировкой «... до отбытия наказания в виде исправительных работ, установленного приговором такого-то суда от такой-то даты» ( , ).*

Кроме того, помимо оформления обычного комплекта документов, работодателю следует заполнить и направить в уголовно-исполнительную инспекцию к предписанию о явке на работу, о приеме осужденного на работу, а также ежемесячно предоставлять в уголовно-исполнительную инспекцию необходимые . Такие правила установлены Инструкции, утвержденной .

2. Нормативная база: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 01.02.2005 N 1-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ)

Статья 40. Условия отбывания исправительных работ

1. Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

(в ред. Федерального закона от 01.02.2005 N 1-ФЗ)

2. Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

3. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

4. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

5. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

6. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Статья 42. Исчисление срока исправительных работ

1. Срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. В каждом месяце установленного срока наказания количество дней, отработанных осужденным, должно быть не менее количества рабочих дней, приходящихся на этот месяц. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные настоящим Кодексом для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

2. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

3. Время, в течение которого осужденный не работал, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ)

4. В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 09.01.2006 N 12-ФЗ)

5. В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 09.01.2006 N 12-ФЗ)

6. Срок наказания осужденным, работающим в организациях, в которых применяется суммарный учет рабочего времени, исчисляется исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.06.2009 N 106-ФЗ.

Статья 43. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам

1. На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются: правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.

2. Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.

3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ)

5. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2006 N 273-ФЗ)

6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.

7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

1. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются:

а) неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

(п. "а" в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ;

г) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

2. За нарушение осужденным к исправительным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция может предупредить его в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, а также обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 01.02.2005 N 1-ФЗ)

3. Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в части первой настоящей статьи нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

4. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

5. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания исправительных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с частью четвертой статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Последнее обновление: 31.01.2020

Исправительные работы как вид уголовного наказания практикуются уже более 15 лет. По шкале суровости это третье из наиболее мягких наказаний (самым лояльным считается штраф), цель которого – достичь исправления осужденного посредством привлечения к оплачиваемому труду. Каковы условия отбывания таких работ, в каких случаях они назначаются и когда могут быть заменены – читайте в этой статье.

Исправительные работы – что это

Понятие и правила назначения этого вида наказания содержатся в общей части Уголовного Кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 50 УК РФ, исправительные работы предполагают труд осужденных в месте, которое определяется государственным уголовно-исполнительным органом (инспекцией), контролирующим впоследствии исполнение приговора. Если осужденный до постановления приговора уже был трудоустроен, ему разрешается продолжить работу там же. Когда постоянной работы нет, определяют место, в районе по месту жительства, где он будет трудиться.

Обычно для безработных подбираются муниципальные организации, где необходим малооплачиваемый труд (озеленитель, дворник, уборщик, грузчик). Список таких организаций утверждается ежегодно начальником уголовно-исполнительной инспекции и муниципалитетом. Иногда в числе работодателей могут быть и индивидуальные предприниматели, а также и коммерческие организации, где необходима простая рабочая сила.

Общий срок таких работ может составлять от 2 месяцев до 2 лет. Не запрещается устанавливать данное наказание не только в месяцах, но и днях - обычно так бывает при зачете других видов наказаний.

Пример №1 . Подрядину В.Л., осужденному за совершение кражи в крупном размере, за примерное поведение судом была заменена неотбытая часть лишения свободы (2 месяца 12 дней) на исправительные работы. Поскольку при такой замене «работает» правило один к трем, то Подрядину В.Л. было определено 7 месяцев 6 дней исправительных работ.

В отличие от обязательных работ, при выполнении данного вида наказания осужденному начисляется зарплата согласно установленным тарифам, которые приняты в каждой отдельной организации. Часть зарплаты выплачивается осужденным, другая часть (от 5 до 20%, конкретно будет указано в приговоре) идет в доход государства.

Таким образом, при отбывании исправительных работ достигается сразу две цели: во-первых, гражданин занят и применяет свои навыки и умения на благо обществу, во-вторых, государству поступают денежные средства.

На практике возникают ситуации, когда сами подсудимые желают, чтобы им назначили исправительные работы. Многие из таких граждан находятся в постоянном поиске работы, но из-за низкой квалификации или (и) проблем с законом в прошлом (например, неснятая судимость) их желание жить честным трудом не всегда бывает реализовано. Нередко такие лица после окончания срока работ так и продолжают трудиться в том же месте, где отбывали наказание.

Кому не могут быть назначены

По правилам, установленным Уголовным Кодексом, данный вид наказания может быть определен не всем категориям граждан. Так, исправительные работы не могут быть назначены:

  1. инвалидам 1 группы;
  2. беременным женщинам;
  3. женщинам, имеющим детей до 3 лет;
  4. призывникам;
  5. военнослужащим по контракту.

В судебной практике известны случаи, когда гражданам из приведенного списка все же назначали исправительные работы. Иногда это происходило вследствие судебной ошибки. По некоторым делам обстоятельства, которые исключают возможность отбывания исправительных работ по приговору суда, стали известны позднее. В любом случае, при наступлении перечисленных жизненных событий отбывание приостанавливается или отменяется .

Пример №2 . По итогам судебного рассмотрения уголовного дела вынесен обвинительный приговор в отношении Самойловой П.Р., которой было назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% в доход государства. После вступления в законную силу приговора его копия поступила в адрес инспекции, в день проведения беседы осужденная сообщила, что находится в состоянии беременности, о чем предоставила справку от врача. Самойловой П.Р. было разъяснено, что она вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке отбывания наказания, с учетом предоставленного больничного по родам и отпуска по уходу за ребенком. Впоследствии заявление судом было удовлетворено.

Пример №3 . Пока копия приговора доставлялась в адрес инспекции, за этот период времени Симонову А.К. был поставлен диагноз, который явился основанием для признания его инвалидом 1 группы. В этой связи, ему нельзя было отбывать наказание, впоследствии он был освобожден от него судом.

В отдельных случаях, когда осужденный не был признан инвалидом, но страдает заболеванием, исключающим выполнение работ, закон предусматривает право обратиться в суд с ходатайством об освобождении от наказания:

В Ленинский районный суд г. Самары

Осужденного Мирного М.Р., 1988 г.р.,
проживающего в г. Самара, ул. Куницына, д. 4

ХОДАТАЙСТВО
Об освобождении от дальнейшего отбывания наказания

Приговором Ленинского районного суда г. Самары от 21.09.2020 я был осужден по ч. 2 ст. 159 УК РФ к 1 году исправительных работ с удержанием 5% в доход государства. В этой связи с 1 октября 2020 года я состою на учете в уголовно-исполнительной инспекции по Ленинскому району г. Самара, приступил к работе в МУП «Лесное хозяйство» согласно выданному мне направлению, с 03.10.2020.

20.10.2020 я почувствовал себя плохо, обследование выявило хроническое заболевание – сахарный диабет 4 степени, что исключает возможность работы любого характера.

В связи с поставленным мне диагнозом дальнейшее исполнение наказания в виде исправительных работ считаю невозможным.

На основании ч. 4 ст. 42 Уголовно-исполнительного кодекса РФ,

Освободить меня от дальнейшего отбывания наказания в виде исправительных работ в связи с тяжелым заболеванием.

Приложение: медицинские документы на 10 листах, справка из УИИ об оставшемся сроке неотбытого наказания, копия приговора (если приговора на руках нет, в ходатайстве можно изложить просьбу к суду запросить его).

Осужденный Мирный М.Р., число, подпись.

Такое ходатайство рассматривается судом в присутствии прокурора и представителя инспекции. Кроме того, заявителю предоставлено право пригласить адвоката.

Отметим, что есть правило о трехдневном сроке, в течение которого судьи обязаны направлять копию приговора в адрес инспекции. На практике оно не всегда соблюдается, поэтому в течение определенного срока, когда приговор уже вступил в законную силу, но еще не принят к исполнению, могут наступить важные события в жизни человека, влияющие на возможность выполнения работ.

Вопрос:
Могут ли лица, не достигшие 18-летнего возраста, отбывать данный вид наказания?

Ответ: Да, уголовный закон разрешает назначать несовершеннолетним исправительные работы, при этом максимально возможный срок отбывания ограничен одним годом.

Известно, что уголовная ответственность по некоторым преступлениям может наступить и с 14 лет. Если исправительные работы назначаются детям, возраст которых соответствует 14-15 лет, то исполнение такого наказания может быть только с учетом правил трудового законодательства. Так, граждан этой возрастной категории можно привлекать к легкому труду с разрешения законных представителей. Остальные несовершеннолетние (с 16 до 18 лет) привлекаются к труду на общих основаниях, с учетом усеченного максимального срока.

Порядок отбывания

Итак, после того, как приговор вступит в законную силу, его копия направляется в уголовно-исполнительную инспекцию – государственное учреждение районного звена, сотрудники которого непосредственно участвуют в процедуре исполнения всех видов наказания, кроме лишения свободы.

Осужденный ставится в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) на специальный учет, на него заводится личное дело. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает:

  1. Первоначальное посещение осужденного по месту жительства инспектором. Это делается для того, чтобы вручить гражданину повестку с указанием даты и времени, когда он будет обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию, которая обязана привлечь его к отработке не позднее 30 суток со дня поступления копии приговора.
  2. В день явки осужденного с ним проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются права и обязанности, выясняются все обстоятельства, имеющие значение для отбывания наказания. Так, одним из таких обстоятельств может быть трудоспособность осужденного. Если у него имеется какое-либо заболевание, препятствующее отбыванию, данный факт должен быть проверен инспектором.

    Пример №4 . Власов Е.А. был неоднократно судим, отбывал наказание в местах лишения свободы. По приговору от 17.03.2020 ему были назначены исправработы, поскольку за преступление, совершенное им, иного вида наказания предусмотрено Уголовным кодексом не было. За те много лет, которые Власов Е.А. провел за решеткой, у него развился туберкулез последней стадии, был поставлен соответствующий диагноз, при наличии которого работать нельзя вообще. Получив соответствующее заключение комиссии врачей, инспектор обратился в суд о замене наказания на другой вид.

  3. Осужденному выдают направление в определенную организацию, входящую в перечень специально предусмотренных для отбывания наказания, после этого подучетный обязан явиться в течение 5 суток для трудоустройства. В таком письменном направлении указано наименование организации, контактный телефон, адрес, время и дата для явки. Вопрос о трудоустройстве должен решаться с учетом особенностей гражданина, его физических данных, пола, наличия или отсутствия поставленных диагнозов.

    Пример №5 . Иванов Г.Е., страдающий астмой, отбывал исправительные работы, был грузчиком. Ранее суд отказал в удовлетворении ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью, поскольку заключение врачей не содержало запрета трудиться, а также у Иванова Г.Е. не было инвалидности. Иванов Г.Е. обратился к инспектору с заявлением о переводе на другую должность, поскольку физически тяжелый труд грузчика для него является фактором, усугубляющим течение болезни. В организации, где осужденный отбывал наказание, имелась вакансия поливщика, куда он и был переведен.

  4. В назначенный день инспектор созванивается с организацией, в которую осужденный должен был явиться по предписанию и, таким образом, фиксирует начало работ.
  5. Инспектор получает ежемесячные сведения (табель), в которых отмечается количество часов, отработанных осужденным, а также суммы, отчисляемые в доход государства. Ведется учет отбытого наказания, впоследствии делается отметка об окончании срока.

Вопрос:
Что делать, если осужденному предложенная работа не нравится?

Ответ: Закон гласит, что гражданин не вправе выбирать или отказываться от предложенного вида работ без веских оснований. Отметим, что организация, куда был направлен осужденный, не вправе безосновательно отказать в приеме на работу, за это ее руководитель может быть привлечен к ответственности.

Если в период отбывания наказания материальное положение осужденного резко ухудшилось по каким-либо причинам (наличие иждивенцев, выплата алиментов, состояние здоровья, уничтожение или повреждение имущества и т.д.), ему можно обратиться в суд с заявлением о снижении размера процентов, определенного приговором. Также с таким предложением может обратиться к суду и инспекция, и работодатель, но, исходя из практики, таких случаев практически не существует.

Вопрос:
Могут ли оформляться больничный или отпуск на той работе, которая определена органами органом исполнения наказания?

Ответ: Да, закон позволяет уходить работающему осужденному «на больничный», если есть официальное подтверждение состояния здоровья. Кроме того, гражданину, отбывающему наказание в виде исправительных работ, положен отпуск, который составляет 18 суток.

После окончания срока отбывания осужденный снимается с учета в инспекции, но в течение одного года с этой даты он считается судимым лицом.

Контролирующие органы и его полномочия

Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции строго контролируют поведение осужденных, которым было определено наказание, не связанное с лишением свободы, в том числе и исправительные работы. Должностные обязанности инспекторов довольно подробно описаны в уголовно-исполнительном законодательства:

  1. ведут общий контроль за поведением всех осужденных, состоящих на учете, в том числе и за осужденными к работам;
    2. следят за соблюдением установленного законом срока – 30 дней, в течение которого осужденный должен начать отбывание исправительных работ;
  2. проверяют ежедневную явку на работу и отсутствие прогулов со стороны подучетных лиц, периодически (2-3 раза в неделю) путем телефонных звонков или личного посещения места отработки;
  3. принимают меры к получению достоверных сведений, подтверждающих неявку на работу по уважительным причинам. Например, временная нетрудоспособность должна подтверждаться больничным листом, и если такового нет, то неявка будет признана фактом уклонения от работ. Отметим, что при наличии больничного листа пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из полной зарплаты, без учета вычетов;
  4. проводят сверку данных об удержании денежных сумм из заработка, предоставляемых администрацией организации, где отбывается наказание, с фактически поступившими деньгами на государственный счет. При этом в сумму, с которой вычитается процент государству, входят не только оклад и надбавки, но и социальное пособие, а также другое социальное обеспечение в денежном выражении, кроме страховки.
  5. направляют в различные организации (СИЗО, больницы, ФМС и т.д.) запросы в рамках работы по поиску местонахождения осужденного, если, к примеру, он не является в инспекцию, не выходит на связь, не проживает по указанному в приговоре адресу и т.д.

Кроме того, именно сотрудники инспекции применяют меры ответственности к тем осужденным, которые не желают отбывать наказание.

Помимо инспекции, к контролю всегда подключены:

  1. прокуратура – надзирающий орган, сотрудники которого не менее 1 раза в квартал проверяют все личные дела осужденных и условия отбывания исправительных работ. Если в действиях сотрудников инспекции выявляются нарушения уголовно-исполнительного законодательства, прокурором вносится в адрес начальника уголовно-исполнительной инспекции представление, в котором содержится требование о привлечении сотрудников УФСИН к дисциплинарной ответственности.
  2. Полиция , отдел ПДН (в отношении несовершеннолетних осужденных) призваны помогать инспекторам УИИ, такая обязанность прямо предусмотрена как в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, так и в межведомственных приказах УФСИН и МВД. Кроме того, статья 12 Федерального Закона «О полиции» наделяет полицейских правами и обязанностями контролировать поведение осужденных, состоящих на учете в УИИ, и при необходимости принимать соответствующие меры. Так, одним из полномочий сотрудника полиции является составление ходатайства о направлении материала в отношении осужденного в суд для замены более строгим наказанием.

    Пример №6 . Романов Е.К. был осужден к исправительным работам сроком на 1 год, с удержанием 10% из заработка в доход государства. Романов К.Е. неоднократно нарушал порядок отбывания наказания, за что был письменно предупрежден об ответственности. Впоследствии во время рейда участковый полиции остановил гражданина, поведение которого говорило об алкогольном или наркотическом опьянении. Этим человеком оказался Романов К.Е., который в рабочий день употребил алкоголь и не вышел на работу. Участковый задержал Романова К.Е. за совершение административного правонарушения (нахождение в общественном месте в состоянии опьянения) и направил в УИИ ходатайство о замене исправительных работ лишением свободы ввиду допущенных со стороны Романова К.Е. нарушений. Впоследствии это ходатайство судом было удовлетворено.

  3. Администрация предприятия , где отрабатывает наказание осужденный. Именно на нее законом возложен непосредственный контроль на рабочем месте: составляется табель, в котором отмечается присутствие на работе и количество отработанных часов; обеспечивается охрана труда, прогулы и нарушения со стороны трудоустроенного не только отмечаются в специальной форме, но и доводятся до сведения инспектора УИИ.

Ответственность за уклонение от отбывания

Примерно одна десятая часть от числа всех осужденных к данному виду наказания намеренно уклоняется от работ и даже скрывается от инспекции. Нарушением считается:

  • игнорирование направления в организацию для трудоустройства – когда осужденный отказывается вообще приступить к отбыванию назначенного наказания (отказом считается ситуация, когда гражданин более 5 дней не являлся трудоустраиваться после получения направления);
  • неявка в инспекцию – когда для постановки на учет осужденный вызывается в УИИ, но игнорирует вызов;
  • прогул – уже единичная неявка расценивается как грубое нарушение порядка отбывания;
  • появление на работе в состоянии опьянения (любого: как алкогольного, наркотического, так и токсического).

Если осужденный допустил одно из перечисленных нарушений впервые, то к нему применяются такие меры ответственности:

  1. письменное предупреждение . Осужденный под подпись официально предупреждается о том, что при повторном нарушении ему могут заменить исправительные работы на другое, более суровое наказание. Инспектор заполняет специально предусмотренный Инструкцией бланк, где указывает, какое нарушение порядка осужденный допустил и, соответственно, напоминание о возможной замене на другой вид наказания.Несмотря на простую письменную форму, такое предупреждение часто имеет достаточно сильное влияние на осужденного, которому ясно дали понять, что можно лишиться свободы.
  2. возложение дополнительной обязанности являться два раза в месяц к инспектору УИИ . Мера менее эффективная, чем предыдущая, но так контроль за поведением осужденного со стороны правоохранительных органов становится более эффективным, поскольку инспектор чаще видит осужденного, беседует с ним, отвечает на вопросы, связанные с исполнением приговора, следовательно, осуществляется профилактика.

Если состоящий на учете в инспекции гражданин, которому необходимо отбыть исправительные работы, два и более раз допускает нарушения порядка и условий отбывания наказания, к нему могут быть применены более жесткая мера ответственности – направление в суд представление о замене данного вида наказания лишением свободы. Закон предусматривает возможность замены исправработ еще и на принудительные работы, но в связи с тем, что данный вид наказания в настоящее время в России не практикуется, остается только лишение свободы.

Порядок замены наказания следующий

  • инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
  • осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
  • суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
  • участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
  • при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.

Пример №7 . Курочкину Е.П. было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев, из них он отбыл 3 месяца, после чего перестал приходить на отработку. Ему было дважды вынесено предупреждение о возможном изменении вида наказания, но Курочкин продолжил вести антиобщественный образ жизни, появлялся на работе в состоянии опьянения. Инспекция направила в суд представление, в котором указала на все эти факты, в этой связи судом было определено лишение свободы сроком на 2 месяца в исправительной колонии (оставшиеся 6 месяцев исправработ = 2 месяцам лишения свободы).

Как мы уже отмечали, в судебном заседании должен присутствовать сам нарушитель. Вместе с тем, на практике возникают ситуации, когда осужденного нигде нет – ни по месту жительства, ни у родственников, нет сведений о нем в официальных учреждениях (например, ФМС не располагает данными о месте регистрации). Получается, что нарушитель спокойно продолжает уклоняться от исполнения приговора, но заменить ему наказание в его отсутствие нельзя. В таких ситуациях инспекция готовит документы для объявления гражданина в розыск. Впоследствии, в течение суток после его задержания, суд рассмотрит вопрос о помещении его в СИЗО на срок до 30 дней, в течение которых будет рассмотрено и представление о замене.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней.

110 комментариев

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

    Р.Ф. ГАЛИЕВА

    На современном этапе развития правового государства заметна тенденция к сокращению применения наказания в виде лишения свободы и более широкому использованию альтернативных видов наказаний. Одним из таких видов наказаний являются исправительные работы. Статьей 50 УК определено, что исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и назначаются осужденному, не имеющему основного места работы.
    Определяя наличие основного места работы, исходят из положений Трудового кодекса РФ. В силу ст. 16 ТК трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Согласно ст. 66 ТК работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае когда работа у данного работодателя является для работника основной. Следовательно, для констатации места основной работы требуется трудовой договор и факт установления местонахождения трудовой книжки. Для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, местом работы принято считать место их регистрации. Выполнение работ по совместительству либо по гражданско-правовому договору не препятствует применению исправительных работ.
    Данный вид уголовного наказания является довольно распространенным и традиционным для отечественного уголовного права, хотя на протяжении истории его отдельные элементы, да и название неоднократно менялись. В дореволюционной России широко практиковались принудительные (каторжные) работы без изоляции осужденного от общества со ссылкой либо высылкой. Уголовное законодательство первых лет советской власти содержало: 1) ссылку, соединенную с принудительными работами; и 2) исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного. В последующем УК РСФСР 1960 г. в качестве самостоятельного вида наказания закрепил исправительные работы без лишения свободы, отбываемые по месту прежней работы осужденного либо в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но в районе места жительства осужденного.
    УК РФ 1996 г. первоначально предусматривал, что исправительные работы отбываются осужденным по его основному месту работы. Но в 2003 г. данный вид наказания был отменен. Вместо него ввели исправительные работы в районе жительства осужденного на местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В результате законодательная реформа ущемила права лиц, имеющих постоянное рабочее место, превратив исправительные работы в наказание для безработных осужденных, а это, как правило, лица, утратившие навыки работы, зачастую без определенного места жительства. Но ведь даже советская власть с ее жестким плановым ведением народного хозяйства не смогла организовать надлежащее исполнение ими наказания. Сегодня в Госдуме находится на рассмотрении законопроект, согласно которому предлагается ввести в УК ст. 50.1, позволяющую применить новый вид наказания, - исправительные работы в местах, определяемых органами исполнения наказания, а также расширить применение ст. 50 УК за счет распространения ее действия на лиц, как имеющих, так и не имеющих основного места работы.
    Практика показывает, что нарушение порядка и условий отбывания данного наказания работающими не очень велико. Это означает, что вынесение судами наказания к такого рода правонарушителям предпочтительнее, чем не имеющим постоянного места работы.
    Подыскание органами местного самоуправления свободных мест для осужденных и сейчас непросто, учитывая, что эти же органы обязаны изыскивать дополнительные рабочие места еще и для лиц, осужденных к обязательным работам. Налицо конкуренция исполнения двух альтернативных сходных видов наказания. Кроме того, даже при возможности предоставления такой работы - она будет низкооплачиваемой.
    Поскольку отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью, то данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособному гражданину. Срок наказания у взрослых и несовершеннолетних лиц различен: у первых он составляет от двух месяцев до двух лет, у подростков - до одного года (ст. 88 УК).
    Исправительные работы отбываются в районе места жительства осужденного. Если им является муниципальное образование без районного деления (сельские поселения, небольшие города), то выполнять исправительные работы осужденный будет на территории данного муниципального образования. Когда речь идет о муниципальных образованиях с районным делением, местом исправительных работ может быть организация, являющаяся юридическим лицом, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность в том районе города, где проживает осужденный. К сожалению, законодатель не уточняет, речь идет о работодателях, зарегистрированных в налоговых инспекциях соответствующих районов либо фактически осуществляющих деятельность на этих территориях, поскольку зачастую место их регистрации не совпадает с местом фактического нахождения. На практике применяют оба варианта.
    Для организации отбывания наказания в виде исправительных работ органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым могут быть направлены осужденные для заключения трудовых договоров. Наряду с этим в них содержится указание, что осужденные могут направляться к любым другим работодателям или искать работу через службу занятости и самостоятельно. Так, Постановлением главы Екатеринбурга от 08.10.2009 N 4464 "Об утверждении Перечней объектов для выполнения осужденными исправительных и обязательных работ и делегировании администрациям районов города Екатеринбурга некоторых полномочий", как и в Постановлении главы городского округа Богданович от 05.02.2007 N 135 "Об исполнении наказания в виде обязательных, исправительных работ на территории городского округа Богданович", в данный Перечень включены не только муниципальные и государственные организации, но и организации с частной формой собственности (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью).
    Перечень предприятий для отбывания уголовного наказания в виде исправительных работ, утвержденный Постановлением главы муниципального образования г. Алапаевск от 10.10.2006 N 1140, содержит список из 15 конкретных организаций, зарегистрированных в форме различных обществ, 10 муниципальных предприятий и органов управления, городского учреждения "Центр занятости населения" с указанием их адресов. Правда, пункт "индивидуальные предприниматели" не поименован, в связи с чем явка к ним осужденного может стать для них неожиданностью.
    Напротив, в Постановлении администрации г. Нижнего Тагила Свердловской области от 13.04.2009 N 441 "Об утверждении Перечней обязательных работ, объектов для отбывания наказания в виде обязательных работ и мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории города Нижнего Тагила", как и в Постановлении главы муниципального образования г. Сухой Лог от 30.01.2004 N 156-ПГ "Об определении мест отбывания исправительных работ осужденными, не имеющими основного места работы", упомянуты индивидуальные предприниматели, к которым могут направляться лица для выполнения исправительных работ.
    В Постановлении главы городского округа Заречный от 04.10.2006 N 756-П "Об исполнении наказания в виде исправительных работ на территории округа Заречный" не только содержится конкретный перечень организаций, которые могут являться местом отбытия наказания, но и предоставляется возможность для самостоятельного трудоустройства лицам на предприятиях, не включенных в утвержденный Перечень, по заявлению осужденных, подтвержденному разрешением администрации городского округа Заречный по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
    Таким образом, место отбывания наказания может быть у любого работодателя - физического лица и юридического лица независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности (ст. 11 ТК). На каждого из них распространяются конституционные гарантии и положения трудового законодательства.
    Указанные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления согласно ст. 39 УИК. Полномочие издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, предусмотрено ст. 5 ТК. Оно оспариванию не подлежит. Другой вопрос: а должны ли органы местного самоуправления заниматься вопросами исполнения данных наказаний, относится ли к их компетенции и функциональным обязанностям осуществление соответствующей государственной уголовно-исполнительной деятельности? Думается, нет.
    Но назрела необходимость в законодательном порядке закрепить квотирование рабочих мест для осужденных к исправительным работам, предусмотреть систему льгот в целях обеспечения заинтересованности работодателей в приеме на работу данной категории лиц. Соответственно внести дополнение в ст. 5 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", включив в перечень лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, осужденных к исправительным работам.
    К сожалению, даже работодатели, включенные в перечень решением органов местной власти, отказывают в приеме на работу, а органы местного самоуправления порой не во всех случаях согласуют с самими работодателями включение их в соответствующий документ. Уголовно-исполнительные инспекции далеко не всегда предварительно согласуют с работодателями само направление к ним осужденных лиц. Возникает обоснованный вопрос: вправе ли орган местного самоуправления без согласия работодателя включать его в нормативный акт, устанавливающий перечень мест отбывания наказания в виде исправительных работ, и может ли работодатель обжаловать такой акт в суде? Безусловно, да. Но есть ли в этом резон? Поскольку здесь принципиальным является другой вопрос, а именно: обязан ли работодатель заключать трудовой договор с каждым осужденным, направленным уголовно-исполнительной инспекцией, если у него есть свободная вакансия, на занятие которой кандидат согласен и соответствует по своим деловым качествам, или работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора?
    Явившийся к работодателю осужденный прибывает к нему именно для отбывания наказания: его место работы определено не им, а органом местного самоуправления и уголовно-исполнительной инспекцией, отказаться от предложенной работы он не может, прекратить трудовые отношения по собственному желанию также не вправе. Более того, если осужденный самостоятельно заключает трудовой договор, работа по такому трудовому договору может быть не засчитана в срок наказания, а он сам признан уклоняющимся от отбывания наказания в виде исправительных работ. В качестве примера можно привести Определение Судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 22.02.2006 по делу N 22-1809/2006. В нем, в частности, указывается, что осужденного Б. нельзя считать приступившим к отбытию наказания в виде исправительных работ, назначенного ему приговором суда, поскольку он трудоустроился самовольно, без направления инспекции к индивидуальному предпринимателю, не включенному в перечень предприятий, определяемых постановлением главы Екатеринбурга для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ.
    Действующим законодательством специально не урегулирован вопрос заключения трудового договора с лицами, направленными для отбывания наказания в виде исправительных работ. Ни в ТК РФ, ни в других нормативных актах, содержащих нормы трудового права, нет отдельной статьи, положения, которые бы регулировали этот вопрос. А следовало, быть может, пойти по примеру регулирования трудовых отношений с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, где заключение трудового договора без предписания военного комиссариата не допускается (ст. 14 ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе").
    А пока заключение либо незаключение трудового договора с осужденным, имеющим направление уголовно-исполнительной инспекции к конкретному работодателю, решается на основе общих норм главы 11 ТК. Поскольку в силу ст. 40 УИК сам осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, то, следовательно, незаключение трудового договора возможно только в случае отсутствия вакансии либо отказа работодателя от заключения трудового договора. При наличии вакансии, на занятие которой претендует осужденный, отказ работодателя в заключении трудового договора допустим только в соответствии с требованиями ст. 64 ТК и не может быть необоснованным, т.е. иметь место по дискриминационным основаниям (ст. 3 ТК), женщинам в связи с наличием детей, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
    Возникает вопрос, что относится к деловым качествам работника и в какой мере привлечение к уголовной ответственности влияет на их оценку. К сожалению, в ТК нет статьи, раскрывающей понятие "деловые качества". Ответить на него попыталась судебная практика в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Существующие сегодня нормы ст. 3 и ст. 64 ТК с учетом положений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда гласят, что отказ работодателя в заключении трудового договора, основанный только на том, что потенциальный работник привлечен к уголовной ответственности, будет признан незаконным, а значит, и необоснованным.
    Работодатель не вправе отказать в заключении трудового договора лицу, осужденному к исправительным работам, как и иному лицу, привлеченному к уголовной ответственности, лишь потому, что лицо осуждено, если по своим профессионально-квалификационным и личностным качествам оно может выполнять имеющуюся у работодателя работу. В то же время законодатель не предусматривает обязанности для работодателя заключать трудовой договор с каждым обратившимся кандидатом, заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, что нашло подтверждение и в Определении Конституционного Суда от 24.06.2008 N 351-О-О.
    Случаи правомерного отказа в приеме на работу, предусмотренные ТК, не всегда стыкуются с положениями УИК, где карательные элементы исправительных работ проявляются в следующем: 1) принудительное привлечение к труду на определенный срок; 2) обязательность труда для лиц, не имеющих основного места работы; 3) отбывание в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание; 4) невозможность осужденного отказаться от предложенной работы, переквалификации; 5) препятствие в продвижении по последующей службе; 6) ежемесячное удержание в доход государства от 5 до 20% заработка осужденного (п. 16 Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 20); 7) запрет перемены места работы и увольнения по собственному желанию без письменного разрешения уголовной исполнительной инспекции; 8) сокращение ежегодного очередного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней, у несовершеннолетних до 21 рабочего дня и предоставление его по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 40 УИК). Указанные трудоправоограничения распространяются только на место работы, назначенное для отбывания исправительных работ. Это довольно серьезные ограничения для осужденного, связанные с его трудовой деятельностью. Они не касаются работы по совместительству и других видов работ, выполняемых осужденным в этот период.
    Вместе с тем исправительные работы могут назначаться учащимся, зачастую у осужденных нет документов, указанных в ст. 65 ТК, отсутствует желание трудиться, добровольность волеизъявления для заключения трудового договора (ст. 56 ТК), напротив, есть обязанность в силу обвинительного приговора приступить к работе. В связи с чем представляется, что для допуска осужденного к работе будет достаточно оформить приказ о приеме следующего содержания: "Принять с такого-то числа в соответствии с приговором (наименование) суда от такого-то числа на такую-то должность осужденную к исправительным работам Ф.И.О.".
    При назначении и отбывании осужденными исправительных работ следует принимать во внимание и ряд других законодательных запретов на прием на работу определенных категорий граждан, установленных ТК: например, недопустимо принимать женщин на работу, связанную с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253), лиц до 18 лет на работы, связанные с переноской и перемещением тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 265 ТК), непрохождение лицом обязательного медицинского освидетельствования (ст. 266 ТК) и др.
    Так, возможность гражданина быть работником связывается с достижением им определенного возраста, при котором он юридически признается обладающим способностью к регулярному труду и способностью отвечать за свое поведение и отношение к труду.
    Согласно Конвенции МОТ N 138 (1973) "О минимальном возрасте для приема на работу" возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет или возраста получения обязательного школьного образования. С наступлением этого возраста физическое лицо признается обладателем права самостоятельно распоряжаться своими способностями к труду. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу учащихся по достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей (усыновителей или попечителя), отступает от международных норм.
    Кроме того, надо учитывать принятую на 86-й сессии Международной конференции труда 18.06.1998 Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Она обязывает государства - члены МОТ, независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции, соблюдать, содействовать применению и претворять добросовестно принципы основополагающих прав, в частности запрещение детского труда, т.е. лиц, возраст которых ниже 15 лет.
    Видимо, этим обусловлено включение в ТК РФ нормы, устанавливающей три возрастные категории лиц, с которыми допускается заключение трудового договора: общий - с лицами, достигшими 16-летнего возраста, и два специальных: 15 лет - для лиц, получивших к этому возрасту основное общее образование, 14 лет - для учащихся.
    Время, в течение которого осужденный не работал, не засчитывается в срок наказания практически независимо от причин отсутствия этого лица на рабочем месте. Единственное исключение из данного правила закреплено в ч. 3 ст. 72 УК, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.
    В этой связи хотелось бы обратить внимание на дискуссионность ч. 3 ст. 42 УИК, которая устанавливает, что время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Мнения ученых относительно приведенной формулировки расходятся. Одни считают, что законодатель допустил техническую ошибку и текст следует читать не иначе, как "время, в течение которого осужденный не работал по неуважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается". Другие полагают, что эта норма должна звучать следующим образом: "Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ засчитывается". Третьи отмечают непоследовательность законодателя, поскольку данная редакция статьи неоднократно менялась за последнее время.
    В срок наказания засчитывается время, в течение которого осужденный: а) работал и из его заработка производились удержания; б) официально был признан безработным.
    Часть 6 ст. 40 УИК закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ работодателем по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие трудовые отпуска осужденному предоставляются на общих основаниях. Необходимо сказать о том, что принятие УИК РФ происходило в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г.
    С 01.02.2002 вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность - 28 календарных дней (в отличие от 24 рабочих дней по КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от вида трудового договора и от того, является ли работа основной или по совместительству, занят работник полное или неполное рабочее время. Очевидна несогласованность положений УИК и ТК РФ, к тому же УИК определяет отпуск в рабочих днях, а ТК - в календарных.
    Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся и выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней, т.е. 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.
    Для устранения отмеченного несоответствия и принимая во внимание, что ныне действующее трудовое законодательство оперирует термином "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", предлагается в ч. 6 ст. 40 УИК заменить термин "ежегодный оплачиваемый отпуск" на "ежегодный основной оплачиваемый отпуск", при этом сделав его продолжительность как для всех работников 28 календарных дней.
    В данном аспекте следует также сказать о несовершеннолетних лицах, осужденных к исправительным работам, к которым применяются, что и к взрослым осужденным, положения, ограничивающие их право на отдых. В то время как ТК содержит нормы, закрепляющие социальную защиту работающих лиц, не достигших совершеннолетия, закрепляя в ст. 267 ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам до 18 лет продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время года. Значит, ежегодный основной оплачиваемый отпуск для подростков, установленный ТК, на три дня превышает аналогичный отпуск взрослых лиц. Сложившееся соотношение, вероятно, можно было бы перенести и в область уголовно-исполнительных правоотношений, предоставив работающим несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам, ежегодный основной оплачиваемый отпуск равным 31 календарному дню.
    Кстати, с 01.01.2011 незначительно, но изменились правила предоставления отпуска. Теперь работник обязан ежегодно использовать по крайней мере две недели отпуска, а оставшиеся его дни в течение 18 месяцев с начала года, за который отпуск был предоставлен. Во-вторых, срок в 6 месяцев, ранее обязательный, чтобы получить отпуск на новом месте, сегодня является максимальным - устроившись на новую работу, осужденный должен будет уйти в отпуск не позднее чем через полгода.
    Требует корректировки и ч. 5 ст. 44 УИК, которая определяет особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Она устанавливает, что пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. В то время как ст. 183 ТК гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом, в частности Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Помимо того, с 1 января наступившего года изменился порядок расчета выплат по больничным листам. Если до 2011 г. средний заработок рассчитывался за последний год перед уходом на больничный, то теперь учитываются два предшествующих календарных года. При этом для расчета берется количество календарных, а не реально отработанных дней.
    В юридической литературе на протяжении последних десяти лет доказывается, что система уголовных наказаний, закрепленная в ст. 44 УК, к сожалению, не несет карательного содержания, заложенного в них. Это в первую очередь касается обязательных и исправительных работ. Правда, в отличие от первых, исправительные работы являются более строгим видом наказания и назначаются только в качестве основного вида наказания: а) по основаниям, предусмотренным ст. 64 или ст. 80 УК, или б) взамен штрафа в случае злостного уклонения от его уплаты. Но, как свидетельствует практика, большинство осужденных к исправительным работам все-таки уклоняются от их отбывания. Может показаться странным, но уклоняться от отбывания исправительных работ осужденным выгодно. Теоретически даже в случае, если они будут определены на максимальный срок в два года, в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК исправительные работы могут быть заменены на 8 месяцев лишения свободы (240 дней исправительных работ разделим на 3 дня лишения свободы). Отбывать лишение свободы они будут в колонии-поселении, на них будет распространяться закон об условно-досрочном освобождении. Это значит, что они могут через четыре месяца быть освобождены в соответствии со ст. 79 УК.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.