Как открыть счет в казначействе? О лицевых казначейских счетах Как открыть счет в уфк коммерческой организации

Здравствуйте, Анастасия.

Есть разъяснения самого Федерального казначейства и соответствующий нормативный акт по открытию и ведению таких счетов.

Для открытия лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства головной исполнитель по государственному контракту вместе с документами, предусмотренными пунктом 13 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 г. N 21н, представляет копию государственного контракта, заключенного в электронном виде или на бумажном носителе.
В случае размещения государственного контракта в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) независимо от способа его заключения (в электронном виде или на бумажном носителе), заверения копии государственного контракта для открытия лицевого счета не требуется.
<Письмо> Казначейства России от 01.08.2017 N 07-04-05/22-630 «О казначейском сопровождении

Для открытия счета необходимо заполнить два документа - заявление и карточку, ни одна из форм не предусматривает указания

прибыль компании при открытии данного счета

Анастасия

13. Для открытия соответствующего лицевого счета клиентом на бумажном носителе представляются следующие документы:
а) Заявление на открытие лицевого счета по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531752) (далее - Заявление на открытие лицевого счета);
б) Карточка образцов подписей к лицевым счетам по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531753) (далее - Карточка образцов подписей).
14. Заполнение Заявления на открытие лицевого счета осуществляется следующим образом.
Заявление на открытие лицевого счета заполняется клиентом, за исключением части „Отметка органа Федерального казначейства об открытии лицевого счета N ___“, которая заполняется органом Федерального казначейства по месту обслуживания клиента.
В заголовочной части формы Заявления на открытие лицевого счета указываются:
дата составления документа, с отражением в кодовой зоне даты в формате „день, месяц, год“ (00.00.0000);
по строке „Наименование клиента“ - полное наименование (с учетом символа „N“, кавычек, скобок, знаков препинания) (далее - полное наименование) клиента в соответствии с полным наименованием, указанным в его реестровой записи Сводного реестра с отражением в кодовой зоне уникального кода организации по Сводному реестру (далее - код по Сводному реестру), кода по ОКПО, ИНН и КПП;
по строке „Наименование иного получателя бюджетных средств“ - полное наименование иного получателя бюджетных средств в соответствии с реестровой записью Сводного реестра, с отражением в кодовой зоне кода по Сводному реестру, кода по ОКПО, ИНН и КПП;
Строка „Наименование иного получателя бюджетных средств“ заполняется главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в случае оформления Заявления на открытие лицевого счета иному получателю бюджетных средств. При этом строка „Наименование клиента“ и соответствующая кодовая зона не заполняются;
по строке „Орган Федерального казначейства“ - полное наименование органа Федерального казначейства по месту представления Заявления на открытие лицевого счета с отражением в кодовой зоне соответствующего кода по КОФК.
В заявительной надписи „Прошу открыть лицевой счет“ указывается наименование соответствующего вида лицевого счета (видов лицевых счетов) в соответствии с видами лицевых счетов, предусмотренными пунктами 4 - 7 настоящего Порядка, с отражением в кодовой зоне кода соответствующего вида лицевого счета (кодов соответствующих видов лицевых счетов);
по строке „Основание для открытия лицевого счета“ - наименование документа, в соответствии с которым открывается лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса, с отражением в кодовой зоне номера и даты данного документа в формате „день, месяц, год“ (00.00.0000).
Строка „Основание для открытия лицевого счета“ заполняется в случае оформления Заявления на открытие лицевого счета организацией и иными юридическими лицами.
Заявление на открытие лицевого счета подписывается:
руководителем клиента (уполномоченным руководителем лицом с указанием должности) с указанием расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы;
главным бухгалтером клиента (уполномоченным руководителем лицом с указанием должности) с указанием расшифровки подписи, содержащей фамилию и инициалы, и даты подписания Заявления на открытие лицевого счета.
Приказ Казначейства России от 17.10.2016 N 21н „О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства“

О порядке открытия казначейских счетов

Что изменят в правилах

Процедура открытия счета в УФК (Федеральном казначействе) регулируется приказом № 21н от 17.10.2016. С 2021 года норматив начнет действовать в обновленной редакции. Сам алгоритм не особо изменится. Клиентами территориального отделения ФК останутся заказчики и поставщики — участники и неучастники бюджетного процесса. Для оформления платежных реквизитов им придется обращаться в ТОФК, готовить заявление и ждать результатов проверки всех сопроводительных документов.

Изменится название основного инструмента взаиморасчетов: вместо лицевых специалисты ФК открывают казначейские счета. Через них осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов и бюджетных соглашений и последующий контроль исполнения бюджета (ст. 220.1, 242 БК РФ).

И ключевое изменение — бумажные документы перестанут принимать. Подача регистрационной документации ведется через ГИС Электронный бюджет и ЕИС. Это значит, что перед открытием счетных программ клиенты обязаны заключить с ТОФК соглашение об электронном документообороте, которое прикрепят к делу организации. В обновленном приказе 21н прописано, как открыть счет в Казначействе юридическому лицу для расчетов по ГОЗ:

  1. Заполнить регистрационное заявление и карточку образцов подписей.
  2. Направить документы в ТОФК.
  3. Дождаться результатов проверки и получить новые платежные реквизиты.

Зачем открывать казначейский счет

В письме Минэкономразвития России № Д28и-2613 от 11.09.2015 сказано, что заказчику необходимо открытие счета в Казначействе для госконтракта в 2020 для обеспечения исполнения обязательств по соглашению, заключенному в соответствии с положениями Федерального закона о контрактной системе № 44. Если юридическое лицо, выступающее в роли заказчика, получает субсидирование из бюджета, то есть является получателем бюджетных средств, то оно в обязательном порядке открывает счет в территориальном органе Федерального казначейства — ТОФК.

Ведение операций через ТОФК — казначейское сопровождение госконтрактов — необходимо для усиления контроля над исполнением и целевым использованием бюджетных средств.

Казначейство контролирует:

  • госконтракты на поставку товаров, работ, услуг в размере от 100 млн руб., если по условиям этих контрактов предусмотрено авансирование;
  • договоры о предоставлении взносов в уставный капитал, имущество юридических лиц, если они являются источниками его финансирования;
  • соглашения на выделение субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам;
  • НПА, устанавливающие порядок предоставления субсидирования ПБС, за исключением тех документов, в которых предусмотрено заключение соглашения о предоставлении субсидии;
  • договорные отношения, установленные в процессе исполнения госконтрактов и соглашений организаций.

Участниками бюджетного процесса являются казенные, бюджетные и автономные учреждения. Счет в Казначействе необходим для проведения финансовых операций с целью исполнения сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности и взаиморасчетов с контрагентами.

Как открыть лицевой счет по приказу 21н

Порядок открытия и ведения ЛС в ТОФК регламентируется приказом № 21н от 17.10.2016. Чтобы открыть лицевой счет в Казначействе, юридическому лицу необходимо следовать этой инструкции:

  1. Собрать определенный пакет документов (как бюджетникам, так и иным юридическим лицам). С перечнем требуемой документации ознакомьтесь на официальном сайте ФК.
  2. Подготовить заявление по форме 05311752 (подают в бумажном формате в одном экземпляре).
  3. Заполнить и нотариально заверить карточку образцов подписей по форме 05311753 (подают в бумажном формате в одном экземпляре).
  4. Сделать нотариально заверенную копию контракта, на основании которого возникла необходимость открывать такой ЛС.
  5. Подготовить заверенную копию справки о внесении предприятия в ЕГРЮЛ.
  6. Подготовить заверенную копию устава организации. Для бюджетного учреждения понадобится заверенное у нотариуса либо у ГРБС «Положение о БУ» (или устав).
  7. Запросить справку в ИФНС о том, что организация является налогоплательщиком, и приложить копию свидетельства о постановке на учет в налоговой.
  8. Оформить справку в ФСС о том, что учреждение является плательщиком социальных страховых взносов.
  9. Собрать необходимые документы и предоставить полный пакет в ТОФК. Федеральное казначейство рассматривает предоставленные бумаги и в течение пяти рабочих дней уведомляет юрлицо о принятом решении.

Если поданные документы не пройдут проверку специалистов Казначейства, заявитель получит обратно пакет и протокол с подробным описанием причины возврата. При отсутствии существенных ошибок Казначейство откроет ЛС на следующий день после окончания проверки. Сообщать в налоговую службу нет необходимости — специалисты Казначейства сделают это за вас.

Каков порядок открытия счета по приказу 1н

С 09.01.2020 начал действовать приказ № 1н. Этот норматив уточняет правила регистрации платежных реквизитов в ФК для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при казначейском сопровождении контрактов (речь идет о целевых средствах из бюджета 2020 года).

По сути, организации НУБП (неучастники бюджетного процесса) вправе руководствоваться правилами, закрепленными и в приказе 21н, и в приказе 1н. Более того, если юридические лица, крестьянские хозяйства или ИП ранее открыли ЛС по порядку 21н, дальнейшие действия с бюджетными платежными реквизитами они обязаны проводить только в соответствии с положениями этого акта.

Правила 1н не существенно отличаются от действующих нормативов. Главное новшество — все документы, необходимые для резервирования, открытия и закрытия ЛС, формируются через ГИИС Электронный бюджет и Единую информационную систему (если сопровождение осуществляется на основании государственного контракта). Казначеи открывают для юридических лиц НУБП лицевые реквизиты с кодом 71. Вот как открыть казначейский счет юридического лица по новому приказу № 1н:

  1. Готовим документ-основание: соглашение о получении целевых средств, нормативный акт о предоставлении субсидии, государственный контракт. Специалистам ФК понадобится любой официальный регистр, подтверждающий правомочие юрлица на казначейское сопровождение.
  2. Заполняем заявление на резервирование или открытие ЛС (форма по КФД 0531368). Помимо заявления, казначеям понадобятся карточка образцов подписей, документ-основание или выписка из него и иная документация по требованию.
  3. Просим заказчика зарезервировать ЛС и оформить перечень юридических лиц для резервирования лицевых счетов в ТОФК (форма по КВД 0531369).
  4. Подаем документы в территориальное отделение ФК и ждем результаты проверки. Специалисты изучают документы и принимают решение в течение одного рабочего дня. Если пакет регистрационной документации сформирован и направлен через государственные информационные системы, проверка осуществляется автоматически.
  5. После успешной проверки получаем реквизиты и начинаем пользоваться открытым счетом.

Если в регистрационных бланках выявлены ошибки, специалисты ФК возвращают их в течение двух рабочих дней. Успешно зарегистрированные платежные реквизиты станут действительными на следующий рабочий день после завершения проверки.

Лицевой счет – достаточно емкое понятие, широко применяемое в различных сферах человеческой деятельности. В зависимости от назначения и принадлежности лицевые счета могут соотносить в себе информацию о личных накоплениях, зарплатных перечислениях, фактов расчета по какому-либо договору, суммах уплаченных налогов.

Наиболее же привычный нам термин описывает, что такое лицевой счет с точки зрения взаимоотношений клиент – банк. Согласно ему под лицевым счетом понимается реестр учета движения денежных средств по конкретному юридическому или физическому лицу, отражающий все операции данной компании или физ.лица.

Отличительным характеристиками лицевого счета являются:

  • уникальный цифровой идентификатор, структура которого включает начинающийся с 14 и заканчивающийся 20 цифрой двадцатизначного банковского аккаунта,
  • личный кабинет для аналитики счета, выполнения части денежный операций онлайн, общения с банком,
  • отсутствие как такового лимита по снятию денежных средств,
  • отсутствие запрета на обналичивание поступлений.

При этом достаточно часто банковский лицевой счет путают с таким понятием, как расчетный счет.

Разница между лицевым и расчетным счетом

Расчетный счет и лицевой счет – часто путаемые понятия. И действительно, у компании ведь может быть, как лицевой, так и расчетный счет. Та же ситуация касается и физического лица, зарегистрированного в качестве ИП. Отсюда у многих появляется вопрос: если ли смысл открывать расчетный, когда можно пользоваться лицевым счетом?

Да, смысл есть. И, более того, расчетный счет является обязательным условием для ведения коммерческой деятельности, тогда как лицевой предназначен лишь для небольшого количества платежей, в большей степени связанных с коммунальными платежами, а также с личным накоплением средств.

Достаточно просто заметить отличие одного вида счета от другого, изучив предложенную ниже таблицу:

Лицевой счет Расчетный счет
Терминология Достаточно емкое понятие, используемое в различных сферах Понятие, применимое исключительно для банковской сферы
Статус владельца Физическое лицо или юр.лицо ИП или организация
Назначение Получение, накопление, расходование собственных средств Взаиморасчеты с контрагентами, уплата налогов, контроль оборотов компании в ходе коммерческой деятельности
Документы для открытия Для физического лица достаточно паспорта и ИНН Документы, свидетельствующие о факте гос.регистрации, карточка с образцами подписей и печати, ОКВЭД, бумаги, подтверждающие наличие юридического адреса
Запрет (лимит) на обналичивание поступлений Практически отсутствует Для ООО и АО запрещено, для ИП существует ряд жестких ограничений с уплатой комиссии
Период действия договора От 1 до нескольких лет В среднем не более 1 года с пролонгацией
Стоимость обслуживания в год В пределах 500-1000 рублей в год От 2500 рублей в год

Документы на открытие лицевого счета

Открыть лицевой счет в банке может как физическое лицо, так и организация. Однако и в том, и в другом случае владелец не может распоряжаться им в коммерческих целях. Это обозначает, что на счет невозможны переводы с пометкой об оплате каких-либо услуг. Особенно остро с этой проблемой сталкиваются организаторы столь популярных сегодня совместных закупок (когда оплата за товар переводится на карточку, а не на расчетный счет, как это предусматривает закон).

Так для того, чтобы открыть лицевой счет, в банк необходимо предоставить для физического лица:

  • заявление на открытие лицевого счета,
  • паспорт гражданина РФ,
  • ИНН (если свидетельство получено).

Для организации перечень документов будет более расширенным, однако также включит в себя заявление на открытие лицевого счета и паспорт заявителя. Дополнительно от ООО и АО потребуется Свидетельство ОГРН, ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, а также уставные бумаги.

Важным моментом являются и сроки открытия – лицевой кардинально отличается этим от расчетного счета. Его вы можете получить уже в день обращения в банк, расчетный открывается, как правило, не ранее, чем через день. Также лицевой счет вы можете открыть онлайн пользуясь личным кабинетом на сайте банка, для расчетного счета такое невозможно.

Виды лицевых счетов

Лицевой счет – это не только терминология банка. Он объединяет в себе:

  • лицевой счет сотрудника,
  • банковский,
  • счет налогоплательщика,
  • распорядителя,
  • акционеров,
  • застрахованного лица,
  • счет в жилищно-коммунальном хозяйстве.

При этом, если говорить про лицевой счет исключительно в банке, он также может подразделяться на следующие виды лицевых счетов:

  • зарплатный,
  • накопительный,
  • до востребования.

Также, как и расчетный счет, он может быть рублевым или валютным.

Лицевой счет в Казначействе

Отдельного внимания заслуживает лицевой счет в Казначействе. Он необходим для получателей субсидий и компаний, рассчитывающих на подписание госконтракта, поэтому будет существенно отличаться от банковских счетов. При этом открыть в Казначействе счет может далеко не каждая организация.

Регламент, описывающий, как открыть лицевой счет в Казначействе, дают:

  • ФЗ N 359-ФЗ от 14.12.2015,
  • Приказ Минфина России от 25.12.2015 N 213н,
  • Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 70.

Использование лицевого счета для ведения коммерческой деятельности запрещено законодательно, однако наличие такого банковского аккаунта позволяет достаточно быстро и без каких-либо комиссий переводить прибыль со счета ИП на личный счет.

Конечно, по суммам переводов существует ряд ограничений, и денежные средства сверх установленного лимита могут требовать уплаты комиссии. Но современные электронные системы (банк-клиент, онлайн банкинг) позволяют осуществлять переводы между своими счетами без бумажных носителей, посещения банковского офиса или заполнения чека. «Перекидывая» деньги с ИП на личную карту, вам достаточно будет ввести необходимую операцию онлайн и практически мгновенно увидеть транзакцию.

Для того же, чтобы открыть лицевой счет в банке онлайн, вы можете оставить заявку уже сейчас, заполнив форму ниже. Мы предложим вам лучшие тарифы банков, а также максимально быстрый сервис.

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2006, N 3

Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 215) в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возложена организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои счета на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета. Счета, открытые бюджетным учреждениям, называются лицевыми счетами.

В настоящее время существуют различные виды лицевых счетов. Инструкции Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с которыми открываются и ведутся эти счета, также различны.

В данной статье мы постараемся обобщить информацию обо всех возможных видах лицевых казначейских счетов, что, на наш взгляд, будет полезным работникам финансовых служб.

Структура лицевого счета

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов лицевых счетов, напомним, что номер любого лицевого счета бюджетного учреждения состоит из 11 разрядов.

разрядов

где 1-й и 2-й разряды - код лицевого счета;

с 3-го по 10-й разряд - учетный номер клиента, из них:

с 3-го по 5-й разряд - код главы главного распорядителя средств, в ведении которого находятся распорядитель, получатель, иной получатель средств, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;

с 6-го по 10-й разряд - код распорядителя или получателя средств, иного получателя средств в Реестре получателей средств федерального бюджета <*>;

11-й разряд - резервный разряд.

<*> См. статьи Король Е.А. "Реестр бюджетополучателей: что нужно знать?" // "Советник бухгалтера социальной сферы". 2005. N 5. С. 8 - 14 // и "Новый порядок ведения реестра бюджетополучателей" // "Советник бухгалтера социальной сферы". 2005. N 10. С. 12 - 22.

В соответствии с действующими в настоящий момент Инструкциями Министерства финансов Российской Федерации в органах Федерального казначейства открываются следующие виды лицевых казначейских счетов, имеющие указанные ниже коды.

Вид лицевого счета

лицевого

Балансовый счет органа

Федерального казначейства,

к которому открыт

лицевой счет

Лицевой счет главного

распорядителя

(распорядителя) средств

40105 "Средства

федерального бюджета"

Лицевой счет

получателя средств

40105 "Средства

федерального бюджета"

Лицевой счет для учета

операций со средствами

во временном распоряжении

40302 "Средства, поступающие

во временное распоряжение

бюджетных учреждений"

Лицевой счет для учета

операций со средствами,

полученными от

предпринимательской

и иной приносящей

доход деятельности

40503 "Счета предприятий,

находящихся в федеральной

собственности.

Некоммерческие организации"

Отдельный лицевой счет

для учета операций

со средствами, полученными

от предпринимательской

и иной приносящей доход

деятельности (для учета

средств на

оперативно-розыскную

деятельность)

40503 "Счета предприятий,

находящихся в федеральной

собственности.

Некоммерческие организации"

Лицевой счет иного

получателя средств

40105 "Средства федерального

Лицевой счет по

дополнительному

бюджетному финансированию

за счет арендных платежей

40105 "Средства федерального

Остановимся более подробно на некоторых видах лицевых счетов.

Лицевой счет распорядителя средств

Главный распорядитель средств - это орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении.

Распорядитель средств - это орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя средств, получающая ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов от главного (вышестоящего) распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, находящимися в его ведении.

Лицевой счет распорядителя средств предназначен для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а именно доведенных главному распорядителю (распорядителю) средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, и по распределению их по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении.

Основанием для открытия распорядителю средств лицевого счета распорядителя средств является представленный им в орган Федерального казначейства правоустанавливающий учредительный документ или письменное разрешение вышестоящего распорядителя средств, в соответствии с которыми данному распорядителю средств предоставлены полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении. Иначе говоря, если в учредительном документе не содержится положение о том, что данная организация является распорядителем средств, необходимо письмо вышестоящей организации.

Для открытия лицевого счета распорядителя средств в орган Федерального казначейства распорядитель средств представляет следующие документы:

Документ

Требование к документу

Заявление

на открытие

лицевого счета

к Инструкции N 142н

Копия учредительного

документа

Карточка образцов

подписей

к Инструкции N 142н.

организации или нотариально

Перечень иных

получателей средств,

находящихся в

ведении распорядителя

к Инструкции N 142н.

Заверяется подписями руководителя и

главного бухгалтера распорядителя

средств (иного должностного лица,

уполномоченного руководителем)

Лицевой счет получателя средств

Порядок открытия и ведения органами Федерального казначейства указанного вида лицевого счета содержится в Инструкции Минфина России от 31.01.2002 N 142н.

Под получателем средств понимаются орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета.

Для открытия лицевого счета получателя средств получателем средств (за исключением обособленного подразделения) в орган Федерального казначейства представляются следующие документы:

Документ

Требование к документу

Заявление на открытие

лицевого счета

По форме, указанной в Приложении N 1

к Инструкции N 142н

Копия учредительного

документа

Заверяется учредителем или нотариально

Копия документа о

государственной

регистрации

Заверяется учредителем или нотариально

либо органом, осуществившим

государственную регистрацию

Карточка образцов

подписей

По форме, указанной в Приложении N 2

к Инструкции N 142н.

Заверяется подписью руководителя (его

заместителя) вышестоящей организации

и оттиском гербовой печати вышестоящей

организации или нотариально

Копия свидетельства

налогового органа о

постановке на учет

Заверяется нотариально либо выдавшим

его налоговым органом

Лицевой счет получателя средств предназначен для учета операций по отражению доведенных лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, принятых денежных обязательств, кассовых расходов получателя средств в процессе исполнения расходов федерального бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования отражаются на лицевом счете получателя средств на основании поступивших в адрес получателя средств расходных расписаний, подготовленных вышестоящим распорядителем средств.

Процедура осуществления кассового расхода за счет средств федерального бюджета состоит в передаче органом Федерального казначейства в учреждение банка, в котором органу Федерального казначейства открыт счет для учета операций со средствами федерального бюджета (далее - счет органа Федерального казначейства), расчетных и кассовых документов, оформленных органом Федерального казначейства на основании представленных в надлежащем порядке получателями средств платежных документов, и списании учреждением банка сумм платежей со счета органа Федерального казначейства с отражением операций на лицевом счете соответствующего получателя средств в соответствии с показателями бюджетной классификации Российской Федерации.

При этом Инструкцией N 142н предусмотрено, что получатель бюджетных средств может уточнить учетные записи по операциям, произведенным на его лицевом счете получателя средств. Но возможно это только в пределах финансового года.

Исправительные записи в регистрах бюджетного учета производятся органом Федерального казначейства и получателем средств в порядке, установленном п. 4 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

Как разъяснено в Письме Казначейства России от 21.10.2005 N 42-7.1-01/5.1-289, внесение изменений в учетные записи в части изменения кодов бюджетной классификации РФ по произведенным кассовым расходам возможно только в следующих случаях:

  • в соответствии с указаниями Минфина России при внесении изменений в установленный порядок отнесения расходов федерального бюджета на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов РФ;
  • при ошибочном указании получателем средств в платежном документе кода бюджетной классификации РФ, на основании которого органом Федерального казначейства был отражен кассовый расход на лицевом счете получателя средств.

Лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении

Порядок открытия и ведения органами Федерального казначейства указанного вида лицевого счета утвержден Приказом Казначейства России от 07.09.2005 N 17н.

Лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении открывается клиенту в органе Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета получателя средств федерального бюджета. Если на момент открытия лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган Федерального казначейства открывает клиенту в установленном порядке вначале лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

Для открытия лицевого счета для учета операций со средствами во временном распоряжении клиент представляет в орган Федерального казначейства следующие документы:

Документ

Требование к документу

Заявление на открытие

лицевого счета

По форме, указанной в Приложении N 1

к Инструкции N 142н

Карточка образцов

подписей

По форме, указанной в Приложении N 2

к Инструкции N 142н.

Заверяется подписью руководителя (его

заместителя) вышестоящей организации

и оттиском гербовой печати вышестоящей

организации или нотариально

Копия учредительного

документа

Заверяется учредителем или нотариально

(при наличии в юридическом деле

клиента - не представляется)

Копии законодательных

и иных нормативных

правовых актов

Российской Федерации,

являющихся основанием

для осуществления

операции со

средствами,

поступающими

во временное

распоряжение клиента

На лицевом счете для учета операций со средствами во временном распоряжении подлежат отражению:

  • остаток средств, поступивших во временное распоряжение на начало текущего финансового года;
  • объем средств, поступивших во временное распоряжение в течение текущего финансового года;
  • объем перечисленных в текущем году средств, поступивших во временное распоряжение;
  • остаток средств, поступивших во временное распоряжение на отчетную дату.

Приказом N 17н предусмотрено, что каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет для учета операций со средствами во временном распоряжении.

Ранее на эти счета зачислялись денежные средства в рублях, изъятые в ходе дознания, предварительного следствия и не являющиеся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, и залоговые суммы, вносимые обвиняемыми (подозреваемыми) с санкции прокурора. В большинстве случаев лицевой счет данного вида открывается подразделениям органов внутренних дел и службы судебных приставов.

В настоящее время открытие указанных лицевых счетов подразделениям службы судебных приставов затруднено тем, что они не являются получателями бюджетных средств и, соответственно, не включены в Реестр бюджетополучателей. Поэтому Казначейство России в Письме от 23.12.2005 N 42-5.2-10/441 предложило Федеральной службе судебных приставов проработать с Министерством финансов Российской Федерации вопрос о возможном включении в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов либо изменить их организационно-правовой статус на статус юридического лица.

Также на лицевом счете указанного вида подлежат учету денежные средства, направленные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

При этом законодательным актом Российской Федерации, являющимся основанием для открытия указанного лицевого счета, является Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Данное положение разъяснено Казначейством России в Письме от 06.02.2006 N 42-7.1-15/5.2-51 "Об открытии федеральным учреждениям лицевых счетов для учета средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Лицевой счет для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, - это средства, полученные бюджетными учреждениями из внебюджетных источников, образование и расходование которых установлено законодательными актами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства РФ.

Лицевой счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открывается в соответствии с требованиями, указанными в Приказе Минфина России от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов".

Лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются клиентам в органах Федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов получателей средств для учета операций со средствами федерального бюджета. Если на момент открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган Федерального казначейства открывает клиенту в установленном порядке вначале лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

Для оформления открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиент представляет в орган Федерального казначейства следующие документы:

Документ

Требование к документу

Заявление на открытие

лицевого счета

По форме, указанной в Приложении

N 1 к Инструкции N 142н.

В реквизите "Вид лицевого счета"

указывается "По учету средств,

полученных от предпринимательской

и иной приносящей доход

деятельности"

Подлинник разрешения на

открытие лицевого счета по

учету средств, полученных

от предпринимательской

и иной приносящей доход

деятельности, в

территориальном органе

Федерального казначейства

Карточку образцов подписей

По форме, указанной в Приложении

N 2 к Инструкции N 142н.

Заверяется подписью руководителя

(его заместителя) вышестоящей

организации и оттиском гербовой

печати вышестоящей организации

или нотариально

На лицевом счете по учету внебюджетных средств подлежат отражению:

  • объем поступлений внебюджетных средств и направлений использования этих средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам нарастающим итогом с начала финансового года;
  • остаток внебюджетных средств на начало текущего финансового года;
  • суммы внебюджетных средств, поступившие в течение текущего финансового года в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, в том числе суммы средств без права расходования;
  • кассовые расходы, произведенные за счет внебюджетных средств в течение текущего финансового года в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;
  • восстановление кассовых расходов, произведенных за счет внебюджетных средств в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;
  • прочие платежи - платежи в уплату налогов и сборов в бюджеты различных уровней в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации и иные предусмотренные разрешением и не относящиеся к расходам перечисления;
  • остаток внебюджетных средств на отчетную дату.

Лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей

Федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год установлено, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным учреждениям, учреждениям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям федеральной почтовой связи Федерального агентства связи, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, имеющим государственный статус и финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.

Поступившие средства отражаются на лицевых счетах указанных бюджетных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на их содержание в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных ст. 33 настоящего Федерального закона.

Приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н утверждено Положение о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование.

Основанием для открытия лицевого счета по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей являются представленные в органы Федерального казначейства копии договоров на передачу в аренду федерального имущества, заключенных арендодателем с арендаторами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Е.А.Король

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации 2 класса

Коммерческие предприятия в России имеют возможность получать и исполнять госзаказы. Цель государственного контракта заключается в обеспечении государственных нужд. Например, получить госконтракт можно на строительство или ремонт дорожного покрытия, производство товаров и услуг, необходимых для проведения работ, направленных на благо всего общества. Особенность такого сотрудничества заключается в том, что юридические лица получают финансирование из государственного бюджета, а, значит, выделенные денежные средства находятся под особым контролем. Для того чтобы максимально эффективно определить целевое использование денежных средств, открытие счета в казначействе для юридических лиц является обязательным мероприятием.

Что такое счет в казначействе

Для начала нужно сказать, что счет в казначействе - это обычный лицевой счет, его особенностью является то, что он предназначен для получения бюджетных выплат. Если юридические лица расчетным счетом могут распоряжаться свободно, то в данном случае это не совсем так, ведь деньги на него будут поступать из казначейства на исполнение государственных заказов и контрактов.

Данный счет необходим только в том случае, если юридические лица получают госзаказ на выполнение тех или иных видов работ. На данный лицевой счет в будущем будут переводиться бюджетные денежные средства. Никаких особых примечаний у данного счета больше не имеется.

Обратите внимание, если юридические лица получают государственный заказ, то на его исполнение деньги могут переводиться только на счет, открытый в казначействе.

Особенности лицевого счета

Открыть счет в казначействе юр лицу необходимо для того, чтобы обеспечить контроль со стороны государственных органов за целевым использованием средств из Федерального бюджета. Поэтому все операции по нему строго контролируются, а для того чтобы обеспечить контроль привлекается казначейство, именно оно следит за строгим соблюдением условий контракта, за соблюдением действующего законодательства и целесообразным расходованием денежных средств.

Какие основания существуют для осуществления контроля над расходованием бюджетных средств:

  • государственный заказ на сумму, превышающую 100 млн рублей;
  • договор о предоставлении субсидирования и государственного инвестирования;
  • нормативный акт, по условиям которого предусмотрено госсубсидирование и порядок его выдачи;
  • государственные заказы, касающиеся оборонного комплекса;
  • любые договоры, связанные с исполнением государственного контракта.

Федеральное казначейство обязано проверять объем выполненных работ в соответствии с государственным контрактом, следить за сроками исполнения своих обязательств, сопоставлять потраченные средства на стоимость той или иной услуги или работы, и фактически проверять исполнена ли была работа по государственному контракту. То есть, по сути, счет в казначействе необходим исключительно для исполнения государственных заказов, а именно деньги на него будут поступать из бюджета и расходоваться исключительно на нужды, определенные контрактом.

Порядок открытия лицевого счета

Теперь ответим на основной вопрос, как открыть счет в казначействе юридическому лицу. На самом деле для того, чтобы получить на него ответ, нужно обратиться к законодательным актам, а именно к Приказу Федерального казначейства № 21 от 17 октября 2016 года, который регламентирует порядок открытия счета в казначействе.

Итак, если объяснить содержание документа простыми словами, то юридические лица прежде всего должны подготовить документы. Среди них обязательным является заявка и карточка с образцами подписей и печатей учредителей. Если расчетный счет открывается для филиала компании, то нужно подать ходатайство от главного офиса с просьбой об открытии счет в казначействе, документ может быть составлен в свободной форме.

Одним из наиболее важных документов является заявление по форме номер 05311752. В этом документе содержатся все основные сведения о юридическом лице, в том числе реквизиты компании ее наименование и прочее. Вторым важнейшим документом является карточка с образцами подписей, форма документа 05311753. Это документ необходим для того, чтобы сотрудники казначейства знали, как выглядят подписи главных лиц предприятия. Наличие образцов подписей учредителей, а также оттиски печати предприятия являются вынужденной мерой безопасности постольку, поскольку, когда речь идет о государственных контрактах здесь вращаются довольно крупные суммы.

Далее, от юридических лиц потребуется все имеющиеся у них документы, в том числе, устав, ИНН, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и прочее. Обращаться нужно в представительство Федерального казначейства по месту регистрации юридического лица, официальный сайт федерального казначейства находится по адресу в интернете http://www.roskazna.ru/ . Здесь можно получить интересующую информацию по вопросам регистрации лицевого счета для исполнения государственных контрактов.

Обратите внимание, что после подачи полного пакета документов 5 рабочих дней отводится для их рассмотрения и принятия решения, по истечении указанного срока юридические лица получать соответствующее уведомление.

Как осуществляется контроль над расходованием средств

Как видно, казначейский счет открыть на практике не так сложно, главное, правильно подготовить и подать все необходимое для этого документы. А что будет дальше? Денежные средства на лицевой счет будут поступать только после подписания государственного контракта и даже в этом случае просто так получить их будет невозможно. Для того чтобы получить денежные средства нужно будет направить в казначейство документы, подтверждающие целевое использование денежных средств, к ним относятся накладные, платежные поручения и прочее.

Обратите внимание, что каждый государственный контракт имеет свой идентификатор: для того чтобы получить денежные средства к заявлению об их списании нужно приложить идентификационный номер.

Постольку, поскольку, как уже упоминалось, выше государственный контракт обычно заключается на крупные суммы, именно поэтому государственные органы должны тщательно следить за использованием выделенных денежных средств. На всех документах, связанных с исполнением государственного заказа, должны обязательно стоять подписи ключевых лиц предприятия и подписи должны обязательно соответствовать тем, которые были указаны в карточке. Если сотрудники Федерального казначейства выявляют какие-либо нарушения, то в получении денежных средств будет отказано.

Кроме всего прочего, денежные средства выделяются только на исполнение тех работ или услуг, которые были прописаны в государственном контракте. Например, к статьям расхода могут относиться закупка материалов или инструментов, заработная плата сотрудникам наем подрядчиков и субподрядчиков. Но в то же время, деньги нельзя вносить в уставной капитал исполнителя, приобретать материалы для нужд собственной компании и переводить на какие-либо банковские счета.

Если подвести итог, то в данном случае, если требуется открыть счет в Федеральном казначействе, значит, деньги необходимы на исполнение государственного заказа. То есть, здесь средства, выделенные из федерального бюджета должны быть направлены исключительно на те нужды, которые предусмотрены договором. А за исполнением обязательств внимательно следят представители государственного контролирующего органа.