Как составить план тушения пожара. Планы и карточки пожаротушения. Основание для разработки

ФЗ «О пожарной безопасности» предписывает владельцам объектов недвижимости в обязательном порядке составлять план тушения пожара, представляющий собой документ, в котором описываются порядок действий при тушении пожара, как должны применяться размещенные на объекте средства пожаротушения и как должны взаимодействовать пожарные и персонал объекта.

Разработка ПТП должна осуществляться компетентными специалистами. Такую услугу предоставляет РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ. Наши специалисты, обладающие громадным опытом разработки документации в сфере пожарной безопасности, составят план тушения пожара в полном соответствии с действующими правовыми нормами и отраслевыми стандартами.

Предоставление возможности составления плана тушения пожара компании или частному лицу, не являющемуся профессионалом в данной сфере, грозит нанесением крупного материального ущерба и даже гибелью людей. При выявлении нарушений частному лицу грозит вынесение предупреждения или наложение админштрафа в размере 1000-1500 рублей, должностное лицо может быть оштрафовано на 6000-15000 рублей, юрлицо – на сумму 150-200 тысяч рублей.

Разработка плана тушения пожара - ПТП является обязательным мероприятием для целого ряда объектов (предприятий разных сфер промышленности, агросектора, общественных зданий и т.д.).

ПТП разрабатывается в двух экземплярах, один из которых остается на объекте, а второй передается на ПОР (пост оперативного реагирования). ПТП состоит из текстовой и графической компонент.

В текстовой части указываются следующие сведения:

    Размещение и скорость реагирования близлежащих пожарных подразделений;

    Объемы наличия огнетушащих веществ на объекте;

    Места расположения пожароопасных участков, возможные сценарии распространения пожара;

    Наличие/отсутствие установок пожаротушения;

    Наличие/отсутствие пожарного водопровода, описание других доступных источников водоснабжения объекта, расположенные в зоне оперативной досягаемости;

    Наличие/отсутствие на объекте добровольной пожарной охраны, уровень ее оснащенности;

    Предложения пожарных органов в аспекте повышения противопожарной защиты.

В графической части указывается схема расположения объектов, тушение которых должно происходить в первоочередном порядке с указанием их предназначения и основных характеристик. Здесь же приводятся данные о входах/выходах, этажных планировках, пожарных водоемах, запасных выходах и других аналогичных сведениях.

Следует отметить, что процедура составление плана тушения пожара – одна из важнейших компонентов проектирования комплексной противопожарной защиты.

Замечания по составлению Плана тушения пожара

Согласно ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. «Пожарная безопасность. Термины и определения» план пожаротушения объекта – это документ, устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара на объекте.
Методическими рекомендациями МЧС России от 29.09.2010 года «По составлению планов и карточек тушения пожаров», утвержденных Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом определено:
1. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП) возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
2. ПТП на объект утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны, в районе выезда пожарного подразделения которого расположен объект и согласовывается с руководителем объекта.
3. ПТП составляется не менее чем в 3-х экземплярах, один из которых находится у собственника объекта.
Кроме того, по просьбе депутата Государственной Думы ФС РФ Н.А. Останиной в журнале «Охрана труда и социальное страхование» за 2011 год № 2 (февраль) был опубликован комментарий статс-секретаря - заместителя министра МЧС России В.А.Пучкова в котором он сказал: «Разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты)».

Согласно ФЗ-69 «О пожарной безопасности»:
ФЗ-69 Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
"Руководители организации обязаны:
...разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;"
ФЗ-69 Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
"...Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей."
То есть, разработка планов пожаротушения является мерой пожарной безопасности и эта самая разработка является обязанностью руководителей организаций.

Получается, что в вышеупомянутых документах сказано о руководителях организаций которые обязаны разрабатывать ПТП и сказано о подразделениях пожарной охраны в лице начальников гарнизонов пожарной охраны, которые осуществляют общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП)

Но, руководителю организации по нашему мнению для разработки грамотного, полного и адекватного плана тушения пожара необходимы специальное пожарной образование, знание характеристик пожарной техники, знание конкретного района выезда близлежащей пожарной техники из местных пожарных частей согласно Расписанию выезда гарнизона пожарной охраны, который является документом для служебного пользования.

Разработка плана тушения пожара

План пожаротушения — оперативный документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара. План пожаротушения разрабатывается квалифицированными специалистами и утверждается в территориальных Управлениях МЧС РФ. К содержанию плана предъявляются особые требования, поэтому длительность процедуры разработки и оформления напрямую зависит от квалификации специалистов. Большой объём руководящих документов, индивидуальные планировочные, архитектурные, конструктивные и прочие особенности объекта, а также многие другие факторы должны быть учтены при разработке оперативного плана пожаротушения. Нарушения законодательства, отсутствие обоснованных решений и прочие погрешности в разработке, обнаруженные в ходе утверждения плана, могут быть признаны основанием для возврата документации на доработку.

В некоторых случаях разработка оперплана может потребоваться на стадии проектирования объекта — отсутствие круговых проездов, отсутствие или затруднение организации второго въезда на территорию, сомнения эксперта в возможности расстановки пожарной техники для ликвидации ЧС и многие другие причины могут послужить основанием для составления и согласования оперативного плана и обоснования принятых проектных решений.

Мы сделаем это оперативно и профессионально.

Состав оперативного плана пожаротушения

В соответствии с действующими нормативными документами план тушения пожара составляется в двух экземплярах (в письменном виде). Один передаётся на пост оперативного реагирования (пожарные части, станции), другой должен храниться непосредственно на объекте.

Разработка оперативного плана тушения пожара включает:

А. Формирование текстовой части
В этом разделе указываются индивидуальные особенности объекта, его место расположения, обязанности и порядок взаимодействия дежурных команд. Составляется инструкция для прибывших к месту ЧС спасателей и пожарных. При разработке текстовой части требуется описать особенности распространения огня (просчитывается неблагоприятный сценарий), наличие потенциально опасных факторов. Основной целью разработки является тщательная, структурированная проработка оперативного плана тушения пожара.
Б. Формирование графической части.
В графической части отражается точная схема расположения наиболее значимых объектов. Включаются данные:
— о пожарных водоемах
— о входах и выходах, в том числе запасных
— об оконных проемах
— о планировке помещений (каждого этажа)
— о подъездах, проездах (схема земельного участка)
Документ оформляется в форме графической схемы с использованием условных обозначений. Основными требованиями при утверждении документа является достоверность и доступность.
При разработке оперативного плана тушения пожара необходимо:
— описать методы борьбы с огнем (предлагаются лишь способы, учитывающие отраслевые и прочие особенности объекта)
— указать наиболее опасные участки
При разработке оперплана пожаротушения принимаются во внимание данные статистики, наличие в районе подразделений ГПС, добровольных дружин ПО и другие особенности объекта.

» обязанность подготовки оперативного плана тушения пожара возлагается на собственника объекта, однако из вышеизложенного видно, что качество разработки документа напрямую связано с профессионализмом разработчиков, и поэтому составление оперативного плана тушения пожара стоит доверить специалистам в данной области.

Особое внимание при разработке планов пожаротушения стоит обратить на объекты, отнесенные к следующим категориям:

— предприятия нефтяной и газовой отраслей (добыча, хранение, переработка, транспортировка и пр.)
— производители, использующие при выпуске продукции опасные химические реагенты, детские, культурные или медицинские учреждения
— транспортные компании (грузо- и пассажироперевозки)
— организации металлургической промышленности, а также машиностроительные заводы
Сотрудники нашей компании разработают и согласуют оперативный план тушения пожара на объекты любой сложности и отраслевой принадлежности, качественно и в оптимальные сроки.

План пожаротушения - официальный документ, разрабатываемый квалифицированными специалистами и утверждаемый в ГУ МЧС РФ. Согласовать проект должны также должностные лица иных органов исполнительной власти. К содержанию плана предъявляют особые требования, поэтому длительность процедуры оформления напрямую зависит от профессионализма разработчиков. Огромное количество стандартов и правил, конструктивные особенности объекта и прочие факторы может учесть только опытный специалист. Любые нарушения, обнаруженные в ходе утверждения плана, признаются основанием для возврата заявлений должностными лицами.

Порядок разработки оперативного плана пожаротушения

В соответствии с регламентами 123-ФЗ, 384-ФЗ документ составляется в двух идентичных экземплярах (в письменном виде). Один из них передается на пост оперативного реагирования (пожарные станции), другой должен храниться непосредственно на объекте. Разработка оперативного плана тушения пожара включает:

Формирование текстовой части

В этом разделе документа указываются все особенности объекта, его место расположения, обязанности и порядок взаимодействия дежурных команд. Здесь указывается также инструкция для прибывших к месту возгорания спасателей и пожарников. При разработке текстовой части потребуется описать все особенности распространения огня (просчитывается неблагоприятный сценарий), потенциально опасные факторы. Основной целью специалиста является полная, пошаговая проработка плана действий по борьбе с чрезвычайной ситуацией.

Формирование графической части

Эксперты разрабатывают точную схему расположения наиболее значимых объектов. Специалист должен оценить их значение в случае ЧС, а также указать основные параметры. В числе прочего в состав проекта включаются данные:

· о пожарных водоемах;

· о входах и выходах, в том числе запасных;

· об оконных проемах;

· о планировке помещений (каждого этажа);

· о подъездах (схема земельного участка).

Документ оформляется в форме графической схемы с использованием условных обозначений. Основными требованиями при утверждении раздела является достоверность и доступность.

При разработке оперативного плана тушения пожара специалист обязан:

· описать методы борьбы с огнем (предлагаются лишь способы, учитывающие отраслевые и прочие особенности объекта);

· прописать наиболее опасные участки.

Экспертом принимаются во внимание данные статистики, наличие в районе ГПС, добровольных дружин пожаротушения, а также прочие особенности объекта.

Разработка и согласование проекта

Обязанность по разработке плана пожаротушения возложена законодательством на собственников объектов, отнесенных к следующим категориям:

· предприятия нефтяной и газовой отраслей (добыча, хранение, переработка, транспортировка и пр.);

· производители, использующие при выпуске продукции опасные химические реагенты;

· детские, культурные или медицинские учреждения;

· транспортные компании (грузо- и пассажироперевозки);

· организации металлургической промышленности, а также машиностроительные заводы.

Сотрудники "Спец Пож Аудит" подготовят проект документа для предприятия любой отраслевой принадлежности. Обратиться за услугой могут также представители деревообрабатывающей, целлюлозной, текстильной промышленности или иных направлений хозяйственной деятельности.

Составление планов по борьбе с возгораниями, разработка инструкций спасения имущества и схем эвакуации людей является одним из важнейших элементов противопожарной защиты. Сотрудничество предполагает комплексное обслуживание:

· полное обследование объекта;

· оценку риска;

· экспертиза документов;

· составление прогнозов;

· выявление альтернативных методов ликвидации пожаров.

Эксперты проводят масштабную аналитическую работу, исследуют документы, предоставленные клиентом. При наличии такой необходимости специалисты "Спец Пож Аудит" обеспечат согласование составленного плана в государственных органах. Услуга включает представительство в ГУ МЧС РФ, а также в иных надзорных инстанциях

      Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

План пожаротушения – документ, прогнозирующий возможную обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара, на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы действий ПП.

Основное назначение плана – помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара, ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначенным на отдельные участки работ на пожаре.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

ПТП и КТП предназначены для:

Обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

Предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

Планирования основных действий по тушению пожаров;

Повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

В обязательном порядке ПТП составляются на:

    объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

    объекты химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;

    объекты электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);

    объекты машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;

    отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.

    Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:

    по распиловке древесины – 100 тыс.м. 3 в год и более;

    по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.

    Организации транспорта:

    автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);

    многоярусные подземные автостоянки;

    железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

    авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);

    водного (морские и речные порты, терминалы).

    Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

    Общественно-административные здания и сооружения:

    административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 250 и более работающих;

    торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м 2 и более;

    гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;

    повышенной этажности (более 9 этажей);

    культовые сооружения.

    Учебные и детские заведения:

    общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

    детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;

    летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.

    Культурно-зрелищные сооружения:

    киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

    музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

    дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

    Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

    Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.

    Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

    Сельскохозяйственные организации:

    мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;

    мельницы производительностью 200 т/сутки и более;

    элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

    животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.

    Жилые дома высотой более 70 метров.

    Иные объекты, на усмотрение начальника гарнизона пожарной охраны.

В обязательном порядке КТП составляются на:

    технологические установки;

    электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;

    кабельные отсеки энергетических объектов организаций;

    на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы;

    лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности (свыше 9 этажей);

    отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.);

    сельские населенные пункты.

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

Перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона ГПС и по его указанию дополняется и корректируется ежегодно.

Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

Современное и эффективное оборудование для тушения пожаров не может полностью обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, а также целостность материальных ценностей без надлежащего и скоординированного на профессиональном уровне плана тушения пожара. Организация и правильная последовательность этого мероприятия должны соответствовать соответствующим нормам и правилам, а также описываться в регламентных документах.

Предназначение и роль планов и карточек

Основными целями описываемых планов и карточек является определение необходимых мер руководителем организации и определение круга ответственных должностных лиц за то или иное мероприятие при возникновении пожара. Также планы и карточки позволяют осуществить информационное обеспечение при исследовании возгорания и принятии эффективных мер.

Учитывая периодическую актуализацию этих документов, они также играют важную роль в повышении и усовершенствовании теоретической и практической подготовки ответственных сотрудников предприятия, организации или учреждения при возникновении внештатной ситуации, которая тем или иным образом влияет на противопожарную безопасность.

Основные понятия и принципы составления

План пожаротушения относится к категории основных регламентных документов по организации оперативных мероприятий подобного рода. Наряду с планами определенных действий при локализации и устранении пожаров законодательством также предусмотрена необходимость в наличии карточек.

План тушения пожаров представляет собой утвержденный документ, основным содержанием которого является порядок действий, принципы и технические основы устранения возгораний в организациях, предприятиях или учреждениях.

Кроме того, подобные планы утверждаются для конкретных объектов или сооружений в том случае, когда они расположены не по месту юридической регистрации организации. План тушения можно охарактеризовать как документ, который прогнозирует определенную обстановку при развитии пожара на конкретном объекте и призван максимально эффективно скоординировать действия пожарной бригады и должностных лиц организации при его тушении.

Карточка тушения пожара представляет собой более конкретный документ с описанием основных регистрационных данных предприятия, учреждения или организации, а также регламентирует пути эвакуации из здания (объекта) при возникновении пожара. Такие карточки призваны оперативно скоординировать и организовать действия представителей пожарной охраны и обеспечить максимально безопасный вывод людей из горящего объекта недвижимости.

Нормативным документом, на основе которого ответственными за противопожарную безопасность на предприятиях, учреждениях или организациях разрабатываются планы тушения пожаров, являются методические рекомендации по составлению вышеуказанных документов.

Планы и карточки разрабатываются в двух или более экземплярах, один из которых должен храниться непосредственно на объекте, а второй в пожарной части в зависимости от ее территориальной юрисдикции.

Эти документы разрабатываются и утверждаются еще на стадии строительства тех или иных сооружений или объектов. Не реже чем один раз на протяжении календарного года или же по мере необходимости вносятся коррективы в существующий план или карточку тушения пожара администрацией и подразделениями противопожарной охраны.

Помимо указанных регламентных документов при тушении пожаров допускается внедрение компьютерных планов. Эти электронные документы применяются на объектах, относящихся к категории важных для национальной безопасности государства, а также других, имеющих особое значение для интересов страны.

Требования к содержанию


Сам же план оформляется в виде прошитой книги в твердой обложке для надежной защиты сшитых листов, формат которых должен быть не менее стандартного размера – А4.

Графический раздел плана может быть изготовлен в двух рекомендуемых форматах – А3 или А4. Те листы графического плана, которые превышают стандартный размер общей брошюры, должны иметь линии сгиба с надлежащей защитой от потертостей или механической порчи.

Отдельное внимание стоит уделить обязательному приложению-разделу «Оперативный раздел» или «Оперативное тушение пожара». Этот раздел особенности технической и тактической характеристики организации или расположение конкретного объекта.

Кроме того, приложение содержит приблизительное количество необходимых сил или оборудования для успешного тушения пожара. Также содержаться подробные рекомендации для должностных лиц предприятия, организации, учреждения или членов пожарного расчета.

В приложении «Основные требования по охране труда и технике безопасности» декларируются нормы и правила, соблюдение которых позволит определить действия расчета при работе в конкретных условиях.

Также в качестве дополнений к основному плану тушения пожара могут использоваться приблизительные схемы возможного или прогнозируемого развития возгорания в зависимости от окружающей обстановки и других факторов, различные расчетные материалы, схемы расположения всех доступных источников водозабора.

Карточки тушения возгораний представляют собой документ установленного образца, размер которого определен как 150 на 200 мм. При этом графическую часть карточки составляют схематические планы конкретной организации или объекта, а также отдельные поэтажные схемы.

Обязательное составление карточек тушения пожаров применяется для объектов, не попавших в категорию обязательного составления плана.

Кроме того, карточки должны оформляться при обслуживании технологических установок, электрических подстанций, отсеков, где расположены основные кабели энергетических объектов, дошкольных и школьных учреждений, многоэтажные жилые постройки, отдельно взятые конструкции и изделия особого назначения. Также карточки могут оформляться на целые населенные пункты в сельской местности.