Какие объекты подлежат федеральному экологическому контролю. Федеральный или региональный: об особенностях отнесения объектов хозяйственной деятельности к уровню госэконадзора. Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

2. Подпункт "б" пункта 4 критериев, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

1. Объект размещается:

А) в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

Б) в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

В) в границах водно-болотного угодья международного значения;

Г) в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия, за исключением случаев, когда объект расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения;

Д) во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российской части (российского сектора) Каспийского моря.

2. Объект используется в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства.

3. Объект является:

А) объектом федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
б) объектом земельных отношений, в отношении которого осуществляется государственный земельный надзор в рамках федерального государственного экологического надзора;
в) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более;
г) морским портом;
д) объектом трубопроводного транспорта, предназначенным для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральный и межпромысловый трубопровод);
е) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта;
ж) пунктом хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктом хранения, хранилищем радиоактивных отходов, пунктом захоронения радиоактивных отходов.

4. Объект оказывает негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4-2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", относится:

5. На объекте эксплуатируются:

А) ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов;

Б) радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду.

6. На объекте осуществляется деятельность:

А) по приему и отправке воздушных судов, обслуживанию воздушных перевозок при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 м и более;
б) по застройке площадей залегания полезных ископаемых и (или) связанная с пользованием участками недр, за исключением участков недр местного значения;
в) по утилизации пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению;
г) по хранению и складированию нефти, продуктов переработки нефти с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более;
д) по хранению пестицидов и агрохимикатов с проектной вместимостью 50 тонн и более;
е) по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежащей лицензированию в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
ж) по выращиванию и разведению крупного рогатого скота с проектной мощностью 400 мест и более;
з) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

7. На объекте осуществляется деятельность с использованием оборудования:

А) для графитизации или производства искусственного графита с проектной производительностью 24 тыс. тонн искусственного графита в год и более;
б) для газификации и сжижения угля, битуминозных сланцев, других твердых топлив с номинальной проектной мощностью 20 МВт и более;
в) для производства обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
г) для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон, с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более;
д) для производства силикатного кирпича с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более.

Дата публикации: 22.10.2016

К какому государственному экологическому надзору подлежит Ваша организация? Федералы или регионалы? Куда подавать экологическую отчётность?

Что это такое и для чего это нужно знать?

Вы столкнулись с тем, что все-таки необходимо делать . Представление о перечне необходимых документов у вас уже есть. И тут оказывается, что документы подаются в разные органы надзора.

Какие организации относятся к федеральному значению, а какие — к региональному? Что это значит? Где же об этом написано?

Итак, государственный экологический надзор — это деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений в области охраны окружающей среды уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от того, какими критериями обладает организация (), выделяют федеральный и региональный государственный экологический надзоры.

Для точного отнесения организаций к тому или иному экологическому надзору, был утвержден приказ МПР от 26.10.2010 № 462 (ред. от 29.06.2015) , где указан список организаций, подлежащих к федеральному экологическому надзору. При отсутствии в этом списке вашей организации следует отнести ее к объектам, подлежащим региональному экологическому надзору соответственно.

Куда всё-таки нести экологическую отчётность?

Так, от уровня государственного экологического надзора, к которому будет отнесен объект хозяйственной деятельности, зависит:

  • в какой орган необходимо обращаться за получением природоохранной разрешительной документации, а именно:
    — документа ;
    — разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от стационарных источников (см. );
  • в какой орган следует сдавать экологическую отчетность, а именно отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (см. );
  • в какой орган необходимо подавать заявку о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (см. )
  • в какой орган необходимо будет представлять декларацию о воздействии на окружающую среду (см. ).

Региональные предприятия подают экологическую отчётность в комитет по природопользованию, федеральные — в Росприроднадзор.

Какие объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет

Объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) признаются объекты капитального строительства, либо иные объекты, либо их совокупность, которые объединены единым назначением либо неразрывно связаны физически или технологически и расположены в пределах одного или нескольких земельных участков.

Начиная с 1 января 2017 года, все объекты НВОС, на которых юрилица или ИП осуществляют хозяйственную деятельность, в обязательном порядке должны быть поставлены на государственный учет. В противном случае их ожидает ответственность по статье 8.46 КоАП РФ в размере от 30 до 100 тыс. рублей за невыполнение или несвоевременное выполнение этой обязанности, либо за непредставление информации для актуализации учетных сведений. Также, с 1 января 2018 года статьей 8.47 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление хозяйственной деятельности на объектах НВОС без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, - в размере от 50 до 100 тыс. рублей.

При постановке объекта на госучет следует, в том числе, руководствоваться положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведениями, находящимися в Едином государственном реестре прав, и в лицензиях, выданных для осуществления определенных видов коммерческой деятельности на объекте НВОС. Правила (порядок) создания и ведения государственного реестра объектов НВОС приняты постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 года № 572, о государственном учете таких объектов отдельно сказано в статьях 69 и 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из понятия объекта НВОС, данного в Законе № 7-ФЗ, следует, что при его определении должен выполняться принцип географической связанности, а если он не выполняется, то каждый автономный объект, не связанный, например, транспортной или трубопроводной инфраструктурой, или расположенный одновременно на 2-х и более муниципальных (региональных) образованиях, должен заноситься в реестр отдельно. Один объект НВОС может включать целый ряд источников негативного воздействия. Но ни земельные участки сами по себе, ни отдельно взятое оборудование, которое числится в активах на балансе предприятия, не может рассматриваться в качестве отдельного объекта НВОС.

Как следует из разъяснений, данных в письме Росприроднадзора от 31 октября 2016 года № АС-09-00-36/22354, строящиеся объекты ставятся на госучет только после их принятия в эксплуатацию. Однако, согласно уже письму Минприроды России от 28 октября 2016 года № 12-50/8692-ОГ, и на этом этапе необходимо соблюдение природоохранных требований, в том числе выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий, получение разрешений на обращение с отходами и на осуществление выбросов (сбросов) в окружающую среду и пр. В отсутствие разрешений плата за сброс начисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду.

Рис. 1. Принципиальная схема системы государственного экологического мониторинга на примере Краснодарского края

Какие объекты НВОС подлежат федеральному государственному экологическому надзору

Объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому надзору (ФГЭН), определяются по критериям, установленным в постановлении Правительства РФ от 28 августа 2015 года № 903 (далее - критерии № 903). А объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), по критериям, утвержденным в постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 (далее - критерии № 1029). В соответствии со статьей 4.2 Закона № 7-ФЗ, объекты НВОС разделены на 4 категории:

    I категория - это порядка 30 видов хозяйственной деятельности, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Объекты с процессами добычи, переработки, обогащения, обработки, утилизации, захоронения и производства:

    • всех углеводородов, железных руд, угля и кокса;

      черных и цветных металлов - в зависимости от объемов и типа производства (могут быть отнесены ко II категории);

      любых минеральных удобрений;

      любых фармацевтических субстанций;

      ряда органических и неорганических химических веществ - в соответствии с приведенным списком и объемами;

      целлюлозы - в любых объемах, и картона (бумаги) - в установленных количествах;

      неметаллической минеральной продукции: стекла, керамики, цемента, извести, магнезии - в зависимости от объемов производства (могут быть отнесены ко II категории);

      текстиля и кожи - свыше определенных объемов;

      пищевой продукции, птицеводства и животноводства - свыше определенных объемов;

      отходов и сточных вод - в зависимости от объемов и классов опасности;

      энергообеспечения - свыше установленной электрической мощности.

    • водные и воздушные порты, объекты инфраструктуры ж/д транспорта;

      нефте- и газопроводы, сжижение твердых топлив, сланцевая добыча;

      складирование и хранение агрохимикатов и нефтепродуктов;

      производство асбеста и бетона;

      добыча на рассыпных месторождениях олова, титана, хрома и драгметаллов;

      обрабатывающая металлургия и производство неметаллической минеральной продукции в пределах установленной производительности;

      энергообеспечение электрической мощностью до 250 МВт (на жидком и твердом топливе) и до 500 МВт (на газообразном);

      очистка сточных вод до 20 тыс. м 3 /сут.;

      сбор, обработка и утилизация отходов - ниже установленных норм для определенных классов опасности;

      эксплуатация радиационных источников, ядерных материалов и радиоактивных веществ строго IV и V категорий радиационной опасности, а также атомных станций;

      производство пищевой продукции, а также птицеводство и животноводство - в пределах установленных объемов и мест.

  • III категория (все объекты, не подпадающие под критерии других категорий плюс эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности) - незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Так, наличие сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод на водосборные площади, использование вод не только для бытовых нужд, относит объект НВОС к данной категории, даже если в остальном он соответствует критериям IV категории.

    IV категория (например, объекты НИОКР, энергоснабжения с тепловой мощностью до 2 Гкал/ч, многофункциональные комплексы) - минимальное негативное воздействие на экологическую обстановку. Для соответствия данной категории должны выполняться требования:

    • наличие стационарных источников загрязнения окружающей среды с выбросами в атмосферный воздух не более 10 тонн/год. (Перечень загрязняющих веществ установлен распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р);

      отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности и радиоактивных веществ. (Классы опасности определены в «ГН 2.1.6.1338-03. Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы»);

      отсутствие производственных сбросов загрязняющих веществ в системы водоотведения и окружающую среду.

Если хозяйствующее лицо не подпадает ни под один из вышеперечисленных критериев, например, на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то оно не признается объектом НВОС, а, следовательно, его постановка на госучет и внесение в госреестр не требуется, что вытекает из смысла статьи 69 Закона № 7-ФЗ. Если в процессе категорирования объекта НВОС его можно отнести одновременно к нескольким категориям, требуется выбирать категорию с максимальным негативным воздействием на окружающую среду.

Однако следует принимать во внимание, что российское экологическое законодательство находится в состоянии глубокого реформирования в сторону ужесточения требований к объектам хозяйственной деятельности, поэтому меры по обеспечению мониторинга и контроля окружающей среды имеет смысл планировать и предпринимать уже сегодня. Кроме того, в информационном письме от 21 февраля 2017 года № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Росприроднадзор предупреждает, что при наличии у собственника (арендатора) нескольких объектов НВОС, отнесенных к одной из первых трех категорий, плата взимается по каждому из них, даже если в их числе есть объекты IV категории. Или, если у хозяйствующего лица в процессе его деятельности образуются отходы, отличные от твердых коммунальных отходов, то оно обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, - об этом говорится в абзаце 2 части 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и частях 4 и 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». И это при том, что объект не подлежит постановке на учет как НВОС и не вносится в госреестр. За твердые коммунальные отходы плату вносят региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, действующие на основании лицензии. Их статус закреплен в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

В вопросах постановки объектов НВОС на госучет важно учитывать положения следующих ведомственных приказов:

    Приказ Минприроды России от 23 декабря 2015 года № 553 (порядок формирования кодов объектов НВОС).

    Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 755 (лица, ответственные за включение сведений в госреестр).

    Приказ Росприроднадзора от 24 ноября 2016 года № 756 (методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта НВОС на учет);

Федеральный или региональный уровень поднадзорности относится к объекту, а не к хозяйствующему лицу, и в первую очередь он определяется исходя из критериев № 903, которые имеют приоритет над критериями № 1029. Это означает, что если объект НВОС, даже IV категории, хотя бы по одному критерию подпадает под действие постановления Правительства № 903, то он считается объектом федерального экологического надзора и подлежит постановке на госучет соответствующим территориальным органом Росприроднадзора. Одно хозяйствующее лицо может владеть несколькими объектами НВОС различной поднадзорности - федерального или регионального уровня.


Рис. 2. Функциональная схема системы контроля окружающей среды (СКОС)

Производственный экологический контроль, или Нужна ли СКОС на объекте НВОС?

Начиная с 2018 года, на объектах НВОС I категории выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, образующиеся при эксплуатации определенных Правительством РФ видов технических устройств и оборудования, в обязательном порядке подлежат автоматическому контролю системами мониторинга и контроля окружающей среды (СКОС), что определено в пункте 9 статьи 67 Закона № 7-ФЗ. Перечень стационарных источников загрязнения на объектах НВОС I категории, которые должны быть оснащены СКОС, определяется на основании Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, которые, в свою очередь, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На объектах НВОС более низких категорий рекомендовано использование систем автоматического мониторинга и контроля окружающей среды.

Согласно положениям статьи 67 Закона № 7-ФЗ хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I, II и III категорий, обязаны разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (программу ПЭК), осуществлять ПЭК в соответствии с установленными требованиями, а также документировать и хранить информацию, полученную в процессе проведения ПЭК.

Программа ПЭК для объектов НВОС I категории, стационарные источники загрязнения на которых планируется оснастить системами автоматического контроля, должна включать программу организации системы автоматического контроля, разработанную на основании проектной документации. Под системой автоматического ПЭК понимаются:

    автоматические средства измерения и учета показателей (объема/массы) выбросов (сбросов) и концентрации загрязняющих веществ;

    технические средства фиксации и передачи информации о показателях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в органы государственного надзора, в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.

Согласно пункту 3.1 статьи 67 Закона № 7-ФЗ , в программу ПЭК включаются сведения об оснащении стационарных источников загрязнения объектов НВОС I категории автоматическими СКОС, а также места и сроки установки технических средств, перечень показателей выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, контролируемых автоматикой. Сроки создания СКОС на действующих объектах НВОС не могут превышать 4 года со дня получения комплексного экологического разрешения или его пересмотра.

С 1 июля 2017 года приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 года № 1891 введен в действие межотраслевой информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям «ИТС 22.1-2016. Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения», разработанный на основе российской и зарубежной практики ПЭК. В нем отражены:

    подходы к организации ПЭК на отечественных промышленных предприятиях различных отраслей;

    алгоритм отнесения методов ПЭК к наилучшим доступным;

    принципы выбора наилучших доступных методов ПЭК;

    требования к метрологическому обеспечению ПЭК;

    методы анализа и интерпретации результатов ПЭК;

    принципы принятия решений с учетом результатов ПЭК на примере организации работ по установке приборов непрерывного экологического контроля в Москве.

Справочник ИТС 22.1-2016 служит ориентиром для разработки программы организации системы автоматического контроля ПЭК, в частности, в нем выделяются основные принципы выбора наилучших подходов и методов для их включения в программы ПЭК, призывающие учитывать:

    существенность показателя - для выполнения условий комплексного экологического разрешения и подтверждения соответствия установленным требованиям;

    возможность контроля рисков возникновения тяжелых неблагоприятных последствий - при отклонении параметра от нормативного интервала значений;

    технологические процессы с позиции их продолжительности;

    специфику измерений в различных средах;

    метрологические требования;

    обязательность проведения непрерывных измерений;

    период внедрения автоматической СКОС;

    экономическая эффективность, в том числе, для передачи измерений на аутсорсинг.

При разработке программы организации системы автоматического контроля важно не забывать про нормативные правовые акты, регулирующие осуществление производственного экологического контроля (ПЭК) и мониторинга (ПЭМ), соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий государственного контроля (надзора). В первую очередь к ним относятся следующие национальные стандарты и положение:

    «ГОСТ Р 56062-2014. Производственный экологический контроль. Общие положения»;

    «ГОСТ Р 56061-2014. Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля»;

    «ГОСТ Р 56059-2014. Производственный экологический мониторинг. Общие положения»;

    «ГОСТ Р 56063-2014. Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга»;

    Приказ Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».

Итак, несмотря на то, что осуществлять ПЭК средствами автоматики пока обязаны только хозяйствующие лица, ведущие деятельность на объектах НВОС I категории, владельцам и арендаторам объектов с более низкой категорией настоятельно рекомендуется «присмотреться» к системам автоматического контроля и мониторинга окружающей среды, и, по крайней мере, запланировать их внедрение на предприятии. СКОС могут быть интегрированы с другими автоматическими системами безопасности, а также контролировать экологическое состояние технологического оборудования и рабочих мест на производстве, облегчить взаимоотношения с экологической полицией и надзорными органами по охране труда.

Альянс «Комплексная безопасность» располагает всеми интеллектуальными и техническими ресурсами для проектирования и монтажа систем автоматического контроля и мониторинга окружающей среды ( , температуры, влажности, концентрации газов и т.д.), а также богатым опытом их внедрения на различных предприятиях. Все работы выполняются в строгом соответствии с действующим законодательством. Выбираются решения, наиболее эффективные с позиций экономической целесообразности и выполнения условий комплексного экологического разрешения.


Проект Федерального закона

"О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" (текст по состоянию на 12.04.2017).

2. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с перечнем , утвержденным настоящим Постановлением.

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю"

постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю" (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.04.2009, N 14, ст. 1668);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3347; 2006, N 44, ст. 4596; 2006, N 52, ст. 5597; 2007, N 22, ст. 2647; 2008, N 16, ст. 1707; N 22, ст. 2581; N 32, ст. 3790; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4247; N 38, ст. 4835; N 42, ст. 5390; N 47, ст. 6123; 2011, N 14, ст. 1935);


Название документа:
Номер документа: 147/5
Вид документа:
Принявший орган:
Статус: Недействующий
Опубликован:
Дата принятия: 29 февраля 2016
Дата начала действия: 29 февраля 2016
Дата окончания действия: 15 ноября 2018
Дата редакции: 22 февраля 2017

Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области, и Перечня должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление...

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области, и Перечня должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)


Утратило силу с 15 ноября 2018 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 18 октября 2018 года N 763/37
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 года N 998/47 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 26.12.2016);
(Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 22.02.2017).
____________________________________________________________________


В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации , Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" , Федеральным законом от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" , Федеральным законом от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" , Федеральным законом от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире" , Федеральным законом от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" , Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" , Федеральным законом от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" , Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , , Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" , Законом Московской области N 240/2006-ОЗ "Об охране окружающей среды в Московской области" Правительство Московской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области;

.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Московской области от 24.07.2013 N 547/29 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на территории Московской области" ;

постановление Правительства Московской области от 28.08.2013 N 676/37 "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)" ;

постановление Правительства Московской области от 29.04.2015 N 304/16 "О внесении изменения в Перечень должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)" .

3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" и размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Чупракова А.А.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Положение о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Московской области

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Московской области.

2. Региональный государственный экологический надзор на территории Московской области направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Московской области в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность Министерства экологии и природопользования Московской области (далее - Минэкологии Московской области) по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

3. Региональный государственный экологический надзор на территории Московской области осуществляется Минэкологии Московской области в пределах своей компетенции в рамках государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, расположенных на территории Московской области, государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, регионального государственного экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения, государственного надзора в области обеспечения санитарной (горносанитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов в порядке, установленном настоящим Положением.

4. Региональный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Московской области.

5. Минэкологии Московской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора в установленном законодательством порядке взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

6. Должностные лица, осуществляющие региональный государственный экологический надзор, при проведении проверок пользуются правами, установленными статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации , статьей 34 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" , статьей 24 Федерального закона от 04.05.99 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" , статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" , соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Московской области и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Московской области, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, в том числе с порядком и сроками утверждения ежегодных планов проверок, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Московской области.

8. Региональный государственный экологический надзор в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в соответствии со - , 14 Федерального закона N 294-ФЗ .
постановлением Правительства Московской области от 22 февраля 2017 года N 129/7 .

9. Региональный государственный экологический надзор в отношении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" .

10. Региональный государственный экологический надзор на особо охраняемых природных территориях областного значения, земельных участках, акваториях водных объектов и их водоохранных зонах, транспортных средствах в процессе их эксплуатации осуществляется посредством организации и проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований в соответствии со статьей 13_2 Федерального закона N 294-ФЗ .

Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и порядок оформления результатов таких осмотров, обследований утверждаются Минэкологии Московской области.

11. Предметом указанных в пунктах 8 и 9 настоящего Положения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области является соблюдение обязательных требований.

12. В случае если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, региональный государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора Главным управлением государственного строительного надзора Московской области в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

13. Контроль за экологическим состоянием территорий закрытых административно-территориальных образований Московской области, за исключением режимных территорий организаций и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государственных контрольных и надзорных органов, осуществляют органы местного самоуправления соответствующего закрытого административно-территориального образования Московской области в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" .

14. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении регионального государственного экологического надзора в рамках осуществления видов надзора, указанных в пункте 3 настоящего Положения, устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми Минэкологии Московской области в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15 "Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области" .

15. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Минэкологии Московской области при осуществлении регионального государственного экологического надзора могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Информация о результатах проведенных проверок вносится в единый реестр проверок в соответствии со статьей 13_3 Федерального закона N 294-ФЗ , а также размещается на официальном сайте Минэкологии Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном законодательством Московской области.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 февраля 2017 года постановлением Правительства Московской области от 22 февраля 2017 года N 129/7 .

Перечень должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Московской области
от 29 февраля 2016 года N 147/5
(В редакции, введенной в действие
с 27 декабря 2016 года
постановлением Правительства
Московской области
от 26 декабря 2016 года N 998/47 . -
См. предыдущую редакцию)

Перечень должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)


Должностными лицами Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного значения, регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной, регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, расположенных на территории Московской области, государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Московской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Московской области, регионального государственного экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения, государственного надзора в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в периоды неблагоприятных метеорологических условий, а также уполномоченными на осуществление части полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, лицензионного контроля в соответствии с Соглашением между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Московской области о передаче Правительству Московской области осуществления части своих полномочий в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами производства и потребления от 28.04.2016, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.2016 N 1646-р , являются:

первый заместитель министра экологии и природопользования Московской области, заместитель министра экологии и природопользования Московской области, в обязанности которого входит осуществление видов государственного контроля (надзора), указанных в настоящем Перечне, являющийся по должности главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области;

первый заместитель министра экологии и природопользования Московской области, заместитель министра экологии и природопользования Московской области, начальник управления, его заместитель, заведующий отделом в управлении, в обязанности которых входит осуществление лицензионного контроля, указанного в настоящем Перечне;

начальник управления, заведующий отделом, в обязанности которых входит осуществление видов государственного контроля (надзора), указанных в настоящем Перечне, являющиеся по должности заместителями главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области;

заместители начальника управления, заведующие отделами в управлении и их заместители, заместители заведующего отделом, в обязанности которых входит осуществление видов государственного контроля (надзора), указанных в настоящем Перечне, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области;

консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, в обязанности которых входит осуществление видов государственного контроля (надзора), указанных в настоящем Перечне, являющиеся по должности государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области.



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области, и Перечня должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (с изменениями на 22 февраля 2017 года) (утратило силу с 15.11.2018 на основании постановления Правительства Московской области от 18.10.2018 N 763/37)

Название документа: Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом надзоре, осуществляемом на территории Московской области, и Перечня должностных лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (с изменениями на 22 февраля 2017 года) (утратило силу с 15.11.2018 на основании постановления Правительства Московской области от 18.10.2018 N 763/37)
Номер документа: 147/5
Вид документа: Постановление Правительства Московской области
Принявший орган: Правительство Московской области
Статус: Недействующий
Опубликован: Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.02.2016
Дата принятия: 29 февраля 2016
Дата начала действия: 29 февраля 2016
Дата окончания действия: 15 ноября 2018
Дата редакции: 22 февраля 2017