Каким образом обеспечивается защита прав ребенка в рф. Как защищаются права несовершеннолетних детей в рф

В качестве основного документа, принятого на международном уровне, выступает Конвенция прав ребенка. В России ее положения являются основополагающими для всех прочих законов. В этом документе присутствует 54 статьи. Все положения распространяются на всех детей мира. В РФ основным документом считается ФЗ №124. Он устанавливает гарантии прав ребенка на территории страны. Кроме указанных документов, к нормативным актам, регулирующим данную сферу, относят:

Декларация прав ребенка

В России действуют международные принципы, принятые ГА ООН в 1959-м году. Положения, в первую очередь, устанавливают равенство всех несовершеннолетних вне зависимости от пола, расы, религии, языка, цвета кожи, социального либо национального происхождения, рождения или другого обстоятельства, связанного с появлением лица на свет. Закон и прочие государственные меры должны гарантировать права детей в России, обеспечивать социальную поддержку, предоставлять благоприятные условия и возможности для умственного, духовного, нравственного, физического и общественного развития в условиях сохранения достоинства и свободы. Издание актов, регулирующих эту сферу, должны быть направлены на реализацию интересов несовершеннолетних.

Главные права детей в России

Несовершеннолетнему с рождения должно принадлежать имя, фамилия и отчество. Первое родители выбирают по обоюдному согласию. Отчество дается по имени отца. В том или другом субъекте РФ могут быть установлен иной порядок. Права детей в России включают в себя возможность несовершеннолетнего иметь семью и общаться с родственниками. Социально, психически или физически неполноценным несовершеннолетним должен быть обеспечен специфический режим, особое обучение и забота, необходимые им ввиду их состояния.

Права детей в России содержат положение об обеспечении малолетних обязательным, бесплатным общим образованием. При возникновении экстренных ситуаций несовершеннолетние должны получить необходимую помощь одни из первых. Нормативными актами запрещено принимать детей на работу при не достижении ими установленного возрастного минимума, поручать деятельность, которая может стать опасной для его жизни, здоровья, нравственного развития. Права детей в России включают в себя также возможность получать воспитание в атмосфере дружелюбия и терпимости, взаимопонимания и соблюдения их интересов.

Семья

Она должна быть у каждого ребенка. Семья необходима для обеспечения полноценного физического и нравственного развития личности несовершеннолетнего. В этой связи приоритетным способом устройства ребенка выступает усыновление. У каждого несовершеннолетнего есть возможность знать своих родителей. Исключением из этого положения может выступать случай, когда должна быть сохранена тайна усыновления. Кроме этого, каждый ребенок имеет право получить заботу родителей. Это положение включает в себя несколько пунктов, являющихся прямыми обязанностями отца и матери. Так, родители должны обеспечить заботу о:

  • Здоровье.
  • Развитии.
  • Образовании.
  • Материальном обеспечении.

Неисполнение обязанностей родителями может привести к лишению их прав на ребенка. При таком решении несовершеннолетний будет передан под опеку соответствующих органов или ближайших родственников. Ребенок, проживая в семье, должен быть обеспечен надлежащим питанием, одеждой, жильем, развлечениями и медицинским обслуживанием. Для наиболее полной реализации прав ребенка на получение необходимого содержания, уход малышам должен предоставляться в дородовой и послеродовой периоды.

Речь, в частности, идет о надлежащем медобслуживании, пособиях, предусмотренных государством. Внутри семьи дети должны получать необходимое воспитание в любви и взаимном уважении. При этом несовершеннолетние должны быть ограждены от всякого насилия, жестокости, эксплуатации. Дети не могут быть объектами торговли ни в какой форме. Воспитание несовершеннолетних в семье должно быть ориентировано на развитие личности, осознание ответственности за свои поступки.

Общение с родственниками

Каждый ребенок имеет на это право. Кроме родителей, близкими людьми считаются:

  • Дедушки.
  • Бабушки.
  • Братья.
  • Сестры.
  • Тети.
  • Дяди и прочие.

Необходимо отметить, что реализация данного права не должна зависеть от того, состоят ли родители в браке или нет. Сегодня судебная практика такова, что при разводе несовершеннолетний остается, как правило, с матерью. При этом в большинстве случаев в решении устанавливается право отца и прочих родственников видеться и общаться с ребенком.

Сохранение свобод и интересов

Все дети имеют право на защиту. В первую очередь, гарантами сохранения интересов и свобод несовершеннолетнего выступают родители. Они являются законными представителями ребенка перед государственными, правоохранительными, местными и прочими органами, физлицами. В этом случае родителям не нужна доверенность. Они могут обеспечивать защиту прав своих детей по факту родства. Для его подтверждения предоставляется свидетельство о рождении. Если родители отсутствуют, то их функцию исполняют опекуны, усыновители, попечители. Права ребенка находятся под защитой прокуратуры. В законе предусмотрены случаи, когда несовершеннолетний может сам отстаивать свои интересы. Это допускается, если он признан дееспособным до 18-ти лет (эмансипирован).

Собственное мнение

У ребенка есть право выразить свои мысли относительно какого-либо вопроса. При этом необходимо отличать ситуации, когда мнение может быт учтено и когда является обязательным. Внутри семьи ребенок может высказаться относительно любого вопроса, касающегося его интересов и свобод. При достижении им 10-ти лет его мысли должны быть учтены при принятии какого-либо решения, связанного с ним. С 10-ти лет мнение и согласие ребенка являются обязательными при рассмотрении вопросов, касающихся его свобод и интересов. В частности, это необходимо при:

  • усыновлении.
  • восстановлении прав родителя.
  • изменении фамилии (имени).
  • назначении попечителя или опекуна.
  • изменения отчества, фамилии и имени при усыновлении или его отмене.

Особые случаи

Во избежание развития беспризорности и детской преступности, органы местной и государственной власти обязаны обеспечить заботу детям, оставшимся без родителей. К решению этого вопроса должны быть подключены общественные организации, органы попечительства и опеки. В России предусмотрен порядок устройства таких детей в семьи. Это осуществляется посредством усыновления, установления опекунства и прочими способами.

Защита прав ребенка — это одно из условий формирования в будущем успешного общества в России. Ведь от того, каким вырастет молодое поколение, зависят успехи страны на всех направлениях. Чтобы успешно решать эту задачу, в стране приняты законодательные акты и функционируют государственные учреждения.

Как уберечь права несовершеннолетних

Закон о защите прав несовершеннолетних прописывает не только права этой категории граждан, но и указывает на способы защиты от посягательства на них. Сюда относится введение социальных программ для поддержки детей и ужесточение мер воздействия на нарушителей.

Задачи комитета:

  • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
  • обеспечение права на жизнь в семье;
  • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

Уполномоченный по правам ребенка

Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

К целям омбудсмена относятся:

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.


Комиссия по делам несовершеннолетних

Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

Цели комиссии:

  • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
  • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.


Административная и уголовная ответственность

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам. Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует.


Законодательное регулирование

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи . Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья . Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:

  • Жить и воспитываться в семье
  • Общаться с родителями и другими родственниками
  • Защищать свои права
  • Выражать своё мнение
  • Право на имя, отчество и фамилию
  • Изменение фамилии и имени
  • Право на имущество
  • Право на медицинское обслуживание
  • Право на образование и другие.
Данные права установлены и гарантированы:
  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
- Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Право детей на здравоохранение

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь . Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

  1. скорая медицинская помощь, при: - состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;
  2. амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
    • первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
    • консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
    • консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
    • прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
    • профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
    • целевые медицинские осмотры;
    • диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;
  3. стационарная помощь при:
    • острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
    • инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
    • плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);
  4. помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

  • ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
  • проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Право детей на образование

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование . Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

  • Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
  • Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
  • Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
  • Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
  • Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
  • Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
  • Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
  • Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
  • Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Защита прав несовершеннолетних детей

  • Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
  • Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка , при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
  • Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
  • Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
  • Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Как осуществляется защита прав ребенка?

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

  • Прокуратура,
  • Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
  • предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
  • предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
  • внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

  • предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
  • организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
  • подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

  • расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
  • введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
  • составление Плана по защите ребенка – акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
  • распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
  • создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);
  • разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
  • контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.
Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства , а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка , механизмом реализации положений которой является Комитет–универсальна – единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека . В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

Дела такого рода против России также уже подаются.

Наш адрес:

121596, г.Москва, ул. Толбухина, д.11, корп.2
тел./факс: 8-499-737-83-01, 8-985-782-28-28 адвокат Черников Виктор Николаевич
тел. 8-916-347-60-60 — для СМИ и общественных связей
Наш блог в ЖЖ - pravoza21

Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами:

  • "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
  • Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

Какие права имеет ребенок в соответствии с действующим законодательством?

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, гражданство.

Имя дается ребенку родителями, отчество - по имени отца, – родителей, либо если у родителей разные фамилии, то по взаимному согласию родители выбирают одну из фамилий.

Если родители не могут прийти к общему мнению по вопросу имени и фамилии ребенка, этот вопрос разрешается органом опеки и попечительства.

Родители, пока ребенку не исполнилось 14 лет, могут изменить его имя или фамилию с разрешения органа опеки. Если ребенку исполнилось 10 лет, то изменение имени или фамилии возможно только при его согласии.

2. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, со своими родителями, которые должны заботиться о его воспитании, обучении, развитии.

Ребенок имеет право общаться с обоими своими родителями, а также другими родственниками. родителей и их раздельное проживание не должны влиять на права ребенка, даже в том случае если один из родителей проживает в другом государстве.

Компетентные органы могут запретить одному из родителей (либо обоим родителям) общаться с ребенком только в том случае, если такие действия необходимы для защиты прав и интересов ребенка.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и интересов.

Обязанность защищать права и законные интересы ребенка возлагается на родителей или законных представителей, а в случае их отсутствия на органы опеки и попечительства.

Если ребенок до достижения им возраста 18 лет признан полностью дееспособным в соответствии с законодательством, он имеет право самостоятельно защищать свои права.

4. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей либо законных представителей (опекунов, попечителей и т.д.).

Злоупотребления могут выражаться в физическом или психологическом насилии, оскорблении, унижении ребенка, в сексуальных домогательствах, запугиваниях ребенка и т.п.

Ребенок может самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства (а по достижении возраста 14 лет – непосредственно в суд) с требованием защитить его от подобных злоупотреблений.


5. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые касаются его самого, отношений в семье.

Мнение ребенка может заслушиваться в судебных заседаниях. Учет мнения десятилетнего ребенка в судебном заседании является обязательным, если это не ущемляет права ребенка.

Свое собственное мнение ребенок имеет право выражать также в виде получения и передачи любой информации, как в письменном, так и в устном виде (произведения искусства и иные средства).

6. Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и собраний.

7. Ребенок имеет право на доступ к информации.

Информация должна иметь благоприятную нравственную направленность, способствовать полноценному физическому и психическому развитию ребенка. От иной информации, наносящей вред благополучию ребенка, он должен быть защищен, в том числе и на законодательном уровне.

В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

8. Ребенок имеет право на личную, семейную жизнь, неприкосновенность его жилища, право хранить в тайне свою переписку, телефонные переговоры, личные данные.

В случае посягательств или незаконного вмешательства, права ребенка подлежат защите.


9. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на защиту и помощь государства.

Для этого применяются процедуры усыновления, передача в приемную семью, либо в соответствующие социальные учреждения, созданные для ухода, воспитания и обучения детей, оставшихся без родителей.

10. Ребенок имеет право на полноценный уровень жизни.

Родители в силу своих физических и финансовых возможностей обязаны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для его физического и духовного развития.

Государство в свою очередь обязано оказывать поддержку родителям, чьи возможности не позволяют обеспечить должный уровень жизни ребенку.

Например, малоимущим семьям предоставляются некоторые гарантии и льготы. государство оказывает материальную поддержку и предоставляет льготы.

11. Ребенок имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание, причем использование наиболее совершенных методов и услуг, а также приоритет при оказании медицинских услуг.

В этих целях ребенку предоставляется бесплатное медицинское обслуживание в государственных (муниципальных) учреждениях, включающее профилактику различных заболеваний, диагностику и лечение, реабилитацию, санаторное лечение и оздоровление детей.


Образование должно быть направлено на всесторонне развитие личности, талантов ребенка, его физическое и нравственное воспитание.

Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях общедоступно и бесплатно.

Высшее образование ребенок может получить, пройдя конкурс. При условии успешного прохождения высшее образование в государственных и муниципальных ВУЗах также бесплатно.

13. Ребенок имеет право на отдых и развлечения, соответствующие его возрасту, право участвовать в культурных мероприятиях, заниматься творчеством и искусством.

14. Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для его физического или психического здоровья, препятствует получению образования.

С этой целью в Трудовом кодексе РФ установлены соответствующие правила, в частности определяющие возраст, с которого ребенок может приниматься на работу, продолжительность его рабочего дня, запрет выполнения определенных видов работ и т.п.

15. Ребенок, неполноценный в физическом или умственном отношении, имеет право на особую заботу и предоставление особых условий.

Такой ребенок также имеет право на полноценную и достойную жизнь. Государство предоставляет таким детям соответствующие гарантии и льготы, оказывает их родителям материальную помощь.

16. Ребенок имеет имущественные права.

К ним относится право на получение содержания от своих родителей. Ребенок имеет право собственности на доходы, которые он получил лично, на имущество, подаренное ему, переданное в наследство либо приобретенное на его личные средства.

Распоряжаться данным имуществом он может по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ (ст. 26 и 28 ГК РФ).