Категории водительского удостоверения нового образца. Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой
Казалось бы, с особенностями категорий водительских прав хорошо знаком каждый водитель независимо от того, каким именно транспортным средством он управляет. Тем не менее последние изменения в законодательстве РФ и других стран СНГ внесли некоторые коррективы в обычные представления о категориях водительских прав. Негодование и некоторую растерянность вызвали подкатегории, например - В1, о которой многие даже не имеют понятия.
По этой причине и возникают различные недоразумения. Например, у водителя квадрицикла есть права категории В1, он решает себе приобрести такое транспортное средство, как квадроцикл, но при этом не знает, что уже имеющиеся у него права для законного вождения не подойдут. На самом деле есть разница между квадрициклами и квадроциклами, и она столь значительная, что для этих средств даже нужны водительские права разных категорий.
Так что же такое водительские права категории b1, и какими транспортными средствами они позволяют управлять? В этих вопросах мы постараемся разобраться далее.
Категории В и В1
Категория В - самая распространенная среди всех автолюбителей. В соответствии с законодательством РФ, наличие водительских прав В1 позволяет управлять машинами с массой до 3,5 тонны, а количество пассажирских мест - не более восьми. Автомобиль при этом может быть оборудован прицепом, с массой в 750 кг.
В1 - это подкатегория. Данный документ может выдаваться с 18 лет. Те, кто его получил, могут управлять квадрициклами и трициклами, то есть - трех- и четырехколесными транспортными средствами, объем двигателя которых не превышает 50 куб. см. Но квадроциклы в эту категорию транспортных средств не входят, в отличие от мотоколяски.
Не нужно путать два этих значения. Если у вас есть права категории В, это не значит, что можно водить квадрициклы и трициклы, так как в автошколе обучают нюансам управления ими и правилам дорожного движения.
Квадрициклы и трициклы
Квадрициклы - это четырехколесные транспортные средства, используемые для езды по дорогам общего назначения. Они подлежат регистрации в ГИБДД в том же порядке, что автомобили или мотоциклы. Трициклы - аналогичные ТС, но только - трехколесные. Для того чтобы более конкретно обозначить данную, категорию, следует указать следующие параметры:
- нагруженная масса до 400 кг, либо - 550 - для грузовых ТС;
- мощность двигателя до 15 кВ.
Соответственно, если транспортное средство весит меньше указанного значения, и мощность мотора не достигает 15 кВ, оно попадает под категорию «мотоциклы», и для управления ими требуются водительские права категории А.
Важно! Для управления мопедами нужна категория М, мотоциклами - А, квадрициклами и трициклами - В1.
Квадрициклы - сравнительно новое понятие для отечественных автолюбителей, так как новые японские и американские модели на наших дорогах можно встретить крайне редко. Тем не менее многие знакомы с советским аналогом новых зарубежных моделей, и это автомобили-инвалидки. Сегодня это чудо техники уже не производят, тем не менее его выпуск имел место в истории советского автопрома. Отличалось данное транспортное средство миниатюрными габаритами, ужасно неудобным и тесным салоном и скудными мощностными характеристиками.
Трициклы - еще один экзотический вид ТС. Он довольно распространен в азиатских странах, с его помощью перевозится люди и небольшие грузы. Если учесть экономичность и небольшие размеры, то в условиях перегруженности транспортных путей трициклы являются оптимальным решением для массового применения.
Существуют и трехколесные байки, способные затмить своим внешним видом даже самые дорогие автомобили на дрогах. Но они используются только отчаянными любителями мотоциклов, так как стоят почти столько же, сколько и машины, не могут облегчить движение в пробках, и езда на них в плохих погодных условиях не является достаточно комфортным.
Права для управления квадроциклами
Для управления как квадроциклами и снегоходами, как ни странно, нужны права тракториста. Данные ТС не предназначены для езды по дорогам общего назначения и относятся к типу самоходных внедорожных МТС. Тем не менее, квадроциклы и снегоходы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД в течение 10 дней после покупки, или пока не закончится срок действия транзитных знаков.
В отличие от водительских прав категории b1, удостоверение А1 можно получить с наступлением 16 лет. Подготовиться на эту категорию можно либо самостоятельно, либо в специальном учебном заведении.
Как в первом, так и во втором случае наличие водительского удостоверения является обязательным, при его отсутствии во время проверки работниками дорожной инспекции предусмотрен штраф.
Категория в правах указывает на конкретный тип транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец водительского удостоверения. В начале ноября 2013 года были внесены корректировки в закон «О безопасности дорожного движения», изменившие список категорий водительских прав и дополнившие его новыми подкатегориями.
То вначале надо задуматься о том, какие категории вы хотите открыть. Будет ли это только одна, та самая, которая нужна именно сейчас. Или, может быть, стоит поработать на перспективу и получить водительское удостоверение с более широкими полномочиями.
Давайте разберемся. В данном материале мы и расскажем подробнее о том, сколько и какие категории существуют, каково значение значение каждой из них в новых удостоверениях.
Что такое категории водительских прав
Все модели транспортных средств отличаются одна от другой. Это может быть масса, число колес, конструктивные или функциональные различии.
Поэтому, если кто-то легко справляется с вождением одной марки машины, это не означает, что он подготовлен к управлению остальными.
Эта разница может проявляться:
- В особенностях вождения. Например, при пересадке за руль автобуса.
- В особенностях прочтения транспортных дорожных правил.
- В различных медицинских показания.
Осознание этого привело к тому, что с самого появления водительских документов началось их подразделения на водительские категории. В их основу лег принцип разделения машин по мощности и функциональному назначению. И вот от двух или трех водительских категория существовавших в первой половине прошлого века мы дошли до шестнадцати современных.
Ниже будут представлены расшифровка и описание обозначений всех категорий и подкатегорий водительских прав нового образца.
Более подробно о том, для чего нужны категории в водительских правах, расскажет данное видео:
Их описание
Если еще недавно в наших правах были привычные пять категорий, то сейчас из них осталось только четыре, но дополненные подкатегориями и новыми категориями на специальные виды транспорта. А теперь давайте узнаем, какие есть категории водительских прав (А, Б, С, Е, Д).
Стандартные обозначения
Начнем с традиционных категорий:
«A» | означает возможность вождения мотоциклов и мотоциклов с коляской. К этой категории приравнены и набирающие популярность квадроциклы и трициклы. Главное требование – общая масса не более четырехсот килограммов. |
«B» | это уже для настоящих водителей, правда, пока только легковых авто. Категория действует на весь транспорт с четырьмя колесами не тяжелее трех с половиной тонн. Ограничено и число мест для пассажиров – не более восьми. |
«C» | категория для профессионалов. Ее обладатель может управлять грузовыми машинами и спецтехникой весом тяжелее трех с половиной тонн. Ограничение по количеству пассажиров – не более восьми. |
«D» | ее обладают водители, которым доверена перевозка пассажиров. Она дает право на вождение автобусов и микроавтобусов. |
Введенные недавно
Для того чтобы повысить уровень безопасности на улицах, были придуманы новые категории водительских прав:
Подкатегории
Новое время требует езды по новым правилам. Разрастание модельного ряда по каждой из существующих категорий, появление облегченных моделей легковых авто, грузовиков, автобусов и прицепов привело к необходимости во введении дополнительных подкатегорий.
Кроме того, некогда общую категорию «E», касающуюся прицепов решили разделить по видам транспорта. Так появилось девять подкатегорий:
«A1» | является буферной подкатегорией между «M» и «A» и распространяется на скутеристов. При том зону ее ответственности категория «A» перекрывает. |
«B1» | дает право вождения легковых авто с «чистым» весом до пятисот пятидесяти килограммов. |
«BE» | для водителей легковушек, которые возят прицеп тяжелее семисот пятидесяти килограммов. При том общая масса автопоезда должна быть не выше трех с половиной тонн. |
«C1» | распространяется на легкие, до семи с половиной тонн грузовики; |
«CE» | дает право на буксировку грузовиком прицепа или полуприцепа от семисот пятидесяти килограммов до трех с половиной тонн. |
«C1E» | легкие грузовики с прицепами. Общая масса автопоезда должна быть не больше двенадцати тонн. |
«D1» | ею должны обладать водители маршруток и микроавтобусов с числом посадочных мест не более шестнадцати. |
«DE» | действует на «автобусы-гармошки» и автобусы с прицепами до трех с половиной тонн. |
«D1E» | для микроавтобусов из категории «D1» с прицепами. Ограничение на вес составляет двенадцать тонн. |
Чтобы водитель имел возможность управлять машиной с тяжелым прицепом , ему нужна категория BЕ в водительских правах. Если ее нет, лицо, управляющее таким транспортным средством, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ и КоАП. В связи с этим, нужно знать, на какой транспорт распространяется данная категория прав и как ее получить, чтобы не нарушать закон во время вождения ТС на дорогах РФ.
Что значит категория ВЕ в правах
Закон един для всех, и если у водителя нет необходимой категории в водительском удостоверении, позволяющей ему управлять тем ТС, за рулем которого он находится, придется заплатить штраф. Его размер может варьироваться в пределах 5 -15 тыс. руб. Также водитель отстраняется от управления ТС, а машину эвакуируют на штрафплощадку.
Если эта категория отмечена в водительском удостоверении, что это значит для водителей и транспортной полиции? Это свидетельствует о том, что их собственник имеет право водить автомобиль с тяжелым прицепом, к которому выдвигаются определенные требования.
Во время вождения такого транспортного средства необходимо иметь соответствующие навыки, позволяющие эксплуатировать автотранспортное средство в безаварийном режиме. Управление автомобилем в сцепке с прицепом относится к сложному виду вождения, требует пройти специальную подготовку и открыть категорию, подтверждающую право водителя на управление таким ТС.
ВАЖНО! Чтобы получить категорию ВЕ, нужно иметь права, в которых категория В открыта не позже, чем 1 год назад.
Требования к данной категории прав
- Относящиеся к категории В, имеющие сцепление с прицепом. При этом максимальной разрешенной массой прицепа считается вес более 750 кг, и превышение веса машины без какой-либо нагрузки – не важно, какой вес будет иметь тягач.
- Также к категории ВЕ относятся машины категории В в сцепке с прицепом, имеющим максимальный разрешенный вес более 750 кг. При этом должно соблюдаться условие, что максимальный разрешенный вес этого транспортного состава больше, чем 3500 кг.
Если подпадающие под первое требование автомобили с прицепами не вызывают у инспекторов ГИБДД никаких вопросов, то по второму пункту периодически водители попадают в неприятные ситуации и споры с гаишниками, которые «забывают» о существовании такого определения. Поэтому обязательно нужно открыть категорию ВЕ, если приходится заниматься караванингом или ездить на отдых с прицепным домиком.
Как получить категорию ВЕ
Как открыть эту категорию:
- обратиться в одну из автошкол, которые проводят обучение на получения водительского удостоверения;
- оплатить обучение;
- изучить теорию и практику вождения;
- сдать соответствующие экзамены;
- получить ВУ с категорией ВЕ в ГИБДД.
Сделать это совершенно не сложно, особых трудностей возникнуть не должно, если уже открыта категория В. Времени этот процесс занимает мало, и стоит не дорого. В автошколах, предлагающих пройти обучение на подкатегорию ВЕ, стоимость курса может варьироваться в пределах 7-15 тысяч рублей. Все зависит от расценок конкретной школы.
Кроме того, нужно будет заплатить 1 тыс. рублей за получение медицинской справки или пройтись самостоятельно по всем очередям в поликлинике по месту жительства.
Особенности обучения на категорию ВЕ
Теоретическое обучение будет проходить на протяжении двух недель. Ходить или не ходить на занятия, каждый решает сам. Обычно после прохождения курса нужно сдать экзамен в автошколе и забрать документы о прохождении этого обучения. Их выдают всем, кто на этот курс оформился, и заплатил за обучение.
Как только документы будут получены, можно отправляться в МРЭО, к которому прикреплена автошкола, выдавшая документы об обучении. Здесь нужно узнать, когда можно сдать экзамен.
Есть еще один вариант – с документами от автошколы отправиться в любое МРЭО в своем городе, и сдать там экзамен самостоятельно.
ВАЖНО! Тем, кто торопится с получением категории ВЕ нужно знать, что экзамены на ее получение проходят не часто (также, как и на категорию СЕ), так как иметь ее желает небольшое количество людей. Приходят они в разных МРЭО в разное время. Обычно перерыв между очередным экзаменом составляет 1-2 месяца.
Чтобы ускорить процесс, необходимо:
- Попытаться найти одно из МРЭО, в котором будет проходить ближайший очередной экзамен, и присоединиться к группе водителей, желающих его сдавать. Это позволит избежать ожидания с двух месяцев до одной недели.
- Записаться на сдачу экзамена. Чтобы это сделать, нужно открепиться от МРЭО, к которому прикреплена автошкола.
- С этой целью необходимо обратиться к специалистам этого МРЭО, отвечающим за проведение экзаменов, поставить печать на обратной стороне карточки, выданной ученику автошколы.
- Подать документы о прохождении курса обучения, водительские права, паспорт в выбранное МРЭО и подождать даты экзамена.
Сдача экзамена
Экзамен состоит из двух этапов. На площадке выполняется 2 упражнения:
- Движение по прямой: автопоезд движется по прямой задним ходом и въезд в гараж задним ходом. Гараж располагается перпендикулярно к стартовой территории, по которой движется автопоезд экзаменуемого («залом прицепа на 90 0 »).
- По городу: в этом упражнении все выполняется так же, как и при получении кат. В, но в этом случае маршрут короче в 2 раза.
У большинства водителей проблемы возникают на площадке на втором упражнении, хотя и первое некоторым дается не с первого раза.
ВАЖНО! Прежде чем отправляться на экзамен, желательно попрактиковаться на платных тренировках, чтобы с уверенностью и с первого раза получить нужную категорию. Такие услуги предлагают во многих автошколах.
На видео о получение категории ВЕ
После успешной сдачи экзамена права с открытой категорией ВЕ будут выданы на следующий рабочий день предъявителю паспорта и с предъявлением квитанции об уплате госпошлины.
Новый образец водительских удостоверений - новые вопросы и неточности. В этот раз дискуссии «разожглись» из-за непонятных отметок в правах. Из этой статьи узнаете о таких обозначениях, как AS, MS и других - их значениях и функциях.
Еще в 2011 году российским автомобилистам стали выдавать водительские удостоверения нового формата. Изменения коснулись не только внешнего вида, но и самой структуры. Теперь права окрашены в розово-голубой цвет и имеют штрих-код. Кроме того, на обороте прав появились новые категории: «А1», «Трамвай», «Троллейбус», «ВЕ» и другие, которые были введены с новым законодательством «О безопасности дорожного движения» в 2013 году. Стоит заметить, что сами права появились на два года раньше. Именно из-за этого момента возникло множество вопросов, ответов на которые еще не было в законе.
Категория В1 AS водительских прав - что это
После появления нового образца водительских прав некоторым , имеющих категорию А или В, в заметках поставили отметку AS.
Аббревиатура расшифровывается как Automotive Steering. На русском языке эти два слова обозначают «автомобильный тип рулевого управления».
Отметка AS ставится только тем водителям, у которых закрыта категория А, а В открыта. Вы не увидите сокращение AS, если открыты одновременно категории А и В.
Права нового образца - расшифровка AS
Получив новые права с отметкой AS, водители желают знать все нюансы в подробностях. Если с другими моментами практически все понятно, то с особыми обозначениями в графе заметок не совсем. Обратившись к работникам МРЭО, автомобилисты зачастую не получают точного ответа, а лишь догадки и общие выражения. Домыслы самые разнообразные, например, что AS означает возможность управлять автомобилями только с адаптированной коробкой передач.
На самом же деле отметка AS обозначает возможность управления только тем транспортом, который имеет рулевой тип управления. То есть руль не в виде дуги, палки и т.п., а именно круглый. В простонародье - баранка.
Отметка AS в категории B1
Водитель, получивший права нового типа, может увидеть отметку AS напротив категории В1, если закрыта категория А. Автомобилисту разрешается ездить на мотоциклах и трициклах исключительно с автомобильным типом управления - где имеется рулевое колесо. Кроме того, такие автомобилисты допускаются и к управлению двухколёсных с автомобильным типом посадки. Иными словами, можно управлять мотоциклами, у которых имеется такое же сидение, как и в автомобилях.
12 графа в водительском удостоверении AS
В двенадцатой графе, кроме отметки AS, могут быть и другие обозначения, например, MS. Расшифровывается сокращение как Motorcycle Steering. В отличие от первой отметки, эта обозначает возможность управления двухколесным транспортом только с мотоциклетным типом руля и соответствующей посадкой. Отметка MS ставится лишь в случае, если открыта только категория «А», «А1». Если же у автомобилиста доступны обе категории, никакие обозначения не указываются.
Иные специальные отметки в правах
Специальные отметки в группе Е следующие: E-B, E-C, E-D, E-BC, E-BD, E-CD, E-BCD.
- Если вы видите в двенадцатой графе символ «В», значит вам разрешена езда с , масса которого не превышает одной тонны, а грузоподъемность - трех с половиной тонн.
- Отметка «С» говорит о возможности управлять с прицепом или полуприцепом с двумя осями и более, но не меньше двух. Расстояние между ними должно быть больше метра.
- Обозначение «D» ставится тем автомобилистам, которые имеют право водить сочлененный автобус.
Соответственно, если у вас одновременно прописаны символы «В», «С» и «D», вы можете управлять всеми вышеперечисленными транспортными средствами. Не имея определенной отметки, водитель не может водить тем или иным видом транспорта.
Отметка AS в графе 12 нового водительского удостоверения
Если автомобилист сел конкретного транспорта, при этом не имея соответствующих прав, за это предусмотрен штраф от пяти тысяч рублей до пятнадцати, в зависимости от ситуации.
Бывают случаи, когда водительские права теряются или воруются. В восстановленном удостоверении всегда ставится соответствующая отметка. На такое обозначение водитель может не обращать внимания, ведь никаких ограничений оно не предусматривает.
Если водитель имеет психические или физические отклонения здоровья, в правах это обязательно указывается определенным знаком после проверки медицинской справки. За не прохождение медицинского обследования тоже предусмотрен штраф от 5 до 15 тысяч рублей.
Особые «физические» отметки в правах
К обозначениям, говорящих о состоянии здоровья водителя, относятся следующие:
- управления авто только в очках или линзах - ставится водителям с плохим зрением. Стоит отметить, что обозначения «управление в очках» и «управление в линзах» разнятся;
- ручное управление - механизм, который заменяет водителю с физическими отклонениями педали;
- стаж автомобилиста - отмечается на вторых по счету правах после истечения срока первых;
- группа крови водителя - до сих пор не понятно значение данной отметки.
Таким образом, в статье были рассмотрены практически все обозначения, которые можно увидеть на новых правах: от тех, которые разрешают управление определенным транспортным средством, и до отметок, означающих те или иные ограничения водителя.