Китайская мифология животные. Боги и создания китайской мифологии. Виды китайских драконов

Мифология народов Азии, уже более девяти тысяч лет назад проживавших в древнейших очагах цивилизаций - Древнем Иране, Индии, Китае и Японии, - это замечательный памятник общечеловеческой культуры. Из-за того что жизнь древнего человека была подчинена веками повторяющемуся сельскохозяйственному циклу, пантеоны многих религий Востока включали умирающих и воскресающих богов. Распространённые восточные религии и учения - буддизм, индуизм, зороастризм и т. д., - по-разному трактующие эти вопросы, согласно мифам, сходились в том, что праведники должны обрести бессмертную душу и попасть в рай или достичь духовного совершенства, а грешники, пройдя ряд испытаний в царстве мёртвых, должны мучаться в огненных, ледяных либо населённых ужасными тварями пространствах.

сайт

Обращаем ваше внимание, что мифические существа Японии находятся в .

1) Дэвы (дивы)

19) Каркаданн

Существо, упоминаемое в средневековой арабской и персидской литературе, чьё название означает на фарси «господин сайт пустыни». Представляло собой свирепого единорога, встречавшегося в , Персии и Индии; он был способен напасть на слона и убить его. По-видимому, речь идёт о носороге либо о близком ему виде вымерших животных (эласмотерий). В современном арабском и персидском языках этим словом обозначается носорог. Помимо рассказов ибн Фадлана и ибн Баттуты, упоминания об этом существе можно встретить в повести о «Синдбаде-мореходе». Синдбад, посетив один из дальневосточных островов, встретил там существо, сочетавшее в себе черты носорога и единорога. В тексте есть упоминание, что аль-каркаданн - один из источников питания птицы Рух.

20) Птица Рух или птица-слон

В средневековом арабском фольклоре огромная птица размером с остров, способная уносить в своих когтях и пожирать слонов и каркаданнов. На Ближнем Востоке её ареалом обычно считались пределы Китая, а в самом Китае - Мадагаскар и прилегающие к сайт нему острова. Птица, способная переносить слонов, впервые упоминается в X веке в «Чудесах Индии» персидским автором по имени Бузург-ибн-Шахрияр. Аль-Бируни, не называя гигантскую птицу по имени, скептически сообщает о том, что её видели у границ Китая. Великий путешественник ибн Баттута пишет о том, что по дороге в Китай он воочию наблюдал, как с поверхности моря вспорхнула гора - это была птица Рух. Наконец, самое знаменитое описание птицы содержится в «Тысяче и одной ночи»: во время пятого путешествия Синдбада-морехода птица Рух в отместку за уничтожение её яйца истребляет целый корабль с моряками.

Привязка птицы Рух к Мадагаскару, возможно, не случайна - до XVII века остров населяли гигантские птицы семейства эпиорнисовых. Подобно страусам, они не летали, поэтому взрослого эпиорниса весом до 500 кг и ростом до трёх метров заезжие арабы могли принять за свежевылупившегося сайт птенца гораздо более крупной летающей птицы.

Согласно иудейскому преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала , убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами. Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э. Она упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар. В семитских языках, в частности в иврите, это слово - прилагательное женского рода «ночная». Кроме этого, в иврите словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов. Скорее всего, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой.

В иудейском быту Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых и подменяет их. сайт Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка.

22) Апсары

Полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды. Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности. По преданиям, апсары, подобно скандинавским валькириям, ублажают павших в бою героев в раю Индры. Число апсар колеблется, по различным данным, от нескольких десятков до сотен тысяч. Апсары, находившиеся в непосредственном услужении у богов, часто использовались ими для соблазнения аскетов или святых отшельников, которые путём аскезы могли бы стать равными богам.

Злой дух в ашкеназском еврейском фольклоре, являющийся душой умершего злого человека. Душа-диббук не может расстаться с земным существованием из-за своих преступлений (например, самоубийства) и ищет живой организм, сайт в который может . Концепция диббуков похожа на демонов и духов, которых изгоняют в Католической Церкви в процессе экзорцизма. Предполагается, что душа, которая в своей земной жизни не закончила своё предназначение, может завершить его в форме диббука. Концепция диббуков упоминается в каббалистической литературе с XVII века. Диббук изгоняется цадиком и десятью другими членами еврейской общины, которые при этом одеты в погребальные рубашки. При процедуре изгнания диббука сжигают ароматные вещества, читают молитвы и трубят в шофар.

24) Наги

Змееподобные существа, символ мудрости в индуизме и буддизме. Изображаются в виде змей с человеческим торсом и человеческой головой, укрытой сверху веером змеиных голов. Обитают в пещерах и водоёмах, на земле, в воде или под землёй. Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Предполагают, что змей-наг был тотемом одного из могущественных древних племён, представителей которого называли нагами. сайт Считают, что Будда проповедовал нагам. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для её понимания. В виде змеи изображают кундалини — энергию, поднимающуюся в человеке при духовной практике от самого нижнего психофизиологического центра (чакра) к высшему, где происходит слияние с богом.

25) Гаруда

В индуизме ездовая птица бога Вишну, борец со змеями-нагами. Голова, грудь, торс, ноги до колен у Гаруды человеческие; клюв, крылья, хвост, задние лапы - орлиные. В понимании индуизма добыча птицы Гаруды - змеи, гнездящиеся в умах неверующих и сомневающихся в Боге. В Индонезии ассоциируется с солнечной энергией. В хатха-йоге Гаруде посвящена особая поза - Гарудасана. В честь гаруды названа крупная оса из Индонезии. Гаруда является национальным символом и изображён на гербах Индонезии, Тайланда и столицы Монголии Улан-Батора. В азиатской геральдике чаще сайт всего изображается с красно-золотым оперением, может быть полностью золотым или белым.

26) Калия

В индуистской мифологии - огромный многоголовый демон-змей, живший в реке Ямуне в районе Вриндаваны и укрощённый Кришной. Однажды Калия возгордился и съел подношение, принесённое другими нагами для царя пернатых — Гаруды. Гаруда пришёл в ярость и набросился на Калию, намереваясь убить его за проявленную дерзость. Но испуганный Калия пустился в бегство и, скрываясь от острых когтей Гаруды, скрылся в водах Ямуны, где Гаруда не мог его достать из-за наложенного на него проклятия. Вся растительность на берегах Ямуны высохла из-за смертельного яда Калии. Кришна, пригнавший на водопой стадо телят, увидел гибель всего живого и решил укротить Калию. Он начал плескаться, плавать и играть в воде, что разозлило змея. Калия всплыл на поверхность и тугими кольцами обвил тело маленького Кришны.

сайт

Вдруг тело Кришны стало расширяться и разомкнуло кольца Калии. При виде оказавшегося на свободе мальчика, Калия пришёл в неистовую ярость и бросился на Кришну, который волчком стал вращаться в воде вокруг змея, приведя его ещё в большую ярость. Когда силы Калии совсем иссякли, и он уронил свои головы в воду, Кришна вскочил на него и стал плясать, перепрыгивая с одной головы на другую. Изнемождённый Калия вновь и вновь тщетно пытался укусить Кришну, который не давал подняться его головам, и всё глубже погружался в воду. Тогда жёны Калии, наги, наблюдавшие за происходящим, стали возносить Кришне молитвы, прося пощадить их супруга. Сжалившись над ними, Кришна перестал топтать змея и отпустил его на волю, повелев ему покинуть Ямуну и поселиться со всеми родичами в океане на одном из островов Фиджи, где Гаруда не станет чинить сайт им препятствий.

27) Чхоллима

Крылатый корейский конь, способный преодолевать 400 километров в день. По легенде, не было на Земле смельчака, способного его укротить, поэтому Чхоллима улетел в небо. С мифическим конём связано название движения Чхоллима в КНДР, это аналог Стахановского движения в СССР в 1930-е годы. Чхоллима является символом прогресса и движения нации вперёд.

Демон в индуизме. Периодически он проглатывает Солнце или Луну, вызывая тем самым затмения. В индуистском искусстве изображается как дракон без тела верхом на колеснице, ведомой восемью чёрными конями. В индийской астрологии Раху повелевает обманом и ассоциируется с мошенниками, ищущими материальных наслаждений, торговцами наркотиками, отравителями, лицемерием и аморальными поступками. Раху играет ключевую роль в усилении власти, превращении врагов в друзей. Также считается, что по милости Раху можно излечиться от укусов ядовитых змей.

сайт

Морское чудовище, известное в индийской традиции и у ряда народов, на которые эта традиция оказала влияние. Макара часто представляется гигантским водным животным, сочетающим в себе черты дельфина, акулы и крокодила. Является ездовым зверем Варуны, Ганги и символом бога Камы. В индуизме соответствует обозначению зодиакального созвездия Козерога. На санскрите слово означает «морской дракон» или «водяной монстр». Изображения чудовища широко используются в индуизме и тибетском буддизме и распространены в странах Южной и Юго-Восточной Азии.

30) Сурабхи

В индуистской мифологии чудесная , исполняющая желания владельца. Возникла во время пахтанья Молочного океана и принадлежала мудрецу-риши Васиштхе. Известна под именами «сладко пахнущая» или «корова желаний». В образе Сурабхи отразилось почитание коровы, вынесенное из общеарийской (индоиранской) пастушеской эпохи, когда корова являлась главным источником пищи и благосостояния, и характерное для индийской и иранской мифологии.

31) Кали сайт

Демон в индуизме, символ разрушения, олицетворение эпохи зла, раздора и лицемерия. Этимология имени связана с понятиями «чёрный». Изображается в виде четырёхрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. В верхней левой руке она держит окровавленный меч, разрушающий сомнения и двойственность, в нижней левой - голову демона, символизирующую отсечение эго. Верхней правой рукой она делает защитный жест, прогоняющий страх, в то время как нижней правой рукой благословляет к исполнению всех желаний. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры. Частым сюжетом изображения Кали служит убийство ею своего супруга Шивы, принесённого в жертву. Три её глаза управляют тремя силами: творением, сохранением и разрушением. Они соответствует трём временам: прошлому, настоящему и будущему, также являются символами Солнца, Луны и молнии. На ней пояс из человеческих рук, которые обозначают неумолимое действие кармы.

Синий цвет её сайт тела - цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Эта символика обращает внимание на превосходство Кали над царством смертных. Чёрный цвет символизирует незамутненное состояние . Гирлянда черепов, которой она украшена, означает череду человеческих воплощений. Черепов ровно 50 - по числу букв санскритского алфавита. Голова, которую несёт Кали, представляет собой эго, идею «я есть тело», которую она уничтожает. Черепа также показывают её способность освобождать ум от идентификации себя с телом. Эта гирлянда символизирует мудрость и силу. Её взъерошенные волосы образуют таинственный занавес смерти, который окутывает всю жизнь. Труп, на котором она стоит, указывает на преходящий и нижепоставленный характер физического тела. Кроваво-красный язык символизирует кинетическую энергию вселенной, символом которых является красный цвет. На космическом уровне Кали связана с элементами воздуха или ветра. Она — восприятие молнии правды, отрицающая все иллюзии; воплощает в сайт себе творение, сохранение и уничтожение, вызывает одновременно любовь и ужас. В человеческом теле Кали существует в форме дыхания или силы жизни (праны). Её символом считался полумесяц.

Почитатели Кали в ритуальных целях пили вино. Во время ритуала верующие тремя глотками пили священную воду, наносили на межбровье красным порошком отметину, изображению богини подносились красные цветы и возжигали свечи. Затем читалась молитва, после чего, вдыхая аромат жертвенного цветка, верующие ели жертвенные подношения. Праздник в её честь отмечался в начале сентября. Расцвет культа Кали пришёлся на период султанатов XIII - XIV веков. С XII по XIX века в Индии была распространена тайная секта тугов - фанатиков, посвятивших себя служению Кали как демону смерти и разрушения.

Глиняный великан из еврейской мифологии, оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний - по аналогии с Адамом, которого Бог сайт создал из глины. Легенда о Големе весьма распространена в качестве мифа об искусственном человеке, созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения. Исполнив своё задание, голем превращается в прах. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, : в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона.

33) Пишачи

В индийской мифологии злобные и вредоносные , нападающие на людей, пожирающие их и пьющие их кровь. Против пишачей существуют специальные заклинания и травы, так как они способны на похищение душ людей. Они обитают в местах кремации покойников. Кроме этого, местами их жительства бывают пустые дома и дороги. Передвигаются эти сайт демоны в сумерках. Кто увидит пишачей, тот в течение 9 месяцев умрёт, если только не задобрит духов своими приношениями. Они способны принять любой облик и даже стать невидимками.

34) Ао

В древнекитайской мифологии плавающая в море гигантская черепаха. Часто утверждается, что на спине у неё находятся три священные горы - Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, где живут бессмертные. Ао играет важную роль в распространённой легенде о ремонте неба, существующей в ряде вариантов. Эти легенды рассказывают, что когда четыре опоры, на которых держится небо, были сломаны (по одной версии, во время битвы богов), чтобы спасти землю от небесного огня и потопа, богиня Нюйва собрала камни пяти разных цветов, расплавила их и залатала дыры в небосводе, через которые на землю изливались вода и огонь. Затем она обрубила ноги гигантской черепахе и, поставив их сайт по углам земли, подпёрла ими небосвод. Таким образом, китайский Атлант был гигантской морской черепахой.

В арабско-персидском фольклоре, у которого длинные, бескостные ноги, напоминающие змей или ремни, а выше пояса оно выглядит как человек. Вкратце легенды о давалпе сходны во многих деталях. Давалпа обитает в пустынных местах, в лесу или на островах. Он бросается на очутившихся поблизости людей, но чаще всё-таки обманом заставляет принять себя на спину. Оказавшись у человека на плечах, он крепко обвивает того своими ремнеподобными ногами, бьёт и заставляет работать на себя.

Работа, в основном, заключается в срывании плодов с деревьев. Очевидно, что с такими ногами давалпа сам не способен срывать фрукты даже с нижних веток, так как не может на них опереться. Человек должен подчиняться давалпе, пока не умрёт от измождения, однако существует метод сайт избавиться от давалпы, переданный многими источниками. Требуется сорвать виноград, выдавить из него сок в какую-либо ёмкость, подождать, когда он забродит, и напоить чудовище. Давалпа пьянеет, его ноги теряют хватку, и он выпускает пленника. В сборнике «Тысяча и одна ночь» рассказывается о встрече Синдбада-морехода с подобным существом и об его успешном освобождении от давалпы.

Мифология — наука, изучающая мифы, сказания о богах и героях, раскрывающие суть воззрения людей на мироустройство в древности, когда еще не было научных знаний.

Цивилизация между двумя крупными дальневосточными реками Янцзы и Хуанхэ зародилась еще во 2 тысячелетии до н.э. Китай очень долго занимал изолированное положение, поэтому их духовная культура самобытна, она практически не испытывая на себе влияния чужих культур, она самобытна и захватывающе занимательна.

Здесь невозможно встретить прекрасных божеств, подобных мифологии в Древней Греции или Риме, но ее персонажи яркие и живые поражают воображение своей жизненной силой и неукротимой энергией.

Некоторые мифические герои стали для жителей Поднебесной реальными людьми, а исторические личности после их кончины перешли в ранг божеств и титанов. Именно такое смешение мешает ученым и сегодня точно определить, где реальность, а где фантазия. Китайские мифы до наших дней дошли в крайне разрозненном, отрывочном состоянии, но тем не менее представляют не меньший интерес, чем

Образ дракона в китайской мифологии

Известный во всем мире китайский дракон — олицетворение и безудержных природных стихий, и абсолютной мирской власти, и верховное божество. Дракон в Китае вовсе не страшное существо, он – символ добра и мира, согласия и процветания. Почти в каждом здании можно встретить изображения этих существ.

В Китае празднуется День Дракона пятого мая по европейскому календарю.

В древности жители Поднебесной считали, что дракон живет не только на земле, но свободно взлетает и в небеса, и опускается в пучины морские. Но в любом случае это мифологическое создание является посланником добра и мира, а также связующим звеном между миром людей и миром Богов.

Императоров с древности называли Сынами Неба, а значит, они считались прямыми потомками Драконьего рода.

Легенда о рождении драконов

Кроме всего прочего, драконы хранители традиций древности: они символизируют родительскую любовь и почитание предков.

Что интересно, прародительницей их была земная женщина по имени Лунму. Она вырастила пятерых сыновей, ставших образцами преданных отношений между матерью и детьми.

Однажды эта женщина прогуливалась по берегу реки и нашла большой белый камень. Придя домой, она увидела, что это огромное яйцо. Оно согрелось у нее в доме и из него вылупились пять маленьких ящерок. Женщина жалела малышей, оставшихся без матери. Она кормила их и ухаживала за ними, но со временем эти маленькие ящерки превратились в огромных драконов.

Но они не покинули женщину, одарившую их своим теплом, а заботились о ней и были благодарны за ее любовь.

Виды драконов

Даже в ХХ1 веке в Китае верят в мифологических существ, и передают из поколения в поколение сказания и мифы о прародителям – драконах. Не все они одинаковы и выполняют, по объяснениям знатоков, разные функции.

  • Небесный дракон – Тяньлун, он охраняет покой божеств, поэтому его часто изображают с крыльями. У него пять пальцев на лапах и часто его изображают белого цвета, что является символом святости или лазуритового, что считается символом сострадания и милосердия.
  • Владыки стихий – Шаньлунь, они повелевают громом и молниями, управляют ветрами и могут влиять на погоду. Этих существ часто изображают с человеческим ликом и огромным, похожим на барабан животом. Этот дракон не летает, но плывет по небесному своду. А благодаря ультрамариновому оттенку сливается с небесами. Его чрезвычайно трудно увидеть, но если повезет в этом, то можно получить особую милость богов. Если же обидеть Шаньлуня, то это может обернуться засухой или наводнением.
  • Драконы Дилун живут в самых глубоких реках в великолепных дворцах, они управляют водными потоками и отвечают за урожай.
  • Глубоко в недрах земли живет Фуцанлун, хозяин и охранник всех подземных богатств.
  • Драконы желтого цвета выслушивают жалобы и просьбы людей и, при необходимости, доносят их до ушей Богов.
  • Алые драконы покровительствуют браку и деторождению, их часто изображают на свадебных одеждах мужчин и женщин, их изображения помещают в спальнях.
  • Травянисто-зеленые драконы ответственны за земледелие и скотоводство, они покровительствуют крестьянам, следят за сохранностью их полей и стад.


Лягушка в китайской мифологии

Китай, наверное, единственная страна, в которой так чтили лягушек, причем это поклонение сохраняется до сих пор. Большие и маленькие статуи этих земноводных можно было отыскать в каждом доме и даже в императорском дворце.

Лягушка, по мнению древних китайцев, представители высокочтимой водной стихии, они могли вызывать дождь по желанию, поэтому на ритуальных барабанах часто можно встретить изображение зеленой лягушки.

Лягушки могут предсказать наводнение, а их икра падает с небес вместе с росой, поэтому другое название квакушки – Небесная курица. Считалось, что древнейшее женское божество Нюй-ва представлялась в виде огромной лягушки.

Кроме всего перечисленного, именно лягушка связана с огнем и сохранением домашнего очага. Она любит свое многочисленное потомство, поэтому защищает многодетные семьи и чтит память предков. Иероглифы с ее изображением можно встретить и в понятиях «водная стихия» и « плодовитость», и «память веков»

Хотя луна и лягушка тесно связны в мифологии, но светилу поклонялись только женщины, а мужчины приносили дары и жертвы огромной лягушке, женщины на это не имели права, хотя лягушка покровительствует семейным узам и хранит в неприкосновенности домашний очаг.

Миф о Хаосе и создании Вселенной

Древнейшими мифами любой цивилизации являются сказания о рождении Вселенной. В начале начал мир пребывал в полном Хаосе: все было перепутано в нем. Не было ни земли, ни воды, ни небесной тверди, полная тьма и пустота. Затем появились воды, древние мифы говорят о «водном Хаосе», из которого возникли два великих божества.

Это и было началом мира, поскольку в тот момент земля и вода разделились. Одним из божеств был великий Паньгу, именно он и породил природные стихии и все живое, населяющее землю. По мере того, как он взрослел и рос, с его вздохами стали рождаться ветер и дождь, а с выдохами- грозы и молнии, от его глаз исходило солнечное сияние, а когда великий Паньгу засыпал, землю окутывала тьма.

Мифологический мир

Мир, в представлении древних китайцев, это горы и реки, реки и горы. Степи, леса, равнины не играли в их сознании никакой роли. О земле говорили в значении «кучи земли», соединяя землю с водой.

Горы населяли мифологические существа – горные духи. Их обычно изображали одноногими, одноглазыми, кривыми, однорукими, т.е. лишенными всяческой симметрии. Некоторые имели две головы, а другие соединяли в себе черты и человека, и животного.

В глубине горы Тайшань проживал самый грозный дух- божество загробного мира, хозяин мертвых и хранитель подземных богатств. В нижнем горном царстве расположен целый мир, в который можно попасть через глубокие пещеры, но найти выход оттуда чрезвычайно сложно.

Реки и водоемы также населяли духи, но в отличие от горных, они делились по половому признаку . Можно было встретить и мужских и женских покровителей водоемов, чаще всего, это утопленники, о которых стали рассказывать легенды и предания.

Например, покровительницей реки ЛО стала погибшая в ней Фу-си ЛО, дочь легендарного Фу-Си, прародителя людей, выступающего в китайской мифологии в образе демиурга.

Сказания о демиургах

Особое место среди мифологических персонажей занимают реальные исторические личности, получившие с течением времени статус полубожеств и герои – демиурги, одарившие людей необходимыми для выживания навыками.

Так, например, прародитель Фу-Си изобрел рыболовные снасти и научил людей ловить рыбу и тем кормиться, Суй-Жэнь научил добывать огонь и пользоваться им, Шей-нун был первым земледельцем, изобретателем обычного заступа, именно от него пошло почитание земли, как плодородной и плодовитой сущности. Кроме этого, он научил людей находить места для рытья колодцев, пользоваться силой лечебных трав, обмениваться излишками продуктов. Великий Хуан-Ди изобрел колесо, от него пошли первые средства передвижения: повозки, колесницы, кареты. Его изображают в виде огромного и очень сильного человека, существует множество мифов, в которых он изображен искусным стрелком, чудесным ремесленником и смелым воином.

Жун Чен положил начало летоисчислению, создал первый календарь, а также был создателем о. Китайцы верили, что он способен вернуть молодость любому человеку, восстановить цвет волос, уничтожить морщину, сделать руки и ноги быстрыми и ловкими. По преданиям, он возвращается на землю через каждые 1010 лет.

Молодой Юй – усмиритель всемирного потопа, с которым он боролся целых 13 лет. Это мифическое существо- получеловек, полудракон был создан для спасения человечества.

Кроме этого все эти представители духовной культуры обладали еще важными умениями: изготавливали глиняную посуду, музыкальные инструменты, что в древности считалось очень важным и почти божественным промыслом, изготавливали ткани и шили одежду.

Мифические священные животные

Когда мир был еще очень молод, люди наделяли животных тотемными чертами, а также считали, что какие-то животные защищают род людской, а какие-то, наоборот, вредят людям. Мифологическое сознание тесно связано с религиозным, только на заре зарождения религий, поэтому животные наделялись антропоморфными чертами. Так, в китайской мифологии священными животными, защищающими четыре стороны света, являлись:

  • Зеленый дракон, охраняющий восточные границы земли. Его изображали в ярких зеленых цветах, потому что он являлся олицетворением весны. Кроме этого, его изображали на военных знаменах, поскольку твердо верили, что он приносит счастье, удачу и веру в победу. В жилищах его изображали на дверях, поскольку он защищал дух дома.
  • Великий Бай-Ху — белый тигр- представитель царства мертвых, защищающий духи умерших и не пропускающий в мир теней живых. Его часто изображали на погребальных покрывалах и колесницах.
  • Птица Феникс, умирающая и вновь возрождающаяся к жизни, охраняла империю с юга. Это удивительное существо с лебединой шеей, головой человека, глазами орла, а телом земноводного предсказывало гармоничное существование для страны.
  • Огромная черепаха, держащая на своей мощной спине змею, охраняла ворота с севера, была покровительницей вод и ветров.

Демоны и чудовища

Конечно, в китайской мифологии были широко представлены и демонические сущности:

  • Прародитель всего демонического сословия был грозный Чжун Ку или палица, его и изображали в виде ярко-красной палицы. Его считали покровителем входа и выхода, и изображения с ним наклеивали с обеих сторон входных дверей. Считалось, что именно он вершит суд над душами умерших.
  • Наводящий на всех ужас Янван или князь – владыка подземного мира мертвых, он после суда над душой, выносил решение о наказании и отправлял ее к одному из десяти судей и палачей, восемь из них выполняли наказание, а два давали душам новые тела для возрождения к земной жизни. Древние китайцы считали, что грешников в потустороннем мире ожидают страшные пытки, их заставляют глотать расплавленное железо и золото, перетирают между жерновами, варят в кипящем масле и т.д.
  • Многочисленные оборотни Гуй- это души умерших неправедной смертью, убитые до срока или самоубийцы, люди, души которых не принимает земля. Они бродили у заброшенных зданий, вблизи погостов, у старых перекрестков и пугали прохожих, но иногда могли доставить и более серьезные неприятности.
  • Сяо-Ян – огромные великаны – людоеды, ловили заблудившихся путников, но поскольку были очень глупыми, то умный и ловкий человек мог их легко обмануть.
  • Кицунэ- лисы – оборотни, могли быть добрыми, а могли быть очень жестокими и мстительными. Умели принимать человеческий облик и отвести глаза любому человеку. Часто влюблялись в земных людей и вступали с ними брака, помогали достичь богатства и величия, но если их чем-то разозлить, то не успокаивались, пока не уничтожали весь род оскорбившего их человека.

Любая мифология представляет огромный интерес для изучения, тем более такая древняя и обширная, как мифология Поднебесной империи, зародившаяся более пяти тысяч лет назад.

Китай одна из самых древних и загадочных стран мира. Её культура, верования и религии хранят множество тайн. Мистические и религиозные знания этой страны отличаются своей сложностью и многообразностью. Они переплетаются, порождая порой весьма необычные и уникальные взгляды на многие сферы жизни и восприятия ряда вещей.

Несомненно, это верно и для мистических знаний о потустороннем мире и его обитателях. Китайский мир демонов весьма богат и разнообразен. Здесь имеются и местные злые духи, и интерпретация демонических существ пришедших из других религий.

Для начала давайте поговорим о самом взгляде жителей Китая на и плавно перейдём к повествованию о некоторых его обитателях.

В традиционной китайской мифологии их нижний мир называется Дийю. Чаще всего он изображается в форме подземного лабиринта. В этих лабиринтах находятся камеры, где содержат души грешников.

Кроме того, там есть площадки, в которых проходит суд над ними и приводится в исполнение наказаний. Для каждого уровня Дийю действует свой судья. К слову, по разным версиям уровней от 3 до 18-ти. И каждый из них предусмотрен для определённых грехов.

Души мучаются в аду пока не искупят свою вину, проходя ужасные пытки. Но после отбывания наказания они вновь перерождаются. Интересно что у Дийю есть столица и жёсткое административное деление. В целом подземный, равно как и небесный миры, жёстко структурированы и роль чиновников в них ключевая.

Собственно, многие божества и их прислужники которые находятся в Дийю порой и рассматриваются как демоны. Впрочем, не только они. Тут мы приведём ряд наиболее известных демонов Китая.

Начнём с Лунвана, его можно отнести и к божеству, и к демону. Он владыка водной стихии. Ему служило три божества:

  1. бог грома Лэйгун;
  2. бог дождя Юйши;
  3. бог ветра Фэнбо.

Чаще всего Лунван проявлялся в форме дракона и отличался огромными размерами.

Согласно ранним текстам, Лунван — существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами.

ЖоШуй — особая река под горой Куньлунь, она отделяло царства живых от царства мертвых. Не удивляйтесь каждая река в Китае имела своего духа воплощение. Так что её можно считать живым существом.

У этой реки, к слову, жила хозяйка снадобья бессмертия, Си Ванму, она же была правительницей западного рая.

ЧжанТяньши — по мнению жителей древнего Китая был главным магом и повелевал бесами. Кроме того, являлся небесным наставником.

Владыкой демонов признавался ЧжунКуй, он же считался верховным судьёй подземного мира.

Ещё один из владык подземного мира Яньван он же главный следователь подземного царства. В его задачи входило изучение земной жизнь мертвых. После завершения расследования он определял в какое из десяти судилищ следует направить душу для суда.

Интересно что наказывали Цари-судьи не все. Восемь занимались установкой наказания, а вот двое давали тела, в которые души реинкарнировали.

Следует также упомянуть о следующих демонических существах Китая:

Конечно же, приведённый список не полон и может дополняться ещё очень долго. Но по крайней мере он отображает часть мира демонов и духов Китая.

Басянь, Пасянь ("восемь бессмертных"), в китайской даосской мифологии популярнейшая группа героев, символы удачи. Все они достигли бессмертия в результате постижения дао, или "пути". Первым достиг бессмертия Ли Тегуай ("железная клюка"), ученик основателя даосизма Лао-цзы. Ли, достигнув бессмертия, отправился к священной горе, а вернувшись и обнаружив, что его тело нечаянно сожгли, вошел в тело умершего от голода хромого бродяги. Ли не хотел жить в отвратительном теле, но Лао-цзы убедил его не оставлять жизнь и дал железную клюку. Считалось, что Ли Тегуай приобщил к даосской доктрине Чжунли Цюаня, второго из "восьми бессмертных". Согласно одному из мифов, перед Чжунли Цюанем раскололась стена его жилища, и он нашел там наставления о том, как стать бессмертным. Чжунли внял им и на облаке взлетел в небо, став вестником богов. Обычно его изображали толстым, лысым, с длинной бородой, нередко с веером из перьев или пальмовых листьев. Бессмертный Люй Дунбинь, увидев вещий сон о тщете всего земного, решил покинуть мир и направился в горы. Люй Дунбинь - основатель многих китайских сект и самый популярный бессмертный в китайской мифологии. Еще один бессмертный, Хань Сянцзы, считается учеником Люй Дунбиня, который взял его на небо и показал персиковое дерево с плодами бессмертия. Так Хань стал бессмертным; его изображали с персиком, флейтой или букетом цветов. Бессмертный Цао Гоцзю был младшим братом императрицы Цао, жившей в эпоху Сун. Однажды он покинул двор и отправился в горы, чтобы вести там подвижнический образ жизни. Чжан Голао, также один из восьми бессмертных, - это старец, живший во времена императрицы У из Танской династии. Чжана, приносящего детей бездетным и новобрачным, нередко изображали с персиками вечной
Лань Цайхэ - бессмертный, которого китайцы представляли себе в облике девушки или женоподобного мужчины с корзиной цветов и фруктов.

Иллюстрация - Хань Сяньцзы, слоновая кость, период Мин, XIV - XVII вв.

Стрелок И

И, Xoy И ("божественный стрелок"), в китайской мифологии сын верховного божества, стрелок, который совершил много отважных поступков: поразил стрелами девять солнц; получил от Си Ванму эликсир бессмертия; подчинил ветры, опустошавшие империю. Когда на небе одновременно появились десять солнц, великий бог дал И красный лук и колчан с белыми стрелами, чтобы тот усмирил светила, иссушающие плодородные земли. Стрелок И выпустил в небо стрелу за стрелой и каждый раз одно из солнц исчезало, а на землю падал трехногий ворон. Так на небе осталось одно солнце, а И убил диких зверей и чудовищ, пожиравших людей. На земле воцарились мир и порядок, и все славили И. Божественный стрелок вместе с женой Чан Э поднялся на небо, но, к его удивлению, бог приказал им вернуться на землю. Стрелок И был счастлив, а Чан Э, боясь смерти, заставляет супруга пойти к "владычице запада" Си Ванму за эликсиром бессмертия. Богиня дает им снадобье, которого достаточно, чтобы стать бессмертными. Однако Чан Э тайком выпивает эликсир и улетает на луну, а И приходит в отчаяние: ведь он, смертный, непременно должен расстаться с жизнью. Согласно одному из мифов, И убил его любимый ученик, Фэнмэн. По другой версии, боги простили И, вернув его на небо.

Хуанди

Хуанди ("желтый предок", "желтый государь"), в китайской мифологии олицетворение магических сил земли; отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Считалось, что Хуанди был огромного роста (ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Ему приписывали изобретение топора, ступки, лука, стрел, одежды и туфель; якобы он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить повозки и лодки. С Хуанди связывали начало врачевания и медицины как науки. "Желтый государь" искусно владел копьем и покарал правителя юга Яньди, не явившегося к нему с данью. Хуанди собрал всех тигров, барсов, медведей, сразился с ослушником и одержал над ним верх. По некоторым источникам, он никогда не пребывал в покое. Хуанди расчищал горные склоны под посевы, прокладывал дороги. Его почитали как первого государя Китая, будто бы правившего с 2698 по 2598 г. до н. э. Считается, что Хуанди, имевший 25 сыновей, погребен на горе Цаошань, хотя многие верили, что там похоронена лишь его одежда, а он сам, став бессмертным, вознесся на небеса.

Юй

Юй, в древнекитайской мифологии герой, усмиритель потопа; его почитали за трудолюбие; в древности Юя изображали наполовину драконом, поскольку его отцом считался дракон Гунь, а позднее - в облике человека. Юй трудился 13 лет, чтобы прекратить потоп. Он направлял воды, прорезая в горах каналы, создавая реки, родники и устья. Его руки и ноги покрылись мозолями, он был истощен и едва мог ходить. Однако Юй продолжал трудиться, создавая ирригационную систему, чтобы отвести воду в море. В результате его деятельности земля стала пригодной для выращивания урожая, и все девять провинций Китая объединились. Император был настолько благодарен Юю, что отрекся от престола и уступил ему трон. Так Юй стал первым императором мифической династии Ся. Считается, что Юй правил с 2205 по 2197 г. до н. э., а каждый последующий император является инкарнацией дракона Юя. Известен миф о том, как Юй превратился в медведя, чтобы успеть выполнить работу. Когда наступало время обеда, он принимал облик человека и бил в барабан. Тогда жена приносила ему еду. Однажды Юй разбил скалы, а жене почудился барабанный бой. Она принесла уставшему мужу обед, но, увидев медведя, в страхе убежала. Юй бросился за ней; жена ожидала ребенка, и ей было тяжело бежать. Она упала и превратилась в камень, который начал расти. Когда наступили роды, Юй разбил камень, и оттуда появился его сын Ци.

Демон Чжун Куй

Чжун Куй ("палица"), в поздней китайской мифологии повелитель демонов. Его обычно рисовали красной краской, ловящим демонов, а рисунок затем вывешивали с магическими целями. Изображения повелителя демонов Чжун Куя было принято наклеивать на обе створки двери, так что он выполнял обязанности бога дверей. Считалось также, будто Чжун Куй вершит правосудие над душами умерших.

Яньван

Яньван ("князь"), в китайской мифологии владыка подземного мира; считалось, что он расследует земную жизнь мертвых, а затем направляет их для наказания к одному из десяти царей-судей, каждый из которых имеет свое судилище. Восемь царей наказывали души, а попадающих к двум другим судьям ожидали новые тела для реинкарнации. Однако, согласно другим версиям мифа, всякая душа непременно должна была пройти через все десять судилищ. Древние китайцы верили, что ужасные пытки ждут великих грешников: продажные чиновники всех рангов глотают расплавленное золото, а самых закоренелых в грехе варят в кипящем масле, перетирают огромными каменными жерновами или разрубают пополам.

Иллюстрация - Владыка мертвых Яньван, керамика, 1523

Дракон Лунван

Лунван, в китайской мифологии хозяин водной стихии; ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван - существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли (примерно 0.5 км) в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках н.э. Распространение получила даосская классификация - представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лунван Восточного моря, Гуан-ли ("увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший - Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая. В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Лунван или Дунхай Лунван ("царь драконов Восточного моря"). В поздних народных верованиях Лунван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома, богиня молнии, бог ветра и хозяин дождя. В поздней народной синкретической мифологической системе Лунван подчинён верховному владыке Юйди. Лунван, царь драконов, приносящий дождь, имел свое воинство, состоящее из морских обитателей: черепах, каракатиц и иных обитателей глубин. Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно популярен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне. Считалось, что Лунван приносит дождь.

Фэнхуан

Фэнхуан, в китайской мифологии чудесная царь-птица; в западноевропейской литературе она трактуется как птица феникс. Существует предположение, что в древности слово "фэн" обозначало божество ветра, которое являлось посланцем богов. Китайцы верили, что у фэнхуан, птицы с разноцветными перьями, клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, рыбий хвост, спереди она как лебедь, сзади как единорог цилинь, а спина черепашья. Появление фэнхуан обещало мир и процветание Китая. Есть основания предполагать, что эта птица с огромными глазами и своеобразным гребнем на голове, напоминающая павлина, имеет солярную природу, т. е. близка стихии огня и солнца.

Иллюстрация - Фэнхуан, скульптура городского парка Нанкина, Китай


Мифы и легенды Древнего Востока, -М.:Норинт, 2002

В китайской мифологии много существ, благодаря которым культура страны отличается особенным колоритом и вызывает интерес у иностранцев. На формирование мифологии повлияли исторические персонажи, тотемизм, философские и религиозные учения.

Драконы

Наиболее почитаемое существо это . Он олицетворяет собой силу стихий, власть императора и небо. Его изображения наносят на дома, ткани и другие предметы. Он символизирует добро, богатство и благополучие. Китайский язык содержит в себе множество пословиц и поговорок с участием этих зверей.

Данные мифические животные занимают важное место в культуре еще с древних времен. Изображения драконов часто находят при археологических раскопках. Основные племена, образовавшие китайское государство, считали его тотемным культом. Они верили, что он обладает магической силой и сочетает в себе особенности других зверей. Он, по представлениям древних китайцев, не жил на земле – мог взлетать на небеса или опускаться в водоемы.

Интересный факт! Считалось, что императоры избраны богами для управления государством – по небесному мандату. Поскольку драконы были посланцами неба и богов, то императоры назывались их потомками.

Мать драконов

В китайских легендах существует мать драконов (Лун Му), которая была изначально смертной женщиной. По преданию, она увидела белый камешек у реки, оказавшийся настоящим яйцом. Из него вывелись 5 маленьких змей. Мать драконов растила и заботилась о пяти драконах. Они стали символами почитания родителей и родительской заботы и любви.

Лун Му жила в бедной семье, но лучшую еду, она отдавала своим детенышам. Они немного выросли и начали помогать маме. Они были водными духами, способными управлять погодой. Во время засухи Лун Му попросила их послать дождь. Все крестьяне в деревне были ей очень благодарны и нарекли ее матерью драконов.

После ее смерти драконы обернулись в людей и похоронили свою мать. Впоследствии они стали «пятью великими учеными». В Китае можно найти храмы, построенные для Лун Му. Даже сейчас она является популярной богиней, которая покровительствует детям и родителям.

Виды драконов

Мифология Китая насчитывает сотни драконов. Большинство из них имеет в своем названии частицу «лун» либо в конце или начале слов. Они делятся по цветам:

  • Цинлун лазоревого цвета наиболее сострадателен и является символом востока;

  • алый Чжулун благословляет озера и обозначает юг;

  • у желтого Хуанлуна можно просить прошения;

  • а белый Байлун является самым добродетельным и честным из всех своих собратьев, отвечает за запад;

  • черный Сюаньлун обитает в мистических водах – символ севера.

Интересный факт! Цветовое разделение соотносится с пятью сторонами света – вода, огонь, дерево, металл и земля.

Определенный дракон имеет свои функции и обозначает определенный предмет или свойство. Поэтому классификаций много. Древние текста упоминают более 100 разновидностей, в названиях которых присутствует суффикс «лун». Из них выделяются 4 основных:

  1. небесный Тяньлун – охраняет небеса и его чертоги, которые поддерживают и защищают богов. Он может летать, возноситься к небесам, но с крыльями он изображается изредка. Небесный дракон всегда имеет 5 пальцев на ногах, а другие его собратья по 4 или 3.
  2. Шэньлун может управлять громом и погодой. Он изображается с головой человека, драконьим телом и животом как у барана. Шэньлун летает по небу, но из-за синего цвета может сливаться с ним. От него зависит сельское хозяйство. Поэтому простые люди стараются не обижать его, чтобы не было засухи или наводнений.
  3. Дилун – дракон земли, контролирующий реки, водоемы и моря. Они живут в глубинах вод в красивых дворцах. По преданиям люди, побывавшие в этом дворце, получали дары и возвращались на сушу.
  4. Фуцанлун – страж, который охраняет ценные металлы и камни, скрывающиеся в глубинах земли. Он обитает в недрах под землей в особых пещерах. Фуцанлуна рисуют с жемчужиной у подбородка. Это знак настоящего богатства – мудрости.

Духи стихий

Одним из главнейших божеств можно выделить Лэйгуна – бога грома, повелителя стихий и природных явлений. Водные духи имели характерные черты драконов, рыб и других животных. Китайцы почитают и верят в каждое мифическое существо неважно, какое у него происхождение или пол. Среди многих духов стихий выделяются основные:

  • Жун Чен – маг, изобретший календарь. Согласно легенде он возвращается на землю каждые 1010 лет. По верованиям этот маг может возвращать молодость, восстанавливает старикам их волосы и зубы.
  • Хоу И является сыном верховного бога, лучник и герой. Легенды о нем рассказывают о многочисленных отважных поступках, борьбе с монстрами и чудовищами. По преданию однажды на небе вместо одного солнца появилось десять, началась засуха. Отважный Хоу И сразил своими стрелами девять солнц - демонов. Богиня запада подарила ему эликсир бессмертия. Но его жена втайне от него выпила эликсир и улетела на луну, оставив мужа умирать от старости.

  • Хуанди – дух, символизирующий волшебные силы земли. В мифологии его образ совмещает в себе силача, ремесленника и стрелка.

  • Еще один герой – Юй, усмиривший потоп. Он является императором мифологической династии Ся.

Факт! В древнекитайской мифологии тотемные животные превращаются в реальные личности – императоров и чиновников, ученых.

Помимо духов стихий важны существа, контролирующие плодородие и засуху. Богом засухи служит Ба, которого боялся весь народ.

Духи-хранители сторон света

Хранители сторон света характерные персонажи китайской мифологии. Они представляют собой четверку священных животных:

  • Цинлун, о котором говорилось выше, символизирует весну. Он несет счастье тем, кто видит его изображение, поэтому его рисовали на знаменах. Цинлун в китайской мифологии это еще и страж дверей.

  • Байху защитник запада и мира мертвых. Его изображают в виде белого тигра на могилах и гробницах.

  • Чжуняо или Феникс – дух покровитель юга.

  • Сюаньу – северный дух, связанный с водой. С начала его изображали как черепаху со змеями.

Демоны

Китайская мифология разительно отличается от мифов других стран, но и здесь есть демоны. Главнейший демон китайской мифологии это Чжун Куй. Его образ использовался для магических ритуалов. Повелитель подземного царства – Яньван, который судил мертвецов и определял наказание. Владыкой всех бесов и монстров был Чжан Тяньши. В китайской мифологии царем змей был чудовищный Ман. Несмотря на то, что это змей, его рисуют как дракона с 4 пальцами.

Демонами и призраками становятся животные, возвращающиеся ради мести за жестокое обращение при жизни – Яогуай. Есть истории про диких кошек, превращающихся в оборотней и питающихся человеческой энергией. Количество второстепенных монстров огромно, поэтому перечислять все можно бесконечно.

Древняя китайская мифология

Богиня Нюйва была женщиной, нижняя часть тела которой была змеиной. Она создавала все вещи в мире. Когда по легенде была война богов, и небо перестало держаться, она сама починила небосвод. Она использовала ноги мифической черепахи Ао, чтобы подпереть небосвод.

Древнейшим героем китайской мифологии является Фуси, который представлен в образе человека - птицы. Он научил людей охоте, рыбалке и жарке мяса, изобрел рыбацкие сети. В его образе воплотилось представление древних племен о тотемной животном – ласточке.

По легенде Фуси и Нюйва поженились и восстановили человеческий род после потопа.

Мифология даосизма и буддизма

К началу нашей эры даосизм превратился в религию, вобрав в себя образы китайской мифологии. Большую популярность обрели предания о бессмертных. Бессмертие они получили, постигнув дао. Пантеон существ даосизма включает в себя огромное количество бессмертных, духов, героев и бесов.

Позже в первые века нашей эры в Китай проник буддизм. Примерно в 8-9 веке буддисты использовали истории из китайской мифологии древности. Буддийские герои стали переплетаться с китайскими персонажами. Появились предания о бодхисатве в роли женщины. Буддизм повлиял на представления китайцев о преисподней и царстве мертвых.

Поздняя народная мифология

Вместе с буддизмом и даосизмом были популярны культы последователей конфуцианства, народных культов.

Важно! В данную эпоху идет процесс превращения реальных личностей в мифических существ. Они становятся покровителя искусства, ремесла, городов.

К концу 11 века мифологические системы сближаются и становятся единой мифологией. Данный процесс быстрее всего шел в селах, где храмы и статуи разных течений (Будды, ЛаоЦзы, Конфуция) стояли близко. Народное сознание поставило во главе пантеона богов Юйди – нефритового правителя. Остальные божества китайской мифологии – боги и духи – имели устойчивое положение и не исчезли.

Герои китайской мифологии позднего времени представлены как реальные личности, которым посвящаются праздники и дни в лунном календаре.

Мифология в искусстве Китая

Из-за особенностей развития литературы, отсутствия эпосов и драм в древности мифология не запечатлелась в литературном искусстве. Исключениями служат работы отдельных поэтов. В Средние века появляются рассказы и другие текста о духах с образами даосской и народной китайской мифологии.

В буддийских сказках отражалось житие бодхисатвы и будды. Позже в 12-13 вв. развивается музыкальная драма, в основу которой легли легендарные сюжеты даосизма и буддизма.

Мифологические темы часто использовались художниками для росписи утвари, тканей и даже зданий. Наиболее часто изображаются китайские мифические существа – Нюйва, Фуси, герой И.

Заключение

Мифология древнего Китая богата различными сюжетами. Большинство легенд рассказывают о природных катастрофах и о героях, спасающих людей и землю. Животные в китайской мифологии занимают большое место. Они являются прообразами всех существ и богов.

Мифология – это фундамент китайской культуры, которая оказывает влияние на менталитет граждан, философию, религию и искусство страны.