Классный час «Государственная символика Российской Федерации. Классный час на тему "символы нашего государства"

Классный час «Символы России»

Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; способствовать формированию интереса к истории нашей страны; познакомить с государственной символикой России (флагом, гербом, гимном); с понятиями «гражданин», «федерация», «конституция»; воспитывать чувство патриотизма; любовь к родному краю, Родине.

Оборудование: изображения герба, флага России; звукозапись гимна России; физическая карта России (Российской Федерации); картины, фото нашей Родины.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Наш классный час посвящен нашей стране. Сегодня мы будем гово-рить о государственных символах нашей страны, задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине: любим ее, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело?

В какой стране мы живем? (В России.)

Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация.)

Федерация означает союз, объединение. Говоря словами гимна России, наше Отечество – это «братских народов союз вековой».

Россия объединяет в своем составе республики, края, области, авто-номные округа. В состав РФ входят: 21 республика. 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов. (Показать на карте.)

Россия – многонациональная страна, где живут русские, марийцы, татары, удмурты, буряты, башкиры, карелы и многие- многие другие, (всего 160 народов).

Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Представьте себе, что мы совершаем путешествие по территории России. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров. (Показать на карте.)

Как называется самый главный город России, наша столица? (Город Москва.) Москва входит в число крупнейших городов мира. Здесь находится правительство нашей страны.

Кто является главой нашего государства? (Президент РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев.)

3. Чтение стихов о Родине.

Учитель.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносились,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имен сказать: «Россия!»

1 чтец.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовем.

2 чтец.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

3 чтец.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

4 чтец.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете,

Нет страны ее родней.

5 чтец.

Россия – Родина моя!

Есть на земле края иные,

Где шум лесов и звон ручья

Почти такие ж, как в России.

По небу одному равна

Над головой своей по шири,

Ты первой названа, страна,

Надеждой мира в целом мире.

6 чтец. В давние времена Россию называли Русью. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Рус-ских еще называют россами, а страну, где они живут – Россией.

7 чтец.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Березы босые, седые осины.

Все дорого с детства,

Все памятно с детства

И все же не можем никак наглядеться.

Каждый человек, слушая эти стихи, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ.

Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе? (Все мы – россияне! Граждане России.)

Кто такой гражданин? (Житель страны, который признает ее законы – правила поведения.) Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

4. Государственные символы России.

Как у каждого государства, у России есть свои символы.

Какие символы страны вам известны? (Флаг, герб, гимн.)

Догадайтесь, о каких символах страны идет речь?

а) Прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг.)

б) Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб.)

в) Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн.)

В декабре 2000 г. Государственная дума приняла законы о государственной символике РФ – гербе, флаге, гимне.

Эти символы занесены в Конституцию России и закреплены в статье 70.

1) Опишите современный герб.

8 чтец.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

1 ученик. Рассмотрим рисунок Государственного герба нашей страны.

На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Над головами орла мы видим три короны (две малые и одну большую). В его левой лапе – держава, а в правой – скипетр.

Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоцен-ными камнями.

Держава – это золотой шар с крестом наверху.

А на груди на красном щите – всадник. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона.

Три короны (две малые и одна большая) – символы союза респуб-лик, краев и областей, из которых состоит РФ.

Скипетр и держава в лапах орла говорят о сильной власти и единстве государства.

Всадник, поражающий копьем дракона, – готовность народа встать на защиту родной земли (страны) от врагов.

Почему у орла две головы? (Среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости.)

А еще Россия – страна, которая расположена в двух частях света – Европе и Азии, потому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.

Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы. Одна смотрит на запад, другая – на восток, охраняя государство.

Интересно узнать, кто такой Георгий Победоносец?

2 ученик. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Георгие, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье: напал на людей лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и скоро ни у кого не осталось ни овец, ни коров, ни коз. Змей велел приводить к нему человека на съедение. Бросили жребий и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал молодой воин по имени Георгий на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

В центре герба еще один герб. Кто скажет – какой? (Герб Москвы.)

Опишите герб Москвы.

3 ученик. Изображение Георгия Победоносца стало гербом столицы нашей Родины - Москвы. Святой Георгий изображен на фоне красного поля, поражающий копьем черного змея. Герб был утвержден в 1781 году, в годы правления Екатерины Второй.

Почему он расположен в центре Российского герба? (Москва – столица России.)

Зачем нужен герб России? (Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.)

Гости – туристы, предприниматели – приезжают из других государств, видят герб – двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

Нужен герб и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков.

Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и грамот.

Где можно встретить изображение Российского герба? (Здание правительства, паспорт, монеты.)

Кроме гербов стран, существуют гербы городов. И у нашего маленького города есть герб. Опишите герб нашего города Инты.

4 ученик. У герба Инты три основных символа: водонапорная башня, террикон, олень. В правом нижнем углу – склон террикона – символ угледобывающей промышленности. Слева – водонапорная башня – символ строительства и архитектуры, истории города. В изображении башни использован коми орнамент. На фоне башни и угля изображены олень и северное сияние.

2) Государственный флаг.

Теперь поговорим о государственном флаге, развевающемся над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания) главы государства – Президента России.

22 августа мы отмечаем День Государственного флага России, он был установлен в 1994 году.

а) Флаг имеет свою историю.

5 ученик. Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязы-вая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались. На них вышивали или рисовали красками изображения святых – «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

Издавна на Руси любимым цветом для флага был красный цвет. Считается, что красный цвет – цвет жизни, цвет человеческой крови.

Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в конце XVIII века на первом боевом корабле «Орел». Такой порядок расположения цветов, как сейчас, ввел царь Петр Первый.

б) Опишите флаг РФ.

9 чтец.

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет!

Вот он, флаг! Это бело-сине-красное полотнище. Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, за страну.

Когда поднимают флаг? (Во время спортивных соревнований в случаях победы наших спортсменов; его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.)

Какую форму имеет флаг? (Прямоугольную.)

Каково старинное название флага? (Стяг.)

Мы должны гордиться нашим флагом – ему уже более 300 лет.

3) Рассказ ученика о Государственном гимне РФ.

Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну, самая главная песня государства.

Музыку гимна написал композитор А.В. Александров (1883 – 1946), а слова – поэт С.В. Михалков (1913 – 2009).

На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. Наша страна встречает и провожает новый день мелодией гимна. Его исполняют перед началом и после окончания передач по радио и телевидению. Звучит гимн и в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют 12 раз. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины. Музыке гимна уже более 50 лет.

Звучит запись гимна.(1 куплет и припев)

Чтение текста гимна учащимися.

Когда исполняется гимн? (При поднятии Государственного флага, после принятия присяги вновь избранным президентом, при вручении государственных наград.)

5. Кроссворд «Символика России». (Работа в парах.)

1. Торжественное музыкальное произведение, символ государства.

2. Символ Российского государства, на котором изображен орел.

3. Прямоугольное полотнище определенного цвета или нескольких цветов.

4. Столица нашего государства.

5. Глава государства.

6. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге?

Ответы:

1. Гимн. 2. Герб. 3. Флаг. 4. Москва. 5. Президент. 6. Синий.

6. Подведение итогов.

О чем мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей.)

Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. А пока вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы еще многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.


Классный час: « Символы России»

Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания, формирование и развитие чувства патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

    Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

    Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Оформление доски: название классного часа, пословицы « Родная сторона мать, чужая- мачеха», « Родная сторона как мать: и накормит и напоит», выставка детских рисунков « Моя Родина»,. Оборудование: карта России, карта мира, презентация к классному часу.

Ход занятия.

Здравствуйте!

Сегодня у нас очень важная и интересная тема. Мы будем говорить о нашей Родине. Прочитайте пословицы.

С кем сравнивает Родину русский народ?

Конечно, вы знаете и имя, и отчество мамы. Так же хорошо вы должны знать и название вашей страны, Родины, которая заботится о вас.

Что же мы называем Родиной?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем

И березку у дороги

По которой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый хлеб

За праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край где мы с тобой живем И рубиновые звезды Звезды мира над Кремлем - Ребята, как называется наша Родина? Давайте скажем, что такое Россия. – Это 1/9 площади всей суши. – Это самая большая страна в мире. – Это более 100 наций и народностей. – Это страна, победившая во второй мировой войне. – Это самые большие запасы газа и нефти. – Это первый полет в космос. – Это Пушкин и Толстой. – Это русский балет и фигурное катание. – Это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы и Байкал. Россия самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке. Россия - моя Родина, я горжусь ею!

И правда, Россия самая большая страна в мире. Когда в Москве вечер на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю. Посмотрите на карту мира, здесь вы увидите много разных стран. Слайд 1 – А как на карте одна страна отличается от другой? У каждого государства есть свои отличительные признаки символы. Символы - это условный знак, обозначение. Слайд 2

Например: голубь символ мира. Вспомните веселые старты, в которых вы участвовали в школе. У каждой команды своя эмблема. – А что такое эмблема? Это условное изображение чего – либо. Слайд 3 Герб. Гербы появились давно. Давайте познакомимся с гербом нашей Родины России. Слайд 4 Посмотрите на герб. Его выполнил художник Евгений Ильич Ухналев. Орел как символ непобедимости и силы. Но почему 2 головы? Двуглавый орел охранял государство, смотрит и на запад, и на восток.

Корона на голове орла символ законности,означающий,что страна живет по закону чести и справедливости.

В одной лапе орла скипетр,символ власти, а в другой золотой шар,который называется «держава»-символ могущества страны.

Нашему Российскому гербу более 500 лет.

Уже давно не правит страной царь, но корона скипетр и держава остаются символом могучего и древнего государства.

В центре герба еще один герб. Это герб Москвы. Потому что Москва столица России.

Следующий официальный символ России – это флаг.

Опишите флаг России.

Днем рождения Российского флага считают 20 января 1705 год. В этот день царь Петр I издал указ: “Приказываю, считать флаг состоящий из горизонтальных полос, белого, лазурного и алого цвета, официальным флагом России “ .

А что означают эти цвета?

Белый – мир, чистоту, правду.

Синий – небо, верность, веру.

Красный – смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

Где можно увидеть Российский флаг?

На митингах, спортивных соревнованиях, в честь страны победителя поднимают флаг и звучит гимн страны.

Гимн слушают стоя.

Что такое гимн?

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в наиболее важных случаях. Слова гимна принадлежат известному писателю и поэту С.Михалкову, а музыка А.Александрову. Обратите внимание на слова гимна.

Россия священная наша держава. Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава. Твое достояние на все времен.

Что чувствуется после чтения гимна?

Гордость за нашу страну, любовь к родине.

Мы говорим только об официальных символах России, но существуют еще и неофициальные символы, которые всегда связывают с Россией

Почему мы употребляем выражение «Московское время»

И почему к Москве особое отношение?

Москва-столица нашей Родины. Кремлёвские куранты - на Спасской башне символ точности и незыблемости России.

Береза- (словарь) всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания, долголетия.

Матрёшка - неофициальный символ России. Символ ее загадочной души. Выточенная из липы матрешка - сложное изделие. У матрешки на одежде много цветов. Потому, что девочка Матрешка сама живет среди цветов, как и все мы. Только мы забываем об этом, а матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Медведь – (словарь) величественное животное, занимающее особое положение среди зверей. Его основные качества: сила, мощь, сметливость.

2. Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные?

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду,к терпенью, к правде, к доброте.

3 Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней -

Не с гор берет начало, а с тебя!

Вот она какая наша Родина Россия. И самое главное богатство-это люди населяют нашу страну. Все они составляют единую дружную семью.

В состав России входит и наша республика Дагестан.

Это о ней пишут такие стихи:

В ладони сердца можно уместить.

Но в сердце целый мир не уместишь.

Другие страны очень хороши,

Но Дагестан дороже для души.

Республика Дагестан тоже имеет свою символику: флаг, герб, гимн.

Государственный флаг республики Дагестан представляет собой полотнище из 3 горизонтальных полос - зеленого, синего и красного цвета.

Зеленый – олицетворяет жизнь, изобилие.

Голубой цвет - море.

Красный – мужество и храбрость.

Герб Дагестана - это щит белого цвета, в центре которого изображен орел, над ним изображение солнца в виде диска.

Есть герб и у нашего родного города Кизляра. Он был утвержден 7 сентября 1842 года. На золотом фоне – вершина одной из гор Кавказа и на ней – золотой двуглавый орел. В нижней половине герба на голубом фоне изображена виноградная лоза обвитая вокруг таркалины. Цвет таркалины коричневый, листья зелёные, виноград бордово-синий.

Наиболее сложные гербы были у тех городов, кому жаловались они за какие – то выдающиеся заслуги, и тогда герб составляли таким образом, чтобы лишний раз подчеркнуть его «пожалованность» и конечно же показать, как в случае с Кизляром, за что именно данный город удостоился герба.

Россия!
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Одною общею судьбою
Навеки связанны с тобой,
Горжусь, как матерью, тобою,
Благословляющей на бой.
В день расставанья, в миг разлуки
Целую мысленно всегда
Твои натруженные руки
Часы бессменного труда.
В глухую ночь грозы военной
И в светлый полдень торжества
Несу в себе, как дар бесценный,
Огонь великого родства...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышем.
Люблю, глубоко понимаю,
Твержу всем сердцем наизусть
Всё то, что гордо называю
Одним широким словом: Русь.

Мы живем на прекраснейшей земле. Нас много и все мы разны, но у всех одна мечта - жить в мире и единстве.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей Родиной.

Песня «Моя Россия».

Практическая часть: раскрасить заготовки матрешек.

Цели:

познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.

формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине

расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Аудиозаписи.

Электронная презентация

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

Слайд №3.

А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы учеников)

Это и великая страна с великой историей

Это и тот клочок земли, где ты родился и рос

Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков

Где ты познал первые радости и неудачи.

Показ видеофильма.

Слайд № 4

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Слайд № 5

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

Стих.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём. (Слайд 6)

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Стих читает ученик

Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн

Слайд № 7

Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении? Давайте поподробнее расскажем.

Слайд № 8

Учитель: Слово “Флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или тёмно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам. Затем на полотнищах стали изображать святых - «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели разные цвета - зелёный,красный, желтый, белый. Их украшали богатые узоры. Наш российский флаг - трёхцветный. Цвету придаётся особый
смысл. Что же означают цвета российского флага?

на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;

синий - небо, верность, веру;

красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Практическая работа. Работа в группах:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

10 слайд

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко... (красным)

А сейчас мы с вами изготовим свой флаг. Для этого вам потребуются цветные карандаши и шаблоны, которые лежат у вас на столе. (Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)

Учитель: Что такое герб?

(ответы учеников)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

В нем отражена история. Давайте рассмотрим герб. Что на нём изображено?

. Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость. Победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам истории о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он дома, землю. Взмолились жители того царства - государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец. Ни коров. Ни коз - всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Стих

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

(Слайд 13)
Учитель : Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Самая главная песня в стране! В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны.
И нету на свете лучше страны.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества! (Слайд 15)

Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков

Звучит фонограмма гимна

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем - зависит только от нас.

Слайд № 13

На свете много разных стран, На свете много разных стран,

Но есть одна страна - Но есть одна страна -

От белых льдов до тёплых рек Её мы Родиной зовём,

Раскинулась она! И Родина - Одна!

Учитель: Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас - её частичка!

Слайд Клип к песне «С чего начинается Родина?»

Слайд 18 Проверь себя

Итог:

  1. О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)

    Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб страны.

    Из каких основных изображений состоит герб России?

    Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?

    О чем говорится в гимне?

Рефлексия

А теперь возьмите лепесточки (у каждого на столе лежат лепесточки -

белые, синие и красные). Наклейте лепесточек на поляну цветов.

Тема: «Государственная символика Российской Федерации» (беседа)

Цели:

Воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности студента;

Приобщение старших подростков к историческому прошлому и настоящему Российского государства.

Ход классного часа.

Беседа № 1. «История гимна Российского государства».

Гимн — торжественная песнь, принятая как символ государства или социального единства. Государственным гимном принято считать гимн, исполняемый при официальных церемониях внутриполитического и международного характера.

В России существовало одновременно несколько общенациональных духовных и патриотических гимнов. Хор «государственных дьяков» с 1479 г. до XVII века во время церковных праздников и событий общегосударственного значения исполнял православные песнопения.

Начиная с царствования Петра I и до 1780-х гг. встречи коронованных особ, победы в войнах и т. д. отмечались панегирическими песнями — «виватными кантатами», перемежавшимися пением «Многая лета».

Функции государственного гимна в XVIII — начале XIX в. выполнял также общеевропейский гимн «Тебя, Боже, хвалим». В 1720-х гг. неизвестным автором был создан старейший русский марш «Преображенский марш Петра Великого», в 1805 г. поэт С. Н. Марин написал к нему слова: «Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов» (позже составлен другой текст — «Знают турки нас и шведы»). Марш исполнялся при выходах императоров, на парадах и приемах послов. К концу XIX в. он стал главным маршем Российской империи.

Первым неофициальным гимном Российской империи с 1791 г. был написанный О. А. Козловским в форме марша-полонеза «Гром победы, раздавайся» на слова Г. Р. Державина для хора и оркестра, созданный в честь взятия русскими войсками Измаила в декабре 1790 г. На музыку «Грома победы» в декабре 1831 г. В. А. Жуковский написал «Русскую песнь на взятие Варшавы».

В период между 1790 и 1801 гг. композитор Д. С. Бортнянский создал духовный небогослужебный гимн на слова М. М. Хераскова — «Коль славен наш Господь в Сионе» (построен на основе православных и народных напевов). В XIX — начале XX в. этот гимн исполнялся во время крестных ходов и церковных парадов, на торжественных военных церемониях. В нотных изданиях XIX в. он сопровождался пометкой «национальной русский гимн». Попытка использовать «Коль славен» в качестве государственного гимна при Временном правительстве (1917 г.) не увенчалась успехом.

Первым официальным государственным гимном Российской империи (с 1816 г.) была «Молитва русских» Жуковского на мелодию английского государственного гимна «Боже, храни короля». Второй официальный государственный гимн «Боже, Царя храни», созданный по инициативе императора Николая I композитором А. Ф. Львовым, впервые был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г. в Большом театре и в Петербурге, а. затем 25 декабря 1833 г. в Зимнем дворце на праздновании 21-й годовщины освобождения России от наполеоновского нашествия.

Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в русской армии, при посещениях императорской четой театров и других общественных мест.

До 1944 г. государственным гимном РСФСР, затем СССР был международный пролетарский гимн «Интернационал» (слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера). 1 января 1944 г. по радио прозвучал новый гимн, музыка которого была написана А. В. Александровым, а слова — С. В. Михалковым и Г. Г. Эль-Регистаном («Союз нерушимый...»).

В Российской Федерации положение о государственном гимне было утверждено Указом Президента Б. Н. Ельцина 11 декабря 1993 г. Музыкальной основой этого гимна являлась «Патриотическая песня» М. И. Глинки. Принятых слов у гимна не было.

С 2000 г. у нас в стране утвержден гимн на музыку А. В. Александрова, использованную для советского гимна, поэт С. В. Михалков написал новые слова.

Текст современного Гимна России

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля.

Припев.

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.

Вопросы для обсуждения:

Что, по вашему мнению, стремились внести в текст гимна руководители государства в различные исторические периоды Российской Федерации?

Выучите текст Государственного гимна Российской Федерации.

Беседа № 2. «История возникновения Государственного герба Российской Федерации».

Герб государственный — законодательно утвержденная, геральдически оформленная эмблема государства, символизирующая его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является внешним признаком суверенитета и международного признания.

Отличительной особенностью русских гербов было их происхождение не от рыцарских символов, а от древних эмблем и знаков на печатях, монетах, военных знаменах.

По одной версии — слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство. По другой — слово «герб» — славянского происхождения и буквально означает «наследство» (в отличие от немецкого или французского, где герб означает «оружие»).

Первые гербы, изображенные на печатях, появились в XI — XII вв. Так, «Лев» был отличительным знаком основателя Москвы Юрия Долгорукого, а затем стал гербом города Владимира.

В 1672 г., при царе Алексее Михайловиче, была составлена особая книга «Титулярник», в которой воспроизводились рисунки ряда земельных гербовых эмблем. Но окончательное преобразование старинных земельных эмблем в гербы и оформление их по общим геральдическим правилам началось только при Петре I, учредившем в 1722 г. должность герольдмейстера и штат работников при нем.

Государственным гербом Российского государства стал золотой двуглавый орел.

В настоящее время, как сказано в Федеральном законе «О гербе Российской Федерации», «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Двуглавый орел — один из древнейших символов. Он происходит из стран Древнего Востока и известен по цилиндрическим печатям Халдеи (в Южной Месопотамии) VI в. до н. э. В XI в. двуглавый орел становится элементом восточного орнамента, особенно на тканях. В XIV в. он встречается на медных монетах золотоордынского хана Джанибека (1341—S357 гг.). Со времен крестовых походов двуглавый орел распространяется по Европе.

В пределах Византийской империи двуглавый орел выступал в качестве как светской, так и религиозной эмблемы. Однако гербом Византии он так и не стал.

В отличие от Византии, во многих южнославянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черногории, а также Албании и Румынии) двуглавый орел служил именно гербом.

Рождение двуглавого орла в символике России относится к жалованной грамоте Ивана III — меновой и отводной (определявшей границы земель), данной в июле 1497 г. его племянникам. К ней была привешена печать великого князя. На лицевой ее стороне с изображением всадника, поражающего дракона, в круговой надписи располагались имя и начало титула великого князя: «Иоанъ Божиею милостию Господарь Всея Руси и Великий князь», а на обороте — двуглавый дважды коронованный орел с распростертыми крыльями. Принятие двуглавого орла в качестве символа России связано с идеей провозглашения Москвы третьим Римом (преемницей Византии).

Иван III принял в качестве государственного герба Руси византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами, на желтом (золотом) фоне. В качестве государственного символа двуглавый орел потребовался Ивану III только в последнем десятилетии XV в., поэтому он и заменил им устойчивое к тому времени изображение льва, терзающего змею. Изображение на печати русского государя двуглавого орла свидетельствует о желании московского князя продемонстрировать равенство с западными странами, особенно с императорами Священной Римской империи.

При великом князе Василии Ивановиче (1505—1533 гг.) форма корон на гербе изменена (они стали «царскими»). Канон изображения орла не был отработан. При Иване IV Грозном (1533—1584 гг.) на разных изображениях государственного герба орел иногда был только с одной (общей для обеих голов) короной с возвышающимся над ней православным крестом; одновременно появляется обременяющее орла изображение — иногда всадника (повернутого влево), поражающего дракона, иногда единорога.

Впоследствии в герб вносились многочисленные изменения (связанные, прежде всего, с введением в него титульных гербов), не менявшие его общего вида.

Последний раз в царской России герб был утвержден 16 марта 1883 г. Описание герба: «В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии) на серебряном, покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым с осьмиконечным крестом наверху, копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою».

После Февральской революции государственный герб в старом виде перестал употребляться.

С принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. введен новый государственный герб — герб РСФСР: изображение серпа и молота на фоне земного шара в окружении колосьев, перевитых лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на нескольких языках. Позднее рисунки гербов РСФСР и СССР менялись, но герб с колосьями просуществовал почти восемьдесят лет.

Вопросы для обсуждения:

Как отражалась историческая эпоха в главном символе Российского государства в различные периоды его становления?

Опишите современный герб Российской Федерации.

Беседа № 3. «История Государственного флага Российского государства».

Наряду с государственным гербом официальным символом государства является государственный флаг. Его описание и положение о нем устанавливается законодательными актами. Международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. Важнейшая из них — взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности.

Флаги ведут свое происхождение от знамен, штандартов. Знамена — символы объединения и власти. К первым относятся знамена организаций, воинских частей и соединений, флаги государственные, национальные, морские; ко вторым — императорские, царские, королевские, президентские...

Первые штандарты в мировой истории представляли собой шест с фигуркой птицы или зверя на вершине, которые ассоциировались со скоростью, силой или боевым духом. Такие штандарты впервые появились на Ближнем Востоке примерно 5000 лет назад.

Самым первым римским штандартом быв манипулус (дословно — «ручной»), который представлял собой связку соломы, закрепленную на копье; она служила сигналом для сбора солдат манипула (подразделения легиона), а также средством связи. Позднее каждый манипул стал нести свою собственную эмблему с животным (таким, как лошадь или волк) на древке.

Принятый в 1991 г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Российской Федерации за рубежом, судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств, и т. д. Трехцветный Государственный флаг Российской Федерации восходит к флагу, введенному Петром I. Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем угод у древка, золотых серпа и молота и красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой, над ними.

Вопросы для обсуждения:

Что символизировал цвет флага СССР и что означает нынешний триколор?

Объясните понятие происхождения слов «герб», «флаг», «гимн».

Беседа № 4. «Краткая биография Президента Российской Федерации В.В. Путина».

Президент Российской Федерации — Путин Владимир Владимирович.

Родился 7 октября 1952 г. в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. По распределению был направлен на работу в органы государственной безопасности. В 1985—1990 г. работал в ГДР. С 1990 гг.— помощник ректора Ленинградского государственного университета по международным вопросам, затем — советник председателя Ленинградского городского Совета. С июня 1991 г. — председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-

Петербурга. Одновременно — с 1994 г. — первый заместитель председателя правительства Санкт-Петербурга. С августа 1996 г. — заместитель управляющего делами Президента Российской Федерации. С марта 1997 г. — заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации, начальник Главного контрольного управления Президента Российской Федерации. С мая 1998 г. — первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации. 8 июля 1998 г. назначен директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одновременно — с марта

1999 г. — Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации. С августа 1999 г. — Председатель Правительства Российской Федерации. С 31 декабря 1999 г. — Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами. Председатель Государственного Совета. Кандидат экономических наук. Владеет немецким и английским языками.

У Путина двое детей, дочери Мария (1985 г. р.) и Катерина (1986 г. р.).

Мини-итоги : Классный руководитель (куратор учебной группы) обобщает рассуждения студентов и призывает их неукоснительно исполнять требования к государственной символике российского государства.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование ценностного представления у воспитанниц о государственной символике РФ.

Задачи:

Образовательные

  • актуализировать понятия “герб”, “гимн” и “флаг” как основы государственности в РФ;
  • способствовать усвоению ЗУН;

Воспитательные

  • формировать уважительное отношение к культуре родной страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свою страну;

Развивающие

  • создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
  • способствовать развитию навыков аналитического мышления.

Педагогические технологии: технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе В. А. Сухомлинский; проблемное обучение Л. Выготский, Л. Занков; коммуникативные технологии в обучении и воспитании И.А. Зимняя, игровые технологии, приемы развития литературно-творческих способностей Дж. Родари.

Подготовительная работа:

  • поиск информации;
  • создание презентации;
  • заранее дать подготовить доклад воспитанницам;
  • оформление кабинета.

Время занятия: 40 минут.

Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.

Методическое оснащение занятия: презентация “Государственные символы РФ”.

Аппаратное и программное оснащение: ПК, MicrosoftPowerPoint, мультимедийный проектор.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Приветствие

II. Основная часть

Вступительное слово классного руководителя

Цитата на доске: “Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума”. (Э.Фром)

Воспитанница:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

Классный руководитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символ- ключевое слово нашего классного часа.

Как вы понимаете слово символы? (ответы учеников)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Какие вы знаете символы, олицетворяющие вас, вашу семью, народ, Россию в целом?

Классный руководитель: Вы - воспитанницы ПВ МО РФ, учреждения, которое носит высокий статус и его атрибутика по праву может считаться отличительным символом Министерства Обороны.

Есть и другое понятие: Государственные символы.

  • Что к ним относится? (Ответы учеников)
  • Зачем они нужны?

Классный руководитель: К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада возникла не сразу. Только в ХХ веке во всем мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Классный руководитель: Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами, Но важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Классный руководитель: Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Одни сменяли других, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благодарную память потомков.

Символы РФ: герб

Классный руководитель: Прежде чем продолжить нашу тему я хочу вас спросить:

что обозначает слово “герб”? (ответы учеников)

Понятие “герб” происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Где можно увидеть его изображение? (ответы учеников)

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Доклад воспитанницы. (5 мин)

Гербы берут свое начало в те далекие времена, когда существовали различные племена. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей. змеи, у лесных племен. медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками “Бог того хочет!” рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.

Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Появились родовые гербы, они переходили от отца к сыну из рода в род.

Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.

Вот, например, как выглядел герб Парижа. В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствуют с нежными лилиями - символом французских королей. А чуть ниже - качающийся на волнах корабль гордой надписью: “Его качает, а он не тонет”.

Классный руководитель: Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – “властная сила”; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Классный руководитель: Мы познакомились со значениями некоторых символов, теперь обратимся к истории создания герба России и попробуем расшифровать его значение. Какие символы изображены на гербе?

Доклад воспитанницы. История государственного герба России. Первый герб появился в конце XIV века. На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея.А теперь давайте мысленно переместимся в XV век. Великие битвы до события, которое нас с вами интересует (битва Куликовская 1380 года и битва при Угре 1480 года) показали, что великое Московское княжество способно отстоять свою независимость. Наступает царствование Ивана III. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес на Русь герб - двуглавого орла, а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела таким гербом.

Классный руководитель: Обратите внимание на наш герб. Можно выделить 2 основных момента: Георгий - победоносец и орел.

Доклад воспитанницы: Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости. Таким образом современный двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева. Первые изображения двуглавого орла. наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства. Это был символ хеттских царей. В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но был на знаменах, одежде и разных предметах императоров.

На протяжении истории нашего государства, каждый глава государства вносил свой вклад в развитие и формирование герба. При этом он старался, чтобы происходящие в этот момент исторические события и достижение, нашли отражения на гербе. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в гербе.Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе. Со временем у него появились все атрибуты власти: корона, скипетр и держава.Таким образом, создание герба неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления России, как сильного и могущественного государства.

Классный руководитель: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Классный руководитель: Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

В соответствии с Федеральным конституционным законом “О Государственном гербе Российской Федерации” допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Символы РФ: флаг

Классный руководитель: Вторая часть нашего путешествия – это происхождение флага и переносимся в 17 век. Все вы прекрасно знаете, что такое флаг. Это полотнище а деревке или шурке.

Какой смысл заключает в себе слово “флаг”?

Флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции.

Классный руководитель: Слово "Флаг” – голландского происхождения и означает "корабельное знамя”.

Классный руководитель: Издавна на Руси существовали хоругви, княжеские и военные знамёна, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Воспитанница:

Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Воспитанница: В середине XVII века появились гербовые знамёна – непосредственные предшественники государственного флага. Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствование Алексея Михайловича. В 1667-1669 гг., для защиты торговых караванов на Волге и Каспийском море была построена флотилия, и встал вопрос о морском флаге, который указывал бы на государственную принадлежность корабля. Известно, что царь отпустил на корабельные флаги около 220 метров материи трех цветов: красную, белую и синюю, но рисунок флага до нас не дошел. Такого же цвета флаг использовал и Петр I.

4-й историк:

1705 г. можно считать днём Рождения российского флага. В этот день указом Петра 1 бело-сине-красный флаг, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне. Цвета флага появились не вдруг и не сразу. Первое упоминание об этих цветах встречается в “Слове о полку Игореве”.

В середине XIX века был утверждён Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

Воспитанница: В начале XVIII в. российский стяг описывали так: “Флаг Его Царского Величества разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя полоса синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия”.

5-й историк: На рубеже XIX-го и XX-го веков императором Николаем 2-м в качестве государственного флага был утверждён бело-сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом монархии.

С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, так красный считался цветом “огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями”.

Воспитанница:

Был побежден народный враг
Народною рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой –
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.
В нем - человечеству привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет, -
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы грозный свет, -
Сильнее флага в мире нет;
В нем - правда наших красных лет, -
Правдивей флага нет!

Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.

6-й историк. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный флаг и Андреевский флаги. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Наш государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. Считается, что цвета флага символизируют следующее. Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

Воспитанница:

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!

Викторина (через презентацию с вариантами ответов и картинками)

1. Что такое флаг?

  • полотнище на древке или шнуре
  • древка или шнур, определённой раскраски
  • полотнище на древке или шнуре, определённой раскраски

2. В каком веке появились гербовые знамёна – предшественники государственного флага?

  • конец XVI в
  • начало XVII в
  • середина XVII в
  • конец XVII в

3. Чей это герб?

  • Алексея Михайловича
  • Петра 1

4. В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

  • 1700 г
  • 1703 г
  • 1705 г
  • 1707 г

5. Кто или что получил этот флаг? (Андреевский)

  • военно-морские корабли
  • сухопутные войска
  • дворцовая стража

6. Какой флаг был символом монархии?(показать картинки с разными флагами, прав. ответ – флаг с чёрными, жёлтыми и белыми цветами)

7. Что означают цвета Российского флага? (Белый – мир, чистоту, совершенство, непорочность; синий – веру и верность, постоянство; красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отчество).\

Символы РФ: гимн

Классный руководитель: третья и последняя часть путешестивия – гимн.

Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Первые гимны возникли ещё в Древнем Египте и Месопотамии, а позднее получили широкое распространение в Древней Греции и Византии. В основном они имели религиозное содержание.

На Руси религиозные гимны появились в конце 10 века, в период принятия христианства. Гораздо позднее, в 16-17-х веках распространились разновидности гимнов – так называемые канты, которые имели, в том числе и тексты патриотического содержания.

7-й историк. В начале 18-го века появился “Преображенский марш Петра Великого”. В то время он исполнялся не только как военный марш, но, по сути, стал национальным гимном. (прослушивание)

8-й историк. Первый официальный гимн России появился в связи с победой в Отечественной войне 1812 г. Мелодия и слова гимна на первых порах были английскими, это был гимн “Боже, храни короля”.

В 1833 году в большом театре в Москве состоялось первое исполнение нового гимна “Боже, царя храни” на слова В.А. Жуковского. Гимн отличался красивой мелодией и очень кратким текстом – всего шесть строк.(прослушивание)

7-й историк. В советское время до 1944 года гимном нашей страны был “Интернационал” - гимн международного социалистического движения, созданный французским коммунистом П. Дегейтером.(прослушивание)

В 1944 году прозвучал новый официальный гимн СССР, созданный композитором А.В. Александровым на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана.

После распада СССР в 1991 г. первый гимн современной России на музыку М. Глинки был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. (прослушивание)

8-й историк. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь стала звучать как гимн, но не Советского союза, а Российской Федерации. Слова Нового текста написал С.В. Михалков. Перед вами 2 текста гимнов, прочтите и сравните их. Можно ли понять, чем жила страна, какие были цели у народа, во что он верил?

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Викторина.

1. Расставить названия гимнов в том порядке, как они появлялись.

Гимн РФ, “Боже, царя храни”, Гимн СССР, Интернационал, “Патриотическая песня”, “Преображенский марш Петра Великого”.

2. Соотнести названия гимнов с именами и фамилиями людей их написавших.

М.И. Глинки;

на слова В.А. Жуковского; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова и Г.Г. Эль-Регистана; П.Дегейтер; композитор А.В. Александров на слова С.В. Михалкова

3. Прослушайте отрывок и определите, какой это гимн (название).

III. Подведение итогов

Классный руководитель: Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем – зависит только от нас.

Воспитанница:

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

Учащиеся исполняют песню “Россия вперед”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Иконников А. Флаг России //Граждановедение. – 2006. - №24. – С.2.
  2. Государственная символика. Гимн. История. // История. – 2001. - № 13. – С. 12-14.

Электронные ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia;
  2. http://www.hymn.ru/ Музей русских гимнов;
  3. http://www.tagupr.ru/pages/0simvolika-rf.htm;
  4. http://flag.kremlin.ru/