Комментарии к статье 291 ук рф отзывы. Покушение на дачу взятки — ч.30, ч.3 ст.291 УК РФ

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 291 УК РФ

1. О понятии, предмете и признаках взятки см. комментарий к ст. 290 УК.

2. Объективная сторона преступления состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействие), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам.

3. Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей, предоставляемых услуг или имущественных прав. В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить взятку, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки.

4. Должностное лицо, предложившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

5. Если лицо получает от взяткодателя деньги или ценности для передачи должностному лицу, но на самом деле не намеревается этого делать и присваивает их, его действия в зависимости от обстоятельств дела должны квалифицироваться по ст. ст. 159 или 160 УК, а действия взяткодателя - как покушение на дачу взятки. В случае если при указанных обстоятельствах взяткодатель был склонен этим лицом к передаче взятки, то последнее должно отвечать также за подстрекательство к даче взятки.

6. Групповой способ дачи взятки (п. "а" ч. 4 ст. 291) будет иметь место в том случае, когда несколько лиц согласованно передают лично или через посредника хотя бы часть обусловленного вознаграждения за деяние, которое должностное лицо должно было или могло совершить в интересах участвующих в даче взятки лиц.

7. Значительный, крупный и особо крупный размеры передаваемой взятки определяются в примечании 1 к ст. 290 УК.

8. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

9. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.

Другой комментарий к статье 291 Уголовного Кодекса РФ

1. Объект и предмет преступления дачи взятки в полном объеме совпадают с аналогичными признаками состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК. В комментируемой статье также закреплены новеллы, касающиеся размера взятки, кратности штрафа размерам взятки.

2. Объективная сторона выражена в совершении виновным действий, связанных с передачей должностному лицу лично либо через посредника предмета взятки. Однако если последний не знал о характере совершаемого деяния, а лишь выполнял указание своего начальника, то он не может нести ответственность, ибо выступал в роли "средства" достижения преступного результата. Организатором и исполнителем дачи взятки будет должностное лицо. Если же подчиненный был хорошо осведомлен о сути совершаемого им деяния, то он должен рассматриваться как соучастник данного преступления, выступивший в роли исполнителя (посредник).

3. Состав преступления - формальный. Это преступление считается оконченным с момента фактической передачи предмета взятки. Правомерно ставить вопрос о наличии состава дачи взятки, когда передача ее предмета состоялась после выполнения нужных взяткодателю действий. Возможно и покушение на совершение дачи взятки, если она не состоялась по причинам, не зависящим от воли виновного, и его преступное поведение стало известно правоохранительным органам.

По ч. 2 данной статьи ответственность наступает за дачу взятки в значительном размере.

Часть 3 ст. 291 УК предусматривает ответственность за дачу взятки в случаях совершения должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий предопределяет соответствующее его поведение. Основу этого поведения составляет совершение должностным лицом таких действий (бездействия), которые носят характер незаконных, противоречащих определенному нормативному акту, имеющему статус закона. В данном смысле должностное лицо может совершать любое правонарушение: проступок или преступление. Доказывая наличие указанного квалифицирующего признака в действиях лица, следует установить его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определенную трудность.

Передача взятки нескольким должностным лицам образует состав самостоятельных отдельных преступлений, при условии что должностные лица совершают разные действия в интересах одного или группы взяткодателей. Если же они составляют единый групповой механизм, от которого зависит решение нужного взяткодателю вопроса, и это понимают все, то налицо состав дачи взятки как единого состава. Что касается правовой оценки действий указанных должностных лиц с позиции соучастия, то они должны рассматриваться как участники получения взятки по предварительному сговору или организованной группой.

По ч. 4 ответственность наступает за дачу взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или в крупном размере.

В ч. 5 установлена ответственность за дачу взятки в особо крупном размере.

4. Субъектом дачи взятки является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве субъекта дачи взятки может выступать и должностное лицо. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

5. Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный осознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает передать предмет взятки. Однако если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи вещи, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом случае состав дачи взятки отсутствует.

Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

6. От уголовной ответственности за дачу взятки закон предусматривает освобождение при наличии двух условий: 1) когда со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 2) если лицо, давшее взятку должностному лицу, добровольно сообщило об этом в правоохранительный орган, имеющий право возбуждения уголовного дела. При этом лицо должно активно способствовать раскрытию и расследованию преступления. Вымогательство взятки как основание освобождения от уголовной ответственности состоит в подавлении воли, поведения лица со стороны, оказываемого на него давления должностным лицом. Гражданин вынужден давать взятку, иначе его права и законные интересы будут нарушены либо существенно ущемлены. Лицо, на которое направлено вымогательство взятки, не имеет желания использовать возможности должностного лица в своих целях. Добровольность заявления о факте вымогательства взятки предусматривает три аспекта: а) продуманное и самостоятельное заявление лицом о факте даче им взятки должностному лицу; б) положительность мотивов заявления, указывающих на его добровольность; в) подача заявления только в тот орган, в полномочия которого входит право возбуждения уголовного дела по факту дачи взятки.

Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными. Добровольность заявления означает, что оно было сделано по собственному желанию при осознании факта, что о совершении преступления еще неизвестно правоохранительным органам.

Коррупция – злоупотребление должностным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, а также любое злоупотребление должностными обязанностями с целью извлечения выгод, преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

В России коррупция до сих пор не устранена, это опасное социальное явление, которое предусматривает уголовную ответственность.

За дачу взятки согласно ст. 291 УК РФ виновные лица должны быть наказаны по всей строгости закона .

Что грозит человеку, который дал взятку должностному лицу и может ли он избежать уголовного наказания?

Взяткой считается, к примеру, незаконная выдача документов, постановка лица, дающего взятку, на получение жилья вне очереди, прекращение уголовного дела, отстранение от воинской службы и т. д.

Ответственность за взятку (ст. 291 УК РФ) несет не только тот человек, который получает незаконное денежное вознаграждение от другого лица, но и тот, кто дает взятку:

Оба понятия кажутся похожими. Но в законах РФ понятие дачи взятки отличается от коммерческого подкупа. Тем более что оба термина представляют собой коррупционные действия.

Но отличия все же имеются:

Покушение на дачу взятки

Такое деяние характеризуется, как неоконченное преступление . Вроде человек и дал взятку должностному лицу, но тот по каким-то причинам не получил деньги.

Несмотря на это за такое правонарушение человеку, который дает взятку, грозит уголовная ответственность согласно ст. 29 и 30 УК РФ.

Уголовная ответственность в этом случае наступает только тогда, когда покушение на дачу незаконного денежного вознаграждения применяется по отношению к тяжкому или особо тяжкому преступлению.

Нет, в случае с предложением уголовная ответственность не наступает . Понять, в чем отличаются эти виды нарушений, можно из следующих примеров:

Пример 1.

Директор магазина при проверке противопожарной безопасности предлагает инспектору взятку, чтобы тот не выписывал ему штраф.

Но при этом предприниматель денег ему не дает, он пока только договаривается.

Однако инспектор отказывается от получения незаконного вознаграждения.

В этом случае уголовная ответственность не предусмотрена, так как никаких действий директор по сути не совершал.

Пример 2.

Студент, который провалил экзамен, подходит к преподавателю с зачетной книжкой, куда он вложил некую сумму для того, чтобы профессор поставил ему «5». Он просит его взять деньги, но преподаватель отказывается их принимать и ставить ему оценку.

В таком случае речь идет о покушении на дачу незаконного денежного вознаграждения, поскольку попытка вручения денег была произведена, но окончилась неудачей.

Ответственность предусмотрена в ст. 290 УК РФ:

Если взятка была осуществлена группой лиц по сговору либо группа лиц вымогала взятку, предлагала незаконные денежные средства в крупном размере (от 150 тысяч рублей) для получения своих выгод, тогда каждому члену незаконно организованной группы может грозить наказание в виде штрафа от 2 млн. до 4 млн. руб. либо размер зарплаты за период о 2 до 4 лет.

Да, такая практика есть . Наказания можно избежать, если:

Пример: парень решил откупиться от армии, принес должностному лицу некую сумму. Через какое-то время его вызвали сотрудники ФСБ и сообщили о том, что у них есть видео доказательства того, что парень давал взятку должностному лицу, поэтому ему может грозить ст. 291.

Но они заявили о том, что если парень расскажет, как все было и поможет следствию, то они не будут привлекать его к уголовной ответственности.

Это действительно так, такое правило прописано в Примечании к ст. 291 «Дача взятки». Там четко прописано, что в случае активной помощи следствию лицо, давшее взятку, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщит в орган, который возбуждает уголовные дела, о том, что давал взятку должностному лицу.

Взятка сотруднику ГИБДД

Многие лица при исполнении пренебрегают ст. 291 УК РФ, за что некоторые и отвечают по всей строгости закона.

Но если вы думаете, что наказание за взятку грозит только инспектору ГИБДД, то грубо ошибаетесь. За такое правонарушение ответственность несет и водитель транспортного средства.

А ответственность согласно УК РФ может быть следующей:

Размер взятки Ответственность инспектора ГИБДД за получение взятки Ответственность водителя за дачу взятки
До 25 тыс. руб. От штрафа до 1 млн. руб. и до лишения свободы сроком до 3 лет От штрафа до 500 тысяч рублей и до тюремного заключения сроком до 2 лет
От 25 до 150 тыс. руб. От штрафа до 1,5 млн. руб. и до тюремного заключения сроком до 6 лет От штрафа до 1 млн. и до заключения сроком на 5 лет.
От 150 тыс. руб. От штрафа до 4 млн. руб. и до тюремного заключения от 7 до 12 лет От штрафа 1-3 млн. руб. и до лишения свободы от 7 до 12 лет.
Свыше 1 млн. руб. От штрафа от 3 млн. руб. и до тюремного заключения от 8 до 15 лет От штрафа в 2-4 млн. руб. и до лишения свободы сроком от 8 до 15 лет

Если имеет дело провокация со стороны инспектора, а владелец автотранспортного средства не хочет платить ему, тогда он может повести себя так:

С 2016 года Уголовный кодекс пополнился еще одной статьей № 291.2 «Мелкое взяточничество».

Согласно этой норме закона за дачу, получение взятки в размере до 10 тысяч рублей напрямую или через посредника, лицам, совершившим такое преступление, может грозить наказание в виде:

Если мелкую взятку дало лицо, которое раньше уже было судимо за совершение преступления по статьям 290 и 291 УК, тогда ему будет грозить:

  • штраф до 1 млн. руб.;
  • зарплата за период до 12 месяцев;
  • исправительные работы сроком до 3 лет;
  • ограничение свободы сроком до 4 лет;
  • тюремное заключение сроком до 3 лет.

Избежать ответственности за мелкое взяточничество можно, если лицо, которое дало взятку, будет активно помогать следствию в раскрытии преступления, а также само сообщит в правоохранительные органы о том, что оно дало взятку.

Дача взятки

Комментарий к статье 291 УК РФ:

1. Объект и предмет преступления дачи взятки в полном объеме совпадают с аналогичными признаками состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК. В комментируемой статье также закреплены новеллы, касающиеся размера взятки, кратности штрафа размерам взятки.

2. Объективная сторона выражена в совершении виновным действий, связанных с передачей должностному лицу лично либо через посредника предмета взятки. Однако если последний не знал о характере совершаемого деяния, а лишь выполнял указание своего начальника, то он не может нести ответственность, ибо выступал в роли "средства" достижения преступного результата. Организатором и исполнителем дачи взятки будет должностное лицо. Если же подчиненный был хорошо осведомлен о сути совершаемого им деяния, то он должен рассматриваться как соучастник данного преступления, выступивший в роли исполнителя (посредник).

3. Состав преступления - формальный. Это преступление считается оконченным с момента фактической передачи предмета взятки. Правомерно ставить вопрос о наличии состава дачи взятки, когда передача ее предмета состоялась после выполнения нужных взяткодателю действий. Возможно и покушение на совершение дачи взятки, если она не состоялась по причинам, не зависящим от воли виновного, и его преступное поведение стало известно правоохранительным органам.
По ч. 2 данной статьи ответственность наступает за дачу взятки в значительном размере.
Часть 3 ст. 291 УК предусматривает ответственность за дачу взятки в случаях совершения должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия). Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий предопределяет соответствующее его поведение. Основу этого поведения составляет совершение должностным лицом таких действий (бездействия), которые носят характер незаконных, противоречащих определенному нормативному акту, имеющему статус закона. В данном смысле должностное лицо может совершать любое правонарушение: проступок или преступление. Доказывая наличие указанного квалифицирующего признака в действиях лица, следует установить его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определенную трудность.
Передача взятки нескольким должностным лицам образует состав самостоятельных отдельных преступлений, при условии что должностные лица совершают разные действия в интересах одного или группы взяткодателей. Если же они составляют единый групповой механизм, от которого зависит решение нужного взяткодателю вопроса, и это понимают все, то налицо состав дачи взятки как единого состава. Что касается правовой оценки действий указанных должностных лиц с позиции соучастия, то они должны рассматриваться как участники получения взятки по предварительному сговору или организованной группой.
По ч. 4 ответственность наступает за дачу взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или в крупном размере.
В ч. 5 установлена ответственность за дачу взятки в особо крупном размере.

4. Субъектом дачи взятки является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве субъекта дачи взятки может выступать и должностное лицо. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки.

5. Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в форме прямого умысла, когда виновный осознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает передать предмет взятки. Однако если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи вещи, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавая его неправомерность, то в этом случае состав дачи взятки отсутствует.
Цели и мотивы дачи взятки могут быть самые различные. Сюда можно отнести побуждения как личного порядка, так и корыстные, желание добиться намеченного результата в обход закона или отблагодарить получателя взятки за решение, принятое в пользу взяткодателя, освободиться от ответственности и т.п.

6. От уголовной ответственности за дачу взятки закон предусматривает освобождение при наличии двух условий: 1) когда со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки; 2) если лицо, давшее взятку должностному лицу, добровольно сообщило об этом в правоохранительный орган, имеющий право возбуждения уголовного дела. При этом лицо должно активно способствовать раскрытию и расследованию преступления. Вымогательство взятки как основание освобождения от уголовной ответственности состоит в подавлении воли, поведения лица со стороны, оказываемого на него давления должностным лицом. Гражданин вынужден давать взятку, иначе его права и законные интересы будут нарушены либо существенно ущемлены. Лицо, на которое направлено вымогательство взятки, не имеет желания использовать возможности должностного лица в своих целях. Добровольность заявления о факте вымогательства взятки предусматривает три аспекта: а) продуманное и самостоятельное заявление лицом о факте даче им взятки должностному лицу; б) положительность мотивов заявления, указывающих на его добровольность; в) подача заявления только в тот орган, в полномочия которого входит право возбуждения уголовного дела по факту дачи взятки.
Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными. Добровольность заявления означает, что оно было сделано по собственному желанию при осознании факта, что о совершении преступления еще неизвестно правоохранительным органам.

Подкуп должностного лица (ст. 291 УК РФ) – уголовное преступление, его совершение способствует процветанию коррупции и оказывает негативное влияние на демократические устои: подрывается авторитет государственных и других публичных институтов и снижается значение официального статуса лиц, уполномоченных выполнять публично значимые функции.

Взятка – это передача лицу, обладающему властными полномочиями, вознаграждения за то, что оно предпримет какие-либо действия или, наоборот, не станет их предпринимать по просьбе лица, выплачивающего незаконный гонорар. Например, когда студент платит преподавателю вуза за успешную сдачу курсового проекта, автомобилист предлагает сотруднику ГИБДД деньги за несоставление протокола или врач получает дорогой подарок за фальшивый больничный.

Взяткой признаётся как явное вручение денежных знаков (российских и иностранных), банковских чеков, платёжных карт и иных материальных благ, так и завуалированное вознаграждение, например, снижение процентной ставки по договору займа, выигрыш в лотерее.

Наказывать за данное деяние будут в соответствии с общими принципами юридической ответственности. Если нарушитель – юридическое лицо, то применяются нормы КоАП (Кодекса об административных правонарушениях), в остальных случаях лица, способствующие коррупции, попадают под юрисдикцию уголовного права.

Нормативно-правовые нормы, содержащие перечень запрещённых поведенческих актов, включают в себя несколько положений, посвящённых непосредственно взяточничеству. Это её вручение, получение, посредничество и мелкое взяточничество.

Статья «Дача взятки» УК РФ состоит из 5 разделов с примечанием.

Диспозиционная часть выглядит следующим образом:

  1. Первый и второй разделы запрещают давать взятку лично или опосредованно должностным лицам РФ, лицам, занимающим должность в иностранных компаниях и организациях межгосударственного или негосударственного характера в обычном (ч. 1) и значительном размере (ч. 2).
  2. Третий пункт, в отличие от первых двух, предполагает, что оговариваемые действия(бездействия) будут иметь явную криминальную природу.
  3. Четвёртая часть перечисляет возможные взыскания за деяния, перечисленные в предыдущих частях, совершённые групповым способом (несколькими лицами, имеющие общую преступную цель, криминальной группировкой) или в крупном размере.
  4. Последний пункт содержит меры государственного принуждения, которые применяются за вышеперечисленные действия, совершённые в особо крупном размере.

В примечании законодатель предусмотрел условия, при которых лицо хоть и принимало участие в криминальном акте, номерам государственного принуждения подвергаться не будет. Во-первых, это ситуации, когда лицо подверглось давлению со стороны госслужащего. Во-вторых, освобождает от судимости сообщение в компетентные органы о факте подкупа, сделанное по собственной воле, и активное содействие следствию.

К нарушителю могут применить 4 вида санкций.Самым незначительным наказанием считается денежное взыскание, которое могут назначить за нарушение каждого из пяти предусмотренных пунктов. Оно может иметь фиксированный размер, то есть не зависеть от суммы, которая была передана в качестве незаконного вознаграждения.

Нарушителя обяжут заплатить от нескольких тысяч до четырёх миллионов. Более конкретную сумму рассчитают только в ходе судебного заседания.

Предельные значения выглядят следующим образом:

  • до 500 000 (ч. 1);
  • до 1 000 000 (ч. 2);
  • до 1 500 000 (ч. 3);
  • до 3 000 000 (ч. 4);
  • до 4 000 000 (ч. 5).

Второй вариант, предусматривает, что штраф будет зависеть от финансового положения нарушителя. Отдать придётся доход (зарплата или поступления из других источников) за период до 4 лет.

Третий вариант предусматривает, что штраф назначат исходя из переданной суммы. В таком случае он варьируется от пятикратного до девяностократного её размера.

Следующий вариант наказания – исправительные работы. Ввиду серьёзности проступка за деяния, предусмотренные частями 3–5, назначение данного вида наказания не происходит. Принудительный труд продлится до 2 лет (ч. 1, 2).

Самое суровое наказание – заключение в исправительном учреждении. Изоляция продлится от нескольких месяцев до 15 лет. В качестве альтернативы за нарушение части 1 виновному могут назначить 2 года принудительных работ вместо тюрьмы.

На усмотрение судьи вместе с тюремным заключением нарушитель может дополнительно наказываться и финансовыми санкциями. Штраф будет равен сумме, переданной в качестве оплаты, увеличенной в несколько раз (от 5 до 30).

В качестве дополнительной меры на осуждённого может налагаться ограничение в виде временного запрета заниматься профессиональной деятельностью.

Нарушив положения 1-го и 2-го пунктов, виновный вместе с направлением на исправительные работы, возможно, лишится работы по профессии на 3 года. Если проступок более серьёзный, запрет могут наложить одновременно со штрафом (ч. 3 – до 5 лет, ч. 4 – до 7) или с заключением в исправительном учреждении (будет действителен в течение 7 или 10 лет).

В рамках борьбы с коррупцией идёт постепенное ужесточение наказания не только для госслужащих и сотрудников властных структур, получающих дополнительные гонорары от граждан. Каждая новая редакция Уголовного кодекса (УК РФ)вводит более суровое наказание для граждан, пытающихся незаконно решить свои личные проблемы.

Изменения касаются увеличения сроков заключения в исправительных учреждениях и размеров штрафов, которые полагается заплатить в государственный бюджет.

Объективную сторону преступления составляет акт передачи (самолично или с привлечением помощника) предметов, представляющих материальную ценность, за совершение должностным лицом каких-либо действий или за то, что оно воздержится от их совершения.

Они могут выражаться:

  1. В активной форме.
  2. В пассивной форме (бездействии).
  3. В нарушении действующего законодательства.

Поступки, за осуществление которых передаётся оплата, должны входить в круг должностных обязанностей взяточника и выполняться в интересах взяткодателя или лиц (физических и юридических), от имени которых он действует. Если такие действия не являются непосредственной частью его полномочий, то лицо должно обладать реальной возможностью поспособствовать их совершению (например, в силу занимаемой должности).

Кроме этого, целью может стать внеочередное повышение по службе, получение определённых незаслуженных льгот от начальства или помощь в сокрытии должностных проступков.

Криминальная составляющая отсутствует, когда лицо, передающее взятку, считает её законной оплатой оказанных услуг.

Если лицо, получив ценности, вместо того чтобы отдать их получателю, присваивает их себе, то судить его будут за мошенничество. Лицо, планировавшее совершить подкуп и воспользовавшееся для этого услугами посредника, обвинят в покушении на ст. 291 УК.

Признаками, влияющими на квалификацию, будут:

  • противоправная цель. Если целью подкупа было подстрекательство служащего совершить акт, являющийся отдельным криминальным проступком (служебный подлог, превышение полномочий), то данное деяние будет квалифицировано по совокупности составов ст. 291 УК и совместной реализации преступного замысла;
  • групповой способ совершения. То есть исполнение группой лиц, сговорившихся нарушить закон,или устойчивой криминальной группировкой. К групповому способу относится ситуация, когда начальник побуждает своего подчинённого совершить подкуп.В таком случае оба лица будут рассматриваться законом как соучастники;
  • размер. Предусматривается значительный размер (от 25 000 р.), крупный (от 150 000 р.) и особо крупный (1 млн р.). Стоимость взятки оценивается в рублях не только тогда, когда её предметом являются платёжные средства, но и при передаче взяткополучателю любого дорогостоящего предмета или оказании услуг.

Минимальный предел определён ГК (Гражданским кодексом) – запрещается благодарить лицо за исполнение прямых служебных обязанностей подарками стоимостью свыше 3 000 р.

Лицо, на которое может быть обращено преследование, должно достигнуть шестнадцатилетнего возраста и обладать дееспособностью в соответствующем объёме. Может иметь специальный статус (занимать определённую должность, руководить фирмой) или не иметь такового.

Помимо основного субъекта – взяткодателя, законодателем предусмотрен и дополнительный – посредник в передаче.Причём не имеет значения, действовал ли посредник из корыстных соображений (получал плату за свои услуги) или оказывал услуги на безвозмездной основе.

Мотив преступника всегда носит корыстный характер. Целью является удовлетворение своих личных интересов, интересов своих близких или организации, которую он представляет.

Умысел, с которым совершено преступное деяние, может быть только прямым. Невозможно неосторожно подкупить госслужащего или инспектора ГИБДД.

Как посредника лицо могут осудить только в том случае, если оно знало, что передаваемые предметы – финансовые средства, иные материальные (драгоценности, предметы искусства) или нематериальные (предоставляемые услуги, объекты интеллектуальной собственности) блага являются взяткой. Если же лицо, послужившее посредником, не понимало истинной природы передачи денег, то участие будет расценено как добросовестное заблуждение.

Срок давности определяется на основании правил, установленных ст. 78 УК, и зависит от степени тяжести содеянного. При его определении следует иметь в виду некоторые особенности данного состава. Так, подкуп при отягчающих обстоятельствах относится к тяжким проступкам. Если таковые обстоятельства отсутствуют, то характеристика будет иной – деяние оценят как противоправный акт средней тяжести.

Согласно подследственности дача любой взятки расследуется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователями МВД, а в некоторых случаях – следователями ФСБ. Именно они должны проводить следственные мероприятия и собирать доказательства. Подсудность определяется в соответствии с общими принципами, установленными УПК РФ.

Оканчивается преступление в момент, когда незаконное вознаграждение частично или полностью перешло в руки взяткополучателя (формальный состав). Если ценности не были получены по причинам, не зависящим от воли взяточников (например, их поймали с поличным полицейские), то содеянное будет считаться стадией покушения.

Не является криминальным актом высказывание намерений лица совершить подкуп, если реальные шаги для реализации этой идеи не предпринимались.

Каждый эпизод передачи денег или иных предметов расценивается как отдельное правонарушение. Исключение составляет длящееся преступление, когда оговорённая сумма передаётся несколькими частями.

Ответственность лица, нарушившего требования ст. 291 УК, не будет наступать при соблюдении некоторых условий. Это произойдёт, если гражданин известит о правонарушении орган, уполномоченный возбудить уголовное дело по факту коррупции. При этом лицо должно осознавать, что сможет и дальше скрывать произошедшее от сотрудников полиции. В соответствии с общими положениями УК (75 УК) сообщение о факте взяточничества представляет собой разновидность деятельного раскаяния.

Кроме того, лицо не подлежит ответственности в случаях:

  1. Дача взятки, которую предусматривает статья УК, была вынужденной мерой, предпринятой для защиты от неправомерных посягательств, то есть под давлением лица, наделённого властными полномочиями, требовавшего уплатить финансовые средства или передать иные материальные блага, запугивая и угрожая использовать своё положение для причинения вреда законным интересам гражданина.
  2. Предоставления органам дознания или следствия информации, имеющей важное значение для раскрытия и расследования совершённого с его участием злодеяния. Например, указание конкретных лиц, участвующих в реализации преступных замыслов, или подробное описание обстоятельств произошедшего.

Выполнение этих условий автоматически влечёт отмену процессуального статуса обвиняемого.

Вопрос о возврате отданных средств будет решаться следующим образом:

  • лица, не признанные потерпевшими, не смогут добиться возвращения предметов, использовавшихся для подкупа. То, что лицо освобождается от ответственности, не означает, что в поступке отсутствует криминальная составляющая. Возврата материальных ценностей не будет – они пополнят бюджет государства как нажитые незаконным путём;
  • если имел место доказанный факт вымогательства или ценности передавались в ходе проведения спецоперации под контролем полиции, то объекты вернут законному владельцу.

Законно освободят от ответственности только лицо, заплатившее денежные средства. Факт обращения в МВД взяткополучателя никак не повлияет на порядок привлечения к уголовно-правовой ответственности. Максимум на что он может рассчитывать – это смягчение наказания при деятельном раскаянии. Освобождение от заслуженного наказания произойдёт только на основании помилования или акта амнистии.

Судебная практика по статье 291 УК РФ

Судебная практика представлена на профильных сайтах, посвящённых юриспруденции, а также в электронном справочнике «Консультант Плюс». На данных ресурсах можно увидеть примеры обвинительных и оправдательных приговоров, жалоб в апелляционные инстанции и разъяснения судебных решений.

Гражданин Иванов совершил покушение на преступление, квалифицируемое как взятка должностному лицу, – статья УК РФ 291. Он пытался подкупить сотрудника полиции, чтобы не выплачивать штраф за нарушение норм КоАП.

В магазине, управляющим которого являлся Иванов, были нарушены правила продажи алкогольной продукции – продан спиртосодержащий напиток лицу, которому не исполнилось 18 лет, что было выявлено инспектором УВД Петровым. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении нормы 14.2 КоАП РФ, который ввиду отсутствия последнего не был предъявлен.

Иванов, решив дать взятку, отправился по месту работы инспектора, имея намерение передать гражданину Петрову в качестве оплаты за уничтожение составленного протокола об административном правонарушении 15000 рублей. Довести преступление до логического завершения заговорщикам помешали полицейские.

В ходе следствия установлено:

  1. Наличие смягчающих обстоятельств – полностью признал вину и раскаялся, давал подробные признательные показания, имеет на иждивении малолетнего ребёнка (3 года), ранее в поле зрения правоохранителей не попадал.
  2. Отсутствие отягчающих обстоятельств.

Районный суд республики Коми признал гражданина Иванова виновным в совершении преступления, которое предусматривают статьи 30 (ч. 3) и 291 УК РФ (ч. 2). Приговор составил 2 года лишения свободы условно. Установленный испытательный срок равен 1 году.

1. Объективная сторона данного преступного деяния заключается в даче (незаконном вручении, пересылке и т.д.) должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.
2. Дачей взятки лицо преследует цель извлечь соответствующую пользу для себя либо для представляемых им лиц, осознавая при этом, что получившее взятку должностное лицо может или должно совершить соответствующие действия по службе либо, напротив, не должно принимать мер, которые следовало принять.
Если взяткодатель, передавая должностному лицу деньги или иное имущество, склоняет его к совершению противоправных действий, образующих иной состав преступления (например, превышение должностных полномочий, служебный подлог), содеянное взяткодателем должно квалифицироваться по совокупности как дача взятки и соучастие в совершении соответствующего преступления.
3. В п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 разъяснено, что действия лица, давшего взятку за получение каких-либо преимуществ для государственных или общественных организаций, должны квалифицироваться как дача взятки, а при наличии оснований - по совокупности с другими преступлениями (хищение, злоупотребление должностными полномочиями и др.).
Должностное лицо, предложившее подчиненному ему по службе работнику добиваться желаемого действия или бездействия путем дачи взятки другому должностному лицу, несет ответственность как взяткодатель, а работник, договорившийся о выполнении за взятку обусловленных действий и вручивший взятку, должен нести ответственность как соучастник дачи взятки.
4. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).
Первый из указанных признаков предполагает, что лицо, давая взятку, осознает, что склоняет должностное лицо к совершению незаконных действий (бездействия) по службе, и желает наступления конкретного результата таких действий (бездействия) - выдача подложного документа, постановка вне очереди на получение жилья в нарушение установленного порядка, отказ в возбуждении уголовного дела либо его прекращение вопреки требованиям уголовно-процессуального закона и т.д.
5. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки, а действия его посредника - как соучастие в покушении на дачу взятки.
6. Согласно примечанию к комментируемой статье, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Заявление о даче взятки (устное или письменное), поданное в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (прокурор, следователь, орган дознания), должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным заявление, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.
Применительно к рассматриваемому основанию освобождения от уголовной ответственности представляется, что добровольное заявление о даче взятки может быть подано в силу конкретных обстоятельств (стихийное бедствие, отдаленность местонахождения органа, который вправе возбудить уголовное дело, болезнь заявителя и т.д.) представителям иных органов власти (например, депутату), которые в свою очередь должны сообщить о поступившем заявлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Заявление о даче взятки должно быть не только добровольным, но и соответствующим действительности. Во избежание оговора невиновного должностного лица заявителю должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос (см. коммент. к ст. 306).
Вопрос о том, не связано ли добровольное сообщение о даче взятки с имевшей место провокацией взятки, решается в ходе расследования дела (см. коммент. к ст. 304).
7. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по указанным выше основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления, а поэтому он не может быть признан потерпевшим и претендовать на возвращение ему денег или иных ценностей, переданных в качестве взятки.
Подлежат возвращению владельцу деньги и другие ценности, переданные им взяткополучателю, если лицо до передачи этих ценностей добровольно сообщило о предстоящей даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и их передача происходила под контролем с целью изобличения взяткополучателя.
Также подлежат возврату владельцу деньги и другие ценности, если он вынужден был передать их в качестве взятки в результате акта вымогательства для предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов либо правоохраняемых интересов представляемых им лиц.
Деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства. Если полученные должностным лицом предметы взятки не обнаружены, неосновательно приобретенное взыскивается судом в доход государства в силу требований ст. 1102 ГК.
8. Субъектом данного преступления могут быть как частные, так и должностные лица, достигшие 16-летнего возраста.
9. С субъективной стороны дача взятки характеризуется только прямым умыслом. Давая взятки, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым совершается подкуп должностного лица, и желает этого, рассчитывая на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие) по службе.