Конфискация имущества представляет собой. Вопросы применения конфискации имущества в уголовном праве рф

В соответствии с РФ №162 от 08.12.2003г., ст. 52 Уголовного кодекса РФ «Конфискация имущества» утратила силу. Данная статья предусматривала возможность изъятия имущества у осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление (кроме личного или принадлежащего иждивенцам осужденного).

Однако законодатель Федеральным законом РФ № 153 от 27.07.2006г. вводит в Уголовный кодекс РФ Главу 15.1 Конфискация имущества. В этой главе под конфискацией понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества.

Имущество, подлежащее конфискации (ст. 104.1 УК РФ):

  • Деньги, ценности и иное имущество, полученное при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • Доходы от имущества, приобретенного преступным путем;
  • Если деньги и иное имущество пошли на финансирование терроризма или преступной организации;
  • Средств совершения преступления (орудия, оружие и приспособления);
  • Часть имущества, приобретенного честным путем, если при приобретении вкладывались деньги, полученные преступным путем;

Конечно, преступники не глупы, чтобы держать имущество дома или на своих счетах. Поэтому законодатель в части 3 ст. 104.1. УК РФ предусмотрел, что если имущество передано другим лицам, то его можно конфисковать, но только при условии, что лицо (получившее имущество) знало или должно было знать о происхождении этого имущества.

Нововведение:

И вот, согласно Федеральному закону РФ №107 от 10.07.2012г., в ст. 104.2. Уголовно кодекса РФ, было внесено дополнение, а именно п.2. Поправка вступает в силу через 10 дней после официальной публикации. Официальная публикация состоялась в Российской газете 13.07.2012г., а значит в силу поправка вступила 23.07.2012г.

В п.2. ст. 104.2. УК РФ, законодатель предусмотрел возможность суда при рассмотрении уголовного дела рассматривать вопрос о конфискации имущества обвиняемого в счет , понесенного в результате совершения преступления.

Но п. 2 ст. 104.2. УК РФ применяется лишь в том случае, если ущерб, нанесенный незаконным деянием осужденного, не может быть покрыт из имущества, признанного полученным преступным путем.

Коллизия:

С введением п. 2 ст. 104.2 УК РФ, возникла коллизия с п.2 ст.104.3 УК РФ.

П. 2. Ст. 104.3. УК РФ, говорит, что возмещение вреда производится из имущества полученного преступным путем (указанного в ст. 104.1. УК РФ), а остальное переходит в пользу государства. А п. 2. Ст. 104.2. УК РФ, говорит, что конфискации подлежит и иное имущество, дабы возместить ущерб, нанесенный незаконными действиями.

Будет ли урегулирована эта коллизия пока не известно.

Всех уголовных законодательств с древнейших времен. В отечественном уголовном праве она встречается со времен Русской Правды. Весьма распространена была конфискация имущества в советском уголовном праве. Законодательство зарубежных буржуазных государств со времен Великой французской революции негативно относилось к использованию данной меры наказания, хотя, как и в России, периоды ее полного исключения из системы наказаний сменялись периодами признания се целесообразности и возвращения в систему наказаний в том или ином виде.

Конфискация имущества первоначально предусматривалась и УК РФ 1996 г. как дополнительное наказание, которое состояло в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, и применялось только в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений (ст. 52 УК). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ конфискация имущества как вид уголовного наказания была исключена из УК, что, по мнению многих специалистов, значительно снизило превентивную роль закона в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, другими наиболее тяжкими видами преступлений, поскольку сделало практически невозможным изъятие доходов, полученных преступным путем, и воздействие на экономические основы преступности.

Сохраненная в уголовно-процессуальном законодательстве (п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК), так называемая специальная конфискация «имущества, денег и иных ценностей, полученных в результате преступных действий либо нажитых преступным путем» проблемы не решает: чтобы добраться до указанного имущества, следствие должно доказать не только вину владельца, но и незаконное происхождение денег и ценностей.

Возможность конфискации преступно нажитого имущества предусмотрена законодательством многих стран, эта мера является одним из самых эффективных правовых инструментов противодействия преступности. В отношении ряда преступлений она предусмотрена соглашениями в рамках ООН, в некоторых из них участвует и Россия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"» раздел VI УК назван «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15 «Конфискация имущества». Новая глава включает три статьи (104 1 -104 3), нормы которых регулируют условия и порядок применения конфискации имущества как «иной меры уголовно-правового характера».

Согласно ст. 104 1 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда следующего имущества:

  • денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2-4 ст. 105 УК (убийство при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 126 УК (похищение человека), ст. 127 1 УК (торговля людьми), ст. 205 УК (терроризм), ст. 206 УК (захват заложника), ст. 209 УК (бандитизм), ст. 278 УК (насильственный захват власти) и другими статьями УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную фаницу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 УК, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
  • денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными в п. «а» статьями, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
  • денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
  • орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (ч. 1 ст. 104 1 УК).

Такая мера подлежит применению только в случаях совершения перечисленных видов преступлений и при условии доказанности связи соответствующих денег, ценностей и иного имущества с совершением преступления.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него (ч. 2 ст. 104 1 УК).

Имущество, указанное в ч. 1 и 2 ст. 104 1 УК, переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий (ч. 3 ст. 104 1 УК).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104" УК, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104 2 УК).

При решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 104 1 и 104 2 УК в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу (ч. 1 ст. 104 3 УК).

При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104 1 УК, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства (ч. 2 ст. 104 3 УК).

Положения ст. 104" УК, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 г. Это связано с правилами применения обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК).

Институт конфискации

Институт конфискации с уверенностью можно назвать одним из самых сложных и спорных не только в отечественной уголовно-правовой науке, но и в российском обществе в целом.

Конфискация имущества относится к числу древнейших наказаний. Она широко применялась уже в императорском Древнем Риме. В эпоху буржуазных революций в Европе сложилось резко критическое отношение к этой мерс как подрывающей «священность» и «неприкосновенность» права частной собственности. Во Франции конфискация была отменена в 1790 г., т. е. сразу же после победы первой буржуазной революции; при Наполеоне восстановлена, а в 1814 г. вновь отменена (последнее было подтверждено Хартией 1830 г. и Конституцией 1848 г.). В Пруссии конфискация имущества как мера уголовного наказания была отменена в 1850 г.

В России конфискация фигурировала уже в Русской Правде и в Уложении 1649 г. За политические преступления эта мера уголовного наказания предусматривалась позднее Сводом законов 1832 г. и Уложением о наказаниях 1845 г. В Уложении о наказаниях 1885 г. конфискация среди мер наказания уже не упоминалась. О ней вновь вспомнили после революции 1917 г. и уже не забывали во всех российских УК.

Отмененный в 2003 г. институт конфискации в очередной раз был введен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ, в соответствии с которым УК дополнен гл. 15 1 «Конфискация имущества». Последняя, в свою очередь, вошла в разд. VI «Иные меры уголовно-правового характера» (прежде именовавшийся «Принудительные меры медицинского характера»).

Таким образом, российский законодатель фактически ввел так называемую двухколейную систему уголовно-правовых санкций, известную большинству европейских стран (наказания и меры безопасности).

В соответствии со ст. 104 1 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

  • денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных специально перечисленными статьями УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением подлежащих возврату потерпевшему;
  • денег, ценностей и иного имущества, в которые доходы от преступления были частично или полностью превращены или преобразованы;
  • денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества или преступления;
  • орудий, оборудования или иных средств совершения преступления.

Такое решение вопроса о восстановлении института конфискации в российском уголовном законодательстве было выбрано не без влияния зарубежного опыта.

Нынешняя российская правовая система, включая уголовное и уголовно-процессуальное право, развивается в тесной связи с правовыми системами других государств. Зарубежное же законодательство о конфискации достаточно противоречиво и демонстрирует разнообразие моделей как на концептуальном, так и на технико-юридическом уровне. И уже хотя бы в силу этого представляется целесообразным дать краткий сравнительный обзор подходов к регулированию института уголовно-пра- вовой конфискации в современном мире.

В уголовном праве четко разграничиваются общая и специальная конфискации имущества. Под последней понимается безвозмездное изъятие не всего имущества, а только следующих его видов:

  • предметов, использованных для совершения или подготовки преступления;
  • предметов (имущества, денег), полученных в результате преступления;
  • предметов, запрещенных к свободному обороту.

По общему правилу в современных национальных законодательствах закрепляется либо общая, либо специальная конфискация. Лишь в отдельных странах уголовные кодексы предусматривают одновременно обе эти разновидности (Беларусь, Болгария, Кот-д"Ивуар, Куба, Лаос, Мадагаскар, Монголия, Судан).

Институт конфискации в международном праве

На сегодня конфискация, пожалуй, единственный вид правовой санкции, законодательное закрепление и применение которой прямо предписано международным правом как обязанность государств. Ее особое положение объясняется той ролью, которую отводит ей мировое сообщество в борьбе с такими видами транснациональной организованной преступности, как терроризм, наркоторговля, легализация преступных доходов и коррупция.

Возлагая на государства-участники обязанность предусмотреть в своих законодательствах рассматриваемую меру, международные конвенции тем не менее оставляют национальным законодателям широкий простор для самостоятельного определения ее юридического формата в соответствии с местными правовыми традициями.

Так, ст. 1 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г., ратифицирована Федеральным законом от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г.) установлено, что термин «конфискация» означает не только наказание, но и «меру, назначенную судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества» (п. 1).

Из текстов международно-правовых документов со всей определенностью вытекает, что обязанностью государств-участников являются закрепление и применение института специальной (а отнюдь не общей) конфискации. Приведем характерный пример: в соответствии со ст. 12 Конвенции против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ) государства — участники этой Конвенции принимают в максимальной степени, возможной в рамках их внутренних правовых систем, такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации как доходов от преступлений, так и имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений (п. 1).

В том что касается уголовно-правовой конфискации, вышеприведенные формулировки международных конвенций весьма четко отражают реалии, сложившиеся в современных уголовно- правовых системах.

Общая конфискация

Почти повсеместно применявшаяся еще в недавнем прошлом к настоящему моменту общая конфискация имущества исключена из уголовного законодательства подавляющего большинства государств мира. Во многих странах она прямо запрещена конституцией (Азербайджан, Аргентина, Барбадос, Бахрейн, Бельгия, Греция, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Ливан, Малайзия, Мальдивская Республика, Мексика, Никарагуа, ОАЭ, Парагвай, Румыния, Сирия, Турция, Чили и др.).

В Азербайджане и Грузии этот вид наказания был признан неконституционным.

В настоящее время общая конфискация имущества сохраняется в законодательстве относительно небольшого числа стран. Среди них Беларусь, Болгария, Вьетнам, Дания, Казахстан, КНР, КНДР, Конго, Кот-д"Ивуар, Куба, Лаос, Латвия, Мавритания, Мадагаскар, Монголия, Судан, Таджикистан, Того, Украина, Франция, Эфиопия.

Во Франции эта разновидность конфискации носит исключительный характер и предусматривается только за преступления против человечества, а также за незаконные производство, ввоз или вывоз наркотиков.

В Армении конфискация имущества сохранена в УК 2003 г. как вид наказания (ст. 55), однако с важной оговоркой: «Размер конфискуемого имущества не может превышать размера имущественного вреда, причиненного преступлением, или размера выгоды, полученной преступным путем».

В Германии в 1992 г. и по ее образцу в Парагвае (1998 г.) и Эстонии (2001 г.) в уголовное законодательство было введено так называемое имущественное наказание. Оно назначается в качестве дополнительного к лишению свободы наказания в виде денежной суммы, которая может достигать стоимости всего имущества осужденного. Считаясь формально разновидностью штрафа, «имущественное наказание» также по сути выступает как общая конфискация. В тех странах, где она сохранена, это только дополнительное наказание.

Признавая, что общая конфискация — весьма суровая кара не только для самого осужденного, но и для членов его семьи, современный законодатель стремится ограничить ее применение.

Прежде всего, общая конфискация может применяться в отношении достаточно узкого круга преступных деяний. Так, в Беларуси и Таджикистане она устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Только за корыстные преступления это наказание назначается и в Казахстане.

По УК Мавритании, Мадагаскара, Судана общая конфискация вообще носит исключительный характер и применяется в единичных случаях. Так, в Мадагаскаре обшая конфискация может применяться только в двух случаях: при совершении преступлений против безопасности государства во время войны и если виновные в любом преступлении скроются от правосудия за пределами территории страны. В Судане конфискации всего имущества (в дополнение к смертной казни или заключению) подвергается лишь лицо, совершающее действия в целях разрушения конституционного строя, существующего в стране, или в целях создания угрозы для ее независимости и целостности.

Другое важное ограничение применения общей конфискации — это установление перечня неотчуждаемого имущества. В странах, где общая конфискация имущества применяется, уголовные кодексы содержат специальную норму, согласно которой не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении: квартира или жилой дом, земельный участок, мебель, минимально необходимая одежда, детские товары и др.

Специальная конфискация

В отличие от обшей специальная конфискация предусматривается уголовным законодательством большинства стран мира. Однако в большинстве стран СНГ специальная конфискация признается институтом не уголовного, а уголовно-процессуального права.

Прежде всего, далеко не везде существует единое понятие (институт) специальной конфискации. Так, в уголовном праве Австрии, Англии, Боснии и Герцеговины, Германии, Парагвая, США, Швейцарии и ряда других стран четко различаются два вида этой меры: конфискация имущества (материальной выгоды, полученной в результате преступления) и конфискация (изъятие) средств и орудий преступления.

Далее, специальная конфискация в двух ее видах в большинстве стран (Австрия, Германия, Исландия, Испания, Литва, Марокко, Молдова, Парагвай, Румыния, Хорватия и др.) рассматривается не как наказание, а как иная (помимо наказания) мера уголовного воздействия. Однако юридическая природа таких мер различна. Например, по УК Боснии и Герцеговины, Сербии, Македонии и Хорватии конфискация орудий преступления рассматривается как мера безопасности, а нормы о конфискации преступных доходов вообще выделены в отдельную главу. По УК Испании, Мальты, Перу, Сальвадора специальная конфискация — «дополнительное последствие» наказания.

В качестве наказания (дополнительного) специальная конфискация признается в Азербайджане, Албании, Туркменистане, Филиппинах, Франции, Японии. Во Франции допускается также назначение специальной конфискации в качестве основного наказания.

Поскольку в большинстве стран специальная конфискация не считается наказанием, для се назначения не требуется специального упоминания об этом в санкциях соответствующих статей Особенной части УК. Столь же свободно такая конфискация применяется в тех странах, где она не уголовный, а уголовно-процессуальный институт.

Особенностью специальной конфискации является то, что она может применяться и к третьим лицам, непосредственно не участвовавшим в совершении преступления, если они каким- либо образом получили доходы от преступной деятельности (например, в качестве правопреемников).

Так, согласно УК Австрии (п. 4 § 20) тот, кто обогатился в результате совершения другим лицом деяния, запрещенного под угрозой наказания, или непосредственно и незаконно обогатился за счет имущественной выгоды, полученной при совершении данного деяния, приговаривается к выплате денежной суммы в размере такого обогащения.

Аналогичные нормы имеются в УК Боснии и Герцеговины (ст. 111), Венгрии (ст. 63), Германии (§ 73), Дании (§ 76), Литвы (п. 3 ст. 72), Норвегии (ст. 34).

С другой стороны, предметы не могут быть конфискованы в пользу государства в том случае, если по закону они подлежат возврату потерпевшему или иному субъекту.

Специальная конфискация может также применяться к виновному и в том случае, когда ему не назначается уголовное наказание (например, по причине невменяемости лица или в силу малозначительности деяния).

Еще одной характерной чертой института специальной конфискации следует считать правило, согласно которому, если подлежащее конфискации имущество спрятано, израсходовано либо отсутствует по другим причинам, суд взыскивает с виновника, его сообщников или других лиц денежную сумму, соответствующую ценности подлежащего конфискации имущества. Это правило прямо закреплено в уголовном законодательстве Австрии, Литвы, Македонии, Нидерландов, Польши, и некоторых других стран.

В отдельных случаях законодатель из гуманных соображений устанавливает ограничения в отношении специальной конфискации. Так, согласно УК Австрии (п. 3 § 20а) от изъятия незаконной выгоды можно отказаться, если выплата денежной суммы несоизмеримо осложнила бы или сделала бы несправедливо тяжелым финансовое положение обогатившегося лица, в особенности если на момент вынесения решения об изъятии выгоды ее уже не существовало; следует учитывать и другие неблагоприятные имущественные последствия, возникающие в связи с вынесением приговора. Аналогичные нормы есть в УК Германии, Швейцарии и некоторых других стран.

В целом сравнительный анализ современного законодательства позволяет говорить о наличии устойчивой тенденции: все больше государств отказываются от обшей конфискации имущества как вида наказания в пользу института специальной конфискации.

От конфискации имущества как вида ранее действовавшего уголовного наказания и как уголовно-правовой меры, подкрепляющей уголовное наказание в соответствии со ст. 104.1 УК РФ, следует отличать наложение ареста на имущество. Такой арест в соответствии с ч. 1 ст. 115 УПК РФ осуществляется для исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем. Или в соответствии с ч. 1 ст. 116 УПК РФ наложение ареста на ценные бумаги либо их сертификаты для обеспечения возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем.

Порядок и условия конфискации имущества, полученного в результате совершения преступления, и (или) доходов от этого имущества

В ст. 104.1 УК РФ указаны положения, касающиеся конфискации доходов , возникших в результате применения полученного в результате совершения преступления имущества. Данное положение применимо лишь к правоотношениям , возникшим после 1 января 2007 г.

Имущество, приобретенное в результате совершения преступления, которое использовалось либо может быть использовано как орудие и средство преступления для проведения широкомасштабной преступной деятельности, подлежит конфискации. Эта мера обусловлена интересами государства и препятствует продолжению преступной деятельности. Конфискация лишает виновных лиц доходов от преступной деятельности и служит целям не только восстановления социальной справедливости (это характерно для наказания), но и ликвидации условий для совершения новых преступлений.

На практике бывают ситуации, когда возникают вопросы о приобщении имущества либо доходов, подлежащих конфискации, к не подлежащим конфискации имуществу или доходам. Данный вопрос о конфискации должен решаться с учетом пропорционального соотношения того и другого имущества или доходов. От имущества или доходов выделяется для конфискации та часть, которая пропорциональна вложению денег , ценностей, иного имущества или доходов.

Конфискации подлежат и преобразованные деньги, ценности, иное имущество или доходы, полученные в результате преступной деятельности. Передача указанных предметов другим лицам (организациям) под видом гражданско-правовой сделки является их преобразованием, что не препятствует их изъятию при условии, что правоприобретатель знал или должен был знать о преступных источниках переданного ему имущества или доходов.

Имущество, полученное в результате совершения преступления, и(или) доходы от этого имущества, приобщенные к имуществу, приобретенному законным путем, в соответствии с ч. 2 ст. 104.1 УК РФ подлежат конфискации в части имущества, которое соответствует стоимости приобщенного имущества, полученного преступным путем, либо доходов от него. Таким образом, если имущество, полученное преступным путем, было использовано в предпринимательской или иной деятельности, связанной с получением доходов от такого имущества, такое имущество или доходы от него подлежат конфискации (изъятию) в доход государства по решению суда .

Новшеством рассматриваемой уголовно-правовой нормы о конфискации имущества является положение о том, что имущество, переданное осужденным другому лицу либо организации (юридическому лицу), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий (ч. 3 ст. 104.1 УК РФ). Следует обратить внимание на то, что изъятие имущества в пользу государства либо в порядке возмещения ущерба, причиненного законному владельцу, возможно по решению суда после осуждения виновного. Это корреспондируется с ч. 1 ст. 302 Гражданского кодекса РФ, поскольку налицо недобросовестный приобретатель похищенного имущества. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, как это происходит при совершении преступления, собственник вправе требовать возврата имущества во всех случаях (п. 2 ст. 302 УК РФ).

Если же конфискация определенного предмета, входящего в состав имущества, полученного в результате совершения преступления на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета, невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

Рассмотрим это положение на примере. Преступник Алексеев совершил убийство из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ) с целью завладения дорогим автомобилем жертвы, стоимостью 7 млн руб., незаконно переоформил его и продал добросовестному приобретателю. В данном случае в соответствии со ст. 104.2 УК РФ суд выносит решение о конфискации денежной суммы (7 млн руб.). Причем в соответствии с ч. 1 ст. 104.3 УК РФ при решении вопроса о конфискации имущества судом в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу, в нашем примере наследникам владельца похищенной автомашины.

При отсутствии у виновного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч.ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, где речь идет о деньгах, ценностях и ином имуществе, полученном в результате совершения преступлений и доходов от него, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства (ч. 2 ст. 104.3 УК РФ). В данном положении установлен приоритет возмещаемого ущерба законному владельцу (частному лицу, либо государственной, либо муниципальной организации) перед необходимостью обращения имущества, денежных средств или иных ценностей в доход государства (в казну). Введение в Уголовный кодекс РФ гл. 15.1 ставит перед правоохранительными органами задачу выявления имущества, полученного в результате совершения преступлений и любых доходов от такого имущества для принятия в соответствии со ст. 230 УПК РФ мер по возможной конфискации имущества с целью возмещения ущерба, причиненного жертве преступления, и конфискации имущества, полученного преступным путем, либо доходов, полученных от такого имущества.

Особенности исполнения конфискации имущества

Общественное отношение, нарушенное преступлением, может быть восстановлено путем изъятия имущества, которое было получено преступным путем, либо его возвращением законному владельцу, либо конфискацией. Изъятие имущества, указанное в ст. 104.1 УК РФ, необходимо рассматривать как восстановление нарушенного права.267

Имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, дает виновному противоправные преимущества перед законопослушными гражданами . Этим нарушается право и справедливость. Имущество, причастное к преступлению и изъятое из незаконного владения, фактически низводит виновного до прежнего имущественного состояния, в котором лицо находилось до совершения преступления, или происходит его «обратное восстановление». При этом виновный теряет противоправные преимущества, а права других лиц, нарушенные им, восстанавливаются.

Конечно, нельзя согласиться с некоторыми исследователями, полагающими, что конфискация носит восстановительный характер и обращена к лицу, которому действиями виновного причинен ущерб, - лицу потерпевшему . Данные исследователи полагают, что восстановительная цель конфискации адресована конкретному лицу либо организации.

Итак, цель конфискации имущества - восстановление не материального положения потерпевшего, а нарушенных общественных отношений вследствие преступного получения имущества, владения им или использования как средства для совершения преступления либо в целях финансирования терроризма, организованных групп, незаконного вооруженного формирования, а также преступного сообщества (преступной организации).

Необходимо подробнее разобрать такое сложное определение цели конфискации имущества, как предупреждение преступлений, которое характеризуется двумя аспектами - общей и частной превенцией.

От наказания конфискация имущества отличается тем, что по содержанию гл. 15.1 УК РФ не может реализовывать общую превенцию. Изъятие имущества либо иных предметов, применяемых для совершения преступлений, не может вызывать у членов общества страх подобной меры.

Характеристика этого института многоплановая. При решении вопроса о конфискации имущества наряду с возвращением предметов законному владельцу приоритет отдается возмещению причиненного ему ущерба. Если кроме имущества, подлежащего конфискации, у виновного нет иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, то причиненный ущерб возмещается из стоимости подлежащего конфискации. Оставшаяся часть, если таковая будет, обращается в доход государства. Таким образом, интересам государственной казны придается менее существенное значение по сравнению с имущественными правами законного владельца, которые обеспечиваются в первоочередном порядке. Из содержания ч. 3 ст. 104.1 УК РФ конфискации не подлежит указанное в законе имущество, переданное осужденным другому лицу или организации, которые являются добросовестными приобретателями, если они не знали или не должны были знать, что оно получено в результате преступных действий.

В законе названы виды предметов (имущества) и определены условия их конфискации, в том числе дан перечень преступлений, в результате совершения которых полученное имущество и доходы от него подлежат конфискации. При этом, как отмечалось, конфискация не распространяется на имущество, хотя и полученное преступным путем, но подлежащее возвращению законному владельцу. Такая ситуация может складываться не только в результате совершения преступлений, указанных в перечне, но и других. В частности, она характерна для хищений . Вероятно, поэтому в перечне (п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) не указаны ст.ст. 158 - 163 УК РФ. Если же возвращение полученного преступным путем имущества законному владельцу окажется невозможным, то решается вопрос о возмещении ущерба потерпевшему (гражданскому истцу) при судебном рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства .

До принятия гл. 15.1 РФ вопросы о конфискации имущества и отчасти о возвращении предметов их законному владельцу решались по уголовному делу на основании и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ в отношении вещественных доказательств (ст.ст. 81, 82 УПК РФ). Ныне уголовно-процессуальное решение этих вопросов, а также вопроса о возмещении имущественного ущерба, причиненного законному владельцу - потерпевшему (ч. 3 ст. 42 УПК РФ), получило необходимую уголовно-правовую основу. В ходе реализации уголовно-правовых норм по конфискации имущества, возврате его законному владельцу и возмещении причиненного ему ущерба следует учитывать особенности института конфискации имущества. Так, в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ принятие решения о конфискации - прерогатива суда. Никто иной и никак имущество конфисковать не вправе. Необходимая мера обеспечения всех возможностей конфискации, а также возможного возврата имущества законному владельцу либо возмещения причиненного ему ущерба - это наложение ареста на имущество, включая находящееся у других лиц (ст. 115 УПК РФ). Перечень подлежащего конфискации имущества приведен в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, где также определены условия для конфискации. Кроме имущества и доходов от него, возвращенных их законному владельцу, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество от совершения преступлений, список которых исчерпывающе дан в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, включая и любые доходы от этого имущества. Доходы согласно ст. 41 Налогового кодекса РФ - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, рассчитанная как положительная разница между поступлениями от использования указанного имущества в сфере экономической деятельности и затратами по его использованию. Могут рассматриваться в данном контексте поступления от реализации полученного преступным путем имущества в п. «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, т.е. средства от превращения или преобразования.

Ценности в соответствии со ст. 104.1 УК РФ - это не только известное материальное имущество, но и материализованное духовное, а также предметы и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, указанные в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, которые частично или полностью превращены или преобразованы посредством легализации, проведения финансовых операций и других сделок , в результате продажи или обмена предметов им придан якобы законный характер. Например, такое имущество было зачислено на счета, приобретены акции или недвижимость , изготовлены ювелирные изделия и т. д. Конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, применяемое либо предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Термин «финансирование терроризма» раскрыт в прим. 1 к ст. 205.1 УК РФ. Но следует иметь в виду, что в п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ иные преступные структуры названы вместе с финансированием терроризма, применена более широкая трактовка, чем в прим. 1 к ст. 205.1 УК РФ. Из этого следует, что речь в данной статье идет о финансировании организованных преступных структур любой, не только террористической, направленности. Конфискуются орудия, оборудование или иные средства совершения преступления (п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ), т.е. подлежат конфискации не только те, которые использовались для преступления, но и иное оборудование и средства, которые могут быть применены для совершения преступления. Расширительное толкование в данном случае обусловлено п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Имущество, полученное в результате совершения какого-либо из преступлений, указанных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и(или) доходы от такого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, в таких случаях конфискации подлежит часть имущества, соответствующая стоимости приобщенных имущества и доходов от него. Например, пополнение суммы вклада в банке, использование в предпринимательской деятельности , при ремонте приобретенного офисного помещения, в строительстве загородного дома и т. п. В таких случаях в соответствии с ч. 2 ст. 104.1 УК РФ от объединенного в комплекс имущества конфискации подлежит сумма, соответствующая стоимости преступно полученных доходов.

В ч. 3 ст. 104.1 УК РФ определено, что имущество, переданное осужденным другому лицу или организации, конфискуется, если лицо, которому передано это имущество, знало или должно было знать, что оно было получено в результате преступных действий. Обстоятельство, когда лицо должно было знать о преступном происхождении имущества, предполагает его обязанность выяснять, в каких рамках определен вопрос о происхождении принимаемого имущества, в том числе и невыполнение или ненадлежащее выполнение им какой-либо обязанности. Когда лицо не знало или не должно было знать о преступном происхождении принятого имущества, то такое лицо называется добросовестным приобретателем и такое имущество конфискации не подлежит.

Следует отметить, что передача имущества другим лицам, родственным обвиняемому, а также «надежным» людям и оформление на подставных лиц - это давний и распространенный способ скрыть имущество от конфискации. Такое прикрытие действий виновного документальным подтверждением внешне законных сделок создает затруднение в установлении необходимого для конфискации имущества, а также изобличения виновных. Но правоохранительные органы уже накопили опыт в раскрытии и доказывании подобных деяний. Ст. 104.2 УК РФ не только предоставляет возможность, но и обязывает суд принять решение о конфискации денежной суммы взамен определенного предмета, входящего в имущество, подлежащее конфискации, если конфискация этого предмета невозможна вследствие его израсходования, продажи, утраты, порчи, разрушения и т. п. Денежное возмещение должно со- ответствовать стоимости этого предмета, определяемой судом исходя из рыночной цены, в необходимых случаях используются положения, содержащиеся в ст. 424 ГК РФ или определяются экспертным путем. Представляется, что при наличии условий, указанных в данной статье, конфискация денежной суммы возможна также взамен многих или даже всех предметов, подлежащих конфискации по конкретному делу. Конфискация у виновного денежной суммы не исключается и взамен предмета, переданного им другому лицу, если оно признано добросовестным приобретателем.

Ст. 104.3 УК РФ устанавливает приоритет возмещения ущерба, причиненного законному владельцу, перед конфискацией имущества. Он выражается в первоочередном решении вопроса о возмещении указанного ущерба по сравнению с конфискацией (ч. 1), а также в решении этого вопроса за счет стоимости имущества, подлежащего конфискации, если у виновного отсутствует иное имущество, на которое может быть обращено взыскание (ч. 2). При этом в доход государства обращается оставшаяся часть имущества, подлежащего конфискации. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством РФ.

В ч. 2 ст. 104.3 УК РФ говорится о варианте возмещения ущерба из стоимости имущества, указанного в ч.ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ. Если переданное другим лицам имущество подлежит конфискации, то согласно ч. 3 ст. 104.1 УК РФ из его стоимости может возмещаться ущерб законному владельцу. Если же переданное виновным другому юридическому или физическому лицу имущество находится у добросовестного приобретателя, то взамен имущества, подлежащего конфискации, ст. 104.2 УК РФ позволяет суду принять решение о конфискации у виновного денежной суммы, соответствующей стоимости переданного имущества. Из этой суммы возможно возмещение ущерба, причиненного законному владельцу. Законный владелец - лицо, осуществляющее право владения конкретным имуществом на основании, указанном в законе или допускаемом им. Владение вещью (имуществом), закрепленное законом за гражданином или юридическим лицом , - одно из правомочий собственника. Но законным владельцем может быть и не собственник вещи (имущества), но иное физическое или юридическое лицо, которое приобрело и осуществляет право владения данным имуществом в соответствии с законом или по договору . Это может быть арендатор, залогодержатель, перевозчик, хранитель имущества либо лицо, владеющее земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения и др. Законными владельцами являются также государственные или муниципальные унитарные предприятия , основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления , а также другие организации и учреждения, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество.

Законное владение имуществом предполагает законное его приобретение. При незаконном же отчуждении имущества, в частности, в результате совершения преступления и передаче его лицу, которое не знало и не должно было знать об этом, имущество оказывается у добросовестного приобретателя, но в незаконном владении. Тем не менее закон в определенных пределах защищает имущественные права и такого приобретателя ввиду его добросовестности. Если при рассмотрении уголовного дела возникают споры между законным владельцем и добросовестным приобретателем о принадлежности имущества, то они согласно п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. Наконец, как уже отмечалось, имущество, приобретенное добросовестно исходя из смысла ч. 3 ст. 104.1 УК РФ. Поскольку конфискация, как мера уголовно-правового характера, не является наказанием, она не претендует на то, чтобы преследовать цели, которые установлены в ст. 43 УК РФ. Конфискация служит уголовно-правовым средством для противодействия финансированию терроризма и подобных организованных преступных структур. Конфискация является юридическим основанием для принудительного изъятия и безвозмездного обращения в собственность государства того имущества, которое было незаконно получено от преступлений, перечисленных в ст. 104.1 УК РФ. Объективно конфискация имущества возможна не только тогда, когда суд вынесет обвинительный приговор, но и в случаях принятия им иного решения. Данное положение следует восстановить в УК РФ в целях обеспечения расширительного толкования при применении конфискации имущества.

Конфискация имущества в уголовном праве РФ занимает очень большое место. Уголовное право рассматривает множество областей жизни общества. Зачастую имущественные отношения затрагивают все отрасли права. Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера является довольно частым явлением. Все положения регулируются по ст. 104.1 УК РФ, где и указаны все тонкости и нюансы этого процесса. Из этой статьи следует, что речь идёт об отчуждении имущества как о мере наказания за преступление уголовного характера. Каких благ может быть лишён человек и за что?

Следуя положениям вышеупомянутой статьи, можно довольно чётко обрисовать перед собой весь смысл этого определения. Конфискация имущества в сфере уголовного права представляет собой отчуждение каких-либо средств или благ за совершение уголовного преступления. Да, уголовное наказание может наступить не только в виде лишения свободы. Существует много разных мер, тяжесть которых варьируется в зависимости от степени тяжести преступления. Та же информация актуальная и для мер имущественного взыскания.

В точном определении статьи 104. 1 конфискация имущества по УК РФ – это безвозмездное изъятие принадлежащих лицу материальных благ в пользу государства на основании судебного обвинения. Люди привыкли к тому, что конфискация обычно наступает при неисполнении каких-либо финансовых или кредитных договоров, но конфискация по Уголовному кодексу имеет мало что общего с кредитами или налогами.

Что можно отобрать у человека, совершившего преступление? Здесь список довольно велик.

Это могут быть:

  1. Материальные блага, драгоценности или деньги, которые были получены в момент совершения преступления.
  2. Те же самые ресурсы, которые были добыты с целью совершения преступления или в процессе совершения одного из преступлений.
  3. Деньги и прочие средства, направленные на обеспечение террористической, экстремистской или другой незаконной деятельности.
  4. Прочие средства совершения преступления, например, оружие или боеприпасы.

Есть и другие условия. Например, конфискации подлежат средства, переданные другим лицам, если эти лица заведомо знали о том, что материальные блага были получены в результате совершения преступления. Также законом предусмотрены штрафы легальных средств в качестве компенсаций. Статьи преступлений, выгода от которых может быть конфискована, тоже перечислены в первом пункте статьи 104. 1.

Оснований может быть множество. Такие деяния, как наркоторговля, торговля людьми или запрещёнными товарами, терроризм, воровство и грабёж, создание фальшивых денег и все остальные преступления, приносящие незаконную выгоду, попадают под эту статью.

Есть, конечно, и пара замечаний. Все эти меры наказаний действуют только в том случае, если совершены именно те преступления, которые перечислены в ст. 104. 1. и в случае, если эти преступления были доказаны.

Когда, по какой-либо причине, деньги или иные средства не могут быть возмещены в полном размере, штрафу подвергается законное имущество в требуемом размере. Все остатки при конфискации отчуждаются государству.

Статьи 104. 2, 104. 3 предусматривают замену ценности. Если какая-либо вещь, полученная в ходе незаконных действий, была продана или уничтожена до момента обнаружения, то суд постановит изъять денежную сумму, эквивалентную стоимости утраченной ценности.

Есть и такие виды благ, которые не подлежат взысканию. Но в любом случае материальный и моральный ущерб потерпевшему будет возмещён.

Цель взыскания

Когда речь идёт о задачах закона, то нельзя не заметить, что они направлены на то, чтобы преступник больше не совершил преступление, и вред обществу больше не был причинён. А уж если этот вред имеет место, то он должен быть полностью компенсирован. Имущественный штраф, который накладывается на преступника, преследует определённые экономические и социальные цели. Цели эти носят предупредительный и исправительный характер.

Любой опытный юридический консультант подтвердит, что за совершением преступлений обязательно следует мера в виде компенсации тем лицам, кто от этого преступления пострадал:

  • во-первых, эти меры направлены на экономическое восполнение потерь, понесённых из-за преступных действий;
  • во-вторых, сам устрашающий факт наступления такого наказания должен предупредить и предотвратить преступные деяния, оказать психологическое давление на потенциальных виновников;
  • в-третьих, право государства конфисковать незаконные вещи обесценивает смысл деяния, нелегальной деятельности или акта коррупции.

Говоря кратко, цель, которую преследует Уголовный кодекс РФ в этой области такая же, как в других областях преступлений – предупредить и обезвредить, а уж потом наказать виновных.

Российский пример конфискации какой-либо собственности по уголовным преступлениям характеризуется следующими признаками:

  1. Наказание является юридическим последствием.
  2. Не представляет собой форму уголовной ответственности, а просто является мерой возмещения последствий.
  3. Осуществляется на принудительной и безвозмездной основе.
  4. Материалы и ресурсы переходят в государственное владение.
  5. Вся собственность (недвижимость тоже сюда относится) приобретается в ходе противоправных деяний.
  6. Меры направлены на восстановление социальной справедливости и качественных общественных отношений.
  7. Данная работа не освобождает виновного от основного наказания.
  8. Может быть назначена в случае УДО или смягчения наказания.
  9. «Здесь и сейчас» данная мера считается превентивной.

Статистика показывает, что если имеется состав преступления и доказательства, то дело может стать за возмещением убытков, которые часто возникают при совершении противоправных действий. Можно сказать, что это почти что характеристика любого уголовного процесса в Российской Федерации.

В отечественной и мировой практике эти понятия немного отличаются друг от друга, однако вид конфискации может быть разным и классифицируется эта тема везде одинаково.

Есть два вида конфискации:

  • общая;
  • специальная.

Общая – наказание, которое было принято не во всех азиатских и европейских странах. Оно довольно жёсткое, поскольку предполагает отчуждение большинства из вещей осуждённого, вплоть до всего имущества, кроме того, что закон может объявить неприкасаемым.

Специальное взыскание, наоборот, очень принято в Европе. Долгое время оно считалось дополнительной уголовно-правовой мерой и чётко ограничивалось юридически.

Любая развитая страна будет разрабатывать такое законодательство, которое защищает права своих граждан, так что тут не так-то просто отнять у должника или преступника его квартиру, автомобиль или иную вещь в качестве долга или компенсации.

В России же содержание, которое включает в себя статья закона, тоже стало более соответствующим европейским правовым стандартам, поэтому сегодня более актуально именно специальное, частичное взыскание. Закон направлен в эту сторону, поскольку всё больше набирают актуальность принципы порядочности и гуманности.

За несколько лет с начала двухтысячных законодательство в сфере имущественных штрафов претерпело множество изменений. В 2003 и 2007 годах указанные выше статьи УК РФ дополнялись и менялись. Ранее многие подобные процедуры протекали несколько иначе. С тех пор пополнился и список преступлений, предполагающих конфискацию.

За что изымается имущество?

Помимо уже обозначенных преступлений, в перечень деяний, попадающих под 104 статью, включаются следующие действия:

  1. Нанесение вреда здоровью физического лица.
  2. Нарушение прав автора.
  3. Финансовые и экономические преступления.
  4. Нарушение прав избирателей.
  5. Взятки и подкупы.
  6. Таможенные преступления.
  7. Организация преступной деятельности.
  8. Организация проституции.
  9. Распространение запрещённых аудио- и видеоматериалов.
  10. Государственная измена.
  11. Запрещённая охота или добыча редких природных ресурсов без разрешения и в больших количествах.

Размеры и сроки конфискации определяются судом и расписываются в акте. Судебный акт не должен противоречить законодательству Российской Федерации.Однако ни одна, даже самая тяжкая мера не распространяется на вещи, которые чисто юридически нельзя изымать.

Что нельзя отнять?

К вещам, которые нельзя забрать, относятся те вещи, на которые человек имеет исключительное право.

К ним относятся:

  • жилплощадь;
  • личная одежда;
  • земельный участок;
  • домашняя утварь;
  • профессиональные и рабочие предметы;
  • домашние животные;
  • государственные награды;
  • базовые обогревательные ресурсы;
  • прочие объекты, необходимые для жизнедеятельности.

Упомянутые вещи всё же можно отнять, если они были добыты незаконным способом. Обычно всё это решается в индивидуальном судебном порядке.

История изменений в отечественном законодательстве

История изменений в юридических пунктах имущественной сферы УК РФ заострилась вокруг трёх критериев:

  1. Объект, с которого изымают.
  2. Потерпевшее лицо, требующее компенсации.
  3. Основание для взыскания.

Раньше всё имущество можно было отобрать, существовал лишь краткий перечень неприкасаемых вещей. Все конфискованные вещи передавались во владение государству, а основанием для этого было совершение преступления.

После того как в 2003 году в Уголовный кодекс были внесены корректировки, некоторые условия изменились.

Теперь перечень вещей, которые можно отнять у преступника, предусмотрен и ограничен законом, а отчуждать ценности можно как в пользу государства, так и в пользу потерпевшего в качестве компенсации. Преступления также стали регулироваться конкретной статьёй, и их список был определён.

Говоря простым языком, за многие годы в этой сфере был наведён значительный порядок. Появилась ясность в вопросе «как и за что?», а также законодательно и значительно ограничен перечень изымаемых вещей, что гораздо гуманнее по отношению к праву человека на собственность.

На сегодняшний день существует огромное количество уголовных дел, где применялась практика конфискаций. Зарубежный опыт тоже не отстаёт. В связи с этим нет смысла приводить какие-либо конкретные примеры. Лучше подробней остановиться на том, почему эта проблема до сих пор важна.

Кремлёвская администрация каждый год обращает внимание на самую распространённую проблему, регулируемую статьёй 140 УК РФ, – коррупцию, отмечая её каким-либо комментарием. Каждый год взятки и крупные откаты разрушают финансовый, социальный и судебный слой. Если судить со стороны экономического ущерба стране, перед коррупцией меркнет любое преступление. И вот в такие времена очень помогает вышеописанная мера. Она способна не только вернуть большую часть денег в государственный бюджет, но и подарить надежду на сокращение числа противоправных действий.

В качестве примера одного из коррупционных скандалов можно привести произошедшую не так давно конфискацию большой суммы денег по приговору Барышского городского суда Ульяновской области. Было применено отчуждение денежных средств путем обращения в собственность государства суммы в 150000 рублей и 6062 долларов США в отношении гражданина, осужденного по пункту «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ (12 эпизодов).

Гражданин был признан виновным в том, что в составе организованной группы, в которую входили, кроме прочих лиц, сотрудники МРЭО ГИБДД, брал деньги за нелегальную выдачу водительских удостоверений в нарушение установленного порядка. Как было установлено по делу, с участием этого человека были совершены преступления, в ходе которых получены взятки в общей сложности на сумму 371000 рублей.

В процессе расследования дела при обыске в доме гражданина следователем были изъяты денежные средства в сумме 150000 рублей и 7200 долларов США.

Исследовав доказательства, в том числе и показания подсудимого о том, что из доходов он получал лишь пенсию по инвалидности около 5000 рублей, суд пришёл к выводу, что изъятые денежные средства были получены незаконным путём.

В связи с этим 150000 рублей, а также 6062 доллара США (с учётом действовавшего курса данной валюты), что в сумме составляло 371000 рублей, были направлены в пользу государства. Оправдания виновника о том, что эти денежные средства были взяты в долг у третьего лица, были опровергнуты судом.

Напоследок нельзя не упомянуть, что изъятие имущества предусмотрено не только в уголовной сфере. Гражданские взаимоотношения (между кредиторами, предпринимателями или супругами) ещё чаще решаются именно с помощью вот таких мер. Они могут регулироваться административным или гражданским законодательством. Но между ними есть кое-что общее. Во-первых, юридическая цель, а во-вторых – обязательность наличия знаний своих прав у гражданина.