Конфликт интересов на работе — что это такое? Конфликт интересов: примеры ситуаций Определение понятия конфликт интересов

Конфликт интересов возникает при наличии личной заинтересованности чиновника или муниципального работника в получении выгод в процессе выполнения функциональных обязанностей. Целью становится удовлетворение собственных потребностей, а не нужд населения. Законодательство обязывает сотрудника не допускать подобного развития событий и предупреждать работодателя заранее. Предупреждение оформляется в виде специального документа — уведомления о конфликте интересов (муниципального служащего или гражданского). Изучив документ, принимают меры для решения проблемы, вплоть до увольнения в случае бездействия как сотрудника, так и его руководителя.

Что такое конфликт интересов

Президентом России 15.08.2001 утверждена Концепция, реформирующая систему госслужбы. Она включает сведения о возможности формирования механизмов конфликта интересов в деятельности чиновников. Для исполнения Концепции 27.07.2001 утвержден ФЗ № 79-ФЗ, установивший основы системы госслужбы в России. Законодательный акт определил, что такое конфликт интересов (на муниципальной службе понятие урегулировано ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Термин относится к ситуации, когда служащий лично хочет (прямо или косвенно) приобрести выгоды от исполнения обязанностей по работе. Желание влияет на степень объективности, беспристрастности и качество выполняемого функционала.

Национальный план борьбы с коррупцией, утвержденный Президентом 31.07.2008 в качестве одного из главных механизмов недопущения развития коррупции, утвердил необходимость разрешать на службе конфликты интересов. Понятие получило развитие в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Статья 10 ФЗ № 273 определяет, что конфликтом интересов является ситуация, когда личная заинтересованность влияет на исполнение обязанностей по должности. Возникает противоречие между требованием соблюдать права граждан и персональными интересами служащего, связанные с приобретением выгоды. В результате нарушаются прав населения, общества или государства.

Что такое личная заинтересованность

Понятие «личная заинтересованность» упоминается в ст. 19 ФЗ № 79. Его подробное определение содержится в ст. 10 ФЗ № 273. Это возможность для работника лично или для его родных, друзей, знакомых, связанных с ним учреждений получить в процессе исполнения функциональных обязанностей доходы в виде финансовых средств, преимуществ, результатов работы организаций. Она прямо влияет на надлежащее выполнение госслужащим обязанностей по должности.

Личная заинтересованность подразделяется (ст. 10 ФЗ № 273) на:

  • прямую (получение выгод непосредственно сотрудником);
  • косвенную (создание условий и возможностей для реального получения служащим выгод).

Исключить полностью возможность появления ее у сотрудника и, как следствие, возникновения конфликта интересов невозможно. Необходимый алгоритм — эффективно урегулировать проблему. Для этого нужно:

  • заранее определить способствующие ее возникновению обстоятельства;
  • отследить динамику развития;
  • управлять разрешением проблемы.

Почему возникает конфликт интересов

Причинами возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе становятся:

  • нарушение требований, установленных к поведению по службе;
  • неисполнение функциональных обязанностей;
  • нарушение прав или определенных законом интересов населения, государства;
  • нарушение действующих норм, ограничений, запретов, установленных законодателем.

Среди обстоятельств, способствующих проявлению проблемы, выделяют:

  • неясность в формулировках компетенций;
  • идентичность в полномочиях разных госорганов, их структур, сотрудников;
  • отсутствие в достаточном объеме сведений о работе органов власти;
  • нарушение дисциплины (по службе, организационной);
  • противоречия в содержании нормативных актов, способствующие появлению обстоятельств, стимулирующих коррупцию;
  • отсутствие мер, не допускающих возникновение;
  • непредоставление работодателю информации об имеющейся проблеме;
  • осуществление иной, кроме госслужбы, деятельности на платной основе без информирования об этом работодателя.

Примеры из практики

Термин «конфликт интересов» применяется по отношению к множеству ситуаций, в которых действует сотрудник. Примеры конфликта интересов на муниципальной службе и на госслужбе приведены в памятке Управления делами Президента по разъяснению типовых случаев, связанных с проблемой. Минтруд в Письмах от 03.09.2018 № 18-0/10/П-6179, от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 опубликовал обзор часто встречающихся ситуаций и критериев их определения. Оценить конкретную ситуацию помогают Рекомендации Минтруда от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146, обзоры практики и решения типовых проблем.

К регулярно встречающимся примерам относят:

  • исполнение служащим управляющих функций в отношении родственника;
  • получение имущества в качестве подарка;
  • участие в заседании комиссии, работа которой связана с вопросами предоставления финансовых благ родственнику;
  • издание и утверждение распоряжений, касающихся направления материальных средств родственнику;
  • осуществление предпринимательства или оплачиваемой деятельности в сфере, которую контролирует госслужащий;
  • обучение сотрудника в образовательном учреждении, в отношении которого орган власти осуществляет функции контроля, надзора. Получение преимущества в процессе учебы, например, завышение оценок;
  • работник является членом комиссии по замещению вакансий, а претендент — его дочь, она получает преимущество перед остальными претендентами;
  • отец супруга служащего — участник общества в единственном лице, с этой организацией служащий заключил контракт и подписал акт выполненных работ. В силу личной выгоды учреждение получило доход.

Практических примеров множество, а задача госслужащего — не допустить реализации конфликта в практической деятельности.

Как урегулировать

Обе стороны — и служащий, и работодатель — обязаны принимать меры по недопущению конфликта или его урегулированию. Обязанность установлена ст. 19 ФЗ № 273. В таблице собрали способы урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе в 2020 году.

Варианты действий служащего

Варианты действий работодателя

Проинформировать работодателя о факте наличия проблемы, перспективе возникновения (ч. 2 ст. 11 ФЗ -273, п. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 79, п. 11 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 25), направив в его адрес уведомление.

Внести изменения в положение служащего по должности, при необходимости отстранив его от функционала (ч. 4 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 3.1 ст. 19 ФЗ № 79, ч. 2.1 ст. 14.1 ФЗ № 25). Изменения вносят путем исключения процессов из обязанностей или отстранения от их исполнения (с сохранением зарплаты).

Взять самоотвод (ч. 5 ст. 11 ФЗ 273) в установленных законодателем случаях. Перечень случаев до настоящего времени не определен.

Сообщить о проблеме в специальную комиссию, контролирующую соблюдение требований к поведению на службе (п. 16 Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента от 01.07.2010 № 821).

Выразить отказ от выгоды, которая является поводом к возникновению проблемы (ч. 4 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 3 ст. 19 ФЗ № 79, ч. 2 ст. 14.1 ФЗ № 25).

Провести передачу ценных бумаг, долей участия, вызывающих возможность появления конфликта (ч. 7 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 2 ст. 17 ФЗ № 79, ч. 2.2 ст. 14.1 ФЗ № 25).

Ответственность служащего

Наказанием за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по недопущению, урегулированию является увольнение (освобождение от замещаемой должности) вследствие утраты доверия, так устанавливает ст. 13.1 ФЗ № 273.

Лишение права замещать должности в виде наказания установлено ст. 47 Уголовного кодекса.

КоАП разрешает применение похожего наказания — дисквалификации (ч. 1 ст. 3.11), то есть запрета занимать должности государственной и муниципальной службы на период от полугода до 3 лет.

Конфликт интересов порой лежит буквально на поверхности и хорошо виден окружающим. Тем не менее наиболее серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда подобное явление внешне незаметно. Если его вовремя не выявить, то в итоге это может сильно навредить репутации человека или организации.

Можно привести множество примеров конфликта интересов из жизни. Например, человек является боссом, а его сын работает у него помощником. И даже если последний будет блестяще справляться со своей работой, люди никогда объективно не оценят подобную ситуацию.

Что же такое конфликт интересов и как его можно обнаружить? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.

Область распространения

Конфликт интересов - это повсеместно встречающееся явление. Подобные ситуации могут возникнуть в любых сферах жизни. Примеры конфликта интересов нередко встречаются между членами семьи и одноклассниками, среди сотрудников, входящих в штат одной организации, а также в сообществах, созданных единомышленниками. Причем их наличие вовсе не означает того, что люди испытывают друг к другу личную неприязнь. Наиболее сложные сферы, в которых имеет место конфликт интересов, - политический и общегосударственный сектор.

Определение понятия

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

В 2009 г. в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.

Рассмотрим некоторые наглядные примеры конфликта интересов:

  1. Фармацевтическая компания вручает доктору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным прописывать своим пациентам лекарства именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
  2. Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает боссу достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
  3. Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
  4. По итогам года босс выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у владельцев компании имеются серьезные убытки.

В большинстве случаев подобные ситуации не являются нарушением закона. Именно поэтому в любых организациях так много примеров конфликта интересов. Но имеющаяся проблема непременно поставит под сомнение репутацию сотрудника, его надежность и честность. В дальнейшем это негативно отразится на работе всей команды.

Признаки и формы

Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.

Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.

В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.

Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект - представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Образец уведомления

Каким же образом государственный служащий должен предотвратить возможность возникновения проблемы личного плана в решении того или иного вопроса? Для этого ему понадобится написать уведомление о конфликте интересов, с примером заполнения которого можно ознакомиться ниже.

Документ должен быть составлен на имя начальника. Далее следует его название: «Уведомление о конфликте интересов». В тексте документа указывается фамилия, имя и отчество государственного служащего, а также его должность. После этого описывается ситуация, которая провоцирует вероятность того, что возможно проявление конфликта интересов. Например, она может касаться заключением организацией договоров с фирмой-поставщиком, во главе которой находится близкий родственник должностного лица. Далее следует согласие или несогласие служащего присутствовать во время заседания комиссии, созданной для урегулирования данного конфликта интересов. Внизу уведомления проставляется подпись лица, написавшего его, а также его Ф. И. О. и дата составления документа.

Рассмотрим типовые ситуации и примеры конфликта интересов на государственной службе России.

Отношения с родственниками

Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:

  • Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
  • В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
  • В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.

Исполнение иной работы, подлежащей оплате

Примером конфликта интересов на государственной службе является ситуация, когда должностное лицо, а также его родственники или прочие близкие для него лица собираются выполнять или уже выполняют работу для организации, где трудится данный сотрудник, на условиях оплачиваемого гражданско-правового или иного договора.

В этом случае также должно быть составлено уведомление о наличии конфликта интересов. Но при этом у представителя нанимателя нет права указать на невозможность выполнения иной работы этим должностным лицом.

Примером конфликта интересов на государственной службе является и такая ситуация, когда сотрудник совместно со своими родственниками или же иными лицами, с которыми осуществляется выгодное взаимодействие, выполняет работу в дочерней, материнской или иной подобной компании, в отношении которой этим служащим выполняются управленческие функции.

И в этом случае представителю нанимателя должно быть составлено уведомление. В нем государственный служащий должен указать на те связи, которые имеют место между взаимодействующими организациями. Представителю нанимателя, согласно нормам законодательства, рекомендуется отстранить сотрудника от исполнения им обязанностей в принятии управленческих решений в отношении аффилированной компании.

Пример конфликта интересов на госслужбе можно увидеть и в несколько иной ситуации. Она касается выполнения работ, заказчиком которых является орган, в котором человек замещает должность. Представитель нанимателя в данном случае должен указать на появление конфликта интересов. Если человек не принимает никаких мер для устранения проблемы, то его следует отстранить от замещаемой должности.

Владение определенными ценными бумагами

Рассмотрим и другие случаи возникновения конфликта интересов. Примеры на службе в государственных или муниципальных органах могут касаться владения служащим или (и) его родственниками ценных бумаг, принадлежащих данной организации. Об этом также должно быть составлено уведомление в письменной форме. Ценные бумаги в таком случае должны быть переданы в доверительное управление. Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об их отчуждении.

Примеры конфликта интересов могут касаться и тех ситуаций, когда госслужащий имеет вклады в банках или иных кредитных организациях, в отношении которых им осуществляются управленческие функции. В этом случае также потребуется написание уведомления об имеющейся личной заинтересованности на имя непосредственного начальника. До принятия необходимых мер сотрудник должен быть отстранен от исполнения им тех должностных обязанностей, которые касаются работы с банками и кредитными организациями.

Получение услуг и подарков

Возможна и такая ситуация, когда госслужащий или его родственники получают различные блага. Это могут быть скидки и ссуды, бесплатные услуги, оплата транспортных расходов, развлечений и т.д.

Подобные подарки, если они предоставлены организациями или физическими лицами, в отношении которых госслужащий осуществляет в настоящее время или осуществлял ранее управленческие функции, являются предметом разрастания конфликта интересов. Для избежания подобной ситуации рекомендуется просто не принимать эти блага. Если же представителю нанимателя стало известно о получении подарков госслужащим, то он должен оценить связь полученного с исполнением возложенных на сотрудника должностных обязанностей, и в случае необходимости принять меры дисциплинарной ответственности.

Сфера образования

Помимо государственной службы можно привести примеры конфликта интересов и в школе. Это касается ситуаций, когда преподаватель параллельно с осуществлением своей трудовой деятельности оказывает платные услуги.

Законодатель стремится бороться с такой ситуацией, когда педагог занимается с учеником, который обучается в школе, являющейся местом работы этого педагога. В результате подобных действий и возникает конфликт интересов в образовании. Примеры оказания подобных платных услуг можно встретить повсеместно. При этом некоторые педагоги искусственно создают такие ситуации, при которых родители детей или их законные представители вынуждены согласиться с предоставлением навязанного им репетиторства. Порой коллеги «поставляют» друг другу таких обучающихся. При этом они пользуются принципом «ты - мне, а я - тебе».

Стоит понимать, что закон вовсе не запрещает оказывать образовательные платные услуги. Они могут быть предоставлены школой на договорной основе. В этом случае тот педагог, который проводит у ребенка обычный урок, согласно учебному расписанию, вполне может оказывать платные услуги. То есть на законных основаниях сделать это можно только являясь представителем исполнителя при заключении договорных обязательств.

В каких же случаях оказываемые педагогом услуги нарушают нормы действующего законодательства? Происходит это при выполнении следующих условий:

  • услуга, оказываемая учителем, носит неофициальный характер и является платной;
  • школьник обучается в той организации образования, где работает репетитор;
  • оказание платной услуги становится причиной возникновения конфликта интересов учителя.

При соблюдении всех перечисленных выше условий дополнительное обучение не соответствует требованиям законодательства и находится под запретом. Касается это и тех случаев, когда учитель не ведет уроки у конкретного ученика. Ведь в таком случае невозможно доказать факт отсутствия сговора среди педагогических работников.

Конфликт интересов в сфере образования заключается в том противоречии, которое возникает между профессиональными обязанностями и личной выгодой человека. Ведь придя в школу, педагогический работник сталкивается с возможностью приобретения материальной или же нематериальной выгоды. Это и является причиной невыполнения им профессиональных обязанностей или их ненадлежащего исполнения.

Ключевые слова: КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ; ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ; ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО; КОРРУПЦИЯ; A CONFLICT OF INTEREST; PERSONAL INTEREST; OFFICIAL CORRUPTION.

Аннотация: В статье рассматривается понятие конфликта интересов на государственной службе, его причины и разновидности. Анализируются составляющие понятия «конфликт интересов»: интерес, личная заинтересованность, должностное лицо.

12 августа 2002 г. был принят Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов поведения служебного поведения государственных служащих», в статье 2 которого было установлено, что государственный служащий, «сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами», должен «воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа» и «принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов». Отметим, что такие правила были приняты впервые в законодательстве о публичной службе.

На первый взгляд, понятие «конфликт интересов» сложности не вызывает, потому как оба слова данного определения ясны и понятны любому человеку. Однако в юридической литературе отмечается, что конфликт интересов – весьма сложное социальное явление, в основе которого находится множество различных факторов объективного и субъективного свойства, институциональных погрешностей и недочетов в организации системы государственной службы .

В самом общем плане под конфликтом интересов в деятельности государственного служащего понимается «противоречие между частным (получение дохода и т.п.) и публичным (интересы службы, призванные служить правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, которым причиняется вред)», связанное с ненадлежащим исполнением должностных (служебных) обязанностей ; ситуации, «когда происходит столкновение личной заинтересованности и объективного исполнения должностных обязанностей служащим, что может привести к ущемлению законных интересов граждан, организаций, общества» , когда «личный финансовый или иной интерес служащего или зависимость его от других граждан или организаций могут помешать или мешают должным образом исполнять должностные обязанности» .

Законодательное определение конфликта интересов дано в Федеральном законе «О противодействии коррупции», согласно ч. 1 ст. 10 которого «под конфликтом интересов … понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».

Под личной заинтересованностью согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» понимается «возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями». С одной стороны, такое определение вводит в круг «личных интересов» очень большое количество лиц, с которыми «дети родителей и родители детей» могут быть связаны близкими отношениями. Данное определение может быть вообще расширено до необъятных пределов, если учитывать, что личная заинтересованность может быть прямой или косвенной, а также вспомнить правило «шести рукопожатий», согласно которому каждый из нас так или иначе опосредованно знаком с любым другим жителем нашей планеты через всего шесть общих знакомых.

С другой, – на наш взгляд, трудно не согласиться с А.Ф. Ноздрачевым, указывающим, что данное определение неоправданно сужает понятие «личная заинтересованность», сводя его к получению имущественных «доходов» или иных «выгод». Ведь кроме имущественных могут быть иные интересы, которые трудно отнести к «выгодам», например сексуальные или, допустим, конфессиональные . Так, постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 656 «Об утверждении Положения об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» содержит понятие «личная выгода» – «выгода, не являющаяся материальной выгодой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды». Хотя, на наш взгляд, достаточно спорным является следующее положение данного постановления, согласно которому не является личной выгодой повышение по службе.

Нельзя не отметить, что законодательное определение носит так называемый вероятностный характер – личная заинтересованность «может повлиять» на выполнение обязанностей. Кроме того, поскольку в законе речь идет о «возможности получения доходов…», вероятно, такая возможность тоже может существовать только лишь в будущем. Такая большая степень вероятностного допущения, безусловно, не прибавляет определенности понятию конфликта интересов.

Еще один момент – понятие объективного исполнения должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий). Данное понятие не имеет ни законодательного закрепления, ни устоявшегося толкования, хотя, конечно, каждый человек имеет представление о содержании понятия «объективный».

Таким образом, следует признать, что понятие конфликта интересов является оценочным, причем оценка в данном случае должна осуществляться вне нормативно установленных критериев. Полагаем, совершенно прав А.Ф. Ноздрачев, указывающий: «Конфликт интересов должен устанавливаться исключительно на реальности фактов, а не на том, что можно думать относительно возможности действий лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов» .

Очень важным для применения данного закона является определение того, кто является лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Таковыми являются не только государственные и муниципальные служащие, но и очень широкий круг лиц, замещающих государственные должности, работников государственных и негосударственных организаций – к такому выводу позволяет прийти Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ, внесший изменения во многие законы в связи с установлением в Федеральном законе «О противодействии коррупции» общего для всех нормативных актов понятия конфликта интересов. В частности, к таким лицам отнесены Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, Секретарь Совета безопасности Российской Федерации, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянный представитель Российской Федерации при международной организации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Председатель Центрального банка Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, Трудовой кодекс РФ (ст. 349.1, 349.2) распространяет анализируемую обязанность на работников государственных корпораций и государственных компаний, работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Вместе с тем не совсем ясно, является ли установленный перечень исчерпывающим. Совершенно очевидно, что с любым изменением штатных структур определенных органов или созданием каких-либо органов или организаций этот список может измениться. Следует признать, что казуистичное перечисление определенных должностей не является идеальным.

Конфликт интересов вовсе не равнозначен коррупции. Например, государственный служащий может принять законное решение в ситуации, когда он имеет личный интерес в таком решении, однако действовать он будет в строгом соответствии с законом, несмотря на его наличие – и в данном случае мы имеем конфликт интересов, но отсутствует коррупция. Государственный служащий может взять денежное вознаграждение за принятие решения, которое и так было бы принято в данной ситуации – и в этом случае налицо коррупционное проявление, однако нет никакого конфликта интересов.

Государственной службе самой по себе свойственна высокая степень конфликтности, обусловленная компетенцией службы, наличием властных полномочий, возможностью применения государственного принуждения, принятием решений, отражающихся на деятельности иных лиц, а также особенностями порядка исполнения служебных обязанностей и административно-служебных отношений в целом . Непосредственно источник конфликтов содержится в самом управленческом процессе, который «представляет собой выбор альтернатив, привлечение и распределение ресурсов, применение власти и мер принуждения к выполнению определенных действий, ограничение и организацию несистемного поведения» .

Если говорить о причинах конфликта интересов, то непременно нужно сделать оговорку о том, что в данном случае речь идет не о конфликте интересов как таковом, а о ситуации, когда возможная ситуации переросла в конфликт, когда человек совершил какие-либо действия вопреки интересам службы и общества, преследуя свои личные интересы, то есть когда сам конфликт интересов явился причиной коррупционного поведения.

По мнению О.Н. Костюк , основными объективными причинами возникновения и развития конфликта интересов являются: неэффективное распределение компетенции, неэффективность межведомственного взаимодействия органов государственной власти, недостаточное использование современных технологий государственного управления (информационных, телекоммуникационных), отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов, несоответствие государственного служащего требованиям к замещаемой должности – то есть, иными словами, неэффективный подбор кадров. Кроме того автор указывает на несовершенство законодательства Российской Федерации (наличие пробелов, коллизий и противоречий, коррупционных факторов в положениях нормативных правовых актов) и отсутствие современных механизмов стимулирования государственных служащих и компенсации соблюдения ими ограничений и запретов, связанных с государственной службой.

На наш взгляд, очень важно выделение ею субъективных причин конфликта, среди которых: неадекватный уровень притязаний и предпочтений государственных служащих, неудовлетворенные потребности государственных служащих (социальным статусом, денежным содержанием и т.д.), недостаточная социально-психологическая компетентность и развитость морально-психологических качеств государственных служащих.

Кроме причин в современной юридической литературе выделяются ряд условий, способствующих возникновению конфликта интересов :
1) высокий уровень неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих;
2) недостаточная информированность общества о деятельности органов государственной власти;
3) наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом регулировании;
4) несоблюдение служебной и организационной дисциплины;
5) отсутствие или недостаточное использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.

Р. Кандыбин не выделяет причины и условия, однако пишет о «факторах, в связи с которыми может возникать конфликт интересов» :
– персональная предрасположенность государственного служащего к противоправному поведению;
– возможность использования должностного (служебного) положения для лоббирования своих интересов и интересов третьих лиц;
– наличие в служебных полномочиях сфер, подразумевающих принятие решений на основе субъективных оценок;
– возможность использования должностного (служебного) положения для нарушения запретов и ограничений, несоблюдения требований к служебному поведению;
– отсутствие контроля со стороны непосредственного начальника за деятельностью государственных служащих по исполнению ими своих должностных (служебных) обязанностей;
– наличие в коллективе устоявшегося приемлемого отношения к коррупционным проявлениям при выполнении государственными служащими возложенных на них обязанностей (задач).

Отметим, что О.Н. Костюк несовершенство законодательства относит к причинам коррупционного поведения, а А.М. Шилкин – к условиям, О.Н. Костюк говорит об отсутствии механизмов стимулирования, а А.М. Шилкин – об их недостаточном использовании, Р. Кандыбин рассматривает способствующие коррупционному поведению с совершенно иной стороны, но в целом получается единый причинно-условный комплекс, знать который необходимо в целях противодействия коррупционному поведению в сфере государственной службы.

Конфликт интересов – ситуация, которая может разворачиваться в различных областях исполнения государственным служащим своих служебных обязанностей и иметь достаточно большое количество конкретных выражений, предусмотреть которые все просто невозможно. Соответственно, возникает необходимость в осуществлении некоей группировки существующих множественных вариантов для выработки определенных типовых алгоритмов воздействия на разворачивание конфликта или предотвращения его.

По мнению А.В. Соловьева, следует говорить о конфликтах юридическом (конфликт права) и экономическом (конфликт интересов) , которые разрешаются по-разному: экономический – путем согласования интересов в процессе обоюдного рассмотрения предмета спора или при участии третьих лиц, юридический – при вмешательстве административного органа или органа судебной власти.

Е.А. Максименкова в числе наиболее частых случаев конфликта интересов указывает совершение действий, принятие решений в отношении родственников, друзей, деловых партнеров государственного служащего и выполнение государственным служащим иной оплачиваемой работы, владение государственным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях после увольнения с государственной службы, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего .

С.Ю. Кабашов выделяет два вида конфликтов интересов на государственной службе :
– при формировании различных комиссий – личная заинтересованность может выражаться в покровительстве чьим-либо интересам, в использовании конфиденциальной информации, а также в обыкновенном взяточничестве;
– при проведении конкурса на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

А.В. Кудашкин и Т.Л. Козлов выделяют следующие наиболее часто встречающиеся ситуации, связанные с конфликтом интересов на государственной и муниципальной службе :
1) владение государственным или муниципальным служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к передаче принадлежащих ему указанных активов в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях предотвращения конфликта интересов;
2) замещение должности государственной (муниципальной) службы в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным (муниципальным) служащим, если это связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
3) занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работодателя при наличии (возможности) конфликта интересов.

А.М. Цирин и М.А. Цирина выделяют конфликты интересов в частной и публичной сферах, а в целом авторы учебника рассматривают виды конфликта интересов применительно к сферам деятельности – в сфере образования, в сфере здравоохранения, в законодательном процессе.

В Обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования (письмо Минтруда России от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088) выделяются ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
– выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
– выполнение иной оплачиваемой работы;
– владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
– получение подарков и услуг;
– имущественные обязательства и судебные разбирательства;
– взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
– явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

В рамках выделенных ключевых областей обзор рассматривает более 20 типовых ситуаций конфликта интересов.

Очень интересно, на наш взгляд, к определению ситуаций возможного конфликта интересов подходит А.Ф. Ноздрачев, рассматривая конфликт интересов с точки зрения его реальности .

Ситуация действительного конфликта интересов – это ситуация, в которой констатируются наличие какого-либо личного интереса и его реальное влияние на то, как данное лицо выполняет свои профессиональные и служебные обязанности. Лицо, замещающее должность, сознательно не принимает мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в результате чего получает искомый доход.

Ситуация возможного конфликта интересов – это ситуация, когда личная заинтересованность лица, замещающего должность, ещё недостаточна для возникновения конфликта интересов, поскольку пока ещё нет никакой связи между его должностными обязанностями и его личными интересами, но гипотетически может проявиться и повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей. Во всех подобного рода случаях необходимо проводить проверку, не могут ли личные интересы должностного лица повлиять на то, как оно будет исполнять свои обязанности в новых служебных условиях или новые должностные обязанности, с тем чтобы убедиться, что реальный конфликт интересов не наступил и остается по-прежнему лишь потенциальным.

Ситуация кажущегося конфликта интересов – это ситуация, в которой личной заинтересованности лица, замещающего должность, в реальности не существует или имеющиеся по этому поводу факты являются недостоверными. Чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию, необходимо провести служебное расследование. Необходимо установить, что должностные обязанности лица не являются несовместимыми с его личной ситуацией, что оно не совершает правонарушений и не проявляет недобросовестности, необъективности и пристрастности при исполнении им своих должностных обязанностей. До тех пор пока эти факты не доказаны, налицо видимость конфликта интересов, и предъявлять обвинения данному лицу нельзя.

Вместе с тем следует отметить, что отсутствие в законодательстве разработанной типологии конфликта интересов в сфере государственного управления является, по мнению авторов, занимающихся исследованием этой области знаний, недостатком современного знания и затрудняет разработку алгоритмов урегулирования конфликтов.

Итак, конфликт интересов – достаточно сложное и многоаспектное понятие, практика применения которого привела к закреплению в Федеральном законе «О противодействии коррупции» единого для всех нормативных правовых и подзаконных актов определения. Однако это определение все же вызывает ряд вопросов и нареканий со стороны исследователей и, вероятнее всего, ещё ни один раз будет корректироваться в соответствии с объективными реалиями.

Законодательное понятие конфликта интересов позволяет выделить его признаки, при наличии которых, причем только в их сочетании, можно говорить о наличии конфликта интересов:
во-первых, возможность конфликта интересов связывается не со всеми трудящими нашей страны, и даже не со всеми государственными служащими, а с определенной категорией лиц, то есть понятие конфликта напрямую связано с замещаемой должностью;
во-вторых, наличие конфликта интересов определяется личной заинтересованностью – прямой или косвенной – определенных в законе лиц, которая «влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)»;
в-третьих, наличие конфликта интересов связывается не с получением доходов (и иных выгод), а только с возможностью такового.

Поиск сочетания частных и публичных интересов на государственной службе, не приносящего вреда эффективности управленческой деятельности, является одной из актуальных проблем современной юридической теории и практики, от решения которой зависит успех проводимых в стране административных реформ и развитие страны в целом как правового, демократического, социального государства.

Список литературы

  1. Иванова Л.Л. Конфликт интересов на государственной гражданской службе и особенности его урегулирования // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2013. – № 4. – С. 93-101.
  2. Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 196 с.
  3. Казина Т.В. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. – № 9. – С. 48-53.
  4. Кандыбин Р. Сущность и типология конфликта интересов на государственной службе в военной организации государства // Военное право: электрон. научн. изд. – 2013. – № 1. – URL: http://www.voennoepravo.ru.
  5. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организации: причины, предотвращение, урегулирование: научно-практическое пособие / отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016. – 224 с.
  6. Костюк О.Н. Причинная обусловленность конфликта интересов на государственной службе // Молодой ученый. – 2012. – № 5. – С. 337-340.
  7. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Конфликт интересов на государственной муниципальной службе: объект, предмет, субъекты // Актуальные проблемы экономики и права. – 2010. – № 3(15). – С. 156-163.
  8. Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Порядок регулирования конфликта интересов нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. – 2010. – № 10. – С. 45-50.
  9. Максименкова Е.А. Конфликт интересов на государственной службе // // Советник бухгалтера бюджетной сферы. – 2014. – № 2. – С. 90-100.
  10. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции. – URL: http://отрасли-права.рф/article/22819 (дата размещения: 28.02.2017).
  11. О совместном прохождении службы в органах внутренних дел сотрудников, состоящих в близком родстве: письмо Минтруда России от 28.08.2014 № 18-2/В-599. Документ опубликован не был. СПС Консультант-Плюс.
  12. Соловьев А.В. Конфликты на государственной службе: типология и управление: учебно-практическое пособие. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 292 с.
  13. Шилкин А.М. Оптимизация механизмов урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе // Управление в современных системах. – 2014. – № 2. – С. 18-27.
  14. Щеколдин С.Ю. Сложные аспекты нормативно-правового понимания категории «конфликт интересов» // Вестник ВГУ. Серия «Право». – 2009. – № 1. – С. 210-220.

Гражданин, поступая на гражданскую службу, добровольно берет на себя все обязательства, связанные с прохождением гражданской службы, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами.

Одной из таких обязанностей является обязанность принимать меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов.

Служение интересам общества – это основополагающая задача всех гражданских служащих и органов государственной власти. Общество ожидает от должностных лиц этих органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей.

Конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией, однако он является основой коррупционных проступков и преступлений. Неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным правонарушениям.

Чтобы не допустить конфликта интересов в первую очередь необходимо понимать его суть, способы недопущения и его урегулирования.

Понятия конфликта интересов и личной заинтересованности закреплены в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». Если говорить кратко, конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) с целью недопущение причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Данная норма раскрывает также круг лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего» – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Сюда же можно отнести граждан или организации, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами; друзей служащего, их родственников; бывших работодателей; организации, владельцем, руководителем, которых являлся служащий до поступления на государственную гражданскую службу.

Необходимо различать реальный, возможный и мнимый конфликт интересов.

Реальный – возникшее противоречие между служебными обязанностями и частными интересами служащего, при котором частные интересы лица негативно влияют на исполнение им своих служебных обязанностей.

Возможный – должностное лицо имеет личный интерес, который в будущем, в случае изменения определенных обстоятельств, может воспрепятствовать объективному исполнению служащим своих должностных обязанностей.

Мнимый – ситуация, при которой законные действия служащего могут привести к подозрению в наличии у него конфликта интересов, даже несмотря на отсутствие такового. Зачастую мнимый конфликт интерес связан непосредственно с соблюдением норм этики. Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.

Анализ судебной практики показывает, что само по себе родство не может рассматриваться как основание для принятия соответствующих мер, например, прекращения служебных отношений. Следует иметь в виду, что родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.

Обязательными признаками конфликта интересов являются реализация служащим своих должностных обязанностей в конкретной ситуации, извлечение материальной выгоды этим служащим или иными лицами (возможность ее извлечения) и причинная связь между ними.

Предполагается наличие у служащего поведенческого выбора между надлежащим исполнением служебных обязанностей и принятием необъективного, пристрастного решения.

Под определение «конфликт интересов» попадает множество отдельных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий).

Наиболее часто встречающимися случаями конфликта интересов являются:

Выполнение отдельных функций государственного/муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего

Получение служащим, его родственником от подконтрольного/поднадзорного лица имущества в дар или пользование;

Участие служащего в заседании комиссии при рассмотрении вопроса получения материальных благ его родственником;

Издание служащим распорядительных документов по распределению материальных благ в пользу его родственника;

Получение подарков и услуг;

Имущественные обязательства и судебные разбирательства;

Выполнение служащим функций представителя нанимателя в отношении его родственника, также находящегося в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;

Ведение предпринимательской деятельности родственником служащего в подконтрольной ему сфере;

Осуществление иной оплачиваемой работы лицом, замещающим должность, в организации, осуществляющей деятельность в поднадзорной ему сфере и т.п.

Во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) служащих в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном это связано с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.

Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Например, начиная выполнять какое-то поручение или задание, осознав наличие личной заинтересованности, служащему следует уведомить представителя нанимателя.

Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Аналогичная норма установлена ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». Соответствующий Порядок уведомления определяется представителем нанимателя.

Таким образом, в целях предотвращения коррупции законодатель обязывает как служащих, так и представителя нанимателя принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Своевременное уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов является одной из главных обязанностей служащего.

Служащий обязан на имя представителя нанимателя, через уполномоченное правовым актом органа исполнительной власти на прием такого уведомления структурное подразделение (уполномоченному должностному лицу) подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление).

Уведомление представляется в письменной форме лично или по почте, как только стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление подлежит регистрации в соответствующем журнале в день его представления и передается представителю нанимателя. По просьбе лица, представившего уведомление, копия с отметкой о регистрации выдается ему под роспись в журнале регистрации или направляется по почте заказным письмом.

В ходе предварительного рассмотрения уведомления лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, вправе получать в установленном порядке от служащего, представившего уведомление, необходимые пояснения и оформлять запросы для направления их установленном порядке в территориальные органы федеральных органов государственной власти, государственные органы Алтайского края, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.

По результатам предварительного рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение.

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по результатам рассмотрения уведомления с приложением к нему материалов и мотивированного заключения принимает одно из решений, предусмотренных положением о данной комиссии.

В случае принятия решения о наличии или возможности возникновения конфликта интересов представитель нанимателя принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.

Важно помнить, что уведомление служащим представителя нанимателя о личной заинтересованности не освобождает его от принятия (при необходимости) мер по недопущению или урегулированию конфликта интересов, и не снимает ответственности за несвоевременное принятие таких мер в целях снижения вероятности возникновения конфликта интересов либо уменьшения рисков причинения вреда.

Служащий вправе прибегнуть как к предусмотренным ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» способам предотвращения или урегулирования конфликта интересов, так и к иным мерам, доступным, необходимым и достаточным для предотвращения или устранения конфликта интересов в конкретном случае.

Такими мерами могут быть:

Самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;

Передача ценных бумаг в доверительное управление, либо их отчуждение в собственность третьих лиц;

Отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;

Отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых служащий выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;

Отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;

Отказ от распространения служебной информации;

Переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.

Приведенный перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы его урегулирования. При этом действия служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не должны противоречить действующему законодательству.

В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на гражданской службе рекомендуется использовать в практической деятельности Обзоры типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, а также практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1, подготовленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (размещены на сайтах Минтруда, Правительства Алтайского края в разделе «Противодействие коррупции»).

На усмотрение: для каждой сферы деятельности органа исполнительной власти характерны свои ситуации конфликта интересов, поэтому предлагаем на выбор рассмотреть несколько типичных ситуаций.

В случае принятия решения о несоблюдении служащим требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения, на представителе нанимателя лежит обязанность применения в соответствии с действующим законодательством мер ответственности во всех случаях совершения гражданским служащим коррупционных правонарушений.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия. Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.

Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка уведомления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей может быть в форме взысканий, установленных ст. 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

Подводя итог, следует отметить, что проблема конфликта интересов в системе государственной гражданской службы сегодня достаточно актуальна, и останется такой еще долгое время. Ситуация «конфликта интересов» имеет моральную составляющую, так как во многом зависит от уровня нравственной культуры вас, служащих, от правового сознания, умения принимать должные моральные решения.

Личная заинтересованность – это еще не правонарушение. Необходимо сообщать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, не опасаясь предать гласности наличие личной заинтересованности. Легче предотвратить конфликт интересов, чем его потом урегулировать. Конфликт интересов характеризуется альтернативностью, выбором между долгом и личным интересом. В ситуации конфликта интересов служащий еще не сделал окончательный выбор. Своевременное выявление и урегулирование конфликта интересов является средством предупреждения коррупционных правонарушений.


Дата публикации: 25.05.2018 г.
Дата изменения: 25.05.2018 г.

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.