Конкурсный управляющий может подписывать выполнение работ. На основании чего действует конкурсный управляющий при банкротстве? Конкурсный управляющий вправе
Подскажите пожалуйста, на основании чего действует конкурсный управляющий при банкротстве. Что внести в договора? Он может работать на основании устава? Немного поясню ситуацию конкурсный управляющий назначен судом и в штат не принимался. В договорах должен указываться единоличный исполнительный орган и на основании чего он действует. В уставе у нас не прописан конкурсный управляющий, поэтому я полагаю, что он не может действовать на основании Устава, тогда может быть указывать на основании Решения суда? Процедура банкротства еще не завершена. спасибо!
Ответ
Ответ на вопрос:
На стадии конкурсного производства к конкурсному управляющему переходят определенные полномочия органов управления должника.
Не пропустите: главные изменения в кадровой работе
Что принято и вступило в силу в этом месяце.
Согласно ст. 127 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 26.10.2002 № 127-ФЗ конкурсного управляющего утверждает суд, о чем выносит определение.
Соответственно, полномочия конкурсного управляющего подтверждаются именно определением арбитражного суда и, соответственно, этот документ нужно указывать при заключении договоров конкурсным управляющим.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.10.2002 № 127-ФЗ
О несостоятельности (банкротстве)
Статья 127. Конкурсный управляющий
1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
1.1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае, предусмотренном , арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого представляется саморегулируемой организацией, членом которой является временный управляющий.
2. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
Самые важные изменения этой весны!
-
В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело». -
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году -
Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ. -
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену. -
Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
Вопрос: Предприятие признано банкротом, в
отношении его открыто конкурсное
производство. Может ли конкурсный
управляющий заключать трудовые договоры
для обеспечения осуществления своих
полномочий?
Ответ: Согласно ст. 2
Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее -
Закон N 127-ФЗ) конкурсное производство -
процедура, применяемая в деле о банкротстве
к должнику, признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований
кредиторов.
При этом в силу п. 1 ст. 129
Закона N 127-ФЗ с даты утверждения
конкурсного управляющего до даты
прекращения производства по делу о
банкротстве, или заключения мирового
соглашения, или отстранения конкурсного
управляющего он осуществляет полномочия
руководителя должника и иных органов
управления должника, а также собственника
имущества должника - унитарного
предприятия в пределах, в порядке и на
условиях, которые установлены Законом N
127-ФЗ.
В соответствии с п. 2 данной статьи
конкурсный управляющий обязан, в
частности:
принять в ведение имущество
должника, провести инвентаризацию такого
имущества;
привлечь оценщика для оценки
имущества должника, за исключением случаев,
предусмотренных Законом N 127-ФЗ;
принимать меры, направленные на поиск,
выявление и возврат имущества должника,
находящегося у третьих лиц;
принимать
меры по обеспечению сохранности имущества
должника.
Кроме того, п. 1 ст. 20.3 Закона N
127-ФЗ предусмотрено, что арбитражный
управляющий в деле о банкротстве имеет
право, в частности, привлекать для
обеспечения возложенных на него
обязанностей в деле о банкротстве на
договорной основе иных лиц с оплатой их
деятельности за счет средств должника, если
иное не установлено Законом N 127-ФЗ,
стандартами и правилами профессиональной
деятельности или соглашением арбитражного
управляющего с кредиторами.
Пункт 4 ст.
20.3 Закона N 127-ФЗ предусматривает, что при
проведении процедур, применяемых в деле о
банкротстве, арбитражный управляющий
обязан действовать добросовестно и разумно
в интересах должника, кредиторов и
общества.
Таким образом, осуществляя
полномочия руководителя должника,
конкурсный управляющий ограничен Законом N
127-ФЗ и должен действовать в соответствии с
задачами конкурсного производства, целью
которого является соразмерное
удовлетворение требований кредиторов.
Поэтому, хотя в п. 1 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ
употребляется термин "договорная основа", а
не "гражданско-правовой договор", очевидно,
что арбитражный управляющий имеет право
привлекать для обеспечения осуществления
своих полномочий лиц с оплатой их
деятельности за счет средств должника
исключительно на основе
гражданско-правовых, а не трудовых
договоров.
Действительно, в силу ст. 56
Трудового кодекса РФ трудовой договор -
соглашение между работодателем и
работником, в соответствии с которым
работодатель обязуется предоставить
работнику работу по обусловленной трудовой
функции, обеспечить условия труда,
предусмотренные трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, коллективным договором,
соглашениями, локальными нормативными
актами и данным соглашением, своевременно и
в полном размере выплачивать работнику
заработную плату, а работник обязуется
лично выполнять определенную этим
соглашением трудовую функцию, соблюдать
правила внутреннего трудового распорядка,
действующие у данного работодателя.
Трудовое законодательство предусматривает
ряд гарантий для работника (оплату
больничного, отпуска и т.д.), что может
явиться существенным финансовым бременем
для предприятия-должника, кроме того, это не
соответствует целям конкурсного
производства. Данный вывод подтверждается,
например, Постановлением ФАС
Северо-Западного округа от 29.09.2009 N
А26-6670/2005.
В Определении от 08.05.2009 N
ВАС-2654/09 по делу N А27-13176/2003-4 суд указал, что
конкурсный управляющий не вправе заключать
трудовые договоры, он имеет право
исключительно на договорной основе
привлекать специалистов для обеспечения
осуществления своих полномочий.
Вместе
с тем по данному вопросу существует и
другое мнение, согласно которому
заключение конкурсным управляющим
трудовых договоров для обеспечения
осуществления своих полномочий не
противоречит Закону N 127-ФЗ, но допускается
лишь в той мере, в какой это оправданно для
целей конкурсного производства, прежде
всего сбора и реализации конкурсной массы,
расчетов с кредиторами. Данный вывод
подтверждается позицией Пленума ВАС РФ,
изложенной им в п. 1 Постановления от 17.12.2009 N
91 "О порядке погашения расходов по делу о
банкротстве" (см. также Постановления ФАС
Северо-Западного округа от 18.09.2009 N А13-2992/2007,
ФАС Уральского округа от 14.12.2009 N Ф09-9944/09-С4,
ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2009 N
А19-10540/07, ФАС Поволжского округа от 22.05.2009 N
А65-25210/06). Как правило, при возникновении
спора суды оценивают необходимость
выполнения работы, порученной привлекаемым
специалистам, и входит ли ее выполнение в
обязанности самого конкурсного
управляющего.
Учитывая изложенное,
заключение трудовых договоров с
привлекаемыми специалистами на стадии
конкурсного производства нежелательно, так
как существует вероятность, что
правомерность заключения трудовых
договоров для обеспечения осуществления
своих полномочий конкурсному управляющему
придется доказывать в
суде.
Ю.М.Лермонтов
Минфин России
19.02.2010
Заключение конкурсным управляющим нового договора аренды от имени организации-должника правомерно.
Обоснование:
Согласно п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон о банкротстве) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Абзацем 4 части 1 статьи 126 Федерального закона о банкротстве предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой (т.е. главой VII «Конкурсное производство»).
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 129 Федерального закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
При этом только статьи 139 «Продажа имущества должника», 140 «Уступка прав требования должника» и 141 «Замещение активов должника в ходе конкурсного производства» главы VII «Конкурсное производство» Федерального закона о банкротстве регламентируют действия конкурсного управляющего с имуществом должника.
То есть, глава VII «Конкурсное производство» указанного Федерального закона не предусматривает порядок согласования с кредиторами передачи имущества должника в пользование третьим лицам (т.е. в аренду) до момента его продажи.
Следовательно, отношения связанные с арендой имущества должника регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и для заключения договора аренды конкурсному управляющему вполне достаточно тех полномочий, которые ему предоставляет Федеральный закон о банкротстве.
В связи с изложенным конкурсный управляющий вправе от имени организации-должника заключить новый договор аренды.
Обратите внимание, в законодательстве могли произойти изменения. Мнение эксперта основано на положениях законодательства, действующего на дату подготовки консультации
Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс
К сожалению, однозначно ответить на вопрос не представляется возможным. Поясним почему.
В соответствии со ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) с даты утверждения конкурсного управляющего последний осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия. Конкурсный управляющий вправе в том числе распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, установленных данным законом.
В свою очередь, согласно п. 1 ст. 126 Закона № 127-ФЗ, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном главой VII данного закона.
Между тем глава VII Закона № 127-ФЗ не содержит специальных указаний по поводу порядка передачи имущества должника в пользование третьим лицам. Это позволяет некоторым специалистам делать вывод, что после открытия конкурсного производства передача имущества должника в аренду невозможна в принципе, поскольку требуемый порядок совершения таких сделок законом не регламентирован.
Несмотря на отсутствие в Законе № 127-ФЗ явного запрета на передачу конкурсным управляющим имущества должника в аренду, приведенная позиция не лишена логики. Такой вывод в целом согласуется с целями конкурсного производства, которое направлено на соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст. 2 Закона № 127-ФЗ), поэтому после введения конкурсного производства конкурсный управляющий консолидирует имущество должника и формирует конкурсную массу для последующей ее реализации на торгах и соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 139 Закона № 127-ФЗ; постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.2008 № А65-7197/07). Глава VII Закона № 127-ФЗ при этом действительно не регламентирует случаев и способов распоряжения имуществом должника, которые бы не влекли его отчуждение.
Тем не менее в арбитражной практике вопрос о правомерности передачи имущества должника в аренду на стадии конкурсного производства решается неоднозначно.
Нередко суды признают подобные действия конкурсного управляющего незаконными на том основании, что сдача имущества должника в аренду не направлена на обеспечение его сохранности и ведет к износу имущества, получение же прибыли от его использования путем передачи в арендное пользование противоречит целям конкурсного производства и интересам кредиторов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2012 № Ф02-73/12 по делу № А19-214/2009, ФАС Поволжского округа от 11.11.2008 по делу № А65-7197/07, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 № 08АП-4831/11 и от 22.02.2011 № 08АП-11006/2010).
В ряде случаев суды придерживаются более категоричной позиции. В частности, ФАС Поволжского округа указал на отсутствие в силу закона у конкурсного управляющего полномочий по предоставлению имущества должника в аренду (постановление ФАС от 15.01.2008 по делу № А65-20241/2004-СГ4-16).
Однако имеются и обратные примеры. Так, Десятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что Закон № 127-ФЗ не запрещает конкурсному управляющему передавать в аренду имущество должника, а договор аренды в рассматриваемом деле имеет целью поддержание имущества в исправном состоянии и обеспечение сохранности имущества должника в интересах его кредиторов и не является обременением, которое могло бы затруднить его последующую реализацию либо негативным образом отразиться на его рыночной стоимости (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 № 10АП-10311/13). В свою очередь ФАС Центрального округа указал, что законодательство допускает заключение договоров аренды в период конкурсного производства, если это не противоречит цели данной процедуры несостоятельности и определяется экономической целесообразностью при соблюдении баланса интересов кредитора и должника (постановление ФАС Центрального округа от 07.07.2009 № Ф10-2487/09, также см. постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 № 11АП-7298/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 № 15АП-15002/11).
Отметим, что суды (в тех случаях, когда ими признается возможность заключения арендных договоров конкурсным управляющим), как правило, ссылаются на необходимость получения согласия собрания кредиторов на передачу имущества в аренду (см., например, постановление ФАС Московского округа от 16.04.2014 № Ф05-2692/14 по делу № А41-11038/2013).
Учитывая изложенное, окончательный ответ на заданный вопрос может быть дан только судом с учетом всей совокупности фактических обстоятельств, а также занимаемой самим судом правовой позиции.