Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву? Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы Тема: «День Земли»

Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию подготовила воспитатель Бурдукова Н.Ю., детский сад «Солнышко», поселок Преображение. Тема занятия в детском саду - земля. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Цели занятия в детском саду:

  • познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой;
  • подвести к выводу о том, что в почве есть все необходимые для жизни живых существ компоненты;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Ход занятия в детском саду:

Дети находятся за столами, перед ними стаканчики с водой и в тарелочках разные образцы почвы: глина, песок, чернозём.

Воспитатель: — Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что перед вами? Какого цвета? Потрогайте пальчиками, какие они на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.)? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные.

— В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.

— И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.

Весною буйно всё растёт,
Деревья расцвели!
Когда придёшь на огород –
Возьми комок земли.
Смотри – он тёплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нём корешки цветов живут,
Он червякам даёт приют,
В нём влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной.

Опыт 1:

— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Как образовалась почва?

— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

— Ребята, так что же такое почва? Из чего она состоит? Кто живёт в почве? Как она образовалась? Как растения сохраняют почву? Почему почву называют Кормилицей?

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе

Тема «ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ КОРМИТ?»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли («познавательное развитие»);

Учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы(«познавательное развитие»);

Прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности («социально-коммуникативное развитие»);

Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («социально-коммуникативное»).

Методы и приемы: - практические: экспериментирование

- наглядные: показывание образца, презентация

- словесные: проблемные ситуации

Материалы и оборудование: цветок в вазе с водой синего цвета, мешочек с почвой, фартуки, нарукавники, лист бумаги, почва, стакан с водой, спиртовка, стекло, презентация.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций «Почему цветок синий», «Земля или почва»,

Экспериментирование

Коммуникативная

Трудовая

Соблюдение рабочих мест в порядке, уборка рабочих мест

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель ставит цветок в вазе с водой синего цвета и предлагает детям подумать, о чем они сегодня будут говорить.

Дети высказывают свои предположения.

Дети могут обосновать свое мнение.

Игровое упражнение «Найди, что скажу»

Воспитатель предлагает детям найти то, о чем они будут разговаривать.

Дети двигаются по инструкции воспитателя:

Три шага вперёд от двери

Пять шагов направо

Встать с левой стороны стола

Пройти 7 шагов вперёд.

У детей развивается умение действовать по словесной инструкции. Закрепляется ориентировка в пространстве

Воспитатель просит сказать, что это такое.

Воспитатель говорит, что это почва.

Дети говорят, что это земля.

Дети спрашивают, что такое почва.

Формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.

Воспитатель предлагает стать исследователями и узнать, что такое почва.

Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки, нарукавники.

Развивается интерес к исследовательской деятельности

Воспитатель предлагает положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах.

Воспитатель делает вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Дети растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают в микроскоп.

Дети узнают, из чего состоит почва.

Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой.

Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

У детей закрепляется умение делать опыты.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Воспитатель напоминает детям, что в ней обитает много жильцов. Педагог уточняет у детей, чем они дышат?

Дети убеждаются, что в почве есть воздух.

Дети отвечают, что как и все животные - воздухом.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

На стекле дети видят капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы. Делают вывод, что в почве есть вода.

У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель делает вывод, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Педагог предлагает детям рассказать, кто и что живет в почве.

Дети рассказывают об обитателях почвы.

Дети умеют применять свои знания о животном мире, связно излагать свои мысли.

Воспитатель делает вывод, что все живущие в почве берут питательные вещества из почвы и обращает внимание на цветок в вазе.

Дети делают вывод, что цветок стал синим из-за того, что вода синяя. Цветок впитал краску из воды. Также растения впитывают питательные вещества из почвы.

Дети учатся размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель предлагает просмотреть презентацию.

Делают вывод, что нужно беречь окружающую среду

У детей появляется бережное отношение к природе.

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания, с основными факторами среды, действующими на почву (влажность, ветер, температура, живые организмы)

2. Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, мягкость, твердость, пластичность) .

3. Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента.

4. Воспитывать желание работать с почвой

Предварительная работа:прочитать сказку Г. Андерсена "Дюймовочка" и сказку Н. Павловой "Большое чудо", показать иллюстрации с изображением почвы, рассмотреть макет почвы, рассмотреть почву в горшках в процессе труда. прочитать стихотворение Машковской "Давайте оставим немного земли"

Оборудование:письмо от Подземного царя, коробка с землей, стаканчики из-под йогурта, салфетки, лупы, подносы с образцами почвы, стаканчики с водой.

Материалы и оборудование для игры: две маски с изображением дождевого червя

Ход занятия:

В группу приходит почтальон и приносит посылку (коробка с землей) и письмо.

Воспитатель:Ой, ребята посмотрите что принес нам почтальон. Какая большая посылка, давайте откроем ее? Что это ребята?

Дети:Почва

Воспитатель:А вы знаете, кто и зачем прислал нам эту почву? Давайте прочитаем письмо. "Дорогие ребята! Надеюсь вам понравился мой подарок. Это волшебная земля. Почему это земля волшебная? Потому, что это не просто земля, это почва. Она кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья и ветки. В почве очень много обитателей:дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Хотите с ним познакомиться? Тогда громко меня позовите:"Подземный царь, к нам приди - в свое царство проведи" До встречи! Подземный царь. "

(Дети зовут Подземного царя, и он появляется)

Подземный царь:Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Я хочу вам рассказать о своем подземном царстве. Ой, как у вас светло, у меня под землей так хорошо-темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом, и о нем вам расскажу. А для этого нужно пройти в мое подземное царство (дети садятся за столы) .

Ребята, что вы видите на подносах?

Дети:землю

Подземный царя:Чтобы познакомиться с ней поближе, у меня есть для вас подарки. Посмотрите, что это?

Дети:Лупа

Подземный царь: Правильно, это лупа. Для чего нам нужна лупа?

Дети:Для того, чтобы рассматривать почву

Подземный царь:Молодцы! Посмотрите на почву, какого она цвета?

Дети:Темная, черная

Подземный царь:В почве находятся питательные вещества для растений, это земля плодородная (чернозем, растения очень любят чернозем. Возьмите в руки лупы и внимательно рассмотрите почву. Что в ней вы видите?

Дети:Палочки, сухие листья, камушки

Подземный царь:Давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь?

Дети:Сухая, мягкая, рыхлая (вытирают руки салфеткой)

Подземный царь:А чем мы дышим?

Дети:Воздухом

Подземный царь:А вы знаете, что под землей тоже есть воздухом? давайте проверим, правда ли это?

Опыт "В почве есть воздух". У каждого на столе стоит стакан с водой, возьмите с подноса комочек земли и опустите в стакан. Что вы видите?

Дети: Пузырьки воздуха

Подземный царь:Что это значит?

Дети:В почве есть воздух

Подземный царь:Да, действительно, вода вытеснила из почвы весь воздух, и появились маленькие пузырьки. Вот мы и проверили, что в почве есть воздух. Ребята, а вы поливаете растения?

Подземный царь:А что будет с водой, если налить ее на почву?

Дети:впитается в почву

Подземный царь:А давайте это проверим. Подойдите ко мне. Вот в этот стакан с почвой я налью воды. Что вы видите?

Дети:Вода впиталась, на поверхности видны пузырьки воздуха.

Подземный царь:Да, вода вытеснила воздух из почвы и впиталась. Значит, почва впитывает воду. Ребята, вам понравился опыт?

Подземный царь:Ребята, а теперь мы с вами не много отдахнем и поиграем. Но сначала нужно отгадать загадку.

Длинный, скользкий и прямой

Роет норки под землей. Кто это?

Дети: Дождевой червь

Подземный царь:Правильно. И наша игра называется "Дождевой червь"

(выбрать два участника) Представьте себе, что вы дождевые черви, и должны проползти по подземному коридору. (обозначить начальные и конечные точки, между которыми дети будут проползать) Какой червяк быстрей доползет до цели.

Молодцы ребята! Все червяки у нас быстрые и проворные. А теперь давайте сядем на свои места.

Ребята, а вы любите пирожки?

Дети:Да.

Подземный царь:Как вы думаете можно ли слепить пирожок из земли?

Дети:Нет

Подземный царь:А давайте проведем опыт "Пластичность почвы"

Возьмите в руки влажный комочек земли, сожмите его. Что с ним стало?

Дети:Он уменьшился, стал маленьким

Подземный царь:Правильно, он уменьшился. Он может принимать любую форму и так ребята мы узнали, что почва пластична.

Подземный царь:ну, вот ребята теперь вы много знаете о моем подземном царстве, а мне пора спешить к своим подземным жителям. До свидание.

Дети: До свидание.

Воспитатель:Ребята вам понравилось занятие? Что вы узнали о подземном царстве? Какие опыты вы делали?

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве.

Познавательные:

  • познакомить детей с составом земли;
  • познакомить детей с тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы, камней, глины;
  • формировать у дошкольников представления о значении почвы в природе и в жизни человека.

Развивающие:

  • упражнять в умении сравнивать, анализировать;
  • формировать у детей познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
  • активизировать словарь: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

Воспитательные:

  • учить детей работать парами, формировать коммуникативные навыки;
  • воспитывать любовь к природе;
  • учить видеть необычное в обычном;
  • формировать основы экологической культуры.

Материалы и оборудование:

  • мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
  • вода, ложечки для воды;
  • салфетки;
  • трубочки для коктейля;
  • поднос для «создания» земли;
  • поднос с землей и проросшими побегами гороха;
  • иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
  • пакетики с разной землёй .

Методические приёмы:

  • загадывание загадки;
  • вопросы к детям;
  • дидактическая игра «Откуда горсть земли?»
  • экспериментирование;
  • исследование;
  • использование физминутки

Предварительная работа:

  • наблюдения на прогулке за почвой, песком;
  • рассматривание камней;

Ход занятия.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадку.

Её все матушкой зовут,

По ней все ножками бегут. (Земля)

Сообщение темы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле, по которой мы ходим каждый день. Её ещё называют почвой. Почему говорят, что она всем «добром отвечает» ? Почему землю называют «мать-земля» , «матушка» ? Какая земля у нас под ногами - твердая или мягкая?

Дети. (Твердая, крепкая, надежная.)

Воспитатель. А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва? На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить. Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые?

Дети. (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

Экспериментирование.

Исследование песка.

(На столах стоят 4 мисочки: с песком, глиной, камнями, почвой.)

Воспитатель. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите, что там лежит.

(Дети называют предметы.)

Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок) .

Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. (Сыпучий.)

Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

Дети. (Нет, сыпучий только сухой.)

Воспитатель. Из какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу» .

Исследование глины.

Воспитатель. Теперь перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной. Внимательно рассмотрите ее. Какая она?

Дети. (Твердая, состоит из множества крохотных частичек, которые крепко держатся друг за друга.)

Воспитатель. Давайте нальем в мисочку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода?

Дети. (Она плохо проходит сквозь глину.)

Воспитатель. Как изменилась глина?

Дети. (Стала пластичной, мягкой, из нее можно лепить.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

«Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины) . Ее используют в строительстве» .

Физкультминутка

Педагог читает текст, а дети выполняют разные упражнения.

РАЗ - и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.

ДВА - и вмиг я глиной стану,
Может, к обуви пристану,
Если дождик во дворе.
Не ходите вы по мне!

ТРИ - сейчас я холм зыбучий,
Очень желтый и сыпучий.
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ - камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас
Никому не надо.

ПЯТЬ - я почва - верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.

Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Наша круглая планета
Называется ЗЕМЛЯ,

Все живущие под солнцем
Братья нам. И мы друзья!

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование камней

Воспитатель. Давайте исследуем камни. Рассмотрите их, потрогайте, постучите ими друг о друга. Какие они?

Дети. (Твердые, холодные, шероховатые и т. п.)

Воспитатель. Налейте на камни немного воды. Что получилось? Стали ли камни от этого мягче, как глина? Может, они слиплись? Куда делась вода? Она впиталась в камни?

Дети. (Нет.)

Воспитатель. Как они изменились?

Дети. (Стали ярче, красивее.)

Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни и где это было?

В заключение воспитатель с детьми делает вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут"на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче» .

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды» , тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться» .)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображения крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва - это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений» .

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей» , «матушкой-землей» . Почему? (Ответы детей.) На земле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты. Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую землю» , на которой все оживает. Пусть каждый из вас произнесет свое пожелание земле.

(Дети говорят добрые слова. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.)

А теперь давайте поиграем!

Игра «Откуда эта горсть земли?»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображениями разных природных ландшафтов нашей

планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - каменистый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой) .

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка прикреплены картинки, на которых изображены разные уголки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. (Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много камешков - на лепесток с изображением гор, пакетик с черной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песчаной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского берега.)

Заключительная часть.

Воспитатель. Вам понравилось наше занятие? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, может быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накрытый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги гороха - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побегами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!

Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.

Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно — давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 25th Сентябрь, 2016
Вы находитесь: