Конспект урока по литературному чтению "М. Лермонтов "Утёс" (3 класс). Конспект открытого урока "Литературное чтение". Прием олицетворения. М.Ю. Лермонтов. "Утёс"

Тема: «М. Ю. Лермонтов «Утёс» 3 класс

Программа: УМК «Школа России»

Учебник: Литературное чтение. Ч.-1. М.: «Просвещение», 2013., рабочая тетрадь.

Выполнила:

Савельева Светлана Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 145

Цель : осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения, анализа лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс".

Задачи урока:

1) раскрыть основное настроение стихотворения (грусти и одиночества);

2)формировать первичные представления о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями живописи; о приёме олицетворение, эпитета, метафоре и контрасте; расширять литературный кругозор учащихся;

3) воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём; воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.

4) коррекционная – корректировать устную речь учащихся.

5) здоровьесберегающая – создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий):

Личностные универсальные учебные действия (далее УУД):

формирование умение анализировать лирические стихотворения;

понимание важности умения выразительно читать лирические произведения

повышение уровня мотивации учебной деятельности.

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

- проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному.

1. Цель для ученика:

1. Знать биографию поэта.

чувствовать связь стихотворения с жизнью автора.

3. Научиться видеть и понимать красоту природы, красоту родного края.

2. Цель для учителя:

1. Формировать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства художественного языка (контраст, метафора, эпитет, олицетворение);

2. Формировать умение воспринимать и интерпретировать образы стихотворения (утёс - старость, тучка - молодость);

3. Учить осваивать идею стихотворения, определять настроение (грусти, одиночества);

4. Подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения. Отрабатывать навык выразительного чтения.

5. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы.

Оборудование:

1. Учебник по литературному чтению Ч.1 (с.46-147), тетрадь.

2. Портрет М.Ю. Лермонтова

3. Проектор (презентация)

4. Выставка книг писателя

5. Карточки (текст речевой разминки, задания)

6. Иллюстрации к стихотворениям «Горные вершины», «На севере

диком стоит одиноко…» М.Ю. Лермонтова

Методы обучения на уроке:

Практический метод (упражнения, рисование образов, работа в тетради);

Наглядный метод (репродукции, просмотр картин на выставке, наблюдения учащихся);

Словесный метод (объяснение, разъяснение, беседа);

Работа с книгой (чтение, цитирование);

Частично-поисковый метод (рассуждения, анализ, сравнение, решение познавательных задач).

Образовательные технологии: Информационные и коммуникативные технологии, технология уровневой дифференциации «Лестница достижений», технология продуктивного чтения.

Ход урока

    Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Коммуникативные УУД : Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к сотрудничеству.

Регулятивные (организация своего рабочего места)

Вступительное слово учителя.

Прозвенел и смолк звонок,

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.

    Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко; прохлопайте ритм.

О чём скороговорка? (Скороговорка о том, как нужно правильно говорить)

Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова. (разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно.)

Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова; в ускоренном темпе.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Коммуникативные (умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные УУД (общеучебные, логические: умение анализировать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Технология продуктивного чтения.

(Выразительное чтение стихотворений «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

Покажите свои иллюстрации и расскажите, что вы на них изобразили. (Возвышенности в горах в ночной тьме; На вершине стоит одинокая сосна. Мы изобразили природу, как она выглядит в ночное время. На рисунках старались по словам автора показать красоту деревьев, восхода солнца, красоту горного Кавказа.)

Что связывает эти картины? Что общего в них? (Характер у картин хоть и спокойный, но одинокий и грустный.)

Почему вы изобразили на картине грусть, печаль, одиночество?

(Детство Михаила было лишено любовью родителей. Мать умерла, когда Мишелю исполнилось 2,5 года. Отец уехал, оставив его на воспитание бабушки. Хотя его воспитывала бабушка, он всё равно был одинок: не хватало материнской любви, отцовского внимания. Свои чувства, свою внутреннюю боль одиночества Михаил перенёс в свои стихотворения.)

Вывод: Стихотворения наполнены грустью, одиночеством, печалью.

IV . Введение в тему. Работа с репродукцией

Личностные (готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли полно и точно)

Регулятивные (осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлекать информацию из иллюстрации картины)

Дидактическая задача этапа:

Обобщение знаний о выразительно-изобразительных средствах произведений искусства.

Рассмотрите репродукцию картины А. Куинджи на с.146 учебника.

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – живописец, передвижник. Для его пейзажей характерны романтическая приподнятость, панорамность композиций, декоративная звучность колорита, близкие к натуре эффекты освещения.

Расскажите, что вы видите и как понимаете эту картину? (На картине изображены высокие горы, они выше облаков. Художник изобразил их светлыми, потому что наверху холодно и они все в снегу. Возможно, луна их освещает. Мы понимаем, что это ночное время. Мрачная картина. Мы догадываем, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал. На картине показано великолепие гор, чистота и свежесть природы. Чистый воздух, красота гор и облаков.)

Можно ли по картине догадаться, о чём пойдёт речь в стихотворении?

(Зная биографию писателя, мы предполагаем, что речь пойдёт о грусти, одиночестве, печали.)

Значит тема нашего урока Михаил Юрьевич Лермонтов и его ещё одно стихотворение «Утёс» о грусти, печали и одиночестве.

V . Работа по теме урока

Дидактическая задача этапа : подготовка к восприятию нового материала;

обобщение результатов анализа стихотворения.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме, умеют строить в коммуникации понятные высказывания.

1. Краткая биография поэта.

Наш урок посвящается творчеству великого русского писателя М. Ю. Лермонтова. В октябре 2014 года мы отмечали 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Какие сведения вы можете назвать из биографии поэта? (Презентация).

Лермонтов увлекался поэзией, прозой, драмой, музыкой, живописью, историей, философией. Он хорошо говорил на французском, немецком, английском языках. Знал латынь. На Кавказе научился говорить на грузинском языке. «Как сладкую песню люблю я Кавказ», - говорил поэт. Кавказ был для него второй родиной.

Как я любил Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь.

У него была великолепная память. Он помнил тысячи строк из произведений поэтов, особенно любил А.Пушкина и Байрона. Любил стихи А.Пушкина и его роман «Евгений Онегин».

Он был одарён музыкальностью – играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Сочинил «Казачью колыбельную песню».

Что написал писатель за свою короткую жизнь? (на доске запись)

Стихи: «Москва», «Парус», «Утёс», «Осень», «Горные вершины», «Сосна», «Бородино», « Тучки небесные».

Сказка: «Ашик -Кериб», сказание «Три пальмы»

Поэмы: «Демон», «Мцыри», «Беглец»

Повести: «Бэлла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери» («Герой нашего времени»)

Песни: «Казачья колыбельная песня»

2. Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс»

Вспомните, что такое утёс? (Утёс – это высокая скала.)

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Ваши впечатления от прочитанного? (Мне стало грустно, печально. Утёс стоит одиноко и плачет.)

Сравните два стихотворения Лермонтова – «На севере диком стоит одиноко…» и «Утёс». Перечитайте их, чтобы выполнить задание в тетради.

Вывод: В этих стихотворениях совпадает настроение. Лермонтов пишет о грусти, печали, невыносимости одиночества.

М. Ю. Лермонтов - известный русский поэт. Его жизнъ была короткой и яркой, как вспышка молнии, - он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная болъ поэта.

Прочитайте стихотворение «Утёс» про себя.

Какие два образа запомнились вам? (Образ лёгкой, игривой, шаловливой, свободной и беспечной тучки. И угрюмый, большой, неподвижный утёс. Одинокий утёс, мрачный. Старый утёс.)

3. Разгадка всех пейзажных тайн стиха .

Для этого зададим вопрос "почему?" ко всем выделенным словам, и попробуем ответить на него:

Почему тучка "золотая"? Она из золота? (Это цвет тучки, она ночевала и поэтому в свете луны казалась золотой, как бы светилась.)

Почему "на груди утёса-великана"? (Спят малыши у мамы на руках, на груди, так уютно и спокойно; утёс-великан - это очень высокая гора, выше облаков, поэтому получается, что тучка на груди этой горы, а вершина над тучкой, как голова.)

Почему "по лазури, играя"? (Утром, когда зайдёт солнце небо очень чистое лазурное, дует ветер и тучка "убегает" (её перемещает ветер), тучка отдохнула и поэтому легко, быстро "весело играя" умчалась.)

Почему остался "влажный след в морщине"? (По утру бывает роса, туман, тучка состоит из мельчайших капелек воды, а у гор есть складки, трещины, поэтому в этих трещинках остались капельки воды.)

Почему "тихонько плачет он в пустыне"? (Горы, утёсы покрыты снегом, как на картине А. Куинджи, от солнца, может, этот снег подтаивает, как слёзы - течёт. В пустыне - это потому, что в горах никого нет, туда трудно добраться.)

Вывод: В чём же особенность стихотворения?

Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами. В нём яркие картины, в нём звучит музыка!

    Физкультминутка (с линейкой)

Линейку на пол положу

И выпрямлюсь с ходу.

Потом достать её могу

И выровняю позу.

Проделаю так много раз,

Чтоб отдохнуть от книжных фраз.

5. Обсуждение контрастов в стихотворении

Много ли контрастов в этом стихотворении?

(контрасты есть: ночь - утро, неподвижность утёса - движение тучки, весёлость - грусть, великан-утёс - маленькая тучка).

6. Приём олицетворение. Метафора. Эпитет.

Старый утёс и маленькая тучка – это неживые предметы. Можно ли предположить, что эти предметы оживают в стихотворении?

Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи и определил их характер.

Поэт использует приём : о - лице – творение

В стихотворении М.Ю. Лермонтова “Утес” действия, свойства, переживания человека переносятся на двух “персонажей” произведения - “старый утес” и “тучку золотую”. Такой перенос называется метафорой. Метафора (греч. metaphorá – «перенос») – троп, перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.

Вывод: Поэт использует эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»), метафору.

7. Работа по тексту произведения

Тучку поэт изображает как живую. Докажите. Прочитайте. (Ночевала; умчалась рано, весело играя.)

После посещения тучки как чувствовал себя утёс? (Ему стало хуже. Его тоска одиночества усилилась.) Найдите в стихотворении и прочитайте.

Вывод . Да, тучка не могла понять утёса: она стремительная, юная. Ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс.

Судьба старого утёса напоминает вам судьбу самого Лермонтова? Ведь после ссоры отца с бабушкой по матери, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был уехать в свое небольшое село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии, чтобы сохранить за сыном право наследования Тархан (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ). Этот факт сильно омрачил детские годы Лермонтова, отец отныне лишь изредка появлялся в доме Арсеньевой. О чувствах и интересах отца бабушка не заботилась. Хоть маленького Мишу и окружали любовью и заботами - но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

Вывод: Хоть и бабушка и окружила Мишеля своей заботой, но она отобрала у него отца, который был так ему нужен. Он очень страдал, он был одинок. А судьба ещё отняла у него и маму.

Всю жизнь Михаил следовал наказу отца:

«...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, - не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».

V . Практическая работа

Дидактическая задача этапа : расширение межпредметных связей.

Звучит грамзапись произведения. Учащиеся делают рисунки в тетрадях.

Вывод : Какое настроение? (грустное, задумчивое, мрачное, печальное; старик-утёс задумался о своей молодости, ему одиноко; тучка - светлое воспоминание, как беззаботна молодость и очень одинокая старость)

VI . Физкультминутка. Сейчас попробуем прочитать стихотворение стоя. Встали, взяли в руки книгу, приготовились. Читаем вслух, медленно и с выражением.

VII . Творческое задание.

Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений»

Это задание по выбору. Распределение учащихся по группам.

1 группа будет отвечать на первый вопрос с. 147 (базовый уровень)

2 группа . Нарисуйте картину вашего воображения к стихотворению «Утёс» (повышенный уровень)

3 группа. Давайте попробуем составить рассказ к этому стихотворению. (задание максимального уровня)

Проверка всех групп. Ответы учащихся 3 группы.

В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана…

Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому

Утром в путь она умчалась рано.

По лазури весело играя…

Былая гармония нарушена, утес не может забыть того замечательного времени, когда ему так хорошо было вместе с тучкой:

Но остался влажный след в морщине Старого утеса…

До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование:

Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Выводы по составленному рассказу.

Автор чувствует себя одиноким в окружающем мире: утес стоит «одиноко», «тихонько плачет». Утес в огромном безграничном море чувствует себя словно «в пустыне». Стихотворение мы можем рассматривать как размышления поэта-романтика о недолговечности и непрочности счастья, об одиночестве.

VIII Рефлексия

Закончите предложения:

Я сегодня узнал….

Я научился…

Мне было….

Я рад…..

В заключении мне хочется произнести слова В. Воскобойникова «Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет – двадцать семь. И всё-таки он успел написать такие прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он написал про вас. А всё потому, что стихи эти – словно разговор души с душою, словно рассказ о жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие стихи всегда вечны».

IX . Домашнее задание

Домашнее задание будет необычное. На следующем уроке проведём конкурс «Лучший чтец стихов М. Лермонтова».

Как вы думаете, как выбрать нужное стихотворение? (Нужно прочитать несколько стихотворений и выбрать одно, которое больше всего понравилось).

Я буду рада, если вы выберете другие произведения, которые не даны в учебнике. Вы мне расскажите, где вы их нашли.

Спасибо, ребята, за урок.

Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покрови­теля и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и иг­рала. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщи­не старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не может последовать вслед за тучей. Все это заставило его глубоко заду­маться. И он тихонько плачет в пустыне.

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

В этом стихотворении Лермонтов выражает еще одну грань одиночества. Оно заключается в том, что в мире очень одиноко тем, кто остался один: без друга или соратника. В памяти остают­ся только светлые воспоминания, связанные с покинувшим тебя товарищем. Это ярко пред­ставлено поэтом в образах легкомысленной и иг­ривой тучки и неподвижного и теперь одинокого утеса-великана.

5 (100%) 1 vote


На этой странице искали:

  • лермонтов утес краткое содержание
  • лермонтов тучи краткое содержание
  • краткое содержание утес
  • сочинение по стихотворению лермонтова Утёс
  • доклад про лермонтова краткое содержание

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова : оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике : в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения . Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко» . Этой же цели служит употребление слова «пустыня» , традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес ), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя» , то утес «одиноко стоит» , «задумался глубоко» , «тихонько плачет» . Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка» , уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки . Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало - человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне» . Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем , двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку .

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан ), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес ), перифраз («влажный след» - слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю. Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней.

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам. Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни.

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни.

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.