Конспект занятия по фэмп в старшей группе доу на тему: измерение длины. Разработка конспекта занятий на тему Измерение объема в ДОУ

Конспект НОД в старшей группе
«ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕМА ЖИДКОСТИ»
с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.
Цель: закрепление математических представлений у детей старшей группы.
Задачи:
создать условия для:
упражнения детей в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения;
закрепления умения увеличивать и уменьшать число на 1;
продолжения упражнения в различении и назывании геометрических фигур по двум признакам: цвету, форме;
активизации и обогащения словарного запаса детей;
развития памяти, внимания, воображения, логического мышления;
воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться;
воспитывать культуру поведения на занятии.
Материал и оборудование:
две разные миски с молоком,
большая миска;
стакан, чашка, ложка;
мяч.
Раздаточный материал:
набор геометрических фигур разного цвета и величины;
карточки для выкладывания узора;
фишки.
Ход НОД
Структура НОД.Методы и приемы. Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент.
Момент неожиданности.
Рассматривание и сравнение.
Постановка проблемы.
Физминутка(игра с мячом)
Работа в парах с геометрическими фигурами.
Д/и «Скажи наоборот» (презентация) (индивидуальная работа).
Рефлексия. Воспитатель держит в руках двух игрушечных котят.
-Ребята, посмотрите, кого сегодня я нашла утром в группе.
- Какие они?
Перед детьми две банки разного объема, но с одинаковым количеством молока.
- Ребята, эти котятки немного поссорились, потому что, не знают одинаковое ли у них количество молока в банках? Как нам помочь это узнать?
- Чем будем измерять? - Что же может нам послужить меркой?
- Тогда давайте измерим молоко серого котенка стаканчиком, а молоко белого – поварешкой.
- Молодцы, не дали себя запутать! Вспомним правила измерения: как должна быть наполнена мерка?
- А что мы должны сделать, чтобы не запутаться и точно определить количество мерок?
- Дима, попробуй измерить молоко стаканом, а остальные у себя за столом откладывают фишки.
- Алиса, теперь ты попробуй измерить объем молока из второй миски. А ребята откладывают фишки зеленого цвета.
- Ребята, сколько получилось фишек красного цвета и сколько зеленого?
- Давайте попробуем измерить другой меркой, например, вот этой детской поварешкой.
- Почему количество поварешек молока больше, чем стаканов?
- Так значит, нашим котятам достанется одинаковое количество молока?
- Спасибо, что им помогли, теперь они не будут ссориться. - А давайте сейчас немного отдохнем?
Встанем дружно в кружок. Я буду кидать мяч, и называть число, а вы должны его увеличить на одну единицу, например - 1 - 25-7-
3-
5-
8-
(можно усложнить, делая шаг назад – круг расширяется)
- А теперь уменьшим на одну единицу:
5-3-10
(Уменьшаем – круг сужается)
- А сейчас выложим на карточке узор из геометрических фигур. Воспитатель с помощью жеребьевки выбирает ведущего, который диктует узор.
-А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнено задание.
- Давайте посмотрим на экран и поиграем в игру, я говорю:
- Кустарник низкий,
- Дом низкий,
- Ветка тонкая,
- Река широкая,
- Гольфы длинные,
- Стул большой,
- Что на занятии вам понравилось больше всего?
- Какие геометрические фигуры вы сегодня выкладывали?
- Попробуйте дома с помощью мерки налить в разные чашки одинаковое количество чая (молока, сока) себе и маме. Дети сидят за столами.
Ой, это котята!
Маленькие, пушистые и т.д.Нужно измерить количество молока (объем).
Меркой.Любая емкость. Но удобнее будет измерять небольшим стаканом или детской поварешкой.
Нет, мерка должна быть одинаковой для обоих измерений.
Мерка должна быть полной.
Нужно каждую мерку отмечать фишкой.
Дети откладывают фишки.
И тех, и других фишек получилось по 5 штук. Значит, объем молока в мисках был одинаковым. Дети откладывают фишки.И в той, и в другой миске молока получилось по 10 поварешек.
Потому что в поварешку молока помещается меньше, чем в стакан, которым мы измеряли молоко раньше.
Да. Хотя миски и имеют разную форму, но количество молока в них одинаковое.
Да!

429
Дети выполняют задание в парах.
Дети выполняют проверку.
а дерево высокое.
а кран высокий.
а дерево толстое.
а ручей узкий.
а носки короткие.
а стульчик маленький.
Мне понравилось измерять объем воды!
А мне играть в игру «Скажи наоборот»!
Круг, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

Козлова Людмила
Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины»

Тема : «Измерение длины » . Цель измерения .

Образовательная область : Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений .

Интегрированные образовательные области : «Речевое развитие» , «Физическое развитие» .

Цель : Познакомить с элементарными способами измерения .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить с элементарными способами измерения , сравнения величины двух предметов. - Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения .

Учить измерять меркой .

Развивающие :

Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к математике .

Развивать навыки сотрудничества.

Методические приемы :

Игровой,

Наглядный,

Словесный,

Проблемно-поисковый,

Поощрение.

Формы работы :

Фронтальная,

индивидуальная,

подгрупповая ,

совместная. Материал : квадраты различного размера, мерки.

Организационный момент : Приветствие.

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд, Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть - встаём,

Но один никто не будет

Мотивационно - ориентировочный этап.

Воспитатель : Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришел к нам в группу .

На завтрак съел он только луковку, Но никогда он не был плаксой. Писать учился носом буковки И посадил в тетрадке кляксу. Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло …. (Буратино.)

Воспитатель : Буратино не может, но хочет научиться сравнивать и измерять длину предметов . Как нам помочь ему? (ответы детей) .

Практический этап.

Сравнение предметов по длине , высоте. Воспитатель : Посмотрите, на столе перед вами лежат полоски разной длины и ширины . Какая полоска длиннее ? Какая уже? Какая шире? Какая тоньше? (ответы детей) Что значит длиннее ? (это значит больше по длине .) - Что значит короче? (это значит меньше по длине .) – Сравните предметы, отличающиеся шириной (высотой, толщиной, и сделайте соответствующие выводы.

Сравните предметы, отличающиеся по объему в целом. - Когда предмет больше по длине , и по высоте, и по ширине, о нем говорят, что он больше другого, а о предмете, меньшем по длине , ширине, высоте, - что он меньше.

Физминутка «Буратино» . Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель : А вы знаете, что в древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений . Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину , ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение . Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног . Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги.

В Древней Руси существовали свои измерения . Древнейшими мерами длины являются локоть и сажень. Локтем являлась длина от локтя до переднего сустава среднего пальца,. Сажень простая - расстояние между размахом вытянутых рук человека от большого пальца одной руки до большого пальца другой, пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.

Воспитатель : Давайте вместе измерим длину ленты . (измеряем локтем , пядью) . Почему получились разные результаты?

Дети : У всех разная длина локтя , ладошки.

Воспитатель : Люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех мерки. То чем измеряют , называется меркой. У нас меркой будет служить красная картонная полоска. Сейчас мы посмотрим, сколько раз она уложится по длине ленточки .

Воспитатель : Правила измерения линейных величин : начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина .

Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату.

Воспитатель : Как узнать, которая дорожка короче? (ответы детей) .

Сравните дорожки между домиками.

Сначала «на глаз» , затем путем наложения и приложения. (Ответы детей)

Воспитатель : А сейчас я вам предлагаю измерить с помощью зеленой мерки длину белой полосы . (Ответы детей) .

Гимнастика для глаз.

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Рефлексивно - оценочный этап. Воспитатель : Буратино, тебя дети научили пользоваться меркой? Что такое мерка? Для чего она нужна? Что мы сегодня измеряли с помощью мерки ? (Ответы детей) . Буратино пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним. Ребята, а что бы вы хотели узнать на следующем занятии ? (ответы детей) .

Публикации по теме:

Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек кюизенера). Конспект по развитию математических представлений в старшей группе. Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона (палочек кюизенера).

Конспект НОД по формированию математических представлений в старшей дошкольной группе «Измерение». Цель: усвоить детьми понятие «Измерение» и способы измерения длины и ширины предметов. Задачи: Образовательные: - учить детей находить.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Измерение жидких веществ с помощью условной меры» МБДОУ детский сад «Звездочка» Павловский район Конспект занятия

Тема «Измерение длины»
Программа «От рождения до школы»
Возраст Подготовительная группа
Основная образоват.область «Познавательное развитие»
Интеграция с др.областями «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Форма проведения Совместная деятельность детей и взрослых
Цель Развитие познавательных и математических способностей
Воспитательные задачи Воспитывать дисциплинированность, умение слушать воспитателя, продолжать формировать умение быстро выполнять задания.
Развивающие задачи Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, воображение.

Образовательные задачи - Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой;
- познакомить с см и м как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков;
- закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
Планируемый результат Научить использовать линейку для измерения длин отрезков.
Методы и приемы Словесный: объяснение, разъяснение;
Наглядный: показ;
Практический: упражнения, выполнение заданий.
Наглядные средства обучения Демонстрационный:белая полоска бумаги-40см, полоски-мерки: красная-10 см, синяя-8 см; метр(портняжный, складной,рулетка и т.д.); модель см; линейка.
Раздаточный: белая полоска бумаги-20 см;полоски-мерки: красная-5см, синяя-4см;линейка; листки с тремя отрезками5 см,2 см,4см.; звездочки.
Организация детей

Индивидуальная работа Напомнить Никите,как правильно пользоваться линейкой.
Словарная работа Сантиметр, метр, пядь, сажень,локоть, отрезок, длиннее, короче, «целое» и «сумма», шире, уже.
Предварительная работа Беседа об единицах измерения, о способах измерения длины.
Структура 1. Начало НОД: 1 мин.
2. Эксперимент: 5 мин.
3. Работа с раздаточным материалом: 6 мин.
4. Физминутка: 1 мин.
5. Измерение длин: 6 мин.
6. Физминутка:2 мин.
7. Повторение: 6 мин.
8. Итог занятия: 3 мин.

I.Начало НОД -1 мин.
II. Эксперимент -5 мин.
III.Работа с раздаточным материалом.
IV.Физминутка
V.Измерение длин линейкой
VI. Физминутка
VII. Повторение
VIII. Итог занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие буду вести я, Динара Ляуфировна. Сейчас попрошу вас сесть правильно и слушать меня внимательно. Договорились? За каждый правильный ответ, буду давать вот такие звездочки (показываю). Дополнительные звездочки будут за хорошее поведение. У кого звездочек будет больше, тот получит главный приз. Он здесь (показываю коробочку в подарочной упаковке. Затем я убираю коробку в шкаф, чтобы дети не отвлекались).
Ребята, сегодня мы вами научимся с вами измерять длину с помощью линейки, узнаем, что такое см и м.

А) Сейчас я хочу к себе позвать самого высокого мальчика и самую низкую девочку (имена).
Ребята, посмотрите на полу две полосы. Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какая полоска длиннее? (Индивидуально спрашиваю у неск. детей).
Правильно, они одинаковые по длине.
Сейчас проведем эксперимент.
Максим пройдет по этой полосе, Ксюша-по этой(показываю). Этот ряд будет считать, сколько шагов прошел Максим. Этот ряд будет считать, сколько прошла Ксюша. Сколько шагов получилось у Максима? А сколько шагов у Ксюши? У Максима больше шагов или у Ксюши?
А теперь подумайте, полоски одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Как ты думаешь, Никита? А ты как думаешь, Диляра?
Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Максима были шаги шире,у него получилось меньше кол-во шагов. А у Ксюши шаги уже,поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Ксюше и Максиму вручаю звездочки за хорошую работу. Спасибо! Можете сесть за свои места.
(Затем даю звездочки детям, которые отвечали).
Б) Следующее задание такое.
На ваших столах лежат белая(20см),синяя(4см), красная(5 см) полоски. Сравните, пожалуйста, синюю и красную полоски. Какая полоска длиннее: красная или синяя? А каким способом вы измеряли, наложением или приложением? Очень хорошо. А сейчас измерьте с помощью красной полоски белую полоску. Сколько красных полосок вместилось в белую? Вера, сколько полосок у тебя вместилось? Хорошо. У всех так получилось? Замечательно! Запомните эту цифру.
Сейчас измерьте с помощью синей полоски белую. Сколько полосок вместилось? У всех одинаковое кол-во?
Каких полосок вместилось больше: красных или синих? Полина, как у тебя получилось?
Сделаем вывод: у нас получилось, что чем больше размер мерки, тем меньше результат измерения,т.е. красных полосок вместилось меньше, т.к. она длиннее. Молодцы, Ребята! (В ходе задания, выполняю его на доске. Подхожу к каждому ребенку, помогаю. За правильные ответы даю звездочки).

На прошлом занятии, вы познакомились с некоторыми мерками для измерения длины. Давайте вспомним, какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (звездочки за правильный ответ).
Как вы думаете, одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? Все верно, ребята.
Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, - они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром.
(Демонстрирую модель метра и сантиметра).
Теперь отметьте зеленым карандашом(или простым) 1 см на своих линейках(показываю на доске на демонстр.линейке. объясняю, как правильно пользоваться линейкой).
Как вы думаете, какой из мерок удобнее измерять расстояние в комнате?
Первый ряд измеряет длину стола, второй-длину доски, третий-длину ковра(помогаю каждому ряду. У каждого ряда спрашиваю, сколько у них получилось. За правильные ответы даю звездочки). А теперь посмотрите задание №1. Какой меркой измеряет длину доски мальчик на картинке? Правильно, метром. А какой меркой удобнее измерять длину дорожки, по которой проползла улитка? Сантиметром. Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? Давайте проверим. Ясмина, сосчитай, пожалуйста. Хорошо. Дима, у тебя как получилось? У всех получилось 4 отрезка по 1 см? Молодцы, ребята.
На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа 1,2,3 и т.д. показывают, сколько см отложено. Например, на моем отрезке шесть отрезков, значит здесь 6 см (показываю на доске на демонстр.линейке).
Давайте узнаем, сколько см проползла улитка? Денис, как правильно нужно приложить линейку? Никита, нужно держать линейку вот так(индивид.подход к детям).
Итак,ребята, сколько см проползла улитка? Молодцы, правильно, 5 см проползла улитка.

Ребята, мы очень долго занимались и нам нужно немного отдохнуть. Все выходим на коврик и встаем на четвереньки. Давайте мы с вами представим,что мы очень медленные улитки. Вы же знаете, что улитка очень долго ползет.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибко
Очень медленно ползет улитка.
Молодцы! Теперь садимся за свои места и продолжаем занятие.

На ваших вас дожидаются ваши линейки. Сейчас они нам понадобятся. Посмотрите задание №2. Что же тут изображено? Верно. Это отрезки. Наша с вами небольшая задача, измерить их длину. Мне нужны помощники. На доске есть отрезки. Они точно такой же длины, что и в вашей тетради (вызываю к доске одного из детей).
(д.)будет измерять, а вы с своих тетрадях. Потом проверим (индивид.подход).
Давайте проверим. Сколько см получилось у тебя,Карина? А у тебя, Кирилл? Хорошо. А давайте сейчас узнаем, сколько см получилось у (ребенок у доски)? Значит, мы правильно измерили все три отрезка(звездочки).
Сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент.
Какие геометрические фигуры нарисованы на доске?
Правильно. Точно такие же фигуры у вас в тетрадях.
Давайте вспомним, где у нас находятся стороны этих фигур? (каждую фигуру рассматриваем).
Как вы думаете, равны ли стороны этих фигур? Например, у треугольника стороны равны? А у квадрата? У прямоугольника?
Сейчас мы с вами узнаем.
(Разбиваю фигуры, которые на доске по деталям. Каждую отдельно. Прикладываю детали друг к другу). Посмотрите, ребята, каждая деталь имеет разную длину. Что же это значит? Это значит, что, например, у треугольника стороны разные. А что вы скажите о квадрате? Прямоугольнике?
Измерьте в своих тетрадях стороны геом.фигур и запишите результаты в клетку.
(даю время, помогаю).
Все справились с этим заданием? Хорошо.
Ребята,посмотрите задание №4. Как думаете, что нам нужно сделать? Что это такое?
правильно,это равенства и их нужно правильно составить.
Для начала нам нужно измерить длину каждого отрезка.
Измерьте длину самого большого отрезка и результат запишите в верхнем «окошечке».
Какие равентсва можно составить? (индивидуально спрашиваю у неск.детей. за правильный ответ-звездочка. Ответы записывают. Я показываю на доске).

Мы очень хорошо поработали. Думаю, мы заслуживаем отдыха.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Хватит, хватит!
Прибежали!
Потянулись, подышали!
Еще чуть-чуть позанимаемся, и отдохнете подольше.

Сейчас посмотрите задание № 5. Смотрите, какие красивые картинки. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Здесь есть знаки > < =. Все правильно, нужно сравнить. Артем, скажи нам, пожалуйста, на первой картинке что изображено? Правильно. Где мячиков больше, где меньше? Значит, какой знак мы поставим? (показываю на доске знаки) Правильно. О следующей картинке нам скажет Егор. Скажи, пожалуйста, что изображено и какой знак нужно поставить? Почему? Будь внимателен. Правильно. Все согласны? Хорошо. И последняя картинка. Ростислав, скажи, пожалуйста, какой знак нужно поставить? Все правильно. Ребята, вы справились с этим заданием.
Задание №6 вы выполните с Ольгой Сергеевной после сна. А потом я проверю, как вы его выполнили.
(В случае если не уложусь во времени).

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Никита, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Молодцы!
Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Я очень рада, что вы так внимательно меня слушали, вели себя хорошо, были такими активными. Как и обещала, самому активному и послушному, главный приз.
(определяем самого активного, умного и послушного. Остальным поощрительные призы).
Вы все очень умные, активные, послушные, но, как видите, (имя ребенка) был шустрее, быстрее всех.
Для вас я тоже приготовила поощрительные призы.
Всем спасибо и до новых встреч!

Екатерина Гончарова
Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Измерение длины»

Конспект НОД по математическому развитию в подготовительной группе на тему :

«Измерение длины »

Цель : Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной мерки.

Задачи :

Обучающие :

Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины , формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков ;

Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

Развивающие :

Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитывающие :

Воспитывать интерес к математике , развивать навыки сотрудничества.

Материалы к занятию :

Демонстрационный : белая полоска бумаги длиной 40 см , полоски-мерки : красная – 10 см, синяя – 8 см; иллюстрация : попугай и удав; метр (портняжный, складной, рулетка) ; модель сантиметра; линейка.

Раздаточный : белая полоска бумаги длиной 20 см , полоски-мерки : красная – 5 см, синяя – 4 см; линейка; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см и 4 см.

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию

В.: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну математики . В этой стране нас ждет много игр и заданий, поэтому будьте очень внимательны .

2. Мотивационная игра

А) Вызываю самого высокого мальчика и самую низкую девочку, прошу измерить шагами одно и то же расстояние. Сначала идет девочка. Все хором считают шаги. Затем идет мальчик. Его шаги тоже считают.

В.: Что вы заметили?

Д.: Расстояние не менялось, а число шагов разное.

В.: Почему так получилось?

Д.: Шаги были разными : чем больше шаги, тем меньше число шагов.

Б) На столах у детей белая полоска бумаги длиной 20 см , красная – 5 см, синяя – 4 см. Предлагаю им сначала сравнить красную и синюю полоски непосредственно, а затем прошагать ими белую полоску.

В.: Ребята, какой вывод из этого мы можем сделать?

Д.: Чем больше мерка, тем меньше результат измерения .

3. Затруднение в игровой ситуации. Поиск выхода

Работа в тетради

№ 1, стр. 12.

Какими еще мерками можно измерять длины отрезков ? (Пядями, саженями, локтями и т. д.)

Одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей ? (Нет, у всех разные шаги, локти и т. д.)

Чтобы точно измерить длину люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела - они всегда одинаковые.

Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками - метром и сантиметром.

Демонстрирую модель метра и модель сантиметра. Дети выделяют сантиметр на своих линейках зелёным карандашом.

Какой из этих мерок удобнее измерить расстояние в комнате? (Метром.) Измерьте метром длину доски , высоту шкафа.

Дети измеряют метром два – три расстояния.

Какой единицей измеряет длину доски мальчик на картинке? (Метром)

А какой меркой удобно измерить дорожку , по которой ползет улитка?

(Сантиметром.) Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? (4см)

Рассмотрите картинку и объясните, как надо приложить линейку, чтобы измерить отрезок . (Один конец отрезка надо совместить с красным штрихом, а другой конец покажет, сколько в нём сантиметров).

Физкультминутка «Зарядка»

Мы поставили пластинку, Начинаем бег на месте

И выходим на разминку Финиш - метров через двести!

На зарядку, на зарядку 1-2, 1-2,

На зарядку становись! 1-2, 1 - 2!

Хватит, хватит! Прибежали

Потянулись, подышали!

4. Самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях

1) № 2, стр. 12.

В.: Как вы думаете, какой отрезок самый длинный , а какой – самый короткий? Как доказать?

Дети измеряют линейкой длину отрезков , проговаривая вслух, как ее надо приложить.

Д.: Один конец отрезка приложу к красному штриху линейки, другой конец – оказался в точке 6. Значит, длина отрезка – 6 сантиметров.

2) № 3, стр. 12.

На доске многоугольник, составленный из полосочек.

В.: Являются ли стороны многоугольника отрезками?

Ответы детей.

Многоугольник рассыпается, и дети убеждаются в том, что правы были те, кто считал стороны многоугольников отрезками.

Дети измеряют линейкой длины сторон многоугольников в учебном пособии.

3) № 4, стр. 12.

В.: Измерьте длину большого отрезка . Напишите в окошке результат измерения . (5 см.)

В.: Обведите по линейке синим карандашом одну часть, а зеленым карандашом – другую часть. Измерьте длину каждой части и запишите результат. Какие равенства мы можем составить?

Ответы детей.

Физкультминутка

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник – рисовал (изображаем рисование)

В среду долго умывался, («умываемся» )

А в четверг в футбол играл (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)

Очень долго танцевал (кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают) .

5. Повторение и развивающие задания

1) № 5, стр. 13.

В.: Рассмотрите рисунки. Как выдумаете, что надо сделать в этом задании?

Д.: Надо сравнить по количеству маленькие и большие мячи, попугаев и обезьянок, фонарики и свечи.

В.: Запишите число предметов в каждом мешке в пустых клетках и сравните полученные числа.

2) № 6, стр. 13.

В.: Что нужно сделать в этом задании?

Д.: Нужно дорисовать синие бусинки до шести и дописать второе слагаемое.

6. Рефлексия

Как измерить длину отрезка ? (Выбрать мерку и уложить в отрезке.)

Какие новые мерки вы сегодня узнали? (Метр, сантиметр.)

Чем они отличаются от тех, которые мы использовали раньше? (Они всегда одинаковые.)