Конспект занятия «Весенняя страда. Весенняя страда нод
НОД по ОО « Познавательное развитие» Ребенок и окружающий мир. с детьми старшей группы.
Тема « Весенняя страда»
Форма организации : путешествие.
Цель : Расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
Задачи:
Продолжать расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
Развивать любознательность, инициативу. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.)
Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация « Весенняя страда»
Действия педагога(методы и приёмы)
Материалы и оборудования
Мотивация детей к деятельности
В гости к детям приходят Незнайка и Знайка. Они о чем- то спорят.
Воспитатель « О чем вы спорите?». Ребята, давайте ребята дружно поздороваемся с нашими гостями.
Незнайка. Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку!
Воспитатель. Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? Весенняя страда-это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой является весенняя вспашка земли.
Знайка.Я видел, как трактор работает в поле!
Незнайка.Я тоже хочу посмотреть!
Простановка цели детьми
Как мы можем помочь Незнайке?
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности
В:- Ребята, мы все вместе посмотрим, как работают трактора на полях. И наши гости и вы, ребята узнаете как же проходит весенняя страда.
Просмотр презентации.
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности
Незнайка.Как интересно! А какие семена падают в землю?
Воспитатель. Так сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры-это растения, дающие зерно-пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д. Зерновые культуры- это бобы, горох, соя и др.
Агрономы-специалисты сельского хозяйства-знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая компания.Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит. Давайте рассмотрим зернышко под лупой.
Воспитатель. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшеничная-ее делают из пшеницы, а ржаная-ее делают из ржи. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржаной-черный хлеб и ржаные пряники.
Воспитатель показывает семена пшеницы и ржи. Спрашивает у детей, как нужно относиться к хлебу? Что значит его беречь?
Послушайте пословицы о хлебе.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
Хлеб везде хорош- и у нас, и за морем.
Хлеб да вода-богатырская еда.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Подводит детей к понимаю того, что многие люди потрудились, чтобы можно было покушать вкусный хлеб.
Подведение итога
Просмотр мультфильма «Лёгкий хлеб».
Итоговое занятие в старшей группе «Весенняя страда»
занятие проходит в музыкальном зале
Цель: продолжать формировать знания о труде хлебороба, учить беречь хлеб, с уважением относится к людям, его выращивающим.
Оформление:
- Выставка книг «Где родился каравай»
- Выставка хлебных изделий.
- Сноп пшеницы и продукты переработки зерна (мука, манка, дробленное зерно, вермишель, макароны)
Дети входят в зал их встречает воспитатель в народном костюме. Обращает внимание детей на выставку хлебобулочных изделий.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе. А из чего пекут хлеб? (ответы детей).
Главный продукт – это мука. Хлеб бывает черный и белый (показывает).
Как получается такой разный по виду хлеб? (Ответы детей из разной муки)
Правильно, его выпекают из разной муки.
Белый хлеб из пшеничной, черный – из ржаной. Откуда же берутся пшеничная и ржаная мука?
Из пшеницы и ржи. (Воспитатель показывает детям колосья ржи и пшеницы)
Читает пословицу: «Хочешь есть калачи не сиди на печи» - так гласит русская пословица. Вы догадались, о чем идет речь?
Правильно, хочешь калачей – трудись!
Весной, вспахав поля, хлеборобы – запомните это слово – засевают их пшеницей и рожью.
А сейчас я расскажу вам сказку:
Жили были Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда ни возьмись…
Выходит Лень
Ох, люблю я бездельничать, ох люблю! Больше всего не люблю труд.
Выходит Труд: (в руках у него зерно)
Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра.
Лень набрасывается, пытается отнять зерно
Лень: Все равно я стану владычицей земли.
Труд: Владыкой мира станет труд!
Лень: Давай, позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени..
Труд: Будь, по-твоему. (Появляется ребенок «хлебороб») Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.
Хлебороб: Спасибо, тебе батюшка труд, я тебя не подведу.
Лень: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе подремать, да понежиться, уж тогда мы с тобой друзьями станем.
Звучит музыка «Русское поле» хлебороб сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы (дети старшей группы) и встают вкруг.
Лень: Ну, надо же! Труд вверх берет! Эх, была не была! Позову-ка я мороза, пусть заморозит всходы! Эй, вы морозы лютые сюда, сюда!
Влетают морозы (2 воспитателя в костюмах Морозов, синем и красном) и бегают по залу, замораживая всходы.
Хлебороб: Ребята, беда может случиться. Надо помочь всходам.
Морозы: Я мороз синий нос!
Я мороз красный нос!
Померимся силой!
Мы вам сейчас загадаем загадки, если вы отгадаете ваши всходы, а не отгадаете – наши.
Загадки:
Ты не клюй меня дружок,
В землю теплую войду,
К солнцу колоском взойду,
В нем таких тогда, как я
Будет целая семья.
(Зерно)
Маленький, горбатенький
Все поле обежал
Домой прибежал
Всю зиму пролежал.
(Серп)
На солнышке сидит
И усами шевелит,
Разотрешь его в ладони
Золотым зерном набит.
(Колос)
Как во поле на кургане
Стоят девушки с серьгами.
(Овес)
Дети отгадывают все загадки. Морозы убегают.
Лень: Ох, и бездельники эти морозы. Ну, да у меня еще ветры-суховеи про запас есть. Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь, появитесь!
Вбегают, двое детей в костюмах ветра в руках султанчики, бегают вокруг всходов.
Ну, суши! Ну, губи!
Хлебороб: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро!
Игра «Не пролей воду» . На середине зала миска с водой. Это – озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан, который стоит у всходов, тоже делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды.
Всходы (дети): Спасибо, ребята напоили нас.
Лень: Горе мне горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная сказка! И здесь мне не удалось поселиться!
Воспитатель: Да, ребята не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе люди долго и упорно потрудились на земле.
Воспитатель предлагает посмотреть слайд-шоу о труде хлебороба.
Воспитатель: Много народу трудится для того, чтобы у нас на столе всегда был хлеб. Кто внимательно слушал сказку, скажите, что еще нужно для того, чтобы вырос хлеб? (Солнце, ветер и вода). Вот как много для этого нужно. Хлеб берегли «в честь него слагали гимны» им встречали дорогих гостей. О хлебе написано много книг. (Обращает внимание на выставку книг) . Какие книги о хлебе вам читали ваши родители, воспитатели? Давайте сделаем вывод как надо относится к хлебу?
Здравствуй, весенняя первая травка! Как распустилась? Ты рада теплу? Знаю, y вас там веселье и давка, Дружно работают в каждом yглy. Высyнyть листик иль синий цветочек Каждый спешит молодой корешок Раньше, чем ива из ласковых почек Первый покажет зеленый листок. Сергей Городецкий
Велика роль природы в духовной жизни общества. Чем больше мы узнаём красоту своего края, тем больше начинаем любить его. Ознакомление детей с природой – это средство образования и накопление знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей. Мы считаем, что направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер.
1. развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную); 2. учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации; 3. способствовать проектной деятельности индивидуального и группового характера; 4. помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее и выражать их в образной форме; 5. развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем); 6. расширить и систематизировать знания детей о весне; 7. развивать и обогащать словарный запас по теме проекта, монологическую и диалогическую речь; 8. воспитывать любовь и бережное отношение к природе; 9. развивать познавательную активность детей посредством дидактических игр; 10. развивать детское творчество через продуктивную, театральную деятельности; 11. поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Как наиболее эффективно построить работу в этом направлении? Формы работы Интеграция узких специалистов и воспитателей Внедрение новых технологий, методов и приемов в продуктивную деятельность детей Интеграция образовательных областей Создание предметно – развивающей среды Взаимодействие с семьей Взаимодействие с другими социальными институтами
Подобрать и составить конспекты по всем направлениям психолого – педагогической работы с детьми. Поискать информацию в СМИ, интернете (сотрудничество с родителями). Пополнить предметно - развивающую среду пособиями, атрибутами и т.д. Понаблюдать за природными изменениями. Подобрать книги о весне. Просмотреть презентации по данной теме. Подобрать дидактические пособия.
1. В непосредственной образовательной деятельности (конспекты): "Весенние явления", "Весна, весна на улице" "Рассматривание картины Ю. Левитана "Весна. Большая вода" (коммуникация); "Путешествие в весенний лес" - (познание - математика); "Весна идет! Весне дорогу" (художественное творчество - рисование); "Дневник наблюдений" (художественное чтение, художественное творчество); "Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!"(художественное творчество - лепка); "Птицы весны", "День весеннего равноденствия" "Пришла весна - встречай детвора"
Весна, весна кругом живёт и дышит, Весна, весна шумит со всех сторон! Взлетел петух на самый гребень крыши, Да так поёт, что слышит весь район. Раскрыты окна. Веет тёплый ветер, И лёгкий пар клубится у реки, И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики.
Что мы приобрели? Умение самостоятельно организовывать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). Находить и анализировать эффективность использования источников информации. Творческий подход к проектной деятельности индивидуального и группового характера. Умение символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме. Навыки взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект родителей, общение между собой и с воспитателем). Развили такие качества как: любовь к природе, животным. Расширили представления о весне через поисковую, исследовательскую деятельность. Знания о весне, признаках весны, жизнь животных весной.
В чем мы уверенны? В том, что: приобретенные детьми умения, навыки и знания будут активно реализовываться в течение всей их жизни; наши дети станут заботливо относится к растениям, животным в весенний период; они будут читать стихи о весне, вести наблюдения за природой.
Весна идёт Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое по двору текло. В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затянулось озеро Корочкой стекла. Расколол я тонкое Звонкое стекло, Озеро широкое Снова потекло. Говорят прохожие: -Вот весна идёт!- А это я работаю, Разбиваю лёд. Агния Барто
Людмила Онипко
Конспект занятия «Весенняя страда»
Образовательные задачи :
Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, весенних месяцах .
Расширять представления о жизни животных и птиц с приходом весны.
Формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.
Формировать и обобщать представления о труде взрослых в весенний период .
Развивающие задачи :
Активизировать словарь детей по теме «Весна» .
Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями , стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.
Воспитательные задачи :
Воспитывать бережное отношение ко всему живому, формированию интереса детей к природе.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Подготовительная работа :
Разучивание стихотворений, изготовление кормушек, выполнение домашнего задания, поиск в интернете нужного материала.
В.: Ребята, вам было дано домашнее задание, все его выполнили? (ответы детей)
В.: Ответьте на вопрос. – Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)
В.: Назовите перелётных. (ответы)
В.: Назовите зимующих. (ответы)
В.: А что нового вы узнали от родителей о птицах? (ответы детей)
В.: Молодцы! С домашним заданием вы справились.
А теперь давайте послушаем «Звуки природы» Звучит запись «Звуки природы»
Слышится стук в дверь, входит Бабушка – Загадушка.
В.: Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей.
Дети здороваются
В.: Говоря по обычаю, когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
Дети хором читают стихотворение «Я здороваюсь везде»
Б. з.: Ребята, я из леса пришла, там такие изменения произошли в природе.
– Вы не знаете почему?
Дети – Потому, что весна наступила.
В- А почему весну называют красной?
-: Дети : - Потому что она красивая и все ей рады.
-В : - Кто назовет мне весенние месяцы ?
Б. З.: - Правильно, весна долго шла к нам, через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы.
Б. З.: - Давайте вместе отправимся в весеннее путешествие .
Б. З.:- Ребята, мы попали с вами на поляну загадок
Загадки :
1 Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)
2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель) .
3. Первым вылез из темницы,
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник) .
4. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)
5. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .
6. Меня ждут - не дождутся,
как увидят – разбегутся. (Дождь.)
В.: - Б. З., наши ребята очень любят играть
Игра с солнышком «Признаки весны» .
Дети называют слова (Солнечная, радостная, шаловливая, дружная, звонкая, и т. д.) и выкладывают лучики солнышку.
В.: - Куда же мы попали?
Б. З.:- Это волшебный лес.
В.: Вы чувствуете какой в лесу воздух. Чем он пахнет?
Дети. Хвоей, смолой, свежестью и т. д.
Дыхательное упражнение «Запах леса» .
Б. З.: А у меня есть игра на внимание.
Игра называется «Прилетели птицы» .
1. Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.
2. Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.
3. Прилетели птицы : голуби, синицы, волки и стрижи.
Молодцы вы были очень внимательны.
Б. З.: Вот и птички поселились в нашем лесу, и луг какой красивый, давайте поиграем
Физкультминутка. «На лужайке по утру»
В.: -Как хорошо в лесу, сколько красоты, доброты, а можно в лесу кричать, ветки ломать, костер разжигать и т. д.
Д.: (ответы детей)
-В : - Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы
скажете что увидели.
(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)
Дети : - Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей :
Днём стало пригревать солнце.
Стало теплее, день стал длиннее.
Снег потемнел, стал таять.
Появились первые проталины.
Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.
Б. З – А стихи о весне вы знаете (дети читают стихи)
Какие занятия у людей весной ?
Д.: - (сажают огороды, пашут землю, засевают поля и т. д.)
А что сажают дома в огороде?
Б. З.: А в детском саду вы сажаете огород?
Д.: - Да. Мы посадили редиску, горох, огурцы. (молодцы, вы и трудиться умеете.)
Б. З.: Ребята, понравилось вам путешествие? Вы очень порадовали меня. Я услышала. Как много вы знаете о весне, любите природу и бережно относитесь к ней мне пора уходить. До свидания. До новых встреч.
В.: Молодцы! О каком времени года мы сегодня беседовали? Понравилось вам наше путешествие? Кто сегодня к нам приходил в гости? Кого мы видели в лесу? Ребята как вы думаете, а мы гости или хозяева в лесу? Чем заняты люди в весенний период ?
В.: Мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.
«Весенняя страда».
Задачи: Закрепить знания о весенних изменениях в природе. Расширить представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.)
В гости к детям приходят Незнайка и Знайка. Они о чем- то спорят.
Воспитатель спрашивает: « О чем вы спорите?». Ребята, давайте дружно поздороваемся с нашими гостями.
Незнайка . Взрослые говорят, что началась весенняя страда. Почему весной люди начинают страдать? Весной нужно радоваться солнышку!
Воспитатель. Вот в чем дело! Ребята, а вы знаете, что такое весенняя страда? Весенняя страда-это напряженная работа в весенний период по подготовке посевных работ. Ранней весной основной работой является весенняя вспашка земли.
Знайка. Я видел, как трактор работает в поле!
Незнайка. Я тоже хочу посмотреть!
Воспитатель. Ребята, мы все вместе посмотрим, как работают трактора на полях. И наши гости и вы, ребята узнаете как же проходит весенняя страда.
Просмотр презентации.
Слайд 1. В поля выходят трактора и тянут за собой плуги.
Слайд 2. Плуг переворачивает земляной пласт.
Слайд 3. Трактор боронит землю железными зубьями бороны.
Слайд 4. Когда земля готова к посеву, к трактору цепляют сеялку.
Слайд 5. Сеялка делает бороздки.
Слайд 6. Из сеялки семена равномерно падают на землю в бороздки.
Незнайка. Как интересно! А какие семена падают в землю?
Воспитатель. Так сеют зерновые и зернобобовые культуры. Зерновые культуры-это растения, дающие зерно-пшеница, рожь, рис, просо, ячмень и т.д. Зерновые культуры- это бобы, горох, соя и др.
Агрономы-специалисты сельского хозяйства-знают, когда и какие сельскохозяйственные работы нужно выполнять. Успех всего года зависит от того, как пройдет весенне-полевая компания.Ведь недаром старая крестьянская мудрость гласит: весенний день год кормит. Давайте рассмотрим зернышко под лупой.
Воспитатель. Что нужно, чтобы зернышко проросло в земле? Из такого зернышка сначала вырастет маленький росточек, потом колосок, затем эти колоски соберут на поле комбайнами и отвезут на мелькомбинат. Пекари сделают тесто и выпекут булочки, хлеб, калачи. Вы знаете, почему хлеб бывает разного цвета? Мука бывает пшеничная-ее делают из пшеницы, а ржаная-ее делают из ржи. Из пшеничной муки выпекают белый хлеб, булочки, караваи, а из ржаной-черный хлеб и ржаные пряники.
Воспитатель показывает семена пшеницы и ржи. Спрашивает у детей, как нужно относиться к хлебу? Что значит его беречь?
Обобщает ответы детей. Предлагает вспомнить пословицы о хлебе.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
Хлеб везде хорош- и у нас, и за морем.
Хлеб да вода-богатырская еда.
Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Подводит детей к понимаю того, что многие люди потрудились, чтобы можно было покушать вкусный хлеб.
Просмотр мультфильма «Лёгкий хлеб».