Кто является контрольным органом в сфере закупок? Пункт 7 статьи 99 44 фз

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2017 г. № 315 внесены изменения в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. №1367 (далее - Изменения).

Согласно Изменениям с 20 марта 2017 г. приостановлено действие абзаца 2 пункта 15, запрещающего размещение в ЕИС информации и документов (планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы, проекты контрактов) до устранения заказчиком всех нарушений, выявленных контрольным органом в ходе их проверки.

Действие данной нормы приостановлено:

До 1 января 2018 г. в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для федеральных нужд;

До 1 января 2019 г. в отношении заказчиков, осуществляющих закупки для нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд).

При этом на указанный период за финансовыми органами сохраняется обязанность проведения контроля информации и документов, представленных заказчиком для размещения в ЕИС, и направления заказчику результатов контроля.

Ранее установленный срок проведения контроля - в течение 1 рабочего дня со дня направления заказчиком информации для размещения в ЕИС был обусловлен требованием о размещении в ЕИС только той информации, которая успешно прошла процедуру контроля. Изменениями указанное требование исключено, срок проведения контроля не установлен.

17.04.2017 планируется реализовать и ввести в эксплуатацию версию ЕИС , позволяющую размещать планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы до прохождения процедуры контроля и вне зависимости от их результатов. При этом по техническим причинам, результаты контроля, сформированные органами контроля, и направленные заказчикам, не будут в течение примерно двух недель отражаться в личных кабинетах заказчиков. Примерно по истечении двух недель все ранее сформированные результаты контроля будут доступны для просмотра в личных кабинетах заказчиков.

Порядок контроля информации и документов для целей размещения сведений в Реестре контрактов, а также информации и документов, содержащих сведения, содержащие государственную тайну, остался прежним. Таким образом, запрет на размещение информации в Реестре контрактов в случае отрицательных результатов контроля сохранен. Срок поверки сведений о контракте, включаемых в Реестр контрактов, согласно абзацу второго пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации N 1367 (с учётом Изменений) и пункту 13 постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке веления реестра контрактов, заключённых заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну", составляет 3 рабочих дня.

Также Изменениями ограничен перечень федеральных государственных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и муниципальных унитарных предприятий (далее - ФГУП, ГУП и МУП), подлежащих контролю. Контроль должен проводиться только в отношении ФГУП, ГУП и МУП, осуществляющих закупки за счет средств субсидий, предоставленных им из соответствующего бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты федеральной (государственной, муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимости.

Названная норма вступила в силу с 01.01.2017 (ее действие было отложено до этого момента согласно ч. 3 ст. 114 Закона № ). Она обязывает Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществлять контроль за: 1) соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в , информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика; 2) соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, указываемой на разных этапах жизненного цикла закупки (таб. 1).

Также с 01.01.2017 г. действует целый ряд нормативных правовых актов, имеющих отношение к рассматриваемому контролю. 1. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает порядок осуществления контроля сведений, содержащихся в планах закупок, планах- графиках закупок, извещениях, проектах контрактов, реестре контрактов, информации об объеме финансирования закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, и информации об идентификационном коде закупки. Такой контроль осуществляется Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, а также органами управления государственными внебюджетными фондами.

Срок проведения проверки планов закупки, планов-графиков закупок со стороны соответствующих финансовых органов не может превышать 3-х рабочих дней со дня направления указанных документов для размещения в ЕИС. Если контролируемая информация не соответствует установленным требованиям, финансовый орган должен сделать в ЕИС отметку о несоответствии контролируемой информации и направить заказчику протокол для устранения выявленных нарушений. Кроме того, размещение заказчиками в ЕИС информации в отношении объектов контроля может быть приостановлено.

2. Приказ Минфина России от 04.07.2016 № 104н "О порядке взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определяет правила взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля (т.е. с заказчиками), в т.ч. устанавливает формы протоколов, направляемых Федеральным казначейством субъектам контроля. 3. Приказ Минфина России от 22.07.2016 № 120н "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля, указанными в пунктах 4 и 5 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367" устанавливает общие требования к порядку взаимодействия финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления госфондами с субъектами контроля в сфере госзакупок (т. е. с заказчиками) при осуществлении контроля, предусмотренного в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона № . В частности, такой порядок должен содержать положения о взаимодействии субъектов контроля с органами контроля при размещении в ЕИС в сфере закупок объектов контроля, а также при направлении объектов, не подлежащих размещению в ЕИС, для согласования в орган контроля. Должны быть закреплены формы направления субъектами контроля сведений о закрытых объектах контроля и формы протоколов, направляемых органом контроля субъектам контроля. Порядок взаимодействия также должен устанавливать сроки проверки объектов контроля (в т.ч. закрытых) и сведений о них.

Сфера закупок - одна из самых сложных по количеству всевозможных правил и проверок, осуществляющихся в отношении заказчика. Это неудивительно - ведь речь идет о бюджетных средствах, и необходимо внимательно следить, чтобы они расходовались так, как нужно. Строгий контроль за закупками начинается еще с момента проведения аукциона или конкурса - и продолжается на всех этапах, вплоть до фактического окончания закупки или работ.

Вопросы контроля подробно освещаются в части 5 статьи 99 ФЗ 44. Рассмотрим ее основные положения, чтобы понять, на что именно обращают внимание контролирующие органы.

Кто занимается контролем?

Перечень организаций довольно обширен, он зависит от сферы деятельности и местоположения - в него входят федеральные и местные уполномоченные органы, исполнительные организации, органы самоуправления.

Однако конечным звеном в вопросе финансового контроля для всех организаций являются две службы - Казначейство РФ и ФАС. Именно они определяют, прошел или не прошел контроль конкретный заказчик, организуют проверки, составляют обязательные для выполнения предписания и имеют право через суд добиваться признания некой закупки недействительной.

Какие именно моменты подлежат контролю?

Каждый заказчик при проведении закупки обязан подать уведомление через бумажную или электронную систему. На проверку направляются планы закупок, извещения о состоявшихся контрактах, проекты этих контрактов, графики платежей и все прочие сведения, так или иначе имеющие отношение к закупке.

  • В течение нескольких суток после того, как план, проект или уведомление отправлены, органы контроля обязаны изучить их и вынести решение - являются ли представленные сведения удовлетворительными или нет.
  • Фактическое взаимодействие заказчика и поставщика должно полностью соответствовать условиям, оговоренным в контракте. Не должны разниться между собой сроки проведения работ или предоставления услуги, суммы и сроки выплат, наименования и объемы закупаемых объектов.
  • Если орган контроля признает итоги проверки удовлетворительными, то заказчику направляется соответствующее уведомление. Если нет - заказчик получает протокол, в котором указаны все найденные несоответствия. Проверка при этом пройденной не признается.

Государственные (муниципальные) унитарные предприятия в целях обеспечения контроля представляют в органы контроля показатели контролируемой информации, включенные в соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если такие соглашения содержат сведения, составляющие государственную тайну.

11. Порядок взаимодействия при осуществлении контроля финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами с субъектами контроля, указанными в пунктах 4 и настоящих Правил, включая порядок направления и формы направления субъектами контроля сведений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 8 и пунктом 10 настоящих Правил, и формы уведомлений и протоколов, направляемых соответствующим органом контроля субъектам контроля, устанавливается указанным органом контроля с учетом общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

12. Порядок взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и настоящих Правил, при осуществлении контроля, включая порядок направления и формы направления субъектами контроля сведений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 8 и пунктом 10 настоящих Правил, и формы уведомлений и протоколов, направляемых Федеральным казначейством субъектам контроля, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

13. При осуществлении контроля органами контроля проводятся:

а) проверка информации (за исключением информации, предусмотренной пунктом 13.1 настоящих Правил, а также за исключением случая осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 6 "Федерального закона "О государственном оборонном заказе") об объеме финансового обеспечения, включенного в планы закупок, в части непревышения объема финансового обеспечения над:

лимитами бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенными в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств с учетом принятых и неисполненных обязательств субъектами контроля, а также объемами средств, содержащимися в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;

показателями выплат на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом , включенными в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, по году начала закупки;

б) проверка на предмет непревышения суммы бюджетного обязательства получателя бюджетных средств, заключившего соглашение о предоставлении государственному (муниципальному) унитарному предприятию субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поставленного на учет согласно порядку учета бюджетных обязательств, установленному в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, органом управления государственным внебюджетным фондом;

в) проверка контролируемой информации в части:

непревышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной ценой, содержащейся в плане закупок (за исключением случая осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 6

соответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной цене, содержащейся в плане-графике закупок (за исключением случая осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 6 Федерального закона "О государственном оборонном заказе");

непревышения цены контракта, предложенной участником закупки, признанным победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участником закупки, предложившим лучшие условия после победителя, единственного участника, заявка которого признана соответствующей требованиям Федерального закона , цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), над аналогичной ценой, содержащейся в документации о закупке;

соответствия идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;

соответствия цены проекта контракта и идентификационного кода закупки, содержащихся в указанном проекте, направляемом участнику закупки (возвращаемом участником закупки подписанным), с которым заключается указанный контракт, аналогичной информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае принятия заказчиком решения, предусмотренного частью 18 статьи 34 Федерального закона, - непревышения цены проекта контракта над начальной (максимальной) ценой контракта, содержащейся в документации о закупке;

соответствия цены контракта и идентификационного кода закупки, содержащихся в информации, включаемой в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 13.1 с 1 апреля 2019 г. - Постановление Правительства России от 21 декабря 2018 г. N 1618

13.1. В отношении информации, включенной в план закупок и предусматривающей заключение энергосервисного контракта в соответствии со статьей 108 Федерального закона, проверка, предусмотренная подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, органами контроля не проводится.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 13.2 с 30 декабря 2019 г. - Постановление

13.2. При осуществлении закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 6 Федерального закона "О государственном оборонном заказе", проверка контролируемой информации, указанная в абзаце третьем подпункта "в" пункта 13 настоящих Правил, проводится в отношении соответствия начальной (максимальной) цены контракта, содержащейся в извещении об осуществлении такой закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и (или) в документации о закупке, включая изменения, внесенные в указанные извещения, приглашения и (или) документацию, объему финансового обеспечения для осуществления такой закупки.

14. В случае соответствия контролируемой информации требованиям, установленным частью 5 статьи 99 Федерального закона:

объекты контроля, подлежащие в соответствии с Федеральным законом размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе, за исключением объектов контроля, указанных в абзаце седьмом подпункта "в" пункта 13 настоящих Правил, размещаемых в информационной системе в срок, установленный для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну;Федеральным законом размещению в информационной системе, не размещаются в информационной системе (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15.1 настоящих Правил) до устранения указанного нарушения и прохождения повторного контроля;

органы контроля формируют отметку о несоответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, не подлежащий в соответствии с Федеральным законом размещению в информационной системе, и направляют в соответствии с пунктами 11 и настоящих Правил протокол с указанием выявленных несоответствий в течение 3 рабочих дней со дня направления объекта контроля на согласование в орган контроля.

При отсутствии отметки органа контроля о соответствии информации, включенной в объект контроля, такие объекты контроля (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15.1 настоящих Правил) не подлежат направлению участникам закупок, а сведения о контракте не подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 15.1 с 30 декабря 2019 г. - Постановление Правительства России от 27 декабря 2019 г. N 1906

15.1. В случае превышения объема финансового обеспечения, включенного в план-график федеральных казенных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, включающий информацию о закупках, осуществляемых за счет доходов, предусмотренных пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации, над суммой лимитов бюджетных обязательств на объем запланированных доходов от приносящей доход деятельности в результате осуществления такими учреждениями собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, план-график размещается в информационной системе. При этом заказчику направляется протокол о превышении объема финансового обеспечения, включенного в план-график, над лимитами бюджетных обязательств.

16. Орган контроля в течение 3 часов с момента формирования результатов контроля уведомляет субъект контроля об указанных результатах в электронной форме в соответствии с пунктами 11 и настоящих Правил в отношении объектов контроля, подлежащих размещению в информационной системе.

В случае если объект контроля и протокол, указанный в абзаце третьем пункта 15 настоящих Правил, содержат сведения, составляющие государственную тайну, орган контроля направляет с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны этот объект контроля с соответствующей отметкой и протокол в срок, предусмотренный абзацем третьим пункта 15 настоящих Правил.

Контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона No 44-ФЗ: почему ваши документы его не прошли и как это исправить? С 1 января 2017 года вступили в силу положения части 5 статьи 99 закона о контрактной системе, предусматривающие осуществление нового вида контроля в отношении заказчиков.

Мнения о необходимости такого контроля, его практической пользе и эффективности для контрактной системы в целом крайне неоднозначные – об этом можно немало спорить и в очередной раз рассуждать на тему того, как далеки законотворцы от реальной жизни заказчиков, работающих в рамках Закона No 44-ФЗ . Но положения закона действуют, и контроль проводится.

На сегодняшний день его реализация обернулась лишь коллапсом и без того нестабильной Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), официально признанным на федеральном уровне и парализовавшим практически всю закупочную деятельность учреждений, а также появлением очередного бюрократического барьера для контрактных управляющих.

Несмотря на наличие нормативных актов, на практике многие работники контрактной системы довольно плохо представляют, какая именно информация подлежит контролю, осуществляемому в соответствие с частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, почему направленные ими на публикацию документы были отклонены и как это исправить. Попытаемся составить алгоритм, позволяющий заказчикам определить соответствие вида направляемых документов и проверяемых в них сведений.

Типы объектов контроля

Контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, проводится в отношении объектов двух типов:

  • публикуемых в ЕИС – они формируются заказчиком и отправляются на контроль в электронной форме, срок их проверки составляет не более 24 часов с момента поступления, после чего, в случае его успешного прохождения, осуществляется публикация данных сведений и документов;
  • не публикуемых в ЕИС – они формируются в бумажном виде и контролируются с применением функционала Автоматизированной Системы «Бюджет», срок их проверки составляет не более 3 рабочих дней с момента поступления.

Схема осуществления контроля

Схема проведения контроля сведений и документов, направляемых заказчиками, довольно проста и может быть описана следующим образом:

  • заказчик в личном кабинете ЕИС формирует необходимые объекты (сведения, документы, прикрепленные файлы) и направляет на контроль;
  • при получении соответствующих объектов, контрольный орган направляет заказчику уведомление о начале контроля.
  1. В случае успешного прохождения контроля, заказчик получает уведомление о соответствии направленной информации требованиям, а объект контроля размещается в открытой части ЕИС.
  2. В случае обнаружения нарушений, заказчик поучает уведомление о том, что контроль не пройден, и протокол о несоответствии направленной информации требованиям.

Виды объектов контроля и проверяемая в них информация

В направляемых заказчиками на публикацию сведениях далеко не вся информация подлежит проверке. Органами контроля обращается внимание лишь на определенные данные:

  • при публикации Плана закупок орган контроля проверяет, не превышают ли его показатели объемы доведенного финансового обеспечения;
  • при публикации плана-графика закупок проверяется, не превышают ли объемы, указанные в плане-графике, соответствующие показатели, содержащиеся в опубликованном плане закупок. При этом планируемые платежи, сгруппированные по соответствующему ИКЗ в плане-графике, должны быть меньше либо равны объему финансового обеспечения по данному ИКЗ в плане закупок на соответствующий период;
  • при публикации извещения об осуществлении закупки проверяется соответствие содержащейся в нем информации сведениям, указанным в соответствующей позиции плана-графика – ИКЗ и начальная (максимальная) цена должны быть равны соответствующим значениям, указанным в плане-графике;
  • при публикации протокола определения поставщика контрольный орган проверяет, не превышают ли показатели протокола соответствующие сведения, указанные в извещении по данной закупке – ИКЗ должен соответствовать значению, прописанному в извещении, а окончательные ценовые предложения участников должны быть меньше либо равны начальной (максимальной) цене, указанной в извещении о закупке;
  • при публикации проекта контракта проверяется соответствие содержащейся в нем информации сведениям, указанным в протоколе определения поставщика;
  • при публикации сведении о заключенном контракте осуществляется проверка соответствия указанных данных условиям заключенного контракта – ИКЗ, сумма, наименование объекта закупки, срок исполнения контракта, наименование юридического лица или ФИО физического лица, ИНН участника, количество и единица измерения товара (при наличии), указанные в публикуемых сведениях, должны соответствовать данным показателям заключенного контракта.

Как проверить самих себя

Для того, чтобы избежать недоразумений, связанных с прохождением направляемых на публикацию сведений контроля, и нарушения сроков, рекомендуем регулярно пользоваться информацией, указанной в предыдущем разделе статьи. Осуществляйте самостоятельную проверку необходимых данных и направляйте сведения на публикацию только после того, как убедитесь в их соответствии предъявляемым требованиям.