Куда обратиться на действия судьи. Как правильно написать жалобу на судью и куда ее подать

Основной закон Российской Федерации дал право ее гражданам на отстаивание своих законных интересов в случае их нарушения. На выбор дается несколько способов защиты, в которые включается и право на обращение за справедливостью в суд. На практике, к сожалению, возникают случаи, когда закон нарушают сами судьи. В такой ситуации любой участник судебного процесса может подать жалобу, обращение, заявление против судьи. В статье мы с вами разберемся, куда жаловаться на судью? Для справки: судьи бывают мировые или федеральные. Федеральные соответственно работают в районных, городских, арбитражных судах. В том числе в судах вышестоящих инстанций.

Сразу надо отметить, что дело это очень не перспективное. Дело в том, что судьи у нас независимы, имеют максимально возможные гарантии защиты. Но поскольку они тоже люди, то высокий статус иногда кружит им голову.


Для примера можно вспомнить и ситуацию с прославившейся на всю Россию судьей Хахалевой Еленой Владимировной, которую некоторые называют не иначе как «золотая». Казалось бы что вокруг судьи столько негатива, что даже если все аргументы её противников окажутся ложными, ей все равно не «отмыться». Не «отмыться» в этом случае и Краснодарскому краевому суду. Тем ни менее служительница Фемиды продолжает работать не обращая внимание на все, что происходит вокруг неё.

Поводом для написания жалобы могут быть две ситуации:

  1. Судья нарушает процессуальный порядок ведения судебного дела (процесса), который установлен процессуальным законодательством;
  2. Судья совершает преступление, правонарушение или нарушает кодекс судейской этики вне судебного процесса.

В настоящей статье я не буду рассказывать про то как подавать апелляционную, кассационную жалобу, обжаловать определение и т.п. Речь идет в первую очередь буду вести о вне процессуальных действиях.

В какие инстанции правомерно направление жалобы?

Квалификационная коллегия


На практике жалобы чаще всего для начала направляются в региональную квалификационную комиссию судей .

Сама жалоба направляется на имя председателя указанного органа. Текст жалобы в обязательном порядке должен содержать все факты нарушений, совершенных судьей в ходе конкретного судебного разбирательства или вне его. В качестве отличной доказательной базы, которая может быть приложена к жалобе, могут послужить аудио- и видеозаписи, на которых запечатлены факты нарушений.

Срок для рассмотрения жалобы, поданной в региональную квалификационную коллегию, согласно действующему законодательству составляет 30 дней.

В случае, если вы не согласны в окончательным решением по вашему обращению, которое приняла региональная квалификационная коллегия, вы имеете полное право на подачу повторной жалобы в вышестоящую инстанцию, которой является Высшая квалификационная коллегия РФ . Этому коллегиальному органу закон отводит на рассмотрение жалобы срок в 90 дней. По окончанию проверки заявитель получит мотивированный ответ. Могут быть приняты эффективные меры. Но скорее всего никаких мер не будет принято. Самое неприятное, когда коллегия отвечает в стиле «сам дурак». Так бывает.

Департамент обеспечения деятельности судов

В этот орган эффективно будет жаловаться на работу судебной канцелярии, аппарата, сайта и т.п. Другими словами — заявления по поводу организации работы органа правосудия.


Помню как однажды в одном суде города были установлены ящики для сбора апелляционных жалоб. Т.е. апелляционные жалобы и приложение к ним необходимо было кидать в ящик. Этот позор остановил только судебный департамент. Более того, суд сопротивлялся и делал все, что бы сохранить такие ящики для сбора апелляционных обращений.

Или например, работники суда не публикуют информацию о ходе дела на сайте. В данном случае будет правомерно обращаться именно в Департамент.

Необходимо отметить, что любое обращение, которое вы хотите отправить в Департамент, можно отправить и председателю суда. Вопрос может быть решен председателем.

Прокуратура, следственный комитет, полиция

Заявление по факту нарушений закона можно отправлять в правоохранительные органы. Судья являются спец.субъектами, когда речь идет о привлечении их к уголовной или административной ответственности. Да, они имеют иммунитет, но не нужно путать иммунитет и вседозволенность и возможность совершать правонарушения безнаказанно.


Если служитель закона совершил преступление, его привлекут к уголовной ответственности; за административное правонарушение — привлекут к административной ответственности. Просто для этого необходимо будет пройти долгий и тернистый путь снятия неприкосновенности с конкретного нарушителя.

Но все реально. Работники органов правосудия тоже отправляются отбывать наказание, в том числе по делам о коррупции. Конечно на практике привлечь такого правонарушителя будет сложно, но можно.

Администрация Президента

Федеральных судей назначают указом Президента, а значит, Президент «косвенно» отвечает за действия своих назначенцев. Вот пусть знает и ведает Верховный главнокомандующий, кто от имени Российской Федерации совершает правосудие.

Помните, что ваше обращение должно быть четко сформулировано и юридически грамотно составлено и оформлено. В тексте жалобы в обязательном порядке должны быть сноски на конкретные статьи законодательства. Необходимо позаботиться о доказательственной базе. Текст жалобы не должен содержать оскорбления, клевету. Иначе вас могут привлечь к ответственности.

На что еще может быть подана жалоба?

Приведу некоторые возможные ситуации в виде таблицы:

Ситуация

Куда жаловаться?

Затягивание сроков рассмотрения дела или судья потерял дело Квалификационная коллегия Председатель суда
Постоянные необоснованные переносы даты судебного заседания, бездействие Квалификационная коллегия Председатель суда
Судья приобщает к делу доказательства, которые могут сыграть на руку одной из сторон, а доказательства другой стороны остаются без внимания Квалификационная коллегия
В случае предвзятости судьи по отношению к одному из участников процесса Апелляционная инстанция в процессуальном порядке Квалификационная коллегия
Дача консультаций судьей одному из участников дела во время судебного заседания Квалификационная коллегия Председатель суда
Допущенные судьей ошибки норм процессуального права Апелляционная инстанция в процессуальном порядке
Совершение преступления Прокуратура, полиция, следственный комитет

Полагаю, что логика понятна.

Общие правила составления обращения

Лицо, чьи права были нарушены некомпетентной работой служителей закона, пишет жалобу, которая оформляется в письменном виде. Можно в рукописном виде или же отпечатать на компьютере. Закон не предусмотрел четко установленного образца оформления. Тем не менее, есть определенные общие требования:

  • Наименование лица, органа, куда направляется обращения;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Контактный номер телефона;
  • Ф.И.О. судьи, неправомерные действия которого стали поводом для обращения;
  • Изложение фактов нарушений с обязательной ссылкой на конкретные нормы закона;
  • Требования для восстановления нарушенных прав;
  • Дата составления жалобы с подписью заявителя.

В общем порядке заявление должно быть составлено в двух экземплярах. Один направляется в соответствующую инстанцию на рассмотрение, второй остается на руках у заявителя. Именно на этом экземпляре делается пометка о приеме с указанием даты.

О том, куда жаловаться на работу суда, знают далеко не все, хотя с неприятными, несправедливыми ситуациями сталкивались многие из тех, кто был вынужден однажды обратиться в эту инстанцию. Так сложилось, что большинство ощущают себя этаким угнетенным классом, поэтому редко задумываются, как можно отстоять свои права. Зная, куда жаловаться на судью районного суда, можно добиться пересмотра дела в свою пользу, восстановить справедливость и отстоять интересы. Наша страна переживает все новые и новые реформы правовой системы, и многие слабо ориентируются во вводимых нормативах. Да и красивые формулировки законов не всегда реализуются на практике. И все же граждане должны прикладывать усилия, добиваясь положенной справедливости, в том числе зная, куда жаловаться на решение суда.

Шаг за шагом на защиту своих прав

Нередко проблемы справедливости спровоцированы непрофессионализмом работников судебных инстанций. Зачастую причина в круговой поруке, кумовстве. Знать, куда жаловаться на судью городского суда, необходимо, если человек столкнулся с халатным отношением, неактивностью работника правовой инстанции. Многие привыкли спускать все «на тормозах», а документы «случайно» терять. Конечно, по закону такое недопустимо, но граждане редко пытаются отстоять положенную справедливость, что стимулирует многих и дальше безответственно относиться к работе. Изменить ситуацию можно, если каждый будет знать, куда жаловаться на городской суд, и делать это, если есть повод.

Судья - чиновное лицо, однако человек, которому так же свойствены страсти, привязанности, обиды. Не все те, кто оказался в этой должности, порядочны, не всегда обладают высокой квалификацией. Правовая документация требует соблюдения судебной этики, но не каждый задействованный в правовой системе в реальности соблюдает установленные ограничения. Зная, куда жаловаться на неправильное решение суда, можно стимулировать правовую инстанцию разобрать дело четко, справедливо, точно.

Когда нужна помощь?

Знать, куда жаловаться на действия судов, нужно, если в ходе заседания представитель системы правосудия позволяет себе насмешки над сторонами, агрессивные высказывания или повышение голоса, крик. Некоторые откровенно грубят гражданам, другие ведут себя словно бы «по-хозяйски», а кто-то и вовсе рассматривает дело пристрастно, даже не скрывая этого факта. Далеко не всякий гражданин в такой ситуации понимает, что это противозаконно, и требует защиты его прав.

Если судья позабыл о положенных правилах поведения, наилучший путь напомнить об этом - написать жалобу в официальном порядке. При этом не стоит думать, будто бы это испортит отношение к участникам процесса еще больше - как таковых отношений с судьей нет и быть не может, а вот несправедливость нужно устранять. Зная, куда жаловаться на председателя суда, можно заставить принимать свои интересы во внимание, а также вынудить соблюдать законы тех, кто призван охранять нормы права. Всего лишь написание жалобы с официальной регистрацией позволяет устранить проблему повышения голоса и неадекватного поведения в здании суда. Отмечается, что после такой меры нарушений в процедуре будет минимум - хотя, вероятно, увеличится объем официальных бумаг.

Кто поможет?

В первую очередь на вопрос: «Куда жаловаться на суд?» - специалисты советуют обращаться в квалификационную коллегию. Альтернативный вариант - судейский совет. Если нарушена процедура суда, если рассмотрение по неоправданным причинам затягивают, а представитель судебной инстанции не спешит исполнять возложенные на него в рамках суда обязательства, тогда на помощь придет председатель суда. Написать в его адрес жалобу можно, если, к примеру, сторонам не были направлены в положенный срок извещения о состоянии дела.

Пристрастность судьи - еще один повод разобраться, куда жаловаться на областной суд. У граждан, заинтересованных в корректном рассмотрении дела, есть право отвода. Таковой вряд ли будет принят, поскольку не в интересах судьи признавать свою заинтересованность в исходном решении, хоть прямую, хоть косвенную. Тем не менее заявление на отвод - это повод для представителя правоохранительной станции начать вести себя в зале суда корректно. Нередко вопросы о том, куда жаловаться на районный суд, возникают, когда главный участник процесса прямо в ходе заседания консультирует одну из сторон. Если написать отвод, подобное противоправное поведение прекратится.

А куда не поможет?

Считается, что среди вариантов, куда жаловаться на районный суд, хорошим выходом будет прокуратура. Это ошибочное мнение, сотрудники этой инстанции ничем не помогут. Не будет полезным и обращение в средства массовой информации. Бытует мнение, будто бы на помощь может прийти европейский суд - оно тоже ошибочное. Обусловлено это специфическим положением судебных инстанций в правовой системе нашей державы - они обладают высоким уровнем независимости, поэтому указанные направления для написания жалобы не имеют рычагов влияния, воздействия. Разбираясь, куда жаловаться на суд, нужно обращаться в первую очередь к имеющим специфическую власть инстанциям.

Как оформить обращение?

Нужно знать не только куда жаловаться на суд, но и как сделать это правильно. Жалоба должна содержать полноценное, детальное рассмотрение сложившейся конфликтной ситуации. Если есть возможность, необходимо оставить ссылки на конкретные листы дела. Не будет лишним перед составлением жалобы проконсультироваться с юристом, какие пункты действующего законодательства нарушает представитель правовой инстанции. Все их нужно перечислить в жалобе.

И что будет?

Не стоит надеяться, что удастся уволить судью, лишь зная, куда жаловаться на суд, и пользуясь этой информацией. Конечно, теоретически это возможно, но практически случается крайне редко и показывает лишь на наличие влиятельных врагов судьи, воспользовавшихся сложившимися обстоятельствами.

В классическом варианте спустя 30 дней гражданин получает от инстанции официальный ответ на жалобу, причем чаще всего содержащий данные о том, что судебное поведение вне компетенции отвечающего органа. Еще один распространенный вариант - "свалить" всю вину на помощника судьи и указать, что ответственный был наказан.

То есть никакой пользы?

Не стоит думать, что формулирование официальной жалобы - бесполезная трата времени. Несмотря на официальный мягкий ответ, не свидетельствующий ни о каких серьёзных мерах, нужно понимать, что жалобу рассматривают, причем не сам судья, а вышестоящие по рангу работники инстанции - как правило, председатель. Обычно, как рассказывают юристы, в такой ситуации судью в частном порядке призывают адекватнее вести себя в рамках судебного заседания.

Особенности формулирования жалобы

Довольно распространённая ошибка - написание документа по образцу и направление его на рассмотрение в ВККС. Обыватели, не имеющие специфического юридического образования, ошибочно считают, что уже одно обращение может спровоцировать самый высокий в стране орган судебной системы разбираться с любым делом.

Специфика работы правовой системы в нашей стране такова, что необходимо иметь документальное подтверждение буквально каждого шага. То есть президент государства, ВККС или председатель суда только на основании жалобы не могут отстранить судью от процесса. Никто не может корректировать судебные решения - эта неприкосновенность оговорена в законе. Впрочем, порядка трети обращений приводит к дисциплинарным наказаниям, чаще всего в виде прекращения полномочий на некоторый временной промежуток.

И как добиться своего?

Чтобы жалоба дала действительно полезный для конкретного дела результата, а не пропала в огромных объемах документооборота, необходимо описание ситуации подкрепить максимально объемным списком документации. Наилучшие шансы имеют те, кто регулярно проверяют материалы дела лично. В них можно найти разнообразные ошибки, допущенные представителями правоохранительной инстанции. Все эти ошибки необходимо фиксировать, документировать, сохранять. Даже если это описка, которая кажется незначительной на первый взгляд, она заслуживает внимания того, кто желает бороться с судебным произволом.

Если выявлены несоответствия или иные нарушения в документации, листы нужно копировать и сохранять. Не менее важно регулярно проверять протоколы заседаний. Они могут быть составлены с нарушением сроков, если таковое есть - нужно оформить ходатайство на предоставление документации. Если выявлено, что протокол расходится с реальным течением заседания, нужно по этому поводу пять дней подряд формулировать замечания.

"Так мне и ответили!"

Именно так подумает, скорее всего, обыватель, ознакомившись с этой последовательностью действий. Это верно: ходатайства вряд ли могут убедить суд в неправомерном поведении, ведь если таковое имеет место, то судьи и все работники правовой инстанции и так прекрасно это понимают. Тем не менее регулярное составление официальных бумаг, а при отказе от их рассмотрения ссылки на новые обстоятельства и повторная подача позволяют составить внушительный портфель бумаг, полезный на этапе доказательства неправомерности судебного решения, действий суда в рамках конкретного процесса.

Определение по такому процессу можно обжаловать апелляцией, а для фиксации заседаний при себе нужно иметь диктофон - по закону участник вправе таким образом записывать все происходящее в зале. Что немаловажно, судья не обязан знать о наличии диктофона. Наиболее эффективный способ бороться с нарушениями во время заседания - подать прошение на фото-, видеосъёмку. Если ответ будет положительным, заседание пройдет корректно, а дать отрицательный ответ с адекватным обоснованием сложно. Исключением являются только некоторые специфические дела, связанные с изнасилованием, усыновлением.

Что дальше?

Когда удалось накопить внушительный портфель документации, подтверждающей некомпетентность суда, предвзятость, некорректное поведение, необходимо написать обращение в ККС. Впрочем, как показывает практика, к порядку судью призывает уже подготовительный этап сбора базы для обоснования жалобы - все-таки правовой специалист понимает, к чему идет дело, и не станет «рубить сук». Если же судья продолжает некорректное поведение, кроме жалобы в ККС, можно составить заявление на апелляцию, кассационное разбирательство.

Важные адресаты: если судья не прав

Наиболее актуален в этом вопросе ФЗ, введенный под номером 30. В статьях 17-19 рассмотрена последовательность ведомств, способных помочь гражданину, права которого были нарушены в правовой инстанции. Если проблема возникла с председателем фед. суда (заместителем), тогда на помощь приходит ВККС. Сюда нужно обращаться, если с несправедливостью пришлось встретиться в ВС. А вот председатели райсудов, их замы - это уже область действия ККС конкретного региона. ВККС поможет, если возникли несправедливые ситуации в военном суде. Все прочие ситуации должны разбирать региональные отделения судебной комиссии.

Если гражданин не согласен с решением ККС, необходимо обратиться за помощью в ВККС. Из 30-го закона следует, что на период рассмотрения обращения гражданина можно временно прекратить судебные полномочия в рамках конфликтного дела. У ККС есть месяц на изучение обращения, ВККС по закону располагает трёхмесячным сроком для вынесения решения по представленному вопросу.

К справедливости!

При конфликтной ситуации в рамках судебного процесса в обязательном порядке формулируют жалобу и направляют ее в судебную комиссию, занимающуюся этим уровнем правовых инстанций. Для усиления эффекта и привлечения внимания многочисленных юристов к проблеме можно дополнительно направить ряд обращений. В частности, не будет лишней жалоба в адрес президента, назначающего судей, а также на имя государственных инстанций, занимающихся самоуправлением внутри судебной системы. Область функциональности, правомочий каждого из перечисленных направлений оговорена в упомянутом ФЗ №30.

Не будет лишним сформулировать запрос в адрес судейского совета уровня федеративного субъекта либо государства. На помощь могут прийти юристы из общего судейского федерального собрания уровня ВС. Стоит оформить жалобу на имя председателя суда, в пределах которого рассматривается конфликтное дело. Дополнительное обращение можно написать на имя генерального прокурора. Перечисленные инстанции и лица не имеют полномочий по рассмотрению подобных жалоб, но могут взять контроль над ситуацией и отслеживать изменение положения.

В чем идея?

Направление жалоб в перечисленные инстанции, не имеющие прямых инструментов влияния на судью, эффективно в силу того, что в настоящее время судейский корпус - довольно закрытая специфическая группа, внутри которой люди знакомы друг с другом, тесно взаимодействуют. Это не стимулирует стремление к правосудию, но может привести к недовольству судьей высшего по рангу лица, и в неформальном порядке тот может призвать корректно вести дело.

Жалоба может даже существенно подпортить карьерные перспективы судьи, особенно если попадет в нужные руки. Впрочем, даже без этого уже сам момент официальной фиксации жалобы гражданина на судейский произвол накладывает серьезные ограничения на будущие возможности должностного лица. Жалобы в неправомочные относительно конкретного судьи инстанции необходимо писать по тому же образцу, как и запрос в квалификационную судейскую комиссию.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Мировой судья — это должностное лицо, уполномоченное урегулировать споры между гражданами в суде. Это судьи весьма широкого профиля, в обязанности которых выходит вынесение решений по самым разным спорам: разводы, семейные дела, споры по имуществу и многое другое. И, конечно же, такой обширный круг обязанностей и полномочий накладывает на мирового судью огромную ответственность.

Однако как поступить, если мировой судья пренебрегает своими обязанностями, намеренно игнорирует закон или ведет себя некорректно? В этом случае вам поможет . В этой статье мы расскажем, когда можно жаловаться, как правильно составить жалобу и куда её подать.

Когда можно подавать?

Граждане весьма сильно ограничены законодательством при подаче жалобы на судей. Дело в том, что существует только строго определенный перечень нарушений, на которые можно подавать официальную жалобу специалистам по надзору. Среди них:

  • Игнорирование имеющих отношение к делу доказательств;
  • Намеренное уменьшение значимости предоставляемых доказательств, документов, показаний;
  • Намеренное исключение материалов дела;
  • Необоснованный или неправомерный отказ в рассмотрении каких — либо данных;
  • Отказ в рассмотрении показаний свидетеля;
  • Значительное затягивание дела;
  • Незаконное вмешательство в ход ведения расследования;
  • Унижение чести и достоинства граждан, участвующих в заседании, разглашение их персональных тайн без специального разрешения;
  • Неправомерное использование судейских полномочий против граждан, не являющихся истцом или ответчиком.

Инфо

Как видите, все эти жалобы касаются только того, как именно ведет дело судья и как он себя ведет во время заседаний. Никаких пунктов, касающихся судебных решений, нормами не предусмотрено.

Кто рассматривает?

Так как все судьи защищены отдельным законом, то и подавать жалобу на их действия требуется в строго определенные инстанции. Так, подать жалобу на мирового судью нельзя в прокуратуру или полицию, так как у этих служб просто нет полномочий для проверки. Жалоба на мирового судью подается только в два места:

  • Председателю суда, в котором работает обвиняемый мировой судья;
  • В Квалификационную Коллегию Судей.

Внимание

Только эти два учреждения по закону имеют право работать с судьями. Но даже они не имеют право влиять на решение судьи или как — то влиять на ход судебного разбирательства — его можно будет только обжаловать.

Обращение к председателю суда

Самый простой способ указать на нарушение, совершенное мировым судьей — обратиться к вышестоящему сотруднику, а именно к председателю суда. Председатель суда — это руководитель отделения суда, и он имеет некоторую власть над своими подчиненными. Однако она не слишком велика, в связи с чем подавать ему жалобу на судью можно только в случае незначительных нарушений. Например, если судья задерживает заседания, опаздывает или в целом ведет себя неподобающе.

Многих волнует именно образец жалобы на судью , так как он в значительной мере отличается от любых заявлений, подаваемых в суд. Он подчиняется общим правилам обращения в суд, однако имеет весьма специфическую форму:

  • Заголовок. Содержит наименование суда (полное название и адрес), данные заявителя и контакты;
  • Информационная часть. Имеет весьма нестандартный вид. Содержит только данные по делу, информацию о судье, дело рассматривающем, и саму жалобу. Требования указывать не обязательно, так как только председатель суда сможет определить наказание;
  • Заключение. Содержит перечень документов, дату подачи заявления, подпись заявителя.

Важно

Стоит так же учесть, что такое обращение так же должно писаться по общим стандартам, то есть в нем не должно быть оскорблений судьи (это является уголовно наказуемым преступлением), оно должно быть кратким и понятным.

Обращение в Высшую Квалификационную Коллегию Судей

ВККС — это значительно более серьезная организация, в которую можно подать жалобу на противоправные поступки мирового судьи. ВККС — это группа из высококвалифицированных судей, основная цель которых — надзор за исполнением судей их обязанностей . Однако даже они не могут повлиять на судебное решение.

Для того, чтобы указать ВККС на действия судьи, которые вам кажутся незаконными, потребуется составить обращение. Жалоба на действия судьи в ВККС выглядит абсолютно так же, как и председателю суда — меняется только заголовок. Однако, так как она связана с более серьезными нарушениями , вам потребуется указать на то, какие именно законы или правовые акты были нарушены. В этом вам могут помочь либо знания законодательства РФ, либо помощь опытного юриста.

Образец

Проблемы, связанные с подачей жалобы на судью

Как было сказано ранее, судей защищает действующий в РФ закон «О статусе судей». Именно он делает судей «неприкасаемыми» и весьма сильно ограничивает возможности как граждан, так и госслужб . Это вызывает массу проблем в том случае, если поступки мирового судьи неправомерны и значительно влияют на ход дела. Простой гражданин при подаче жалобы может столкнуться со следующими проблемами:

  1. Особенности рассмотрения самой жалобы. Так как нет четко определенных законодательных норм, по которым рассматриваются жалобы на судей, то решение принимается только на основании личного опыта и точки зрения того, кто жалобу рассматривать будет. Если жалоба подается руководству суда, то это будет исключительно председатель, если же в ВККС — входящие в него судьи. Так что даже наличие очевидного решения не гарантирует того, что жалоба будет принята;
  2. Меры наказания. Большинство жалующихся граждан требуют применить к судьям какого — то определенного и строгого наказания. И весьма часто разочаровываются, получив официальный ответ. Дело в том, что возможные меры влияния на судью ограничиваются только дисциплинарными наказаниями. Единственное исключение — досрочное прекращение полномочий мирового судьи. Это — крайне редкая мера, применяемая только при многократных серьезных нарушениях. Обычно же все ограничивается выговором;
  3. Сомнительная польза самих жалоб. Жалоба на судью не изменит ни ход самого дела, ни приговор, ни определения суда. Она просто покажет на то, что судья ведет себя некорректно. Судебное решение придется обжаловать, а судебные решения — отменять подачей претензии. Поэтому сама жалоба на судью многим кажется весьма сомнительным делом.

Адвокат по уголовным делам. Опыт работы в данном направлении с 2006 года.

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба - это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она - последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ", «Квалификационная комиссия ВС РФ", «Высшая Судебная Коллегия РФ", «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ".

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций...».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами...».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС - Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ - Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» - это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии - судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии - представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии - представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии - Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это - прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС...», «указать ККС...», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, - одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации - представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации - оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ" и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в...полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

В отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

В отношении судьи иного суда - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение...квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации...»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу...квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей...к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это - полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это - компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

Кому жаловаться на мирового судью? Вопрос серьезный, требующий весьма детального изучения. У вас есть возможность защитить свои интересы при формировании жалобы председателю суда или же квалификационную коллегию. В данной статье мы расскажем вам, как именно нужно действовать, чтобы защитить свои права от беспредела мировых судей. В принципе, очень редко возникают ситуации, когда в действительности приходится жаловаться на судью. Но, вы должны понимать, что такие права у вас есть, и в случае необходимости, у вас есть прекрасная возможность произвести ряд манипуляций, которые помогут защитить свои интересы.

Кому можно жаловаться на мирового судью?

  1. В первую очередь нужно подать заявление в виде жалобу председателю районного суда. Обратим ваше внимание на то, что в данном случае, председатель может вынести своеобразное замечание или же передать дело на рассмотрение судебной коллегии;
  2. Обязательно нужно подавать заявление квалификационной судебной коллегии, которая является единственной инстанцией, которая в действительности имеет законные основания воздействовать на мировых, районных, областных и пр.судей;
  3. Можно подать заявление в высшую квалификационную коллегию Верховного суда. В данном случае, очень важно, чтобы ваше заявление было составлено правильно с указанием на все доказательства, а также на проведенные служебные расследования (если таковые имеются). Тут лучше всего обратиться к опытному юристу, который сможет все действия произвести правильно и рационально;
  4. Также есть перспектива отправить жалобу президенту страны. С появлением интернет ресурсов, которые являются представительским аспектом деятельности коллегий, судов и президента, у вас появился прекрасный шанс удаленно отправлять заявления, жалобы и другие документы.

Перспективы жалоб на мирового судью

В принципе, мировой судья не подчиняется председателю районного суда, тем не менее, районный суд является определенной контролирующей инстанцией, именно по этой причине, жалобу можно писать и туда.

Если существует подозрение на сговор с ГАИ или же на коррупцию, то вы смело можете подавать заявление в генеральную прокуратуру. Но, чаще всего, такие заявления не находят отклика, так как очень трудно доказать ваши подозрения.

Многие жалобы вовсе не имеют никаких негативных последствий для мирового судьи, но вы должны понимать, что при назначении на новую должность или же при повышении, количество жалоб в обязательном порядке учитывается, что может стать негативным аспектом для мирового судьи. Если же речь идет о работнике аппарата суда, который не справляется с поставленными задачами, то в данном случае в первую очередь обращаться с жалобой нужно именно к мировому судье, а после, действовать по ранее описанной схеме.


Как отозвать доверенность на представление интересов? Такая доверенность выдается на основании личных желаний человека, который передает определенные права другому лицу....


Что такое суд первой инстанции? Это судебный орган государственной власти, который имеет право рассматривать определенные дела, которые попадают под его юрисдикцию. Данные суды...


Судебные приставы бездействуют что делать? Естественно нужно реагировать на такое бездействие и писать жалобу. Но, действовать нужно правильно и слаженно, чтобы получить...


Как рассчитывается госпошлина в суд? Государственная пошлина является необходимым элементом взаимодействия с судом. Если вы не оплатите пошлину при обращении в суд, никто не...