Малый бизнес в условиях кризиса. Как поспособствовать развитию бизнеса в условиях кризиса

Иванова Е.А.

Кандидат экономических наук, Донской государственный технический университет

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Аннотация

Кризисные явления в экономике диктуют новые требования к стратегиям и стандартам управления предприятий малого бизнеса, что позволяет им «остаться на плаву» и повысить свою конкурентоспособность и устойчивость. Малый бизнес является тем «локомотивом» экономики, который позволит подняться на новый виток развития и обеспечить экономический рост страны. Предприниматели должны использовать качественно новые стратегии развития, менять свои ориентиры и бизнес-установки в деятельности предприятия.

Ключевые слова : малый бизнес, стратегия, принципы управления, конкурентоспособность.

Ivanova E.A.

PhD in Economics, Don State Technical University

THE STRATEGY OF THE ENTERPRISES OF SMALL BUSINESS IN CONDITIONS OF CRISIS

Abstract

The crisis in the economy dictate new requirements to policies and standards of management of small businesses, allowing them to “stay afloat” and to increase their competitiveness and sustainability. Small business is the “engine” of the economy, which will rise to a new stage of development and economic growth of the country. Entrepreneurs should use qualitatively new strategy for the development, improvement, change their orientation, and business installations in the enterprise.

Keywords: small business, strategy, principles of management, competitiveness.

Сложные системные преобразования, которые сейчас происходят в отечественной экономике, заставляют по-новому взглянуть на те отрасли и сферы, которые позволяют поднимать экономику страны в условиях санкций и ограничений. И важная роль в экономическом росте и импортозамещении принадлежит малому бизнесу.

С марта 2014 г. действует пакет санкций (финансово-экономических, научно-технологических, торговых и др.), введенных правительствами ряда стран в отношении России. А в результате сокращается объем внешней торговли Российской Федерации и уменьшается приток в страну иностранных инвестиций, что влечет за собой ряд негативных последствий.

Современная «война санкций» ограничивает переоснащение производственных предприятий с помощью средств и новых технологий зарубежных партнеров и инвестиций. Большинство европейских и американских компании полностью приостановили поставки технологий и оборудования в Россию . Непосредственно, это отражается и на малом бизнесе.

Малое предпринимательство является важным составным элементом рыночной экономической системы. Оно проникает во все системы экономической и социальной жизни общества: в производство, коммерцию, сферу финансов, теневую экономику, мир искусства и духовных ценностей.

Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, обеспечивает специализацию и кооперацию, позволяет повысить гибкость и эффективность любого бизнеса .

Малый бизнес выполняет серьезные экономические и социальные задачи .

Общеизвестно, что дифференциация малого бизнеса в России объясняется несопоставимостью условий развития малых предприятий в Москве и Санкт-Петербурге и в остальных регионах страны .

Поддержка малого и среднего бизнеса в зарубежных странах имеет большое значение, так как является базой для стабильного развития экономики в этих странах. Развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России .

К настоящему времени система поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) достигла невиданных ранее в нашей стране масштабов. В 2008 – 2013 гг. в российском малом, а в 2009 – 2010 гг. и в среднем бизнесе наблюдался бурный рост числа предприятий, характерный для периодов грюндерства.

Бурный рост, который можно условно назвать второй волной современного российского грюндерства в сфере МСП, начался в период кризиса 2008 – 2009 гг. За два года число малых предприятий (включая микро) выросло на 17%, а к концу 2013 г. – на 53% (табл. 1). Количество микропредприятий за этот период выросло на 65,2%. Отметим, что именно на малые предприятия (включая микро) приходятся наибольшие количество занятых и доля оборота российских субъектов МСП.

Таблица 1 – Характеристика малых предприятий России в 2008- 2013 гг.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Число предприятий, тыс. 1348 1578 1644 1837 2003 2062
% 100 117,1 122,0 136,3 148,6 153,0

В 2008 – 2014 гг. федеральные власти реализовали почти все предложения общественной организации “ОПОРА России”, предложения других российских союзов предпринимателей по ликвидации избыточных административных барьеров. В стране активизировалась работа по созданию специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции. Создан институт защиты прав предпринимателей – федеральный и региональные омбудсмены по предпринимательству .

В то же время субъекты малого предпринимательства испытывают ряд проблем и трудностей, к которым можно отнести:

– более высокий уровень риска, вызывающий неустойчивое положение на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) .

Анализ статистики говорит о том, что в 2013 году в РФ прекратили деятельность 932,8 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП), из них 98% по собственному решению. Такие решения обусловлены простотой процедуры ликвидации ИП, а также личной ответственностью ИП за несоблюдение требований законодательства.

Целесообразно при более детальном исследовании эффективности государственной помощи малому бизнесу в конкретном регионе рассматривать и другие мероприятия по поддержке предпринимателей, такие как: наличие бизнес-инкубаторов и технопарков, эффективность мероприятий по популяризации предпринимательства, количество микрозаймов, выданных на развитие, и другие .

Можно выделить четыре основных принципа совершенствования действующего механизма государственной поддержки малого бизнеса.

  1. Квоты субсидирования бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ развитиямалого бизнеса определяются исходя из темпов роста сектора, а не его абсолютной величины (таким образом поощряются происходящие сегодня позитивные изменения, а не давно достигнутые результаты).
  2. Отказ от множественности видов субсидирования, распределяемых разными ведомствами по непрозрачным для регионов критериям, в пользу 4 – 5 широкоцелевых субсидий, которые субъект РФ может использовать с большей самостоятельностью.
  3. Центр ответственности за сокращение пространственной асимметрии переносится на региональный уровень.
  4. Для повышения экономической эффективности государственного финансирования на региональном уровне определяются перспективные направления развития малого бизнеса внутри каждого из муниципальных образований, и дальнейшая финансовая поддержка местных бизнес-проектов осуществляется только в указанных направлениях.

Таким образом, вместо существующей политики “консервации” достигнутого в стране уровня развития малого и среднего бизнеса и его ускоренного “восстановительного роста” в узком кругу и без того “развитых” субъектов РФ федеральным и региональным властям предлагается развивать способность прогнозировать будущие запросы городских округов и сельских муниципальных районов в соответствии с имеющимися приоритетами и природным, человеческим, материально-техническим и иным потенциалом .

Одним из направлений повышения конкурентоспособности малых предприятий в особенности, можно назвать использование развитых конкурентных преимуществ, основанных на конкурентных стратегиях.

Стратегическое планирование в малых фирмах либо отсутствует совсем, либо носит фрагментарный характер .

Итак, в основе предпринимательского взгляда на процесс построения стратегии лежат следующие предпосылки:

1) стратегия должна существовать у руководителя в форме перспектив развития;

2) формировать стратегию руководитель может на уровне сознания и основана она на интуиции руководителя.

3) контроль осуществления стратегии остается за руководством;

4) необходимо иметь гибкое и продуманное стратегическое мышление;

5) предприятие малого бизнеса отличается гибкостью, реагирующей на все указания руководства;

6) для предпринимателей характерен поиск стратегий и отсутствие влияний прямых конкурентов в рыночных нишах .

Стратегическое планирование и управление отечественных предприятий характеризуется тем, что руководители предприятий проводят собственные исследования и прогнозы влияний внешней среды, определение ассортиментного перечня товаров и услуг, порядок расчета себестоимости и затрат, формируют ценовую политику, самостоятельно должны выбирать поставщиков, разработать собственную сбытовую политику и влиять на потребительское поведение. Все вышеприведенные задачи требуют единую сформированную и эффективную стратегию функционирования и развития предприятий.

Важное значение в стратегическом планировании малого бизнеса играют долгосрочные цели, направленные на достижение ключевых результатов и формирование конкурентных преимуществ. При этом важно выделить ключевые области, определяющие долгосрочные цели: место на рынке, инновации и технологии, маркетинг, производственный процесс, управление финансами и персоналом, менеджмент предприятия .

Ежегодно можно наблюдать разорение предприятий малого бизнеса, поскольку риски достаточно велики, а успех деятельности зависит от правильных стратегий.

Основными причинами разорений предприятий можно отнести:

1) недостаточный уровень компетентности учредителя и работников,

2) нехватка или отсутствие управленческого опыта руководителя;

3) нет перспектив и планов развития не среднюю и долгосрочную перспективу;

4) отсутствует стратегическое планирование;

5) расширяется деятельность без знаний реальных объемов ресурсов;

6) нехватка информаций о потребителях и поставщиках;

7) несоответствующие системы учета и документооборотов;

8) неактуальные данные маркетинговых исследований;

9) семейственность бизнеса;

10) правовые проблемы с законом;

11) неоптимальное делегирование обязанностей;

12) отсутствует сбалансированное управление финансами .

В кризис лучшая стратегия для реального сектора – представить, что выручка или прибыль компании сократилась вдвое. Каждому предприятию, как и государству, нужны три сценария развития событий и три набора действий в зависимости от каждого из них:

Оптимистичные – для персонала и внешних аудиторий;

Пессимистичные – для внутренних нужд;

Реалистичные .

Краткий список обязанностей руководителя, как считает Александр Высоцкий, основатель Школы Владельцев Бизнеса и «Высоцкий Консалтинг»:

Добиваться производства продуктов

Отдавать распоряжения,

Повышать ответственность подчиненных,

Разрабатывать инструкции и политику,

Организовывать

Планировать

Координировать деятельность

Инспектировать

Обучаться и обучать подчиненных .

Кризисные явления в экономике заставляют предприятия малого бизнеса по-новому взглянуть на цели, задачи и стратегию развития. Важной целью является сохранение лидерских позиций, повышение конкурентоспособности, высокие финансовые показатели. Самое важное, сохранять гибкость и мобильность, адаптация к реалиям, учитывать влияние явлений в экономике, политике, внешней среды, что характерно для современных отечественных предпринимателей.

Литература

  1. Казанцев, С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016. – №5.-С.55.
  2. Федорова, Е., Федотова, М., Николаев, А. Оценка влияния санкций на результаты деятельности российских компаний // Вопросы экономики. – 2016. – №3-С.34
  3. Смирнов, Д.В.Особенности институциональной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в региональной экономической системе: монография/ Д.В. Смирнов, В.В. Салий. – Ростов:Издательство «Азов-печать», 2015.- С.4-5
  4. Князькина, Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография.– Самара, Самарск. гос. арх.-строит. ун-т., – 98 c.
  5. Подшивалова, М. Качество социально-экономических институтов, формирующих среду развития малого бизнеса//Вопросы экономики. -2014.-№6.-С.97-111
  6. Багова, А. Опыт поддержки малого и среднего бизнеса в зарубежных странах (на примере Германии и Франции) // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». – 2013. -№ 1. -С. 7 – 12
  7. Росстат (www.gks.ru).
  8. Виленский, А.Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в современной России на второй волне грюндерства//Вопросы экономики.-2014.-№11. – С.95-106
  9. Низова, Л.М., Малинкина, И. В. Предпринимательство на региональном уровне: приоритеты и проблемы // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Александров, П. Некоторые институциональные изменения в развитии малого предпринимательства //Общество и экономика. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Алещенко, В.В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики// ЭКО. Всероссийский экономический журнал.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Князькина Е.В. Адаптация как фактор конкурентоспособности малых строительных предприятий региона в условиях нестабильной экономической ситуации: монография. – Самара. Самарск. гос. арх.-строит. ун-т, – 98 c.
  13. Минцберг, Г.Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Генри Минцберг, Брюс Альстранд, Жозеф Лампель; Пер. с англ. - 2-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2016. - 365 с.
  14. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А. Н. Фомичев. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 468 с.
  15. Лозик, Н.Ф. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. - М. : Издательство «Русайнс», 2015. - 152 с.
  16. Воронин, А.Д. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.Д. Воронин, А.В. Королев. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 175 с.: ил
  17. Цветков, В. Выручка компании упала в два раза: выжить помогут девять экспресс-советов//Генеральный директор.- 2016.-№6. – С.33
  18. Высоцкий, А. Краткий список обязанностей руководителя//Стандарты управления бизнесом.-2016.-№12.-С.88-90

References

  1. Kazantsev, SV Assessing the impact of the recession and anti-Russian sanctions on the regions of the Russian Federation // ECO. Russian Economic Journal. – 2016. – №5.-P.55.
  2. Fedorov, EA, Fedotov, Moscow Nikolaev, A. Assessment of the impact of sanctions on the results of Russian companies // Questions of economy. – 2016. – №3-P.34
  3. Smirnov, D.V.Osobennosti institutional infrastructure of small and medium-sized enterprises in the regional economic system: Monograph / DV Smirnov VV Saly. – Rostov: “Azov-print” Publisher, 2015.- S.4-5
  4. Knyazkina, EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: Monograph Samara, Samara. state. arh.-building. University Press, 2011. -. 98 c.
  5. Podshivalova, M. Quality of social and economic institutions that form the environment of small business // Problems of Economics. -2014.-№6.-S.97-111
  6. bugs A. Experience of supporting small and medium-sized businesses in foreign countries (for example, Germany and France) // Business Law. The app “Business and Law in Russia and abroad.” – 2013. -№ 1. C. 7 – 12
  7. Rosstat (www.gks.ru).
  8. Vilna, A.Gosudarstvennaya support for small and medium-sized businesses in Russia today for the second wave of Gründerzeit // Questions ekonomiki.-2014.-№11. – S.95-106
  9. Nizova, LM, Malinkin, IV Entrepreneurship regional priorities and problems // ECO. Russian Economic Journal. – 2016.- № 1.- C. 70-76
  10. Aleksandrov, P. Some institutional changes in the development of small business // the Society and economy. – 2015.- № 10.-C. 92-97
  11. Aleshchenko, VV Small business: spatial development and public policy priorities // ECO. National Economic zhurnal.- 2014.- № 11.-C. 132
  12. Knyazkina EV Adaptation as a factor in the competitiveness of small construction companies in the region in an unstable economic environment: a monograph. – Samara. SAMARA. state. arh.-building. University Press, 2011. – 98 c.
  13. Mintzberg, G.Strategicheskoe safari tour of the wilds of strategic management / Henry Mintzberg, Bruce Ahlstrand, Joseph Lampela; Trans. from English. – 2nd ed. – Moscow: Alpina Publisher, 2016. – 365 p.
  14. Fomichev, AN Strategic Management: A Textbook for universities / AN Fomichev. – M .: Publishing and Trading Corporation “Dashkov and K °», 2014. – 468 p.
  15. Lozik, NF Strategic Management: textbook / NF Lozik, MN Cousin, DV Tsaregorodcev; under the total. Ed. Dr. ehkon. Sciences, prof. AA Semenova. – M.: “Rusayns” Publishing House, 2015. – 152 p.
  16. Voronin, AD Strategic Management: Textbook. Benefit / AD Voronin, AV Korolev. – Minsk Higher School, 2014. – 175 p .: silt
  17. Tsvetkov, V. The company’s revenue fell two-fold: to help survive nine express tips // General direktor.- 2016.-№6. – P.33
  18. Vysotsky, A. A short list of duties of head // Management Standards biznesom.-2016.-№12.-S.88-90

Мировой экономический кризис не пощадил никого, поэтому развитие бизнеса в условиях кризиса – весьма актуальное направление для всех субъектов рынка. Одним из ключевых моментов в вопросе выживания бизнеса становится идея антикризисного управления предприятием на всех уровнях.

Что такое кризис

Понятие «кризис» имеет множество трактовок. Однако в большинстве случаев оно означает проблему. Кризис в бизнесе, как и в жизни человека, может проявляться в разных формах. Это явление зависит от множества факторов. Перечислим некоторые из них:

  • мировой экономический кризис;
  • нестабильная политическая ситуация в стране;
  • дисбаланс между внешней и внутренней средами организации;
  • падение курса валют;
  • внутрифирменные трудности;
  • отсутствие корпоративной культуры;
  • нехватка финансирования;
  • сорванные контракты и т. д.

Однако бизнес в кризис может не только разрушаться, но и развиваться. Для этого нужно правильно выбрать стратегию, согласно которой фирма будет преодолевать проблемы и препятствия.

Антикризисный менеджмент

Когда организация переживает не самые лучшие времена, очень важным является именно антикризисный менеджмент. В развитых странах менеджеры, специализирующиеся на данном направлении, ценятся на вес золота.

  • сворачивание инвестиционных проектов;
  • закрытие убыточных производств;
  • продажа непрофильных активов;
  • сокращение зарплат и премий всех сотрудников;
  • увольнение части работников;
  • сворачивание внутрифирменных проектов развития и пр.

Следует понимать, что вышеперечисленные действия могут не только не решить проблему, а усугубить ситуацию еще больше.

Компания может потерять ценные рабочие кадры, сократится клиентская база. Произойдет некое сжатие бизнеса во время кризиса, а возможно– его полное исчезновение. Поэтому решения по выведению предприятия из застоя должны быть хорошо обдуманными и взвешенными.

Малый бизнес

Множество людей опасается открывать свое дело в период кризиса. Некоторым страшно «прогореть». Те же, кто в полной мере ощутили на себе результаты кризиса, потеряв большую часть имущества, стараются открывать малые предприятия в надежде восстановить хоть что-то.

Рассмотрим наиболее популярные виды бизнеса, устойчивые к кризису. Отметим, что большинство из них относятся к мелкому предпринимательству, а именно:

  1. Деятельность, относящаяся к пищевой промышленности. Производство и реализация продуктов питания – востребованное занятие в любых условиях.
  2. Хоум-стейджинг. Если у вас природный дар дизайнера, то это дело именно для вас.
  3. Ремонт автомобилей. Станции технического обслуживания (СТО) будут всегда в тренде, так как автомобилей на дорогах с каждым днем становится все больше.
  4. «Зеленое» предпринимательство. Предполагает выращивание и реализацию различных видов и представителей флоры.
  5. Присмотр за больными и престарелыми людьми.
  6. Бизнес в сети интернет. Начать бизнес в кризис с помощью всемирной паутины достаточно просто. В то время, когда множество фирм и частных предпринимателей переживают определенный застой в своей деятельности, различные сайты обогащаются за счет размещения рекламы на своих ресурсах. Также востребованы создатели сайтов и люди, владеющие навыками копирайтинга.
  7. Сетевой маркетинг. Этот вид деятельности всегда будет прибыльным.
  8. Образовательные курсы для людей всех возрастных категорий.
  9. Экскурсии и туризм.

Малый бизнес в кризис бывает весьма живуч и успешен. Важно найти правильный подход к делу.

Как не прогадать

Не стоит расценивать кризис как застой или проблему. Он также может дать толчок для развития. Очень важно то, как люди его воспринимают: как застой или как дорогу к новым горизонтам.

Мировой кризис 2014 года привел к ухудшению ситуации в экономике России. Санкции в отношении страны и понижение цен на энергетические товары, привели к тому, что произошло снижение доходов в бюджете России. Начавшийся мировой кризис приводит к утечке капитала из страны, к повышению инфляции, к ухудшению положения в экономике. В настоящее время руководство страны встало перед необходимостью повысить конкурентоспособность российской продукции и осуществить замещение импортных товаров. Важная роль в этом процессе отводится малому бизнесу. Ключевые слова: малый бизнес, мировой кризис, антикризисные меры.

Мировой кризис 2014 года способствовал ухудшению экономической ситуации в России. Введение санкций привело к снижению доходов в бюджет России. Начавшийся кризис приводит к увеличению инфляции, к ухудшению ситуации в экономике и к уменьшению доходов населения страны. В связи с осложнением к доступу к финансовым ресурсам, сокращаются инвестиционные проекты множества российских организаций. Проблема для российских предприятий усиливается осложнением внешнеэкономической конъюнктуры.

По этой причине спрос на продукцию организаций ведущих внешнеэкономическую деятельность сокращается, уменьшается спрос на продукцию других отраслей народного хозяйства страны. Вместе с этим потребительское кредитование уменьшается, что ограничивает спрос на российские товары. Система и механизм управления в условиях кризиса должны создавать необходимые условия, которые дают малым предприятиям возможность адаптации к изменяющимся условиям, и делают малое предпринимательство высокоэффективной сферой страны.

В связи с кризисным состоянием усиливаются риски прекращения работы ряда организаций сферы малого бизнеса. Государство в такой ситуации должно предпринимать меры по поддержке малых предприятий. До начала кризисного периода в экономике страны наблюдался рост показателей развития малого бизнеса, постоянно росли объемы инвестиций в малые предприятия, увеличивались капиталовложения в основные фонды. Правительством Российской Федерации, регионов, муниципальных органов управления принимались законодательные акты, нормативные документы, которые обеспечивали условия для развития малых предприятий. На данный момент эти достижения утеряны. Уменьшились инвестиции, предприятия испытывают трудности в реализации продукции, растут убытки.

Малое предпринимательство столкнулось с проблемой получения кредитов, но с другой стороны сами малые предприятия не хотят пользоваться кредитом, поскольку процентные ставки по банковским кредитам высоки. Кредиты малые предприятия используют в основном для пополнения оборотных активов. Для сферы малого предпринимательства огромное значение имеет получение кредитов на короткий срок. А их финансовые учреждения не выдают либо выдают под большие проценты. Следует учесть и то положение, что в регионах работают небольшие банковские организации, которые сами находятся в сложном положении и не в состоянии в полной мере кредитовать малый бизнес, из-за ограниченности ресурсов и опасения получения серьезных финансовых потерь. Важная проблема для малого предпринимательства его зависимость от потребительского спроса. За пределами регионов и за рубежом продукция малого бизнеса слабо востребована.

Спрос внутри регионов низкий, а в связи с кризисной ситуацией в стране еще уменьшился, что приводит к уменьшению пополнения оборотных средств в имуществе малых предприятий. Поэтому возникает такая экономическая ситуация, которая толкает предпринимателей малого бизнеса к сокращению деловых операций. В связи с таким положением растет риск приостановки деятельности многих предприятий малого бизнеса и это может повлечь сокращение организаций инфраструктуры малого предпринимательства. В целом в условиях кризиса ситуация формируется не в пользу малого бизнеса. Наблюдается проблема со сбытом товара, дорогой товар становится невостребованным в связи с уменьшением покупательской способности населения, высоки ставки по получению кредитов, сокращены сроки предоставления кредитов, увеличены арендные ставки и т. д. Все это и многое другое затрудняет развитие малого бизнеса. В такой ситуации возможен уход малого бизнеса в теневую экономику. При отсутствии заемных средств, возможно сокращение деятельности малых предприятий. В целях получения денежных средств бизнесмены не станут показывать в отчетности прибыль, платить официальную заработную плату.

Это приведет к снижению выплаты налогов и платежей во внебюджетные фонды. Если методы налогового прессинга не изменить, то возникнет чрезмерное давление на малые предприятия, что ухудшит положение малого предпринимательства. Не все предприятия малого бизнеса оказались в сложной ситуации. Организации, которые производят дешевую и качественную продукцию и оказывают услуги, предприятия которые не пользуются кредитами или имеют поддержку банков, выполняют государственные заказы, имеют шанс выжить в кризисных условиях. В целях преодоления влияния экономического кризиса необходимо принять меры по финансовой обеспеченности предприятий малого бизнеса. Финансовая поддержка имеет большое значение в обеспечении стабильной работы малых предприятий.

В целях поддержки малого бизнеса целесообразно разместить государственные денежные средства в коммерческих банках, которые будут на определенных условиях кредитовать малый бизнес. Большое значение имеет формирование фондов поддержки малого бизнеса. В функции которых будут вменены обязанности по обеспечению поручительства малым предпринимательским организациям, не имеющим достаточного залога при получении коммерческих кредитов. Опыт формирования фондов поддержки малого бизнеса в стране имеется. Такие фонды благополучно работают в Москве, Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде, в Казани и других городах. Важным направлением поддержки малого предпринимательства в период кризиса является содействие в имущественной поддержке.

Передача во владение или в пользование имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств, инвентаря, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях будет способствовать стабильной работе . Важнейшим направлением поддержки является стимулирование спроса на российские товары, вытеснение с рынка продукции зарубежного производства. Поэтому следует обеспечить необходимый уровень федеральных, региональных и муниципальных заказов для малого бизнеса.

В кризисных условиях у организаций малого бизнеса появятся средства для ведения предпринимательской деятельности. В целях стимулирования потребительского спроса, необходимо принять меры по регулированию ввоза товаров из-за рубежа, установить квотирование, разумные таможенные пошлины. В целях стимулирования создания новых предприятий в сфере малого бизнеса, можно установить для вновь созданных организаций «налоговые каникулы». Такая налоговая мера будет стимулировать создание новых предприятий и открытию новых производств. В целях преодоления административного давления необходимо принять ряд нормативноправовых актов, снижающих давление на малое предпринимательство. С помощью новых правовых актов необходимо регламентировать процедуру проверки малых предприятий и сократить их число в отношении малого предпринимательства.

Кризис наиболее болезненно ударил по малому предпринимательству. В чем же проявляются кризисные симптомы в данном секторе российской экономики? Что следует делать для нейтрализации возникших проблем? И каковы перспективы малого бизнеса в России?

1. Малый бизнес как опора экономики. Переход к рыночным отношениям привел к разрушению общей социальной стабильности российского общества. Реальная потеря работы, снижение социального статуса, общее падение уровня жизни, невостребованность в профессиональном плане, неустроенность положения вызывает некую напряженность в обществе, приводящая к росту криминогенной деятельности и маргинализации трудоспособных слоев населения. По данным официальной статистики безработица составила более 2,5 млн. человек и прогноз неутешителен. Все эти обстоятельства заставляют людей принимать определенные решения, приспосабливаться к сложным условиям стихии рынка.

Одной из приоритетных задач в этот период перед государственными органами должен стать вопрос о создании благоприятных условий для развития и стимулирования трудовой деятельности, развития различных форм самозанятости. Для этого государство должно создавать экономические, социальные, правовые условия. Особый импульс развития, не на словах, а на деле, должен получить малый и средний бизнес.

Роль малого и среднего бизнеса очевидна. Малый и средний бизнес процветает там, где не требуется значительных капитальных затрат, где нет больших объемов и огромной кооперации работников. Малые формы производства функционируют там, где невыгодно крупным производствам, где проще приспособиться к местным рынкам и запросам населения, где достаточно небольшое производство продукции. Малые предприятия обладают гибкостью. Они оперативно реагируют на все изменения потребительского спроса, охватывают определенный круг клиентов. Поскольку происходит дифференциация спроса и предложения, именно малое производство приводит к многообразию выбора, специализации производства. Малое предприятие обладает самостоятельностью в рамках осуществления своей деятельности, т.е. планированием, прогнозированием, выработкой стратегии развития продукции, оказания услуг, обеспечивает развитие производства путем заключения договоров с потребителями, выходит на международный рынок, устанавливает оплату своим работникам, соотнося ее с затратами. Большинство малых предприятий обеспечивают своих работников социальным пакетом. Малый и средний бизнес активно участвует в процессе формирования среднего слоя, который является гарантом социальной стабильности общества.

На базе малых предприятий, как показывает недавняя практика, выросли многие крупные корпорации.

Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для функционирования прогрессивной экономики, которая влияет на конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, что позволяет сократить безработицу и снизить социальную напряженность, расширить потребительский сектор. Эти предприятия проявляют живучесть, способность к воспроизводству, несмотря на трудности, стоящие на пути их развития.

2. Проявления кризиса в сфере малого бизнеса. Безусловно, важное значение малого и среднего бизнеса в обществе неоспоримо, но условия реальной действительности печальны. Ситуация порой складывается не в пользу предпринимателей.

Во-первых, наблюдается залеживание товара, который до недавнего времени успешно реализовался.

Во-вторых, относительно дорогой товар становится невостребованным в связи с низкой покупательской способностью.

В-третьих, высоки процентные ставки по кредитованию и сокращены максимальные сроки предоставления кредитов.

В-четвертых, завышены арендные ставки и т.д.

Все это и многое другое затрудняет развитие малого и среднего бизнеса. Но необходимо быть оптимистом и надеяться на благоприятный результат своих усилий в пучине беспредельного рынка.

3. Что делать? Не поддаваясь отчаянию важно проанализировать ситуацию, определить факторы снижения спроса на ваши услуги или производство, причины тормоза в развитии вашего бизнеса.

Во-первых, начать заново изучение сегмента рынка. Определить социальный статус вашего потребителя.

Во-вторых, начать работу с вашим непосредственным клиентом, в частности с предоставлением гибкой системы цен.

В-третьих, для поддержания престижа не отступать от принятых обязательств и четко выполнять все условия, предусмотренные договором.

В-четвертых, постоянно пополнять портфель заказов, в частности, за счет расширения клиентуры.

В-пятых, пересмотреть цены на свою продукцию или услуги и наладить систему контроля качества товара.

В конечном счете, необходимо проводить различные мероприятия, способствующие удержанию своих позиций на рынке, которые не нарушали бы при этом предпринимательской этики.

4. Будущее за малым бизнесом. Весь мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже в самых высокоразвитых странах, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Например, опыт Англии показывает, что оживление экономики депрессивных районов происходит за счет внутренних ресурсов региона благодаря развитию малых предприятий.

Конечно, абсолютной стабильности в этой области не может быть. Даже в сегодняшних тяжелейших условиях остались и продолжают функционировать сотни тысяч малых и средних предприятий. Во всем мире какие-то предприятия останавливаются, фирмы разоряются. Именно в этот период общеэкономического кризиса интересно показать силу умелого хозяйствования, стать вполне конкурентоспособным, не допустить серьезных просчетов в планировании своей деятельности, из-за чего могут возникнуть помехи.

В период общего экономического упадка любая хозяйственная деятельность сопряжена с риском, но есть азарт, возможность выигрыша. Создавая свое дело в неопределенной ситуации, осуществляется некая проверка личностных качеств, проверяется уровень профессионализма, особенности ориентировки в окружающем мире и в рыночной конъюнктуре. Кроме того человек приобретает независимость деятельности, свободу отношений. Развитие предпринимательства формирует определенные предпринимательские отношения, дающие широкий простор различным идеям и ценностным ориентациям в плане свободы выбора.

У общества постепенно стирается недоверие к предпринимательству. Меняются стереотипы, существовавшие ранее в массовом сознании, когда «предпринимательство», «необязательность», «ненадежность» оказывались органически связанными. Предпринимательство в последнее время чаще ассоциируется с трудолюбием, умением работать, хозяином. Предпринимательство - это не только особый вид деятельности, но и определенный тип поведения, образ мыслей. А предприниматель - это глубоко мыслящий и осознающий субъект, гибко реагирующий на обстановку, умеющий рисковать и выигрывать, добиваться намеченных целей даже в крайне неблагоприятных условиях, инициативный, имеющий разностороннюю мотивацию. Это высоко работоспособный и физически выносливый работник, способный ради достижения цели на ненормированный труд. Он осуществляет необходимые усилия, чтобы занять свое место в сфере общественного производства, изменить условия своей жизни и более полно удовлетворить свои потребности и запросы. Ему в наибольшей степени характерны такие черты, как: динамичность, активность, энергичность, коммуникабельность, самостоятельность и способность к риску.

У мелких и средних предпринимателей есть все потенциальные перспективы занять пустые ниши рынка, ни в коей мере не ущемляя деятельность и интересы крупных производств. И со временем малый и средний бизнес займет адекватное место в экономике, станет полноправным сектором хозяйственной структуры и начнет функционировать в истинно рыночном режиме хозяйствования.

В условиях кризиса в нашей экономике возрастают риски остановки деятельности не только крупных, но и малых предприятий. Государство просто обязано в таких условиях предпринимать шаги на увеличение финансовой поддержки малого бизнеса.

По данным государственной статистики до кризисных 2009 - 2015 годов наблюдался рост малых предприятий, индивидуальных предпринимателей. Неуклонно рос и объем инвестиций в малые предприятия.

Принимались нормативные акты, которые создавали условия для финансовой поддержки малого бизнеса.

На сегодняшний день эти достижения утрачены. Упали инвестиции, снижена ликвидность, растут неплатежи.

Читателю на заметку: компания «Таблбург» предлагает услуги по комплексному оформлению различных интерьеров, будь-то торговые центры, банки, офисные здания, супермаркеты и многое другое. Достаточно чтобы убедиться в высоком качестве продукции и квалификации мастеров компании. Это давно по праву оценили многие владельцам офисов, магазинов, нотариальных контор или предприятий, которые воспользовались услугами «Таблбург».

Малый бизнес не так активно использует кредиты, как крупные и средние предприятия. Кредиты используются, как правило, для увеличения оборотных средств, в то время как крупные предприятия используют кредиты еще и для создания новых производств.

Таким образом, для малых предприятий большое значение имеют краткосрочные кредиты. А их-то банки и не выдают, или выдают под огромные проценты. Важно учесть и тот факт, что в регионах работают небольшие банки, которые сами попали в сложную ситуацию и не могут полноценно кредитовать малое предпринимательство.

Следующая беда малого бизнеса это его зависимость от спроса в России. За границей продукция и услуги малого бизнеса почти не востребованы.

Спрос внутри страны очень низкий, что приводит к снижению оборотных средств. Возникает необходимость в снижении издержек производства, сокращении объемов производства.

Растет риск приостановки производственной деятельности и может исчезнуть вся инфраструктура поддержки малого бизнеса.

В таких условиях не исключен уход малого бизнеса в тень. При отсутствии средств, неизбежно сокращение деятельности. Для высвобождения средств предприниматели перестанут показывать прибыль, платить «белую» зарплату. Это приведет к снижению налоговых выплат. Укрытие доходов неизбежно. Если методы действующего налогового администрирования не изменить, возникнет излишнее давление, направленное на поддержание достигнутого уровня, что только усугубит бедственное положение малого бизнеса.

Справедливости ради, отметим, не все малые предприятия оказались в таком сложном положении. Если предприятие производит дешевую продукцию и услуги массового спроса, не использует кредиты или гарантированно пользуются поддержкой банков, выполняют муниципальные или государственные заказы, то такие малые предприятия сегодня имеют высокий шанс успешно работать.

Для преодоления влияния кризиса на малый бизнес необходимо принять срочные меры по созданию финансовой базы. Значение финансовой поддержки через банки играет решающую роль. Можно разместить государственные средства в частных банках, которые начнут кредитовать малые предприятия.

Большое значение может иметь создание гарантийных фондов, которые будут давать поручительства и залоги малым предприятиям, не имеющим необходимого имущества для обязательств при получении банковских кредитов.

Положительный опыт создания таких гарантийных фондов уже имеется. Они успешно работают в Москве, Ленинградской области, Санкт-Петербурге, в Свердловской и Воронежской областях, в Ханты-Мансийске и Удмуртии. Суммарная капитализация этих фондов составляет 3,5 миллиардов рублей. Выдано гарантийных кредитов более 5 миллиардов рублей. Важно не останавливаться на достигнутом и увеличивать количество таких гарантийных фондов и продолжать развивать уже существующие.

Следующей действенной мерой по поддержке малого бизнеса является имущественная поддержка. Поскольку, арендные ставки и цены на недвижимость оказывают сильное влияние на издержки предприятий, необходимо добиться снижения стоимости аренды нежилых помещений, земельных участков, которые находятся в собственности РФ, а так же региональной и муниципальной собственности.

Важнейшим направлением является, так же, стимулирование спроса на товары и услуги малых предприятий отечественного производства, вытеснение с рынка импортных товаров. Нельзя допустить снижения федеральных, региональных и муниципальных заказов для малых предприятий. Существует даже норма, обязывающая федеральные и региональные власти размещать не менее 10% госзаказа на торгах, проводимых для предприятий малого бизнеса. Номенклатура таких товаров и услуг утверждена специальным постановлением Правительства РФ.

Установлен предел: 2 миллиона руб. на товары и 3 миллиона руб. на услуги. Для привлечения малого бизнеса желательно увеличить эти пределы.

В этих условиях у малых предприятий появятся дополнительные средства для развития своей деятельности.

Можно привлечь электронные средства для объединения и размещения заказов для малых предприятий.

Говоря о стимулировании спроса, можно добавить, что желательно принять меры по регулированию импорта товаров, установить квотирование, дополнительные таможенные пошлины.

Для развития малого бизнеса в кризис необходимо работать одновременно в трех секторах: 1. разумное налоговое регулирование; 2. уменьшение административных препятствий; 3. поддержка малых предприятий кадровыми ресурсами;

В налоговой сфере для новых малых предприятий можно установить налоговые льготы («налоговые каникулы»).

Такое налоговое послабление будет стимулировать малый бизнес к росту производства и сокращению использования «теневых» схем.

В сфере преодоления административных препятствий необходимо как можно скорее принять пакет законов, уменьшающих давление на малый бизнес, сокращение лицензирования и замена его страхованием ответственности, замена сертификации декларациями соответствия. Уменьшение издержек на лицензирование и сертификацию приведет к увеличению свободных средств, которые можно направить на дальнейшее развитие.

С помощью новых законов регламентировать проверки малых предприятий и сократить их количество в отношении малого бизнеса.

Что касается кадрового сектора, то необходимо привлечь уволенных с крупных и средних предприятий работников и повысить производительность труда на малых предприятиях. Важную роль могут сыграть муниципальные службы занятости.