Массовая реабилитация жертв сталинских репрессий. Между сочувствием и равнодушием — реабилитация жертв советских репрессий. Списки реабилитированных в современной России

о благотворительном пожертвовании

(публичная оферта)

Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», в лице Исполнительного директора Жемковой Елены Борисовны, действующей на основании Устава, именуемая в дальнейшем «Благополучатель», настоящим предлагает физическим лицам или их представителям, именуемым в дальнейшем «Благотворитель», совместно именуемые «Стороны», заключить Договор о благотворительном пожертвовании на нижеследующих условиях:

1.Общие положения о публичной оферте

1.1. Данное предложение является публичной офертой в соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса РФ.

1.2. Акцептом настоящей оферты является осуществление Благотворителем перечисления денежных средств на расчётный счёт Благополучателя в качестве благотворительного пожертвования на уставную деятельность Благополучателя. Акцепт данного предложения Благотворителем означает, что последний ознакомился и согласен со всеми условиями настоящего Договора о благотворительном пожертвовании с Благополучателем.

1.3. Оферта вступает в силу со дня, следующего за днём её публикации на официальном сайте Благополучателя www..

1.4. Текст настоящей оферты может быть изменен Благополучателем без предварительного уведомления и действует со дня, следующего за днём его размещения на Сайте.

1.5. Оферта действует до дня, следующего за днем размещения на Сайте извещения об отмене Оферты. Благополучатель вправе отменить Оферту в любое время без объяснения причин.

1.6. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечёт недействительности всех остальных условий Оферты.

1.7. Принимая условия данного соглашения, Благотворитель подтверждает добровольный и безвозмездный характер пожертвования.

2.Предмет договора

2.1. По настоящему договору Благотворитель в качестве благотворительного пожертвования перечисляет собственные денежные средства на расчётный счёт Благополучателя, а Благополучатель принимает пожертвование и использует на уставные цели.

2.2. Выполнение Благотворителем действий по настоящему договору является пожертвование в соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса РФ.

3.Деятельность Благополучателя

3.1. Целью деятельности Благополучателя в соответствии с Уставом является::

Содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму;

Формирование общественного сознания на основе ценностей демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни;

Восстановление исторической правды и увековечение памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов;

Выявление, обнародование и критическое осмысление информации о нарушениях прав человека тоталитарными режимами в прошлом и прямых и косвенных последствиях этих нарушений в настоящем;

Содействие полной и гласной моральной и юридической реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям, принятию государственных и других мер по возмещению нанесенного им ущерба и предоставлению им необходимых социальных благ.

3.2. Благополучатель в своей деятельности не имеет целью извлечение прибыли и направляет все ресурсы на достижение уставных целей. Бухгалтерская отчетность Благополучателя ежегодно проходит аудиторскую проверку. Благополучатель публикует информацию о своей работе, целях и задачах, мероприятиях и результатах на сайте www..

4. Заключение договора

4.1. Акцептовать Оферту и тем самым заключить с Благополучателем Договор вправе только физическое лицо.

4.2. Датой акцепта Оферты и соответственно датой заключения Договора является дата зачисления денежных средств на банковский счёт Благополучателя. Местом заключения Договора считается город Москва Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации Договор считается заключенным в письменной форме.

4.3. Условия Договора определяются Офертой в редакции (с учётом изменений и дополнений), действующей (действующих) на день оформления платёжного распоряжения или день внесения им наличных денег в кассу Благополучателя.

5. Внесение пожертвования

5.1. Благотворитель самостоятельно определяет размер суммы благотворительного пожертвования и перечисляет его Благополучателю любым платёжным методом, указанным на сайте www..

5.2. При перечислении пожертвования путём оформления списания с банковского счёта в назначении платежа следует указать «Пожертвование на уставную деятельность».

6. Права и обязанности сторон

6.1. Благополучатель обязуется использовать полученные от Благотворителя по настоящему договору денежные средства строго в соответствии с действующим законодательством РФ и в рамках уставной деятельности.

6.2. Благотворитель даёт разрешение на обработку и хранение персональных данных, используемых Благополучателем исключительно для исполнения указанного договора.

6.3. Благополучатель обязуется не раскрывать третьим лицам личную и контактную информацию Благотворителя без его письменного согласия, за исключением случаев требования данной информации государственными органами, имеющими полномочия требовать такую информацию.

6.4. Полученное от Благотворителя пожертвование, по причине закрытия потребности частично или полностью не израсходованное согласно назначению пожертвования, указанному Благотворителем в платежном поручении, не возвращается Благотворителю, а перераспределяется Благополучателем самостоятельно на другие актуальные программы.

6.5. Благополучатель имеет право извещать Благотворителя о текущих программах с помощью электронных, почтовых и СМС-рассылок, а также с помощью телефонных обзвонов.

6.6. По запросу Благотворителя (в виде электронного или обычного письма) Благополучатель обязан предоставить Благотворителю информацию о сделанных Благотворителем пожертвованиях.

6.7. Благополучатель не несет перед Благотворителем иных обязательств, кроме обязательств, указанных в настоящем Договоре.

7.Прочие условия

7.1. В случае возникновения споров и разногласий между Сторонами по настоящему договору, они будут по возможности разрешаться путем переговоров. В случае невозможности разрешения спора путем переговоров, споры и разногласия могут решаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в судебных инстанциях по месту нахождения Благополучателя.

8.Реквизиты сторон

БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ:

Международная общественная организация «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал»
ИНН: 7707085308
КПП: 770701001
ОГРН: 1027700433771
Адрес:127051, Москва, Малый Каретный переулок, д.12,
Электронный адрес: nipc@сайт
Банковские реквизиты:
Международный Мемориал
Расчетный счет: 40703810738040100872
Банк: ПАО СБЕРБАНК г.МОСКВА
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225

Что нужно знать о репрессированном человеке?

Вряд ли поиски увенчаются успехом, если знать только фамилию, имя и отчество репрессированного. Нужны данные хотя бы о том, в каком году и где он родился.

Биографические сведения о человеке можно узнать в региональных архивах ЗАГСов. О москвичах информация подобного рода хранится в Государственном архиве Москвы .

С чего начинать поиски?

Лучше всего начинать поиск в интернете. Например, в архивной базе общества «Мемориал», на ресурсе «Открытый список» , основанным на открытых данных региональных «Книг памяти», куда стекалась информация из открываемых в начале 1990-х годов архивов КГБ. Там можно найти сведения о том, где и когда человек был осужден, по какой статье, порой даже сведения о номере его уголовного дела.

Можно обратиться и к генеалогам, занимающимся поисками сведений о предках. Они помогут найти нужные архивы, составить запросы, а в случае необходимости поедут искать нужные документы.

«Мемориал» помогает всем
– Если хотите найти информацию о своем репрессированном родственнике, обращайтесь к нам, – говорят в международном историко-просветительском обществе «Мемориал» . Одна из задач «Мемориала» – сохранение и сбор исторических данных о политических репрессиях на постсоветском пространстве.
Тут бесплатно помогают всем, кто хочет узнать, что произошло с их репрессированными предками: почему они были расстреляны, за что отправлены в лагерь, высланы в ссылку, по какой причине попали под колеса репрессивной машины. Помощь в «Мемориале» оказывают вне зависимости от формы обращения: и лично, и по почте, и по телефону.
– Когда вы начинаете искать, для начала можно обратиться на сайт спецпроекта «Мемориала» – «Личное дело каждого» , – говорит Ирина Островская, заведующая архивом общества.
На сайте проекта можно воспользоваться онлайн-конструктором , который подскажет, в архивы каких именно организаций стоит обращаться с запросами в зависимости от того, какой информацией вы обладаете.
Кроме того, «Личное дело каждого» – это собрание историй поиска и рассказы о том, как люди добиваются доступа к делам репрессированных.

Где хранится информация о репрессированных?

Кроме открытых баз о репрессированных, на разных форумах: форуме Всероссийского генеалогического древа, форумах по отдельным лагерям и местам ссылки, депортированным народам.

Данные о репрессиях хранятся в архивах ФСБ, МВД и ФСИН. Однако в региональных подразделениях Федеральной службы исполнения наказаний личных дел заключенных уже практически не осталось – оттуда вся информация передается в информационные центры МВД по региону.

Кроме того, информация о репрессированных может хранится в ГАРФе (государственный архив Российской Федерации), государственных региональных архивах. Например, дела по судопроизводству революционного трибунала, чрезвычайных комиссий в период так называемого «красного террора» в 1920-х годах в Саратовской области хранятся в областном архиве.

В каком случае и куда следует писать запросы?

Если вас интересуют подробности следствия над репрессированным, то с запросом нужно обращаться в архивы ФСБ того региона, где был арестован человек. В архивах Федеральной службы безопасности хранятся именно следственные дела.

В информационные центры МВД писать запросы нужно, если вы хотите узнать о пребывании человека в лагере: например, какие жалобы, заявления и письма он писал, когда умер и где похоронен. Кроме того, туда же следует направлять запросы о спецпереселенцах (например, раскулаченных и выселенных крестьянах), депортированных народах.

Если репрессированный был реабилитирован, то сведения о нем могут содержаться в архиве прокуратуры. Но, к примеру, реабилитация в 1950-х годах проводились через областные суды – и в этом случае обращаться нужно туда. Хорошо, если дела будут продублированы в архиве ФСБ, но такое может быть не во всех регионах.

Эксперты советуют при этом начинать в любом случае с архивов ФСБ, но и дублировать запросы в любые другие органы, через которые велись репрессии, – никогда не угадаешь, где можно найти след.

В какой форме писать запросы?

Если вы пишете запрос по старинке, на бумаге, то формулировать его можно в свободной форме. Достаточно объяснить, кто вы такой, чего хотите, на основании чего просите доступ к делу. То же самое правило верно и для запроса по электронной почте, если архив принимает запросы в электронном виде.

В архивы ФСБ сейчас можно отправить запрос через сайт «Госуслуги» и через Веб-приемную . Или воспользоваться подробным описанием того, куда и как обращаться за архивными сведениями, на портале ведомства.

Нужно ли платить за предоставление архивных сведений о репрессированных?

Всю информацию, касающуюся людей, пострадавших от советских репрессий, архивы предоставляют бесплатно.

Сколько ждать ответа на запрос?

Любой ответ на запрос обязательно придет – в течение одного-двух месяцев.

Может случиться и такое, что в нем будет содержаться указание, что ваш запрос переадресован в архив другого ведомства. Но такая услуга зависит во многом от ответственности работников архива, куда вы обратились изначально.

Почему могут отказать в предоставлении информации?

Основная причина отказа – сведений о репрессированном нет.

Отказ могут мотивировать и тем, что в деле содержатся сведения государственной важности, составляющие государственную тайну, например, если репрессированный был высокопоставленным лицом.

Что разрешат увидеть в деле репрессированного?

В следственном деле репрессированного, как правило, содержатся формуляр заключенного, ордера на арест, обыск, протоколы допросов. И прямым родственникам (детям, внукам, правнукам) разрешают увидеть почти все или сделать копию, если они предоставят документы, подтверждающие свое родство.

Но в большинстве случаев не дают доступа к протоколам допросов свидетелей или доносам, которые могут хранится в деле, ссылаясь на закон о персональных данных , принятый в 2006 году.

Когда в 1990-х годах дела выдавались практически в открытую, бывали случаи мести – репрессированный или его родственники вредили родственникам донесшего или ему самому.

Как добиться доступа к делу репрессированного в случае отказа?

Отказ увидеть часть дела репрессированного, связанный с законом о персональных данных, можно обжаловать, обратившись к руководству ФСБ, МВД, ФСИН по субъекту РФ или в суд, но дело это малоперспективное. Хотя можно сослаться на то, что почти все репрессированные, свидетели по их делу, доносчики уже мертвы, а закон о персональных данных на мертвых не распространяется.

Кто такие политические репрессированные?
Объясняет Татьяна Полянская , старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа .
Политические репрессированные – это, прежде всего, осужденные по 58-й статье УК РСФСР со всеми ее подпунктами (подпунктов 58-й статьи было 14; она устанавливала ответственность за контрреволюционную деятельность; была введена в 1927 году, отменена в 1958-м. – Н.В.). В лагерях их было 25 процентов от общего числа всех осужденных.
Справедливо будет отнести к этой категории также всех, кто стал жертвой карательной политики советского государства. Это, так называемые «указники», осужденные по указам Президиума Верховного Совета СССР. Например, тех, кто был осужден по указу 7 августа 1932 года (известен как «Закон о трех колосках»), за прогулы, за невыработку трудодней и так далее. Сюда же относятся спецпереселенцы, депортированные народы.
Точное число репрессированных трудно определить. Известно, что через систему Главного управления лагерей с 1930 по 1956 годы прошло около 20 млн человек. Осужденных по 58-й статье из них – около 5 млн человек.

В чем поможет архивная справка?

В ответ на запрос архив может прислать архивную справку по делу репрессированного. В ней будет содержаться основная информация о человеке, сведения о статье, по которой он был осужден, сроке, приговоре.

Архивная справка – официальный документ, который дает возможность ближайшим родственникам репрессированного (детям) получить социальные льготы (если репрессированный был реабилитирован).

Кроме того, опираясь на данные архивной справки, можно просить о том, чтобы получить доступ к архивному делу репрессированного лично или получить копии архивных материалов по почте.

Что такое реабилитация?

У стенда памяти незаконно репрессированных в СССР. Фото: Фред Гриндберг / РИА Новости

Реабилитация – признание того, что человек был привлечен к ответственности, подвергся аресту, ссылке, расстрелу незаконно. Обычно решение об реабилитации принимает суд, пересмотрев решения органов, на основании которых человек подвергся уголовному преследованию, репрессии.

Что делать, если ваш репрессированный родственник не реабилитирован?

Нужно написать заявление в прокуратуру региона (в которых есть отделы по репрессированным), опираясь на сведения о наличии факта репрессий. Прокуратура обратится в суд.

В суд можно обратиться и самостоятельно – прямому родственнику репрессированного или адвокату по поручению родственника. В суде дело пересмотрят и вынесут вердикт.

Отказ в реабилитации возможен, если суд сочтет наказание для осужденного когда-то человека правомерным.

Например, по «Закону о трех колосках» осуждались люди, на самом деле совершившие крупные хищения социалистической собственности. Они вряд ли могут быть реабилитированы, в отличие от колхозника, унесшего с колхозного поля несколько картофелин для голодающей семьи и получившего за это 25 лет.

СПРАВКА
30 октября – День жертв политических репрессий. Он был учрежден в 1991 году постановлением Верховного совета России. С тех пор ежегодно по всей стране в этот день вспоминают тех, кто погиб и пострадал в ходе политических репрессий в Советском Союзе.
В Москве с 2007 года по инициативе общества «Мемориал» проводится акция «Возвращение имен» у Соловецкого камня, установленного на Лубянской площади. С утра до вечера 29-го октября участники акции по очереди зачитывают имена людей, расстрелянных в столице в годы советского террора.
История Дня жертв политических репрессий началась еще в 1974 году. Тогда политузники Мордовских и Пермских лагерей объявили 30 октября Днем политзаключенного в СССР.

За помощь в подготовке статьи редакция благодарит библиографа и историка литературы Александра Соболева, члена комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской митрополии священника Максима Плякина, московского адвоката Андрея Гривцова и старшего научного сотрудника Музея истории ГУЛАГа Татьяну Полянскую.

За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. В Российской Федерации был принят закон от 18.10.1991г. «О реабилитации жертв политических репрессий».

Что же такое реабилитация? За ответом на этот вопрос мы обратились к «Малому академическому словарю». «Реабилитация - это восстановление чести, репутации неправильно обвиненного или опороченного лица» .

Как же проходил процесс реабилитации раскулаченных? Процесс реабилитации в 1930-е гг. был осложнен необходимостью сбора целого пакета документов, а также тем, что заявления крестьян рассматривали различные инстанции. От 70 до 90% принимавшихся по жалобам решений были отрицательными. Фактически «клеймо кулака» оставалось, несмотря на восстановление в избирательных правах, частичный возврат имущества, процесс восстановления прав раскулаченных, который прекратился после 1937 г. был возобновлен в 1985г. - началась перестройка, политика гласности. Попытки отойти от «застоя» в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого. Как выяснилось при подробном исследовании, впервые заговорили о закрытых страницах истории только в 1985г. С 1987г. начался процесс реабилитации, который коснулся политических деятелей, в 1990г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период коллективизации.

Согласно закону «О реабилитации жертв политических репрессий» (ст.3) подлежат реабилитации:

· осужденные за государственные и иные преступления;

· репрессированные по решению ВЧК, ГПУ, ОГПУ, УНКВД, НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов;

· необоснованно помещённые в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

· необоснованно привлечённые к уголовной ответственности с прекращенным по не реабилитирующим основаниям делом;

· признанные социально опасными по политическим мотивам и подвергнутые лишению свободы, ссылке, высылке без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления .

Реабилитированным, ранее раскулаченным лицам, возвращается и необходимое для проживания недвижимое имущество (либо его стоимость), если таковое не было национализировано или (муниципализировано), уничтожено во время Великой Отечественной войны и при отсутствии иных препятствий, предусмотренных статьей 16.1 Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» .

В общепринятом смысле слова под реабилитацией понимается всякое восстановление гражданина в его правах. В соответствии со сложившимися правовыми понятиями реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве обвиняемого, считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г., дополненный рядом законов и подзаконных актов, возможно послужил основанием для реабилитации раскулаченных и высланных крестьян. Осуществление реабилитации выявило проблемы практического плана, связанные с подтверждением фактов раскулачивания.

Несомненно, реабилитация раскулаченных сыграла значительную роль в плане восстановления исторической справедливости в отношении большой социальной группы. Несомненно, что последствия раскулачивания, потери, понесенные крестьянством, еще долго будут сказываться на жизни общества и государства.

В 1993 году моя бабушка Лидия Николаевна отправила запрос о реабилитации своих родственников в ИЦ МВД Тамбовской области. В 1994 году она получила письмо, в котором сообщалось, что дело № 7219 о пребывании под надзором Никитина Ивана Игнатьевича и его семьи находится в архиве управления внутренних дел Челябинской области. Следующий запрос Лидия Николаевна отправила в ИЦ УВД Челябинской области. В апреле 1994 года она получила справку о реабилитации Никитина Ивана Игнатьевича, репрессированного в 1931 году. Справка была выдана УВД Тамбовской области. В июне этого же года пришел ответ из информационного центра УВД Челябинской области, кроме справки о пребывании под надзором с ограничением прав и свобод Никитина Ивана Игнатьевича были присланы справка о реабилитации Полянской (Никитиной) Анны Ивановны, анкета на выселяемое кулацкое хозяйство, опросный лист. На основании этих документов Анна Ивановна получила свидетельство о том, что она является жертвой политических репрессий и имеет право на льготы, установленные статьей 16 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий». В 1996 году такую же справку и свидетельство получила и Паршукова (Полянская) Лидия Николаевна. Полянский Володарий Николаевич был признан пострадавшим от политических репрессий. В информационном центре УВД Свердловской области хранятся архивные материалы по делу о репрессиях в отношении Полянского Арсения Андреевича и его семьи .

Полянская (Никитина) Анна Ивановна умерла в 2005 году на 93-ем году жизни.

28 лет назад - 13 августа 1990 года - Михаил Горбачев подписал указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920–1950‑х годов».

Этот указ стал окончательным признанием вины государства перед гражданами, репрессированными в период сталинизма. В указе впервые необоснованные репрессии были названы "политическими преступлениями на почве злоупотребления властью".

В соответствии с указом, были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально‑экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920‑1950‑х годах, права которых должны быть полностью восстановлены.

«Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми... Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во второй половине 60-х годов», - говорилось в тексте президентского указа.

При этом Горбачев определенно был не готов реабилитировать предателей типа генерала Власова и иже с ними: реабилитация не распространялась на изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников бандформирований и их пособников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших умышленные убийства и другие уголовные преступления.

«Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам», - говорилось в тексте указа.

Процесс был запущен, и началась массовая реабилитация граждан СССР. Причем не только партийных деятелей, но и рядовых граждан Советского Союза.
Согласно предварительным данным «Мемориала», с 1921 по 1953 год в СССР было репрессировано по политическим мотивам примерно 11–12 млн человек. Причем из них 4,5–5 млн были осуждены по политическим мотивам, еще около 6,5 млн человек были наказаны в административном порядке - речь идет о депортированных народах, раскулаченных крестьянах и других категориях населения.

30 октября 1990 года на Лубянской площади в Москве напротив памятника Феликсу Дзержинскому установили Соловецкий камень - памятник жертвам политических репрессий, сделанный из валуна, многие годы пролежавшего на Соловках в районе Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), который с 1937 по 1939 год именовался Соловецкой тюрьмой особого назначения (СТОН). Спустя год «железного Феликса» демонтировали, а 30 октября стало Днем политзаключенных СССР.

====================

ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРАВ ВСЕХ ЖЕРТВ

ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 20 - 50-Х ГОДОВ

Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа. Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.

Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми.

Массовые репрессии осуществлялись большей частью путем внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, "тройки" и "двойки". Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства.

Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и по существу прекратилось во второй половине 60-х годов.

Специальной Комиссией по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, реабилитированы тысячи безвинно осужденных; отменены незаконные акты против народов, подвергшихся переселению из родных мест; признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ - НКВД - МГБ в 30 - 50-е годы по политическим делам; приняты и другие акты по восстановлению в правах жертв произвола.

Но и сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам.

Скорейшее преодоление последствий беззаконий, политических преступлений на почве злоупотреблений властью необходимо всем нам, всему обществу, вставшему на путь морального возрождения, демократии и законности.

Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации и на основании статей 127.7 и 114 Конституции СССР постановляю:

1. Признать незаконными, противоречащими основным гражданским и социально - экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20 - 50-х годах, и полностью восстановить права этих граждан.

Совету Министров СССР, правительствам союзных республик, в соответствии с данным Указом, внести в законодательные органы до 1 октября 1990 года предложения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий.

2. Настоящий Указ не распространяется на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы.

Совету Министров СССР внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим Указом.

3. Учитывая политическое и социальное значение полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав граждан, необоснованно репрессированных в 20 - 50-е годы, возложить наблюдение за этим процессом на Президентский Совет СССР.

Президент Союза Советских

Социалистических Республик

М.ГОРБАЧЕВ

Москва, Кремль

==========================================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»