Ментальный человек. Как формируется менталитет? «Ментальность», как объект исследования

Такие понятия, как ментальность и менталитет в современном мире очень взаимосвязаны. Многие исследователи на протяжении долгого времени пытаются их конкретизировать, но разница между ними не значительна, и ее трудно разграничить. Люди говоря, менталитет, подразумевают ментальность и наоборот, и это не является ошибкой.

Что такое ментальность?

Подобное понятие очень объемное и охватывает самые разные аспекты, в которые входят не только общепринятые нормы морали и поведения, но еще и религиозная принадлежность. Человек дает оценку самым разным жизненным моментам, используя ментальность. Так размышлять может только определенная часть общества. Ментальность - это целый комплекс особенностей, который объединяет общепринятые, индивидуальные, культурные, эмоциональные и психические понятия, характерные для определенного национального народа или народности, этнического группы.

Ментальность в философии

Проблема умозаключений и действий определенной категории людей широко обсуждается в обществе. Термин «ментальность» в философских словарях отсутствует. Ментальность в философии способна только отразить определенный способ мышления, духовное настроение той или иной группы людей в ценностно-нормативных рамках. Тот момент, что образ мышления человека может быть групповым, лишний раз подтверждает актуальность формулировки «национальная ментальность».

Ментальность в психологии

Современный мир требует от человечества постоянного развития и культивирования. Цельная картина мира есть в голове у немногих. Такое понимание, как ментальность, носит стихийный характер. Ментальность в психологии - это особенности, которые затрагивают культурологию различных групп социума. Затрагивание таких проблем происходит с точки зрения мировосприятия психики человека и ее отражения, которое проявляется в его действиях и .

Ментальность представлена социальным природным оружием, главная функция которого помогать воспринимать и осознавать этот мир. Это определенная оснастка психики, которая служит умственным инструментом. Что такое ментальность человека? Это исторический опыт его предшественников, который влияет своим миропониманием на потомков. Такой образ мышления можно передать через культурные ценности.

Ментальность и менталитет - отличия

Учёные социолингвистических направлений не сравнивают эти два термина, но большинство представителей гуманитариев подтверждают, что ментальность и менталитет используют, как одно понятие, а не раздельные:

  1. Ментальность человека понимается, как характеристика психологического опыта и исторической общности, которая отражается на его поведении. Слово «мышление» лучше всего отражает это понятие. К примеру, русская ментальность, ментальность дворянства.
  2. Менталитет включает в себя более обобщенное понятие и имеет он общечеловеческое важное значение. Например, менталитет средневековья.

Ментальность и ее виды

Люди, проживающие длительное время на одном месте, становятся участниками маленьких социальных групп, на которые начинают влиять одинаковые факторы, поэтому одинаково изменяется и их ментальность. Факт такого характера еще раз подтверждает, что менталитет общий для всех народностей. Виды ментальности:

  • по строению общества (античное, средневековое и другие);
  • по расам (европейская, азиатская и другие);
  • по половому и возрастному разделению (например, женский, детский);
  • по режиму (тоталитарный, революционный и так далее);
  • религиозная ментальность;
  • по интеллектуальному развитию (интеллигентский, крестьянский).

Говорить о том, что понятие менталитета явление постоянное - не правильно. В менталитет общества все незнакомое входит очень долго, но с годами он все же окрашивается новыми чертами. Ментальности для изменения нужны серьезные постоянные толчки снаружи, только так в определенной группе могут быть сформированы новые понятия, которые потом будут переданы следующим поколениям.

Ментальность и духовность

Ментальность включает в себя различные взгляды и оценки, в том числе и на религиозную, духовную деятельность. Такое формирование ментальности происходит чуть ли не на генетическом уровне, когда полученные знания и традиции передается с рождения и играют ключевую роль в воспитании. Ментальность родителей, система их духовных ценностей отражается на восприятии мира новым маленьким человеком. Проявления ментальности, которая были заложены в духовную систему ценностей в будущем отразятся и на потомстве.

Как изменить свою ментальность?

Желание перестать мыслить в рамках той или иной системы появляется периодически у любого человека, который хочет увидеть мир с разных сторон, составить свое впечатление. Развитие ментальности - это процесс складывающийся столетиями и избавиться от собственного менталитета не просто:

  1. Необходимо признать реальность. Увидеть и признать мир таким, какой он есть, без масок.
  2. Необходимо быть честным перед самим собой.
  3. Мир большой супермаркет и надо выбирать в нем только то, что хочется.
  4. Не привязывайтесь к стереотипам, живите и работайте в тех местах, в которых хочется.
  5. Следует определиться с желаниями и точно следовать им, впитывать все новое и ничего не бояться.
  6. Необходимо составить собственный план жизни и действовать.
  7. Не стоит ждать чудес - успех приходит в работе.
  8. Никого не следует слушать, чтобы не говорили люди - это лишь их мнение.
  9. Не стоит бояться ошибок, этого не избежать.
  10. Необходимо ставить высокие цели, ведь человек ограничен лишь собственным сознанием.

Ментальность - книги

  1. "Русская модель управления", автор А. Прохоров . В своей книге он рассматривает знакомые проблемы, под непривычным углом.
  2. "Германия и немцы", автор А. Томчин . Книга повествует о менталитете немцев.
  3. "Как иметь дело с русскими?" А. Павловская . Автор знакомит иностранцев с интересным русским миром.
  4. "Мост через Босфор", А. Васильев . Книга о менталитете современной Турции.
  5. "Туманный Альбион", Е. Ерофеев . Англия - ее люди и обычаи.

В повседневной жизни и в научных кругах часто встречается понятие ментальности. Сегодня измышления о ней стало популярным и модным. И каждый человек трактует это понятие совершенно по-разному. Это дает возможность очень широко толковать описание ментальности. Но в то же время позволяет рассматривать конкретику и однозначный смысл употребления этого слова.

Что такое ментальность

Ментальность происходит от греческого «мышление» и означает оценку окружающей среды , способ взаимодействия в социуме и сочетание реакций психики. Менталитет или образ мышления создается в течение длительного периода. Сюда относится поведение, психологические реакции и приспосабливаемость к окружающей среде. И это будет общим для любой точки зрения – обычного человека, психотерапевта или социолога.

Определение

Менталитет – система мировосприятия, где ум неразделен с эмоциями. Особенность каждой культуры выражена в ответных реакциях на адаптацию к среде. Типы ментальности выражены в каждой социальной группе, их бесконечное множество. И каждая из них обусловлена общностью, в которой обитает личность, развития с детских лет, уровня цивилизованности и многих альтернативных показателей. Например, в Великороссии наливая гостю полную чашку чая, радуют гостеприимством, в Китае – это знак того, что ему пора уходить.

Определенный образ мышления начинает формироваться с первым жизненным опытом в детстве. В различных же культурах может быть совершенно противопоставлен по отношению к остальным. Менталитет подразумевает еще сопричастность индивидуальности как к личному, так и общеисторическому прошлому и будущему. Ментальный с латинского языка переводиться как манера мыслить.

Научное определение – глубокая степень коллективного и индивидуального осознания, включая:

  • неосознанное;
  • сравнительную прочную систему ценностей общественных объединений и сочетание подверженности человека;
  • способность восприятия в прямом смысле.

Менталитет образуется и зависит от системы ценностей, инфраструктуры и функционирования общности, которая выступает двигателем развития цивилизаций.

Наука

Общая точка отчета историко-социологического исследования включает оппозиции, комплексно соединяясь в общий менталитет :

  • бессознательную и подсознательную;
  • эмоциональную;
  • индивидуальную и рациональную;
  • общественную и культурную.

Системный анализ проводился по ментальности детей, наций, Европы, Африки, бюрократии, тоталитарности, средневековья. Субъективные по своей сути, разные области сочетали с достижениями человеческого ума – науки, философии, религий и идеологий. А также с миром бессознательных структур, поведенческих факторов в различных условиях среды. Таким образом, ученые старались определить ментальный образ целостной жизни.

Точки зрения

Рассматривал коллективно-бессознательное начало независимо от психологических архетипов. Но формы социального сознания неразрывно связывал с историческим контентом и общественными движениями.

«Анналы»

В 20 веке, в свою очередь, гуманитарная наука рассматривала интеллектуальное начало человека и общества в рамках классического рационализма 19 века . Она, отождествляя сознание со сферой знаний и научного развития, формировала однозначное представление о ментальности. Гуманитарий четко разграничивал менталитет от принадлежности к одной главенствующей родительской цивилизации других культур и линейного видения истории.

Центральным вопросом стал внутренний мир человека , его потребность в социальном общении и принадлежности к группам. Сама же ментальность есть средство анализа. Такое представление было заложено в 1930-х годах учеными Франции, создав свой журнал «Анналы». Основы исторической антропологии они разработали в «новой исторической науке».

Основополагающий термин встречается в работах Р. Эмерона 1856 года, но многоплановость и устойчивое развитие продолжает М. Пруст, занеся слово «ментальность» в неологический словарь. Л. Леви-Брюль исследовал два типа ментальности в своей работе «Первобытное мышление» – логический и дологический. Он подчеркивал несоразмерное отличие различных племен Австралии и Африки в русле европейской рациональности. Исследования Ж. Лефевр проводил в 1789 в рамках массовой паники французских деревень. Он рассматривал психологические и социальные моменты в один комплекс биологической обусловленной константы.

В манифесте «Новых Анналов» участвовали З. Барбу, И. Майерсон, А. Баллон, Ш. Блондель. Л. Февр в 1946 году на основании их работ отрицает бессознательную связь внутри групп, считая само сознание источником формирования истории и самой личности. Ментальность представляется как общая система ценностей, поведения, разума и ощущений. Внутри целого Февр обнаруживает противоречие двух составляющих ментальности – продуцированного и сопротивляющегося движений, необходимые для развития целого.

Другая точка зрения

М. Б. Туровский обобщил в философии понятие «ментальность пространства ». В этом направлении человек является субъектом, опираясь на надындивидуальный фундамент общего информационного поля. Этот ментальный фон интегрирует в себя все, что когда-либо было создано обществом. Используя это понятие, Туровский объясняет истинную природу ограниченности человека.

Ментальность – это стабильный метод своеобразного восприятия мира, особенная возможность реагирования на окружающую реальность, способная воссоединять людей в исторические и социальные сообщества (нации, этносы, социальные пласты). Ментальность это в психологии глубинный уровень личностного и группового, сознательного и бессознательного. Преимущественно реализуется в неких устойчивых поведенческих формах и эмоциональных ощущениях, которые побуждают субъект (социальные группы) к определенному типу восприятия, действиям и мышлению. Это своеобразное психологическое оружие, мыслительный инструмент: основным предназначением которого, является помогать человеку (обществу) осознавать и воспринимать окружающий мир. Ментальность как исторический опыт предков, способна воздействовать на жизненные взгляды потомков.

Столетнее влияние: социальных структур, культуры, среды обитания человека – формирует ментальность, и в ответ она, как культурно-исторический фактор воздействует на формирование данных причин. Следуя этому, ментальность является корнем развития культуры, параллельно выступает как итог воздействия обычаев и культуры.

Что такое ментальность

При случае возникновения необходимости описать что-то нам непонятное, трудноуловимое, при этом существующее в реальности, люди зачастую прибегают к понятию ментальность. Так же такое обозначение применяется с целью разъяснения нестандартного для нас поведения, социально обусловленных норм, целостности народа, их этническую принадлежность.

Ментальность являет собой духовный склад, присущий для представленной культуры, также, психологические особенности, лежащие в истоках нравов и традиций общества, и является определенными автоматическими реакциями на стандартного рода ситуации и события. В раннем возрасте активизируется развитие определенных образов мышления на базе полученного опыта. Такого рода вид мышления может коренным образом отличаться от различных других культур.

Понятие ментальности, как термин, в науку был введен ученым Леви-Брюль. В основу такого понятия многие различные авторы привносят свое собственное содержание (представляли его как противоречивую карту мира, автоматизмы , дорефлективный пласт мышления, коллективное бессознательное), как следствие, усложняют сравнительный анализ.

Ментальность это в психологии понятие, которое, до теперешнего момента подобает считать строго не дифференцированным, затрагивающее целый ряд аспектов жизни субъекта. Пытаясь сравнить или объединить все понятия в одно, рискуем получить подобие интуитивного образа, однако никак не логично выверенную категорию. Базируясь на множественных переводах с греческих языков, понятие ментальности – «связанное с духом», душевный склад.

Ментальность, являясь характеристикой субъекта, объединяет сознательное и бессознательное. Представляется в роли набора психологических и социальных установок, направленных осознавать и воспринимать поток информации, которую он получает в ходе размышлений, ощущений. Во всех культурах люди, как правило, обмениваются между собой информацией: что-то спрашивают, дают друг другу советы, показывают личное отношение к неким вещам, рассказывают шутки, описывают состояние болезни. Следует, что структура коммуникативных актов, тождественная у всех культур, но сама специфика осознания, оценки и регуляции этой структуры поведения совершенно иная. Как пример, отношение к смеху: в китайских традициях, принято улыбаться, когда сообщаешь о своем семейном трауре, в культурах европейских стран, такой жест поведения приняли бы за оскорбление.

Ментальность создает иерархию конфигураций общественного сознания, объясняя этим этническую концепцию о важности одних компонентов духовной сферы и отсутствии этой важности у других.

Существует ряд неких видов ментальности в зависимости от:

– строения общества (средневековое, античное, другие);

– расовых различий (азиатские, монголоидные, другие);

– половых различий, возраста (мужские, подростковые);

– политического режима (революционный, тоталитарный и другие);

– религии (ислам, иудаизм, другие);

– интеллектуального развития (интеллигенция, простолюдины и другие).

Ментальность общества

Ментальность не является субстанциональной подобно мышлению и , следовательно не может быть исчисленной, ее нельзя ощутить на ощупь, вкус или слух. Непосредственно за ней нельзя наблюдать, трактовать как равноправный компонент взаимодействия, она не имеет непосредственного воздействия на становление явлений и процессов.

Ментальность является содержанием внутренней сферы субъекта, который складывается в ходе жизнедеятельности, как результат превращения естественного и социального мира в акты субъективности.

Ментальность не существует за приделами своих материальных носителей. Проживая продолжительный период времени в одном месте, люди организовываются в социальные группы, их ментальность начинает меняться одинаково, поскольку все это время на них воздействуют те же факторы. Наличие такого факта подтверждает, что ментальность одна, присуща каждому субъекту общества, но она может коренным образом отличаться от ментальности другого общества (например, группа людей иного вероисповедания).

Ментальность включает в себя два уровня:

– генетический: природные ресурсы, с которыми рождается субъект – уровень, который нельзя изменить;

– приобретенный: наше воспитание, среда обитания – уровень, который можно изменить.

Как субъективная форма, ментальность образует собой духовный мир человека, отображая динамику душевных внутренних состояний и психических свойств человека, которые личность проявляет в специфических реакциях, свойственных только ей, на воздействия культуры и социума. Как совокупность поступков субъектов ментальность всего общества формирует комплекс норм мотивационного поведения в конкретной социальной группе. В своей субъективной форме ментальность преобразует индивида в личность, а группу в целостное общество, объединённое ценностями и культурой. Этимологическое значение ментальности означает – «душа», точнее сказать «состав души». Но современное использование термина не отождествляет его конкретно с душой. Понятие душевное распространяется только на половину явлений и их качеств, которые составляют объём понятия ментальность. В ипостаси душевного она выступает психологическим настроем субъекта, выражая личностные поведенческие особенности.

Как способ видения мира ментальность не является идентичной для такого понятия как идеология. Она не есть научной, философской или этнической системой, это психологический уровень воспроизведения информации, на котором эмоции единое целое с мыслями. На сегодня понятие ментальности употребляется не только для обозначения культурных стереотипов, своеобразности мышления больших социальных обществ, а и при толковании конкретных верований, образа мыслей, небольших групп. Исследователи ментальности считают, что формирование ее начинается еще с 3 летнего возраста, а длится приблизительно на протяжении 12 лет. При этом они выделяют максимально значимые факторы, влияющие на ее формирование:

– поведение родителей. В самом маленьком возрасте, ребенок неосознанно, в некоторой степени впитывает в себя мировоззрение своих родителей;

– средства массовой информации, литература, кино, все это оставляет свой след в поведении, значит и в ментальности, за весь период взросления субъекта;

– влияние кумиров: реальные или нереальные персонажи, подражание поведению которых, так же влияет на формирование ментальности;

– политика государства: внешняя, внутренняя. Она направляет вектор развития народа в экономической и культурных сферах, соответственно и каждого субъекта по отдельности;

– общественные организации, которые в той или иной сфере имеют влияние на субъект;

– огромное влияние имеет: школа, церковь, высшие учебные заведения.

Весь этот список можно, разумеется, продолжить, однако необходимо выделить, что ментальность этноса, которая создается на протяжении более длительного промежутка времени, в своей мере воздействует на формирование абсолютно всех данных условий, которые впоследствии оказывают большое влияние на каждый субъект.

Ментальность образует в себе комплекс качеств конкретного этноса либо общественного слоя. И ключевым считается не количество, а качество, поскольку социальная и национальная структура, формировались исторически и впитали в себя многовековые устои и культуру.

Толковый словарь русского языка ХХI века

Ментальность

* ..в нем [в профессоре] рациональность и упорядоченность мышления прекрасно уживаются с умением примеривать на себя чужую ментальность. Например, ментальность средневекового человека со свойственным ему ожиданием конца света и покорностью перед роком . (Изв. 15.09.10). *

Є англ. mentality , фр. mentalit .

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Культурология. Словарь-справочник

Ментальность

(менталитет) от лат. mens – ум, мышление, образ мыслей, душевный склад.

мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок в недрах определенной культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания. М. является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.

☼ общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, к-рая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или к.-л. сооб-ва. М. характеризует специфические уровни индивидуального и коллективного сознания; в этом смысле она представляет собой специфич. тип мышления. Однако социальное поведение человека вовсе не складывается из непрерывной аналитич. деятельности. На оценку того или иного явления конкр. индивидом влияют его прежний социальный опыт, здравый смысл, интересы, эмоц. впечатлительность. Восприятие мира формируется в глубинах подсознания. Следовательно, М. - то общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире. Навыки осознания окружающего, мыслит. схемы, образные комплексы находят в М. свое культурное обнаружение.

М. следует отличать от обществ. настроений, ценностных ориентаций и идеологии как феномена - она выражает привычки, пристрастия, коллективные эмоц. шаблоны. Однако обществ. настроения переменчивы, зыбки. М. отличается более устойчивым характером; она включает в себя ценностные ориентации, но не исчерпывается ими, поскольку характеризует собой глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания. Ценности осознаваемы, они выражают жизненные установки, самостоят. выбор святынь. М. же восходит к бессознат. глубинам психики. Чаще всего М. реконструируется исследователями путем сопоставления с другой М. Захватывая бессознательное, М. выражает жизненные и практич. установки людей, устойчивые образы мира, эмоц. предпочтения, свойственные данному сооб-ву и культурной традиции.

М. как понятие позволяет соединить аналитич. мышление, развитые формы сознания с полуосознанными культурными шифрами. В этом смысле внутри М. находят себя разл. оппозиции - природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, индивидуальное и общественное. Особенно продуктивно это понятие используется для анализа архаич. структур, мифол. сознания, однако оно приобрело сегодня расширит. смысл. С его помощью толкуются сегодня не только отд. культурные трафареты, но и образ мыслей.

Термин "М." встречается у амер. философа Р. Эмерсона (1856), к-рый вводит его, рассматривая центр. метафизич. значение души как первоисточника ценностей и истин. Понятие используется неокантианцами, феноменологами, психоаналитиками. Однако с предельной плодотворностью оно разрабатывается франц. гуманитарной наукой 20 в. Марсель Пруст, обнаружив этот неологизм, сознательно вводит его в свой словарь.

Эволюционизм и анимистич. школа в этнологии, а затем социол. рационализм а выделили элементы примитивной М., к-рые они отнесли к архаич. этапу об-ва. В контексте этих первых исследований, к-рым не удалось дать точное определение понятия "примитивная М.", читается явное или скрытое противопоставление примитивных народов развитым народам, как и иерархич. распределение форм мысли.

Сразу же после Первой мир. войны в очерке об отраслях социологии подчеркнул, что изучение М. входит в моду. Решающий вклад в оформление понятия "примитивной М." внес . Он оказал огромное влияние на направленность антропол. и этнологич. исследований, подчеркивая опасности, к-рые возникают при попытке постичь коллективную жизнь бесписьменных народов, исходя из совр. понятий.

Леви-Брюль отметил сущностные различия между примитивной и цивилизованной М., однако он не исключал, что между ними могут быть переходы. "Аффективная категория сверхъестественного", введенная им, обозначала тональность, к-рая отличает особый тип опыта. Примитивный человек по-своему воспринимает контакт со сверхъестественным. Магия, сны, видения, игра, присутствие мертвых дают первобытному человеку мистич. опыт, в к-ром он черпает сведения о посюстороннем. В "Записных книжках" (1949), опубликованных посмертно, Леви-Брюль вернулся к противопоставлению двух видов М. Он выделил в совр. М. ряд черт, позволяющих характеризовать ее как логическую, организованную и рациональную.

Словари русского языка

Что такое Ментальность? Значение и толкование слова mentalnost, определение термина

1) Ментальность - устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность сознательных и бессознательных установок и предрасположенностей индивидов, социальных общностей к определенному типу ценностей, мышления и действия.

2) Ментальность - (от лат. mens - сознание, ум) - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. М. является более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. Ментальный - имеющий отношение к уму или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т.д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме). Менталитет - это или «склад ума» (от фр. mentalite), или социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. «Понятие men-talite утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка 20 в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. Mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций. Mentalite связано с самими основаниями социальной жизни и в то же время своеобразно исторически и социально имеет свою историю» (М.И. Рожанский).

3) Ментальность - (лат. "mens", " разум ") - мыслительная способность человека. Природа, онтология и структура мыслительного процесса в разных философских школах определяются различно.

4) Ментальность - (лат.) - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

Ментальность

устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность сознательных и бессознательных установок и предрасположенностей индивидов, социальных общностей к определенному типу ценностей, мышления и действия.

(от лат. mens - сознание, ум) - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. М. является более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. Ментальный - имеющий отношение к уму или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т.д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме). Менталитет - это или «склад ума» (от фр. mentalite), или социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. «Понятие men-talite утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка 20 в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. Mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций. Mentalite связано с самими основаниями социальной жизни и в то же время своеобразно исторически и социально имеет свою историю» (М.И. Рожанский).

(лат. "mens", " разум ") - мыслительная способность человека. Природа, онтология и структура мыслительного процесса в разных философских школах определяются различно.

(лат.) - образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, ...
Янсенизм - теологическое движение названное по имени нидерл. теолога...
Ясновидение - (франц. clairvoyance ясное видение) обладание информацией, ...
Язык - - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную...
Янсенизм - - религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и...