Метод проектов: понятие, виды, его использование. «Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников

Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.п. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, проблемы, но и условий ее реализации.
Метод – это дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, говоря о методе проектов, имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию). Разработка должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатам, оформленным тем или иным способом.
В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект «, его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Всё это я стараюсь внедрять на своих уроках, имея положительные результаты.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных фактов и условий ее решения и реализации результатов.
В основе проекта лежит какая-нибудь проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется владение большим объемом разнообразных предметных знаний, владение определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Из этого следует, что метод проектов –суть развивающего, личностно- ориентированного характера обучения. Наиболее полно он может использоваться на уроках и во внеурочное время. Данный метод может достаточно широко использовать на любой ступени обучения. Все дело в выборе проблемы, ее мотивации, наличие соответствующих условий для ее решения.
Исходя из сказанного выше, перечислим основные требования к использованию метода проектов:
1) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов
3) самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время
4) структурирование содержательной части проекта
5) использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов: анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки» , «круглого стола» , творческих отчетов, защиты проектов и т.п.)

В курсе трудового обучения метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Очень важно, чтобы учитель трудового обучения планируя работу на год, подобрал тематику проектов в разрезе программного материала с таким расчетом, чтобы ученик смог бы выполнять проект не только во внеурочное время (кружок, помощь родителей), но и в учебное время. Выполнение творческого проекта – одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношами нравственной ценности трудового начала в жизни. Морально-ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность учащегося испытывать радость от процесса и результатов труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с действием и действие с мыслью, культуру гуманитарную с культурой технической, труд – с творчеством, художественную деятельность – с проектированием и конструированием, технологию – с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира.
Тематика проектов может быть лишь ориентировочной, так как невозможно предугадать какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Выход из положения, вероятно, заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении их учащимся. Собственно она предназначена для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: «Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других».
Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я». Очень жаль, что нынешняя программа и количество часов на современном этапе урезаны, что вызывает определённые сложности в полноценном осваивании знаний, умений и навыков, а так же в творческом развитии личности.
Американский ученый Джон Дьюи (философ-идеалист, исследовавший основу формирования личностей, умеющих "приспособляться к различным ситуациям") сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить имеющиеся знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести. Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности.
Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов.

Помощь учителя учащимся в работе над выполнением проектов оказывается как на занятиях, так и в порядке консультаций. Например, на уроке учитель вместе с учениками проверяет качество выполнения отдельных деталей и узлов, обсуждает последовательность сборки и особенностей оформления изделий, а во время консультаций дает рекомендации по составлению пояснительной записки к проектам и т.д.
«Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулся со следующими проблемами:
− отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону
(выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
− ребенок не может применить теорию на практике;
− испытывает страх перед практической деятельностью;
Человек по своей натуре - художник. Ему свойственно восприятие видимого мира в зрительных образах. Города и парки, жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения, реклама, мебель создаются по своим законам красоты. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве и тем самым связаны друг с другом. Ни одно из звеньев этой замкнутой цепочки не должно выпадать, иначе нарушится та самая гармония зримого мира, что-то уродливое вторгнется в нашу жизнь и обернется впоследствии серьезными духовными, эстетическими потерями. В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не хочет жить в одинаковых городах, домах, квартирах и находиться в обществе одинаково думающих и одетых женщин и мужчин.
Стремительный переход белорусского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях.
Поэтому в первую очередь необходимо:
− развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность учащихся;
− научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
− воспитывать коммуникативные качества каждой личности;
- знакомить учащихся с современными технологиями, средствами и способами достижения поставленной цели;
- знакомить с рекламной средой, основами маркетинга и современными структурами хозяйствования.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского,
приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я
открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные
некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь
развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь…




История Метод возник еще в начале 20 века в США. Его называли также методом проблем. (американский философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х.Килпатрик). Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести


История Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах


Что такое метод проектов Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом


Что такое метод проектов В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.


Что такое метод проектов Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.


Что такое метод проектов Идея, составляющая суть понятия «проект» - его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.


Что такое метод проектов Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами


Что такое метод проектов Метод проектов всегда предполагает решение какой- то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей


Для организации обучения методом проектов необходимо: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).


Для организации обучения методом проектов необходимо: 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);






Для организации обучения методом проектов необходимо: 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.


Типология проектов: по доминирующей в проекте деятельности: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная,пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);










Типология проектов: Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера


Этапы организации проекта 1. Выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя 3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.). 6. Защита проектов, оппонирование. 7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы


Телекоммуникационный проект Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности Е.С.Полат


Телекоммуникационный проект Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они не казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?


Телекоммуникационный проект Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;


Телекоммуникационный проект Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений, пр


Телекоммуникационный проект Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;


Телекоммуникационный проект Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения: предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдения за погодными явлениями, пр.), или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);




Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте); характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. Внешняя оценка проекта






Вид деятельности (образовательная технология), направленный на решение учащимися исследовательской, творческой задачи изучения объекта или разрешения проблемной ситуации. Структура исследовательской деятельности Поисковая активность (поиск в условиях неопределенной ситуации) Анализ Оценка Прогнозирование развития ситуации Действие Исследовательская деятельность учащихся


Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности Реализация Структура проектной деятельности Выработка концепции Определение целей и задач проекта Определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности Создание плана реализации проекта Этапы проектирования Проектная деятельность учащихся


Учебное исследование и научное исследование Учебное исследованиеНаучное исследование Развитие личности через: приобретение учащимся функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Получение объективно нового результата, новых знаний.


Специфика реализации исследовательских задач в школе Исследовательская деятельность - инструмент повышения качества образования В основе учебного исследования - проблема, для решения которой необходимо: искать и анализировать информацию, находить способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать свою исследовательскую деятельность.


Три уровня исследовательского метода обучения 1. Преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения; 2. Преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; 3. И постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляется учеником.


В процессе достижения поставленной цели педагогу важно решить следующие задачи: Выявить склонности учащихся к ведению исследовательской деятельности; Развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений. Развить умение самостоятельно, творчески мыслить; Помочь в выборе темы, методов, формы представления результатов исследования.




Cитуация может приобрести проблемный характер, если имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, требуется установить сходство и различия, важно установить причинно-следственные связи, необходимо обосновать выбор, требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта теоретическими закономерностями, стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.


Зависимость тематики, характера и объема исследований от возрастной психологии Учащиеся начальных классов могут подтвердить свое понимание проблемы, сформулированной учителем, и объяснить причины, по которым они приступают к решению проблемы. Учащиеся 5-6 классов - описать ситуацию и указать свои намерения при работе над исследованием проблемы. Допустимо, чтобы при работе со школьниками 1-6 класса учитель сам формулировал проблему, при этом важно не загнать деятельность учащихся в рамки выполнения сформулированного педагогом технического задания.


Зависимость тематики, характера и объема исследований от возрастной психологии Учащиеся более старшего возраста способны самостоятельно выполнять некоторые поисковые шаги, например, определить, каковы причины существования проблемы, в чем состоит ее сущность и т.п. Старшеклассники способны проявить полную самостоятельность от постановки проблемы, источником которой выступает их собственный опыт, до ее разрешения. Действия учителя во многом зависят от степени самостоятельности учеников.


Основные виды учебно-исследовательской деятельности учащихся Проблемно-реферативный – аналитическое представление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования путей ее решения; Аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений; Проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.


Видеть проблему; Самостоятельно ставить задачи; Анализировать, сравнивать, выбирать методы, наиболее приемлемые для работы; Подбирать литературу; Составлять библиографию; Готовить тезисы, рефераты; Выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументированно говорить, владеть вниманием аудитории; Выслушивать других; Задавать вопросы по проблемам выступлений; С достоинством выходить из острых ситуаций. В процессе работы над исследованием у учащихся формируются следующие умения:


Основные ошибки в исследовательских работах учащихся Неправильная формулировка темы или названия работы; Отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор; Отсутствие статистической обработки полученных результатов; Неверная интерпретация полученных результатов; Несоответствие выводов и результатов исследования.


Функции исследовательской деятельности В дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; В основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования; В старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы;


Функции исследовательской деятельности В дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения; допрофессиональная подготовка талантливых детей; В профессиональном образовании – повышение культуры профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; В системе повышения квалификации и переподготовки кадров – развитие навыков творческого проектирования педагогической деятельности на основе формирования поливерсионных представлений об объектах и явлениях у педагогов.


Критериями эффективности реализации исследовательской деятельности учащихся могут служить Динамика развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей (данные диагностики); Выбор оптимальных направлений учебно- исследовательской деятельности; Увеличение количества и повышение качества исследовательских работ учащихся.


Литература: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - 2, г. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - 4, 1997

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо- культурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята, совместно с другими товарищами, должны научиться строить свою деятельность, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема - конкретное ее решение, если практическая - конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

* монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

* межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

* надпредметным (например, "Мой новый компьютер" и т.д.) - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

Виды метода проектов:

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие проекты такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и).

Приключенческие, игровые проекты в таких проектах структура также только начинается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Осложнённые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.

Информационные проекты этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Практико-ориентированные проекты эти проекты отличает результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

Литературно-творческий проект это наиболее распространенные типы проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религии объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий, статью в газету, альманах, стихи т.д.

Естественнонаучные проекты чаще бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране, самый лучший стиральный порошок, дороги зимой и т.д.).

Экологически проекты так же требуют привлечения исследовательских научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди, флора и фауна наших лесов, памятники истории и архитектуры в промышленных городах, беспризорные домашние животные в городе и т.д.)

Языковые проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и поэтому вызывает живейший интерес участников проектов.

Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.

Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты. Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какие-то музыкальные произведения и т.д.

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов.

Выполняемые школьниками под руководством учителя проекты можно условно разделить по некоторым признакам и видам (см. таблица 1):

Таблица 1

Признаки

Виды проектов

Уровень творчества

Исполнительский

Конструктивный

Творческий

Монопредметным

Назначение

Межпредметные

Надпредметные

База выполнения

Общественные

Производственные

Школьные

Количественный состав исполнения

Внешкольные

Комплексные

Индивидуальные

Возрастной состав исполнителей

Групповые

Коллективные

Мини-проекты

Продолжительность выполнения

Разновозрастной

Мини-проекты

Четвертные

Полугодовые

Многолетние

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и т.д.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий по охране леса в разных местностях, совместное сочинение нескольких учащихся, сценарий школьного спектакля и т.д.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

* определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

* выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

* оформление конечных результатов;

* анализ полученных данных;

* подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут "вынесены на проектирование". Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Надеемся, что вы уже имеете представление о технологии обучения в сотрудничестве. На этом занятии вам предстоит познакомиться с методом проектов. Это будет первое знакомство. Постепенно мы разберёмся с эти методом более подробно, чтобы вы могли сделать для себя обоснованный вывод, насколько рассматриваемые в данной книге новые педагогические технологии отвечают вашим представлениям о педагогическом мастерстве и соответствуют тем задачам, которые вы, как профессионал, ставите перед собой в учебно-воспитательном процессе, научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе.

На этом занятии вам предстоит:

· познакомиться с исторической справкой о возникновении метода проектов, ибо, хотя мы и говорим здесь о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь ввиду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и даёт основание говорить о новых педагогических технологиях;

· узнать, что составляет сущность современной трактовки метода проектов;

· разобраться, какой может быть тематика проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.К. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение не на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые ещё предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нудную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем реализации метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования.



Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников). «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и грамматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов – это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определённого предмета. Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат , который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения, устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идёт о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И всё это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если этот метод , то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методов проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающих в развитии данной проблемы; совместный с партнёром по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий по выходу из проблемной ситуации и т.п.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий:

· определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования 9использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

· выдвижение гипотезы их решения;

· обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

· обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и пр.);

· сбор, систематизация и анализ полученных данных;

· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

· выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Возможно, чтобы тематика проектов касалась какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний отдельных учеников по этому вопросу, дифференциации процесса обучения (например, проблема гуманизма конца XIX – начала XX столетия; причины и следствия распада империй; проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.).

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Ну, например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или такая тема: Отечественные войны 1812 и 1941 -1945 годов – проблема патриотизма народа и ответственности власти. Здесь не только история, но и политика, этика. Или проблема государственного устройства США, России, Швейцарии, Великобритании с позиций демократического устройства общества. Здесь потребуются знания из области государства и права, международного права, географии, демографии, этноса и пр. Или проблема труда и взаимовыручки в русских народных сказках. Это для младших школьников, а, сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы наиболее, так сказать, «целесообразные» - дело совершенно безнадёжное, поскольку это – живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.) В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, родного языка, иностранных языков, особенно, если речь идет о международных проектах.

Метод проектов

Ме́тод прое́ктов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы , лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической педагогики Джона Дьюи метод проектов становится особенно актуальным в современном информационном обществе. Метод проектов не новость в мировой педагогике : он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В.Килпатрика «Метод проектов» (), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году . Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской . В г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми, локальными и телекоммуникационными . В последнем случае группа обучаемых может вести работу над проектом в Интернете, при этому будучи разделены территориально. Впрочем, любой проект может иметь сайт, отражающий ход работы над ним. Задача учебного проекта, результаты которого представлены в виде веб-сайта, заключается в том, чтобы дать ответ на проблемный вопрос проекта и всесторонне осветить ход его получения, то есть само исследование. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат .

Литература

  • Кильпатрик В. Основы метода . М.-Л., 1928.
  • Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов . М., 1926.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . - М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
  • Соловьев И. М.. Из практики метода проектов в американских школах // На путях к новой школе . 1929.
  • Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  • Kilpatric W.H. The Project Method//Teachers College Record.-1918.-19 September/- P.319-334.

Ссылки

  • Е. С. Полат. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования
  • Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  • Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика - статья на сайте Центра лингвометодических информационных ресурсов.
  • Л. В. Насонкина. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков - статья на сайте Ярославского педагогического вестника.
  • Горлицкая С. И. История метода проектов.
  • Полат Е. С. Метод проектов Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Метод проектов" в других словарях:

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - МЕТОД ПРОЕКТОВ. То же, что проектная методика … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Метод проектов - см. Активные методы обучения … Российская энциклопедия по охране труда

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, при к рой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практич. заданий проектов. М. п. возник во 2 й пол. 19 в. в с. х. школах США и был затем перенесён в общеобразоват.… … Российская педагогическая энциклопедия

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект упражнение (У.Х. Килпатрик) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов. М.п. возник во 2 й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в… … Педагогический терминологический словарь

    Организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий проектов. М. п. возник во 2 й половине 19 в. в школах США. Основывается на теоретических концепциях прагматической… … Большая советская энциклопедия

    МЕТОД ПРОЕКТОВ - система обучения, в к рой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов. Возник во второй половине XIX в. в США. В 20 х годах получил распространение в советской… … Педагогический словарь

    Метод оценки инвестиционных проектов, согласно которому предпочтение должно отдаваться проектам с наименьшим сроком окупаемости. По английски: Recoupment method Синонимы: Метод учета срока окупаемости См. также: Методы оценки инвестиционных… … Финансовый словарь

    Правило отбора наиболее перспективного инвестиционного проекта из числа рассматриваемых проектов. Синонимы: Принцип оценки инвестиционного проекта См. также: Методы оценки инвестиционных проектов Инвестиционные решения Инвестиционные проекты… … Финансовый словарь

    Метод реальных опционов - метод оценки инновационных проектов, характеризующихся высокой неопределенностью ожидаемых результатов. Предполагает перенос из финансового в реальный сектор экономики концепции опционов и их применение для оценки инновационных проектов.… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Книги

  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС , Михайлова-Свирская Лидия Васильевна. В книге рассматривается такой современный подход к образовательной деятельности детей, как метод проектов. Автор показывает существенные отличия общепринятого тематического подхода от метода…