Методическая разработка на тему: Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда. Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда»

Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи .

Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)

Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

Задачами организатора и ведущего являются:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.

План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

Пример №1

Цель: Снятие напряжения

Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

Правила:
если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
разговаривать запрещено;
допустимо использование мимики, жестов.
задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

Пример №2

Цель: Установление контакта

Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

Пример №3

Цель: Построение коллектива

Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).

Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.

Пример №4

Цель: Построение коммуникации в группе

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

Пример:

В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.

Пример №5

Цель: Повышение доверия

Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
члены команды должны удержать падающего человека;
при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
«принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

Пример №6

Цель: Близкое знакомство

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам:
по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
по месяцу рождения;
по возрасту.

Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

Пример №7

Цель: Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Пример №8

Цель: Творческий подход

Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты - ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.

Предполагаемый результат тренингов

Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

В результате ожидается:
— оптимизация отношений внутри коллектива;
— развитие умения действовать сообща;
— возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
— высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
— продуктивный рабочий процесс.

Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).

Заказать бесплатную консультацию по организации и проведению тренингов по тимбилдингу, коммуникациям, менеджменту, продажам для персонала

«Из списка имен создать команду с именем!» Эта фраза подтолкнула меня к написанию сегодняшней статьи. Итак, что такое команда и командная работа ?

Каждого человека ласкает звук его имени. Если применить эту мысль не к одному человеку, а к семье, то напрашивается вывод: каждый член семьи гордится своей фамилией и своей причастностью к ней: « Мы – одна команда! Мы – семья! Мы – единое целое!»

Мы часто говорим: работа в команде, командный дух, командный настрой, сила коллективной мысли, коллективный разум. Это то, что поможет человеку, коллективу, да и государству в целом не только выжить, но и жить достойно.

О необходимости командной работы и ее преимуществах не говорит только ленивый: и из высоких трибун, и в общении с коллегами, и на онлайн-тренингах.

Почему Вы спешите к компьютеру?

Почему Вы активно изучаете возможности интернета?

— Чтобы узнать секреты того, КАК жить лучше;

— Чтобы научиться зарабатывать, занимаясь любимым делом;

Чтобы разобраться в себе, в своих достоинствах и потенциале, — ответите Вы.

Все это так. Но мне кажется, всем нам жизненно необходимо быть причастными к чему-то общему . Ведь чувствовать себя частью единого целого – это естественная потребность каждого человека.

Пропустив через себя огромный объем информации по личностному росту и осознав, что только ты несешь ответственность за свою жизнь, многие из нас хотят выстоять, удержаться и крепко зацепиться во что бы то ни стало за хвост удачи.

И не просто не сломаться перед трудностями сегодняшней суетной жизни, а добиться успеха, стать лучше, увереннее, получить твердую почву под ногами, в том числе и финансовую.

Часто мой муж говорит мне и дочкам: « Мы – одна команда! Мы – семья! Мы – единое целое!» Ведь так и есть. Мы соглашаемся и гордимся этим. У нас есть для этого все необходимое: общие интересы, общие цели, желание поддерживать друг друга, умение вовремя подставить плечо, когда надо – пожурить, но чаще – похвалить и вдохновить друг друга.

В нашей команде нет директора и нет начальника. Все имеют равное право голоса. Ведь мы – семья: семь «я». Ну как тут не согласиться со словами «Из списка имен составить команду с именем!» Мы не просто семья… из нескольких человек. Мы – команда семьи Жолдош.

Команда – это единый механизм, в котором каждый винтик, самая маленькая деталь выполняет жизненно-важную, незаменимую функцию. В организованной команде идет четкое распределение обязанностей. Например, если брать ведение блогов (у нас он не один), то Володя отвечает за создание блогов, их продвижение, анализ статистики, посещаемость.

Он постоянно что-то изучает, анализирует, сопоставляет, меняет, старается идти в ногу со временем. Короче, включает то, что лично у меня отсутствует напрочь – логику. Я же опираюсь на свою интуицию и отвечаю за наполнение контентом, за выбор темы, т.е. за содержание блогов и, конечно, за их эмоциональную и эстетическую привлекательность. В блоговедении, как и в домоводстве, эту работу по возможности лучше доверить женщине.

Галочка ведет свой блог . Ей, как психологу, близка тема отношений и другие направления психологии, близкие молодым людям. У нее свой стиль подачи материала: более демократичный, молодежный, часто провокационный и креативный. Так как она серьезно увлечена (как папа и старшая сестричка Лизочка) фотографией, на ее блоге есть раздел, посвященный ее любимой работе-хобби -фотографии.

Володя тоже начал вести блог, посвященный фотографии . Уж кому-кому, а ему есть что рассказать и не только рассказать, но показать, объяснить, обучить. Я ему помогаю в этом деле. Ведь чаще всего технари не любят писать, а гуманитарии не особо дружат с техникой. Я – из числа таких «технических блондинок.» Но писать люблю и делаю это легко и с удовольствием.

Получается интересная картина: каждый из нас занимается своим любимым делом, раскрывает себя и свои способности и в то же время мы поддерживаем и вдохновляем друг друга, делая одно общее дело. В итоге- выигрывает семья, наша команда. Все довольны и счастливы.

И когда случаются какие-то сбои: подвела техника или здоровье, или нехватка сил и времени из-за занятости основной работой, или просто муза куда-то «ушла и потерялась», здесь опять-таки нас спасает то, что ты не одинок. Мы начинаем вытаскивать друг друга: подбадривать, мотивировать. И смотришь – все! Процесс пошел.

Кстати, у нас выработалась традиция: перед запуском статьи она проходит «коллективное прослушивание.» Или, например, при выборе лучших фотографий: для блога или для альбома заказчику. Здесь может доходить до уровня международного консилиума: Казань подключает Херсон.

Ну а когда у всех троих моих фотографов появляются новые необычные фотоработы, то я выступаю в роли третейского судьи. Чем бы я ни была занята, если слышу фразу: «Света или мама, посмотри, пожалуйста, какая тебе больше нравится? » — я все бросаю, иду к ним и высказываю свое мнение. Здесь важно быть объективной (и не скупиться на похвалу).

В нашей семейной команде: фотографов, блогеров и просто рядовой семьи важно мнение каждого. Нас так воспитывали наши родители – уважать мнение каждого – и мы стараемся продолжать эти традиции.

Многие наши знакомые нередко нам говорят: «Хорошо вам, Вы – команда! « Согласна. Нам хорошо быть одной командой, потому что мы хотим быть ею. Мы стремимся к этому. И всегда рады подсказать и поддержать тех, кто пока что одинок в этом бескрайнем океане интернета. И не только в вопросах интернета, но и в любом другом жизненно важном вопросе.

Сегодня, читая статью о благотворительности, я оставила комментарий, смысл которого созвучен нашей теме: «Культура уходит, нравственность притихла . Общество из участников, из соучастия и уважения переходит в наблюдателей. Мы теряем корни, мы лишаемся корней понимания. А ведь все наши достижения — это вклад предшествующих поколений. Система передачи от поколения к поколению, чувство единения становятся очень зыбкими. Без стадии служения не может быть единения, не может быть ЛЮБВИ…»

Статья, к которой написан этот комментарий, тоже посвящена команде и командной работе, правда в масштабах целой страны. Но суть одна: командная работа – это взаимное уважение, взаимовыручка, любовь и служение делу и людям, которые с тобой в одной команде и тем, кому посвящается Ваша работа.

Как пример: разве нельзя назвать служением делу и людям работу фотографа, которая сделана не просто профессионально, а с душой. В каждой фотографии мастера чувствуется его энергетика и добрый положительный посыл тем людям, которые ее будут смотреть.

Или, например, работа учителя, воспитателя, врача, психолога, актера, музыканта, блогера и сотни других профессий – каждая из профессий есть не что иное, как служение людям.

И если мыслить глобально, то все мы в принципе просто обязаны жить и взаимодействовать как единый организм и единая команда, в списке которой сегодня до 7 млрд. человек. Имя такой команде: «Человек Мира.»

А кем Вы ощущаете себя по жизни и в интернет-пространстве, в частности: пловцом-одиночкой или командным игроком?

Что, по-вашему, лучше: идти одному, медленно, но уверенно и надеяться только на свои силы и способности или сразу искать единомышленников и работать в команде?

Если вы выбираете работу в команде, то какой Вы бы хотели видеть ее?

Какую роль Вы бы хотели выбрать для себя: ведущим, ведомым или работа на равных?

P.S. Интересно услышать Ваше мнение о том, что такое командная работа?

Айгуль Халиуллина
Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда»

Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда "

Цель : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия .

Задачи :

Сформировать доверительные отношения в коллективе ;

Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

Формирование благоприятного психологического климата в группе;

Осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

Развитие умения работать в команде ;

Психолог : здравствуйте! Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия . Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

Разъяснение правил ”игры” и условий.

К ним относятся : проявление активности, говорить исключительно от себя, слушать друг друга не перебивая, не обсуждать за пределами тренинга происходящие упражнения, каждый участник вправе прервать занятие и покинуть тренинг , лично сообщив об этом коллективу .

Упражнение «Пожалуйста»

Цель : Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.

Ход упражнения:

Вариант 1. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибется, выбывает из игры. Вариант 2. Игра идет так же, как в первом варианте, но только тот, кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д. Примечание : с самого начала оговорить, что это шуточное упражнение и не стоит принимать его в серьез (обижаться) .

Игра «Сквозь кольцо»

Цель : улучшение координации совместных действий в коллективе .

Ход упражнения:

Заранее изготавливается обруч диаметром 1 метр. Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги. Д

Узнай рисунок (хорошо ли вы знаете друг друга)

Цели : помочь участникам глубже узнать друг друга; создать мотивацию к совместной работе. Атрибуты : маркеры; листы бумаги; Ход упражнения : Тренер задает участникам вопрос : «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»

После ответов участников дается следующая инструкция : «Нарисуйте, пожалуйста, за 5 (10) минут свой портрет в этой команде , как вы себя в ней видите, чтобы сказать : «Вот это я» . Рисунки подписывать не надо».

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам :

Каков этот человек?

Кто это может быть? Участники угадывают автора рисунка. После того как группа узнала, кто был автором рисунка, тренер просит его рассказать о себе что-либо дополнительно (по желанию участника) .

Упражнение «Фигуры»

Цель : Эта игра на сплочение команды . В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга командообразования . Например, роли участников, динамику группы и т. д.

Ход упражнения:

Вам потребуется веревка длиной равной 1 м * количество участников.

Инструкция : Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?

Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание?

Выслушиваем ответы, но не комментируем их.

Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник.

Подводим итоги упражнения :

Вы довольны результатом группы?

Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания?

На какие из этих факторов вы могли повлиять?

Какие выводы вы сделаете из упражнения?

Игра «Веселый счет»

Цель – снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта.

Ход упражнения:

Ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?

Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Ход упражнения : Участники образуют два круга : внутренний и внешний , стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды , которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам :

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Побороться руками.

3. Помириться руками.

4. Выразить поддержку с помощью рук.

5. Пожалеть руками.

6. Выразить радость.

7. Пожелать удачи.

8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Упражнение «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга , рефлексия.

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий : «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными ? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде . Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»