Международная организация греко создана с целью. Роль международных организаций в борьбе с коррупцией. Какие выводы по России уже сделаны

Европейское агентство по борьбе с мошенничеством (ОLAF)

Европейское агентство по борьбе с мошенничеством (The European Anti-Fraud Office) было создано на основе решения Еврокомиссии 1999 г. В задачи ОЛАФ входит проведение административных расследований случаев мошенничества, коррупции и других незаконных действий, направленных против финансовых интересов Сообществ, а также деятельности в области компетенции Сообществ.

В рамках ОЛАФ действуют: Надзорный комитет, директор.

Надзорный комитет создается на основе документов Сообществ. Комитет ответственен за регулярный мониторинг выполнения ОЛАФ своих функций.

Директор назначается Еврокомиссией после консультаций с Европарламентом и Советом. Срок полномочий - пять лет. Директор ответственен за проведение ОЛАФ расследований; он не должен получать указаний от Комиссии и национальных правительств. Директор назначает персонал Агентства.

В процессе своей деятельности ОЛАФ активно взаимодействует с органами и институтами ЕС, учреждениями государств - членов ЕС.

Группа государств против коррупции (ГРЕКО)

Группа государств против коррупции "Group of States against Corruption* (GRECO) в начале действовала как форум сотрудничества государств в борьбе с коррупцией. В 1993 г. Комитетом министров Совета Европы была принята так называемая "Уставная Резолюция" (93) 28, заложившая институционные основы ГРЕКО. Несмотря на то что юридически ГРЕКО стала международной организацией лишь в 1999 г., она рассматривалась таковой с самого момента принятия решения об учреждении.

Как международная организация ГРЕКО действует на основании Соглашения об учреждении "Группы государств против коррупции". 12 мая 1999 г. Комитет министров Совета Европы резолюцией (98)7 утвердил Устав ГРЕКО.

Согласно Уставу в задачу ГРЕКО входит мониторинг за соблюдением "Руководящих принципов борьбы с коррупцией" и имплементация конвенций Совета Европы 1999 г. Целью деятельности ГРЕКО объявлено: повышение способности государств-членов бороться с коррупцией путем наблюдения за соблюдением ими обязательств в этой области, используя процессы оценки и контроля.

Все государства - члены Совета Европы могут присоединиться к ГРЕКО путем нотификации соответствующего заявления Генеральному секретарю Совета Европы. В отношении государств - нечленов Совета Европы предусмотрено специальное правило: при ратификации ими хотя бы одной конвенции 1999 г. они автоматически становятся членами оценочных процедур ГРЕКО (Evaluations procedures). Так, в 2000 г. США подписали уголовно-правовую конвенцию 1999 г. Гражданско-правовую конвенцию о коррупции США подписать отказались как "несовместимую с их гражданско-правовой практикой". Таким образом, США, как и некоторые иные государства - нечлены Совета Европы, являются участниками ГРЕКО.

В ГРЕКО действуют следующие органы: Пленарная сессия, Бюро, Уставной комитет, Секретариат.

Пленарная сессия является главным органом ГРЕКО. Государства-члены направляют не более чем двух представителей на Пленарную сессию.

Бюро состоит из президента, вице-президента и пяти членов, избираемых на Пленарной сессии на два года. Бюро выполняет следующие функции: готовит проекты ежегодных программ оценок; организует посещения государств с целью подготовки оценочного доклада; представляет доклады Пленарной сессии; другие функции.

Уставной комитет учреждается Комитетом министров Совета Европы. Он может быть также учрежден органом ГРЕКО.

Секретариат возглавляет исполнительный секретарь ГРЕКО. В Секретариат входят четыре администратора, Центральный офис оценочных процедур, Генеральный директорат по правовым отношениям, а также секция технического сотрудничества.

ГРЕКО находится в Страсбурге.

В работе органов ГРЕКО могут участвовать представители институтов Совета Европы, а также Европейского комитета по правовому сотрудничеству и Европейского комитета но проблемам преступности. ГРЕКО ежегодно представляет доклад о своей деятельности в Совет Европы.

Оценочная процедура подробно описана в ст. 10 и 16 Устава, а также в гл. II Правил Процедур (утверждены Пленарной сессией ГРЕКО 6 октября 1999 г.). Оценочные процедуры осуществляются раундами. ГРЕКО определяет длительность каждого раунда и предмет оценочной деятельности. Для каждого раунда ГРЕКО утверждает вопросник, который адресуется субъектам оценки. Государства-члены представляют список максимум из пяти экспертов, из которых создаются комиссии ad hoc для каждого раунда оценки для каждой страны (Правило 25). Комиссии получили называние "Оценочные команды ГРЕКО" (GRECO Evaluation Team - GET).

Комиссии посещают соответствующие государства, встречаются с представителями государственных органов, бизнеса, СМИ, общественными организациями. Государства представляют информацию об антикоррупционном законодательстве и практике его применения. Комиссии готовят проекты предварительных докладов. Согласно Правилу 31 Бюро назначает двух лиц, ответственных за подготовку Согласованного доклада (Compliance report), который и обсуждается на Пленарной сессии.

Поскольку Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) была ратифицирована Россией в 2006 г., в соответствии с и. 3 ст. 32 Конвенции после ее вступления в силу для Российской Федерации Россия автоматически стала участницей ГРЕКО. В 2008 г. Россия была подвергнута Оценочным процедурам I и II Оценочных раундов. ГРЕКО сделала России около 30 замечаний. В 2010 г. был сделан доклад, в котором рассматривалась деятельность нашего государства по устранению замечаний. Многие из них были учтены. Исключение составила проблема введения уголовной ответственности юридических лиц.

Международная организация ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией) Совета Европы отчиталась об оценке эффективности принятых Россией мер по предупреждению коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров. В докладе отмечается, что коррупционные скандалы с участием высокопоставленных представителей власти в РФ являются обычной практикой. РФ предлагают ограничить роль исполнительной власти в назначении судей и назначать прокурорами не работавших в прокуратуре юристов.


ГРЕКО опубликовала четвертый оценочный отчет о ситуации в России (.pdf), подготовленный экспертами организации, к которой РФ присоединилась в 2007 году. «Восприятие влияния коррупционной деятельности в РФ за последние пять лет остается на высоком уровне», говорится в документе. По данным Transparency International , в 2016 году РФ занимала по этому критерию 131-е место среди 174 стран, при этом 39% опрошенных называли коррупцию одной из трех основных проблем в РФ, а 62% «поставили своему правительству оценку “плохо” за противодействие коррупции».

В докладе отмечается, что коррупционные скандалы с участием депутатов Госдумы и членов Совета федерации являются обычной практикой (упоминаются, в частности, дела экс-сенаторов Константина Цыбко и Дмитрия Кривицкого), кроме того, в СМИ регулярно появляется информация о коррупционных делах, в которых замешаны прокуроры и судьи. Публикации, в которых фигурировал генпрокурор Юрий Чайка, ГРЕКО не упоминает, но отмечает, что в 2017 году в России проводились оппозиционные публичные акции против коррупции , вызванные, по заявлениям российских властей, «неподтвержденными обвинениями» в адрес премьера Дмитрия Медведева.

Согласно докладу, в 2016 году 12 человек, занимающих должности в Федеральном собрании, были подвергнуты уголовному преследованию за преступления, связанные с коррупцией (в 2015 году - 6 человек, в 2014 году - 7, в 2013 году - 8). При этом, по данным Генпрокуратуры, в 2013 и 2015 годах не было вынесено обвинительных приговоров в отношении членов парламента, а в 2014 году был вынесен один такой приговор. В 2015 году 14 лиц, занимающих должности в судебных органах, были привлечены к уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлении (в 2014 году - 3, в 2013 году - 2). В 2015 году обвинительные приговоры были вынесены в отношении 5 судей (в 2014 году и в 2013 году - в отношении одного соответственно). В 2015 году к уголовной ответственности привлечено 18 работников органов прокуратуры, в том числе 11 - за коррупцию, вынесены обвинительные приговоры в отношении 18 лиц (в 2014 году - 16, а в 2013 году - 8).

В предыдущем отчете (см. “Ъ” от 21 ноября 2016 года) отмечалось «расширение сферы охвата взяточничества» и необходимость мер противодействия «злоупотреблению служебным положением в корыстных целях», а антикоррупционная реформа Уголовного кодекса была оценена как «значительный шаг назад». ГРЕКО также отмечала, что коррупция в РФ затрагивает даже «госорганы по предотвращению коррупции» - правоохранительные и судебные.

Систему декларирования доходов, интересов, имущества и обязательств членами обеих палат Федерального собрания ГРЕКО советует усилить, включив механизм проверки источников доходов парламентариев. При этом проверки декларации должны инициировать парламентские комиссии с целью обеспечения независимости законодательной власти. Санкции за такие нарушения, в том числе за неполное или недостоверное декларирование, должны быть «эффективными, соразмерными и сдерживающими». ГРЕКО также призывает принять и опубликовать кодекс этики для депутатов Госдумы и сенаторов - для обеспечения их независимости и предотвращения конфликтов интересов.

ГРЕКО отмечает, что судебная система подвержена коррупции, предлагая ограничить роль исполнительной власти в назначении судей, а отбирать их на основании объективных и общедоступных критериев. Кроме того, предлагается укрепить стабильность срока полномочий мировых судей, занимающихся примерно 80% всех судебных разбирательств. Совет Европы также раскритиковал новый кодекс судейской этики, рекомендовав вернуть в него исключенные положения о беспристрастности и честности судей, касающиеся конфликта интересов. Сторонам разбирательства, чье ходатайство об отводе судьи, принимающего решение по их делу, было отклонено, необходимо предоставить возможность незамедлительного обжалования такого отказа. Иммунитет судей должен быть «функциональным», то есть ограничиваться лишь деятельностью, связанной с отправлением правосудия. Контроль за доходами судей и их источниками должен быть усилен «с надлежащим соблюдением конфиденциальности и безопасности самих судей и их родственников».

Прокурорский корпус Совет Европы рекомендует сбалансировать за счет более прозрачной и открытой процедуры назначения на высокие должности кандидатов, которые не состоят на службе в органах прокуратуры, на основе заранее установленных объективных критериев. Распределение дел в прокуратуре должно соответствовать объективным стандартам для защиты от незаконного влияния, а результаты дисциплинарных разбирательств в отношении прокуроров должны быть публичными. ГРЕКО рекомендует узаконить инструкцию для депутатов, судей и прокуроров в отношении получаемых ими подарков.

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Статья 1. Цель группы “GRECO”
Целью Группы государств по борьбе с коррупцией (далее в тексте “GRECO”) является усовершенствовать компетентность ее членов в борьбе с коррупцией для принятия мер через динамический процесс совместного оценивания методов проведения и одинакового воздействия согласно их обязательствам в этой сфере.

Статья 2. Функции группы “GRECO”
Для достижения цели, объясняется в статье 1, группа “GRECO”
1. Наблюдение за соблюдением Руководящих принципов борьбы с коррупцией, принятых Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997.
2. Наблюдение за внедрением международных законодательных документов, принятых в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией, в соответствии с положениями, которые содержатся в этих документах.

Статья 3. Местонахождение
Местонахождению Группы “GRECO” является Страсбург.

Статья 4. Процедура приобретения членства группы “GRECO”
1. Любые государства-члены Совета Европы, другие, чем упомянутые в резолюции о создании “GRECO”, могут присоединиться в любое время в группу “GRECO”, сообщив о своих намерениях Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Любые государства-нечлены, которые принимали участие в разработке Расширенной и неполной соглашения *, другие, чем те, что упоминались в резолюции о создании группы GRECO, могут присоединиться к группе в любое время, сообщив о своем намерении Генеральному Секретарю Совета Европы. Сообщение сопровождается заявлением к действию с тем, что государство-нечлен СЕ применяет руководящие принципы в борьбе с коррупцией, принятые Комитетом министров Совета Европы 6 ноября 1997.
___________________
* Комитет министров Совета Европы, ограничив состав государств-членов Расширенной и неполной соглашения, после консультирования государств-нечленов, которые уже участвуют, может пригласить государств-нечленов, отличных тех, которых касается вышеуказанный пункт 2, присоединиться к группе “GRECO” . Такие приглашения получили государства: Беларусь (10), Канада (11), Грузия (5), Ватикан, Япония (10), Мексика (10) и США (11). Босния и Герцеговина дважды участвовала в заседании.
3. Государства, которые становятся Сторонами международных правовых документов, подписанных Комитетом министров Совета Европы выполнения Программы действий по борьбе с коррупцией, что предоставляет обязательное членство группы “GRECO” становятся членами “GRECO” через сам факт соответствии с положениями этих документов.
Государство сообщает о своих намерениях Генеральному Секретарю о присоединении к группе “GRECO”, что сопровождается заявлением обязательствам по применению руководящих принципов в борьбе с коррупцией.

Статья 5. Участие Европейского сообщества
Европейское сообщество может быть приглашено Комитетом министров для участия в работе группы “GRECO”. Условия его участия оговариваются резолюцией, приглашает его на участие.

Статья 6. Состав группы “GRECO”
1. Каждое государство-член назначает делегацию в “GRECO”, состоящая не более чем из двух представителей. Один ее представитель назначается руководителем делегации.
2. Бюджет Расширенной и Неполной Соглашения покрывает транспортные и суточные расходы одного из представителей делегации.
3. Представители, подлежащих “GRECO”, получают привилегии и иммунитет в соответствии со статьей 2 Протокола к Всеобщей Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (994_020).

Статья 7. Другие представители
1. Европейский Комитет по вопросам правового сотрудничества (CDCJ) и Европейский Комитет по проблемам преступности каждый назначает по представителю в GRECO.
2. Комитету министров пригласить другие органы (организации) Совета Европы назначить представителя в GRECO после консультирования последнего.
3. Уставной Комитет, учрежденный в соответствии со статьей 18 (см. Ниже), назначает представителя в GRECO.
4. Представители, предназначенные в соответствии с пунктами 1-3 (см. Выше) участвуют в пленарных заседаниях группы GRECO без права голосования, их транспортные и суточные расходы не покрываются Бюджетом Расширенной и неполной Соглашения.

Статья 8. Функционирование GRECO
1. GRECO принимает необходимые решения для своего функционирования.
В частности:
утверждает оценочные отчеты в соответствии со статьей 15;
утверждает проект ежегодной программы действий и подает согласно Финансовыми инструкциями предложения Генеральному секретарю СЕ о принятии проекта ежегодного бюджета для передачи Уставного комитета, утвержденного в соответствии со статьей 18.
утверждает его ежегодный отчет деятельности, включая ежегодные счета до их представления в Комитет Министров.
2. GRECO проводит не менее 2 пленарных съездов ежегодно и может принимать решения относительно основания при необходимости рабочих сторон и в соответствии с Правилами процедуры.
3. GRECO ежегодно публикует годовой отчет о деятельности, включая годовые счета, утвержденные соответствующими органами в соответствии со статьей 18 (ниже).
4. GRECO составляет свои собственные Правила процедуры. Любое государство или Европейское сообщество, став членом группы GRECO, рассматривается теми, что приняли Устав и Правила процедуры GRECO.
5. GRECO проводит свои заседания при закрытых дверях.
6. Члены GRECO, которые участвуют в взаимном оценивании, имеют право участвовать в голосовании. Каждый из них имеет право отдавать один голос. Однако, если иначе не решено Уставным Комитетом, член, который не смог заплатить весь или значительную часть своего обязательного взноса в бюджет Расширенной неполной соглашения за два года, больше не будет участвовать в процессе принятия решений (голосовании).
7. Решение GRECO принимается двумя третями подсчитанных голосов * и большинством тех, кто имеет право голоса. Однако процедурные решения принимаются большинством подсчитанных голосов.
___________________
* Считаются только голоса “за” или “против” при подсчете количества голосов (Статья 10 пункт 5 Правила процедуры министерских депутатов).
8. GRECO избирает Президента и вице-президента из числа членов, имеющих право голоса.

Статья 9. Бюро
1. Согласно статье 8, пункт 8 (см. Выше) в состав Бюро входит Президент и Вице-Президент, и пять других лиц, избранных группой GRECO, среди представителей членов, имеющих право голоса, которые есть, если это возможно, Сторонами по меньшей мере одного международного правового документа, принятого в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией.
2. Бюро выполняет следующие функции:
– Готовит предварительный проект ежегодной программы действий и проект ежегодного отчета о своей деятельности;
– Вносит предложения в GRECO относительно предыдущего проекта бюджета;
– Организует визиты в страны на основе решений, принятых группой GRECO;
– Вносит предложения в группы GRECO по составу оценочных команд;
– Готовит повестку дня для заседаний GRECO, включая те, на которых будут обсуждаться оценочные отчеты;
– Вносит предложения в группы GRECO относительно положений, которые выбираются для процедуры оценивания согласно статье 10, пункт 3 (см. Ниже);
– Вносит предложения в GRECO о назначении научных экспертов и консультантов.
3. Бюро выполняет любую другую функцию, которая поручена GRECO.
4. Бюро выполняет свои функции под общим наблюдением GRECO.

Статья 10. Процедура оценки
1. GRECO проводит оценочные процедуры по каждому своему члену согласно статье 2.
2. Оценка делится на этапы. Оценочный этап – это период, определенный GRECO, во время которого процесс оценивания будет осуществляться для определения согласия членов по выбранных положений, содержащихся в Руководящих принципах и других правовых документах, принятых в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией.
3. В начале каждого этапа GRECO выбирает специальные положения, на которых будет базироваться процедура оценивания.
4. Каждый член определяет максимально 5 экспертов, которые смогут выполнять задачи, изложенные в статьях 12-14.
5. Каждый член обеспечивает сотрудничество своих органов в самом широком возможном масштабе, в процессе оценки, в рамках национального законодательства.

Статья 11. Опросник
1. Для каждого оценочного раунда GRECO утверждает опросник, который направляется всем членам, которых касается оценивания.
2. Опросник обеспечивает реализацию процедуры оценивания.
3. Члены направляют свои ответы в Секретариат в оговоренные сроки, определенные GRECO.

Статья 12. Оценочные команды
1. GRECO назначает команду для оценки каждого члена из числа экспертов, которых касается пункт 4 статьи 10 (далее по тексту «команда»). Когда оценивания касается внедрения одного из международных правовых документов, принятых в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией, GRECO назначает команды, состоящие преимущественно из экспертов, предложенных членами государств, являющихся сторонами соответствующего документа.
2. Команда изучает ответы на вопрос опросника и может пригласить, где уместно, дополнительную информацию в письменной или устной форме от членов, которые проходят оценку, для рассмотрения.
3. Бюджет Расширенной Неполной Соглашения покрывает транспортные и суточные расходы экспертов, участвующих в командах.

Статья 13. Визиты в страны
1. GRECO может давать указания команде посещать государство-член с целью поиска дополнительной информации относительно законодательства или практической деятельности, которая необходима для оценки.
2. GRECO чем за два месяца сообщает соответствующему государству-члену о своих намерениях по осуществлению визита.
3. Визит выполняется согласно программе, разработанной соответствующим государством-членом, с учетом пожеланий, высказанных командой.
4. Члены команды имеют привилегии и иммунитеты в соответствии со статьей 2 Протокола к Всеобщей Соглашения о привилегиях и иммунитетах Совета Европы (994_020).
5. Бюджет Расширенной Неполной Соглашения покрывает транспортные и суточные расходы, необходимые для осуществления визитов в страны.

Статья 14. Оценочные отчеты
1. На основе собранной информации команда готовит предварительный проект оценочного отчета о состоянии законодательства и практической деятельности относительно положений, выбранных для этапа оценивания.
2. Предварительный проект отчета передается государству-члену, которая проходит оценивания, для комментария. Эти комментарии учитываются командой при завершении проекта отчета.
Проект отчета представляется в GRECO.

Статья 15. Обсуждение и утверждение отчетов
1. GRECO обсуждает на Пленуме проект отчета, представленный на рассмотрение командой.
2. государству-члену, которая подлежит оценке, предоставляется право высказать свою точку зрения в устной или письменной форме по материалам изучения.
3. При завершении обсуждения GRECO утверждает или без дополнений отчет относительно государства-члена, подлежит оценке.
4. Всем государствам предоставляется право участвовать в голосовании, что ведет к утверждению оценочных отчетов относительно применения Руководящих Принципов. Только государства-члены, которые являются Сторонами международного правового документа, принятого в соответствии с Программой действий по борьбе с коррупцией, уполномоченные принимать участие в голосовании, что ведет к утверждению оценочных отчетов по вопросам внедрения соответствующего документа.
5. Оценочные отчеты конфиденциальны. Если не принято иного решения, доступ к этим отчетам имеют только члены команды, выполняет оценивания, не считая членов группы GRECO, Уставного комитета и Секретариата этих органов.
6. Отчет группы GRECO может состоять из рекомендаций, которые направляются государству-члену, подлежащего оценке, с целью усовершенствования национального законодательства и практической деятельности по борьбе с коррупцией, GRECO приглашает государство-член отчитываться о мерах, которые используется для выполнения этих рекомендаций.

Статья 16. Публичные заявления
1. Уставный Комитет может выдавать публичные заявления, когда он уверен, что государство-член остается пассивной употребляет недостаточных мер в отношении рекомендаций, которые направлены ей по применению Руководящих принципов.
2. Уставный Комитет, состав которого ограничивается количеством членов, являющихся сторонами соответствующего документа, может выдавать публичное заявление, когда он уверен, что государство-член остается пассивной принимает недостаточные действия в отношении рекомендаций, которые направлены ей по внедрению документа, утвержденного на выполнение Программы действий борьбы с коррупцией.
3. Уставной Комитет информирует соответствующее государство-члена и предоставляет возможность государству-члену передать на рассмотрение дальнейшие комментарии перед подтверждением своего решения выдать публичное заявление относительно пунктов 1 и 2 (см. Выше).

Статья 17. Финансовые ресурсы группы GRECO
1. Бюджет GRECO финансируется ежегодными обязательными взносами его членов.
2. GRECO может получать дополнительные добровольные взносы от своих членов.
3. GRECO может также получать добровольные взносы заинтересованных международных институтов.
4. Финансовые ресурсы, о которых идет речь в 3 параграфе, является предметом полномочий Уставного Комитета до их принятия.
5. Финансовые ресурсы группы GRECO приобретаются и воздерживаются от имени Совета Европы и определяются имеющими привилегии и иммунитеты, которые применяются к ресурсам СЕ согласно существующим соглашениям.

Статья 18. Уставный Комитет
1. Уставный Комитет состоит из представителей Комитета министров государств-членов Совета Европы, которые являются членами группы GRECO, и представителей, специально определенные для него другими членами группы GRECO.
2. Ежегодно Уставной Комитет определяет обязательные взносы государств-членов в группы GRECO. Шкала, по которой взносы государств-нечленов СЕ состоят, решается в соответствии с последними: как правило шкала соответствует критерию для определения масштаба взносов в общий бюджет Совета Европы.
3. Ежегодно Уставной Комитет принимает бюджет расходов группы GRECO на внедрение программы деятельности и простые секретарские расходы.
4. Ежегодно Уставной Комитет утверждает ежегодные счета группы GRECO, которые состоят Генеральным Секретарем Совета Европы в соответствии с Финансовыми инструкциями СЕ – и подаются на рассмотрение Уставном Комитета вместе с отчетом Совета ревизоров. Для освобождения Генерального Секретаря от ответственности за управление финансовым годом под вопросом. Уставной Комитет передает Комитета министров ежегодные счета, вместе с утверждением или комментариями, и отчет, состоящий Советом ревизоров.
5. Финансовые инструкции Совета Европы применяются с необходимыми изменениями для принятия и управления бюджетом.

Статья 19. Секретариат
1. GRECO помогает Секретариат, материально обеспечивается Генеральным Секретарем Совета Европы.
2. Секретариат GRECO возглавляет Исполнительный секретарь, назначенный Генеральным Секретарем Совета Европы.

Статья 20. Поправки
1. GRECO или любой ее член может предложить поправки к настоящему Уставу Уставном Комитета.
2. Настоящий Устав может быть дополнен единогласным решением Уставного комитета. Если поправка не предложено GRECO, последняя учитывается Уставным комитетом.

Статья 21. Выход
1. Согласно применимыми положениями международных правовых документов, к которым относится статья 2, пункт 2 (см.выше), любой член может выйти из GRECO. Заявление на имя Генерального Секретаря Совета Европы по выходу подает Министр иностранных дел или дипломатический представитель, которому предоставлены специальные полномочия для этого.
2. Генеральный секретарь признает получения заявления и сообщает соответствующему государству-члену, что она будет представлена ​​на рассмотрение Уставном Комитета.
3. По аналогии со статьей 7 Устава Совета Европы (994_001) выход вступает в силу:
в конце финансового года, в котором сообщается, если сообщение происходит в течение первых девяти месяцев финансового года;
в конце следующего финансового года, если уведомление представляется в последние три месяца финансового года.
Согласно статье 18 Финансовых Инструкций Совета Европы Уставной Комитет проверяет финансовые последствия выхода и делает соответствующие меры.
Генеральный секретарь немедленно сообщит соответствующее государство-члена о последствиях ее выхода и информирует Уставной Комитет о результате.

Министр юстиции Александр Коновалов в интервью "Интерфаксу" рассказал о деятельности организации ГРЕКО, занимающейся содействием странам Европы в деле борьбы с коррупцией

Москва. 29 января. сайт - Александр Владимирович, недавно прошло заседание международной организации ГРЕКО. Не могли бы вы пояснить, что это за организация, с какой целью она создана, и на каких принципах основывается ее деятельность, входит ли Россия ее состав?

Группа государств против коррупции (ГРЕКО) – международная организация, созданная Советом Европы для мониторинга соответствия законодательства и правоприменительной практики государств-участников антикоррупционным стандартам Совета Европы. ГРЕКО была учреждена Советом Европы 1 мая 1999 г. Целью ГРЕКО является помощь государствам-членам в антикоррупционных усилиях путем выявления, с помощью процедур взаимных оценок, недостатков действующих национальных антикоррупционных механизмов. В своей деятельности ГРЕКО руководствуется Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенцией Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, 22 Руководящими принципами по борьбе с коррупцией Совета Европы, а также собственной наработанной практикой. В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, либо Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, автоматически становится членом ГРЕКО и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО. В настоящий момент членами ГРЕКО являются 46 государств, включая все страны Совета Европы, а также США. Россия также является членом ГРЕКО с 1 февраля 2007 г. Следует отметить, что названные международные договоры прямо устанавливают, что ГРЕКО является в отношении них контрольным механизмом.

Вы упомянули процедуры взаимных оценок, проводилась ли такая оценка российской системы противодействия коррупции? Если да, то, какие выводы были сделаны?

Российская Федерации, подписав и ратифицировав Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, стала членом ГРЕКО 1 февраля 2007 г. Соответственно 1 и 2 раунды оценок ГРЕКО Российской Федерации были запланированы на 2008 г. Россия проходила названные раунды оценки последней, так как последней присоединилась к ГРЕКО. Таким образом, при оценке Российской Федерации использовался весь опыт ГРЕКО, наработанный при оценке других 44 государств – членов ГРЕКО. То есть не приходится говорить о каких-либо специальных скидках для России. В апреле 2008 г. состоялся визит в РФ делегации экспертов-оценщиков ГРЕКО, которые на основе предварительно заполненных властями РФ вопросников на практике знакомились с системой борьбы с коррупцией в стране.

Оценщики ГРЕКО встречались с представителями администрации президента РФ, аппарата правительства РФ, Государственной Думы, правоохранительных органов, Минфина, Минэкономразвития, Росфинмониторинга, ФНС России и др., представителями СМИ. Следует отметить, что оценщики ГРЕКО встречались не только с представителями властей, но и не неправительственными организациями, в частности, российским отделением Transparency International, фондом "Индем", общественной организацией "Национальный антикоррупционный комитет" - то есть организациями, которые сложно заподозрить в особых симпатиях к властным кругам.

Тематикой совмещенного 1 и 2 раундов оценки ГРЕКО являлись: степень независимости, а также силы и средства органов, задействованных в борьбе с коррупцией; объем иммунитетов по российскому законодательству; борьба с отмыванием доходов от коррупции; антикоррупционные механизмы в сфере государственного управления; участие юридических лиц в борьбе с коррупцией. По итогам визита в Россию экспертами-оценщиками стран ГРЕКО совместно с секретариатом ГРЕКО был подготовлен проект отчета об оценке эффективности антикоррупционной системы РФ, который был вынесен на утверждение пленарного заседания ГРЕКО 1-5 декабря 2008 г. в. Страсбурге. Была дана объективная и деполитизированная оценка соответствующим аспектам российской антикоррупционной системы. По итогам заседания в финальную редакцию отчета ГРЕКО по России вошли 26 рекомендаций. Многие аспекты, по которым даны рекомендации, в той или иной степени нашли свое разрешение в новейшем антикоррупционном законодательстве, принятом по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева.

Эксперты ГРЕКО специально отметили необходимость максимального расширения участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на всех стадиях и уровнях. Реализация иных рекомендаций может потребовать издания руководящих указаний пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов, ведомственных приказов, отпимизации административной практики и кадровой политики государства.

Александр Владимирович, раскройте, пожалуйста, если не секрет, содержание предложенных рекомендаций.

Во-первых, властям РФ рекомендуется разработать на базе Национального плана противодействия коррупции подробную национальную антикоррупционную стратегию, распространяющую свое действие на федеральный, региональный и местный уровни. При этом стратегия должна делать специальный акцент на предотвращении коррупции, прозрачности государственного управления, быть доступна широкой общественности для информирования общественности о стратегии и мерах по ее осуществлению. Властям России также предложено обеспечить более широкое представительство в новом совете при президенте РФ по противодействию коррупции с тем, чтобы лучше отражать интересы как регионов, так и гражданского общества.

Шесть рекомендаций ГРЕКО напрямую следуют из положений Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, и касаются совершенствования системы расследования случаев коррупции, приведения правового института конфискации коррупционных доходов и инструментов коррупционных правонарушений в соответствии с Конвенцией, а также установления ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Известно, в России существует достаточно широкий круг лиц, обладающих иммунитетом от уголовного и административного преследования. Как смотрят на это эксперты ГРЕКО?

Эксперты ГРЕКО, основываясь на руководящих принципах по борьбе с коррупцией Совета Европы, высказались за сокращение в законодательстве категорий лиц, на которых распространяется специальная процедура привлечения их к уголовной или административной ответственности, а также за упрощение таких процедур. В частности, Группа оценщиков ГРЕКО рекомендует сократить категории лиц, обладающих иммунитетом от преследования, до минимума, необходимого в гражданском обществе; пересмотреть положения законодательства о снятии иммунитетов с целью его упрощения, выработать методические рекомендации для сотрудников правоохранительных органов и судей по применению названых положений законодательства; и установить конкретные и объективные критерии для применения палатами Федерального Собрания, Конституционным Судом или квалификационной коллегией судей при рассмотрении запросов о снятии иммунитетов, а также гарантировать, чтобы решения, принимаемые в отношении иммунитетов, были свободны от политических мотивов и основаны только на обстоятельствах соответствующего запроса и лежащего в его основе расследования.

Укреплению независимости судов и совершенствованию антикоррупционных механизмов в судебной системе РФ эксперты ГРЕКО уделили также особое внимание в своих рекомендациях. В частности властям РФ рекомендовано продолжить усилия по практическому укреплению принципа независимости судебной власти, как это предусмотрено Конституцией РФ и законодательством, в особенности, при процедурах набора и продвижения по карьерной лестнице судей и отправлении правосудия.

Традиционно острую дискуссию среди юристов и в российском обществе вызывает тема конфискации имущества? Высказывались ли эксперты ГРЕКО на этот счет?

Да. Оценщики ГРЕКО рекомендовали властям РФ рассмотреть возможность введения в уголовное законодательство страны так называемой нормы "конфискации in rem" - основанной на переносе бремени доказывания законности происхождения имущества, в отношении которого имеются подозрения о его коррупционном происхождении на заинтересованное лицо – процедуры, которая давно применяется в таких странах как США, Великобритания и т.п.

Кроме того, эксперты ГРЕКО предложили разработать учебные курсы и методические рекомендации для лиц, применяющих меры по конфискации и обеспечительному аресту имущества. Однако справедливости ради надо заметить, что конфискация "in rem" - достаточно сложный правовой институт на стыке гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права, дискуссии о котором ведутся в России на протяжении последних восьми лет. Целесообразность его введения в российской правовой системе еще подлежит обсуждению учеными и практиками.

А какова позиция ГРЕКО по предотвращению коррупцпионных проявлений?

Отдельный и обширный блок рекомендаций властям России касается антикорруцпионных гарантий в сфере государственной службы и государственного управления. В частности, ГРЕКО рекомендует гарантировать, чтобы реформа государственного управления в сфере борьбы с коррупцией была применима к широкому кругу лиц, нанятых государством чиновников; принять в приоритетном порядке подробное и конкретное законодательство о доступе к информации о деятельности органов государственной власти, а также обеспечить процедуры контроля за точным соблюдением такого законодательства; гарантировать, чтобы на практике набор на гражданскую службу был основан на принципах, установленных соответствующим законодательством (например: публичное объявление о вакансиях, справедливая конкуренция между кандидатами и предотвращение конфликта интересов) и обеспечить применение упомянутых принципов и к другим категориям госслужащих, исключить практику принятия существенных подарков в любой форме в сфере государственного управления и рассмотреть вопрос о возможности полной отмены правового основания для получения каких-либо подарков государственным служащим в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса; ввести четкие правила (методические рекомендации) для государственных служащих о сообщении о подозрениях в коррупции и ввести специальный механизм защиты лиц, добросовестно сообщающих о коррупции в сфере государственного управления, от неблагоприятных последствий, предусмотрев систематическое обучение всего соответствующего персонала.

ГРЕКО также рекомендует продолжить усилия по совершенствованию процедур административного и судебного обжалования действий и решений органов государственной власти и рассмотреть вопрос о возможности, в долгосрочной перспективе, создания специализированной системы административных судов . Эксперты ГРЕКО специально отмечают необходимость разработки и введения в действие модельного кодекса этики чиновников, который мог бы быть скорректирован в свете конкретных нужд различных сфер государственного управления.

А каким видится экспертам ГРЕКО роль в противодействии коррупции институтов гражданского общества и представителей бизнеса?

Эксперты ГРЕКО, которые считают, что неприятие коррупции должно быть встречным процессом, в том числе и со стороны представителей бизнеса, отдельно рекомендовали призвать аудиторов и других лиц, оказывающих юридические и консультативные услуги, сообщать о подозрениях в коррупции в отношении их клиентов в компетентные органы. Надо заметить, что экспертами ГРЕКО специально отмечается необходимость максимального расширения участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на всех стадиях и уровнях.

И в заключение хотелось бы выделить то обстоятельство, что практически все аспекты, по которым ГРЕКО даны рекомендации, затрагиваются новейшим антикоррупционным законодательством, принятым по инициативе президента РФ Д.Медведева.

ГРЕКО - международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году с целью помощи странам-участницам в совершенствовании механизмов борьбы с коррупцией.

Участниками ГРЕКО могут быть не только члены Совета Европы, но и любая иная страна. Кроме того, страна, ратифицировавшая конвенцию Совета Европы о гражданской и/или об уголовной ответственности за коррупцию, автоматически присоединяется к ГРЕКО и ее оценочному механизму. На данный момент в ГРЕКО входит 49 государств, в том числе и Россия (с 2007 г).

Высшим исполнительным органом Группы является Бюро ГРЕКО, которым руководит Президент. Президент, вице-президент и члены Бюро избираются на Пленарном заседании сроком на два года. В настоящий момент функции Президента исполняет Марин Мрчела (Хорватия).

Штаб-квартира ГРЕКО расположена в Страсбурге. Пленарные заседания и встречи Бюро ГРЕКО проходят четыре раза в год.

Деятельность ГРЕКО преимущественно направлена на реализацию двух антикоррупционных конвенций Совета Европы: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее хотя бы одну из двух этих конвенций, автоматически становится членом организации и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО.

На данный момент Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию ратифицировали 48 стран (подписали, но не ратифицировали еще 2 страны) . Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ратифицировали 35 стран (подписали, но не ратифицировали еще 7 стран).

В дополнение к конвенциям ГРЕКО стремится обеспечить реализацию и ряда иных антикоррупционных документов, в том числе 20 руководящих принципов борьбы с коррупцией Совета Европы.

Реализуемая ГРЕКО процедура оценки состоит из нескольких этапов (раундов). Каждый раунд посвящен отдельной теме. В настоящее время проведено четыре оценочных раунда, в марте 2017 года запущен пятый раунд.

Оценка в рамках каждого раунда включает две стадии. В ходе первой стадии оцениваемая страна заполняет единообразный опросник, позволяющий получить базовую информацию о реализации отдельных мер противодействия коррупции. После этого ГРЕКО организует визит делегации экспертов в оцениваемую страну. В ходе визита проходят встречи экспертов с представителями профильных ведомств. По итогам визита экспертами готовится проект отчета, содержащий, в том числе рекомендации по устранению выявленных недостатков. Проект отчета обсуждается, корректируется и принимается на пленарном заседании ГРЕКО.

В ходе второй стадии осуществляется контроль над выполнением рекомендаций. По истечении 18 месяцев оцениваемая страна направляет ГРЕКО отчет, в котором указывает, какие действия были предприняты для выполнение каждой рекомендации. Если рекомендации выполнены не в полном объеме, ГРЕКО проводит дополнительную проверку в течение следующих 18 месяцев. В отношении государств, которые выполняют рекомендации неудовлетворительно, может быть вынесена резолюция о неисполнении.

Все отчеты по странам можно найти .

Россия на данный момент прошла третий оценочный раунд, отчет о выполнении рекомендаций можно посмотреть .