Мифологические образы в оде на день восшествия. В помощь школьнику

Ода «На день восшествия...» - типичное произведение в духе классицизма.

В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям

собственной жизни радуется, не об них сетует,

он вещает правду и суд Промысла, торжествует

о величии родимого края, межует перуны в сопостатов,

блажит праведника, клянет изверга

В. К. Кюхельбекер

Цель урока: ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова. Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы. Оборудование урока: портрет императрицы Елизаветы Петровны работы И. Ф. Вишнякова.

Ход урока.

I. Реализация домашнего задания. Повторение сведений о жанре оды. П. Анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Словарная работа. Комментируются отмеченные при домашнем чтении непонятные и устаревшие слова и выражения. Обращается внимание на орфоэпические нормы. - Когда и в связи с чем написана? День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России. - Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т.д.). - Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли. Выразительное чтение оды и выделение микротем - составление плана оды - ключевой вопрос: - Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической? (Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, в их планах перечисляются ведущие ее темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы, в ней поднятые): картины мирной жизни; восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?); гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?); описание безграничных просторов и богатств России; обращение к молодежи овладевать науками. - Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах? Главной для Ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир - основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей. - Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»? Мир - условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства. - Что вы можете сказать о центральной части оды? Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна. - Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.
Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Обращаем внимание, что похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I. - Каким стилем написана ода? Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания- Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении? (Находим: метафоры, сравнения; употребление образов античной мифологии; архаические слова и выражения; олицетворения; гиперболы; риторические вопросы и восклицания.) - Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.
Составим план оды.
I. Вступление. Мир - основа блага государства. П. Главная часть. Величие России, ее процветание: хвала щедротам Елизаветы; заслуги Петра перед народами России; неисчерпаемые богатства ж красота России; призыв к российской молодежи овладевать науками; наука и ее роль в российском обществе. III. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России. План убеждает учащихся, что гражданственному содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение. III. Знакомство с одой «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Чтение и комментарий малопонятных слов. Ключевым словом поэзии Ломоносова является слово «восторг». - Чем восторгается поэт в этой оде? - Как передает его? (Обращаем внимание на лексику и синтаксис)
Почему такое название получает эта ода Ломоносова? Делаем вывод, что для Ломоносова природа - это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы - это Божьи тайны, раскрыть которые до конца человеческому уму не возможно. И все-таки авторское «я» - это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом. - В чем своеобразие этой оды? Записывается вывод. Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем, - воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла величие Творца. Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды. Домашнее задание. Наизусть отрывок из «Вечернего размышления...» Индивидуально: -Подготовить подборку высказываний о Державине. Сообщение о судьбе и личности Державина

У Михаила Ломоносова большое количество произведений, которые были посвящены тем монархам, которые занимали престол. В своих одах поэт поднимал самые важные проблемы того времени. Все они Михаилом Ломоносовым написаны со всеми требованиями классицизма. В оде, посвященной восшествия Елизавете Петровне на престол, насчитывается 24 десятистишных стихотворных строф, где рифмовка повторяется. В первой и второй ломоносовской строфе содержится обращение к тишине, как это было принято в то время по правилам стихосложения. В этих же строках происходит и прославление красоты и величия природы, а также и самой императрицы. После этого автор переходит к тем делам, которые совершает императрица, прославляет их.

Но это длится лишь только до седьмой стихотворной строки, где на протяжении четырех строк поэт вспоминаети Петра Первого, восхищаясь его прекрасными и могущественными деяниями. Михаил Васильевич прославляет царя, как реформатора и как идеал самого лучшего и правильного русского монарха. О его смерти автор сожалеет и скорбит. С таким же чувством горести и утраты говорит автор оды и о смерти супруги Петра –Екатерины Первой.

Но уже в двенадцатой стихотворной строфе автор снова вспоминает Елизавету Петровну и начинает ее восхвалять, обязательно называя и перечисляя все ее заслуги. Но не забывает Михаил Ломоносов и восхититься богатством и красотой державы российской, ее необъятным полям и просторам. Поэтому-то поэт и призывает обратить на свою родину пристальное внимание и заняться разработкой природных богатств и это поможет развивать науки. Уже свою двадцать вторую стихотворную строфу поэт заканчивает обращением к своим землякам соотечественникам, стараясь убедить их в том, что обязательно нужно заниматься наукой. И вот уже в последней ломоносовской строфе звучит новое прославление Елизаветы Петровны, ведь время ее царствования - это мудрое и миролюбивое время для всей страны.

В своем стихотворном тексте поэт затрагивает огромное количество тем и проблем, поэтому по своему содержанию похож на поэму. Например, тема процветания его родной страны. Поэтому много строф в оде отводится Петру Первому, который для всех царственных особ должен быть образцом. Но при этом поэт рад тому, что нынешняя императрица ведет политику мира и развития просвещения, что, по мнению Михаила Ломоносова, должно и дальше развивать родное государство.

Одна картина оды сменяется другой: сначала это описание картины миры, а затем идет хвала Елизаветы Петровне, которая плавно переходит к восхвалению ее отца - Петра Великого. И для того чтобы создать его образ более полно и насыщенно, поэт вспоминает мифологию, сравнивая Петра с Нептуном и Марсом, которые смогли покорить войну и морские воды. И это помогло сделать Россию могущественной и сильной державой.

Но свой рассказ о великом Петре автор заканчивает на печальной и грустной ноте, повествуя о его трагической смерти. И вскоре начинается новая часть стихотворного сюжета. Теперь поэт опять переносится в современное ему время и надеется на то, что Елизавета продолжит дело своего отца, не будет забывать о развитии науки и стараться укреплять и развивать свое государство. Автор оды даже пытается выработать и те действия, которые она должна для этого совершить.

И Михаил Ломоносов начинает хвалить свою страну, ведь ему действительно есть чем гордиться. Так, страна Россия прекрасна и богата. В ней огромное количество природных богатств. И вот уже перед читателем автор показывает всю свою страну, которые простирается далеко, в ней есть моря и океаны, неизведанный Север и прекрасные горы Урала, невероятный Дальний восток и быстротечная река Амур. И поэт пытается доказать, что такое государство просто невозможно оставить непросвещенным и нельзя не развивать его дальше. Но чтобы можно было освоить такую страну, необходимо иметь огромное количество образованных и грамотных людей. Именно поэтому ломоносовская ода заканчивается неким гимном наукам, образованию и просвещению. Отсюда и такой торжественный пафос всего стихотворного сюжета произведения Михаила Ломоносова.

Художественные особенности сюжета Михаила Васильевича определяются его содержанием и, конечно же, жанром. В нем сохраняется устойчивая рифмовка, а также само произведение написано четырехстопным ямбом, в котором содержится десять строф. Автор использует огромное количество славянизмов, которые помогают ему создать патриотический и торжественный стиль. Использует поэт и обращения, а также огромное количество риторических восклицаний и вопросов. Метафоры и сравнения помогают сделать текст оды более насыщенным и красочным. Литературное наследие Михаила Ломоносова, а особенно его ода, посвященная императрице, занимает почетное место в литературе России.

Урок № 17

Тема: М.В.Ломоносов « Ода на день восшествия на престол…..» Основные темы оды.

Цели :

    познакомить учащихся с одой;

    развивать умение анализировать, составлять план;

    нравственное воспитание учащихся.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : портреты, высказывания,

Ход урока.

    Психологический настрой

    Актуализация знаний .

Эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова А.С.Пушкина « Он был первым нашим университетом»

Давайте расскажем о Ломоносове в форме полилога

    Работа над темой урока

Вступительное слово учителя

Ода – один из любимых жанров Ломоносова, она занимает в его творчестве особое место.

А что такое ода?

М.В. Ломоносров написал больше 20 торжественных од. Они положили начало заказной поэзии, поэзии государственного служения Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев – потому, что способствовали процветанию государства. Идеалом Ломоносова была пресвященная монархия, идеология, которая сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма. Идеальным героем для него был Пётр 1.

Императрица же Елизавета не была слишком похожа на своего отца.

Дома вам было предложено прочесть оду.

    Работа над темой урока

Когда, и в связи с чем была написана ода? (День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Но эта ода была написана ещё по одному конкретному поводу. Российской академии наук был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?

(патриотический восторг, призыв)

Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

(Четырёхстопный ямб. По мнению Ломоносова этот размер усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшему выражению мысли.)

Прослушивание оды в аудиозаписи

    Беседа по содержанию оды

Какие темы затронуты в оде?

Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира

Царей и царств земных отрада

Возлюбленная тишина

Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир – ведь в её царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия

Когда на трон она вступила,

Как Вышний подал ей венец

Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об отце Петре 1

Послал в Россию человека

Каков неслыхан был от века….

Петра 1 Ломоносов считал великим реформатором, просвещённым монархом и гениальным военачальником- подлинным национальным героем. Рассказывая о нём поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии, так например Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии. Такая образность создаёт особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету его изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра 1,его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках…

Для Ломоносова Петр1 – это великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития

В стенах внезапно укреплена

И зданиями окружена

VI . Самостоятельная работа

Составление плана оды.

I . Вступление. Мир – основа блага государства.

II .Главная часть

1.Хвала щедротам Елизаветы

2. Заслуги Петра перед народами России

3. Неисчерпаемые богатства и красота России.

4. Призыв к молодежи.

5.Науки и её роль в российском обществе.

III . Традиционная благодарность монархине за деяния на благо рРоссии.

Чтение плана

VII . Подведение итогов урока

Каковы же основные темы оды?

(Родина, мир. Труд наука, самоотверженность, долг)

Эти слова важны в любое время, и в наши дни тоже

Вернёмся к эпиграфу нашего урока

Что имел ввиду Пушкин, назвав Ломоносова первым университетом?

д\з гимн наизусть

сочинение по составленному плану

VIII .Рефлексия урока

И каким же был для вас сегодняшний урок?

Какова самооценка вашей деятельности?

М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не забываются. Поэзия для Ломоносова – не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова.

Одним из наиболее известных произведений Ломоносова стала ода “На день восшествия Елизаветы Петровны”. Ломоносов начинает ее с прославления мира:

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Послал в Россию человека,

Каков не слыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчану,

Россию, варварству попрану,

С собой возвысил до небес.

Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.

Ода “На день восшествия Елизаветы Петровны” не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец:

Чрез горы, реки и моря,

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Такая огромная страна, просторы которой простираются от западных равнин, через Урал и Сибирь на Дальний Восток, нуждается в образованных людях. Ведь только люди, знающие люди смогут раскрыть все природные богатства России:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободрены,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

В этих строках поэт также обращает внимание читателей на то, что русская земля способна дать умы, равные тем, “каких зовет от стран чужих!”. Он дает понять, что Россия богата не только природными ресурсами, но и способными людьми. Людьми, которые могут не только впитать науку, но и посеять свои плоды. Естественным продолжением оды становятся строки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, –

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и на едине,

В покое сладки и в труде.

Читая эти строки, нельзя не согласиться с автором. Человек, не имеющий знаний, не только неинтересен и скучен сам по себе, он еще ведет такую же жизнь. Не имея знаний, человек не способен развиваться духовно, поэтому, воспевая науку, автор воспевает и человеческую душу. Прославление человека, его души и гения есть основная мысль оды, она является связующей нитью. Наука и знание связывают не только поколения, но и народы. Знание есть основополагающий принцип всего.

Ода Ломоносова есть нечто большее, чем просто литературное произведение – это послание. Послание не только императрице и современникам, но и потомкам. Прекрасный пример того, что потомки следовали его заветам, – государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова.

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, по точному определению В. Г. Белинского, “энциклопедия русской жизни”. Очень интересными, задушевными, волнующим…

Литературная деятельность М. В. Ломоносова проходила в ту эпоху, когда европейская литература находилась в максимальной или минимальной степени под вл…

Михаил Васильевич Ломоносов представляет собой поистине энциклопедиста эпохи Возрождения. И, конечно, в рамках литературы, мы оставляем за кадром разг…

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. М. В. Ломоносов – великий ученый, поэт. Он стал светилом науки XVIII в. и до сих пор его труды не...
  2. Жанр оды позволил Ломоносову соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение....
  3. Гордостью русской науки и литературы был Михаил Василь­евич Ломоносов. Ученый-энциклопедист, сделавший открытия во многих областях науки – физике, химии, математике,...
  4. “Надпись I к статуе Петра Великого” (1748). Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре “надписи”. В произведении подробно определены...
  5. Имя Михаила Ломоносова связано с величайшими открытиями в области науки, однако мало кто знает, что этот удивительно талантливый человек был...
  6. Первые сведения о Ломоносове мы получаем еще в школе: всем знаком “архангельский мужик”, ставший впоследствии феноменальным ученым и первым русским...

М.В. Ломоносов написал «Оду надень восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил ему соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику - автору вопрос, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами Российского государства:

Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец стуком
Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств - залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды - тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль» оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии.

1) Жанровое своеобразие произведения.
Ода - торжественное стихотворение, прославляющее какую-либо значительную личность или историческое событие. Для оды характерна строгая логика изложения.

2) Особенности композиции лирического произведения. Ода имеет трехчастную композицию:

1-я часть - поэтический восторг, хвала адресату, описание его заслуг перед отечеством.

2-я часть - прославление прошлых успехов страны, её правителей; гимн современным просветительским успехам в стране.

3-я часть - прославление монарха за деяния на благо России.

3) Особенности «штиля» оды.
Ода написана «высоким штилем». Это произведение посвящено государыне, автор использует наряду с русскими словами церковно-славянскую лексику: утеха, пользуют, странствах и др.

Как молодые люди могут прослабить Россию? (упорным трудом)

Чем должна являться для человека наука, по мнению М.В. Ломоносова? (отрадой, пищей для ума, помощью в трудных ситуациях и др.)

Личность Г.Р. Державина.
Гаврила Романович Державин был крупнейшим представителем русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Всё состояние семьи заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала Г.Р. Державину получить систематическое образование.

Только в 1759 году (в 16 лет) он смог поступить в Казанскую гимназию, но и там проучился недолго.

В 1762 году Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских юношей он был вынужден начать службу рядовым и только в 1772 году получил офицерский чин. Служил Державин в Преображенском полку в Петербурге. Вместе с полком участвовал в дворцовом перевороте, поставившем на российский престол Екатерину II. Молодой поэт начал писать стихи ещё будучи на солдатской службе; сохранились две тетради того раннего периода творчества.

В 1773 году Г.Р. Державин начал печататься. Гаврила Романович был приверженцем просвещённой монархии, верил в разум и справедливость верховного правителя; резко отрицательно относился к крестьянским восстаниям и участвовал в подавлении Пугачевского бунта. За слишком решительный и смелый характер Державина несколько раз отправляли в отставку.

Слава пришла к поэту только в 1783 году после появления его знаменитой оды «Фелица», посвященной Екатерине 11. Царица, польщенная одой, вернула поэта на службу. Г.Р. Державин достиг высших государственных должностей: был сенатором, государственным казначеем, министром юстиции. Но чиновничья карьера Гаврилы Романовича не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина. Александр I, отстранив его от должности министра юстиции, объяснил свое решение недопустимостью столь «ревностной службы».

Литературная слава и государственная служба сделали Г.Р. Державина богатым человеком. Последние годы жизни он провел в достатке и спокойствии, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Умер поэт в 1816 году.