Министерство финансов рф структура управления и функции. Об утверждении структуры министерства финансов российской федерации. Нормативные акты Минфина

Обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти - федеральными, органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет 16 заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Следует также отметить, что Минфину России разрешено иметь в составе центрального аппарата 20 департаментов по основным направлениям деятельности:

1. Департамент бюджетной политики;

2. Департамент налоговой политики;

3. Департамент управления государственным внутренним долгом;

4. Департамент отраслевого финансирования;

5. Департамент межбюджетных отношений;

6. Валютно-экономический департамент;

7. Департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов;

8. Департамент финансирования государственного аппарата;

9. Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности;

10. Юридический департамент;

11. Департамент макроэкономической политики и банковской деятельности;

12. Департамент страхового надзора;

13. Департамент внешнего долга;

14. Департамент международных финансовых организаций;

15. Департамент государственного финансового контроля;

16. Департамент организации аудиторской деятельности;

17. Информационно-технический департамент;

18. Департамент бюджетных кредитов и гарантий;


19. Департамент валютного контроля;

20. Департамент социальной сферы и науки.

Основные задачи, функции и права Минфина

В соответствии с Положением о Министерстве финансов в РФ, к его основным задачам относят:

Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

Разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;

Управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

Участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:

Государственные финансы в целом — участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определение потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

Государственный бюджет — организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета, разработка предложений по нормативам отчислений от федеральных налогов, размерам дотаций и субвенций, выделяе-мых в бюджеты субъектов РФ, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ;

Внебюджетные государственные федеральные фонды — подготовка предложе-ний о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;

Страхование — участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;

Денежное обращение — разработка и осуществление мер по оптимизации товар-но-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности руб-ля, подготовка предложений по улучшению состояния расчетов в народном хо-зяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспече-ние изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;

Государственный кредит — выпуск государственных внутренних займов РФ, со-гласование общего объема и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении креди-та на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;

Финансовый рынок — разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;

Валютно-финансовые отношения — подготовка предложений по совершенство-ванию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государст-вами и увеличению валютных ресурсов страны, участие в разработке финансовых условий договоров и соглашений с иностранными государствами, валютно-кредитной политики, предложений по использованию валютных средств, прогно-за платежного баланса, формирование таможенной политики, организация рабо-ты по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов, об-служивание государственного внешнего долга, участие в регулировании отпуска драгоценных металлов и камней;

Финансовый контроль — контроль за исполнением федерального бюджета и ис-пользованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций, а также проведение аттестации по аудиту предприятий, объединений, организаций и учреждений, граждан, осу-ществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность, лицензиро-вание аудита;

Организация учета и отчетности — анализ сводной бухгалтерской отчетности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским уче-том и отчетностью предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций, установление форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении структуры Министерства финансов Российской Федерации


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" и пунктом 1.9 Регламента Министерства финансов Российской Федерации , утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 года N 82н ,

приказываю:

1. Утвердить структуру Министерства финансов Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2013 года N 177 "Об утверждении структуры Министерства финансов Российской Федерации".

Министр
А.Г.Силуанов

Приложение. Структура Министерства финансов Российской Федерации

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 11 мая 2016 года N 153


Руководство министерства;

Департамент управления делами и контроля;

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе;

Департамент налоговой и таможенной политики;

Департамент государственного долга и государственных финансовых активов;

Департамент финансовой политики;

Департамент межбюджетных отношений;

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности;

Правовой департамент;

Департамент правового регулирования бюджетных отношений;

Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа;

Административный департамент;

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки;

Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы;

Департамент бюджетной политики и стратегического планирования;

Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета;

Департамент международных финансовых отношений;

Департамент бюджетной политики в отраслях экономики;

Департамент проектного финансирования и инвестиционной политики;

Департамент информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса;

Департамент государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля;

Департамент доходов.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Министерство финансов – специализированный орган исполнительной власти. Функции ведомства сводятся к выработке политики в сферах налогообложения, страхования, бюджетных расчетов, банковской деятельности, обращения ценных бумаг.

Полный перечень направлений утверждается правительством. Реализация планов осуществляется при тесном взаимодействии с другими публичными структурами.

Обзор полномочий

Работа финансовых ведомств в разных странах строится по единому принципу. Отличия сводятся к разграничению компетенции между департаментами и особенностям государственного устройства. Основным регламентом Министерства финансов России является правительственное постановление № 329 от 30.06.04 года. В документе обозначены задачи органа:
  1. Издание нормативных актов. Специалисты ведомства утверждают правила формирования отчетов об исполнении бюджета, ведения государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также единой базы налогоплательщиков. К компетенции министерства отнесено установление бланков деклараций, заявлений и прочих документов в подконтрольных сферах. Система регламентов дополняется разъяснениями и информационными письмами. Следование таким рекомендациям освобождает участников оборота от ответственности за нарушения.
  2. Разработка проекта федерального бюджета. Финансистам поручают распределение средств государственной казны. Итоговый документ с полным обоснованием впоследствии обсуждают и корректируют парламентарии. Министерство берет на себя организационные вопросы. Так, к компетенции ведомства отнесена бюджетная классификация, управление Фондом национального благосостояния, руководство над деятельностью казначейства.
  3. Заключение контрактов и контроль исполнения обязательств. Чиновники выступают от имени России в ходе предоставления гарантий, операций с государственным долгом и эмиссии ценных бумаг. В обязанности Минфина РФ входит учет обязательств страны, в том числе перед регионами и муниципалитетами.
  4. Регулирование отдельных отраслей. Специальные департаменты занимаются координацией политики в сфере аудита, бухгалтерского учета, саморегулирования. В особое направление выделена работа по сертификации драгоценностей и регулированию цен на них. Ключевую роль министерство играет также в контрактной системе (муниципальные и государственные закупки).
Правительственное постановление относит к компетенции органа несколько десятков задач федерального уровня. Обязанностью чиновников является рассмотрение обращений граждан и организаций. Ведомство отвечает на спорные вопросы, формирует практику.

Структура министерства зависит от государственного устройства. Наиболее сложные варианты встречаются в федерациях. Здесь выстраивается многоуровневая система, во главе которой стоит центральный аппарат.

Нормативные акты Минфина

Документы, публикуемые на официальном портале, имеют большое значение для делового сообщества. Они уточняют федеральные законы, дают инструкции по применению нормативных предписаний. В конечном счете, именно финансисты определяют порядок реализации правовых механизмов на практике. На публикации министерства финансов ориентируются:
  • надзорные службы;
  • бизнес;
  • суды;
  • крупные инвесторы.
Перечень остается открытым, поскольку министерство оказывает влияние на многие сферы жизни. Выступления главы ведомства вызывают оживление на фондовом и валютном рынках. В США, например, даже неосторожная или завуалированная реплика способна вызвать резкий взлет или падение котировок.

Роль министерства во многом зависит от места страны на мировой арене. Чем больше государство вовлечено в международную экономику, тем сильнее реагируют рынки на позицию финансистов.

Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Министр финансов РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. В настоящее время Министром финансов в РФ является Силуанов Антон Германович. Министр имеет заместителей: Нестеренко Татьяну Геннадьевну, Горнин Леонид Владимирович, Панкина Дмитрия Владимировича и др., назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Правительством Российской Федерации.

В Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ и Государственного таможенного комитета РФ, а также других руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Важнейшими департаментами Министерства финансов России являются: Департамент управления делами и контроля; Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Департамент бюджетной политики в отраслях экономики; Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки; Департамент бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной и муниципальной службы; Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Департамент финансовой политики; Департамент межбюджетных отношений; Правовой департамент; Административный департамент; Департамент долгосрочного финансового планирования; Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета.

Департамент управления делами и контроля организует функционирование системы документационного обеспечения управления в Министерстве, в том числе с документами ограниченного пользования, соблюдение установленного порядка работы со сведениями, составляющими государственную тайну, методическое руководство работой режимно-секретных органов Министерства, федеральных служб и организаций, находящихся в ведении Министерства, организационное обеспечение деятельности коллегии Министерства, взаимодействие Министерства с органами законодательной (представительной) власти, общественными организациями и средствами массовой информации.

Департамент бюджетной политики обеспечивает осуществление функций Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере, в сфере финансового обеспечения федеральной государственной гражданской службы, а также в отдельных вопросах налоговой сферы. Департамент подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента.

Министерство финансов РФ имеет подведомственные органы власти:

Федеральная налоговая служба (ФНС России), руководителем которой является Мокрецов Михаил Павлович;

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).

Руководитель - Коваль Александр Павлович;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Руководитель - Павленко Сергей Юрьевич;

Федеральное казначейство (Казначейство Российской Федерации), руководителем которого является Артюхин Роман Евгеньевич.

Научным подразделением Минфина РФ является Научно- исследовательский финансовый институт.

Научно-исследовательский финансовый институт Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ - ведомственное экономическое исследовательское учреждение, находящееся в городе Москва.

Министр финансов РФ

Ответственность за оборот финансовых средств в России несет Министерство финансов. Оно занимается разработкой госполитики и регулированием в области налогов, бюджета, банков, страхования и др., а также следит за выполнением обязанностей ответственными учреждениями в данной области. Во главе Минфина стоит Министр по финансам. Он входит в состав кабинета правительства. Его обязанности заключаются в регулировании и контроле работы всего финансового ведомства. Рассмотрим подробнее, кто такой Министр финансов, кем назначается, зачем он нужен и чем занимается?

Министр финансов.

Это руководящий пост при финансовом ведомстве. Министр назначается и снимается с должности Президентом России по указу Правительства. Он несет личную ответственность за выполнение возложенных на Министерство обязанностей, за осуществление госполитики в финансовой деятельности страны.

Помогают Министру его заместители, которые также назначаются на должность и освобождаются от нее правительственным органом страны. Во время его временного отсутствия, замы занимаются исполнением его обязанностей.

Кандидат на место Министра финансов должен иметь определенные навыки и подготовку, а именно:

  • Высшее финансовое образование, ученую степень кандидата или доктора экономических наук.
  • Опыт работы в области финансов на руководящих должностях в органах госвласти страны или субъектах, работа которых связана с экономикой, финансово-кредитными операциями, организацией бюджета, налогами, бухучетом, аудитом и проч.

Обязанности Министра финансов.

Перечень обязанностей, входящих в компетенцию Министра довольно большой. С этим связана и огромная ответственность данной должности. От Министра зависит, как будет работать финансовый механизм страны, будет ли он эффективен. В частности, финансовый Министр:

  • Организовывает работу своих замов и разделяет между ними обязанности.
  • Занимается утверждением структуры своего ведомства и иных структур, подведомственных нему.
  • Назначает и снимает с должности специалистов ведомства, решает вопросы о прохождении госслужбы в своей структуре.
  • Утверждает штатное расписание работы финансового ведомства в пределах выделенного фонда для зарплаты, регулирует расходы на его обеспечение.
  • Согласовывает фонд выплаты труда и количество сотрудников федеральных и региональных органов министерства, подписывает смету на их содержание.
  • Контролирует исполнение обязанностей, возложенных на финансовое ведомство.
  • Подписывает соглашения, по поручению правительства страны, по задачам привлечения зарубежных займов и предоставления по ним правительственных и государственных гарантий.
  • Утверждает отчетность по выполненной работе.
  • Вносит на рассмотрение проекты законодательных или нормативных актов в сегменте финансов.
  • Контролирует деятельность подконтрольных ему федеральных служб
  • Не принимает решения подведомственных ему служб, если они противоречат российскому законодательству.
  • Назначает заместителей руководителей подконтрольных ведомству служб.
  • Награждает почетными званиями и госнаградами РФ служащих Министерства.
  • Подписывает нормативные приказы, а также приказы, носящие ненормативный характер по оперативным и текущим задачам ведомства.

Министр финансов также входит в состав коллегиального собрания, состоящего из начальников Налоговой службы, Таможенного комитета и иных руководящих сотрудников центральных служб, которых утверждает правительство РФ. Данная группа занимается рассмотрением основных вопросов, связанных с налоговой, финансовой, бюджетной и валютной политикой страны. Решение коллегии обычно вступают в силу по приказу Министра. Однако, если появляются разногласия, например, Министр не согласен с вынесенным решением, то вопрос решается на правительственном уровне.

Министр финансов входит в состав научного комитета при своем министерстве. Сюда же входят различные научные работники в области кредитов, финансов, денежного и валютного обращения. Они занимаются вопросами интеграции в практику своих научных достижений, например, по совершенствованию планирования бюджетов, методам бухучета и отчетности, улучшения страхового надзора и проч. Состав таких советов утверждает Министр финансов.

Таким образом, Министр финансов несет огромную ответственность за работу финансовой системы страны. Его слаженные и грамотные действия положительно влияют на работу финансового аппарата. С декабря 2011 года по сегодняшний день должность Министра финансов РФ занимает Антон Германович Силуанов. Он имеет ученую степень кандидата экономических наук, а в 2013 году стал деканом Финансового университета при Правительстве России. Силуанов долгое время работал при Министерстве, имеет орден за заслуги перед отечеством 1,3,4 степени, а также почетные грамоты Президента за достижения в области финансов.