Минюст избавит российские законы от норм времен ссср — российская газета. Применение советских нормативных актов в наши дни Применение нормативных актов ссср


Этот документ весьма важен: пока в России нет собственного Гражданского кодекса, гражданские правоотношения регламентируются Основами гражданского законодательства Союза ССР. Естественно, это создает определенные неудобства — СССР уже нет, условия, определяющие гражданские права и обязанности, значительно изменились. Постановление, разъясняющее порядок применения Основ на территории России, Совет Национальностей ВС должен принять в ближайшее время. Пока мы публикуем проект: мы решили, что ознакомиться с ним будет полезно. Эту публикацию, конечно же, нельзя считать официальной — в окончательный текст документа, возможно, будут внесены некоторые изменения.
Проект
Вносится Комитетом Верховного Совета
Российской Федерации по законодательству
Постановление
Совета Национальностей
О некоторых вопросах применения законодательства бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации
Совет национальностей постановляет:
1. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, #26, ст. 733 — далее Основы гражданского законодательства) применяются на территории Российской Федерации с 3 августа 1992 года к тем гражданским правоотношениям, которые возникли после указанной даты. По гражданским правоотношениям, возникшим до 3 августа 1992 года, Основы гражданского законодательства применяются к гражданским правам и обязанностям, которые возникли после 3 августа 1992 года.
2. Во изменение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, #30, ст. 1800) Основы гражданского законодательства применяются на территории Российской Федерации в пределах и порядке, предусмотренных указанным постановлением, а также с учетом особенностей, установленных настоящим постановлением.
3. Пункт 1 статьи 20 Основ гражданского законодательства применяется к имуществу, созданному или приобретенному производственными кооперативами после 3 августа 1992 года.
4. Установленный статьей 42 Основ гражданского законодательства единый для всех граждан и юридических лиц срок исковой давности в три года подлежит применению к искам юридических лиц, если предусмотренный статьей 78 Гражданского кодекса РСФСР годичный срок исковой давности не истек на 3 августа 1992 года.
Если Гражданским кодексом РСФСР и иными актами законодательства, действующими в установленном порядке на территории Российской Федерации, определены сокращенные сроки исковой давности, то в соответствии с пунктом 2 статьи 42 Основ гражданского законодательства применяются сокращенные сроки исковой давности.
В связи с тем, что согласно пункту 1 статьи 43 Основ гражданского законодательства исковая давность может применяться судами только по заявлению стороны в споре, часть первая статьи 87 Гражданского кодекса РСФСР подлежит применению, если соответствующее требование заявлено стороной в споре.
5. Пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации применяется к гражданским правонарушениям, совершенным после 3 августа 1992 года. На граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства не распространяется.
6. Впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации Положение о поставках продукции производственно-технического назначения, Положение о поставках товаров народного потребления, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 года, применяются на территории Российской Федерации в части, не противоречащей главе 9 Основ гражданского законодательства, а также иным актам законодательства, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации.
7. Пункт 4 статьи 89 и пункт 3 статьи 90 Основ гражданского законодательства применяются к договорам найма жилых помещений в домах, не относящихся к государственному и муниципальному жилищному фонду, заключенным после 3 августа 1992 года.
8. Впредь до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории Российской Федерации применяются положения главы 13 Основ гражданского законодательства, а также Воздушный кодекс СССР, утвержденный Законом СССР от 17 июня 1983 года, Кодекс торгового мореплавания, утвержденный Законом СССР от 13 декабря 1968 года, Устав внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 года, Устав железных дорог, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года, а также Устав автомобильного транспорта, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 года.
9. Пункт 4 статьи 153 Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации не применяется по отношению к вкладам граждан в Сберегательном банке Российской Федерации.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации

Пояснительная записка
к проекту постановления Верховного Совета Российской Федерации "О некоторых вопросах применения Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик на территории Российской Федерации"
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик применяются на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы".
Указанным постановлением определен следующий порядок их применения. Впредь до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации Основы гражданского законодательства применяются за исключением положений, устанавливающих полномочия Союза ССР и республик в области гражданского законодательства и в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года. Положения Гражданского кодекса РСФСР могут применяться, если они не противоречат Основам.
За истекший период времени выявился ряд вопросов, которые, по мнению Комитета по законодательству, нуждаются в решении на уровне постановления Верховного Совета Российской Федерации.
Поскольку в постановлении от 14 июля не был специально определен срок его введения в действие, то указанное постановление вступило в силу с 3 августа 1992 года в соответствии с Законом РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами". Поэтому в пункте 1 настоящего проекта указывается, что Основы применяются именно с 3 августа 1992 года (постановлением Верховного Совета СССР от 31 мая 1992 года "О введении в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик было установлено, что Основы вступают в силу с 1 января 1991 года, однако на указанную дату Союз ССР прекратил существование, поэтому Основы в действие не вступили).
Пунктом 2 настоящего проекта предлагается внести изменения в определенный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля порядок применения Основ.
Пункты 3, 4, 5, 7 настоящего проекта конкретизируют порядок применения отдельных положений Основ гражданского законодательства на территории Российской Федерации применительно к сроку, с которого основы начали применяться, т. е. к 3 августа 1992 года.
Так, пункт 1 статьи 20 Основ гражданского законодательства (пункт 3 проекта) предусматривает, что имущество, находящееся в собственности производственных кооперативов, делится на вклады их членов в соответствии с уставом. В ранее действовавшем законодательстве такого положения не содержалось. Часть имущества кооперативов относилась к неделимым фондам. Кроме того, законодательством и уставами предусматривалось, что часть имущества распределяется по вкладам (паям) членов кооператива. Поэтому в пункте 3 проекта постановления предлагается следующее решение: на вклады членов кооператива может быть разделено лишь имущество, приобретенное кооперативом после 3 августа 1992 года.
Основы гражданского законодательства существенно изменяют положения об исковой давности. В отличие от Гражданского кодекса РСФСР Основы не предусматривают дифференциации сроков исковой давности в зависимости от того, гражданин или юридическое лицо является стороной в споре. Основами определен единый срок исковой давности в три года. В этой связи в проекте определяется (пункт 4), что данный срок исковой давности применяется и к тем искам юридических лиц, по которым действовавший ранее годичный срок не истек на 3 августа 1992 года.
Проект определил и применение сокращенных сроков исковой давности в тех случаях, когда они специально установлены законодательством.
Согласно статье 43 Основ гражданского законодательства исковая давность применяется судами (и арбитражными, и общими) только по заявлению стороны в споре. Поскольку это принципиально новое положение по сравнению с Гражданским кодексом в проекте устанавливается, что после 3 августа 1992 года суд по своей инициативе не может применять правила об исковой давности.
Основы расширили возможности договорного регулирования сроков и других условий найма жилых помещений в домах, не относящихся к государственному фонду. Негосударственные организации вправе сдавать жилые помещения в наем на определенный срок и могут требовать освобождения указанного помещения после его истечения. В проекте (пункт 7) предусматривается, что данное положение не распространяется также и на муниципальный жилищный фонд, а применяться оно может только к тем договорам найма, которые были заключены после 3 августа 1992 года.
В пунктах 6 и 8 проекта предлагается разъяснить, каким образом в соотношении с Основами гражданского законодательства применяются транспортные уставы и кодексы, а также положения о поставках продукции и товаров. Указанные акты являются актами законодательства бывшего Союза ССР (кроме Устава автомобильного транспорта, который был принят на уровне постановления Совета Министров РСФСР).
Предлагается также (пункты 5 и 9 проекта) не применять на территории Российской Федерации пункт 2 статьи 71, но лишь в отношении граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также пункт 4 статьи 153 Основ.
Пункт 2 статьи 71 Основ гражданского законодательства устанавливает повышенный уровень ответственности для предпринимателей (независимо от наличия вины в нарушении обязательства. Обстоятельством, освобождающим от ответственности, является только непреодолимая сила. Данная норма может применяться лишь к правонарушениям, совершенным после 3 августа 1992 года и не может распространяться на граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, поскольку для этих лиц временная нетрудоспособность должна служить основанием для освобождения от ответственности.
Пункт 4 статьи 153 устанавливает, что вклады граждан в сберегательных банках наследуются по общим правилам, т. е. завещание удостоверяется только в нотариальном порядке, а также применяется шестимесячный срок (в том числе и при получении наследства по закону). Гражданским кодексом РСФСР (статья 561) предусмотрено, что вкладчики могут сделать распоряжение банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству. В этом случае вклад не входит в состав наследственного имущества и указанные выше правила, как и правило об обязательной доле в наследстве, на него не распространяется. Учитывая высокую загрузку нотариальных контор, что создает на практике значительные затруднения для граждан, а также уровень инфляции, Комитет по законодательству полагает, что в данном случае целесообразно сохранить порядок наследования вкладов, предусмотренный статьей 561 Гражданского кодекса РСФСР.
Председатель Комитета М. А. Митюков

После провозглашения 12 июня 1990 г. государственного суверенитета России в стране стало приниматься новое российское законодательство, в том числе в области гражданского права. Однако первоначально сохраняли свое действие ранее изданные нормативные акты бывшего СССР, если они не противоречили новым законам России . Это было необходимо в интересах устойчивости и полноты правового регулирования.

При образовании Содружества Независимых Государств была подтверждена необходимость временного применения в России норм ранее действовавшего в СССР гражданского законодательства, поскольку создание нового законодательства России требует значительного времени, а оставлять соответствующие отношения неурегулированными нельзя. В постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" указывается, что на территории РСФСР до принятия ее соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РСФСР, ее законодательству и названному Соглашению .

В дальнейшем потребовалось внести ясность в вопрос о действии в России Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г., содержавших ряд отвечающих рыночной экономике норм, однако формально в силу не вступивших. Верховный Совет РФ принял постановление от 14 июля 1992 г. , согласно которому впредь до принятия нового ГК на территории России применяются названные Основы в части, не противоречащей Конституции РФ и ее законодательным актам, принятым после 12 июня 1990 г. Основы стали применяться в России с 3 августа 1992 г., и их разделы V "Наследственное право" и VII, содержащий нормы международного частного права, сохраняют в РФ свою силу.

Кроме того, Верховный Совет РФ принял 3 марта 1993 г. постановление "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" , в котором названы акты СССР, применяемые на территории России впредь до принятия соответствующих законодательных актов, если они не противоречат новому российскому законодательству. Большинство названных в этом постановлении актов СССР ныне отменены.

По мере принятия в России новых актов гражданского законодательства, отвечающих требованиям рыночной экономики, сфера действия актов бывшего СССР сужается. В связи с принятием частей первой и второй ГК РФ, законы об их введении в действие предусматривают, что с 1 января 1995 г. в России не применяются разделы I, II и III Основ гражданского законодательства 1991 г., поскольку вопросы названных разделов Основ получили свое урегулирование в новом ГК РФ. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. на территории России прекращено действие Правил о договорах подряда на капитальное строительство, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г.

Однако некоторые важные законодательные акты, изданные в СССР, продолжают сохранять свое значение. В их числе - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. о возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей , поскольку новое законодательство по этому вопросу пока не подготовлено.

В РФ сохраняют свое действие также и многие ранее изданные нормативные акты бывших союзных министерств и ведомств, в частности, правила перевозки грузов морским и речным транспортом и некоторые инструкции бывшего Госбанка СССР по расчетам. Эти акты применяются, поскольку их нормы не противоречат последующему законодательству РФ.

1918 г. - принята первая Конституция РСФСР,

1924 г. принята первая Конституция СССР,

1925 г. - обновленная Конституция РСФСР,

1936 г. - новая Конституция СССР,

1937 г. - Конституция РСФСР,

1977 г. - Конституция СССР,

1978 г. - Конституция РСФСР.

При этом наименование РСФСР претерпевало изменения:

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика - с 25 октября (7 ноября) 1917 по 5 декабря 1936 года;

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика - с 5 декабря 1936 года по 26 декабря 1991;

К концу 80-х — началу 90-х гг. действующими Конституциями являлись Конституция СССР, принятая в 1977 г., и Конституция РСФСР от 1978 г. Соответственно, для анализа развала СССР следует обращаться к положениям последних Конституций.

Отдельные положения Конституций СССР

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон)

Союза Советских Социалистических Республик 1977 года (в редакции 26 декабря 1990 года — с изменениями, внесенными Законом СССР от 26.12.1990 № 1861-1)

I . Основы общественного строя и политики СССР

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчётностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих . Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности , обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества. прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР и советские законы.

Статья 5.

III . Национально-государственное устройство

Глава 8. СССР — союзное государство

Статья 72. За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

IХ. Действие конституции СССР и порядок ее изменения

Статья 173 . Конституция СССР обладает высшей юридической силой . Все законы и иные акты государственных органов издаются на Основе и в соответствии с Конституцией СССР.

Статья 174 . Изменение Конституции СССР производится решением Съезда народных депутатов СССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов СССР.

Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей республики.

Статья 2. Вся власть в РСФСР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу РСФСР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.

Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР и советские законы.

Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Статья 31. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин РСФСР является гражданином СССР.

Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяется Законом о гражданстве СССР.

Граждане других союзных республик пользуются на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами РСФСР.

Граждане РСФСР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

XI. Действие Конституции РСФСР и порядок ее изменения

Статья 184. Все законы и иные акты государственных органов РСФСР издаются на основе и в соответствии с Конституцией РСФСР.

Статья 185. Изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу отдельные нормативные правовые акты РСФСР по перечню согласно приложению № 1.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации отдельные нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР по перечню согласно приложению № 2.

Перечень
нормативных правовых актов РСФСР, признанных утратившими силу

1. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 сентября 1943 г. № 788 "Об утверждении инструкции Наркомпроса РСФСР по проведению постановления Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП (б) от 11 августа 1943 г. № 875 "О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ" (СП РСФСР, 1944, № 1, ст. 1).

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 17 февраля 1962 г. № 175 "Об утверждении перечня профессий, должностей и категорий работников железной дороги объединения "Сахалиннефть" Сахалинского совнархоза, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работы, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков" (СП РСФСР, 1962, № 3, ст. 21).

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 февраля 1973 г. № 53 "Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров) работающим по двум должностям палубного и машинного состава".

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 12 ноября 1981 г. № 609 "Об отнесении пастбищ к таежным и горно-таежным в Якутской АССР" (Свод законов РСФСР, 1988, т. 2, с. 261).

Перечень
нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР, признанных не действующими на территории Российской Федерации

1. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 2 января 1929 г. "О семичасовом рабочем дне" (СЗ СССР, 1929, № 4, ст. 30).

2. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 18 ноября 1929 г. "Об условиях труда работников мелко-розничной торговой сети" (СЗ СССР, 1929, № 74, ст. 705).

3. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР № 52, Совета Народных Комиссаров СССР № 691 от 15 декабря 1930 г. "О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы" (СЗ СССР, 1930, № 60, ст. 641).

4. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 августа 1931 г. № 678 "Об изменении трудового законодательства" (СЗ СССР, 1931, № 51, ст. 334).

5. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 мая 1935 г. № 823 "О мероприятиях, предотвращающих образование задолженности по заработной плате учителям" (СЗ СССР, 1935, № 25, ст. 201).

6. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 25 июля 1935 г. № 1563 "О порядке исчисления среднего заработка за время очередного и дополнительного отпусков" (СЗ СССР, 1935, № 40, ст. 333).

7. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 3 марта 1936 г. № 414 "Об оплате труда на лесозаготовках" (СЗ СССР, 1936, № 16, ст. 138).

8. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР № 93, Совета Народных Комиссаров СССР № 536 от 31 марта 1937 г. "Об отмене постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. "О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы" (СЗ СССР, 1937, № 23, ст. 93).

9. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б), Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле" (СП СССР, 1939, № 1, ст. 1).

10. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 декабря 1940 г. № 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников" (СП СССР, 1940, № 32, ст. 806).

11. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 9 января 1944 г. № 30 "О повышении заработной платы зоотехническим и ветеринарным работникам" (СП СССР, 1944, № 2, ст. 26).

12. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 30 декабря 1945 г. № 3219 "Об улучшении бытовых условий и расширении льгот для работающих в Печорском угольном бассейне и Ухтинском комбинате НКВД СССР".

13. Постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. № 776 "О переселении колхозников и другого населения в Южно-Сахалинскую область в 1946 году".

14. Пункт 41 в части Б постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1946 г. № 956 "О мерах по обеспечению добычи и вывоза угля в Печорском угольном бассейне в 1946 году".

15. Инструкция ВЦСПС и Министерства финансов СССР о порядке исчисления трудового стажа, дающего право на получение процентных надбавок к заработной плате или единовременного вознаграждения за выслугу лет, утвержденная постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1949 г. № 338 (СП СССР, 1949, № 3, ст. 24).

16. Постановление Совета Министров СССР, Центрального Комитета КПСС от 6 марта 1954 г. № 373 "О заработной плате работников совхозов и конных заводов системы Министерства совхозов СССР".

17. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 9 апреля 1959 г. № 377 "О переводе на семичасовой рабочий день, повышении и упорядочении заработной платы работников предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности".

19. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 19 сентября 1959 г. № 1120 "О сроках завершения перевода на семи- и шестичасовой рабочий день и упорядочения заработной платы рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства СССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 266).

20. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. № 45 "О переводе на семичасовой рабочий день и об упорядочении заработной платы работников морского транспорта".

21. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 19 февраля 1960 г. № 230 "О переводе на семичасовой рабочий день и об упорядочении заработной платы работников киносети и кинопроката".

22. Пункт 2 изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1960 г. № 148, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1960 г. № 805 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с упорядочением льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (СП СССР, 1960, № 14, ст. 118).

23. Постановление Совета Министров СССР от 11 августа 1960 г. № 891 "Об упорядочении заработной платы работников гражданского воздушного флота".

24. Пункт 1 изменений, которые вносятся с 1 января 1961 г. в решения Правительства СССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. № 611 "О списках производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 7 сентября 1961 г. № 821 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. № 611" (СП СССР, 1961, № 14, ст. 110).

25. Пункт 3 изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 25 мая 1963 г. № 591 "О признании утратившими силу и об изменении решений Правительства СССР в связи с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (СП СССР, 1963, № 10, ст. 105).

26. Пункт 7 постановления Совета Министров СССР от 27 сентября 1963 г. № 1020 "Об улучшении ветеринарного дела и усилении государственного ветеринарного контроля в стране" (СП СССР, 1963, № 18, ст. 189).

27. Постановление Совета Министров СССР от 19 февраля 1965 г. № 96 "О дополнительном отпуске трактористам-машинистам, трактористам и бульдозеристам" (СП СССР, 1965, № 3, ст. 18).

28. Постановление Совета Министров СССР от 20 сентября 1965 г. № 708 "О введении новых условий оплаты труда творческих работников и административного персонала театров, концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов и цирков".

29. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 22 апреля 1966 г. № 311 "О повышении материальной заинтересованности трактористов-машинистов совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства в увеличении производства продукции" (СП СССР, 1966, № 8, ст. 81).

30. Постановление Совета Министров СССР от 26 мая 1966 г. № 394 "Об установлении для рабочих подразделений гражданской авиации ежегодного дополнительного трехдневного отпуска за непрерывную работу в одном подразделении" (СП СССР, 1966, № 9, ст. 97).

31. Пункт 66 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465 "О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур" (СП СССР, 1966, № 11, ст. 114).

32. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 20 июля 1967 г. № 730 "О мерах по обеспечению высоких темпов развития черной металлургии в соответствии с Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 гг." (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 257).

33. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 12 января 1968 г. № 42 "О мерах по обеспечению капитального строительства кадрами" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 262).

34. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 14 апреля 1971 г. № 222 "О мерах по улучшению условий труда и закреплению механизаторских кадров в сельском хозяйстве" (СП СССР, 1971, № 8, ст. 65).

35. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 2 июня 1971 г. № 339 "О повышении минимального размера заработной платы и увеличении ставок и окладов среднеоплачиваемых рабочих и служащих железнодорожного транспорта и метрополитенов и о мерах по закреплению кадров на железнодорожном транспорте" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 260).

36. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 2 марта 1972 г. № 164 "О мерах по дальнейшему увеличению производства и улучшению качества продукции овцеводства" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 506).

37. Постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1973 г. № 477 "О некоторых мерах по закреплению кадров на предприятиях Министерства легкой промышленности СССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 257).

38. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г. № 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" (СП СССР, 1973, № 21, ст. 116).

39. Пункт 12 постановления Совета Министров СССР от 17 января 1975 г. № 50 "О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития".

40. Абзац седьмой пункта 5 постановления Совета Министров СССР от 8 января 1976 г. № 26 "Об организации комплексного централизованного обслуживания средств электронной вычислительной техники".

41. Пункт 48 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 января 1977 г. № 49 "О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976 - 1980 годах" (Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 114).

42. Пункт 31 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 1 сентября 1977 г. № 820 "О мерах по повышению эффективности использования сельскохозяйственной техники, улучшению ее сохранности, обеспечению колхозов и совхозов кадрами механизаторов и закреплению их в сельском хозяйстве" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 363).

43. Постановление Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. № 1109 "О дополнительных мерах по обеспечению выполнения установленных народнохозяйственным планом на 1976 - 1980 годы заданий по развитию производства минеральных удобрений, химических средств защиты растений и сырья для них".

44. Пункт 6 постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1979 г. № 466 "О дополнительных мерах по закреплению кадров в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны РСФСР" (Свод законов СССР, 1990, т. 3, с. 344).

45. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 18 октября 1979 г. № 948 "О дополнительных мерах по закреплению кадров на железнодорожном транспорте" (Собрание действующего законодательства СССР, т. 58, с. 72).

46. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 13 декабря 1979 г. № 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" (СП СССР, 1980, № 3, ст. 17).

48. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" (СП СССР, 1981, № 13, ст. 75).

49. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 г. № 402 "О мерах по развитию коневодства" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 511).

50. Абзацы второй и третий пункта 1 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 мая 1982 г. № 436 "О дополнительных мерах по закреплению в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях работников, занятых в животноводстве" (СП СССР, 1982, № 17, ст. 92).

51. Пункт 27 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 24 марта 1983 г. № 235 "О дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населения" (Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 499).

52. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 июля 1983 г. № 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины" (СП СССР, 1983, № 21, ст. 116).

54. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12 мая 1986 г. № 541 "Об усилении материальной заинтересованности и повышении ответственности работников служб технического контроля объединений и предприятий и органов Государственной приемки за обеспечение выпуска продукции высокого качества".

55. Пункт 20 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 11 декабря 1986 г. № 1472 "О мерах по повышению эффективности и улучшению организации племенного дела в животноводстве" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 502).

56. Подпункт "а" пункта 1 изменений, которые вносятся в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, утвержденных постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1988 г. № 953 "О признании утратившими силу и внесении изменений в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам планирования, материально-технического снабжения и некоторым другим вопросам".

57. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" (СП СССР, 1989, № 29, ст. 122).

58. Постановление Совета Министров СССР от 18 ноября 1989 г. № 1003 "О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии" (СП СССР, 1990, № 1, ст. 5).

59. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 21 декабря 1989 г. № 1128 "О частичном изменении постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677" (СП СССР, 1990, № 2, ст. 11).

Обзор документа

Признаны недействующими некоторые акты СССР. Кроме того, признаны утратившими силу на территории Российской Федерации акты РСФСР.

В числе актов СССР - о повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ; об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава.

В перечень актов РСФСР включены, в частности, постановления о условиях труда работников мелко-розничной торговой сети; об оплате труда на лесозаготовках; об упорядочении зарплаты работников гражданского воздушного флота.

Принимая нормативный правовой акт, законодатель стремится урегулировать ту или иную сферу общественных отношений, создать справедливые и понятные всем участникам отношений правила поведения. Нормы права могут как создавать новые общественные отношения, так и закреплять уже существующие. Появление нового закона в сфере образования направлено на решение двух задач. Во-первых, реформировать систему образования, установив новые правовые институты. Во-вторых, упорядочить правовое регулирование образовательных отношений, проведя систематизацию законодательства. И в первом, и во втором случае для успешного решения поставленных задач вместе с принятием нового закона необходимо «расчистить» законодательный массив, отменив те нормативные акты, которые уже фактически перестали действовать. В теории права можно встретить несколько способов прекращение действия нормативного правового акта:

прямая отмена нормативного правового акта;

фактическая отмена одного нормативного правого акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же предмету правового регулирования;

истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен;

исчезновение общественных отношений, на урегулирование которых был направлен нормативный правовой акт .

В данном случае происходит смешение двух понятий: прекращение действия нормативного правового акта и прекращение действия нормы права. Нормативный правовой акт может прекратить свое действие, только по двум основаниям: или принята норма об его отмене, или истек срок, на который он был принят. В остальных случаях акт будет продолжать действовать, не имея при этом никаких юридических последствий. Действие формально неотмененных, однако фактически не регулирующих общественные отношения актов создает трудности для правоприменителя при выборе нужной нормы права. В идеальной ситуации нормативный правовой акт, который перестал фактически регулировать общественные отношения, должен быть отменен формально.

Отмена нормативных правовых актов может быть оформлена тремя различными способами. Во-первых, с принятием закона может быть принят закон о его введении в действие, где будут содержаться нормы об отмене ранее действовавших актов. Такая практика характерна при принятии кодексов. Во-вторых, могут приниматься специальные акты, содержанием которых является только отмена нормативных правовых актов. На современном этапе нормотворчества такие акты принимаются достаточно редко и в основном на подзаконном уровне . Законодатель стремится своевременно отменять «устаревшие» акты. Наиболее эффективно это получается делать третьим из возможных способов – включением специальных норм об отмене ранее действовавших норм в текст акта, содержащего новые правила поведения. По такому пути и пошел законодатель при принятии федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Комментируемые статьи, отменяют действия ранее принятых актов.

Отмена нормативных правовых актов в сфере образования преследует несколько задач, важнейшей из которых является систематизация законодательства в сфере образования для удобства его использования правоприменителями. Несмотря на то, что новый закон не получил название кодекса, он является базовым законом, регулирующим отношения в сфере образования. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать данному закону (п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В данном случае отмена ранее принятых нормативных правовых актов не означает кардинальной реформы системы образования. Многие нормы, содержавшиеся в отмененных законах, воспроизводятся в новом законе. Отмена же актов необходима для устранения коллизии и упрощения работы с данными нормами, так как они содержатся в одном акте. Еще одна задача при отмене актов – исключить правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые фактически перестали существовать. Так, например, в Постановлении Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года № 13-11 «Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» содержится положение об основах идейно-политического воспитания: «В идейно-политическом воспитании во главу угла надо поставить формирование сознательного гражданина, с прочными коммунистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, историческом опыте КПСС» . Несомненно, в современных общественно-политических реалиях данная норма морально устарела.

Обе комментируемые статьи содержат перечни актов, действие которых отменяется на территории Российской Федерации. Необходимость двух статей, посвященных данному вопросу, обусловлена различием правовой природы актов в них содержащихся. Статья 109 признает акты не действующими на территории Российской Федерации. В данной статье содержатся акты, изданные от имени СССР. Статья 110 признает утратившими силу актов РСФСР и Российской Федерации. Разница между актами, отмененными на территории Российской Федерации, и актами, утратившими силу, заключается в особенностях юридической техники, а также действии актов во времени и пространстве.

СССР прекратило свое существование, а Российская Федерация является правопреемником СССР на международной арене. Однако в вопросе действия нормативных правовых актов СССР вопрос решается иначе. Для того чтобы дать ответ на вопрос о действии нормативных правовых актов, принятых в советский период, необходимо рассмотреть раздел 2 и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которыми законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, ей не противоречащей. При этом применяться может только тот акт, который был официально опубликован. Таким образом, если акт издан в советский период и не противоречит Конституции РФ, был официально опубликован, то данный акт признается действующим на территории Российской Федерации.

В состав СССР к моменту его распада входило 15 союзных республик, в их числе и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Акты, принимаемые на общесоюзном уровне, то есть на уровне СССР, действовали на территории всего Советского Союза, в том числе и на территории РСФСР. После распада СССР в конституциях многих вновь образованных государств закреплялось переходное положение о продолжении действия актов СССР. На современном этапе отменить действие акта СССР Российская Федерация не может, так как эти акты могут продолжать действовать на территории государств, входивших ранее в СССР. Такая отмена значила бы вмешательство в суверенитет других государств. Именно по этой причине в отношении любых актов, принятых от имени СССР, Российская Федерация может лишь приостановить их действие на своей территории. В отношении же актов РСФСР Российская Федерация полномочна принять решение об их отмене.

Вызывает интерес правовая природа утративших силу актов. По общему правилу акты отменяются актами равной юридической силы. Так законы отменяются законами, акты правительства – актами правительства и т.д. Однако в перечне актов, не действующих на территории Российской Федерации и подлежащих отмене, помимо собственно законов содержатся и иные акты: указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета, постановления Президиума Верховного Совета СССР.

Правовая природа таких актов требует отдельного пояснения. Трудность в их определении или даже перечислении заключается в том, что нельзя определить исчерпывающий перечень вопросов, которые могли быть решаемы Верховным Советом. Как высший государственный орган СССР он мог принять к рассмотрению любой вопрос государственной жизни, отнесенной к общесоюзной компетенции. В форме постановлений, как правило, принимались распорядительные акты. Например, об утверждении персонального состава органов власти, прямо подотчетных Верховному Совету (Президиум, Совет Министров, Верховный Суд, Генеральный прокурор), об утверждении государственного бюджета и об одобрении политики советского правительства по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. С точки зрения юридической силы, перечисленные постановления в системе источников советского права были выше, чем акты всех других органов государственной власти союза и республик.

Неоднозначные по своей юридической природе правовые акты Президиума Верховного Совета СССР являются следствием неясности в определении положения данного органа власти в системе государственного управления . Среди форм правовых актов Президиума Верховного Совета можно выделить указы и постановления. Постановления Президиума представляли собой акты внутриорганизационного характера, регламентирующие деятельность самого Президиума и его аппарата. Со временем в процессе реализации своих функций перед Президиумом возникла необходимость использовать формы постановления для принятия актов, сфера регулирования которых выходила за рамки организации работы Президиума. Наиболее часто такая форма использовалась при оформлении совместных решений Президиума и иных государственных или партийных органов. В форме постановлений принимались также и акты официального толкования, так называемые интерпретационные акты.

Другой формой актов, издаваемых Президиумом Верховного Совета СССР, являлись указы. Указы, в свою очередь, подразделялись на два вида: нормативные и распорядительного характера. Первые подлежали утверждению Верховным Советом .

Таким образом, утратившими юридическую силу были признаны не только нормативные, но и распорядительные и интерпретационные акты.

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Спарк, 1998.


См.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2955; Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4924 и др.


См: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 245 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) РСФСР»// Собрание законодательства РФ. 2012. № 15. Ст. 1777; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 634 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4069 и др.


Ведомости Верховного Совета СССР. 1984. № 16. Ст. 237.


Кравцов Б. П. Верховный Совет СССР. М., 1954; Беспалый И. Т. Президиум Верховного Совета союзной республики. М., 1959; Кутафин О. Е. Взаимоотношения постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР // Советское государство и право. 1966. № 4; Кузнецов И. Н. Компетенция Президиума Верховного Совета СССР и правовые проблемы ее регламентации // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 8.


Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М., 1967. С.111


Гинзбург Юрий Владимирович, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 января 2016 года.