Многопартийность в ссср. Партии и многопартийность в ссср на завершающем этапе его существования

Возникновение и развитие "неформального общественного движения" в 1986-88 гг. было обусловлено глубинными сдвигами в общественно-политической жизни России. Явившись реакцией общества на инициированные "сверху" перемены, неформальные движения, несмотря на свой неофициальный характер, поначалу действовали в русле политики, проводимой правящим политическим режимом. В деятельности неформалов не было организованного протеста авторитарной системе, вызов ей содержался в самом существования альтернативных движений. В своем развитии неформальное движение принимало, различные организационные формы: движения молодежной контркультуры, национально-культурные и экологические объединения. Однако прообразами первых политических партий стали разного рода общественно-политические кружки и дискуссионные клубы: Всесоюзный социально-политический клуб, Клуб социальных инициатив. многопартийность народный фронт протопартийный

Исходным моментом становления многопартийности в России является 1987 год, после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, провозгласившего новый курс партии на демократизацию общества. К началу 1988 г. неформальное движение в СССР вступило в стадию генерализации, на которой различными неформальными организациями были предприняты попытки к объединению на основе критического отношения к социально-политической действительности. В этом году в результате стихийных массовых акций по всей стране стали формироваться народные фронты. (Причем следует отметить, что поводами для проведения акций часто служила необходимость подготовки к мероприятиям, инициированным органами государственной власти: к XIX Всесоюзной партконференции и особенно - к выборам народных депутатов СССР с ноября 1988 г. по весну 1989 г.) В апреле 1988 г. был создан Народный фронт Эстонии, летом 1988 г. - Московский народный фронт, объединивший более 25 организаций. Особенностью народно-фронтовского этапа развития многопартийности явилась организационная разобщенность и региональная раздробленность: вплоть до конца 1989 г. региональные народные фронты не имели единого координирующего органа. Центрами создания народных фронтов в регионах являлись крупные промышленные города. Членов этих протопартийных организаций объединяло отношение к ряду наиболее актуальных проблем общественной жизни (борьба с бюрократизмом, разделение полномочий партийных и советских органов, вопросы межнациональных отношений и т.д.) и, одновременно, фактическое отсутствие перспективной программы действий. В реальности их политическая платформа "сводилась к набору декларативных общедемократических лозунгов, против которых не выступала практически ни одна политическая сила в стране».

Вместе с тем в наиболее развитых образованиях такого рода уже в 1988 г. наметилась определенная идеологическая диверсификация, приведшая в ряде случаев к организационному размежеванию. На втором этапе общемосковской конференции фронта (21 июня 1986 г.) победили "твердые социалисты", а после того, как 4 представителя "большинства" объявили себя "Координационным советом Народного Фронта", группы, входящие в "меньшинство", заявили о своем выходе из ОК МНФ. Позже, в 1989 г., в Московском народном фронте также возникали различные несоциалистические "фракции": "Демопатриотическая фракция", "Демократическая фракция" и др. Однако в борьбе с "социалистическим" по своему составу руководством МНФ они всегда терпели поражение. С другой стороны, нельзя не согласиться и с мнением одного из активистов МНФ А.Головина, считающим, что все эти разногласия отступали перед тем, что объединяло членов фронта - "протестом против советского истэблишмента".

В 1988 г. началось создание неформальных движений четко обозначенной антисистемной политической ориентации. Наиболее рельефно она проявилась у первой оппозиционной политической организации - партии "Демократический союз" (создан участниками семинара "Демократия и гуманизм" во главе с Е.Дебрянской и В.Новодворской; учредительный съезд - 7-9 мая 1988 г.). Членов ДС, бывших приверженцами самых различных политических взглядов - от монархических и либеральных до еврокоммунистических - объединяло радикальное неприятие существующей власти как тоталитарной и антидемократической. Одновременно на другом полюсе политического спектра возникают организации внешне оппозиционные правящему режиму, но фактически выступающие в качестве "групп поддержки" его наиболее консервативно настроенных представителей. К этим группам можно, в частности, отнести уже упоминавшуюся "Память", идеологию которой в период с 1986 по 1989 г. можно квалифицировать как "национал-большевистскую".

Состоявшиеся весной 1989 г. выборы народных депутатов СССР способствовали окончательному приданию неформальному движению политического характера. В этот временной отрезок создаются протопартийные структуры, сформированные на основе постоянно функционирующих групп поддержки народных депутатов демократической ориентации. Во время и после выборов эти группы выступили организаторами массовых митингов в Лужниках (Москва). Летом 1989 г. на базе объединений "Демократические выборы" и "Комитет 19-ти" (движение сторонников Б.Ельцина), Клуба избирателей Академии наук, Координационного совета МНФ, клуба избирателей "Мемориала" и др. было учреждено Московское объединение избирателей.

Одновременно в 1989 г. ряд организаций провозгласили себя самостоятельными партиями. В мае состоялся учредительный съезд Конфедерации анархо-синдикалистов, в августе был учрежден Христианско-демократический союз России, в сентябре - Союз конституционных демократов. В конце 1988г. выделилась Демократическая партия, которая тут же раскололась на две партии. И та и другая позже пережили серию расколов, слияний и переименований, породив несколько карликовых партий: Консервативную партию, Российскую демократическую партию и Российскую буржуазно-демократическую партию, Демократическую партию СССР.

На съезде народных депутатов СССР летом 1989 г. была образована Межрегиональная депутатская группа (лидеры - А.Сахаров, Б.Ельцин, Ю.Афанасьев, Г.Попов) - прообраз парламентской фракции. МДГ выступила за отмену шестой статьи Конституции СССР (о "руководящей роли КПСС"), демократизацию избирательной системы, принятие демократических законов о печати, о земле, о собственности и пр. Вместе с формированием демократических структур происходила и кристаллизация группировок, приверженных ортодоксальной коммунистической идеологии. Так, в июле 1989 г. был создан Объединенный фронт трудящихся, занявший резко негативную позицию по отношению к реформаторской политике союзного руководства.

Еще в конце 80-х гг. политическая система СССР во многом утратила свой однопартийный характер. Связано это было не только с появлением альтернативных объединений, но и со скрытым размежеванием внутри самой правящей партии - КПСС, в недрах которой вызревали различные идейно-политические течения: реформистское, демократическое крыло в лице "Демократической платформы в КПСС" (впоследствии ее актив влился в состав ряда демократических партий), "центр" во главе с М.Горбачевым и ортодоксально-коммунистическое крыло. Каждое из этих направлений, в свою очередь, распадалось на ряд различающихся по степени радикализма политических группировок.

Закономерным итогом данного этапа развития российской многопартийности явилось решение Съезда народных депутатов РФ об отмене шестой статьи Конституции СССР (январь 1990 г.), фактически признающее право на существование за другими, кроме КПСС, политическими партиями. С признанием многопартийности в СССР возникла реальная возможность для институционализации различного рода неформальных объединений и реорганизации их в политические партии. Однако создание первых политических протопартийных объединений не сопровождалось их консолидацией. Более того, становление партий нередко происходило за счет разукрупнения уже имевшихся неформальных объединений. При этом базой для создания партий выступали не структуры народных фронтов, а политические клубы и кружковые объединения.

Главные мотивы, которыми руководствовались учредители партий на этапе стихийной многопартийности - необходимость создания собственной политической базы и стремление занять идеологическую "нишу" в формирующемся политическом спектре. Первое явствует из анализа динамики партиобразования, пик интенсивности которого пришелся на апрель-июнь 1990 г. (время подготовки и проведения I Съезда народных депутатов РСФСР), а также социального состава партийного руководства, большинство членов которого являлись народными депутатами. О втором свидетельствует тот факт, что значительное число образованных в тот период политических партий в качестве своей политической основы избрали определенные идейно-политические течения: социал-демократизм, либерализм, национал-патриотизм (этнократизм), экологизм и т.д. Наиболее заметные политические организации, созданные в это время, принадлежали к либеральному (демократическому) течению. Так, в мае 1990 г. была создана Социал-демократическая партия Российской Федерации, которая, несмотря на свое название, была программно близка к прочим демократическим партиям. Ряд весьма известных партий породила "Демократическая платформа в КПСС". Раньше всех к решению о необходимости создания собственной партии пришла наиболее радикальная часть "ДП в КПСС" во главе с Н.Травкиным, учредившая в мае 1990 г. Демократическую партию России. Наконец, в августе 1991 г. участники "Демплатформы", не пожелавшие в 1990 г. покинуть КПСС, приняли участие в создании Демократической партии коммунистов России (в октябре 1991 г. переименована в Народную партию "Свободная Россия"; лидер - А.Руцкой). Наконец, последними "выходцами" из КПСС можно считать инициаторов создания Движения демократических реформ, создавших в июле 1991 г. оргкомитет учредительной конференции Движения демократических реформ.

Под вполне либеральными лозунгами начала свою деятельность Либерально-демократическая партия Советского Союза В.Жириновского.

Параллельно с организациями демократической ориентации интенсивно создавались организации национал-патриотической (этнократической) направленности. Выходцами из "Памяти" явился ряд радикально-националистических партий: Республиканская народная партия России (позже - Национально-республиканская партия России; учреждена в апреле 1990 г.; лидер - Н.Лысенко), движение "Русское национальное единство".

Период 1990-91 гг. явился временем более четкой структуризации союзного парламента. На Съезде народных депутатов СССР появилось четко определившееся консервативное крыло в лице группы "Союз" (декабрь 1990 г.). Членов этой группы (ортодоксальных коммунистов, монархистов, депутатов в целом демократических убеждений) объединяло стремление сохранить СССР в виде федеративного (а фактически унитарного) государства. Однако в сложившейся политической ситуации деятельность группы приобретала отчетливо антиреформистский характер. Ряд народных депутатов СССР вошел в объединение "Согласие" (май 1991 г.), поставившее своей целью сформировать в союзном и российском парламенте политический "центр".

Устранение КПСС с политической арены привело, вопреки многим ожиданиям, не к интенсивному развитию многопартийности, а к переходу апартийной системы в качественно новую фазу, когда прежней монопольно властвующей партии уже не существовало, а многопартийная протосистема все еще была отдалена от настоящей политики и предельно атомизирована. На протяжении осени 1991 г. - лета 1992 г. российская партийная протосистема пребывала в раздробленном состоянии - вследствие исчезновения биполярной системы координат. Вместе с тем этот короткий период был чрезвычайно важным для будущности российской многопартийности. Он ознаменовался идейно-политической индивидуализацией партий, их превращением из "групп скандирования" в самодостаточные объединения. Прежде всего, эти изменения коснулись содержания политических платформ партий и движений. Если ранее политические программы носили "книжный" характер, а политическое поведение партии определялось прежде всего негативным отношением к КПСС и лишь потом - расхождениями программного характера, то послеавгустовский период развития многопартийности обнажил эти разногласия и наполнил абстрактно-теоретические декларации конкретным социально-политическим содержанием.

Параллельно, на фоне стремительного падения интереса населения к политической жизни, произошло резкое уменьшение фактической численности политических партий, прежде всего за счет оттока рядовых членов, жизненные интересы которых не были напрямую связаны с политикой. Партийная деятельность профессионализировалась на всех уровнях, в большинстве партий профессиональные функционеры составляли едва ли не половину фактической численности партии. Как следствие - происходила формализация партийных организаций с одновременной кристаллизацией партийной элиты, как правило не включенной в систему властных структур. Интересы этого слоя, вернее его верхушки, все чаще определяли политическую линию партий и движений.

Примерно в то же время структурные изменения в социальной сфере вызвали потребность в наличии партий, основным предназначением которых стало отстаивание групповых интересов определенных слоев общества. Первыми, не очень удачными попытками создания таких объединений стали Партия экономической свободы и Партия консолидации, заявившие о поддержке частного предпринимательства, а также Всероссийский союз "Обновление", ориентирующийся на социальные интересы директорского корпуса. На практике эти партии представляли собой узкие элитные группировки.

Таким образом, изменения политических ориентиров и организационной структуры партий подготовили почву для межпартийного взаимодействия в качественно новых условиях, где основным стимулом партийно-политических перегруппировок служила не абстрактно понимаемая общность программных устремлений, а прагматизм и политический расчет.

Что касается конфигурации политического пространства России в описываемый период, то ее развитие заключалось в возникновении, расцвете и закате своеобразной "троецентрической" модели, характеризовавшейся борьбой трех основных политических сил: демократов, "непримиримой" ("объединенной", "право-левой") оппозиции и "центристов" ("конструктивной оппозиции"). Первый из этих лагерей сложился еще в предыдущий период (1990-91 гг.), второй начал складываться после августа 1991 г. из "обломков" КПСС, третий формировался из сторонников первого лагеря и частично из сил, ранее политически аморфных (вернее, готовых приспосабливаться к любому политическому режиму). Крах КПСС неизбежно должен был повлечь за собой нарушение того хрупкого единства, которое к лету 1991 г. сложилось в лагере демократов. Ранее демократические партии объединялись на основе т.н. негативного консенсуса, их сплачивало наличие единого противника - КПСС. Теперь же основа для их объединения просто исчезла. Ждать "разброда и шатаний" в демократическом движении пришлось недолго. На проходившем 9-10 ноября 1991 г. II съезде "ДемРоссии" из движения вышли участники блока "Народное согласие" - ДПР, РХДД и КДП-ПНС. Раскол произошел по причине как идейных, так и организационных разногласий. "Травкинцы", демохристиане и кадеты были недовольны тем, что их фактически оттеснили от руководства "ДемРоссией". Кроме того, они были не согласны с линией на "единую, но делимую Россию" и фактический роспуск СССР. На этом расколы в "ДемРоссии" не кончились. В январе 1992 г. на пленуме Совета представителей "Демократической России" лидеры радикального крыла "демороссов" - Ю.Афанасьев, Ю.Буртин, Л.Баткин, Б.Денисенко и М.Салье - заявили о своем несогласии со слишком оппортунистической, по их мнению, линией руководящего "большинства" движения во главе с Г.Якуниным и Л.Пономаревым по отношению к тогдашней исполнительной власти. После неудачных для них результатов выборов в руководящие органы "ДемРоссии" они приостановили свое членство в движении, а в марте 1992 г. окончательно вышли из него. Тогда же, в марте 1992 г., о выходе из "ДемРоссии" заявили и партии, образовавшие в январе 1992 г. блок "Новая Россия" (СДПР, НПР, Крестьянская партия России, Социально-либеральное объединение РФ и др.). Причиной выхода блока из "ДемРоссии" явилось, скорее всего, недовольство сосредоточением руководства движением в руках сторонников Л.Пономарева и Г.Якунина. Свой откол члены "Новой России" обосновывали также несогласием с "приспособленческой" линией официального руководства "ДемРоссии".

Международное Движение демократических реформ, учредительный съезд которого прошел в декабре 1991 г. Однако и ему это оказалось не по силам - главным образом из-за репутации "партии перекрасившихся номенклатурщиков". Кроме того, МДДР проявило полную неспособность наладить хоть какую-нибудь работу, кроме заседаний своих центральных органов. Распад СССР и прогрессирующая автономизация бывших союзных республик окончательно перечеркнули перспективы развития движения. Не смогло стать объединителем демократов и образованное в феврале 1992 г. Российское движение демократических реформ. После того, как большинство делегатов учредительного съезда РДДР высказались в пользу института председательства, а не сопредседательства, и избрали на пост председателя движения Г.Попова, из РДДР вышли Республиканская партия РФ и Народная партия "Свободная Россия".

Летом 1992 г. попытку объединения демократических сил сделали лидеры депутатской группы "Реформа" и парламентской Коалиции реформ, включавшей в себя фракции "Демократическая Россия" и "Радикальные демократы". 4-5 июля 1992 г. в Москве был проведен Форум сторонников реформ, в котором приняло участие около 40 организаций, в том числе "ДемРоссия", РДДР, РПРФ, Российская партия свободного труда и др., а также ряд общественных и предпринимательских структур. Платформой для сплочения всех этих организаций была заявлена безусловная поддержка реформ, проводимых правительством Гайдара. В сентябре 1992 г. 26 участников июльского Форума сторонников реформ (11 из них являлись коллективными членами "ДемРоссии") создали объединение "Демократический выбор". Однако ДВ ушел в небытие, так и не предприняв ни одной сколько-нибудь значимой акции.

Наконец, последняя попытка объединить демократические организации путем "простого блокирования" была предпринята в конце марта 1993 г. - сразу после начала нового витка конфронтации между Съездом народных депутатов РФ и президентом, обострившейся в связи с подписанием Б.Ельциным указа об "особом порядке управления страной". Тогда был создан Общественный комитет демократических организаций России, в который вступили объединения, являющиеся коллективными членами "Демократической России" и "Новой России", а также ряд более мелких организаций. Проведя накануне референдума 1993 г. несколько митингов в поддержку президента, ОКДОР свел свою дальнейшую деятельность к проведению заседаний - а впоследствии сконцентрировал все усилия на работе в созванном по инициативе президента Конституционном совещании. Августовские события и последовавший за ними роспуск компартии послужили толчком для образования самостоятельных политических партий, прообразы которых долгое время существовали внутри КПСС в виде платформ и идейно-политических течений. Теперь они получили возможность пуститься в "свободное плавание". При этом первыми организационно оформились не собственно коммунистическая, а социал-демократическая и "державная" составляющие КПСС. Первая - в лице Социалистической партии трудящихся (учреждена в октябре 1991 г. частью бывших членов КПСС во главе с Р.Медведевым, А.Денисовым, Л.Вартазаровой и др.). Вторая - в лице Российского общенародного союза (учрежден в один день с СПТ; лидеры - руководители фракции "Россия" на Съезде народных депутатов РСФСР С.Бабурин и Н.Павлов). Чуть позже от поражения КПСС оправились ортодоксальные коммунисты, образовавшие в ноябре 1991 г. Российскую коммунистическую рабочую партию и сталинистскую Всесоюзную коммунистическую партию большевиков. В декабре 1991 г. были созданы неокоммунистические Союз коммунистов во главе с А.Пригариным и Российская партия коммунистов во главе с А.Крючковым. Наконец, уже в феврале 1993 г., после отмены Конституционным судом той части президентского указа от 7 ноября 1991 г., которая запрещала деятельность первичных организаций КПСС, был проведен II "объединительно-восстановительный" съезд КП РСФСР, получившей название Компартии РФ (лидер - Г.Зюганов).

Если на демократическом фланге политического спектра развертывался процесс атомизации, то в антиреформистском лагере, напротив, господствующей стала тенденция к объединению. И как для демократов доавгустовского периода основой сплочения в "ДемРоссию" явилось противостояние КПСС, так и для "наследников" КПСС такой основой стало противостояние новому российскому руководству, прежде всего исполнительной власти, приступившей к реализации экономической реформы. Единство коалиции крайне правого и крайне левого флангов российского политического спектра обеспечивалось не столько этим межпартийным соглашением, сколько созданием в российском парламенте фракционного блока "Российское единство". В него вошли представители фракций "Россия", "Отчизна", "Коммунисты России" и "Аграрный союз", составлявшие около трети всего депутатского корпуса. В октябре 1992 г. был создан и внепарламентский центр "непримиримой" оппозиции в лице Фронта национального спасения.

В результате крайне правый и крайне левый фланги политического спектра России сомкнулись, вытеснив традиционно находившихся в "центре" либералов на один из флангов, а конфигурация политического пространства страны, в отличие от классической, приняла вид не прямой линии, а "подковы" или даже кольца.

Начальным этапом образования современных россий- ских партийных структур считается период возникновения в советском обществе неформальных организаций, которые появились в стране во второй половине 80 годов XX в., то есть в период горбачевской «перестройки».

В апреле 1985г.

В советском обществе «сверху» было по- ложено начало преобразованию социально-политической и экономической системы СССР. В относительно короткий срок «демократизация» и «гласность» стали самыми популяр- ными словами и приобрели большую известность.

Расширяющаяся гласность как проявление политическо- го плюрализма в форме множественности точек зрения, мне- ний, взглядов, явилась важной предпосылкой формирования многопартийности.

В ходе постепенной поляризации социальных сил СМИ взяли на себя некоторые функции политических партий. Вы- ражая точку зрения определённых социальных слоев и групп населения, они способствовали формулировке и пропаганде их программных целей и задач. Многие из них были фор- мально партийными изданиями, некоторые именовали себя «независимыми», но на самом деле занимались пропагандой идей и программ определённых групп интересов и групп дав- ления и стремились воздействовать на общественное созна- ние в нужном им направлении.

Надо признать, что деятельность СМИ была в высшей степени политически профессиональной. Они создавали эф- фект выражения ими интересов достаточно широких слоев населения, хотя за ними стояли относительно небольшие, но хорошо организованные, финансово состоятельные группы, способные в случае необходимости поддержать в материаль- ном отношении соответствующую газету, еженедельник, про- грамму или канал на телевидении или радио.

КПСС вынуждена была пойти на «внутреннюю пере- стройку», согласиться с рождением фракционности в КПСС. И хотя одни лидеры партии не хотели этого замечать, другие, опасаясь негативных последствий для себя, явно пытались принизить опасность для КПСС этого явления, остается фак- том, что фракционеры, прикрываясь различной демократи- ческой фразеологией, были выразителями интересов новых появившихся социальных групп в стране.

Поскольку ключевым фактором при образовании поли- тических партий является социальный интерес, то необходи- мо согласиться с Б.Ф. Славиным, что «полный политический монизм вообще не возможен, если нет социальной однород- ности общества»1.

Не случайно поэтому, что в условиях практически соци- альной неоднородности общества именно в КПСС - правя- щей партии - стали образовываться, так называемые, разные платформы. Не находя возможности реализации своих соци- альных интересов в рамках КПСС, фракционеры искали дру- гие пути. Поэтому важной особенностью процесса формиро- вания многопартийности в России было то, что в 80-е гг. XX века в КПСС в условиях «перестройки» возникла «демократи- ческая оппозиция» в самой КПСС как продукт реформизма, к которому призывал М.С. Горбачёв.

Появление платформ в КПСС привело к созданию по- литических структур разной ориентации, многие из которых впоследствии все более дистанцировались от нее и в конеч- ном итоге заявили о полном идейном и организационном раз- рыве с компартией. В 1990 году в номинально единой КПСС уже были образованы разные Платформы, в том числе правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), ле- воцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.), крайне левая «Большевистская плат-

1 См. Славин Б.Ф. О политическом плюрализме / Политический плю- рализм в современной России: Материалы сессии Академии политической науки.М.,2001. С. 55.

форма в КПСС» (июль 1991 г.).1 Появление вышеназванных Платформ непосредственно привело к формированию «мно- гопартийности» в КПСС, тем самым ускорив раскол КПСС.

В то же время внутри этих Платформ тоже существова- ло размежевание, которое, в конце концов, привело к их ор- ганизационному расколу. Так, на основе раскола «Демокра- тической платформы в КПСС» возникли «Демократическое движение коммунистов» (в ноябре 1990 г.) и «Республиканс- кая партия Российской Федерации» (в ноябре 1990 г.).2 В 1991 г. в «Марксистской платформе в КПСС» произошел раскол, следствием которого явилось возникновение новых образова- ний, в том числе «Союза коммунистов», «Российской партии коммунистов» А.В. Крючкова, «РКП - КПСС» А.А. Пригари- на и др.3

Итак, новое социальное расслоение, появление новых со- циальных групп как внутри классов, так и вне их, а, следова- тельно, и новых социальных интересов - следующая важная предпосылка появления многопартийности в нашей стране. К концу 80-х гг. социологи выделяли как минимум одиннад- цать социальных групп: передовой в профессионально-квали- фикационном и социально-политическом отношениях слой рабочих; основной (наиболее многочисленный) слой рабочих средней квалификации с обычной технической вооружённос- тью труда; слой рабочих, развращённый длительной практи- кой получения незаработанного дохода и привыкший давать обществу меньше, чем берёт от него; колхозное крестьянство; научно-техническая интеллигенция (специалисты народного хозяйства, учёные естественно-технического профиля); хо- зяйственные руководители сферы материального производс- тва; ответственные работники торговли, бытового обслужива- ния населения; мелкие социалистические предприниматели;

1 Политические партии России: история и современность. Под ред. Зе- велеваА.И. и др.М.,2О00.С.551-553.

2 Аналитический справочник. С. 144.

3 Осадчий И. О многопартийности в современном российском комму- нистическом движении //Диалог. 1998.№4.С.68.

социальная и гуманитарная интеллигенция (педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, учёные общественного и гуманитарного профиля и т.д.); ответственные работники ап- парата политического управления, т. е. партийных, государс- твенных и общественных органов; политические руководите- ли общества.1

Усложнение социальной структуры общества в 70-80-е годы, выделение различных, неравных по доходам, социаль- ному статусу, образованию, стартовым возможностям и т.д. . групп населения обусловили дифференциацию потребностей, интересов, стремление к формированию различных ценнос- тных систем. Так, В.Ф. Левичева прямо указывает: «Причи- ны возникновения и массовости подобных самодеятельных объединений следует искать в усложнении всей социальной структуры нашего общества, расширении реального многооб- разия интересов различных социальных групп».2

Тенденция демократизации постепенно приводила к за- метному повышению демократического сознания советского народа, квозникновению многочисленных самодеятельных формирований, которые в самом начале ставили целью углуб- ление и поддержку «перестройки».3

В то же время в публицистике, прессе, научной литерату- ре их называли по-разному: неформальные, самодеятельные организации, молодежные группы и объединения, инициа- тивные организации и т.д. Наиболее частыми были словосо- четания, содержащие в себе определение «неформальные».4 Это организации московские: «Клуб социальных инициатив»,

1 См. Заславская Т. И. О стратегии социального управления перестрой- кой / Иного не дано. М., 1988. С. 17.

2 Левичева В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения. Соци- ологический очерк. М., 1989. С. 12; Алексеева Т.А. Плюрализм: истоки и концепция / Политический плюрализм в современной России. Материалы сессии Академии политической науки. М., 2001. С.44.

3 Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков.Аналитический справочник. Спб.,1999.С.ЗЗ.

4 Данилов А.А, Засорин С.А. Новые политические партии и движения Российской Федерации..Краткий справочник лектора М.1991.С.З.

общественно политический клуб - «Судьба человека», группы «Демократия и гуманизм», «Гражданское достоинство», «Де- мократическая перестройка», «Народное действие», «Мемо- риал»; питерские - Клуб «Перестройка», «Дельта», «Земля и вселенная» и другие.1

Появление во второй половине 80-х гг. большого коли- чества так называемых «неформальных» объединений, орга- низаций и движений, которые ставили перед собой задачи, связанные с решением социальных, экологических и нацио- нальных проблем, - является важнейшей предпосылкой фор- мирования многопартийности.2

Необходимо отметить, что первоначально властные структуры КПСС не собирались мешать деятельности нефор- малов, поскольку были «уверены в своей способности напра- вить активность масс в русло, подконтрольное КПСС».3 Бо- лее того, сами правящие круги были рады видеть и открыто одобряли возникновение и деятельность неформалов. В 1986 году на одной из встреч с работниками средств массовой ин- формации М.С. Горбачев указал, что «многие из наших кон- сервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли и действия и в партии, и в государстве, связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок».4 Затем М.С. Горбачев даже назвал их «социалистическим плю- рализмом».5

Так, при поддержке высшего руководства, количество не- формальных организаций быстро возрастало. По оценке экс- пертов, во второй половине 80 г. XX века на территории СССР существовала достаточно разветвленная сеть неформальных

1 Политические партии, неформальные организации и независимая пресса СССР: Краткий справочник. Под отв. ред. Левичева В.Ф. М.,1990.

2 См. Рединская Т.В. Партии и многопартийность в России в Новое и Новейшее время. М., 2006.

3 Зеленко Б.И. Политические партии и развитие гражданского обще- ства в России: политические правовые аспекты. М.,2001.007.

4 Ненашев М.Ф. Заложник времени: заметки, размышления, свиде- тельства. М.,1993.С351.

5 Власть и оппозиция. М, 1995.С.296.

организаций: около 100 всесоюзных, более 200 республиканс- ких и около 800 местных общественных организаций».1

Страну буквально захлестнула волна всевозможных обще- ственных самодеятельных организаций и движений, способ- ных к массовым действиям: рабочие комитеты, Ассоциации крестьянских хозяйств России, Союз трудящихся Кузбасса, Союз арендаторов СССР, союзы кооператоров, профсоюзы кооперативов и другие. Активно развивались комитеты обще- ственного самоуправления по месту жительства.2

Авторы вступительной статьи к сборнику "Новейшие по- литические партии и течения в СССР", доктора философских наук Б. Ф. Славин и В. П. Давыдов утверждают, что "к концу 80-х годов в стране насчитывалось более 60 тысяч различного рода неформальных образований, объединений, находив- шихся в постоянном движении, изменении".3 Эти объедине- ния имели периодические издания, которые на 1 ноября 1989 года включали ежегодно 540-550 единиц; под влиянием кото- рых находилось не менее 20 миллионов человек взрослого населения страны.4

Постепенно всевозможные общественные самодеятель- ные организации и движения политизировались; официаль- ные власти и партаппарат встретили их без понимания, что подтолкнуло неформалов к политизации, а затем и формиро- ванию на этой основе политических партий.

Одна из предпосылок формирования многопартийности - диссидентское движение. Хотя оно вначале не рассматривало себя в качестве политической оппозиции или партии, испове- довало принципы непартийности, неполитичности, неидео- логичности, постепенно диссидентская интеллигенция стала втягиваться в политическую деятельность. Поэтому вполне

1 Громов А.В. Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М.Д990.С. 12-15.

2 Федоринов В.Е. Указ. соч. С. 41.

3 Новейшие политические партии и течения в СССР. Документы и ма- териалы. - Москва, 1991. - С. 12.

4 Реформирование России: мифы и реальностям.: "Academia", 1994. С. 27.

естественным было то, что немало представителей этой ка- тегории лиц оказалось в органах государственной власти раз- личных уровней, возглавляя массовые движения и партии.

Следующая предпосылка формирования многопартий- ности кроется в многонациональном факторе страны. Не- решённость некоторых проблем национального характе- ра способствовала интенсивному процессу формирования политизированных объединений, организаций и движений. Новые политические партии, фронты, движения преврати- лись в существенный фактор в политической жизни общества в национальных регионах страны. С лета 1987 года в стране формируются «народные фронты», многочисленные клубы и ассоциации.1

Таким образом, во второй половине 80-х годов XX в. сло- жились политические, социально-экономические и социаль- но-психологические предпосылки для быстрого и широкого формирования и развития политизированных групп, клубов, ассоциаций, движений, на основе которых происходило об- разование партий самых различных политических и идеоло- гических оттенков.

В резолюции XIX партконференции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» была дана положительная оценка факту возникновения новых об- щественных движений. В ней, в частности, отмечалось: «Как позитивное явление следует рассматривать возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социа- листического обновления».2

В то же время, конференция не высказала своего отноше- ния к необходимости создания в советском обществе много- партийной системы. И все же, именно после конференции ус- корился процесс создания «протопартий». Эти политические

1 Становление многопартийности в Восточной Европе в 1990-е годы (на материалах Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польши, России, Словакии и Чехии). / Отв. ред. Ю.Н. Игрицкий. ML, 1996. С.50. 2 Тамже.Т.2.С140.

формирования включали в себя группу идеологов и организа- торов, несколько представителей в парламенте и собственное информационное издание.1 Именно тогда, как свидетельству- ет анализ материалов о деятельности 362 политизированных групп и объединений, содержащийся в работе В.Н.

Бере- зовского и И.Н. Кротова, образовалось большинство новых организаций, состоялись их учредительные собрания, были приняты программные и другие документы, определяющие направления их работы.2

При этом надо заметить, что рейтинг КПСС, как пока- зывали результаты социологических исследований, в то вре- мя оставался еще достаточно высоким. Отмечая общее для страны тяготение к многопартийности, следует обратить вни- мание на тот факт, что даже к середине 1990 г. новые поли- тические институты не обрели в глазах населения признаков полноценных политических партий, отвечающих идеалу мно- гопартийности. Лишь 2,4% респондентов социологического опроса, проведенного Л.Седовым, заявляло о своем полном доверии политическим движениям и 10% - о частичном; со- ответственно 25% выражало частичное и 36% полное недове- рие.3

За 1988-1989 гг. выросла политизация самодеятельного движения и на этой основе началось образование политичес- ких партий. В мае 1989 г. была учреждена «Либерально-демок- ратическая партия Советского Союза» (ЛДПСС).

В период борьбы за демонтаж коммунистического строя термин «либерализм» часто использовали новообразованные политические силы либеральной ориентации как синоним для обозначения принадлежности к антикоммунистическим силам. Одновременно в качестве идеологии либерализм, с

1 Россия сегодня. Политические портрет в документах 1985-1990 гг. М., 1991. С.22.

2 См.: Березовский В.Н., Кротов Н.И. Неформальная Россия: о «не- формальных» политизированных движениях и группах в СССР (опыт спра- вочника). М., 1990. С. 21-22.

3 См.: Горизонт. - 1990. №8. С. 13-15.

его ярко выраженной антикоммунистической ориентацией стал базой, на которой консолидировались оппозиционные КПСС, политические силы российского общества.

В мае 1988 г. Демократический союз (ДС) провозгла- сил себя первой партией, оппозиционной КПСС63. В своем программном заявлении ДС отмечал, что «осуждает систему политического правления, возникшего в октябре 1917 г., от- вергает не только сталинизм, но и культ Ленина, идеологию ленинизма как фундамент тоталитарного строя».1 На первом съезде (в мае 1988 г.) ДСсформулировал первоначальные зада- чи, включавшие защиту права человека, создание представи- тельной демократии на всех уровнях, радикальное преобразо- вание экономики на основе свободной конкуренции различ- ных форм собственности и т.п. Своим политическим принци- пом ДС считал «изменение существовавшего государствен- ного строя революционным, но мирным путем». Но на пятом съезде ДС некоторые лидеры выдвинули идею «вооруженного сопротивления массовым убийствам в республиках, где про- исходит национально-демократическая революция».2

Вслед за ДС в 1989 г. либеральное направление пополни- ли «Союз конституционных демократов», «Демократическая партия», «Либерально-христианская партия», «Христианско- демократический союз России», союз «Щит», общество «Ме- мориал».

В 1990 году организационно оформились наиболее замет- ные представители либерального движения - «Партия кон- ституционных демократов», «Конституционно-демократи- ческая партия», «Российское христианско-демократическое Движение», «Российская христианско-демократическая пар- тия», «Свободная демократическая партия России», «Партия свободного труда, Либерально-демократическая партия».

Роль координирующего центра либеральной демократии стали играть Демократическая партия России (ДПР). На уч- редительной конференции этой партии (в мае 1990 г.) и на I

1 Краткий справочник лектора. С.9.

2 Ишин В.В, Засорин С.А. Указ соч. С.48.

съезде (в декабре 1990 г.) подчеркивалась антикоммунисти- ческая направленность, а значит радикальная оппозицион- ность ее деятельности. Понятно, что в период «перестройки» лозунг «борьба с КПСС» объединял все партии и организации демократического крыла в их стремлении к власти - несмотря на множество различий по другим вопросам.

Еще в процессе выработки программных документов ДПР пережила ряд расколов: первый привел к отделению Свобод- ной демократической партии, второй - к образованию фрак- ции свободных демократов, с последующим выходом ее из ДПР.1

Оба размежевания произошли в процессе выработки идеологических и организационных принципов деятельнос- ти партийных образований. В принятых, в конечном итоге, программных документах подчеркивалось, что ДПР создана для активного противодействия попыткам «реставрации пре- жних порядков». Вместе с тем, прогнозируя социальные пре- образования в обществе, партия ориентировала своих членов на обеспечение ненасильственного процесса модернизации России.

1990 год стал годом активного создания политических партий в стране. Состоялись учредительные съезды социал- демократической партии, ЛДПР, христианско-демократичес- кой, конституционно-демократической, социалистической, республиканской, монархической партий и других организа- ций, объявивших о создании на всесоюзном или российском уровне политических партий соответствующего направления. Наличие у них программных документов, уставов, централь- ных органов и первичных организаций на местах, фиксиро- ванное членство, издание газет, активная пропагандистская деятельность позволяют сделать вывод о перерастании в 1989- 1990 годах политизированных общественных объединений в партии.

1 Для демократической партии кровь недопустима. Интервью с предсе- дателем ДПР Н.Травкиным и его заместителем М.Толстым // Диалог. 1991- №12. С.61.

Объединение нескольких политических организаций в единую партию считалось эффективным способом создания партийной структуры. В июне 1990 г. образовался «Центрист- ский умеренно-радикальный блок» на основе нескольких партий и организаций, включающих в себя «Либерально-де- мократическую партию Советского Союза» - ДПСС, «Россий- ский демократический форум», «Конституционно-демокра- тическую партию», «Партию конституционных демократов», «Союз демократических сил им. А.Д. Сахарова», «Демократи- ческую партию РФ» (фракцию Каспарова), «Российский на- родный фронт» (фракцию Иванова), «Партию мира» и «Пар- тию городских и сельских хозяйств».1

В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР изме- нил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положе- ние о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Кроме того, в новой редакции ст. 51 Конституции СССР была закреплена возможность об- разования и других политических партий в стране. «Граждане СССР, - говорилось в ней, - имеют право объединяться в по- литические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию по- литической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов»2. Тем самым была заложена конституционная основа для формирования легальной мно- гопартийности в СССР.

Рост многопартийности заставил законодателя принять меры к тому, чтобы как-то упорядочить этот процесс, поста- вить его в определенные правовые рамки. В октябре 1990 г. принимается Закон СССР «Об общественных объединениях». По существу, это была вторая в российской истории попытка модернизировать форму политического правления в условиях

1 Данилов А.А, Засорин С.А. Новые политические партии и движения Российской Федерации. Краткий справочник лектора. М.1991.С.42.

2 Третий (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР, 12-15 мар- Ш 1990 г. Стенографический отчет. - Изд. Верховного Совета СССР. - М., 1990. Т. 1-3.

острого системного кризиса, когда правящий режим оказался перед лицом стихийно нарастающего потока общественно- политической активности, угрожавшей самому его существо- ванию. Первая такая попытка, в начале века, как известно, за- кончилась неудачей. Царский режим не захотел тогда довести до конца демократическую трансформацию централизован- ной монархической власти по примеру западных государств, что привело к углублению пропасти между самодержавием и обществом и, в конечном счете, к краху режима. Спустя поч- ти сто лет, предпринималась новая попытка создать условия для формирования в России представительной, партийной демократии как института гражданского общества.

Закон «Об общественных объединениях» заложил основы правового регулирования деятельности политических партий, сформулировал цели их создания, принципы деятельности, определил круг их прав и ответственности. Он заменил раз- решительный порядок образования политических партий на регистрационно-явочный, при котором партия как один из видов общественного объединения не должна была испраши- вать у государственных органов разрешения на свое создание. Однако определенные ограничения в данном случае были все же предусмотрены. В частности, не допускалось создание и деятельность политических партий, имеющих целью или ме- тодом действий: свержение, насильственное изменение конс- титуционного строя или насильственное нарушение единства территории страны, пропаганду войны, насилия и жестокос- ти, разжигание социальной, в том числе классовой, а также расовой, национальной и религиозной розни, совершение иных уголовно наказуемых деяний.

Не допускалось членство в партиях иностранных граждан и лиц без гражданства, а также участие коллективных чле- нов - трудовых коллективов предприятий, учреждений, ор- ганизаций, объединений граждан. Законом не запрещалось вступление партий в международные неправительственные объединения, поддержка прямых международных контактов и связей, заключение соответствующих соглашений. В то же

время получение финансовой и иной материальной помощи от иностранных государств, организаций и граждан для поли- тических партий не допускалось.

В целях обеспечения политического плюрализма в Зако- не были зафиксированы многие апробированные в мировой Практике положения, относящиеся к правам политических партий. Это возможности партий: свободно распространять информацию о своих целях и деятельности; участвовать в формировании органов государственной власти и управле- ния; участвовать в выработке решений этих органов, пред- ставлять и защищать законные интересы своих членов в го- сударственных и общественных органах; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Партиям было предоставлено также право выдвигать кан- дидатов в депутаты, в том числе единым списком, вести пред- выборную агитацию. Впервые они получили возможность оформлять группы своих сторонников - депутатов в соответс- твующих представительных органах.

Было провозглашено равенство всех партий перед зако- ном, недопустимость вмешательства государственных орга- нов и должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство партий в деятельность государс- твенных органов и должностных лиц, кроме случаев, когда это предусмотрено законодательством.

В соответствии с Законом государство призвано обеспе- чивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и гарантировать условия для выполнения ими устав- ных задач. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, в предусмотренных законодательством случаях долж- ны решаться государственными органами и хозяйственными организациями с участием или по согласованию с соответс- твующими политическими партиями.

Многопартийность стала новым явлением в политической жизни советского общества. С 1 января 1991 года, когда всту- пил в силу Закон Верховного Совета СССР «Об обществен- ных объединениях», альтернативные КПСС политические

партии получили право на свое существование. Министерс- тво юстиции СССР приступило к юридической регистрации политических партий. 11 апреля 1991 года на основе нового закона была зарегистрирована КПСС, 12 апреля - Либераль- но-Демократическая партия СССР. Через год были зарегист- рированы уже 19 партий и движений.

"Вторая волна" парообразования началась после авгус- товских событий 1991 года. Тогда, все сферы российского об- щества были поражены глубоким кризисом, ослабла полити- ческая система. О выборе путей развития развернулись жес- точайшие дискуссии, споры, противопоставлявшие разные альтернативы. Это было похоже на 1917 год, правда, тогда бо- ролись несколько политических лагерей - феодализм-капита- лизм-социализм. В 80-90-е годы противостояли два направле- ния - социализм и капитализм. Шаги перестройки 1985-1990 годов, развитие многоукладности в экономике, свободного товарного рынка способствовали поляризации социальных групп в обществе. И эти группы с неистовой целеустремлен- ностью стали создавать свои политические партии.

В ноябре 1991 г. на основе движения «Коммунистической инициативы» была создана «Российская коммунистическая рабочая партия» (РКРП). Первоначально эта партия казалась крепкой и сплоченной. Но РКРП тоже не выдержала испыта- ния на организационную прочность.

В ноябре 1991 г. «Демократическая партия России» (ДПР) и «Российская христианско-демократическая партия» (РХДД), «Конституционно-демократическая партия - Пар- тия народной свободы» (КДП-ПНС). вместе вышли из ДР и в феврале создали новое общественное движение -«Российское Народное собрание» (РоНС).1

При этом надо заметить, что не все новые российские партии и движения имели достаточно прочную и постоян- ную социальную базу; во многих случаях они создавались под конкретных лидеров, не пользовались должным авторитетом в обществе и в большинстве своем не являлись массовыми.

1 Аналитический справочник. С. 129.

Изучение многопартийности как конституционной формы реализации принципа идеологического многообразия невозможно, на мой взгляд, без рассмотрения истории становления многопартийности в России.

Особенностью генезиса многопартийности в дореволюционной России было то, что ее становление происходило в условиях запрета деятельности любых независимых от власти политических организаций, а также полного отсутствия каких бы то ни было представительных органов. Так как любые политические организации могли быть только нелегальными, их возникновение и дальнейшее развитие было возможно только в той части политического спектра, которая отличалась бы безусловной оппозиционностью к власти.

В годы первой революции 1905 г. сложилась многопартийность, для которой было характерно следующее: наличие сильного и организованного левого фланга, настроенного непримиримо по отношению не только к самодержавию, но и к «центру», т.е. либералам; многочисленность, но крайняя организационная аморфность правого фланга; быстрый рост достаточно нестабильного либерального «центра», правая часть которого открыто, тяготела к соглашению с властями, а левая пыталась балансировать между крайне левыми и властью.

17 октября 1905 г. был принят Манифест, которым Николай II даровал свободы, в том числе образования и официального функционирования «благонадежных» партий, которые стали участвовать в выборах, выступать с программами преобразования общества и государства, иметь фракции в первом российском парламенте - Государственной Думе. После принятия Манифеста партии революционно-социалистической ориентации смогли хотя бы временно перейти на полулегальное положение и даже открыто выступать в 1906-1907 гг. с трибуны I и II Государственной Думы.

Видимость существования в дореволюционной России полноценной многопартийной системы поддерживалась во многом за счет политики властей, которые, с одной стороны, с помощью дискриминационного избирательного права обеспечивали правым преимущество при формировании представительных органов, а с другой - путем репрессий искусственно ослабляли левый фланг и центр.

Революции 1917 года дали новый толчок многопартийности, развертыванию деятельности партий по формированию и отражению общественного мнения, созданию и обеспечению деятельности государственных институтов, участию в подготовке и принятии политических решений. Апогея эта деятельность достигла к концу 1917 года во время выборов в Учредительное собрание, предназначенного определить дальнейшую судьбу страны.

Именно с Октябрьского переворота 1917 года в российском государстве начинается период подмены многопартийной системы однопартийной. Так, компартия однозначно выразила свою позицию в отношении многопартийности в резолюции XI съезда РКП (б): «Чтобы закрепить победу пролетариата и отстоять в обостряющейся гражданской войне диктатуру его, пролетарскому авангарду пришлось лишить свободы организации все те политические группировки, которые были враждебны Советской власти».

Далее, в течение нескольких десятилетий, вообще отсутствовала какая-либо возможность возникновения политических партий. Известный правозащитник Л. Тимофеев пишет: «Коммунистический режим и Родина в официальном лексиконе сделались синонимами. Даже попытка создания политической партии, оппозиционной коммунистам, квалифицировалась как измена Родине».

К 1920 году российская многопартийность как политико-правовой институт была ликвидирована. Однако, несмотря на внешнюю статичность, сложившаяся в стране однопартийная система за годы своего существования пережила глубокую внутреннюю эволюцию. Если период 1917 - конца 1920-х гг. явился временем ее становления, 1930-е - первая половина 1950-х гг. - временем расцвета, то в 60-80-е гг. система вступила в стадию старения, сопровождавшуюся девальвацией идеологических ценностей и размыванием социальной базы.

60-е - 80-е годы ХХ века можно охарактеризовать как период разложения однопартийной системы и формирования предпосылок реставрации многопартийности на территории российского государства.

Необходимо отметить особое значение этапа реставрации многопартийности на российской почве. Так, характерно, что большинство исследователей феномена многопартийности обращают внимание именно на этот этап формирования российской многопартийности, причем рассматривают его в отрыве от более ранних периодов.

Рассматривая данный этап реставрации многопартийности, доктор юридических наук, профессор В.В. Лапаева пишет: «В годы перестройки в нашей стране начался процесс формирования новых субъектов политической жизни - массовых движений, народных фронтов, политических клубов, ассоциаций, партий и т.д. Важным шагом на пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализации, таким образом, принципа политического плюрализма. На основе этого вскоре был принят Закон СССР об общественных объединениях от 9 октября 1990 г., определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий».

Следующий этап развития российской многопартийности наиболее интересен в контексте настоящей статьи, поскольку связан с процессом формирования в Российской Федерации современной парламентской системы и с конституциональным оформлением данной системы, а также парламентаризма как особого принципа организации политической жизни российского государства. Так, в основе дальнейшей активизации политических партий в РФ лежал конфликт между представительной и исполнительной ветвями власти. События сентября - октября 1993 года резко изменили общественную и политическую ситуацию в России. В чрезвычайно напряженной обстановке предстояло в короткие сроки принять новую Конституцию РФ (по существу, постсоветскую и постсоциалистическую) и сформировать новые органы представительной власти.

Начальным этапом образования современных российских партийных структур считается период возникновения в советском обществе неформальных организаций, которые появились в стране во второй половине 80-х годов XX в., то есть в период горбачевской «перестройки».
В апреле 1985 г. в советском обществе «сверху» было положено начало преобразованию социально-политической и экономической системы СССР. В относительно короткий срок «демократизация» и «гласность» стали самыми популярными словами и приобрели большую известность.
Расширяющаяся гласность как проявление политического плюрализма в форме множественности точек зрения, мнений, взглядов, явилась важной предпосылкой формирования многопартийности.
В ходе постепенной поляризации социальных сил СМИ взяли на себя некоторые функции политических партий. Выражая точку зрения определённых социальных слоев и групп населения, они способствовали формулировке и пропаганде их программных целей и задач. Многие из них были формально партийными изданиями, некоторые именовали себя «независимыми», но на самом деле занимались пропагандой идей и программ определённых групп интересов и групп давления и стремились воздействовать на общественное сознание в нужном им направлении.
Надо признать, что деятельность СМИ была в высшей степени политически профессиональной. Они создавали эффект
выражения ими интересов достаточно широких слоев населения хотя за ними стояли относительно небольшие, но хорошо организованные, финансово состоятельные группы, способные в случае необходимости поддержать в материальном отношении соответствующую газету, еженедельник, программу или канал на телевидении или радио.
КПСС вынуждена была пойти на «внутреннюю перестройку», согласиться с рождением фракционности в КПСС. И хотя одни лидеры партии не хотели этого замечать, другие, опасаясь негативных последствий для себя, явно пытались принизить опасность для КПСС этого явления, остается фактом, что фракционеры, прикрываясь различной демократической фразеологией были выразителями интересов новых появившихся социальных групп в стране.
Поскольку ключевым фактором при образовании политических партий является социальный интерес, то необходимо согласиться с Б.Ф. Славиным, что «полный политический монизм вообще не возможен, если нет социальной однородности общества».
Не случайно поэтому, что в условиях практически социальной неоднородности общества именно в КПСС - правящей партии - стали образовываться так называемые разные платформы. Не находя возможности реализации своих социальных интересов в рамках КПСС, фракционеры искали другие пути. Поэтому важной особенностью процесса формирования многопартийности в России было то, что в 80-е гг. XX века в КПСС в условиях «перестройки» возникла «демократическая оппозиция» в самой КПСС как продукт реформизма, к которому призывал М.С. Горбачёв.
Появление платформ в КПСС привело к созданию политических структур разной ориентации, многие из которых впоследствии все более дистанцировались от нее и, в конечном итоге, заявили о полном идейном и организационном разрыве с компартией. В 1990 году в номинально единой КПСС уже были образованы разные Платформы, в том числе правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), левоцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.),
крайне левая «Большевистская платформа в КПСС» (июль 1991 г.). Появление вышеназванных Платформ непосредственно привело к формированию «многопартийности» в КПСС, тем самым ускорив раскол КПСС.
В то же время внутри этих Платформ тоже существовало размежевание, которое, в конце концов, привело к их организационно расколу. Так, на основе раскола «Демократической платформы в КПСС» возникли «Демократическое движение коммунистов» (в ноябре 1990 г.) и «Республиканская партия Российской Федерации» (в ноябре 1990 г.). В 1991 г. в «Марксистской платформе в КПСС» произошел раскол, следствием которого явилось возникновение новых образований, в том числе «Союза коммунистов», «Российской партии коммунистов» А.В. Крючкова, «РКП КПСС» А.А. Пригарина и др.
Итак, новое социальное расслоение, появление новых социальных групп как внутри классов, так и вне их, а, следовательно, и новых социальных интересов - следующая важная предпосылка появления многопартийности в нашей стране. К концу 80-х гг. социологи выделяли как минимум одиннадцать социальных групп: передовой в профессионально-квалификационном и социально-политическом отношениях слой рабочих; основной (наиболее многочисленный) слой рабочих средней квалификации с обычной технической вооружённостью труда; слой рабочих, развращённый длительной практикой получения незаработанного дохода и привыкший давать обществу меньше, чем берёт от него; колхозное крестьянство; научно-техническая интеллигенция (специалисты народного хозяйства, учёные естественно-технического профиля); хозяйственные руководители сферы материального производства; ответственные работники торговли, бытового обслуживания населения; мелкие социалистические предприниматели; социальная и гуманитарная интеллигенция (педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, учёные общественного и гуманитарного профиля и т.д.); ответственные работники аппарата политического управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов; политические руководители общества.
Усложнение социальной структуры общества в 70-80-е годы, выделение различных, неравных по доходам, социальному стату-
су, образованию, стартовым возможностям и т.д. групп населения обусловили дифференциацию потребностей, интересов, стремление к формированию различных ценностных систем. Так, В.Ф. Левичева прямо указывает: «Причины возникновения и массовости подобных самодеятельных объединений следует искать в усложнении всей социальной структуры нашего общества, расширении реального многообразия интересов различных социальных групп».
Тенденция демократизации постепенно приводила к заметному повышению демократического сознания советского народа, к возникновению многочисленных самодеятельных формирований, которые в самом начале ставили целью углубление и поддержку «перестройки».
В то же время в публицистике, прессе, научной литературе их называли по-разному: неформальные, самодеятельные организации, молодежные группы и объединения, инициативные организации и т.д. Наиболее частыми были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». Это организации «Клуб социальных инициатив», «Демократия и гуманизм», «Гражданское достоинство», «Демократическая перестройка», «Народное действие», «Мемориал», «Перестройка», «Дельта», «Земля и вселенная» и другие.
Возникновение и развитие "неформального общественного движения" было обусловлено глубинными сдвигами в общественно-политической жизни. Оно явилось соответствующей реакцией общества на инициированные "сверху" руководством КПСС перемены. Неформальные движения поначалу вели работу в русле официальной политики. Тогда в их действиях не было явных признаков организованного протеста против существующей политической системы. Они протекали в таких формах, как Движение молодежной контркультуры, национально-культурные, экологические объединения и т.п. Своеобразными предтечами новых партий, как бы "инкубаторами" будущих политических лидеров стали разного рода общественно-политические кружки и дискуссионные клубы: "Община", "Мемориал", "Память" и др.
Надо отметить, однако, что на базе этих объединений в дальнейшем не возникло ни одной партии. Это свидетельствовало не только об идеологической расплывчатости их программных установок, но и о крайне низком уровне организационной культуры их членов. К тому же у участников этих движений не было особого желания строить свои отношения на основе жесткой партийной дисциплины. Считалось достаточным ограничиться атмосферой товарищества.
Тем не менее, появление во второй половине 80-х гг. большого количества так называемых «неформальных» объединений, организаций и движений, которые ставили перед собой задачи, связанные с решением социальных, экологических и национальных проблем, - является важнейшей предпосылкой формирования многопартийности.
Необходимо отметить, что первоначально властные структуры КПСС не собирались мешать деятельности неформалов, поскольку были «уверены в своей способности направить активность масс в русло, подконтрольное КПСС». Более того, сами правящие круги были рады видеть и открыто одобряли возникновение и деятельность неформалов. В 1986 году на одной из встреч с работниками средств массовой информации М.С. Горбачев указал, что «многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли и действия и в партии, и в государстве, связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок». Затем М.С. Горбачев даже назвал их «социалистическим плюрализмом».
Так, при поддержке высшего руководства, количество неформальных организаций быстро возрастало. По оценке экспертов, во второй половине 80-х гг. XX века на территории СССР существовала достаточно разветвленная сеть неформальных организаций: около 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 местных общественных организаций.
Страну буквально захлестнула волна всевозможных общественных самодеятельных организаций и движений, способных к массовым действиям: рабочие комитеты, Ассоциации крестьянских хозяйств России, Союз трудящихся Кузбасса, Союз арен-
даторов СССР, союзы кооператоров, профсоюзы кооперативов и другие. Активно развивались комитеты общественного самоуправления по месту жительства.
Авторы вступительной статьи к сборнику "Новейшие политические партии и течения в СССР", доктора философских наук Б.Ф. Славин и В.П. Давыдов утверждают, что "к концу 80-х годов в стране насчитывалось более 60 тысяч различного рода неформальных образований, объединений, находившихся в постоянном движении, изменении". Эти объединения имели периодические издания, которые на 1 ноября 1989 года включали ежегодно 540550 единиц; под их влиянием находилось не менее 20 миллионов человек взрослого населения страны.
Постепенно всевозможные общественные самодеятельные организации и движения политизировались; официальные власти и партаппарат встретили их без понимания, что подтолкнуло неформалов к политизации, а затем и формированию на этой основе политических партий.
Одна из предпосылок формирования многопартийности - диссидентское движение. Хотя оно вначале не рассматривало себя в качестве политической оппозиции или партии, исповедовало принципы непартийности, неполитичности, неидеологичности, постепенно диссидентская интеллигенция стала втягиваться в политическую деятельность. Поэтому вполне естественным было то, что немало представителей этой категории лиц оказалось в органах государственной власти различных уровней, возглавляя массовые движения и партии.
Следующая предпосылка формирования многопартийности кроется в многонациональном факторе страны. Нерешённость некоторых проблем национального характера способствовала интенсивному процессу формирования политизированных объединений, организаций и движений. Новые политические партии, фронты, движения превратились в существенный фактор в политической жизни общества в национальных регионах страны.
С лета 1987 года в стране формируются «народные фронты», многочисленные клубы и ассоциации. Появляются первые организованные массовые движения под названием "Народный

Фронт" в Эстонии, Молдавии, Азербайджане, Москве, Ярославле. В пределах РСФСР в октябре 1989 г. была предпринята попытка создать "Народный фронт России".
Таким образом, во второй половине 80-х годов XX в. сложились политические, социально-экономические и социально-психологические предпосылки для быстрого и широкого формирования и развития политизированных групп, клубов, ассоциаций движений, на основе которых происходило образование партий самых различных политических и идеологических оттенков.
В резолюции XIX партконференции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» была дана положительная оценка факту возникновения новых общественных движений. В ней, в частности, отмечалось: «Как позитивное явление следует рассматривать возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социалистического обновления».
В то же время, конференция не высказала своего отношения к необходимости создания в советском обществе многопартийной системы. И все же, именно после конференции ускорился процесс создания «протопартий». Эти политические формирования включали в себя группу идеологов и организаторов, несколько представителей в парламенте и собственное информационное издание. Именно тогда, как свидетельствует анализ материалов о деятельности 362 политизированных групп и объединений, содержащийся в работе В.Н. Березовского и И.Н. Кротова, образовалось большинство новых организаций, состоялись их учредительные собрания, были приняты программные и другие документы, определяющие направления их работы.
При этом надо заметить, что рейтинг КПСС, как показывали результаты социологических исследований, в то время оставался еще достаточно высоким. Отмечая общее для страны тяготение к многопартийности, следует обратить внимание на тот факт, что даже к середине 1990 г. новые политические институты не обрели в глазах населения признаков полноценных политических партий, отвечающих идеалу многопартийности. Лишь 2,4% респондентов социологического опроса, проведенного Л. Седовым,
заявляло о своем полном доверии политическим движениям и 10% - о частичном; соответственно 25% выражало частичное и 36% полное недоверие.
За 1988-1989 гг. выросла политизация самодеятельного движения и на этой основе началось образование политических партий. В мае 1988 г. Демократический союз (ДС) провозгласил себя первой партией, оппозиционной КПСС. В своем программном заявлении ДС отмечал, что «осуждает систему политического правления, возникшего в октябре 1917 г., отвергает не только сталинизм, но и культ Ленина, идеологию ленинизма как фундамент тоталитарного строя». На первом съезде (в мае 1988 г.) ДС сформулировал первоначальные задачи, включавшие защиту права человека, создание представительной демократии на всех уровнях, радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и т.п. Своим политическим принципом ДС считал «изменение существовавшего государственного строя революционным, но мирным путем». Но на пятом съезде ДС некоторые лидеры выдвинули идею «вооруженного сопротивления массовым убийствам в республиках, где происходит национально-демократическая революция».
В противовес "Демократическому союзу" во главе с небезызвестной В. Новодворской происходит образование организаций, которые были привержены ортодоксальной коммунистической идеологии. В июле 1989 г. был создан "Объединенный фронт трудящихся" во главе с народным депутатом СССР В. Яриным. Он занял резко негативную позицию по отношению к политическим и экономическим реформам высшего партийного руководства во главе с Горбачевым, нацеленным на ослабление единого социалистического государства.
В период борьбы за демонтаж коммунистического строя термин «либерализм» часто использовали новообразованные политические силы либеральной ориентации как синоним для обозначения принадлежности к антикоммунистическим силам. Одновременно в качестве идеологии либерализм с его ярко выраженной антикоммунистической ориентацией стал базой, на которой консолидировались оппозиционные КПСС политические

Силы российского общества. В мае 1989 г. была учреждена «Либерально-демократическая партия Советского Союза» (ЛДПСС).
В 1989 году либеральное направление пополнили «Союз конституционных демократов», «Демократическая партия», «Либерально-христианская партия», «Христианско-демократический союз России», союз «Щит», общество «Мемориал».
В 1990 году организационно оформились наиболее заметные представители либерального движения - «Партия конституционных демократов», «Конституционно-демократическая партия», «Российское христианско-демократическое движение», «Российская христианско-демократическая партия», «Свободная демократическая партия России», «Партия свободного труда».
Роль координирующего центра либеральной демократии стала играть Демократическая партия России (ДПР). На учредительной конференции этой партии (в мае 1990 г.) и на I съезде (в декабре 1990 г.) подчеркивалась антикоммунистическая направленность, а, значит, радикальная оппозиционность ее деятельности. Понятно, что в период «перестройки» лозунг «борьба с КПСС» объединял все партии и организации демократического крыла в их стремлении к власти - несмотря на множество различий по другим вопросам.
Еще в процессе выработки программных документов ДПР пережила ряд расколов: первый привел к отделению Свободной демократической партии, второй - к образованию фракции свободных демократов, с последующим выходом ее из ДПР.
Оба размежевания произошли в процессе выработки идеологических и организационных принципов деятельности партийных образований. В принятых, в конечном итоге, программных документах подчеркивалось, что ДПР создана для активного противодействия попыткам «реставрации прежних порядков». Вместе с тем, прогнозируя социальные преобразования в обществе, партия ориентировала своих членов на обеспечение ненасильственного процесса модернизации России.
1990 год стал годом активного создания политических партий в стране. Состоялись учредительные съезды социал-демократической партии, ЛДПР, христианско-демократической, конститу-
ционно-демократической, социалистической, республиканской, монархической партий и других организаций, объявивших о создании на всесоюзном или российском уровне политических партий соответствующего направления. Наличие у них программных документов, уставов, центральных органов и первичных организаций на местах, фиксированное членство, издание газет, активная пропагандистская деятельность позволяют сделать вывод о перерастании в 1989-1990 годах политизированных общественных объединений в партии. Объединение нескольких политических организаций в единую партию считалось эффективным способом создания партийной структуры.
В июне 1990 г. образовался «Центристский умеренно-радикальный блок» на основе нескольких партий и организаций, включающих в себя «Либерально-демократическую партию Советского Союза» - ЛДПСС, «Российский демократический форум», «Конституционно-демократическую партию», «Партию конституционных демократов», «Союз демократических сил им. А.Д. Сахарова», «Демократическую партию РФ» (фракцию Каспарова), «Российский народный фронт» (фракцию Иванова), «Партию мира» и «Партию городских и сельских хозяйств».
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Кроме того, в новой редакции ст. 51 Конституции СССР была закреплена возможность образования и других политических партий в стране. «Граждане СССР, - говорилось в ней, - имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов». Тем самым была заложена конституционная основа для формирования легальной многопартийности в СССР.
В июне 1990 г. заявляет о своем образовании Коммунистическая партия РСФСР. Параллельно развивается процесс выделения и последующего преобразования различных структур из состава КПСС. Так, возникла Демократическая платформа КПСС,

На основе которой затем образовались Демократическая партия России во главе с Н. Травкиным, Республиканская партия Рф (В. Лысенко, С. Сулакшин, В. Шостаковский), Движение демократических реформ (А. Вольский, Г. Попов, А. Собчак, С. Шаталин, Э. Шеварднадзе, А. Яковлев), Демократическая партия коммунистов России (лидер - А. Руцкой).
Рост многопартийности заставил законодателя принять меры к тому, чтобы как-то упорядочить этот процесс, поставить его в определенные правовые рамки. В октябре 1990 г. принимается Закон СССР «Об общественных объединениях». По существу, это была вторая в российской истории попытка модернизировать форму политического правления в условиях острого системного кризиса, когда правящий режим оказался перед лицом стихийно нарастающего потока общественно-политической активности, угрожавшей самому его существованию. Первая такая попытка в начале века, как известно, закончилась неудачей. Царский режим не захотел тогда довести до конца демократическую трансформацию централизованной монархической власти по примеру западных государств, что привело к углублению пропасти между самодержавием и обществом и, в конечном счете, к краху режима. Спустя почти сто лет, предпринималась новая попытка создать условия для формирования в России представительной, партийной демократии как института гражданского общества.
Многопартийность стала новым явлением в политической жизни советского общества. С 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон Верховного Совета СССР «Об общественных объединениях», альтернативные КПСС политические партии получили право на свое существование. Министерство юстиции СССР приступило к юридической регистрации политических партий. 11 апреля 1991 года на основе нового закона была зарегистрирована КПСС, 12 апреля - Либерально-Демократическая партия СССР
Нельзя не сказать о роли российского депутатского корпуса и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина в утверждении реальной многопартийности и преодолении всевластия коммунистической партии.
На первом Съезде народных депутатов РСФСР был принят и ряд решений, важных для последующего развития многопар-
тийности. В постановлении первого Съезда народных депутатов РСФСР "О механизме народовластия в РСФСР" вводился запрет на "совмещение должности руководителя государственного органа власти и управления с любой другой должностью, в том числе в политических и общественно-политических организациях", а в принятом за основу на Съезде Декрете о власти, кроме того, устанавливалось, что "всякое противоправное вмешательство политических партий, партийно-политических органов и иных общественных организаций в деятельность государственных предприятий, учреждений и организаций должно пресекаться незамедлительно и со всей решительностью".
12 июня 1991 г. Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации, а уже 20 июля 1991 г., опираясь на решения первого Съезда народных депутатов РСФСР, он издал Указ "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР".
Деятельность Коммунистической партии РСФСР, поддержавшей прямо или косвенно действия ГКЧП, была приостановлена Указом Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. до "окончательного разрешения в судебном порядке вопроса о неконституционности действий Компартии РСФСР". Далее события шли по нарастающей. Практически одновременно выходят Указ Президента СССР "Об имуществе Коммунистической партии Советского Союза", предписывающий Советам народных депутатов взять под охрану имущество КПСС, и Указ Президента РСФСР "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР", объявляющий государственной собственностью РСФСР все имущество, принадлежащее КПСС и КП РСФСР.
Через несколько дней (29 августа) Президент СССР издает Указ "Об упразднении военно-политических органов в Вооруженных Силах СССР, войсках Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войсках Министерства внутренних дел и железнодорожных войсках". А вскоре после этого он слагает с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и призывает ЦК КПСС принять решение о самороспуске. Завершающую
точку в этой серии нормативных актов поставил Указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. "О деятельности КПСС и КП РСФСР", предписывающий прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР.
Новая волна партиообразования началась после августовских событий 1991 года. Тогда все сферы российского общества были поражены глубоким кризисом, ослабла политическая система. О выборе путей развития развернулись жесточайшие дискуссии споры, противопоставлявшие разные альтернативы. Это было похоже на 1917 год, правда, тогда боролись несколько политических лагерей - феодализм-капитализм-социализм.
В 80-90-е годы противостояли два направления - социализм и капитализм. Шаги перестройки 1985-1990 годов, развитие многоукладности в экономике, свободного товарного рынка способствовали поляризации социальных групп в обществе. И эти группы с неистовой целеустремленностью стали создавать свои политические партии.
В ноябре 1991 г. на основе движения «Коммунистической инициативы» была создана «Российская коммунистическая рабочая партия» (РКРП). Первоначально эта партия казалась крепкой и сплоченной. Но РКРП тоже не выдержала испытания на организационную прочность.
В ноябре 1991 г. «Демократическая партия России» (ДПР) и «Российская христианско-демократическая партия» (РХДД), «Конституционно-демократическая партия - Партия народной свободы» (КДП-ПНС) вместе вышли из ДР и в феврале создали новое общественное движение - «Российское Народное собрание» (РоНС).
При этом надо заметить, что не все новые российские партии и движения имели достаточно прочную и постоянную социальную базу; во многих случаях они создавались под конкретных лидеров, не пользовались должным авторитетом в обществе и в большинстве своем не являлись массовыми.


Одним из условий существования демократического общества является развитие в стране многопартийной системы. Многопартийная система - это совокупность 3-х и более партий, имеющих реальные возможности участвовать в формировании государственных органов и воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Критерии многопартийной системы.

Равноправие партий - основополагающий принцип действия многопартийности. При невыполнении данного условия преобладающие позиции занимают одна или несколько партий, а, следовательно, остальные не могут влиять на политическую ситуацию в стране. Порой это чревато узурпацией власти со стороны одной политической группы;

Выборность - для эффективности своих действий партии должны иметь равные возможности избираться в государственные органы;

Прозрачность (гласность) их деятельности - избиратели должны иметь возможность контролировать реальные действия политических партий;

Четкие принципы взаимодействия между партиями, а также между партиями и властью (государством).

Выработка данных принципов необходима для эффективного функционирования партийной системы, ибо без этого нельзя считать партийную систему сложившейся, а отношения между партиями нормальными и устоявшимися.

Как известно, для Советского Союза долгое время была характерна однопартийная система, в которой главенствующая роль принадлежала единственной легитимной партии - Коммунистической. Появление иных политических организаций и складывание многопартийной системы началось в период перестроечных процессов, когда на фоне различных экономических и социально-политических реформ произошла достаточно быстрая либерализация режима в целом. Условно этот процесс можно разделить на несколько этапов.

Этапы складывания многопартийной системы в СССР:

Первоначальный период возникновения многопартийности - это 1986-1987 гг. - время массового образования различных неформальных объединений. Эти организации назывались по разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения, ассоциации, общества. Задачей, которую они в то время выполняли, было дать людям с похожими взглядами найти друг друга и выговориться. То есть главной социальной функцией этих организаций было общение членов клубов друг с другом.

В конце 1987 - середине 1988 гг. стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки, союзы, демократические движения, ставившие своей целью повышение эффективности проводимых реформ (Демократическая перестройка, Пере- стройка-88, Народное действие, Социалистическая инициатива, Московский народный фронт и другие). Особенностью этих объединений являлось то, что они были образованы реформаторами-коммунистами (Ю. Афанасьев, С. Станкевич, Т. Гдлян и другие), недовольными темпами проводимых реформ.

Следующий этап - это 1988-1990 гг. Он был связан с выборами, которые впервые в СССР проводились на альтернативной основе и которые постепенно становились всё более свободными: например, выборы делегатов на XIX конференцию КПСС в 1988 г. и выборы народных депутатов СССР в 1989 г.

В период избирательных компаний стали образовываться клубы избирателей, группы поддержки и другие объединения избирателей, как демократической ориентации, так и на базе коммунистической идеологии. Особой популярностью в период данных избирательных кампаний пользовались негативные лозунги (агитация не за, а против того или иного делегата, организации, акции). Именно тогда впервые в Советском Союзе проявился «феномен негативного голосования», характерный для мирового сообщества.

В целом, выборы способствовали значительной политизации населения, возрос интерес к политике, в мае - июне 1988 г. прошли первые массовые митинги и демонстрации.

Важным шагом на пути к многопартийности стала отмена 111 Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. конституционного положения о руководящей роли КПСС (6 статья Конституции СССР) и легализация, таким образом, принципа политического плюрализма.

На следующем этапе под деятельность новых партий была подведена правовая основа - в октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях» . В нем законодательно были закреплены порядок образования, права и принципы деятельности общественных организаций и объединений. На основе этого Закона создавались и функционировали первые политические партии в СССР. А уже в марте 1991 г. началась официальная регистрация партий.

После запрета деятельности КПСС (6 ноября 1991 г.) и распада Советского Союза (8 декабря 1991 г.) начался новый период в формировании многопартийности, который проходил уже в рамках новых суверенных государств - бывших советских республик.

Таковы первоначальные этапы складывания многопартийности в Советском Союзе.

Таким образом, в период перестройки (1985 - 1991 гг.) в советском обществе была разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма и постепенное складывание легальной многопартийности в СССР, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако вслед за очищением социализма от проявлений тоталитаризма последовал крах Советского Союза и самой социалистической системы.