Могут ли лишить прав на велосипеде. Что грозит пьяному велосипедисту

С тех пор как белорусские водители наконец-то худо-бедно поняли, что с алкоголем внутри безопаснее/дешевле/проще ходить пешком, на горизонте замаячила альтернатива - . "А можно ли ехать на велосипеде пьяному? А что за это будет? А заберут ли "права"?" - посыпались в редакцию вопросы, и мы решили, что с этой темой надо разобраться. Тем более что разбираться есть с чем. Итак, поехали!

1. Столкновение автомобиль - велосипед

Подобное происшествие полностью укладывается в рамки ДТП, определение которого можно найти в п.2.18 ПДД: происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

Это значит, что само ДТП будет рассматриваться сотрудниками ГАИ, а действия его участников, а также их состояние - оцениваться по отработанной схеме.

Если виновным будет признан велосипедист, он будет привлечен к ответственности по ст.18.23 КоАП. К слову, это "главная" статья в КоАП для велосипедистов.

Статья 18.23. Hарушение Правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)

1. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ пешеходом, ЛИЦОМ, УПРАВЛЯЮЩИМ ВЕЛОСИПЕДОМ, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.

3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений Правил дорожного движения, повлекших СОЗДАНИЕ АВАРИЙНОЙ ОБСТАНОВКИ, - влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.

4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений Правил дорожного движения, ПОВЛЕКШИХ ПРИЧИНЕНИЕ потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

2. Столкновение велосипед - велосипед, велосипед - пешеход

В рамках ст.18.23 КоАП будут оцениваться действия велосипедиста и тогда, когда столкновение произошло с другим велосипедистом или пешеходом. Правда, на такой вызов сотрудники ГАИ уже не поедут.

Такие случаи не относятся к компетенции ГАИ, поскольку не являются ДТП. Ведь велосипед не является механическим ТС, поскольку приводится в действие мускульной силой человека, - сообщили нам в профильном ведомстве.

К кому же тогда обращаться? В пресс-службе МВД пояснили:

Если в результате столкновения велосипедисту или пешеходу причинены телесные повреждения и (или) материальный ущерб (сломался велосипед, порвалась одежда, пришли в негодность багаж или ручная кладь и т.п.), необходимо обращаться в милицию по телефону 102. Правильно будет записать координаты очевидцев (имя, фамилию, номер телефона). Далее составляется заявление в РОВД по месту происшествия, проводится проверка, устанавливается виновник происшествия, а уже вопрос о возмещении ущерба затем решается в судебном порядке.

- Но к столкновению так или иначе все равно приводит чья-то ошибка. Это значит, кто-то из участников нарушил ПДД и должен быть привлечен к ответственности…

Да. Вопрос привлечения к ответственности за нарушения ПДД по статье 18.23 КоАП решается органами внутренних дел. И здесь, кстати, важно знать, что деяния, содержащие признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.23 КоАП, в случае причинения лицом, управлявшим велосипедом, потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждения транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, влекут административную ответственность ЛИШЬ ПРИ НАЛИЧИИ выраженного в установленном Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях порядке ТРЕБОВАНИЯ ПОТЕРПЕВШЕГО либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Какими бы легкими ни казались травмы

- Особо следует обратить внимание на причинение вреда здоровью участников таких столкновений, - отмечают в пресс-службе МВД. - Кто бы ни был прав или виноват, окажите друг другу посильную первую помощь и в случае необходимости вызовите "скорую". Даже если полученные травмы не кажутся серьезными, не будет лишним посетить поликлинику и проверить состояние здоровья. Не забывайте, что при необходимости пешеход или велосипедист может попросить у сотрудника милиции направление на судебно-медицинскую экспертизу или самостоятельно обратиться в Госкомитет судебных экспертиз Республики Беларусь.

3. Нарушение ПДД велосипедистом

Естественно, в случае фиксации нарушения ПДД велосипедист будет привлечен к ответственности все по той же ст.18.23. Чтобы правильно квалифицировать его проступок, он может быть освидетельствован на предмет употребления алкоголя. Как сказано выше, штраф для "принявших" увеличивается в разы.

Как нам сообщили в МВД, за 5 месяцев нынешнего года по данной статье, которая одновременно устанавливает ответственность и за нарушения ПДД пешеходом, лицом, управляющим гужевым транспортным средством, лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, органами внутренних дел составлено 145.349 протоколов об административных правонарушениях.

4. Управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения

А теперь, так сказать, самое интересное. Что будет, если велосипедист выпил, но ничего не нарушает, никого не травмирует, а просто аккуратно едет домой?

Здесь можно сломать голову, прорываясь сквозь дебри нашего законодательства.

Смотрим ПДД. Здесь сказано, что водитель - это физическое лицо, управляющее ТРАНСПОРТНЫМ средством (…), а велосипед - это ТРАНСПОРТНОЕ средство, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем.

При этом п.10.1 запрещает ВОДИТЕЛЮ "управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения".

А что у нас предусмотрено за нарушение ПДД? Правильно, ответственность по ч.1 ст.18.23 КоАП!

Но с применением ч.2 в таком случае уже возникают проблемы: привлекать к ответственности за нарушение ПДД, заключившееся в управлении велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, и как отягчающий признак указывать все то же состояние алкогольного опьянения? Это уж никуда не годится.

Очевидно, что законодатель имел в виду нарушение иных требований ПДД, касающихся участия велосипедиста в дорожном движении, но, как обычно, неудачно сформулировал норму?

Такой "формальный" подход к нарушению велосипедистом ПДД нелогичен и несправедлив. Поэтому на практике нормы закона трактуются "по совести":

За что я буду штрафовать велосипедиста, который ничего не нарушает? Едет человек - пусть едет! А вот если он нарушил правила маневрирования, расположения на проезжей части или что-то еще, то будет привлечен к ответственности. Если он при этом будет пьян, штраф будет больше, - рассуждают в неофициальных разговорах сотрудники ГАИ.

На словах все, конечно, хорошо. Но пока в проблеме привлечения велосипедистов к ответственности не будут расставлены точки над "i", каждый, кто сядет за руль велосипеда выпившим, будет "под колпаком". Пусть даже и формальным.

***
Никто не спорит, что езда на велосипеде изначально достаточно опасна: слишком велик риск серьезных травм для всех участников движения. Поэтому попытки управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения должны пресекаться, а нарушители - преследоваться. Однако если мы требуем от водителей соблюдения правил и законов, эти правила нужно четко прописать.

ОТВЕТ: Чтобы подробно ответить на поставленные вопросы, следует, прежде всего, определиться с понятиями. Согласно Правилам дорожного движения, - это транспортное средство, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности, при помощи педалей или рукояток. Лица, управляющие велосипедом, относятся к водителям, наделены соответствующими правами и несут определенные обязанности.

Теперь разберем случаи наезда на пешехода и причинения вреда его здоровью. Тут многое зависит от наступивших последствий. Если в результате наезда был причинен тяжкий вред здоровью пострадавшего, то действия велосипедиста (скейтбордиста) «тянут» на преступление, и он будет привлечен к уголовной ответственности.

В настоящее время состояние алкогольного опьянения не фигурирует в перечне обстоятельств, отягчающих наказание за совершение преступления, хотя суд может признать его таковым в конкретном уголовном деле.

Иными словами, решение вопроса отдано на усмотрение суда. Думается, вероятность признания состояния опьянения отягчающим обстоятельством в этом случае достаточно высока. Если же в результате наезда пострадавшему будет причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, то пьяный велосипедист (скейтбордист) будет привлечен не к уголовной, а к административной ответственности. При этом велосипедист будет отвечать по ст. 12.24, а скейтбордист - по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. В названных статьях состояние опьянения в качестве отягчающего вину обстоятельства не предусмотрено. Однако, как указывалось выше, в административном законодательстве состояние опьянения само по себе является отягчающим вину обстоятельством.

Резюмируя, можно заключить, что управление велосипедом, самокатом, роликовыми конькам, скейтбордом или лонгбордом в состоянии опьянения и наезд на пешехода, скорее всего, будет признано отягчающим вину обстоятельством.

Остались вопросы по теме? Задавай в комментариях. Новые вопросы присылай на адрес c пометкой «Вопрос адвокату».

В последнее время на улицах белорусских городов много велосипедистов. Не скажу, что это плохо, но вот вопрос: знают ли они правила дорожного движения? Почему на зеленый свет не ПЕРЕХОДЯТ улицу, как это нужно по правилам, а ПЕРЕЕЗЖАЮТ, создавая тем самым опасность и риск травматичного ДТП? Почему их никто не штрафует за это? И еще вопрос: могут ли лишить велосипедиста за нахождение в нетрезвом состоянии водительских прав (если тот, конечно, их имеет)?

Олег ШИЛОВ, г. Минск

Отвечает заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома подполковник милиции

Владимир ПИУЛЬСКИЙ:

Двигаться на велосипеде нужно по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии - по обочине, тротуару, не создавая препятствий для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.

При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист ОБЯЗАН вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов. Согласно этим правилам, на светофорах велосипедисты должны ПЕРЕХОДИТЬ дорогу, не создавая препятствий пешеходам. Переезжать «зебру» не положено!

Что касается пьяных велосипедистов, то лишать водительского удостоверения (если оно, конечно, есть) за управление в нетрезвом виде никто не будет. Максимум ему грозит штраф: как за переход в неположенном месте, так и за управление велосипедом.

Когда велосипедист переезжает проезжую часть по пешеходному переходу - это нарушение ПДД. Влечет за собой ответственность в размере от 1 до 3-х базовых величин или предупреждение, если человек в нетрезвом состоянии - от 3 до 5-ти базовых величин. Такие случаи происходят, нарушителей вылавливают и штрафуют. К счастью, крупных ДТП, где из-за велосипедистов гибли на пешеходном переходе люди, не происходило, - рассказала старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Анна Банадык.

Подготовил Станислав ЛОБАТЫЙ, «БН»

Поборники здорового образа жизни, да и обычные автовладельцы с удовольствием открывают весенний период использования вело транспорта. Но всегда ли вождение велосипедистов бывает безобидным для прохожих и других автолюбителей? Какая ответственность накладывается на владельцев колесных средств, и можно ли ездить пьяным на велосипеде, давайте разберемся. Более того, как свидетельствует неутешительная статистика, львиная доля всех столкновений с велосипедистами происходила по их инициативе.

К чему обязывает управление вело транспортом?

Согласно правилам дорожного движения велосипедист является таким же участником дорожного движения, как и остальные владельцы других машин. Поскольку велосипед представляет собой механизм с двумя колесами, то он полноправно именуется транспортным средством в отличие от роликов, скейтбордов, самокатов. Однако все пользователи этих, на первый взгляд безобидных средств передвижения, несут одну и ту же ответственность за безопасное передвижение пешеходов и других ТС (часть 1. ст. 12. 30 КоАП). Административное наказание вменяется по двум видам несоблюдения правил:

  • Прямое нарушение правил дорожного движения.
  • Косвенное нарушение ПДД (создание помех на дороге, провоцирующих аварию).

ПДД запрещают велосипедистам не только перевозить детей до 7 лет без дополнительного сиденья, но и держаться за руль только одной рукой. Езда же в нетрезвом виде на велосипеде тем более опасна и грозит штрафными санкциями. Само опьянение не объясняется как нарушение ПДД, но однозначно отягощает вину в проступке. Степень вины определяется судебным органом, которая может нести характер уголовной. Судите сами, можно ли ездить пьяному водителю, если:

  • Увечья легкой и средней тяжести влекут административную ответственность по ст. 12. 24 КоАП.
  • Тяжкие телесные повреждения – уголовную.

Какой штраф за пьянку?

Согласно ПДД 2. 7. водителю колесного средства наравне с остальными автолюбителями запрещается:

  • Управлять транспортом в алкогольном, токсическом, наркотическом и другом опьянении; находясь под влиянием лечебных препаратов, тормозящих концентрацию внимательности и реакцию; в сонном и утомленном сознании, влекущее опасное вождение.
  • Передавать вождение ТС физическим лицам в алкогольном, токсическом, наркотическом опьянении; находящимся под влиянием лекарств, в больном или вялом состоянии; детям, не достигшим 14-летнего возраста.

Штраф в размере 1000–1500 рублей налагается за езду на велосипеде в нетрезвом виде, если столкновение обошлось без жертв. При этом не имеет значения, как оно было совершено: самим велосипедистом или он его спровоцировал. Нарушение правил дорожного движения в трезвом состоянии облагается суммой в 800 р.

Приведем самые распространенные нарушения закона пользователей колесных средств, ведущие к ДТП:

  • Движение навстречу автомобилям.
  • Проезд на пешеходном переходе.
  • Отсутствие сигнала о дальнейшем изменении маршрута.

На заметку! В согласии со статьей 12. 30 КоАП вменять вину водителю за провоцирование аварийной ситуации работники ГИБДД имеют право, независимо от того, вращал педали человек в нетрезвом виде или просто шел рядом с велосипедом.

Дело не в том, какой размер штрафа вам выпишут. Основной принцип, которым стоит руководствоваться – это соблюдение безопасности на дорогах. У каждого участника езды есть возможность уважительно относиться к безопасности других граждан. Ведь один неграмотный велосипедист способен причинить непоправимый вред не только нескольким пешеходам и автовладельцам, но и себе.

Недавно в Петербурге на велосипедистов обрушилась волна штрафов: начали останавливать сотрудники ГИБДД и выписывать штрафы за нарушение правил дорожного движения.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Все пункты ПДД, где используется сочетание «транспортное средство» или слово «водитель», также стоит взять на заметку и изучить велосипедистам.

1. Передвигаться можно исключительно по проезжей части, с правой стороны по ходу движения. Ехать навстречу потоку машин запрещено. Также разрешена езда по обочине дороги, если это не создает помех для движения пешеходов.

2. По тротуарам передвигаться запрещено. Спешившись и взяв велосипед за руль, велосипедист превращается в пешехода и имеет полное право идти по тротуару.

3. Выделенные полосы для общественного транспорта созданы исключительно для автобусов и троллейбусов. Будь то Невский или Владимирский проспекты. Проезд по полосе для общественного транспорта может закончиться для велосипедиста штрафом.

4. Если рядом с проезжей частью идет велодорожка, то велосипедисту запрещено ехать в потоке машин, нужно передвигаться на свою «зону».

Как вести себя на проезжей части?

5. Велосипедист, выехавший на проезжую часть не должен быть моложе 14 лет. Однако по бездорожью в деревне могут кататься и те, кто еще не получил паспорт.

6. Езда на красный сигнал светофора запрещена. На дороге велосипедист подчиняется основным правилам для автомобилистов.

7. На нерегулируемом пешеходном переходе велосипедисту следует снизить скорость или вовсе остановиться и пропустить пешеходов. Нельзя пытаться объехать пешеходов, виляя из стороны в сторону по дороге, в этом случае нарушаете правила.

8. Показывать жестами маневры. Если вы хотите совершить поворот, то следует заранее вытянуть руку в сторону поворота (правая — направо, левая — налево). Поворот налево велосипедистам запрещен, если дорога имеет более одной полосы в одном направлении.

В городе поворот налево запрещен практически везде.

9. Езда без рук правилами запрещена, хотя бы одна рука должна быть на руле всегда.

10. Езда в нетрезвом виде порицается и среди велосипедистов. Даже штраф по этой статье будет выше, но об этом — позже.

Технического состояние велосипеда

11. У велосипеда должна быть исправна тормозная система и рулевое управление. Наказания для велосипедистов с неисправной или измененной техникой предусмотрены кодексом об административных правонарушениях.

12. Езда в темное время суток только фонарями, задними и передними. По правилам даже в свете солнца у велосипедиста должны гореть дневные ходовые огни для обозначения транспортного средства.

13. На одежде и рюкзаке необходимо иметь светоотражающие элементы, чтобы быть еще более заметным на дороге.

14. Велошлем в правилах дорожного движения отсутствует как обязательный в экипировке велосипедиста. Жизнь сохранить он помогает.

Штрафы для велосипедистов

1. По Административному кодексу практически любое нарушение правил велосипедистом влечет за собой штраф в размере 800 рублей . Особой статьей прописан штраф за езду в состоянии алкогольного опьянения : его размер варьируется от 1000 до 1500 рублей.

2. Дорого обойдется и отягчающие обстоятельства: причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Штраф за эту статью также находится в диапазоне от 1000 до 1500 рублей .

3. Оштрафовать на 1000 рублей могут за нарушение правил, «повлекшее создание помех в движении транспортных средств».