Мумбаи, трущобы и пара достопримечательностей. Трущобы дхарави в мумбае

2017-11-10 19:07:11

Миллионы людей умудряются существовать здесь в халупах из пластика, снимаемых за 300 рублей в месяц, при этом сохраняя оптимизм и отличное настроение. Вот тут призадумаешься: не слишком ли часто мы жалуемся на жизнь?


Смотреть все фото в галерее

Всего в индийском мегаполисе Мумбаи (до 1995 года - Бомбей) проживает 21 миллион 300 тысяч человек, из них примерно 40 процентов - именно в таких «квартирах», как на фотографиях. Странно, но и во мраке трущоб существует разница между обитателями. Самые бедные просто ставят на земле палатку, ютясь там десятилетиями: даже в период сезона дождей, когда город заливает море воды с небес. «Домик» из пластика стоит в аренду 330 рупий (300 рублей) в месяц: просто крыша над головой - никаких условий. Туалет - в ближайшей сточной канаве или на помойке, мыться - окунайтесь в загрязнённое отходами от кораблей море. Каменная «клетушка» посреди гор мусора, не протекающая в ливень - жильё для богатых, тут уже надо выложить 3000 рупий.


Поселения похожи друг на друга, как близнецы… десятки таких районов разбросаны по всему Мумбаи.


27-летний Мохаммад Гуджарати, протискиваясь между верёвок с бельём, показывает мне свой «дом». Жилищем это можно назвать только с жуткой натяжкой: раскисший от дождей земляной пол, внутри старый матрас, стены и крыша из квадратных кусков пластмассы обтянуты синим целлофаном, чтобы на голову не лилась вода. Мохаммад живёт тут вместе с женой 5 лет — в пластиковой халупе у него родились двое детей. «Холодов в Мумбаи не бывает, лето круглый год, тёплые вещи не нужны, — радостно сообщает он. — Помыться можно в море, еду готовим во дворе». Он работает на одном из подпольных предприятий в трущобах, где шьют джинсы — подделки известных брендов, и получает 2500 рупий (примерно 2250 руб.), из которых 330 рупий (300 руб.) ежемесячно отдаёт за так называемую «квартиру». «Как видите, я живу отлично». — «Отлично?!» — «Ну да, а что вас удивляет?» Признаюсь честно — меня поразил «позитив» обитателей трущоб Мумбаи. Почти все, кого я опросил, несмотря на нищету, считают себя счастливыми. Интересно почему?

Жизнь в целлофане.


Не всем «трущобникам» везёт, как Мохаммаду, ведь в его «хоромах» проживают всего 4 человека. Средняя площадь пластиковой клетушки в Дхарави (там, где снимали блокбастер «Миллионер из трущоб») — 102 м, и порой внутри теснятся 10-15 (!) человек — родители, дети, бабушки, дедушки. Жизнь проходит на улице, домой приходят исключительно спать. Когда семья большая, подрост­ков в 16 лет выселяют наружу: гуляй там в сезон дождей под куском целлофана, пока не найдёшь работу и не арендуешь своё жильё… в общем, взрослеют в Дхарави рано. В трущобах существуют и свои олигархи — по подсчётам властей, среди гор мусора и полусгнивших отходов работают 13 000 однокомнатных «фабрик» и 5000 (!) нелегальных цехов, штампующих кроссовки, одежду, кожаные аксессуары.


«Вот эту «Шанель» делал лично я, — 17-летний «кустарь» Хамид показывает на лежащую в углу чёрную сумочку из мягкой козь­ей кожи. — По утрам появляются оптовики и всё забирают. Кстати, из России бизнесмены тоже приезжают — наша продукция у вас хорошо продаётся в самых лучших магазинах Москвы и этого… Петербурга». Я представляю, как российская модница покупает за безумные деньги в бутике «Шанель» сумочку, произведённую рядом с огромной помойкой руками трудолюбивого Хамида, и мне становится весело.

«А на что жаловаться?!»


В трущобах живут 40% от 21-миллионного населения Мумбаи: 60% индусов, 30% мусульман и остальные христиане. «Дома» кроме уже упомянутого пластика часто лепят из брезента, тряпок (!) и фанеры. Не поверите, но такие халупы бывают даже многоэтажными, настраиваются одна на другую. К постоянному запаху гнили и тухлых яиц привыкают через неделю, больше не замечая его. Районы трущоб — мусорная свалка, любые отходы сбрасывают в гигантскую канаву, которая когда-то была рекой, или просто отгребают немного подальше от хижин. Остатки еды, пластиковые пакеты, очистки годами затем валяются у стен и разлагаются на солнце. Среди «улиц» (то есть в проходах между трущобами) течёт нечто вроде арыков — туда справляют нужду (прямо на людях, не стесняясь). Из-за готовки пищи на кострах постоянно вспыхивают пожары с большим числом жертв. Господи, как вообще можно здесь выжить?


— Я не вижу причин жаловаться — ах, какой я страдалец, — усмехается обитатель трущоб Вишну Капур. — Я не умираю с голоду, хватает еды на каждый день, я одет и даже скопил на мобильный телефон (он показывает кнопочную китайскую дешёвку). Моя меня любит, а дети считают образцом для подражания. Совсем нет долгов — ибо какой банк сойдёт с ума, чтобы выдать мне кредит? Я вегетарианец, не пью и не курю. Конечно, я хочу лучшей жизни — а кто не хочет? Но понимаю — для этого нужно много работать, ничего с неба не свалится. Я не ворую, оправдывая себя своей бедностью, стараюсь хорошо заработать. Через пару лет планирую переехать в каменное жильё.

Уснуть под поездом.


Я нигде не видел столько улыбок, как в мумбайских трущо­бах. Люди просто светятся. В хижинах очень чисто, всё вымыто и выметено. Жители трущоб обязательно моются (запахов немытого тела нет), прямо на ходу чистят зубы, девушки одеты в нарядные выстиранные платья и сари. Фотоаппарат, конечно, их в восторг не приводит — могут и выругаться, и камнем кинуть. «После успеха «Миллионера из трущоб» к нам стали ежедневно водить туристические группы, — недовольно рассказывает мой сопровождающий. — Приезжают богатые люди, ходят и смотрят на нас, как на животных в зоопарке, фотографируют без разрешения — извините, им тут не сафари в Африке». Меня приглашают в комнатку в трущобах, кладут угощение: чуть варёного риса и кусочек лепёшки с соусом — я пробую, чтобы не обидеть хозяев. Владелец жилища объясняет структуру здешних семей — мужчины зарабатывают деньги, а женщины занимаются домашним уютом и деть­ми. «Если мужик не работает, значит, это не мужик, — сурово подытоживает пожилой глава семейства. — У нас лентяи не задерживаются».


В Мумбаи имеется специальная трущоба, называемая Дхоби Гхат, — приют для 700 семей, стирающих бельё для всего города, чаще всего руками. В основном прачками становятся «неприкасаемые» из низшей касты. Но и там я встретил весьма довольных граждан. «Какие у меня планы? — удивляется 12-летний Радж. — Конечно, продолжить бизнес своего папы. Я уже сейчас помогаю ему сушить бельё». Отец обнимает мальчика и обращается ко мне: «Когда я был маленький, знал, чем буду заниматься и что у меня будет любимая работа. Это, разумеется, круто — сидеть в офисах под кондиционером, но кто же тогда станет обеспечивать людей чистыми простынями?»


…через пятнадцать-двадцать лет с рук слезает кожа.


Вечером в трущобы слетаются тучи комаров — мудрые индийцы защищаются от них, натерев кожу апельсиновыми или лимонными корками. Многие дома расположены прямо у моря (случись шторм — смоет) или вокруг железной дороги: грохот поезда не мешает спать, рядом с рельсами играют дети. У нас бытует популярное мнение: дескать, в России живут хуже всех. Тот, кто это говорит, ничего не знает о плохой жизни. Разумеется, следует всегда равняться на лучшее, а не на худшее. Но именно в трущобах Мумбаи приходит осознание: вполне можно быть счастливым и без богатства.


У многих жителей России имеются сложности — кредиты, проблемы на работе, разборки дома. Хоть на один день забудьте о них. Крепко поцелуйте любимого человека. Обнимите родителей. Поиграйте с детьми. И вы поймёте — ваша жизнь вовсе не так плоха, как она сейчас кажется.

Мы привыкли видеть Индию по фантастичным фильмам Болливуда и красивым фотографиям природы, но мало кто вспоминает о том, что Индия - это страна третьего мира. Люди в индийских трущобах живут просто в ужасающих условиях, но они так привыкли и их вроде бы всё устраивает, а может они просто никогда не видели лучше жизни. Предлагаем вам прогуляться по улицам индийских трущоб, вдали от туристических маршрутов и увидеть настоящую, суровую обратную сторону Индии.

Трущобы Дели:

Самая популярная мусорка в Дели - это река

По понятным причинам от реки очень плохо пахнет, даже на приличном от неё расстоянии

Быт многих простых индийцев такой же, как и сто лет назад. Беспроводной утюг на углях

Индийский школьный "автобус"

Уличный туалет. Комплексами индийцы не обременены. Многие вообще ходят в туалет, где придется, не стесняясь прохожих

Некоторый мужчины справляют нужду на корточка, по какому-то обычаю

"Интернет кафе" и компьютерный клуб в Дели

Типичные трущобы в Дели. Население Индии 1,22 млрд. человек. Нормального жилья хватает далеко не всем

Некоторые ездят на автомобилях времен британского колониализма

"Уютная" остановка такси

Уличная парикмахерская

Помимо инвалидов, на дорогах попрошайничают вот такие хлопушки. Увидев туристов, они быстро приближаются и начинают похлопывать вас по разным частям тела, вероятно выясняя наличие монет

Умершего на улице человека тут же, на глазах у всех, начали обчищать. Вынули деньги их кармана и сняли ботинки

В фотографа бросили камень и ему пришлось поспешно ретироваться. Может быть, этот человек даже не умер, а просто потерял сознание

Свежая курятина

Гужевой транспорт, 1 бычья сила

Суровое индийское детство

На улице можно поесть вкусно и не дорого, но вот с гигиеной и санитарией беда

Мотопробка в Дели. Отличный повод узнать последние новости и познакомиться

Джунгли Дели с висячими где попало проводами

Жилище в центре города

Как известно, корова является священным животном в индуизме. Употребление говядины в табуировано. Коровье молоко и молочные продукты играют ключевую роль в обрядах индуизма. Повсеместно коровам оказывается уважение - им разрешается свободно бродить по улицам городов. Повсеместно в Индии считается очень благоприятным знаком дать что-нибудь поесть корове перед завтраком. Во многих штатах в Индии существует запрет на убийство коров, за убийство или ранение коровы можно попасть в тюрьму. Исторически, из-за запрета на поедание коров, в индийском обществе возникла система, в которой только парии (одна их низших каст) употребляли в пищу мясо убитых коров и использовали их шкуры в кожевенном производстве

Убийство коров ограничивается во всех штатах Индии, за исключением Западной Бенгалии и Кералы, где не существует каких-либо ограничений. Коровы методически вывозятся на убой в эти регионы, несмотря на то, что перевозить коров через границы штатов запрещено индийскими законами. В больших городах, однако, работают много частных скотобоен. По данным на 2004 год, в Индии существовало примерно 3600 легальных скотобоен, а количество нелегальных оценивалось в 30000. Все попытки закрыть нелегальные скотобойни были безуспешными

Давайте отправимся в ещё один индийский мегаполис - Бангалор

В поезде Дели-Бангалор. У индийских проводников нет отдельного купе, они спят на полу рядом с туалетом

Бангалор:

Мумбаи:

Мумбаи (Мумбай, до 1995 года - Бомбей) - самый населённый город Индии (15 млн. человек). Центр индустрии развлечений. Здесь расположены киностудии Болливуда, а также офисы большинства телевизионных и спутниковых сетей Индии

Детство детей в Мумбае

Моются на берегу реки

Еще одни город-миллионник на северо-востоке Индии - Аллахабад:

О трущобах Индии ходит большое количество самых разнообразных легенд и непроверенных слухов. Внимание широкой общественности к индийским трущобам привлек популярный фильм – «Миллионер из трущоб», в котором рассказывалась история жизни молодого человека, выходца из бидонвилей Мумбаи . Интерес публики тут же подхватили туристические агентства, которые стали предлагать специальные экскурсионные туры по индийским трущобам. Что же такое настоящие трущобы Индии, кто в них живет и как?

Общее определение трущоб и почему жилые районы получают такой статус?

У трущоб есть научное определение: под категорию бидонвиля попадает жилой район с высоким показателем концентрации населения, постройки в котором характеризуются спонтанностью и отсутствием необходимой для проживания инфраструктуры. Чаще всего в трущобах проживают маргиналы и представители криминальных структур. Трущобы – явление, свойственное в основном странам с теплым климатом, так как холодные климатические условия делают невозможным существование человека в условиях бидонвиля.

Жилой массив попадает в категорию трущоб, если в нем отсутствуют следующие условия:

1. Нет доступа к чистой питьевой воде. Причем учитывается и общее количество воды на каждого жителя.
2. Рабочей канализации. Общественный туалет на несколько семей считается характеризующим признаком бидонвиля, так как, по мнению экспертов ООН, такой туалет недостаточно соответствует гигиеническим стандартам условий проживания человека.
3. Жилые комнаты не имеют достаточной площади. В одной комнате не должно жить более 3 человек.
4. Жилое пространство не должно совмещаться с рабочим помещением.
5. Жители района должны быть собственниками своего жилья.

Чаще всего трущобы возникают в городах, где уровень жизни большинства населения находится на планке ниже средней, а процесс урбанизации протекает слишком быстро.

Трущобы Мумбаи: особенности и секреты

Трущобы бывшего Бомбея уникальны даже по своему размещению - ведь они находятся вовсе не на отшибе города, а прямо прилегают к его центральным улицам. Разделения между центром и бидонвилями нет никакого: ни решеток, ни стен, ни ограждений иного типа. Внешний периметр трущоб - широкие улицы, зато внутри бидонвиля – настоящий лабиринт из узких улочек и переулков.

Трущобы Индии имеют свою градацию по религиозному признаку: они разделяются на мусульманскую и индуистскую часть, в каждой из них существуют свои традиции и обычаи. В трущобах есть дома, построенные из листов фанеры, железа и прочих подручных материалов, а есть территории, на которых население бидонвиля живет под обычными навесами из ткани.

В самом начале трущоб располагаются различные мастерские и цеха кустарного производства, чуть дальше находятся складские помещения, а вот жилые кварталы «прячутся» в самой глубине бидонвиля. Гиды часто запрещают туристам делать фотографии, однако само население трущоб может охотно позировать на камеру, правда у жителей лучше всего все же спрашивать разрешение на съемку. Конфликты по поводу фотосессий обычно возникают при обращении к женщинам-мусульманкам, поэтому путешественники должны быть осторожны и не проявлять бестактной навязчивости.

Индийские трущобы уникальны тем, что в жилых кварталах бидонвиля отсутствует грязь, мусор и прочие признаки антисанитарии – все внутренние дворики чисто выметены, залиты водой от пыли и имеют достаточно пространства для нужд населения. Во внутренних двориках жители трущоб обычно стирают, занимаются ремонтом транспорта, тут же весело играют дети.

В трущобах Мумбаи проживают отнюдь не бедняки – ведь снять квартиру в бидонвиле на год может не каждый – ее стоимость может составлять около 10 тысяч долларов в год. Такая цена обусловлена близким расположением трущоб к деловому центру Мумбаи. Вырваться из трущобы жителям сложно из-за слишком больших семей, в которых много женщин и детей.

Производство на территории трущоб

На территории индийских трущоб размещается и производство различных товаров и предметов быта. Условия труда в таких мастерских и цехах, размещенных прямо на улицах – жесточайшие. Особенно это касается мастерских по переработке пластика: старый пластик жители бидонвиля ищут на свалках, затем женщины и подростки рассортировывают собранный материал по цвету в отдельные коробки. Рассортированный пластик подвергается мойке и удалению грязи, наклеек и прочих ненужных в дальнейшем процессе элементов. Вся работа проходит прямиком на улицах, под открытым небом. Пластик мельчат вручную, а это довольно тяжелый физический труд и потом уже отправляют на расплавку в большой чан. Неподготовленный человек испытает существенный дискомфорт от запахов, царящих на этом производстве, не говоря уже об общем вреде здоровью от испарений.

Еще более жестокие условия в цехе по утилизации тары из-под различных масел. Запах химикатов буквально висит над улицей и вздохнуть свободно практически невозможно. Люди отмывают тару химикатами голыми руками, без средств защиты и удобных инструментов, а рабочий день в таком цехе в среднем составляет 10 часов.

Более легкие виды производства на территории трущоб это переработка картона, печать по ткани, гончарные мастерские и пекарни, цех по плетению корзин.

Несколько слов об условиях жилья и быта в трущобах Индии

Как уже говорилось выше, жилые районы индийских трущоб отличаются аккуратностью и чистотой. Внутренние дворы довольно просторные, а небольшие комнаты в домах часто имеют обстановку выше среднего класса. В некоторых районах трущоб есть электричество и вода, в некоторых жители обходятся без света и добывают воду самостоятельно. Внутри комнат обязательно есть место для омовения и место для приготовления пищи. Чаще всего в одной комнате живет несколько человек – минимум пять-шесть, но есть и исключения и в сторону увеличения и в сторону уменьшения количества жильцов.

Внутри жилых районов есть школы, причем организованные на достаточно приличном уровне, по европейской системе образования. Правда, располагаются учебные заведения прямиком на улицах трущобы.

Есть в трущобах и улицы магазинов. В лавочках продают продукты местного производства и пищу.

Трущобы Мумбая. Дхарави, видео:

Привет! Я Глеб Кузнецов, мне 26 лет, сегодня я хочу рассказать об одном своем дне, проведенном в индийском городе Мумбаи, который однако же известен на весь мир под своим прежним именем Бомбей, благодаря замечательной книге «Шантарам». Мы побывали в тех самых бомбейских трущобах, где происходит действие «Шантарама», и около. Давеча вечером я прибыл поездом из горного курорта Пуна, известного благодаря ашраму Ошо, и не успел осмыслить это явление – Бомбей. Поэтому первый взгляд в окно по пробуждении, и по спине бежит дрожь. Увидев такое, человеку нельзя оставаться равнодушным, а фотографу – сидеть сложа руки. На часах половина шестого, быстро светает, я же совершаю установленный моцион, делаю фото на память и бегу в город.

Люди спят повсюду, они спят семьями, вповалку, глубоким сном, женщины, дети, старики.Очевидно, что они не бродяги и не попрошайки, так как рядом пакеты с запасной одеждой, какой-то скарб. Я понимаю, что хожу среди тех, о ком читал еще в детских книжках об Индии, среди неприкасаемых, занятых самой грязной и низкооплачиваемой работой и никогда не имевших жилья. Я делаю сотни фотографий, но снимать людей, спящих на улицах Бомбея, все равно, что клерков, бегущих по улицам Нью-Йорка – их бесчисленное множество.

Ночь очень теплая и людям не нужны даже одеяла, а для подстилки хватает и картонки. Но я замечаю, что среди бездомных спят поодиночке мужчины, как правило, у дверей лавок. Позднее мои догадки подтвердятся – это их работники или даже хозяева, которые предпочли дороге домой, в пригороды, заночевать на рабочем месте. Но в помещении душно – и улица как общая спальня.

К половине седьмого город просыпается. На улицах появляются служащие и таксисты, а спящие на тротуарах начинают утренний туалет. Я вижу, что они вовсе не бродяги в нашем понимании и спустя полчаса я бы не отличил их от большинства индийцев. Люди с тротуаров причесываются и моются и чистят зубы, набирая воду из специальных бочек, и готовят здесь же на кострах завтрак.
У всех у них выработана беспрекословная покорность – они позволяют фотографировать себя в этом неприглядном виде, не мешают снимать спящих членов своих семей. Они только боязливо улыбаются и часто благодарят за кадр, но даже не просят показать его.
Между тем, утро в разгаре, но я зашел слишком далеко в сторону «Центрального железнодорожного терминала», перебегая от одной группы спящих к другой, как Машенька перебегала от гриба к грибу, пока не попала в берлогу. Таким образом, идея позавтракать за столом и с вилкой в руке проваливается, так как в этом районе не найти ни одного безопасного заведения. Зато появляется возможность отведать уличную кухню. В отличие от большой части харчевен для местных, уличная кухня в Индии и вкусная и безопасная (по крайней мере, я, проехав эту страну от Тривандрума на юге до Варанаси на севере и пробуя все местные пирожки и пряники, ни разу проблем не имел). Что ж, несколько картофельных пирожков в слоеном тесте с красным перцем и стакан сладкого чая с молоком за 2 доллара, и я готов отправляться в путь. Ах, совсем забыл рассказать, что с минуты на минуту в район Боривали должен прибыть ночной автобус с Гоа и в нем мои друзья – супружеская пара Чистозвоновых. Саша и Ира проводили отпуск на пляже и ради острых ощущений решили пожертвовать двумя ночами в автобусе, но побродить со мной по бомбейским трущобам. В этом на сегодня и состоит наша миссия, а для ее облегчения я с вечера договорился с таксистом Фазилем о туре по трущобам и борделям и общинам трансвеститов-хиждр.
В Боривали я добираюсь на местной электричке быстрее ожидаемого, и пока мои друзья еще только подъезжают к городу, захожу в приглянувшийся мне подъезд бетонной многоэтажки возле станции. В таких домах в Бомбее живет зажиточный средний класс, и ими, насколько я мог видеть, застроены все пригороды, в то время как центр города занят трущобами и клочком «Мирового торгового центра» с местным «Латинским кварталом».
Вход в подъезд мне преграждает сумасшедший человек Файсал. Он запрещает фотографировать себя, так как боится смерти от фотоаппарата. Но Файсал не трус – он охраняет свой дом от зла. У него на голой груди амулет, и призрак не сможет пройти мимо него. Я все же пробрался и не желая пугать и оскорблять сумасшедшего человека сосредоточился на фотографиях обстановки в подъезде.




Но вот и Сан Саныч! И я без промедлений окунаю его и Иру в мир настоящего Бомбея!
Проводник Фазиль встречает нас в Боривали. Однако он опасается попадания на первые страницы мировых изданий как лицо, причастное к разоблачению бомбейского «темного царства», поэтому уклоняется от группового фото. Склонить его к запечатлению на пленку нам удается значительно позднее, когда все испытания уже остаются за спиной. Пока же он везет нас в район трущоб на своем сорокалетнем «Фиате», который на фото ниже припаркован у тротуара.
Центр города, именуемый «Мировым торговым центром», фактически ничем не отделен от трущоб. Нет ни каменной стены, ни стены автоматчиков – два этих совершенно разных мира существуют бок о бок и, в отличие от крупных городов Латинской Америки, ничем враждебность не проявляют.
Бомбейские трущобы представляют собой замкнутые районы, окруженные широкими улицами. Внутри же невообразимая путаница узких переулков. В основном, трущобы делятся на индуистские и мусульманские, а также на трущобы, где есть дома, пусть и из листового железа, и те, где только полиэтиленовые навесы. Фазиль мусульманин и представитель среднего класса, поэтому ведет нас в те трущобы, которые ему близки по духу. Мы нисколько не возражаем, так как мусульманские трущобы, где живет бомбейский средний класс, – это, что называется, класика жанра.
Внешний периметр трущоб занимают лавки и мастерские, в ближайших за ними бараках всегда склады, а уже вглубь – жилые «кварталы».



После обхода внешнего периметра Фазиль спрашивает нас: «Может быть, к «Воротам Индии»?» Но мы упрямо требуем в самую глубь, и он с опасением за мою камеру и наше психическое здоровье ведет в трущобы. К слову, бомбейские трущобы признаны повсеместно самым безопасным местом в Индии. Они полностью находятся под контролем местных общин, ни один посторонний сюда не проникнет, а если проникнет, то не выйдет в случае нарушения местных законов. Для туристов доступ в трущобы совершенно свободен, но… одно из основных правил в трущобах: «Не фотографировать!» Мусульмане категорически против фотокамер. Однако как бы я рассказал эту историю? На всем пути приходится сперва кланяться моделям, вежливо расспрашивать, как дела, потом робко спрашивать, можно ли сделать одну картинку. Мужчины и дети всегда оказываются рады этому, совершенно развеивая устоявшиеся представления. Женщины, особенно старые, напротив, реагируют невоздержанно: часто не понимая, что я только спрашиваю разрешения, они начинают звать мужей – те выбегают разгневанные и уходит уйма времени на разъяснения. Словом, шаг за шагом вглубь трущоб.
После путаницы закоулков, по которым текут сточные воды, бегают вперемежку крысы и дети, мы добираемся до сердца этой части Бомбея – внутренних двориков. Они относительно чистые и просторные и по своему духу напоминают кухню в коммунальной квартире. Здесь стирают и сушат белье, играют, возятся с мотоциклами, словом, вся жизнь людей сосредоточена на этих кусках «суши» среди океана кошмара. Здесь и воздух похож на воздух!

Фазиль рассказывает нам, что в Бомбее возмущены мифом о том, будто в трущобах живут бедняки. По словам проводника, мужчины зарабатывают здесь до 500 долларов в месяц, а само жилье в трущобе может стоить несколько десятков тысяч долларов, так как оно близко к центру и, с позволения сказать, находится в благоустроенном и безопасном районе. Что же до общей бедности, то ее основная причина – большое количество детей в семьях и неработающие женщины. И даже если наш Фазиль удвоил заработки бомбейских трущобных людей, то нам с Сашей и Ирой одновременно пришел вывод, что эти люди не столько безнадежно бедны, сколько бесповоротно свыклись с окружающей кошмарной обстановкой и не способны адекватно оценивать ее.
Но ладно, фото на память, и постепенно выходим из трущоб, так как после нескольких часов бродяжничанья здесь в горле от вони стоит тошнота и хочется только одного: без опаски набрать полные легкие воздуха!


Вот и главная спортивная арена бомбейских трущоб! Комментарии излишни – мы же вприпрыжку мчимся к микроавтобусу Фазиля!
И просимся на свежий воздух. Трущобы объединили нас! Но пляж также не совсем как бы и пляж, а сочетание рыбацкой свалки и массовых залежей индийцев. Саша и Ира отчаянно просят Фазиля отвезти их хоть на полчасика «в спокойное место», но тот только смеется: «Где ж в Бомбее свободное место найти!»
Но мы прогуливаемся по центру города и находим его вполне цивилизованным и милым: университет и административные здания английской постройки, широкие улицы, замечательные старенькие «Фиаты»…

Но отдышались, недурно бы и пообедать. Заходим в вегетарианский ресторан. За четыре доллара заказываем классическое блюдо из риса и овощей, и получаем такой вот пальмовый лист, с горой аппетитной снеди. Один вопрос: «Как это есть?»
Вот так!
Что мы вытворяли с этой едой нашими кургузыми пальцами - показывать не решаюсь. Да и времени нет, так как Фазиль уже подвозит нас к району «Конгресс-холл» - бомбейской улице красных фонарей. Вот и первая прелестница застенчиво привлекает посетителей на своем крылечке.
Проститутки в наляпистых нарядах толкутся вдоль улицы, но при виде камеры разбегаются по углам – боятся, значит, славы. Фазиль рассказывает, что барышни приезжают на заработки из Непала и Бангладеша, а за полчаса работы просят 3 доллара.
Но осторожность! Индия знаменита общиной ЛГБТ, именуемой хиждрами. Опасность даже не столько в том, чтобы спутать такого представителя секс-меньшинства с природной дамой, а в том, чтобы не угодить ей! Хиждры – древнейшая и авторитетнейшая каста индийского общества. Они имеют привилегию проклинать людей, и откупиться от такого проклятья дорого будет стоить! Мой дорогой Саша не на шутку испугался хиждр и спрятался в авто, бросив меня с ними один на один, я же, пообщавшись вдоволь, вынес о них мнение как о милых созданиях (не поймите превратно).
Цена за полчаса с хиждрой та же, что и с проституткой, и деньги пойдут в тот же карман. У черных входов в дешевые бордели сидят «коты» - сутенеры местного разлива. Помимо строгой охранительной функции на них еще и надзор за детьми, пока матери заняты обслуживанием клиентов.
Бордели смыкаются с трущобами, и, в конце концов, никогда не отличишь добропорядочного мусульманина от воротилы бомбейского дна.

Но немного ли для одного дня? Незаметно настало 6 часов вечера, и время отправляться Саше и Ире на автобусную станцию и назад – в уютный отель на Гоа. Они категорически отвергают все мои предложения задержаться на денек и просят только проводить их до автобуса. Мы расплачиваемся с Фазилем – шестичасовая экскурсия по системе «все включено» обошлась нам в 30 американских долларов. Но в Бомбее не нужно выискивать чудеса – на станции ультрасовременной городской электрички мы оказываемся в эпицентре цыганского табора. Деньги давать ни в коем случае нельзя, так как при виде купюр эти цыгане звереют и начинают рвать тебя на части (у меня был такой опыт на юге Индии, в Мадурае).
К слову, здесь же следы болливудского влияния. Такими афишами заклеен-переклеен весь город, а всякий желающий европеец может сняться в массовке и получит за это 10 долларов. Но Саша и Ира не хотят сниматься в массовке, они хотят в отель!
В первом классе электрички уютно и прохладно. Ехать нам минут 40, и мы с Сашей задорно распиваем бутылку индийского рома, так сказать, для дезинфекции.
На автобусной станции обычная радушная толпа!
Замечательные цыгане посиживают у автобуса, но все это, хоть и выглядит со стороны страшновато, не несет в себе никакой агрессии – поэтому ходишь посреди такого бедлама и, конечно, не чувствуешь себя комфортно, но и напряжения большого это не вызывает.
А спальные места в индийских автобусов все же не для русского человека. Но ладно, проводил Иру и Сашу и назад – в Бомбей тем же путем.
На пляже закат и толпы индийцев после работы едят и пьют, но купаться боятся, так как не умеют плавать и верят, что в океане злое чудо-юдо живет. Я же не пошел купаться, так как потом голым возвращаться в гостиницу не хочется.
Ну и окончание этого необыкновенного дня за компьютером. Фотографии необходимо отобрать как можно скорее, ведь завтра прибавятся новые. За таким занятием и засыпаю, сам того не заметив.

Для большинства городов Индии трущобы являются непременным атрибутом и смотрятся достаточно гармонично. А Мумбай же и вовсе является успешным и крупным мегаполисом, а значит, размер трущоб здесь полностью соответствует его размерам. Туристы в большинстве своем заблуждаются, полагая, что трущобы Дхарави в Мумбаи (Индия) обязательно заполнены аморальными личностями и другими деструктивными жителями — это совсем не так.

Не так давно этот район был самым крупным в Юго-Восточной Азии. Его площадь составляет 217 га, при этом численность населения достигает 3 млн человек (их сложно точно посчитать из-за постоянной миграции). Длительное время среди подобных агломераций на планете он по праву занимал пальму первенства. В этой статье мы рассмотрим, как устроена жизнь в трущобах Мумбая (Дхарави), как они возникли, чем занимаются их жители и пр.

История мумбайских трущоб

Это западное изобретение отлично прижилось здесь и обрело собственную уникальную форму. За счет этого и история трущоб в Мумбаи (Индия) достаточно интересна. С началом промышленной революции в Америке и Европе массы людей стали переезжать в города из деревень, чтобы обрести финансовое благополучие, ну и, соответственно, не погибнуть с голоду. Таким образом возникли толпы бездомных искателей хорошей доли. Им необходимо было где-то жить, а поскольку большинство из них являлись откровенными пролетариями, жилье они себе искали под стать, следовательно, в каждом крупном городе появились трущобные гетто, большинство из которых отлично себя чувствуют и сегодня.

В Мумбаи история была похожая. Современный город построен на островах, при этом в XVIII веке большинство из них были сами по себе, да и жителей здесь было гораздо меньше, чем сегодня. Мумбаи рос, при этом требовал больше недорогой рабочей силы, только в XIX столетии население города смогло перевалить отметку 500 тысяч человек, в Лондоне же проживало только 50 тысяч.

Приехавшие сюда крестьяне начали заселяться куда попало, в том числе обосновались и в рыбацкой деревне Коливадас - сейчас здесь находятся знаменитые трущобы Дхарави в Индии (Dharavi Mumbai Slum). В скором времени рыбная ловля здесь стала неактуальной, и на месте деревни начал потихоньку расти район трущоб. Тогдашних владельцев страны (англичан) не волновало, что происходит в этом районе, поскольку он находился за пределами города. Европейская часть Мумбая активно строилась по интересным архитектурным планам и соответствовала европейским городам. При этом трущобные районы имели абсолютную свободу действий.

При этом Дхарави являлись не единственным местом, в котором жила мумбайская беднота. Она компактно проживала в различных районах города. В какой-то момент пришло время перемен - началась эпидемия бубонной чумы, значительно сократившая численность местных жителей. Санитарные условия в зонах компактного проживания дешевой мумбайской рабочей силы у англичан вызывали сильное беспокойство, необходимо было быстро локализовать их стихийные заселения и упорядочить как-то данный процесс. Было решено всех работяг переселить в одно отдаленное место - в Дхарави. В этот момент данный район начал жить полной жизнью и становился с каждым годом все краше. Район трущоб Дхарави и появился таким образом, прекрасно сохранившись до нынешнего момента.

Правительство данного города имеет огромный интерес к большому куску земли в этом дорогом городе, на котором расположены лачуги, и, вероятно, совсем скоро у жителей этих трущоб появятся шансы быть выброшенными на улицу - именно это произошло с аналогичными трущобами, расположенными в Дели. Безусловно, правительство имеет планы по переселению местных жителей в комфортабельные дома, только такой исход вызывает у всех людей, в том числе тех, кто подобный план выдумал, лишь улыбку.

Жители трущоб

Неверное, нельзя утверждать, что трущобы Мумбаи являются местом жительства нелюдей, а также другой непотребной публики - здесь больше подходит фраза «город в городе». На самом деле, здесь обитают и вновь приехавшие со всей необъятной страны на заработки молодые люди, которые могут поселиться на месяц в комнате площадью 10 м 2 всего за 3 доллара. При этом Мумбай является самым дорогим городом всей страны. В местных трущобах живут и большие, настоящие индийские семьи, причем обосновались они тут с самого начала возникновения трущоб.

Жители Мумбая пытаются жить полноценной жизнью и от населения благополучных районов не отставать - здесь есть школы (частные и государственные), даже имеется улица для плотских утех, где за 2 американских доллара можно познакомиться поближе с индийскими парнями и девушками. Также есть выбор для продвинутых — знакомство с хиджрой («третий пол», т. е. трансвеститы).

Как устроена жизнь в трущобах Мумбая?

Трущобы, как и другие районы городов Индии, поделены на небольшие слободы. В каком-то месте есть мастерские кожевенников, в другом живут сортировщики мусора, в третьем расположены лавки. Мусульмане и индуисты также традиционно живут в различных районах.

Жители трущоб заниматься могут чем угодно — собирать мусор и попрошайничать или даже открыть свой небольшой бизнес. В быту индийцы действительно очень неприхотливы, и зачастую собственники магазинов, которые работают вдали от дома, приобретением или съемом жилья себя не утруждают, а отдыхают прямо в лавке.

Стоит отметить, что трущобы — это не место, в котором живут исключительно нищие. У местных обитателей среднемесячный доход составляет около 500$. Конечно, зарплаты здесь очень разные. Например, слуги зарабатывают в месяц примерно 50$ (около 3000 рупий).

Проблемы

Бедность, антисанитария, один туалет на огромное количество семей, отсутствие питьевой воды — эти условия жизни приятными назвать сложно. И все это характерно для трущоб Мумбаи. Правительство эти проблемы пытается решить, как может. К примеру, снесли известные трущобы в Дели у берега Ямуны, в которых проживало около миллиона человек. Правда, правительство новое жилье не построило и не предоставило, в то время как судьбы миллиона человек сквозь пальцы чиновников просочились словно песок. После этого многие отправились к себе на родину, другие остались жить прямо на улице.

Достоинства трущоб

Как ни странно, но жизнь в трущобах Мумбаи имеет и свои плюсы. Живописуя всевозможные ужасы и проблемы, можно понять, как повезло тебе, проживающему в квартирке на 10-м этаже. Но Индия с ее трущобами преподают урок представителям всей западной цивилизации. Так, местные жители при встрече друг другу улыбаются, обращаются бережно и вежливо. На второй план отходят бытовые условия, в то время как на первый выступают человеческие отношения.

При этом настолько непонятно и странно, почему проживать в городе, в котором воздух насквозь пропитан ядовитыми испарениями, а места так мало, что комнату приходится делить с незнакомыми людьми, человеку предпочтительнее, чем жить на берегу океана, среди белоснежного пляжа и в окружении пальм? Вероятно, мы так этого и не узнаем.

Экономика

Цивильные туристы очень удивляются, узнавая, какие в трущобах Дхарави крутятся суммы. На данный момент товарооборот здесь составляет около 650 миллионов долларов ежегодно, в то время как средний доход человека равняется 500 долларам (как уже говорилось выше, это зависит от того, чем именно человек занимается).

Итак, чем еще интересны трущобы Мумбаи? Здесь шьют одежду, производят керамические горшки и лампы, для городских кафе пекут хлеб, на маленьких полях выращивают всевозможные овощи, которые пойдут также на столы жителей города. Существует большая вероятность, что майка, в которой вы сидите сейчас за монитором, купленная в одном из супермаркетов города, изготовлена была именно в данных трущобах.

Район Дхарави делится условно на различные зоны по сфере деятельности представителей разных специальностей, о чем мы говорили выше. При этом индусы и мусульмане имеют также различный ареал в районе Дхарави.

Экскурсия и туристы

Благодаря знаменитой ленте «Миллионер из трущоб», снятой именно здесь, туристы захотели все увидеть собственными глазами, пройтись по большой трубе, которую местные жители используют вместо дороги, окунуться в истинную индийскую атмосферу, рассмотреть все домики и пр.

Многие туристы заказывают экскурсии и отправляются в трущобы как в своеобразный человеческий зоопарк. Заплатив достаточно приличную сумму, человек ожидает приключений наподобие сафари, только вместо животных здесь люди. Да, здесь на самом деле царит бедность, антисанитария, проблемы с водой, а также 1 туалет на 1000 комнат — эти условия жизни нельзя назвать приятными и даже приемлемыми, только вот местные жители при этом остаются людьми.

С точки зрения современных обывателей, привыкших к ипотечной уютной квартирке, простаиванию в пробках на кредитном "Хендае", это ужасные условия, только они, как ни странно, людей несчастными не делают. В грязных дворах веселятся и бегают неумытые малыши, женщины в разноцветных сари располагаются на крылечках и живо обсуждают домашние радости, в то время как мужчины пьют чай, играя в шахматы.

Жители трущоб озлобленными не выглядят, а наоборот, кажутся открытыми и вежливыми. Загляните в гости к кому-нибудь (вас пустят в дом с радостью) и посмотрите сами на быт людей. В основном внутри жилища невероятно бедно, тесно, но при этом на удивление достаточно чисто.

Некоторая часть туристов, побывавших здесь, многое переосмысливает, включая свое отношение друг к другу и к комфорту. Жуткие бытовые условия уходят на 2-й план, в то время как на 1-м месте остаются человеческие отношения взамен вечного подсчета денег и другой современной мишуры.

Хотя остаются и туристы, искренне желающие все напалмом сжечь в надежде облегчить жизнь несчастным индийцам. Необходима ли вам эта экскурсия — сами решайте.

Как сюда добраться?

Потенциальным туристам не обязательно переплачивать за сопровождение и брать экскурсию, сюда можно добраться самостоятельно и дешево. Нужно доехать на мумбайском наземном метро (местной электричке) до станции Sion Railway, Maxim Junction или Chunnabhatti, примыкающей к данному району, и чуть-чуть пройти пешком.

Трущобы Дхарави в Мумбае: отзывы