Муниципальное казенное учреждение 44 фз. Вопрос: О применении законодательства о закупках муниципальными казенными учреждениями при осуществлении закупочной деятельности. Положения, претерпевшие изменения

Многие заказчики задаются вопросом, нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ? И если да, то, какие категории госзаказчиков должны это делать? Что из себя представляет, например, положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Положение о закупках 44-ФЗ

Почему у заказчиков, работающих по Закону о КС, возникает вопрос: «Нужно ли готовить положение о закупках по 44-ФЗ?» Дело в том, что когда заказчики работают по двум законам (ФЗ-44 и ФЗ-223), то у них появляется обязанность подготовить и разместить в ЕИС положение о закупке для работы по ФЗ-223.

Действительно, чтобы заказчик мог осуществлять закупки по 223-ФЗ, в том числе за счет внебюджета, ему нужно разработать положение о закупке, но должно ли быть положение о закупках по 44-ФЗ?

Разница между этими двумя законами в том, что ФЗ-223 закон «рамочный». Он ограничивает действия заказчика некими рамками, но в пределах этих рамок позволяет действовать ему самостоятельно. Единственное ограничение в этом случае – прописать правила своей «самостоятельности» в положение о закупке. В отличие от этого закона, закон о КС жестко регулирует всю закупочную деятельность заказчика.

Типичный пример – обоснование начальной максимальной цены контракта (договора). ФЗ-44 четко прописывает необходимость осуществления обоснования НМЦК, а ФЗ-223 оставляет это на волеизъявление заказчика.

Поэтому на вопрос: «Нужно ли разрабатывать положение о закупках по 44-ФЗ?» - ответ прост: «Нет». Ответы на все вопросы, касаемо закупок по 44-ФЗ, содержит либо сам закон, либо иные НПА, принятые в соответствие с этим законом.

Положение по закупкам по 44-ФЗ – образец

Несмотря на вышесказанное, от заказчиков часто поступают запросы на то, чтобы предоставить им положение о проведении закупок по 44-ФЗ – образец для подготовки своего. Даже если в поисковой строке начать вводить текст: «Положение о…», - в качестве подсказок выскакивают: «Положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений образец 2018. Положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений образец 2019». И другие подобные этим подсказки. Все это говорит о том, что у заказчиков до сих пор есть неясность по этому вопросу.

Именно поэтому мы решили в очередной раз затронуть эту тему. И в очередной раз объяснить, что положение по 44-ФЗ готовить не нужно. Даже если заказчик работает по двум законам. Даже если бюджетное учреждение осуществляет закупки на основании ч. 2 ст. 15 ФЗ-44, то есть по нормам ФЗ-223, все равно у него есть обязанность принятия только положения о закупке для работы по ФЗ-223, но никак не для работы по ФЗ-44.

Поэтому даже для таких БУ мы не можем предложить для рассмотрения в статье положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений, образец которого можно было бы взять за основу. Ни положение о закупках по 44-ФЗ для бюджетных учреждений, ни положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений не разрабатывается заказчиками.

Дополнительный вопрос о казенных учреждениях

Может ли казенное учреждение разработать положение о закупке в рамках ФЗ-223? Ответ тот же: «Нет». Оснований для такого ответа два.

Во-первых, законодатель в ФЗ-44 в статье 15 выделил лишь две категории заказчиков (бюджетные учреждения и унитарные предприятия), которые имеют право работать еще и по нормам ФЗ-223. Очевидно, что казенные учреждения к ним не относятся. Так же есть ряд исключений, когда заказчики по ФЗ-223 должны осуществлять некоторые свои закупки по ФЗ-44. Очевидно также, что казенные учреждения априори не относятся к заказчикам по ФЗ-223.

Во-вторых, ч. 3 ст. 161 БК РФ отмечает, что даже в тех случаях, когда КУ осуществляет деятельность, приносящую доход, то перечисляется он в бюджет бюджетной системы РФ. То есть самостоятельно КУ данным доходом не распоряжается и закупки на эти деньги не осуществляет.

Поэтому КУ не разрабатывает положение о закупке не только в рамках ФЗ-44 (когда оно в принципе не предусмотрено), но и в рамках ФЗ-223. Ну, и, естественно, на вопросы от представителей казенных учреждений, которые также задают нам такие вопросы, мы отвечаем: «Положение о закупках по 44-ФЗ для казенных учреждений – образец предоставить невозможно. Равно как и образец положения о закупке по 223-ФЗ».

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.

Правовой статус унитарных предприятий регламентирован положениями статей 113 — 115 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Такие предприятия представляют собой коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное имущество.

В зависимости от особенностей закрепления за унитарными предприятиями имущества они дифференцируются на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (в том числе муниципальные предприятия), и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (в том числе муниципальные казенные предприятия).

Следует отметить, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц" (далее — Закон N 321-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Так, с 1 января 2017 года в соответствии с положениями Закона N 321-ФЗ заказчиком, подпадающим под действие Закона N 44-ФЗ, будет являться государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

С учетом изложенного с 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны проводить закупки по Закону N 44-ФЗ.

В то же время положениями Закона N 321-ФЗ предусмотрено, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, муниципальные казенные предприятия являются заказчиками по смыслу Закона N 44-ФЗ и смогут воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2017 года во всех остальных случаях, в том числе проведения закупки за счет собственных средств, казенным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об осуществлении закупок муниципальными казенными учреждениями с 01.01.2017

Дмитрий Соколов,
генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор ООО "Альянс Консалтинг Групп", руководитель проекта fks-help.ru Дмитрий Соколов .

Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Мы являемся заказчиками. Финансирование нашей деятельности производится за счет средств федерального бюджета. Возможна ли оплата мобильной связи по ранее заключенному договору об оказании услуг (от 20 июня 2006 года) наличными средствами в свете вступления в силу Закона № 44-ФЗ?

Ирина Тугаринова

Вступление в силу с 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных договоров, о чем отдельно замечено в : "Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу".

Положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " (далее – Закон № 94-ФЗ) распространяются на все процедуры, извещение о которых было размещено на официальном сайте в период его действия, то есть вплоть до 1 января 2014 года.

Данная позиция нашла свое отражение в совместном Минэкономразвития России и ФАС России от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28И, АД/53811/13.

Необходимо ли казенному учреждению разрабатывать положение о закупочной деятельности в соответствии с Законом № 44-ФЗ и публиковать его в Интернете или достаточно положения о контрактной службе? И может ли появиться последнее положение в январе или мы должны были принять его до 31 декабря 2013 года?

Мария Железова

Давайте попробуем разобраться по порядку.

1. Положение о закупках. Закон № 44-ФЗ не предусматривает разработки заказчиком каких-либо положений о закупках.

Необходимость разработки и утверждения Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " ". Однако его необходимо разрабатывать, утверждать и размещать на Портале госзакупок лишь при наличии внебюджетных средств, возможности ими самостоятельно распоряжаться и желания осуществлять закупки за счет этих средств по иным, в сравнении с установленными Законом № 44-ФЗ, правилам и процедурам.

Разработка положения ведется на основе , утвержденного приказом Минэкономразвития России № 631 от 29 октября 2013 года.

Сроки создания таких служб в 2014 году определены в : "До 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона".

Имеет ли право организация размещать заказы, если ее специалист еще не прошел обучение, необходимое для получения статуса контрактного управляющего, но планирует сделать это в марте 2014 года?

Анастасия Боброва

"3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов".

Становится очевидно, что без контрактного управляющего осуществлять закупки не представляется возможным.

Если бюджетное учреждение сэкономило по платежам за коммунальные ресурсы, то можно ли за счет данной экономии установить пожарную сигнализацию? Как включить данный вид закупок (за счет экономии) в план-график размещения заказов?

Елена Лопатко

Распределять бюджетные средства, в том числе полученные за счет экономии, имеет право лишь главный распорядитель бюджетных средств. Без его согласия такое перераспределение бюджетных средств и закупка невозможны.

После согласования действий с главным распорядителем следует внести изменение в план-график (добавить закупку).

В качестве обоснования внесения изменений в утвержденный план-график (столбец 14) необходимо указать следующее: "Достижение экономии от использования бюджетных ассигнований в текущем финансовом году" (пп. 4 п. 15 , утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20Н).

Не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений необходимо разместить обновленный план-график на Портале госзакупок.

При этом размещение измененного плана-графика на Портале госзакупок должно быть проведено не позднее чем за 10 календарных дней до размещения извещения о проведении добавленной закупки или той, в которую внесены коррективы.

Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместными актами Минэкономразвития и Федерального казначейства – от 27 декабря 2011 г. №761/20Н и от 20 сентября 2013 г. № 544/18Н.

Можно ли использовать в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта банковскую гарантию, которая выдана банком, не включенным в список Минфина России [ , отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, закреплен в . – Ред. ]?

ООО "Техград-Фарм"

Однако следует помнить, что для каждой закупки необходимо обосновывать способ ее проведения. Проводить закупку у единственного поставщика, если при этом будет превышен лимит в 5%, нельзя – необходимо выбрать иной способ определения поставщика.

Ответственность же за выбор неверного способа определения поставщика предусмотрена и – в первом случае сумма штрафа для должностного лица составляет 30 тыс. руб., во втором – 50 тыс. руб.

Могут ли государственные и муниципальные заказчики осуществлять закупки через интернет-магазины? Какие существуют особенности при осуществлении закупок таким образом и каков их алгоритм?

Екатерина Курилович

Интернет-магазины являются лишь одной из форм торговли и не подвергаются специальному регулированию. Вы можете заказать товар, сформировать счет на сайте магазина и оплатить его. Но стоит помнить, что такие закупки производятся в рамках , с учетом всех указанных в нем ограничений. Также потребуется обосновать выбор способа проведения и начальной (минимальной) цены закупки.

Подскажите каким образом Закон № 44-ФЗ регламентирует документальное оформление авансовых отчетов сотрудников (например по расходованию командировочных или покупке каких либо материалов)?

Тимофей Князьков

Специальных требований к документальному оформлению авансовых отчетов Закон № 44-ФЗ не предъявляет. Авансовые отчеты оформляются по обычным правилам установленными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ " " (далее – закон о бухгалтерском учете) и учетной политикой каждого предприятия.

При исполнении контракта в реестре контрактов на портале госзакупок необходимо прикрепить:

  • документ о приемке поставленного товара, выполненной работе, оказанной услуге;
  • информацию о стране происхождения или информация о производителе товара.

Где можно посмотреть формы данных документов?

ЮБИЛЕЙНЫЙ центр спортивной подготовки

Акты приемки выполненной работы, оказанной услуги составляются в свободной форме с учетом требований .

Страну происхождения товара Вы можете посмотреть в счет-фактуре, сертификате соответствия.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на e-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " "
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 " "
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н " "

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке , установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

А) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 2 и подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в

Может ли муниципальное казенное учреждение согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ заключить на одну услугу (предоставление доступа в Интернет) два договора стоимостью до 100 000 руб. с разными поставщиками на один и тот же период времени и два контракта с одним поставщиком на предоставление услуги электросвязи на один и тот же период времени (необходимость заключения вторых договоров на услуги электросвязи и предоставления доступа в Интернет связана с тем, что услуги по этим договорам будут предоставляться другому лицу (администрации муниципального образования), находящемуся в том же здании)?

Прежде всего отметим, что согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) как муниципальные органы, так и муниципальные казенные учреждения при осуществлении ими закупок действуют от имени муниципального образования. Однако каждый из них по смыслу данной нормы выступает как самостоятельный муниципальный заказчик.
Вместе с тем в соответствии с Закона N 44-ФЗ местная администрация может возложить на одно или несколько муниципальных казенных учреждений полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений.
Для того чтобы муниципальное казенное учреждение могло планировать и осуществлять закупки для нужд соответствующего органа местного самоуправления или другого казенного учреждения, органу местного самоуправления необходимо принять решение о наделении казенного учреждения вышеуказанными полномочиями ( Закона N 44-ФЗ). Порядок взаимодействия между таким казенным учреждением и соответствующим органом местного самоуправления (другим казенным учреждением) определяется решением о создании такого учреждения или решением о наделении его полномочиями заказчика ( Закона N 44-ФЗ).
Иными словами, как следует из приведенных норм, одно наделенное местной администрацией соответствующими полномочиями казенное учреждение может осуществлять все полномочия заказчика при проведении закупок для нужд других казенных учреждений и органов местного самоуправления, в том числе заключать договоры, принимать производимое по ним исполнение и обеспечивать его оплату. При этом по смыслу указанных норм муниципальное казенное учреждение само не становится заказчиком, а лишь осуществляет его полномочия.
Следовательно, если в решении о создании казенного учреждения, указанного в вопросе, существуют положения о наделении его полномочиями заказчика - администрации муниципального образования по планированию и осуществлению закупок либо решение о передаче ему данных полномочий принято администрацией после его создания, такое учреждение вправе произвести все рассматриваемые закупки. В этом случае такие закупки не будут расцениваться как произведенные одним заказчиком, поскольку одни из договоров будут заключены казенным учреждением в качестве самостоятельного заказчика, а другие - во исполнение полномочий другого заказчика, которыми казенное учреждение было наделено.
Если же казенному учреждению не передавались полномочия администрации муниципального образования по планированию и осуществлению закупок, то указанные в вопросе договоры следует признать заключенными одним заказчиком - казенным учреждением.
Не затрагивая вопроса о правомерности заключения казенным учреждением как получателем бюджетных средств договоров в пользу другого получателя бюджетных средств - администрации муниципального образования с точки зрения бюджетного законодательства, отметим, что в N 44-ФЗ отсутствуют какие-либо ограничения или запреты на заключение договоров на приобретение одноименных товаров (работ, услуг) в течение одного и того же периода времени с одним и тем же или разными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Как следует из положений Закона N 44-ФЗ, заключение договоров с единственным поставщиком на основании указанного пункта ограничено, во-первых, суммой одного контракта, а во-вторых, общей суммой контрактов, заключенных заказчиком на основании данного пункта в течение одного года.
Отсюда можно сделать вывод, что заказчик может заключить договоры на приобретение одноименных (однородных) товаров, работ, услуг с любым интервалом на сумму до 100 тысяч рублей каждый, если при этом будет выполняться лимит на совокупный годовой объем закупки, установленный Закона N 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в Минэкономразвития России от 12.02.2016 N Д28и-285.
Однако необходимо учитывать, что контролирующие органы могут придерживаться и иной позиции. Поскольку исходя из , Закона N 44-ФЗ закупка у единственного контрагента допускается только в качестве исключения, вполне можно допустить, что правовая позиция ВАС РФ, сформулированная в Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11, о недопустимости необоснованного дробления заказа продолжает оставаться актуальной. В этой связи в том случае, если товары, работы, услуги, приобретаемые по нескольким контрактам, действительно являются одноименными либо технически и (или) функционально дополняют друг друга, то они могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие другую сделку, направленную на выполнение всего комплекса работ, оказания всего комплекса услуг, поставки всего комплекта товаров, необходимых для определенной цели (например, монтаж комплекса оборудования) ( ГК РФ). В таком случае можно ставить вопрос о закупке на сумму свыше ста тысяч рублей без надлежащих к тому оснований. А принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе, может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. , КоАП РФ.
Тем не менее окончательно вопрос о "дроблении предмета закупки" в случае возникновения конфликта может быть решен только судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.