Мышление добавить свою цену в базу комментарий. Обобщенный и опосредованный характер мышления

Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание выстроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Оно оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а по сути - результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

Виды мышления:

По форме:

наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий . Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками , разбирая их и ломая.



Наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр . В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств (термины этики «справедливость» и «совесть», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека).

По характеру решаемых задач:

Теоретическое - познание законов и правил

Практическое Мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности

По степени развернутости:

Дискурсивное (аналитическое) Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека

Интуитивное Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным

По степени новизны:

Репродуктивное Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников

Продуктивное Мышление на основе творческого воображения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Мышление это интеллектуальная фаза обработки информации мозгом с целью получения суждения о предмете или явлении.

Из определения следует, что мышление следует рассматривать в цепи элементов

Особенности мышления состоят в его опосредованном характере и обобщающей сущности.

Опосредованный характер

мышления состоит в том, что человек не может мыслить вне образов и понятий. Он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения , восприятия , представления - и далее на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Следовательно, мышление никогда не приносит нового знания . Именно этим мышление отличается от инсайта, доступного лишь интуиции .

Обобщающая сущность

мышления вытекает из первого свойства — постигать через связь с известным. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует в отдельном, в конкретном, и проявляется лишь в частностях

Полученные обобщения люди выражают посредством . Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Понятие - есть отражение сущностных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Формы мышления:

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

КОМЕНТАРИЙ

Важно подчеркнуть, что мысль, зарождается интуитивно либо ассоциативно в форме инсайта (озарения).И далее уже оформляется внутренней а затем врешней речью. Любое кодирование мысли, обедняет ее первичную глубину, ибо язык, как любое кодирование информации , несет в себе шаблоны восприятия. Он лишает восприятие новизны. Не даром существует афоризм: «Мысль высказанная вслух – есть ложь ».

Виды мышления:

Выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое; конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических или теоретических

Абстрактное мышление (Словесно-логическое) - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Это мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Мыслительные операции

разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Обе рперации сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Классификация — процесс структуризации накопленной информации. Он помогает вычленению общих черт и дифференциации объектов познания по избранным свойствам. Обычно классификация предшествует обобщениям точно так же, как анализ предшествует синтезу.

Обобщение — процесс формирования законченного суждения на основе выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.. Как правило обобщение выступает в форме результата мыслительной деятельности.

Теории мышления

Ассоциативная теория мышления . Как утверждает О.К. Тихомиров (1984), мышление в ассоциативной психологии – это всегда образное мышление, а его процесс непроизвольная смена образов и накопление ассоциаций. В отечественной психологии Л.С. Выготский допускал, что принцип ассоциаций может быть применен к простым формам обобщения (комплексам).

Теория мышления в бихевиоризме . изучали мышление, исходя из общепринятой формулы «стимул – реакция». Как утверждает

Определение 1

Мышление является опосредованным и обобщённым отражением реального мира, видом умственных процессов. Его суть заключается в постижении и понимании вещей и разнообразных явлений, а также их взаимосвязей и взаимоотношений.

Мышление включает в себя следующие особенности:

Опосредованный характер

Создавая взаимосвязи и отношения с вещами, человек может опираться не столько на свои непосредственные чувства и ощущения, сколько на информацию предыдущего опыта, хранимую в его памяти. Такая обусловленность мышления от прошлого опыта четко прослеживается тогда, когда происходит столкновение со следствиями, благодаря чему человек определяет причину явлений.

Например, если ранним утром на улице лежит снег, тогда человек может понять причину этого, которая заключается в ночном снегопаде. Определить эту взаимосвязь человеку помогает всплывшее в его памяти воспоминание о ранее пережитых событиях. Так, если бы эти воспоминания отсутствовали, человеку сложно было бы найти причину происходящего события.

Мышление обладает опосредованным характером также и при открытом наблюдении взаимосвязей события. Например, когда человек видит, как под солнечными лучами высыхает мокрый асфальт на улице, тогда он понимает причину этого события потому, что во время наблюдения в его памяти всплыло воспоминание о подобной ситуации, происходившей раньше.

Мышление опирается на законы явлений

Мышление основывается на присутствующих у человека сведений об основных законах явлений. Во время мышления человек использует уже сложившиеся знания главных положений, которые отражают общие взаимосвязи и закономерности нашей действительности. В приведенном выше примере явно наблюдается, что вода может испариться под воздействием горячих лучей. При этом суждение о причинах и следствиях может появиться опосредованным способом, обобщением находящихся в памяти различных явлений, в которых прослеживаются взаимосвязи между конкретными фактами.

Мышление рождается из наблюдения

Мышление формируется благодаря созерцанию, но при этом не отождествляется с этим процессом. Наблюдая взаимосвязи между явлениями, человек воспринимает их в отстраненном и обобщенном виде. Эти взаимосвязи можно наблюдать в конкретном явлении, потому что они свойственны этим вещам и проявляются общим для каждого законом реальности. Для того, чтобы проявить связь между процессами, важно отвлечься от особенностей данных процессов. Само явление отстранения основывается на полученных во время жизни знаний взаимосвязей и закономерностей явлений. Без них сложно было бы определить существенное от неважного, совместное от единичного процессов.

Мышление проявляется в словесной форме

Мышление всегда отражает взаимосвязи и отношения между различными объектами в словесной форме. Человеческое мышление и речь дополняют друг друга. Мышление выражается в словах, что облегчает процесс отстранения и обобщения. Происходит это благодаря тому, что слово по своей сути является особым раздражителем, сигнализирующим о реальности в обобщенной форме. «Каждое слово (речь) служит для обобщения».

Мышление базируется на жизненном опыте

Мышление человека напрямую связано с жизненным опытом человека. Оно основывается на социальной практике человека. Это не просто наблюдение за внешним миром, а восприятие его отражения, которое может отвечать на конкретные задачи, возникшие в процессе жизни и устремленные на изменение окружающей действительности.

Мышление может возникать тогда, когда появляются сложные жизненные ситуации. В случае если можно реагировать автоматически, тогда мышление не используется.

"Я мыслю, следовательно, я существую" Декарт

Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятия. Вся необходимая информация хранится в памяти. Однако таких знаний об объективном мире человеку недостаточно. Исчерпывающие знания об объектах действительности, их внутреннюю, напрямую не данное в ощущениях и восприятии сущность человек получает с помощью мышления.

Человек, живущий среди событий, которые происходят как в ее непосредственном окружении, так и во всем мире. Потребности и цели человека обусловливают необходимость разобраться в том, что из чего следует, как связанные объекты, явления и события между собой, какие именно свойства детерминируют эту связь.

Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях

К опосредованного познания человек прибегает тогда, когда непосредственное познание оказывается невозможным из-за несовершенства человеческих анализаторов или нецелесообразность, что обусловлено сложностью процесса познания. Опосредованность мышления проявляется и в том, что все его акты происходят с помощью слова и предыдущего опыта, который хранится в памяти человека.

Еще одной особенностью мышления является обобщенный характер отражения действительности. С помощью мышления человек познает существенные признаки, которые проявляются общими для родственных предметов.

Материальной основой мышления является язык, который является орудием и способом существования мысли. Этим человеческое мышление качественно отличается от животного

Мышление человека неразрывно связано с языком. Мнение опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних языковых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка, глотки в спокойном состоянии, а затем предложить исследуемом начать придумывать любую задачу, то в языковом анализаторе начнется сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Таким образом, каждая мысль связана с внутренним языковым процессом.

Умственная деятельность органично связана с практикой. Практика является источником умственной деятельности. Мышление порождается потребностями человеческой практики и развивается в процессе поиска путей их удовлетворения.

Значение мышления в жизни человека заключается в том, что оно дает возможность научного познания мира, предвидение и прогнозирование развития событий, практического овладения закономерностями объективной действительности. Мышление является основой сознательной деятельности личности. Уровень развития мышления определяет, в какой мере человек способен ориентироваться в окружающем мире, как она господствует над обстоятельствами и над собой.

Умственная деятельность человека, направленная на познание закономерностей объективного мира, имеет общественную природу. Общественно-историческая обусловленность мышления проявляется в том, что в каждом акте познания действительности человек опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями, оперирует теми средствами познания, которые были созданы ими (речь, орудия выражения, обобщения и сохранения результатов, наука и общественная практика). Общественная природа мышления проявляется также в потребностях общества, характере тех познавательных задач, на решение которых оно направлено.

Объектом умственной деятельности всегда является наиболее актуальные проблемы, порожденные современностью.

Умственные действия и операции мышления

Чтобы понять определенный объект, надо знать факты, его характеризуют. Переход от фактов к раскрытию их сущности, к обобщающим выводам происходит с помощью умственных и практических действий.

Умственные действия - это действия с объектами, отраженными в образах, представлениях и понятиях о них

Эти действия происходят мысленно с помощью речи. Прежде чем действовать с предметами, человек это делает мысленно, не вступая в контакт с этими предметами. Действия мышления формируются на основе внешних практических действий.

Операционный компонент мышления, обеспечивает его процессуальность, составляют мыслительные операции (составляющие умственных действий):

Рис. 2.4.1. Мыслительные операции

Анализ и синтез - две основные мыслительные операции, которые возникли на основе практических действий - с реального разложения предметов на части и их сочетания. Этот длительный исторический путь преобразования внешней операции на внутреннюю в сокращенном виде можно наблюдать, изучая мышление у детей. Когда маленький ребенок сначала снимает с пирамидки кольцо за кольцом, а потом надевает их обратно, она, сама этого не зная, уже осуществляет анализ и синтез.

Анализ - мысленное расчленение объектов сознания, выделение в них частей, аспектов, элементов, признаков и свойств

Различают два вида аналитических операций: во-первых, можно мысленно раскладывать сам предмет, явление на составные части (например, анализ химического вещества, сообщения). Во-вторых, можно мысленно выделять в предметах и явлениях те или иные признаки, свойства, качества (например, исследования стиля произведения, его композиции).

Синтез - это мысленное сочетание отдельных частей, аспектов, признаков объектов в единое целое

Синтетические операции бывают тех же видов, что и аналитические, описанные выше.

Анализ и синтез - основные мыслительные операции, в единстве обеспечивают полное и глубокое познание действительности. Они взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга и лежат в основе всех других умственных операций, в частности сравнения.

Сравнение -розумова операция, с помощью которой познаются схожие и отличительные признаки и свойства предметов

Человек может сравнивать наглядно данные или воображаемые предметы, создавая их образы. Сложным является процесс сравнения людей, литературных персонажей, общественных явлений и тому подобное.

Сравнивая предметы и явления, приходится осуществлять на первом этапе анализ, а затем синтез. Сравнивая, следует соблюдать важное правило: сравнивать необходимо по одному признаку.

К аналитико-синтетического процесса относятся также и такие сложные мыслительные операции, как абстрагирование и обобщение.

"Все в мире мы узнаем через сравнение, и если бы к нам попал какой-то новый предмет, который мы не могли ни с чем, ни от чего отличить, то мы об этом предмете не сдали бы ни одной мысли и не могли сказать о нем ни одного слова ".

К. Д. Ушинский

Абстрагирования (от лат. Abstragere - отвлекать, отвлекать) - то есть мысленное отделение одних признаков и свойств предметов от других и от самих предметов, которым они присущи

Так, наблюдая различные прозрачные объекты: воздух, стекло, воду мы выделяем в них общий признак - прозрачность и можем рассуждать о прозрачности вообще. Так же с помощью абстрагирования создаются понятия о длину, высоту, объем, треугольник, число, глагол и др.

Обобщение - это продолжение и углубление синтезирующей деятельности мозга с помощью слова

Обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификациях. Обобщение требует выделения в предметах не просто общих, а существенных признаков.

Конкретизация - это переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему

В учебной деятельности конкретизировать - значит привести пример, факт, который подтверждает общее, теоретическое положение. Конкретизация имеет большое значение, поскольку связывает наши теоретические знания с жизнью и практикой, помогает правильно понять действительность.

Таким образом, процесс понимания предметов и явлений объективной действительности требует изучения фактов, их анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения их существенных признаков и характеристик. Общим механизмом операционной деятельности мышления является аналитико-синтетическая работа больших полушарий головного мозга.

Мышление это процесс движения мысли от неизвестного к известному, который начинается там, где перед человеком встает то новое, непонятное. Умственная деятельность возникает и формируется как процесс при условии создания проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это противоречие между обстоятельствами и условиями, между тем, какими знаниями обладает сегодня субъект, и тем, к чему он стремится

Рис. 2.4.2. Схема решения умственного задачи

Проблемная ситуация воспринимается и осознается человеком как задача, которая требует ответа на определенный вопрос. Для мышления осознание вопрос - это как сигнал к началу активной умственной деятельности. Следующий этап заключается в поиске путей анализа поставленного вопроса и построения гипотезы (предположение). После этого происходит проверка гипотезы на практике или мысленно. Если гипотеза оказывается неправильной, происходит ее переосмысление.

Инсайт (от англ. Insight - озарение)

Проверка эффективности выдвинутых гипотез является завершающим процессом решения умственного задачи. Бывает так, что человек действует методом проб и ошибок. Иногда процесс решения задачи может происходить как творческий процесс, порой помогает инсайт.

Важную роль в стимулировании умственной деятельности в процессе решения задач играют чувства (удивление, любознательности, чувства нового). Решение задачи требует от человека значительных волевых усилий.

Итак, процесс решения задач требует мобилизации и напряжения всех психических сил личности, концентрации ее познавательной активности.

Мышление - это психологический процесс, социально обусловленный, имеющий прочную связь с речью, процесс открытия и поисков кардинально нового, а также, обобщенного и опосредованного отображения действительности при её синтезе и анализе. Возникновение мышления основывается на практической деятельности из сенситивного познания, основательно выходящий за его грани.

В первую очередь, мышление - это высший познавательный процесс, который являет собой образование нового знания, активностную форму творческого преобразования и отражения человеком действительности. Мышление также понимают, как приобретение новых знаний, творческая модификация имеющихся представлений.

Одна из особенностей мышления - это его опосредованный характер. Если у человека нет возможности познать что-либо прямо (непосредственно), то познаёт косвенно (опосредованно): неизвестное -- через известное, одни через другие свойства. Мышление постоянно опирается на данные сенситивного опыта -- восприятия, представления, ощущения - и на теоретические знания, приобретённые ранее. Еще одной особенностью мышления является его обобщённость. Обобщение возможно посредством связи всех свойств существенного и общего в объектах действительности при их познании. Общее проявляется и существует только в конкретном, в отдельном. память мышление познание речь

Итоги познавательной деятельности человека фиксируются в форме понятий. Понятие - это отражение значительных признаков предмета. На основе многочисленных умозаключений и суждений о предмете возникает понятие о нем. Объекты действительности, в их отношениях и связях, отражаются в форме суждения. Обособленная мысль о чем-то является суждением. Умозаключение -- это заключение из различных суждений, дающее человеку новое знание о явлениях и предметах объективного мира. Умозаключения различают по аналогии, а также существуют дедуктивные и индуктивные.

Кроме того, мышление прочно связано с практической деятельностью человека. Каждый вид деятельности предусматривает учёт условий действия, наблюдение, обдумывание, планирование. В действии, человек занимается решением различных задач. Критерием истинности мышления, а также основным условием развития и возникновения мышления является практическая деятельность. Мыслительная деятельность человека - это решение многообразных мыслительных задач, которые направлены на выявлении сущности чего-либо. Способ мыслительной деятельности, при помощи которого человек решает мыслительные задачи является мыслительной операцией.

Мыслительные операции разнообразны - это - сравнение, абстрагирование, синтез и анализ, классификация, конкретизация, обобщение. Которые логические операции будет применять человек, завис от характера и задачи информации, подвергающейся мыслительной переработке.

Синтез - это объединение частей, отношений, свойств, действий в одно целое. Анализ - полярный синтезу, это - процесс мысленного выделения из целого его действий, отношений, сторон или же мысленного разложения целого на части. Синтез и анализ являются взаимосвязанными логическими операциями. Человек в трудовой деятельности непрерывно взаимодействует с явлениями и предметами. Их практическое освоение и приводит к образованию мыслительных операций синтеза и анализа.

Сравнение -- это определение различий и сходства явлений и предметов. Основано сравнение на анализе. Перед сравнением объектов, выделяются их признаки, по которым произведется сравнение. Сравнение бывает, как многосторонним - более полным, так и односторонним - неполным. Сравнение, как синтез и анализ, бывает глубоким и поверхностным.

Абстрагирование -- мысленное отвлечение от сторон конкретного, некоторых признаков для его лучшего познания. Мысленно, человек выделяет любой признак предмета, рассматривает его отдельно от других признаков, на некоторое время от них отвлекаясь. При помощи абстракции человек смог обособиться от конкретного и единичного и приблизиться к наивысшей точке познания - научному теоретическому мышлению.

Конкретизация - это непрерывно взаимосвязанный с абстрагированием, но обратный ему процесс. Конкретизация - это реверсия мысли от абстрактного к опосредованному, для раскрытия содержания. Мыслительная деятельность непрерывно направлена на получение какого-либо результата.

Относительно места в мыслительном процессе, которое занимают образ, действие и слово, как они сопоставляются друг другу, определяют три вида мышления: абстрактное, конкретно-образное и конкретно-образное. Эти виды мышления еще выделяют и на основе характерностей задач -- теоретических и практических. Абстрактное - словесно-логическое - осуществляется посредством логических операций с понятиями. Конкретно-образное - наглядно-образное - опирается на образы и представления. Конкретно-действенное - наглядно-действенное - опирается на прямое восприятие предметов. Данные виды мышления являют собой тесную взаимосвязь. У многих людей в равной степени развиты конкретно-образное, теоретическое и конкретно-действенное мышление, но относительно характера решаемых человеком задач, на передний план выступают поочередно все три вида мышления.

Наглядно-образное, теоретически-отвлеченное и практически-действенное - таковы связанные меж собой виды мышления. В ходе исторического развития человечества развитие интеллекта человека изначально происходило с помощью практической деятельности. Первоначальным видом мышления является практически-действенное, которое определяют действия с предметами. На основе манипуляционного мышления проистекает наглядно-образное, ему свойственно оперирование наглядными образами в уме. Самая высокая степень мышления -- отвлеченное - абстрактное мышление. Но и здесь сохраняется связь с практикой. Мышление отдельных людей также подразделяется на образное, абстрактное и практически-действенное.

И все же, в процессе жизнедеятельности человека на головной план поочередно выступают оба вида мышления. Например, при докладе на научную тему человек применяет теоретическое мышление, а в бытовых делах - практически-действенное.

Согласно глубины обобщенности выделяют теоретическое и эмпирического мышление. Теоретическое мышление исследует объект познания в совокупности его необходимых связей, выявляет общие отношения. Эмпирическое мышление выдает начальные обобщения основываясь на опыте. Эти обобщения производятся на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - это самая низкая простая ступень познания.

Согласно стандартности - нестандартности операциональных процедур и решаемых задач различают эвристическое, алгоритмическое, творческое и дискурсивное мышление. Эвристическое мышление - продуктивное мышление - направлено на разрешение своеобразных задач. Алгоритмическое мышление направлено на общепринятую последовательность действий, заранее назначенные правила, требующиеся для решения стандартных задач. Творческое мышление - приводит к принципиально новым результатам, к новым открытиям. Дискурсивное мышление основывается на построении связанных меж собой умозаключений. Также выделяют мышление продуктивное и репродуктивное. Продуктивное - направляет к новым познавательным результатам. Репродуктивное - это воспроизведение прежде полученных результатов - здесь мышление соприкасается с памятью.