Намеренное ухудшение жилищных условий — это. Что такое намеренное ухудшение жилищных условий Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилья

Высокие цены на недвижимость позволяют обзавестись собственным углом далеко не всем. На помощь приходят государственные программы по предоставлению жилья тем, чьи квадратные метры не соответствуют установленным нормам. Ухудшение жилищных условий граждан РФ может стать основанием для постановки их в очередь на получение дополнительной площади от государства. Однако на практике многие граждане злоупотребляют этим фактом и намеренно ухудшают жилищные условия, чтобы получить право на новое жильё.

Что это такое

В каждом регионе установлены свои законы, определяющие, какие действия можно отнести к ухудшающим жилищные условия

С тех пор как в 2005 году был опубликован Жилищный кодекс РФ с дополнениями, в обиходе появилось совершенно новое определение - «намеренное ухудшение жилищных условий». Так, в ст. 53 этот термин поясняется как действие по специальному ухудшению жилищных условий для возможной постановки на учёт в качестве нуждающихся в жильё. Однако в законе нет конкретики по этому понятию, и не совсем ясно, как доказать, что человек ухудшил свои условия специально. Чаще этим вопросом занимается местная власть, которая самостоятельно определяет виновность (или невиновность) каждого претендента на жильё.

К сожалению, нередки случаи, когда доказать свою правоту можно, только обратившись в суд.

В судебном заседании может быть установлено три определяющих положения, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий:

  • гражданин специально ухудшил условия жизни, чтобы получить статус нуждающегося;
  • благодаря своим действиям он официально получил право на государственное жильё;
  • гражданин заявил о своём желании улучшить условия после того, как самостоятельно их ухудшил.

В случае если гражданин давно состоит на очереди, а у него произошло ухудшение условий жизни, то намеренным оно не признаётся.

Подведя итог вышеперечисленному, можно утверждать, что любой человек, желающий улучшить свои жилищные условия и предпринимающий любые шаги в этом направлении, автоматически совершает намеренные деяния по их ухудшению.

Самым очевидным примером является вступление в брак с последующей пропиской супруги (супруга) в занимаемое помещение. Это не относится к преднамеренным ухудшениям условий, но только при соблюдении всех норм действующего законодательства. Для этого необходимо доказать целесообразность регистрации одного из супругов по месту прописки другого, что удаётся далеко не всегда.

Основные признаки

Чтобы встать в очередь на получение социального жилья из-за ухудшения условий проживания, следует написать заявление по установленной форме и подписать всеми членами семьи

Признаки намеренного ухудшения жилищных условий:

  • разделение счетов;
  • неравноценный обмен (на меньшее по площади жильё);
  • прописка одного или нескольких граждан;
  • выселение по причине несоблюдения договора найма, нарушения условий проживания;
  • продажа или акт дарения жилого помещения третьим лицам;
  • отделение доли квартиры или дома посторонним людям (не членам семьи);
  • перевод всего жилого помещения или отдельной его части в нежилое;
  • отказ от предоставления социального жилья.

В качестве наглядного примера можно привести целенаправленный обмен квартиры большей площади на неравноценную по метражу. Например, 2-комнатное помещение на 1-комнатное с целью постановки на очередь. Сюда же можно отнести и фиктивный брак с последующей пропиской супруга (-ги) в квартире для получения лучшего жилья.

У гражданина должно быть намерение встать на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Без этого квалифицировать его деяния как злоупотребление субъективным правом невозможно.

В результате совершённых действий по ухудшению жилищных условий гражданин, не состоящий ранее на учёте нуждающихся, получает право встать на жилищную очередь.

Но и здесь всё неоднозначно, ведь исходя из вышеперечисленного ухудшением жилья будет считаться и рождение ребёнка, и вступление в брак. Точно определить, что человек делает это намеренно, чтобы получить право на улучшение жилья, очень сложно.

Методика определения

В жилищном законодательстве ухудшение рассматривается только как уменьшение степени обеспеченности каждого члена семьи квадратными метрами вне зависимости от качества квартиры, количества изолированных комнат, уровня благоустроенности

Что же не относится к намеренному ухудшению? Есть несколько конкретных определений этого термина, позволяющих получить новую квартиру в рамках закона.

Неумышленное ухудшение:

  • регистрация на спорной жилплощади супруга несовершеннолетнего ребёнка, жены (мужа), близкой родни (при строгом соблюдении законодательства);
  • прерывание договора ренты;
  • временная прописка людей, не относящихся к родственникам.

Существуют слои граждан, ухудшение условий проживания для которых имеет некоторые особенности.

Для военнослужащих преднамеренным может считаться:

  • фиктивный брак с дальнейшей пропиской одного из супругов;
  • дарение (продажа) квартиры или дома по договору;
  • нарушение норм эксплуатации жилья;
  • фиктивный развод, требующий выделения отдельной доли собственного помещения супругу или несовершеннолетним детям;
  • неравноценный обмен помещения.

Не является противозаконным деянием прописка родственников, супругов и детей, но только по судебному предписанию. Автоматически признаются нуждающимися те военнослужащие, которые не имеют никакого жилья в собственности или проживающие в аварийном помещении.

Молодым семьям должна предоставляться субсидия на покупку жилья, составляющая не менее 30% от его коммерческой стоимости. Площадь такого помещения определяется региональными нормами и рассчитывается индивидуально на каждого члена семьи. В этом случае намеренными действиями будут считаться отказ от подаренного по договору жилья, прописка людей, не являющихся родственниками, продажа или обмен помещения, фиктивный развод или брак. Если судом будут доказаны преднамеренные деяния, то в получении денег семье откажут.

При разводе один из супругов автоматически теряет право пользоваться помещением, но это право обязательно сохраняют за собой несовершеннолетние дети. Причём это никак не зависит от того, с кем при разводе остаётся ребёнок и кто из родителей является собственником жилья. Несоблюдение этого условия незаконно и ущемляет права несовершеннолетних членов семьи в получении жилья.

Ответственность и судебная практика

Если семья проживает в квартире, общая площадь которой не соответствует действующей в регионе учётной норме на каждого жильца, то она имеет право на регистрацию в качестве требующей улучшения жилья

Намеренное ухудшение условий для того чтобы встать на учёт нуждающихся считается противоправным действием. Но несмотря на это, никакой административной, а тем более уголовной ответственности за это не предусмотрено. Если преднамеренность деяний доказана судом, то гражданин просто лишается права становиться на очередь для получения жилья в течение 5 лет.

Что касается судебной практики, то здесь не всё ясно и понятно, ведь намеренность действий доказать очень непросто. Суд должен принять к сведению не только поступок человека с точки зрения логичности и разумности, но его свободу выбора места проживания.

Кроме того, человек, совершивший, казалось бы, преднамеренное ухудшение условий проживания, и так давно живёт в крайне стеснённых обстоятельствах.

Казалось бы, презумпцию невиновности никто не отменял, но только не в случае с ЖК РФ. Если во всех остальных случаях именно суд должен доказать вину человека во вменяемом деянии, то при желании встать на очередь, чтобы получить жильё, гражданин обязан убедить суд, что ухудшение жилищных условий не являлось преднамеренным.

Отсутствие чётко очерченной границы между намеренным и непреднамеренным ухудшением условий даёт немало шансов гражданам встать на учёт в качестве нуждающихся. Однако существует и обратная сторона, когда региональные власти считают малейшие изменения жилищных условий в худшую сторону преднамеренными. Разобраться и доказать что-либо в таком случае очень непросто, ведь в каждой семье существуют свои обстоятельства, такие как развод или прописка недееспособных родителей или несовершеннолетних детей.

10 Фев 2012 11:48

Одной из новелл Жилищного кодекса РФ, вступившего в силу 1 марта 2005 г., являются положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, устанавливающие, что граждане, которые с намерением приобрести права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий . Между тем из содержания указанной нормы однозначно не следует, что необходимо понимать под намеренным ухудшением , какие действия следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, каков порядок установления в действиях граждан, желающих встать на учет, факта намеренного ухудшения жилищных условий. Следует отметить, что решение указанных вопросов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку в правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции и органов местного самоуправления можно встретить неоднозначное толкование положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом четких критериев, позволяющих установить в действиях граждан факт намеренного ухудшения жилищных условий, ни судебной практикой, ни правовой наукой не выработано. Оставил данный вопрос без внимания и Пленум Верховного Суда РФ.
Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ, который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации"). При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.

Анализируя положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, В.М. Корякин выделяет следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий:
1) действия совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
2) данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
3) действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся );
4) в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.

Вместе с тем указанные признаки, по нашему мнению, не отражают правовой сущности рассматриваемого явления и не позволяют отграничить его от смежных категорий.
Как представляется, можно выделить следующие признаки намеренного ухудшения жилищных условий.
Во-первых, действия, квалифицируемые как намеренное ухудшение жилищных условий, совершаются лицами, которые в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Между тем, если на момент совершения действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы, заявитель не относился к категориям граждан, которым на основании ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма, то такие действия нельзя рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, совершенное с целью приобрести право состоять на учете. Таким образом, действия, направленные на ухудшение жилищных условий, совершаются специальным субъектом.
Во-вторых, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации как ухудшение жилищных условий следует рассматривать совершение физическими лицами любых юридически значимых действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала менее учетной нормы. При этом необходимо учитывать, что совершение указанных действий следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий лишь в том случае, если до их совершения обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи была более учетной нормы.
Как представляется, в соответствии с действующим законодательством намеренное ухудшение жилищных условий составляют исключительно действия, т.е. активное волевое поведение субъектов жилищных правоотношений, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения. Не может быть признано намеренным ухудшением жилищных условий бездействие лица. Так, не является намеренным ухудшением жилищных условий невступление наследника в наследство. Думается, что действующая редакция ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не в полной мере соответствует правовой природе рассматриваемого института, так как и в результате бездействия субъекты жилищных правоотношений могут искусственно создать условия, которые потребуют участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их жилыми помещениями.
В соответствии с жилищным законодательством как ухудшение жилищных условий квалифицируется поведение граждан, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения. При этом не имеют правового значения такие факты, как наличие ремонта, месторасположение, рыночная стоимость жилого помещения. Так, ухудшением жилищных условий будет считаться приобретение жилого помещения большей стоимостью, но меньшей общей площадью. Вместе с тем данные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии у граждан при совершении подобных действий цели приобретения права состоять на учете нуждающихся.
В качестве действий, направленных на уменьшение обеспеченности общей площадью на одного члена семьи , можно рассматривать:
1) раздел, обмен жилого помещения;
2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
3) изменение порядка пользования жилым помещением;
4) вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
5) вселение (согласие на вселение) гражданином - членом жилищного или жилищно-строительного кооператива в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
6) вселение (согласие на вселение) гражданином - нанимателем жилого помещения по договору социального найма в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;
7) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения);
8) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
9) выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма;
10) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений, если такие действия привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений.
Кроме того, в силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к ухудшению жилищных условий следует относить действия собственника либо нанимателя жилого помещения, повлекшие за собой приведение жилого помещения в состояние, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям.
Рассматриваемые действия составляют объективную сторону намеренного ухудшения жилищных условий.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что перечень действий, которые необходимо квалифицировать как намеренное ухудшение жилищных условий, устанавливается региональным законодателем. Вместе с тем думается, что регламентация данного вопроса не относится к компетенции субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные правоотношения в пределах своих полномочий на основании Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов. Вместе с тем, в отличие от п. 8 и 9 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставляют органам власти субъектов Российской Федерации такого права.

В-третьих, ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, т.е. совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия, так как, к примеру, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи становится менее учетной нормы. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения либо приведения жилого помещения в состояние, непригодное для дальнейшего проживания в нем.
В-четвертых, действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим должностным лицам органов местного самоуправления необходимо достоверно установить не только наличие умысла на ухудшение жилищных условий, но и то, что такое ухудшение обусловлено желанием состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Третий и четвертый признаки составляют субъективную сторону намеренного ухудшения жилищных условий и на практике вызывают наибольшие сложности с точки зрения установления и доказывания. Анализ судебной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев именно наличие умысла и цели приобретения права состоять на учете не находит своего подтверждения в судебном заседании.

В целях исключения фактов намеренного ухудшения жилищных условий законами отдельных субъектов Российской Федерации предусматривается необходимость предоставления заявителями документа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащего сведения о сделках, совершенных заявителем и членами его семьи с жилыми помещениями за последние пять лет; расписки об отсутствии в течение последних пяти лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет, жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности или на основе иного права, подлежащего государственной регистрации, по установленной форме, справок БТИ о неучастии в приватизации за последние пять лет. В то же время справка БТИ о неучастии в приватизации за последние пять лет не исключает возможности совершения гражданами иных сделок с жилыми помещениями и земельными участками в течение последних пяти лет, в том числе отчуждения объектов недвижимости, приобретенных на основании договоров купли-продажи, дарения, уступки прав требования, в порядке наследования. Также следует отметить, что ни Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ни принятые в его развитие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность указанного органа, не предусматривают правовых оснований выдачи документа о сделках, совершенных с жилыми помещениями и земельными участками за последние пять лет. Кроме того, Росреестр не имеет технической возможности выдавать такого рода справки.

В соответствии со ст. 4 Закона Ненецкого автономного округа от 5 июля 2005 г. N 595-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма" для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления направляет в организации и учреждения соответствующие запросы. Однако, как справедливо указывается в правовой науке, если гражданин обратится в суд, вряд ли органу местного самоуправления удастся доказать, что эти действия совершены с намерением приобретения права состоять на учете.

Таким образом, не разработано правовых механизмов, позволяющих не только однозначно доказать, что имело место намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете, но и выявить сам факт ухудшения жилищных условий. Сегодня отсутствует уполномоченный орган, который мог бы предоставлять органам местного самоуправления исчерпывающую информацию о том, что за последние пять лет заявителями действий, повлекших уменьшение обеспеченностью жилыми помещениями, не совершалось. В связи с этим возможность применения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации существенным образом ограничена.
Следует отметить, что толкование ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не позволяет ответить и на вопрос о том, кто вправе квалифицировать действия лица как намеренное ухудшение жилищных условий и кто должен доказывать наличие (отсутствие) умысла на совершение намеренных действий, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении: сам гражданин или же орган, полномочный принимать подобного рода решения.
В настоящий момент данный вопрос решается органами местного самоуправления самостоятельно. При этом региональный законодатель исходит из того, что если граждане совершают действия, направленные на ухудшение жилищных условий, то такие действия следует считать намеренными и совершенными с целью приобретения права состоять на учете. Что, как представляется, противоречит требованиям ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку законодательство исходит из презумпции добросовестности участников гражданского оборота, то полагаем, что ее опровержение, а следовательно, и установление факта намеренного ухудшения жилищных условий возможно только в судебном порядке по заявлению соответствующего органа местного самоуправления.
Как и иное злоупотребление правом, намеренное ухудшение жилищных условий порождает для лица, его совершившего, неблагоприятные правовые последствия. На основании ст. 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, во-первых, таким лицам отказывается в принятии на учет, во-вторых, они принимаются на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения намеренных действий. Кроме того, если в судебном заседании установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий, то в соответствии с п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации суду следует отказать в защите права лица состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Следует отметить, что неистечение пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, является основанием для отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, но не позволяет принять решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях. Лица, принятые на учет до истечения пятилетнего срока со дня совершения действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий, могут быть сняты с него лишь на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ими были предоставлены недостоверные сведения либо установлен факт неправомерных действий должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Лаконичность положений ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации порождает социальные и юридические проблемы, обусловливает возможность злоупотребления как со стороны органов местного самоуправления, создавая неограниченные возможности для усмотрения должностных лиц и возникновения коррупционных правоотношений, так и со стороны заявителей. Поскольку установить и доказать факт намеренного ухудшения жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях практически невозможно, последние, желая прежде всего реализовать возможность участия в федеральных целевых программах по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, используют дефекты ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и без каких-либо последствий совершают действия по отчуждению принадлежащих им жилых помещений.
На основании изложенного в целях исключения возможных злоупотреблений, определения круга обстоятельств, подлежащих выяснению при решении вопроса принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, считаем целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, определив исчерпывающим образом перечень действий, квалифицируемых как намеренное ухудшение жилищных условий.

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний - желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий - это умышленность деяния , при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.
Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • не попадают под это определение!
Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
    представителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей

Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.

Одноклассники

    Еще ни разу не слышала о такой практике в действии. Но вот с Юлией соглашусь, слишком много времени, сил и нервов нужно потерять, чтобы получить это социальное жилье (и то не факт, что получите!). Да и, действительно, кто намеренно захочет жить в плохих условиях довольно продолжительное время? Это просто неуважение какое-то. Да и в государственных органах не дураки сидят, чтобы их можно было так просто обвести вокруг пальца, они то самые первые и заметят неладное в таких социальных движениях.

    Думаю, что обмануть государственные органы очень сложно. Сейчас крайне очень редко выдают социальное жилье, чтоб улучшить жилищные условия, а если и выдают, то долго проверяют семью. И только по истечению примерно 7 лет(пока дойдет очередь) супруги могут получить жилье. Но жить все это время в намеренно ухудшенных условиях под силу далеко не каждому.

Ухудшение жилищных условий – это операции с недвижимостью, которые приводят граждан к снижению качества жизни, ухудшая условия обитания.

Связаны с необходимостью раздела или сбыта имущества, что приводит к уменьшению жилой площади. А так же – к отсутствию собственного помещения, пригодного для существования граждан и членов их семей.

То есть к таким деяниям относятся инциденты, которые переводят собственников в разряд претендентов на заключение с администрацией договоров .

В данном случае речь идёт о намеренных прецедентах, которые инициируют недобросовестные правообладатели. Их действия мотивированы корыстными убеждениями в возможности получить новое жильё на условиях социального найма или на иных условиях.

Преследуя данную цель, собственники помещений продают или обменивают с доплатой квартиры или дома, пытаясь встать на .

Последствия подобных инициатив определены в статье 53 ЖК РФ.

Определение прецедента происходит по усмотрению административного органа. Характеристики и варианты преднамеренного деяния различны.

Например, бездетная молодая семья обменивает однокомнатную квартиру на комнату в , с доплатой. Получив денежные средства, семья обращается в администрацию, как остро нуждающаяся в постановке на очередь, тем более, если планируется рождение ребёнка.

Главные причины ухудшения жилищных условий кроются в следующих ситуациях:

  • Уменьшение метража занимаемой площади посредством или вселения на территорию владельца дальних родственников или лиц, не являющихся родственниками.
  • Фиктивное расторжение брака.
  • Выселение собственником членов семьи, в помещение с худшими условиями.
  • Порча помещения в результате поджога, затопления и т.п.
  • большого количества граждан, не имеющих отношения к родственнику, в том числе – из числа арендаторов, или регистрация группы лиц без гражданства РФ.
  • Нарочитое изменение порядка пользования жилым имуществом, в ущерб претенденту на очередь.
  • Выход из , без обоснованных причин.

Предотвратить недобросовестные мотивы имущественных сделок, гарантируя сохранение и надлежащее распределение , позволяют меры, принимаемые региональными органами власти.

Их распоряжения опираются на запрет постановки на общую или льготную очередь лиц, которые намеренно ухудшили условия проживания в течение последних 5 лет, пребывая на территории региона или населённого пункта.

Такие нормативы постановки на очередь вводятся административными приказами и иными муниципальными распоряжениями. А так же – локальными актами утверждения нормативов в населённом пункте.

Тем не менее, опираясь на мотивации продажи недвижимости, достаточно сложно адекватно определить позицию правообладателя в контексте намерений. Перечисляя позиции, констатирующие изменение качества жизни, статья 53 ЖК не даёт критериев определения намеренности действий.

В соответствии с чем, муниципалитеты руководствуются общим правилом: если в течение последних 5 лет граждане изменяли имущественное положение, связанное с наличием квартиры или частного дома, так, что нарушились санитарные или помещения, или семья лишилась жилплощади – постановка на очередь прекращается. Обозначенное право восстанавливается через 5 лет после проведения такой сделки.

Претенденты на получение муниципальных квартир вправе обращаться в администрацию, представляя справку за последние 5 лет, которая подтверждает, что нарушения качества жизни в данный период не происходило.

Ухудшение жилищных условий при разводе

Развод – естественный случай, в результате которого происходит размен квартир, продажа частных домов и аналогичные ситуации. Так как недвижимость, нажитая совместно, разделяется по закону.

Эти ситуации могут не рассматриваться в качестве намеренных действий лиц, впоследствии притязающих на получение муниципальных квартир. Но только при условии добросовестного раздела, опирающегося на законные основания (см. ).

В этом случае включение лица в список очередников допустимо, если предоставлены подтверждающие бумаги, о правомочности раздела имущества и прекращении брачных отношений.

Недобросовестные деяния ориентированы на фиктивный развод, который приводит к юридическим последствиям, без прекращения фактических брачных отношений, которые переходят в статус сожительства.

Такие основания неправомерны для определения нуждаемости в получении квартиры.

Если очередник оформляет фиктивный развод, с целью ухудшить качество жизни – администрация может лишить его права получения жилья, отодвинув очередь специальным административным распоряжением, или вычеркнув такого очередника из списка.

Ухудшение жилищных условий у военнослужащих

Государство предоставляет субсидии на безвозмездное получение квартир военнослужащими. Для этого требуется предоставить документацию, подтверждающую отсутствие иного жилья или справки и акты о том, что жилищные условия контрактника не соответствуют санитарным нормам.

Такие требования мотивируют продажу квартир и домов, перед заключением контракта. Иногда военнослужащие, так же как и гражданские лица, обращаются к фиктивному бракоразводному процессу.

Эти и подобные им действия считаются недобросовестными и дают право ведомству отказать в предоставлении квартиры или увеличении её площади.

К подобным прецедентам не относятся ситуации фактических бракоразводных процессов, а так же случаи, когда военнослужащий вступает в брак и прописывает на собственной площади жену, а так же ребёнка (детей) от предшествующего брака или родившихся в браке детей.

На военнослужащих распространяются те же нормы, что и на гражданских лиц. Но признание умышленности прецедентов с недвижимостью, производится не административным органом местной власти, а военным ведомством. В силу этого последствия ухудшения условий могут быть самыми различными и рассматриваются в силу влияния многочисленных факторов.

Нередко спорные ситуации связаны с тем, что в период родителями, военнослужащие получали доли в имуществе, которыми вправе распоряжаться. Так же квартиры и иная или в дар, что создаёт препятствия для получения жилья.

По преимуществу к ним применяют действие срока 5 лет, в течение которого обеспечение квартирами не производится. Но иногда военное ведомство предусматривает исключение или альтернативные варианты.

Ухудшение жилищных условий детей

Права детей защищают родители, являясь законными представителями таковых в обществе, до достижения 18 лет. Иногда возникают ситуации, когда родители не только не защищают их права, но и стремятся нарушить их.

Такие действия противозаконны, так как государство осуществляет прокурорский надзор за добросовестным исполнением родительских обязанностей лиц и опирается на контроль над имущественными сделками с недвижимостью там, где замешаны интересы детей.

При фиктивном разводе, собственник помещения не вправе выписать детей с собственной площади, если условия, предоставленные детям в результате выселения, окажутся хуже, чем были до развода.

То же касается имущественных сделок, которые курируются органами опеки и попечительства, куда родители подают отчёт о гарантиях, представляемых детям, в результате сбыта недвижимости (см. ).

Тем не менее, случаи, когда недобросовестные родители лишают детей жилья, оперируя сложившимся положением перед административным органом, требуя постановки на очередь, не редкость. Таковые рассматриваются в особом порядке и могут привести к юридическим последствиям.

Ответственность за намеренное ухудшение условий

Так как собственник вправе распоряжаться недвижимым имуществом по усмотрению, ответственность за обозначенные действия не наступает. Однако административный регламент отсрочки в притязаниях постановки на очередь, следует соблюдать.

Он составляет 5 лет, отсчитанных со дня проведения имущественной сделки или по месту постоянного проживания.

Когда вопрос касается ухудшения положения иждивенцев, малолетних детей или неработающих подростков, а так же инвалидов – может вменяться гражданская ответственность.

В этом случае договор имущественной сделки по сбыту или иному виду отчуждения имущества, допускает , в силу нарушения имущественных интересов третьих лиц.

В этом случае судебным решением принимается постановление о реституции – отмене юридических последствий сделки, восстанавливающей нарушенные права.

Наиболее грубые формы нарушения прав детей, рассматриваются в качестве оснований, которые допускают постановку вопроса об ограничении и даже лишении родительских прав лиц, недобросовестно исполняющих родительские обязанности.

Законы об ухудшении жилищных условий

Кроме обозначенной статьи 53 ГК РФ, играющей в данном юридическом контексте главную роль, допускается применение иных источников законодательства.

В том числе:

  • Ст. 49 ЖК РФ оглашает регламент граждан, подлежащих учёту в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания.
  • П.3 ст.54 оглашает требование соблюдения пятилетнего срока после имущественной сделки, ориентированной на нормы статьи 53 ГК РФ.
  • П.1 ч.6 ст.56 ЖК РФ регламентирует снятие с учёта лиц, представивших недостоверные сведения.
  • П. 6 ст. 5 ЖК РФ допускает принятия нормативов на региональном уровне, которые регулируют правоотношения при распределение комнат или квартир.
  • Ст. 9 ГК РФ допускает произвольное распоряжение недвижимостью со стороны собственников.
  • П.2 ст.10 ГК РФ определяет гарантии лиц для постановки на учёт в качестве нуждающихся.
  • Федеральный закон от 21.07.97, под № 122-ФЗ, требующий регистрации сделок с недвижимостью.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О.

Кроме обозначенных источников, допускается применение норм семейного законодательства и законов, дополнительно регулирующих предоставление помещений военным и их семьям.

  • Новости

    Ухудшение жилищных условий

    Что вы должны знать о такой правовой коллизии, как ухудшение жилищных условий?

    Среди терминов, интересующих всех, кому близка жилищная тематика, есть тот, что вызывает разночтения и неоднозначные толкования. Речь идет о таком понятии, как ухудшение жилищных условий. Попытаемся разобраться в этом запутанном вопросе. Ведь при неверном истолковании статьи ЖК РФ, допускаемом не только обычными гражданами, но и чиновниками, к сфере деятельности которых относится жилищная тематика, возможны определенные нежелательные последствия.

    Какие действия могут быть отнесены к данной категории?

    Ухудшением жилищных условий является:

    • Раздел лицевого счета;
    • Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
    • Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
    • Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
    • Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
    • Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
    • Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.

    Следовательно, речь идет о неких действиях, в результате совершения которых возникает необходимость участия государственных органов в обеспечении гражданина иным жильем.

    Намеренное ухудшение жилищных условий

    В статье 53 ЖК РФ речь идет про намеренное ухудшение жилищных условий. Суть его заключается в том, что если граждане, стремясь к постановке на учет с целью получения жилплощади, предпринимают некие неправомерные с точки зрения кодекса действия, в таком случае на целых пять лет они лишаются права предпринимать подобные попытки.

    Проблемой данной статьи, а соответственно, и тех граждан, чья ситуация с жильем так или иначе подпадает под ее положения является то, что не существует четкого толкования того, что же считается намеренным ухудшением. Иначе даже рождение ребенка или вселение одного супруга на жилплощадь другого после заключения брака могут быть отнесены к такой категории, как умышленное ухудшение жилищных условий. Потому во многих регионах и крупных городах органы местного самоуправления вынуждены вносить свои дополнения и коррективы к существующим положениям ЖК РФ.

    Какие действия не являются ухудшением жилищных условий?

    К действиям, не являющимся ухудшением жилищных условий, не относятся:

    • Вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
    • Вселение супруга (супруги), родителей, иных категорий граждан, находящихся в определенной степени родства, при соблюдении установленных законом норм;
    • Правовые операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
    • Отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
    • В случае признания судом как недействительной сделки с жилым помещением.

    Жилищные условия военнослужащих

    Немало вопросов и разночтений возникает и при толковании законодательных норм и правовых положений в отношении жилищных вопросов, касающихся такой значительной категории граждан, как военнослужащие.

    Что же может быть отнесено к намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих? В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», военнослужащий лишается права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье в случае осуществления определенных действий.

    Действия по намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих

    К подобного рода шагам относятся следующие:

    1. Преднамеренное изменение порядка пользования жилыми помещениями;
    2. Обмен;
    3. Несоблюдение оговоренных условий договора социального найма жилого помещения;
    4. Развод, при котором имело место выделение долей жилого помещения;
    1. Отчуждение частей или всего жилого помещения, в результате чего происходит нарушение (в сторону уменьшения) учетной нормы, касающейся количества квадратных метров, которые должны приходиться на каждого члена семьи военнослужащего.

    К отчуждению относятся следующие действия :

    • Добровольный переход жилплощади от одного собственника к другому в результате дарения;
    • Операции по купле-продаже.

    При возникновении подобных прецедентов следует лишение права на улучшение жилищных условий сроком на 5 лет. Лишь по истечении этого срока военнослужащий имеет право на повторное обращение по поводу улучшения жилищных условий.

    Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

    И в завершение несколько слов об ухудшении ЖУ ребенка. Этот аспект жилищного права также является очень важным в вопросе соблюдения прав несовершеннолетних. В данном случае можно сказать следующее.

    В соответствии со ст. 31 ЖК РФ в ситуации развода с супругом-собственником жилого помещения бывший супруг собственника теряет право на использование жилого помещения, если не существует каких-то иных договоренностей между бывшими супругами. Но согласно СК (Семейному кодексу) РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, за что отвечают его родители. Это право не утрачивается и после развода родителей. Поэтому добровольное лишение ребенка права на пользование жильем супруга-собственника этого помещения может повлечь нарушение прав ребенка. Следовательно, даже после развода супругов за ребенком должно сохраняться право на пользование жилым помещением в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ.