Назначение на должность гражданской службы без конкурса. Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими. Конкурс не проводится

1. Конституционное право на равный доступ к государственной службе означает предоставление гражданам равной возможности реализовать свои способности к труду посредством профессиональной трудовой деятельности в системе государственной службы.

Регламентируя в развитие этих положений поступление на государственную гражданскую службу и ее прохождение, комментируемая статья Федерального закона устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила.

Конкурсный порядок замещения должности, с одной стороны, позволяет расширить круг претендентов на эту должность, выбрать наиболее способных и подготовленных, а с другой - минимизирует субъективность в оценке конкретного лица, поскольку конкурсная комиссия, в состав которой помимо представителей работодателя входят представители научных и образовательных учреждений, формируется таким образом, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, могущих повлиять на принимаемые ею решения.

Таким образом, по своей юридической природе и предназначению в правовой системе РФ институт конкурсного подбора для замещения должностей государственной службы позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права.

2. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, а также установлено, что до образования федерального государственного органа по управлению государственной службой и государственных органов субъектов РФ по управлению государственной гражданской службой функции этих органов, предусмотренные названным Положением, выполняются государственными органами (аппаратами государственных органов), в которых проводится конкурс.

2.1. Конкурс в государственном органе объявляется по решению его руководителя либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (представитель нанимателя), при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой может быть произведено на конкурсной основе.

Право на участие в конкурсе имеют граждане РФ, соответствующие требованиям, установленным ст. 21 комментируемого Федерального закона, - достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы.

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 28 и ч. 1-3 ст. 31 комментируемого закона: перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, предоставление иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо другом государственном органе при сокращении должностей гражданской службы;

6) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом президента РФ;

7) при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы, по решению представителя нанимателя.

Решение представителя нанимателя о замещении должности гражданской службы, относящейся к группе младших должностей гражданской службы, без проведения конкурса может быть как разовым - при открытии соответствующей вакансии, так и оформленным нормативным правовым актом. Так, к примеру, Минюстом России издан Приказ от 24 ноября 2006 г. N 345 "О внеконкурсном поступлении на федеральную государственную гражданскую службу и замещении должностей федеральной государственной гражданской службы".

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов (в том числе на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования) для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, подлежащих представлению, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещаются информационные материалы о конкурсе, включающие: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения.

1) личное заявление;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р (с изменениями от 16 октября 2007 г.);

4) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;

копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);

5) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

6) иные документы, предусмотренные комментируемым Федеральным, другими федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений. Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке. При этом проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к конкретной должности гражданской службы, обусловленные спецификой именно этой должности, должны содержаться в должностном регламенте гражданского служащего. Ограничения, при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, установлены ст. 16 Закона. Так, в участии в конкурсе должно быть отказано лицам, не достигшим возраста 18 лет или достигшим возраста 65 лет, а также лицам, не владеющим государственным языком РФ, и т.п.

2.4. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе. Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством РФ.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

2.5. Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа.

В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта РФ по управлению государственной гражданской службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 70 комментируемого Федерального закона споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом. В эту комиссию либо непосредственно в суд могут обращаться как гражданский служащий, так и гражданин, если посчитают свои права нарушенными.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

3. Вместе с введением конкурсного порядка подбора кадров в качестве общего правила, предусмотрены исключения из этого общего правила, определены случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится. Установление таких изъятий, как непосредственно относящееся к регулированию конституционного права на доступ к государственной службе, осуществлено на основании ст. 71 (п. "в") Конституции РФ и гарантирует равенство, в том числе независимо от места жительства, в реализации данного конституционного права, как того требует ст. 19 (ч. 2) Конституции РФ. Такое утверждение следует из постановления Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п. 2 и 4 ч. 2 ст. 13 Закона Псковской области "О государственной гражданской службе Псковской области" в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов".

Следует также иметь в виду, что на рассмотрении Государственной думы и Федерального собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 211281-5, в котором руководитель государственного органа наделяется полномочиями по определению перечня должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, конкурс при замещении которых может не проводиться. Такие перечни должны включать в себя наименования отдельных должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, как на федеральной государственной гражданской службе, так и на государственной гражданской службе субъектов РФ. Указанное изменение полностью соответствует положениям ст. 20 Закона РФ "О государственной тайне", согласно которой ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, в учреждениях и организациях возлагается на руководителей.

4. Состав конкурсной комиссии (о которой сказано выше) для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регулирует Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне". Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203. Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утвержден распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп. Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне утверждена постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050.

Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта РФ закреплен в нормативных правовых актах субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами государственных органов, в которых проводятся конкурсы. В большинстве субъектов РФ приняты только акты государственных органов, в которых проводятся конкурсы. В таких субъектах РФ конкретизация соответствующих положений федерального законодательства осуществляется государственными органами, в которых проводятся конкурсы. Это связано с тем, что комментируемый Федеральный закон и Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 устанавливают единый порядок конкурсного замещения должностей как федеральной государственной гражданской службы, так и государственной гражданской службы субъектов РФ. Там, где вопросы проведения конкурса регулируются и региональными актами, положения о порядке проведения конкурсов включены в законы субъектов РФ о государственной гражданской службе и (или) порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы субъекта РФ утвержден самостоятельным нормативным правовым актом, изданным по аналогии с Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Пункт 16 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации предусматривает определение государственным органом методики проведения конкурса. Разработанные в субъектах РФ методики в основном раскрывают порядок проведения конкурса и работы конкурсной комиссии. К примеру, в методике проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Саратовской области в органах исполнительной власти саратовской области, утвержденной распоряжением правительства Саратовской области от 17 июня 2005 г. N 169-Пр, определены цели конкурсных процедур, требования к данным процедурам, стадии их реализации, механизм подготовки и виды конкурсных заданий (испытаний). Также в этом документе регламентированы вопросы взаимодействия государственных органов при размещении информации о проведении конкурса.

Методикой, утвержденной распоряжением совета администрации Красноярского края от 21 апреля 2005 г. N 457-р, регулируется порядок проведения тестирования кандидатов, отдельных конкурсных заданий (подготовки экспертных заключений на проекты правовых актов, письменных работ на заданные темы), индивидуального собеседования и т.д., определены критерии оценки кандидатур конкурсной комиссией.

Методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в администрации губернатора Иркутской области, утвержденная приказом администрации губернатора Иркутской области от 29 июля 2005 г. N 375-пр, раскрывает требования, предъявляемые к анкетированию, тестированию кандидатов, написанию рефератов, индивидуальному собеседованию, проведению групповых дискуссий.

Так, в ряде субъектов РФ число кандидатур, заявленных на замещение отдельных вакантных должностей, явилось недостаточным для проведения конкурса. В итоге конкурсы признаются несостоявшимися, чем в определенной мере сдерживается формирование кадрового состава органов государственной власти субъектов РФ.

Одним из возможных путей решения данной проблемы является заблаговременная работа по формированию кадрового резерва на государственной гражданской службе субъектов РФ.

1) в период проведения конкурсов на замещение вакантных должностей отсутствует методика проведения конкурса, наличие которой предусмотрено п. 16 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. В ряде государственных органов отдельные методические положения включены в правовые акты, утверждающие порядок работы комиссий по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы. В качестве конкурсной процедуры применяется только собеседование. Методика оценки личностных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей утверждается решением конкурсной комиссии, а не актом государственного органа;

2) распространена практика замещения должностей гражданской службы высшей группы категории "руководители", подлежащих замещению по конкурсу, без проведения конкурса с заключением срочных служебных контрактов на срок до подведения итогов конкурса, что противоречит требованиям ст. 22 и 25 Федерального закона и Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. На различные сроки заключаются служебные контракты с лицами, замещающими должности категории "руководители" высшей группы (директор департамента, заместители директора департамента), главной группы (руководители территориальных органов подведомственных государственных органов) без мотивированного правового основания. С иными категориями гражданских служащих практикуется заключение срочных служебных контрактов на срок до подведения итогов конкурса. Кроме того, с некоторыми руководителями территориальных органов федеральных государственных органов заключаются служебные контракты на неопределенный срок без проведения конкурса;

3) в ряде государственных органов при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей, конкурс не проводится, однако решение представителя нанимателя о непроведении конкурса в таких случаях в нарушение требований ч. 4 ст. 22 Федерального закона не принималось;

4) в случае отказа победителя конкурса от заключения служебного контракта комиссии предоставляется право предложить вакантную должность следующему кандидату, получившему наибольшее количество баллов. Это противоречит требованиям п. 23 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112, согласно которому по результатам конкурса на вакантную должность может назначаться только победитель конкурса, с которым и заключается служебный контракт;

6) состав конкурсных комиссий не соответствует требованиям ст. 22 Федерального закона в части количества независимых экспертов (менее 25% от общего числа членов комиссии), а также неправомерного привлечения в качестве независимых экспертов гражданских служащих. Так, в качестве независимых экспертов привлекаются гражданские служащие других государственных органов. В составы конкурсных комиссий в качестве независимых экспертов неправомерно включаются представители подведомственных государственному органу предприятий и учреждений;

7) лица, привлекаемые в качестве независимых экспертов, персонально не включаются в состав конкурсных комиссий. Такая практика не соответствует ч. 8 ст. 22 Федерального закона, предписывающей не указывать персональные данные независимых экспертов только в запросах о направлении независимых экспертов, а не в правовых актах об образовании соответствующих комиссий. Отсутствие указания персональных данных независимых экспертов в правовых актах о создании комиссий снижает их легитимность. Отсутствие фамилий, инициалов и должностей независимых экспертов в правовых актах о создании соответствующих комиссий может стать основанием для обжалования результатов решений комиссий в суде;

8) в нарушение требований п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2005 г. N 509 "О порядке оплаты труда независимых экспертов, включаемых в составы аттестационной и конкурсной комиссий, а также комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых федеральными государственными органами" договоры с независимыми экспертами не заключаются и, соответственно, не производится оплата их труда;

10) решения об объявлении конкурса, а также о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса не оформляются правовыми актами государственного органа. В ряде государственных органов допускаются отступления от требований Положения о конкурсе к содержанию объявлений в периодических печатных изданиях и информации о проведении предстоящих конкурсов, размещаемой на сайте. Так, в объявлениях не указываются требования, предъявляемые к претендентам, а в информации о конкурсе отсутствуют сведения о предполагаемой дате проведения конкурса, месте и порядке его проведения, не содержится сведений об условиях прохождения гражданской службы;

13) отдельные органы государственной власти субъектов РФ регулируют вопросы, не входящие в их компетенцию, в частности по установлению перечня должностей гражданской службы субъекта РФ, по которым конкурс может не проводиться. Неправомерность включения таких норм в региональное законодательство подтверждается судебной практикой. В частности, решением Волгоградского областного суда от 17 августа 2007 г. признаны недействующими и не подлежащими применению как противоречащие федеральному законодательству положения областного закона о гражданской службе, предусматривавшие, что:

конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы Волгоградской области, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому постановлением главы администрации области.

Также с превышением полномочий Указом Губернатора Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 26 определен порядок проведения открытого конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы области, поскольку порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации установлен Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112. Кроме того, понятие "открытый конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы" Федеральным законом не предусмотрено. Пунктом 2 указанного порядка в качестве одной из целей проведения такого конкурса определено формирование кадрового резерва соответствующего органа государственной власти области, что не соответствует смыслу ст. 22 Федерального закона;

14) региональными законами о гражданской службе предусмотрено обязательное проведение конкурсов на замещение младших должностей гражданской службы. Тем самым ограничено установленное ч. 4 ст. 22 Федерального закона право представителя нанимателя принимать решение о непроведении конкурса при назначении на младшие должности гражданской службы;

15) представитель нанимателя не выполняет требование п. 14 Положения о конкурсе, устанавливающего обязанность не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направлять сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе, - такие уведомления министерством не направляются. При этом на практике 15-дневный срок между первым и вторым этапом конкурса не соблюдается;

17) складывается неоднозначная практика в части требований представления кандидатами сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении супруга и несовершеннолетних детей. Подобные требования могут устанавливаться только после определения государственным органом субъекта РФ должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 557).

7. Требуется совершенствование правового регулирования следующих вопросов, связанных с конкурсным порядком замещения должностей гражданской службы. В число оснований для непроведения конкурса, установленных в комментируемом законе, представляется целесообразным включить: образование нового государственного органа, его территориального органа (представительства); при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); при переводе гражданского служащего с его согласия на равную или нижестоящую должность гражданской службы.

В отношении группы младших должностей гражданской службы с учетом практики проведения конкурсов по решению представителя нанимателя в законе необходимо конкретизировать случаи, когда для участия в конкурсе на замещение вакантной должности было допущено менее двух претендентов, а также если в ходе конкурса не выявлено кандидатов, соответствующих требованиям к вакантной должности. В указанных случаях назначение на вакантную должность могло бы производиться без конкурса из числа лиц, которые соответствуют требованиям к вакантной должности.

Нуждаются в совершенствовании механизмы правового и организационного сопровождения конкурсов кадровыми службами. Так, до проведения конкурса необходимо обеспечение разработки и утверждения в установленном порядке квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В ходе реализации результатов конкурсов требует более четкой согласованности работа руководителей и кадровых служб государственных органов по подготовке документов, связанных с исполнением служебных обязанностей гражданского служащего. При этом следует признать наиболее соответствующей требованиям законодательства практику, когда издание правового акта о назначении на должность, заключение служебного контракта и ознакомление с должностным регламентом осуществляются в один день.

Кроме того, представляется целесообразным в государственных органах, в которых помимо гражданской службы предусмотрено прохождение иных видов государственной службы, в состав конкурсной комиссии включать лиц, проходящих иные виды государственной службы. Однако для этого необходимо внести соответствующее дополнение в комментируемую статью Федерального закона.

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Условия и порядок поступления на государственную службу

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу в центральный аппарат и территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года .

Статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

Наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» ;

Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

Непредставления установленных указанным Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, за исключением вышеперечисленных, устанавливаются федеральными законами.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27 июля 2004 года на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным статьей 12 указанного Федерального закона, а также Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 16 «О квалификационных требованияхк стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей Федеральной государственной Гражданской службы ».

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится в соответствии с .

Конкурс не проводится:

При назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

При заключении срочного служебного контракта;

При назначении на должность гражданской службы гражданина, включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10 ноября 2011 года № АК-1163фс «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и при назначении на которые конкурс может не проводиться» .

По решению представителя нанимателя (в центральном аппарате - по решению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в территориальном управлении - по решению начальника территориального управления) конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (специалист 1 разряда, специалист 2 разряда, специалист 3 разряда).

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 года для поступления на гражданскую службу.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОССЛУЖБУ

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 июля 2004 года гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя:

Паспорт;

Трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

Свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН);

Документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе (военный билет), и лиц, подлежащих призыву на военную службу (приписное свидетельство);

Документы об образовании и о квалификации (дипломы и свидетельства о повышении квалификации);

Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, заполненная с использованием специального программного обеспечения «Справки БК» (версия 2.3.0.0), которое необходимо скачать по ссылке: https://gossluzhba.gov.ru/page/index/spravki_bk ;

Автобиографию;

Свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния (свидетельство о регистрации или расторжении брака);

Удостоверения к имеющимся наградам;

Справку о доходах по форме № 2-НДФЛ с последнего места работы;

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.

Конкурс -- это, по существу, замещение должности в порядке соревнования, и он может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. Претенденты на замещение соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Конкурс не проводится:

  • - при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники);
  • - при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
  • - при заключении срочного служебного контракта;

при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться также при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

  • - личное заявление;
  • - собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;
  • - копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
  • - документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
  • *копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
  • *копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
  • *документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
  • *иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке. Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Документы, указанные в пункте 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, представляются в государственный орган в течение 30 дней со дня объявления об их приеме. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе. При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопрос: должность заместителя директора вакантна (для должности нужен допуск к гос.тайне) можно ли возложить исполнение обязанностей по вакантной должности на начальника отдела Иванова (который в дальнейшем планируется занять должность заместителя директора, постоянно) пока он не получит допуск? т.е его основная должность начальник отдела + возложение обязанностей заместителя директора (с доплатой), как только он получает допуск к государственной тайне его переводят на зама и освобождают от должности начальника отдела.

Ответ

Ответ на вопрос:

Да, подобное допустимо и не противоречит законодательству.

По общим правилам, если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме ( , утверждённой Правительства РФ от 06 февраля 2010 г. № 63).

Таким образом, действительно, работник может быть назначен на соответствующую должность, только после того, как получит соответствующий допуск (см. приложение к ответу ниже).

Однако, возложение дополнительной работы на сотрудника по другой должности, может быть возложено не только в объёме всего функционала, но и в части, по которой не требуется доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ). Таким образом, вполне допустимо возложить на работника дополнительную работу по должности начальника отдела, в части должностных обязанностей, которые не предусматривают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Обращаю Ваше внимание, что дополнительная работа в виде исполнения обязанностей, может быть оформлена только в отношении должности временно отсутствующего работника (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). В Вашем случае, должность вакантна, поэтому оформить исполнение обязанностей нельзя (). Целесообразно оформить процедуру совмещения должностей, которая позволяет возложить на работника дополнительную работу, наряду с работой, определенной трудовым договором, в том числе, по вакантной должности ().

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Как оформить допуск сотрудника к государственной тайне.

Порядок допуска сотрудников к сведениям, составляющим государственную тайну, регламентирован , утвержденной .

В зависимости от степени секретности сведений сотрудникам устанавливают следующие формы допуска к гостайне:

  • первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Подготовку материалов для оформления допуска граждан к гостайне осуществляет кадровое подразделение или сотрудник, ведущий кадровую работу в организации.

Сотрудники, которым оформляют допуск к гостайне, должны представить в отдел кадров:

  • собственноручно заполненную ;
  • документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении или расторжении брака, диплом об образовании и т. п.);
  • справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими гостайну. и получения справки утверждены .

Сотрудник отдела кадров должен:

  • ознакомить сотрудника, оформляемого на допуск к гостайне, с нормами об за нарушение законодательства о гостайне;
  • сверить сведения, указанные в сотрудника, со сведениями, содержащимися в представленных им ;
  • уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
  • подписать анкету сотрудника, а также заверить ее печатью организации или кадрового подразделения;
  • довести до сотрудника о нераспространении доверенных ему сведений, составляющих гостайну.

Режимно-секретное подразделение разрабатывает сотрудников, которым необходим допуск к гостайне, а руководитель организации подписывает номенклатуру.

Органы госбезопасности проводят проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к гостайне, кроме допуска по .

После согласования номенклатуры с органом безопасности руководитель организации окончательно ее утверждает.

На сотрудника, допущенного к гостайне, в организации заводят , которую хранят в режимно-секретном подразделении вместе с копией трудового договора.

Решение о допуске к гостайне оформляют записью в карточки сотрудника, которую заверяют подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица, а также печатью организации.

Обязательства по соблюдению требований законодательства о гостайне должны быть отражены в трудовом договоре. Примерный перечень таких обязательств приведен в к Инструкции, утвержденной . Если допуск оформляют уже работающему сотруднику, то обязательства по соблюдению гостайны следует указать в дополнительном соглашении к его трудовому договору.

Такие правила предусмотрены пунктами ,


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    РАСПОРЯЖЕНИЕ

    О порядке приема на работу граждан, подлежащих допуску к секретным
    сведениям, и оформления допуска должностным лицам и гражданам
    Российской Федерации к государственной тайне

    В соответствии с п.3 ст.21 Федерального закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ , ст.21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года N 5485-1 , Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года N 3-1) и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" от 28 октября 1995 года N 1050

    предлагаю:

    1. Утвердить Рекомендации работникам кадровых подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств, находящихся в ведении Минтранса России, и их территориальных органов при приеме на работу граждан, подлежащих оформлению на допуск к секретным сведениям.

    2. Работникам кадровых подразделений Минтранса России, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств, находящихся в ведении Минтранса России, и их территориальных органов исключить случаи представления на подпись проекты приказов о назначении на должности и трудовые договора (контракты) с гражданами, которым по характеру занимаемой должности необходим доступ к государственной тайне, до оформления допуска по соответствующей форме.

    3. Рекомендации работникам кадровых органов Министерства транспорта Российской Федерации по оформлению на работу граждан, подлежащих допуску к секретным сведениям от 01.12.2003 N МГ-6/636 считать утратившими силу.

    4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника Специального отдела (Е.Л.Капустин).

    Заместитель Министра
    С.А.Аристов


    Для служебного пользования
    Экз. N ______

    РЕКОМЕНДАЦИИ
    работникам кадровых подразделений Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств,
    находящихся в ведении Минтранса России, и их территориальных органов
    при приеме на работу граждан, подлежащих оформлению на допуск к секретным сведениям
    (составлены в соответствии с постановлением Правительства
    Российской Федерации от 28 октября 1995 года N 1050)

    1. Общие положения

    Допуск граждан, работающих в Министерстве транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, федеральных агентствах, находящихся в ведении Министерства, и их территориальных органах к государственной тайне осуществляется Министром (заместителем Министра - курирующим подразделение или организацию), руководителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, и их территориальных органов, в порядке, установленным Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (N 1050, 1995 год).

    Указанные руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" необходимы им для выполнения должностных (функциональных) обязанностей.

    Основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

    - признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти тяжкие преступления;

    - наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации;

    - постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

    - выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

    - уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

    В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:

    первая форма - для граждан, допускаемым к сведениям особой важности;

    вторая форма - для граждан, допускаемым к совершенно секретным сведениям;

    третья форма - для граждан, допускаемым к секретным сведениям.

    Перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, утверждаемой Министром транспорта Российской Федерации, руководителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, и их территориальных органов после согласования ее с органами безопасности.

    Граждане, которым по характеру занимаемой должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

    Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий компетентными органами не допускается .

    Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению Министра, руководителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств и их территориальных органов в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" .

    Прекращение допуска гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такое условие предусмотрено в договоре (контракте).

    2. Оформление допуска

    Подготовка проверочных материалов на граждан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется работниками кадровых подразделений Министерства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств и их территориальных органов.

    Направлять граждан в подразделение по защите государственной тайны (Специальный отдел) и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается .

    Работники кадровых подразделений в ходе беседы с оформляемым на работу (службу) гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне.

    На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, работники кадровых подразделений представляют в подразделение по защите государственной тайны (Специальный отдел) следующие документы:

    - анкета (форма 2);

    - 3 экземпляра списка на оформляемого гражданина и его близких родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на жену (мужа), в том числе бывших (форма 4). При этом на каждую фамилию составляется отдельный список.

    На граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, работниками кадровых подразделений составляются общие (в алфавитном порядке) списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям (форма 6), а на руководителей организаций, назначаемых Минтрансом России, руководителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств - списки (форма 4) по каждому лицу отдельно.

    Списки утверждаются Министром (заместителем Министра), руководителями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, федеральных агентств.

    Работники кадровых подразделений обязаны своевременно информировать Специальный отдел обо всех изменениях в анкетных данных граждан, допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, для решения вопроса о целесообразности переоформления им допуска в соответствии с порядком, установленным Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

    Форма 2. Анкета (заполняется собственноручно)

    1. Фамилия

    Место
    для

    фотографии

    Отчество

    2. Если изменяли фамилию, имя или отчество, то укажите их, а также когда, где и по какой причине изменяли

    3. Год, число, месяц и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика)

    4. Гражданство (если изменяли, то укажите, когда и по какой причине)

    5. Образование (когда и какие учебные заведения окончили, номера дипломов) Специальность по диплому Квалификация по диплому

    6. Ученая степень, ученое звание (когда присвоены, номера дипломов)

    7. Какими иностранными языками и языками народов Российской Федерации владеете и можете объясняться (владеете свободно)

    8. Были ли Вы и Ваши близкие родственники судимы (когда и за что)

    9. Были ли за границей (где, когда и с какой целью)

    10. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т.п.)

    Месяц и год

    Должность с указанием предприятия, учреждения, организации

    Местонахождение предприятия, учреждения, организации

    поступ-
    ления


    X. Необходимо именовать предприятия, учреждения и организации так, как они назывались в свое время, военную службу записывать с указанием должности и номера воинской части.

    11. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие

    Степень родства

    Фамилия, имя, отчество

    Год, место рождения

    Место работы, должность

    Адрес места жительства


    X. Если родственники изменяли фамилию, имя, отчество, то необходимо указать их прежние фамилию, имя, отчество.

    12. Имеются ли у Вас или мужа (жены) родственники, постоянно проживающие за границей (укажите их фамилию, имя отчество, год рождения, степень родства, место жительства, с какого времени они проживают за границей).

    13. Имеете ли Вы заграничный паспорт

    14. Отношение к воинской обязанности и воинское звание

    15. Домашний адрес и телефон

    16. Паспорт или документ, его заменяющий

    (номер, серия, когда и кем выдан)

    17. Дополнительные сведения (государственные награды, участие в выборных представительных органах, а также другая информация, которую оформляемый желает сообщить о себе).

    18. Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные о себе в анкете, могут повлечь отказ в оформлении допуска. На проведение в отношении меня проверочных мероприятий органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации согласен(на).


    Фотография и данные о трудовой деятельности и об учебе оформляемого лица соответствуют документам, удостоверяющим личность, записям в трудовой книжке, документам об образовании и воинской службе.

    (подпись и фамилия работника кадрового аппарата)

    СПИСОК
    на оформляемого гражданина и его близких родственников

    Форма 4. Список на оформляемого гражданина и его близких родственников

    На оформляемого

    Степень родства

    Фамилия, имя, отчество

    Число, месяц, год и место рождения

    Место жительства

    Форма 6. Список лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям

    Форма 6

    УТВЕРЖДАЮ

    Руководитель учреждения

    СПИСОК
    лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям по

    (наименование организации)

    Фамилия, имя, отчество

    Год и место рожде-
    ния

    Граж-
    дан-
    ство

    Место работы и долж-
    ность

    Место житель-
    ства

    Откуда и когда прибыл

    На какую долж-
    ность офор-
    мля-
    ется

    Где и когда был за грани-
    цей

    При-
    ме-
    ча-
    ние

    Руководитель подразделения

    (наименование)

    (подпись)


    Примечание. В графе 7 указывается прежнее место работы, наименование и юридический адрес организации, и прежнее место жительства.