Не было ни гроша да вдруг. Не было ни гроша, да вдруг алтын

не было ни гроша, да вдруг что?

Альтернативные описания

. (алтынник) старинная русская денежно-счетная единица

В старину: монета в три копейки

Денежная единица в 6 денег, позднее - в 3 копейки, а также мелкая серебряная монета такого достоинства

От татарского «алты» - шесть, старинная монета в шесть «денег» или 3 копейки

Старинная русская монета

Пошел за тын да потерял...

Неожиданное богатство, когда гроша не было

. «пошел Мартын за тын да потерял...» (посл.)

Пьеса русского писателя А. Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг...»

Название этой старинной русской монеты произошло от татарского слова «золото»

. «... серебра не ломит ребра» (посл.)

Монета в три копейки (устар.)

Три копейки на Руси

Три копейки в XIX веке

Три копейки

Три копейки при Петре

Богатство вместо гроша

. «... серебра не ломит ребра»

Устаревшая трехкопеечная монета

Три копейки наших предков

. «не было ни гроша, да вдруг...» (посл.)

Старое название монеты в три копейки

Трехкопеечная монета на Руси

Медяк в шесть грошей

Старорусская трехкопеечная монета

Старое название трех копеек

Три копейки в старину

Трехгрошовая монета

Счастье, которое привалило когда не было ни гроша

Дюжина полушек

Старинная медная монета

Три копейки ему цена

Три копейки нумизмата

Шесть грошей

Старинная русская монета в три копейки

Золото по-татарски

Три копейки

Неожиданное богатство, когда гроша не было

. "... серебра не ломит ребра"

. "... серебра не ломит ребра" (посл.)

. "Не было ни гроша, да вдруг..." (посл.)

. "Пошел за тын да потерял..."

. "пошел Мартын за тын да потерял..." (посл.)

М. татарск. (золото? шесть?) бывшая серебр. монета в денег или в копейки. Название пятиалтынный осталось доныне; грош, деньга, полушка или пул исчезли, как алтын, и поминаются почти только в поговорках, как древние куны и мордки, напр. За морем телушка полушка, да рубль перевозу. За пол-ушка ни полуполушки (скороговорка). Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда их и день. Пикула ни пула. Нужда куны родит. Не дам ни мордки. За эту бородку давали две новгородки, да третью ладожанку и пр. Но местами счет на алтыны еще сохранился, особ. между бабами; поминают алтыны и в поговорках. него алтынного за грош не уторгуешь. него каждая копейка алтынным гвоздем прибита. Он с алтынным под полтину подъезжает. По-латыни два алтына, а по-русски шесть копеек, отвечают бестолковому. Жалеть алтына отдать полтину, т. е. больше убытка будет. Не пожалеть за рубль алтына, не придет рубль, так придет полтина. Алтыном постановка спора, без денег не обзаведешься. От кума алтын, от кумы полотно, на крестинах. алтыном воюют, без алтына горюют. Потерял Мартын отцов алтын. Это алтынное дело. На алтын да на грош не много утрешь, или съешь. Счастья алтыном не купишь. Алтын Мартыну ни сапоги подшить, ни скоба подковать. алтыном сиди под тыном, притаись. Не стоит алтына, а тянется за полтиной. Алтынная кошка полтинную часть тянет. На три алтына торгу, а на пять долгу. На алтын товару, а на рубль раструски. Продал на деньгу, проел на алтын. Возьми сорок алтын: "Сорочи не сорочи, а меньше рубля не отдам", дразнят бестолковых торговок за счет сороками да алтынами. Алтынного вора вешают, полтинного чествуют. Пить бы на полтину, да нет ни алтына. Счастье бедному алтын, богатому миллион. Этот алтын не того рубля. Хорош богатырь: пьян с вина на алтын. Лучше на гривну убытку, чем на алтын стыда. Алтынник м. алтынная монета, ныне копейка серебром; алтынник м. алтынница ж. алтынщик м. алтынщица ж. скупец, скряга, крохобор; корыстник, мелочной и низкий взяточник. Подьячий с приписью: урывай-алтынник. Алтынничать, жадно и скупо вымогать и добывать деньгу. Алтынничанье ср. действие по значению глаг. Ты опять заалтынничал. Доалтынничаешь (или доалтынничаешься) до беды. Изалтынничался купчина. Много ли наалтынничал? Поалтынничать было еще. Итак весь день проалтынничал: весь проалтынничался, проторговался

Название этой старинной русской монеты произошло от татарского слова "золото"

Не было ни гроша, да вдруг что

От татарского "алты" - шесть, старинная монета в шесть "денег" или 3 копейки

Пьеса русского писателя А. Н. Островского "Не было ни гроша, да вдруг..."

Старые три копейки

Устаревшая трехкопеечн. монета

Влас Михайлович Дорошевич

«Не было ни гроша, да вдруг алтын»

На самом краю Москвы, в лачуге, живет старик, отставной чиновник Крутицкий.

Он ходит по папертям просить милостыню и посылает нищенствовать жену и племянницу.

В доме у Крутицкого пьют, вместо чаю, липовый цвет. А вместо сахару служит изюм, который старик подобрал около лавочки.

И когда Крутицкий умирает, – в его шинели находят зашитыми в поле сто тысяч. Да под полом на сто тысяч драгоценностей.

Старый скряга занимался ростовщичеством. Давал сто рублей взаймы, а через три года эти сто рублей вырастали в семь тысяч.

Г-н Правдин полагает, что все это слабоумие.

Блуждающая, жалкая, бессмысленная улыбка. То, что психиатры называют – «спотыкающаяся» речь. Впечатление «блаженненького».

Знаменитый психиатр, сидевший на спектакле в первом ряду, быть может, и нашел, что внешние признаки слабоумия переданы верно и хорошо. Но Островский вряд ли нашел бы, что г. Правдин изображал то лицо, которое он, Островский, написал.

Пьеса написана в те старые времена, когда сцена не превращалась в клиники. Как ни уродливы, как ни ужасны типы, выведенные Островским на подмостки, но во всех этих алкоголиках, нравственно тупых, жестоких людях, скрягах, – Островский искал и выводил «живую душу». А душа психически больного – душа мертвая. С ней литературе, – литературе общей, а не медицинской – делать нечего.

Если скряжничество есть только вид слабоумия, – тогда и мольеровскому Гарпагону, и пушкинскому Скупому рыцарю – место в психиатрических клиниках, а не на сцене. Тогда и страницы «Мертвых душ» о Плюшкине – только психиатрический этюд.

Слабоумный Крутицкий, у г. Правдина, только жалок.

А между тем, посмотрите, каким ужасом веет от старого ростовщика у Островского.

Он задавил в своей жене все человеческое. Даже самое острое из человеческих чувств – стыд. Ей больше не стыдно никаких унижений. Не стыдно ходить в солдатской шинели. Она любит даже эту шинель за то, что та ее греет.

– Человеку надо только, чтобы ему было тепло и было, что кушать.

Это «кушать»… «кушать»… «кушать» без конца проходит в роли Анны Тихоновны.

Крутицкий пыткам подвергает жену и племянницу, посылая их побираться у купцов.

Крутицкий доводит племянницу до того, что та продается.

Молодого человека, который попал ему в лапы, доводит до того, что тот, любя другую, готов продать себя богатой невесте.

Петровича, им обобранного, он чуть не доводит до убийства.

Этот старик вынимает из людей душу, доводит их до гибели, до падения, до преступления. Это – страшный человек.

Крутицкий зол. С какой радостью он подготовляет ворам ловушку.

– Мне один сыщик говорил, что никогда не надо торопиться. А то вор на суде отвертится. Надо дать вору время, и схватить его с поличным…

Он жесток и холоден, как убийца, как палач:

– Дать им время, чтобы с поличным, – Анну убьют. Ну, что ж! Это смерть все равно, что мученическая…

Он до кровожадности жесток. До «фунта человеческого мяса».

Дело происходит в то время, когда «татей» наказывали «торговой казнью».

Тем страшным кнутом, который вырезал «ремни» из спины. Тем кнутом, которые, когда их отменили, приказано было зарыть в землю, чтоб «и самой страшной памяти об оных не осталось».

Послушайте, с какой нежностью говорит Крутицкий о «торговой казни».

– Кнутиком их! Кнутиком!..

Он ни разу не называет грубо: кнут. Всегда нежно: кнутик. Какое-то сладострастие мучительства.

Такой человек только жалок?

В литературе мы имеем два классических типа скряг. Плюшкин и Скупой рыцарь. Первый жалок и смешон, от второго веет ужасом. Это два полюса. Крутицкий, как и Гарпагон, занимает место между тем и другим. Островский хотел написать русского Гарпагона. У Крутицкого есть чисто гарпагоновская сцена. Крутицкий и Гарпагон и жалки, и страшны в одно и то же время. Только что в ваше сердце закралась жалость, – как от типа повеяло ужасом.

Изобразив Крутицкого только жалким, несчастным, «блаженненьким», г. Правдин не выполнил намерений автора. И вся трагедия пропала.

Потому что это трагедия, как трагедия «Шейлок», хотя и пьеса о Крутицком у Островского, как и «Шейлок» у Шекспира, названа «комедией».

Трагедия пропала.

В первых актах это был больной, – жалкий, как всякий больной. Сцены, когда у Крутицкого пропали деньги, – потеряли свое сценическое значение. Не душу у человека украли, а просто обидели больного.

И когда Крутицкий, у г. Правдина, «вырос», выпрямился, весь словно закостенел и со страшным лицом, твердой, резкой, решительной походкой пошел в сад, чтоб покончить с собой, – это был только новый безумный поступок слабоумного. От этого не веяло тем ужасом, каким веет от полного отчаяния и самоубийства.

Пьеса потеряла свой истинный характер. Странно было смотреть на сцену. Что такое происходит? Как же так? Что-то вроде виленского убийства!

Человек удавился. В двух шагах труп висит на дереве. А жена говорит, как надо поступить с оставшимися деньгами:

– Лучше их растранжирить, чем так накапливать, как мы копили.

Племянница шутит:

– Теперь, Модест Григорьевич, вы уж наш должник! Мы вот возьмем, да и посадим вас в яму!

Происходит сговор.

Что же это за чудовищная бесчувственность? Нравственный идиотизм какой-то!

Мы поняли бы все это, как вздох облегчения, если б нам показали, из-под какого страшного гнета люди освободились, от какого ужаса избавились.

Мы сказали бы:

– Да. Это понятно. Избавившись от человека, бывшего таким гнетом и таким ужасом, совершенно естественно, что люди подумали прежде всего о себе, порадовались за себя, и у них невольно вырвался вздох облегчения. С точки зрения приличий следовало бы, быть может, погодить. Но по-человечеству понятно.

А нам дали жалкого, больного, несчастного. Он так ужасно погиб. А родные ликуют по поводу того, что больного затравили вконец. Поистине, какой-то каннибальский признак.

Там, где один артист своим исполнением лишает пьесу ее истинного смысла и совершенно искажает характер других действующих лиц – там нельзя говорить об «ансамбле», которым всегда гордился Малый театр.

За неимением настоящего Крутицкого, пьесы Островского не было.

А афиша была составлена так заманчиво. В Островском Федотова, Садовская, Садовский.

Особенно Садовский. Видеть Садовского в пьесе Островского. Это все равно, что слышать Магомета, проповедующего об Аллахе.

Мы наслаждались заранее:

– Что сделает Садовский из Петровича? Какое живое лицо создаст!

И это был один из тех редких случаев, когда мы ушли из театра, неудовлетворенные игрой г. Садовского.

У Петровича ум не только иронический, но и озлобленный.

– А ты где с купеческой-то дочерью целовался?

– То-то и дело, что через забор перелез, в их сад.

– Ну, тогда тебе одно спасенье. Говори, что ногами стоял на общественной земле, и через забор, в чужой сад, только губы протянул.

Его спрашивают:

– А что будет человеку за то, что он находку нашел?

– Закуют в кандалы. Года два в остроге подержат, а потом по Владимирке!

В этих издевательствах над законом, – вернее, над беззаконием, – над судом, – вернее, над бессудием, – желчь, накипевшая злоба человека, которого морили в тюрьме, лишили в суде всего достояния.

В тоне г. Садовского была ирония, но не было сарказма много страдавшего человека. Выходило, что Петрович иронизирует над незнанием законов окружающими. Но не над ними, думается, а над самими законами и их исполнителями злобно и страдальчески издевается Петрович.

Его довели до последней степени явного негодяйства. Он промышляет тем, что делает ворам подложные документы. И Петрович за это полон непримиримой злобой к тем, кто довел его до такого положения.

И злоба Петровича так велика, что он на преступление готов. Убийц подвести, самому убить.

Это желчный человек, замученный, издерганный злобой.

О чем бы с ним ни заговорили, – на все только злобно-саркастический ответ:

– Жаловаться нельзя: и ростовщиков убийцы не забывают.

– В каком настроении судья. В хорошем, – отпустит. В дурном, – сошлет.

В исполнении г. Садовского это спокойный, уравновешенный, над всем посмеивающийся циник.

Странным становится: с чего это он вдруг на преступление, с дубиной на человека, бросился? Если бы был задерганный злобой, замученный, задыхающийся от злобы человек, – никаких бы «вдруг» в пьесе ясной, простой и жизненной не было.

Нам кажется, что таким исполнением Петровича г. Садовский погрешил против автора, и против истории. Не таких, как его иронический философ, людей делали на Руси дореформенной суд и всяческая дореформенная неправда.

Г-жа Федотова играет забитую жену Крутицкого. Вот это действующее лицо возбуждает к себе только жалость. Бесконечную жалость. Плачущие речи, плачущие звуки. И г-же Федотовой не надо было много искать, чтоб найти у себя все, что надо для этой роли. Созданный ею «из слез» образ был глубоко трогателен. А рассказ о том, как Анна Тихоновна перестала стыдиться солдатской шинели, положительно переворачивал сердце.

Выражение "не было ни гроша, да вдруг алтын" подразумевает неожиданный успех, удачу, радость. Так принято говорить, когда вдруг получаешь каким-либо путём, то что так долго желал получить, мечтал об этом, а оно вдруг появилось, да в ещё большем количестве и объёме, с избытком. В общем нежданная удача, приятная новость, радость от внезапного события.

Алтыны и гроши - русские деньги

Червонец - это золотая монета в разное время имевшее достоинство в 10 или 3,5 рубля

Четвертак - это серебряная монета достоинством 25 копеек, которая чеканилась с 18 и до начала 20 века.

Империал - эта монета стала чеканиться из золота с 1755 года. Её вес в разные периоды мог варьироваться (11,61 грамм, 7,74 грамма, 5,85 грамм). Сначала её стоимость приравнивалась к 10 серебряным, а потом её номинал вырос до 15 золотых рублей.

Рубль - эту монету чеканили из серебра, своё хождение начала с 13 века. На русских рублях с конца 15 века стал изображаться герб Российской империи либо герб Москвы. В 1924 году его вес составлял 18 грамм, в 1764 - 1915 также весил 18 грамм, а в 1654 году вес монеты составлял 28 - 29 грамм.

Гривенник - это 10 копеек и чеканится с 1701 года. Прообразом этого названия послужила древнейшая русская денежная единица гривна.

Гривня - это тот же гривенник, только чеканился гораздо раньше и имеет номиналом всё те же 10 копеек.

Семишник - это традиционный номинал русской монеты в 2 копейки, так же может называться грошью.

Копейка - чеканилась из меди и равнялась одной сотой рубля. В Российской Империи с 16 века производилась из серебра, но позже с 1704 года её стали делать из меди по экономическим соображениям.

Полтиник - это монета с номиналом 50 копеек. В разные периоды чеканилась из меди, серебра и одно время была даже золотой.

Полушка - получила такое название, потому что равнялась половине московской и одной четверти новгородской деньги. После объединения Руси стала стоить четверть копейки.

Деньга - это одна из самых старинных монет на Руси, её чеканили сначала из серебра, но потом стали производить из меди. Номиналом в половину копейки.

Алтын - это древнейшая русская монета с номиналом в 3 копейки.

Грош - это старинная монета имевшая хождение на Руси и имеющая номинал полкопейки.

Синоним поговорки: "Не было ни чарки, да вдруг ендовой"

Когда появился алтын?

Историки утверждают, что слово "алтын" впервые было обнаружено в летописях за 1375 год. Однако он не являлся монетой в чистом виде, а был скорее денежной единицей, которая связывала несколько близлежащих княжеств для удобства расчётов. Долгое время алтын так и оставался на бумаге, но в 1654 году при царе Алексее Михайловиче его начали чеканить из меди. После коронации Петра 1, алтын стали выпускать из серебра, это продолжалось с 1704 и по 1718 годы.

Аналог поговорки у англичан: "не было ни гроша, да вдруг алтын" - "yesterday a pauper, today a king" ("вчера нищий, сегодня король")

Использование поговорки "не было ни гроша, да вдруг алтын" в литературе

"Молодая мамаша, попросила принести к себе найдёныша, после положила его рядом со своим дитём, и заявила, что теперь у неё двойня. "Вот сношенька, - произнёс старик, - не было ни гроша, да вдруг алтын"
("Прадедовсеие ветлы" В. И. Даль)

"Ну вот мама, нашла я себе жениха, не было ни гроша, да вдруг алтын. Такой козырь, что не достанешь рукой"
("Бедная невеста" Островский)

"Здравствуй дорогой Александр Николаевич! Я закончил "Степь" и я её отправляю. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Думал я написать пару листов, а в итоге получилось все пять"
(Из письма Чехова к Плещееву 3 февраля 1888 года)

"Баттенберг утверждает - Болгария доброе наше отечество! Неужели Отечество? Каким образом Болгария стала у него отечеством, ведь он её даже во сне не видел? Правильно говорят - не было ни гроша, да вдруг алтын" ("Мелочи жизни" Салтыков-Щедрин)

"Спешу сообщить вам дорогая матушка, что уже с марта я собираюсь печататься на страницах двух толстых журналов, прямо по поговорке - не было ни гроша, да вдруг алтын"
(Из письма своей матери Мамина-Сибиряка от 26 февраля 1882 года)

"А ведь это прекрасно Ольга! Сразу два сына! Об этом в народе говорится: не было ни гроша, да вдруг алтын"
("Свет над землёй" С. П. Бабаевский)

Не было ни гроша, да вдруг алтын - комедия в пяти действиях Александра Островского . Напечатана в журнале "Отечественные записки" , №1, г.

Начата в конце сентября и окончена 13 ноября 1871 г. Первоначально в рукописи имела газвание "Утро вечера мудренее".

Поставлена в первый раз в Петербурге, на сцене Александринского театра , 20 сентября 1872 г., в бенефис артиста Малышева; в московском Малом театре - 10 декабря того же года, в бенефис артиста Музиля .

Действующие лица

  • Михей Михеич Крутицкий , отставной чиновник.
  • Анна Тихоновна , его жена.
  • Настя , племянница Крутицкого.
  • Домна Евсигневна Мигачёва , мещанка.
  • Елеся , её сын.
  • Истукарий Лупыч Епишкин , купец-лавочник.
  • Фетинья Мироновна , его жена.
  • Лариса , дочь их.
  • Модест Григорьич Баклушин , молодой человек.
  • Петрович , мелкий стряпчий из мещан.
  • Тигрий Львович Лютов , квартальный.

Сюжет

Настенька приезжает к скупому дяде от крёстной, которая взяла ее к себе после того как дядю отставили со службы за взятки. Но крёстная беспокоилась,что красота Насти отвлечет женихов от ее дочек и прогнала ее. Крутицкий не дает ей с Анной ни грошика и уверяет что он бедняк.Соседи(бедная Мигачева,которая постоянно ругает сына-шалопая Елесю и чопорная Фетинья - жена торговца "темным товаром" с дочерью-красавицей,но круглой дурочкой(по мнению матери) Ларисой и Петрович -друг Елеси в свое время ограбленный Крутицким) подозревают, что у Крутицкого есть деньги,но он очень скуп.В это время Настя встречает своего бывшего жениха -Баклушина,но из гордости не признается,что живет в бедности.Тот узнает ее адрес у Епишкина и хочет прийти. Крутицкий заставляет Анну и Настеньку идти просить милостыню.Исполняя это они встретили купца,который дал им 10 рублей и говорит что хочет прийти к ним "поговорить". На эти деньги Настенька накупает чая и платков, чтобы принять Баклушина. Елеся же забирается в сад к Ларисе и целует ее, но их застает Фетинья и, решив пойти на мировую, договаривается с Мигачевой о женитьбе молодых людей."На радостях" они,застав Баклушина в гостях у Крутицких оскорбляют Настю и упоминают о ее побирательстве. Бедная Настя стоит как убитая,а Анна спрашивает Модеста хочет ли он ее спасти. Но тут выясняется что ему нужна богатая невеста, но он обещает подумать.Через некоторое время приходит купец,а вскоре и Баклушин. Настя отвергает его любовь и соглашается уехать к купцу. Тут Елеся крася забор окрашивает и Фетинью. Та кричит что он сделал это специально и уводит Ларису. Ночью Петрович запугивает Крутицкого и тот убегая от него теряет из шинели,в которой хранил деньги несколько тысяч. Елеся их находит и на крики скупца отвечает криками. Их уводят приставы и отдают Елесе третью часть. Но Крутицкий впадает в тоску и вешается в саду. В то время как Елеся зовет Анну к телу мужа, а Настя собирается ехать к купцу к ней приходит Модест и рассказывает, что он любит ее, но должен одному ростовщику миллион рублей. Та прощает его,но тут возвращается Анна с горестной вестью. Оказывается, что Баклушин был должен именно Крутицкому у которого нашли кучу денег. Молодые люди обручаются, а Елеся по настоянию мужа Фетиньи Мироновны Епишкина женится таки на Ларисе.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Не было ни гроша, да вдруг алтын" в других словарях:

    Не было ни чарки, да вдруг ендовой (иноск.) о резком переходе от недостатка к избытку Ср. Баттенберг говорит: Болгария любезное наше отечество! Отечество? Каким родом очутилось оно для него в Болгарии, о которой он и во сне не видал? Вот уж… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Не было ни гроша и вдругъ алтынъ. Не было ни чарки, да вдругъ ендовой (иноск.) о рѣзкомъ переходѣ отъ недостатка къ избытку. Ср. Баттенбергъ говоритъ: Болгарія любезное наше отечество! Отечество? Какимъ родомъ очутилось оно для него въ Болгаріи,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Не было ни гроша, да вдруг алтын Не было ни гроша, да вдруг алтын Жанр: пьеса Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1872 Не было ни гроша, да вдруг алтын … Википедия

    АЛТЫН, алтына, муж. (тат. золото) (устар.). Старинная русская медная монета (три копейки). «Не было ни гроша, да вдруг алтын.» погов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Эту страницу предлагается переименовать в Три копейки. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/15 сентября 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или… … Википедия

    А; мн. род. тынов и тын; м. [от тат. алты шесть]. Старинная русская монета достоинством в три копейки. Получил пять алтынов. Ценою в семь алтын. Нет ни алтына у кого л. (ничего, нисколько). * Не было ни гроша, да вдруг алтын (Посл.). На три… … Энциклопедический словарь

    алтын - а; мн. род. ты/нов и ты/н; м. (от тат. алты шесть) см. тж. алтынный Старинная русская монета достоинством в три копейки. Получил пять алтынов. Ценою в семь алтын. Нет ни алтына у кого л. (ничего, нисколько) * Не было ни гроша, да вдруг алт … Словарь многих выражений

    АЛТЫН, а, род. мн. ын и ов, муж. В старину: три копейки (род. мн. ын), а также монета в три копейки (род. мн. ов). Не было ни гроша, да вдруг а. (посл.). Цена пять алтын. Пять медных алтынов. | прил. алтынный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

    Драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

    Александр Николаевич (1823 1886) крупнейший русский драматург. Р. в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В 1835 1840 учился в I Московской гимназии. В 1840 был принят на юридический… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Не было ни гроша, да вдруг алтын: Комедия в пяти действиях (CDmp3) , Островский Александр Николаевич. Не было ни гроша, да вдруг алтын: Комедия в пяти действиях Общее время звучания: 3 час. 31 мин. Формат: MPEG-I Layer-3 (mp3), 192 kbps, 16 bit, 44. 1 kHz, stereo Серия: Литературные…

НЕ БЫЛО НИ ГРОША, ДА ВДРУГ АЛТЫН

Сразу вспоминается одноименная комедия А. Н. Островского, написанная драматургом в 1871 г. П. И. Чайковский сказал: "У Островского что ни слово, то на вес золота". Это была оценка всего народного языка, который так умело и талантливо использовал драматург.

Целый сноп пословиц и поговорок накопил народ за века о деньгах и денежных отношениях, в частности, употребляя старинные названия денежных единиц - грош и алтын: алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют; алтын сам ворота отпирает; алтынного вора вешают, а полтинного чествуют; гроша медного (ломаного) не стоит; ни в грош ни ставит - и много других. Все они имеют свой смысл, тонко и точно характеризуют явления и людей, многие из них употребляются и поныне.

Грош и алтын... Давайте разберем эти два слова, а потом соединим их.

Ломоносов, учась в Славяно-греко-латинской академии в Москве, получал в день алтын: денежку - на квас, остальное на бумагу и перья. На такой стипендии он прожил пять лет...

Согласно А. Преображенскому: алтын - старая монета в 6 медных денег, или 3 копейки (от татарского "алты-тийн" - шесть белок или из тюркского "алтын" - золото). И далее: солидус (лат.) - солнечный, золотой; сольдо (итал.), су (франц.) - медная монета; мараведи (исп.) - медная монета, первоначально (из арабского) - золотой.

В этой краткой справке заложена богатая информация, объясняющая происхождение названий монет, счетно-денежных единиц. Читатель резонно спросит: почему наименования монет переводятся как "золотой", хотя сами по себе деньги медные? Ответ на этот вопрос мы находим в "Этимологическом словаре русского языка" М. Фасмера. Давая разъяснение слова "алтын", он пишет: "История различных монет - это, как правило, история снижения их стоимости". Важное и точное замечание, многое объясняющее! Проще говоря, были монеты золотыми и серебряными, стали медными, мельхиоровыми, алюминиевыми и т. д., с соответствующим понижением номинала. Такова судьба и алтына, и гроша...

О гроше А. Преображенский говорит, что он попал в русский язык через польский, в польский - с немецкого: грошен (грос - большой, толстый), в немецкий - из латыни, где обозначал "толстый", "тяжелый".

У Вл. Даля грош - две копейки, медный двухкопеечник.

В "Словаре нумизмата" X. Феглера, Г. Гироу и В. Унгера (перевод с немецкого) говорится, что в конце XIII в., в условиях развития в средневековых городах товарного производства, во Франции появилась монета, равная 12 денариям, - "гро", получившая в Германии название "грошен".

В "Нумизматическом словаре" В. В. Зварича сказано, что эту монету начали чеканить в конце XII в. в итальянских городах и по-итальянски она называлась "гроссо", а потом Людовик IX чеканил ее в Туре, и называлась она "турзон".

В "Словаре русского языка" (М., 1981 г.) дается объяснение, что грош - старинная денежная единица, равная двум копейкам (с 1657 по 1838 г.), позднее равная полкопейке (с 1838 по 1917 г.). После денежной реформы 1839-1843 гг. грошем стали называть денгу в связи с выпуском двуязычных русско-польских монет, где польский грош приравнивался к полкопейке. В то же время алтын возродился как монета в 3 копейки. Здесь разница между ними существенная, алтын - это уже действительно богатство. В этом свете пословица "Не было ни гроша, да вдруг алтын" приобретает несколько иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли: не было фактически ничего, а тут вдруг целое "состояние"! Так оно и есть, если иметь в виду ремарку драматурга: "Действие происходит лет тридцать назад...". То есть где-то в 40-х годах прошлого столетия, когда произошла денежная реформа, когда алтын-трехкопеечник выгодно отличался от гроша, ставшего полкопеечником... А вот до этой реформы, когда грош был двухкопеечником, разница между ним и алтыном была невелика, и тогда пословица могла толковаться в народе несколько иначе, с тонкой и едкой иронией: дескать, ничего не было, да ничего, собственно, и не прибавилось.

Обратимся к пьесе.

Михей Михеич Крутицкий, взяточник и ростовщик, всю жизнь издевался над женой Анной Тихоновной, морил ее голодом и сам вел нищенский образ жизни. Потеряв в буквальном смысле часть своего состояния, он повесился. Казалось бы, зло наказано, его бедная племянница и сирота Настя спасена. Но...

Настя. Вы теперь богаты, тетенька!

Анна. Тяжелы мне эти деньги, душа моя; меня теперь никакое богатство не обрадует. Отвыкла я с ним жить-то по-людски, убил и похоронил он меня заживо. Десять лет я сыта не была, так теперь за один день не поправишь. Бог с ними и с деньгами!..

Да, поздно. Не было ни гроша, но неожиданный "алтын" не спас Анну, не принес ей счастья, слишком в глубокую пропасть опустил ее муж-ростовщик и самоубийца. "Алтын" оказался равным "грошу" для Анны. В финале пьесы так и слышится ее голос, который как бы повторяет фразу, брошенную купчихой Фетиньей:

"Не было ни гроша, да вдруг алтын!" Только голос Анны скорбный, и слышны в нем отчетливо ноты сарказма и иронии над своей судьбой. Значит, не в деньгах счастье, - говорит нам драматург. Бывает "счастье" алтынным, невелика разница между алтыном и грошем...

Обе версии в пьесе Островского как бы слились. И грош, и алтын стали в конце концов синонимами нищеты.

Как было сказано, история различных монет - это история снижения их стоимости. Вот мы и стали свидетелями литературного аргумента, как снижалась стоимость монет, как серебряный грош стал синонимом безденежья, как, впрочем, и алтын, бывший когда-то золотым.

В старину еще говорили: с алтыном под полтину, или за лычко - ремешок, т. е. пожертвовать малым, чтобы получить большее. Еще одну трактовку мы находим у Мельникова-Печерского в романе "В лесах": "Чужие-то денежки зубасты, возьмёшь лычко, отдашь ремешок, займы - та же кабала".

Наш замечательный композитор и страстный пропагандист музыки Дмитрий Борисович Кабалевский в своей книге "Про трех китов и про многое другое" рассказал о том, как Бетховен создал забавнейшее, полное блеска и бесподобного юмора сочинение для фортепьяно под названием "Бешенство по поводу утерянного гроша"... "Сначала музыка звучит весело, - писал Кабалевский, - радостно и вместе с тем спокойно. Очевидно, человек - герой этой пьесы - радуется тому, что у него есть грош... А потом что-то нарушилось в ровном течении этой музыки - очевидно, тут-то грош и исчез куда-то... И началось! Главная мелодия пьесы звучит то растерянно, то плаксиво, почти с рыданиями; то неистово, злобно, яростно... И, когда кажется, что сил уже больше нет и придется примириться с потерей, два громогласных, радостных аккорда словно возвещают: "Грош нашелся!" Вот радость-то!.. Обратите внимание: все в этой блестящей, остроумной пьесе выражено через человека, через его мысли и чувства, через его поступки..."

Исчезли эти монеты, но язык сохранил их названия, время видоизменило значение этих слов. Но мы часто встречаемся с ними в литературе, в языке - "грошовый уют", "меченый грош" - это о человеке, которого все знают как пустого и неавторитетного и о котором еще говорят: "грош ему цена" и "его в грош не ставят".