Нежелательность пребывания. "нежелательность пребывания" как основание для применения принудительных мер в отношении иностранцев. Адвокат по отмене нежелательного пребывания

Дело 2-678/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе

Председательствующего судьи Стариковой И.П.,

При секретаре Макаровой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Талипова Ф.Х. о признании решения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения УФМС России по Кировской области о депортации незаконными, их отмене,

УСТАНОВИЛ:

Талипов Ф.Х. обратился в суд с заявлением о признании решения Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решения УФМС России по Кировской области о депортации незаконными, их отмене. В обоснование заявления указал, что решением Министерства юстиции Российской Федерации 2859-рн от 29.07.2013 признано нежелательным пребывание в Российской Федерации сроком до 17.03.2020 года, гражданина Республики Таджикистан, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. На основании указанного распоряжения Министерства юстиции РФ УФМС России по Кировской области вынесено решение о его депортации. Постановлением Верхнекамского районного суда он освобожден условно-досрочно от отбывания наказания на оставшийся срок. Решением Верхнекамского районного суда Кировской области от 28.01.2014 он помещен в специальный приемник ЦИАЗ УМВД России по г.Кирову сроком на два месяца, начиная с 28.01.2014, для исполнения решения о его депортации. Считает, что вышеуказанные решения Министерства юстиции РФ, УФМС России по Кировской области препятствуют осуществлению им своих прав и свобод. Решение о нежелательности пребывания в РФ принято без учета его родственных связей с близкими родственниками – женой Т. Г.У., являющейся гражданкой РФ и имеющей постоянное место жительство в РФ и сыном - Т. А.Ф., года рождения, являющимся гражданином РФ. На территории Республики Таджикистан у него нет родственников и своего жилья. В Российской Федерации ему на праве собственности принадлежит земельный участок и индивидуальный жилой дом, расположенные по адресу: , где он до осуждения по приговору проживал на законных основаниях со своей семьей. Основанием для принятия оспариваемого распоряжения послужило то основание, что он осужден по приговору суда за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. , является иностранным гражданином, и его пребывание на территории РФ создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Однако, в период отбывания наказания он неоднократно поощрялся, был трудоустроен, к требованиям установленного порядка отбывания наказания относился сознательно, характеризовался положительно, поддерживал отношения с женой, вину в совершении преступления признал полностью, раскаялся, условно-досрочно освобожден от отбывания наказания. То есть, проявлял устойчивую направленность на исправление, в связи с чем, не представляет угрозы общественному порядку, правам и интересам других лиц, применение такой меры как депортация из РФ не отвечает требованиям справедливости, соразмерности. Просит восстановить пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок для подачи заявления в суд, поскольку не был уведомлен о возможности, сроках и порядке обжалования распоряжения, копию данного распоряжения не получил, отбывал наказание в местах лишения свободы и был ограничен в возможности получения квалифицированной юридической помощи для своевременного обращения с заявлением в суд. Просит признать решение Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2013 № 2859-рн о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, решение УФМС России по Кировской области от 21.01.2014 о его депортации, незаконными, их отменить.

Заявитель Талипов Ф.Х. в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, дополнил, что на территории Российской Федерации он проживает с 1992 года, воспитывает троих детей, супруга является гражданкой Российской Федерации. У жены родственников нет, у него в Таджикистане также нет родственников, жилья и работы. Он желает проживать на территории Российской Федерации, намерен трудоустроиться и содержать семью. На территории Российской Федерации у него есть жилье и земельный участок, работа. Ему не было разъяснено право обжалования решения Министерства юстиции о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, он его не получал. Считает, что данное решение нарушает как его права, так и права его семьи.

Представитель заявителя Талипова Ф.Х. адвокат Л. А.В. в судебном заседании требования поддержал, подтвердил доводы, изложенные в заявлении. Просит восстановить пропущенный Талиповым Ф.Х. по уважительной причине срок для подачи заявления в суд; признать решение Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2013 № 2859-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решение УФМС России по Кировской области от 21.01.2014 о депортации Талипова Ф.Х., незаконными, их отменить.

Представитель заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, просит рассмотреть заявление в отсутствие представителя, представили отзыв, согласно которого требования Талипова Ф.Х. не признают, указывают, что Талипов Ф.Х. является гражданином Республики Таджикистан, имеет непогашенную судимость за совершение в России тяжкого преступления, что создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, в связи с ем в отношении него было издано распоряжение о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации. Пребывание на территории Российской Федерации Талипова Ф.Х. признано нежелательным до 17.03.2020 года. Законность установления данного срока подтверждается и в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 года № 3-П. Распоряжение Минюста России от 29.07.2013 года № 2859 –рн « О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» издано уполномоченным органом с соблюдением требований Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Талипов Ф.Х. обратился в суд с заявлением об отмене указанного распоряжения за пределами сроков, установленных статьей 256 ГПК РФ, при этом доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд для защиты своих прав им не представлено, что является основанием для отказа в удовлетворении его требований. В силу статьи 12 УИК РФ мог воспользоваться услугами адвоката, и иных лиц, имеющих право оказания такой помощи, кроме того, Минюстом России Талипову Ф.Х. был дан аргументированный ответ с разъяснениями порядка обжалования решения. То есть, Талиповым Ф.Х. был пропущен срок обращения в суд, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ. Просят в удовлетворении требований Талипову Ф.Х. отказать.

Представитель Управления Федеральной Миграционной службы по Кировской области Кадочников А.В. в судебном заседании с требованиями не согласен, пояснил, что решение Управления Федеральной Миграционной службы по Кировской области от 21.01.2014 года о депортации Талипова Ф.Х. было вынесено на основании распоряжения Министерства юстиции РФ от 29.07.2013 № 2859-рн о нежелательности его пребывания в Российской Федерации. С данными решениями Талипов Ф.Х. был ознакомлен, в связи с чем у него истек срок на обращение в суд за защитой своего права. Считает данные решения законными и обоснованными, не нарушающими права Талипова Ф.Х. и его семьи.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории РФ определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25 июля 2002 года.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 224-ФЗ)

В развитие вышеприведенных норм права принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 г. N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".

Настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую федерацию" порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее именуется - решение о нежелательности пребывания).

Решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 г. N 199 (далее именуются - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти), в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

Из пункта 3 приведенного выше Положения следует, что в случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Порядок представления материалов и их рассмотрение определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В целях реализации части третьей статьи 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской федерации и въезда в Российскую Федерацию" и во исполнение пункта 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 г. N 199, Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 N 171 утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, которой определен порядок представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранные граждане), подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

В ходе судебного заседания установлено, что приговором Климовского городского суда Московской области от 26.11.2012 Талипов Ф.Х. осужден по части 1 статьи , и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев.

Постановлением Верхнекамского районного суда Кировской области от 16.01.2014 осужденный Талипов Ф.Х. освобожден условно-досрочно на не отбытый срок наказания 2 месяца 1 день.

29 июля 2013 года распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 2859-рн признано нежелательным пребывание (проживание) в РФ иностранного гражданина Талипова Ф.Х. сроком до 17.03.2020 года с обязанностью покинуть территорию Российской Федерации.

Указанное распоряжение было получено Талиповым Ф.Х. 03.09.2013 года, что подтверждается распиской.

21.01.2014 начальником УФМС России по Кировской области принято решение о депортации Талипова Ф.Х.

Решением Верхнекамского районного суда Кировской области от 28.01.2014 года, вступившим в законную силу, заявление УФМС по Кировской области о помещении подлежащего депортации гражданина Талипова Ф.Х., 1969 года рождения, гражданина Республики Таджикистан, в специальный приемник ЦИАЗ УМВД России по городу Кирову, удовлетворено. Талипов Ф.Х. помещен в специальный приемник ЦИАЗ УМВД России по городу Кирову сроком на два месяца, начиная с 28.01.2014 года, для исполнения решения о его депортации.

С указанными выше распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2013 № 2859-рн о нежелательности пребывания в Российской Федерации, решением УФМС России по Кировской области от 21.01.2014 о депортации Талипова Ф.Х., Талипов Ф.Х. не согласен, просит признать их незаконными, их отменить. В обосновании доводов указывает, что данные решения приняты без учета его родственных связей с близкими родственниками – женой Т. Г.У., и сыном - Т. А.Ф., г.р., являющимися гражданами РФ и имеющими постоянное место жительство в РФ. Указывает, что в РФ ему на праве собственности принадлежит земельный участок и индивидуальный жилой дом, расположенные по адресу: , где он до осуждения по приговору проживал на законных основаниях со своей семьей, в то время как на территории Республики Таджикистан у него нет родственников и своего жилья.

В подтверждение вышеуказанных доводов представил копию свидетельства о браке с Т. Г.У., копию свидетельства о рождении Т. А.Ф., г.р., копию свидетельств о государственной регистрации права, согласно которым Талипову Ф.Х. на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу:

Разрешая вышеуказанное требование, суд приходит к следующему:

Установлено, что основанием для принятия 29 июля 2013 года распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации № 2859-рн о нежелательном пребывании (проживании) в Российской Федерации Талипова Ф.Х., а также решения УФМС России по Кировской области от 21.01.2014 о депортации Талипова Ф.Х., явилось, что заявитель, является иностранным гражданином, осужденным по части1 статьи , и его пребывание на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Вместе и тем, статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).

Европейский Суд по правам человека отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции (Постановление от 18 февраля 1991 года по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии"). Ввиду того, что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, т.е. оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (Постановление от 6 февраля 2003 года по делу "Якупович (Jakupovic) против Австрии").

Конституция Российской Федерации предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от 14 ноября 2005 года N 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ").

Доказательств того, что пребывание Талипова Ф.Х. на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации не представлено.

Наличие у заявителя судимости само по себе не является достаточным доказательством указанных обстоятельств после отбытия им назначенного наказания.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Талипов Ф.Х. проживает на территории Российской Федерации с 1992 года, положительно характеризуется, создал семью, имеет малолетнего ребенка, который проживает на территории Российской Федерации, как ребенок, так и жена являются гражданами Российской Федерации, иных родственников не имеет, в том числе в Республики Таджикистан. При этом суд учитывает, что Талипов Ф.Х. поддерживал отношения с семьей как в период осуждения, так и после.

Талипов Ф.Х. имеет на территории РФ жилой дом и земельный участок. Сведений о совершении Талиповым Ф.Х. противоправных действий со времени освобождения его из мест лишения свободы не представлено.

С учетом представленных доказательств, конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) Талипова Ф.Х. в Российской Федерации и решение начальника УФМС России по Кировской области о его депортации от 21.01.2014 года, следствием которых будет являться его депортация из Российской Федерации, в настоящее время не является необходимой, то есть оправданной крайней необходимостью, мерой, соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц, учитывая при этом, что исполнение оспариваемого распоряжения может привести к разлучению заявителя с семьей и близкими родственниками, женой, что не отвечает принципам проявления уважения к семейной жизни заявителя.

При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для принятия распоряжения о нежелательности пребывания Талипова Ф.Х. на территории Российской Федерации и решения о его депортации.

С доводами заинтересованных лиц об отсутствии у Талипова Ф.Х. уважительных причин пропуска срока обжалования распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания от 29.07.2013 года и решения УФМС РФ по Кировской области от 21.01.2014 года о депортации, суд согласиться не может, поскольку на момент ознакомления с распоряжением о нежелательности пребывания – 03.09.2013 Талипов Ф.Х. отбывал наказание в местах лишения свободы, вышеуказанное распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации повлекло для него правовые последствия только после освобождения от отбывания наказания, а именно 28.01.2014 года, когда он вновь был лишен свободы с помещением в спецприемник.

Принимая во внимание, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации не содержит разъяснение о порядке, сроках его обжалования, а также низкую правовую осведомленность Талипова Ф.Х. и его ограничение в возможности получения квалифицированной юридической помощи в связи с содержанием под стражей и последующем помещении в спецприемник, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска заявителем установленных сроков обжалования.

Судебная практика по:

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Судебная практика по применению нормы ст. 111 УК РФ

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199
"Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение"

24 октября 2005 г., 28 марта, 12 ноября 2008 г., 14 декабря 2009 г., 25 мая 2017 г., 5 мая 2018 г., 10 мая 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения;

перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения.

Положение
о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящее Положение определяет в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением указанного решения, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (далее именуется - решение о нежелательности пребывания).

2. Решение о нежелательности пребывания принимается федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными перечнем , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199 (далее именуются - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти), в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в пункте 3 настоящего Положения.

3. В случае выявления предусмотренных Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, территориальные органы (подразделения) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.

Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

4. В случае принятия решения о нежелательности пребывания уполномоченный федеральный орган исполнительной власти незамедлительно информирует об этом соответствующий территориальный орган (подразделение), представивший материалы.

Территориальный орган (подразделение) уполномоченного федерального органа исполнительной власти незамедлительно доводит решение о нежелательности пребывания до сведения лица, в отношении которого оно принято, в случае пребывания (проживания) этого лица на территории Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания, направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, представление для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.

Перечень
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199)

С изменениями и дополнениями от:

24 октября 2005 г., 28 марта, 12 ноября 2008 г., 14 декабря 2009 г., 25 мая 2017 г., 5 мая 2018 г.

Выглядит данное распоряжение примерно так.

Принимает его Минюст (не всегда, но почти всегда он), но штука в том, что отменить его может только суд. Нет такой процедуры, чтобы Минюст сам определил свое распоряжение. Обращаться с заявлением в сам Минюст бессмысленно: примут, рассмотрят в течение месяца, ответят, что нужно обращаться в суд. Такая процедура есть с ФМС при принятии решения о неразрешении въезда. ФМС может сам отменить свое решение. В случае с распоряжением о нежелательности пребывания в РФ идти нужно только в суд, по месту нахождения Министерства юстиции в г. Москва.

Особенности такого распоряжения: их довольно много, его принятие почти всегда связано с тем, что иностранный гражданин был подвергнут уголовного наказанию.

Срок обжалования: 3 месяца с того момента как стало известно о принятии этого распоряжения. Вас должны письменно уведомить о нем, именно с этой даты будет отсчитываться срок. Это очень важный момент, пропуск данного может явиться основанием для формального отказа в суде.

В отношении кого может быть принято:

  1. иностранец, который незаконно находится в России;
  2. иностранец, которому не разрешен въезд в Россию;
  3. если нахождение в России иностранца создает угрозу обороноспособности, безопасности, общественному порядку государства и здоровью населения.

Чаще всего такое решение принимается в отношении иностранного гражданина, который совершил преступление в РФ и отбывал наказание. Перед тем как иностранное лицо, отбывающее наказание выйдет из мест лишения свободы, в отношении него принимается распоряжение о нежелательности пребывания, иногда этот документ сопровождается еще решением о депортации. Само по себе распоряжение – это насильственная депортация, это просто акт, который говорит о том, что Вашу пребывание в РФ представляет угрозу для РФ и Вы обязаны выехать из России (добровольно).

Государственная пошлина: 300 рублей (входит в стоимость услуги)

Кто может обжаловать: обжаловать может любое лицо, в отношении которого было принято такое распоряжение, либо его представитель. Бессмысленно, конечно же, обращаться, если нет оснований для этого. Суд вероятнее всего откажет Вам.

Какие основания для обжалования:

Это ни в коем случае не полный перечень, это всего лишь ориентир. Эти основания помогут разобраться в самой сущности и принципам отмены таких распоряжений. Наличие или отсутствие таких оснований не является гарантией того, что распоряжение будет отменено.

  1. судимость погашена;
  2. обстоятельства, которые были положены в основу принятия распоряжения, отпали;
  3. есть родственники-граждане РФ;
  4. семья, постоянно проживает в России;
  5. положительные характеристики;
  6. нет родственников и имущества на территории иностранного государства;
  7. длительность законно проживания в РФ;
  8. условно-досрочное освобождение;
  9. иные причины.

На какой срок действует: иногда бессрочно, иногда срок указывается в самом распоряжении. То есть нежелательность пребывания ограничена сроком. Вам запрещен въезд в Россию, до того момента пока не будет отменено это распоряжение. А само собой оно не отменяется. Наши клиенты называют его «пожизненные бан».

Чем мы можем помочь: Мы поможем обжаловать и отменить распоряжение о нежелательности пребывания в России. Мы находимся в Москве, и если распоряжение принято Минюстом, то обращаться в суд с административным исковым заявлением можно только в районный суд г. Москвы. С недавнего времени такие заявления могут подавать только специалисты с высшим юридическим образованием. Мы поможем собрать полный пакет документов, сформировать позицию в суде, донести нашу позицию до суда, участвовать во всех судебных заседаниях, получить решение суда и отдать его на исполнение.

«НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ» КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ

Тихоокеанский государственный университет

Ранее в законодательстве были предусмотрены такие принудительные мероприятия в отношении иностранных граждан, как депортация в результате аннулирования разрешения на временное пребывание, либо на временное проживание, либо вида на жительство, а также административное выдворение. В 2003 г. в Российской Федерации принята законодательная новелла, которую, как видится, можно рассматривать в качестве свидетельства смещения интенсивности и акцента государственной защиты от частного интереса личности (иностранного гражданина) в направлении публичного интереса (Российской Федерации и граждан Российской Федерации как сообщества). В ст. 25 Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию был внесен ряд существенных изменений и дополнений и, в частности, введен принципиально новый институт «нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Данный институт значительно «размывает» ранее существовавшие границы оснований аннулирования разрешений на проживание и работу, оставляет большие возможности для правоприменительного усмотрения по данному вопросу значительного числа административных органов.

В 2007 году в отношении 685 человек, относящихся к категории иностранных граждан и лиц без гражданства, было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с привлечением к уголовной ответственности.

Исходя из динамики данного показателя за прошедшие несколько лет, в 2009 году ожидается, что подобное решение будет принято в отношении 1100 человек, а в 2010 году - 1200 человек, в 2011 году – 1500 человек.

Решение может быть принято в отношении иностранцев, законно проживающих в России, если их проживание, как указано в статье 25.10 Закона о въезде и выезде, «создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения». Решения о нежелательности пребывания (проживания) принимаются в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Правительством России утвержден перечень органов, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания иностранца в России: МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минздравсоцразвития России, Росфинмониторинг России, СВР России, Минюст России, МИД России. Постановлением Правительства от 12.11.2008 г. № 849 право принимать подобное решение получила также Федеральная служба по контролю за исполнением наркотиков (ФСКН). Теперь, если сотрудники Госнаркоконтроля установят, что иностранец каким-либо образом связан с оборотом наркотиков, его попросят покинуть территорию России. Для тех, кто не выполнит такое предписание, предусмотрена депортация. Кроме того, иностранцы, в отношении которых ФСКН принято решение о нежелательности пребывания в России, не получат приглашения и визы на въезд в страну.

Введение института «нежелательности пребывания» объяснимо. В условиях все возрастающих смертельных угроз социуму: терроризма, распространения СПИДа и других инфекций, наркотизации и пр., основными направлениями государственной политики становится обеспечение безопасности общества.

Однако не следует забывать, что государственная безопасность и безопасность гражданского общества – понятия не совпадающие. Поэтому с точки зрения защиты прав и свобод личности не могут не насторожить основания, а главное – порядок принятия решения о «нежелательности пребывания».

Согласно правительственному Положению, обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, должны выявлять территориальные органы (подразделения) федеральных органов, указанных в Перечне. Территориальный орган направляет в соответствующий федеральный орган «материалы, подтверждающие указанные обстоятельства». Далее «порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти». Затем федеральный орган принимает решение о нежелательности пребывания, уведомляет об этом ФСБ (для централизованного учета «неблагонадежных») и сообщает об этом территориальному органу – инициатору, а тот «приводит решение в исполнение». Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ни в Федеральном законе о въезде и выезде, ни в Положении нет ни слова о надзоре либо контроле за принятым решением. Важнейший вопрос, напрямую затрагивающий права и свободы личности, отдан на откуп девяти органам исполнительной власти, каждый из которых сам, своими ведомственными нормативными документами, определяет «правила игры».

Столь расплывчато – оценочные основания депортации и административного выдворения иностранцев (если... создает реальную угрозу... общественному порядку, в целях защиты... нравственности, прав и законных интересов других лиц) при отсутствии контроля в контексте разделения властей и со стороны институтов гражданского общества могут создать среду для злоупотреблений и произвола для административных органов. Возможно ущемление прав и свобод, высылка «неугодных» иностранцев без законных на то оснований.

Отсутствие регламентированной процедуры, элементов административного процесса способно создать для территориальных административных органов (особенно «силовых») соблазн выслать с территории своего обслуживания (и, стало быть, из зоны своей ответственности) как можно больше иностранцев в порядке «слепой» превенции по принципу «от греха подальше». Не лишена рассматриваемая законодательная новелла и коррупционной опасности.

В свете сказанного представляется необходимым организация контроля за принятием и исполнением решений, принимаемых в порядке ст. 25.10 Федерального закона о выезде и въезде. Выход из ситуации видится во введении эффективного судебного контроля за решениями о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в России. Здесь следует исходить из презумпции того, что все важные решения, существенно ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в правовом государстве должны приниматься под контролем суда как гаранта прав и свобод. «Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правами».

Главная сложность заключается в том, что решение о нежелательности пребывания не является мерой наказания, оно принимается (за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 25.10 Закона «О выезде и въезде») в отношении лица, законно находящегося на территории России. При этом лицу не предъявляется никаких обвинений: ни в совершении административного проступка, ни тем более в совершении преступления. Решение о нежелательности пребывания, согласно Положению, просто «доводится до сведения» лица, в отношении которого оно принято.

Таким образом, для того, чтобы избежать принятия необоснованных решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в РФ, а также для уменьшения степени абстрактности претензий к иностранцу и свободы усмотрения правоприменителя, необходим более четкий законодательный и институциональный механизм защиты прав лица, в отношении которого принимается решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации.

Литература:

1. Постановление Правительства от 12.11.2008 г. № 849 «О внесении изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение онежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ, 17.11.2008, N 46, ст. 5361.

2. «Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. № 199 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638)// Российская газета № 69. 11.04.2003.

3. «Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации». Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. №199 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 № 638)// Правовое положение иностранных граждан в России. Сборник нормативных актов / Сост. В.В. Ряховский. - М.: ИД Юриспруденция, 2006. С.82.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2008. С. 634

5. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства юстиции Российской Федерации на 2009-2011 годы.

Данная статья будет посвящена следующим вопросам:

1. «Что такое решение о неразрешении въезда»

2. «Кто может выносить решение о неразрешении въезда»

3. «Отмена решения о неразрешении въезда»

4. «Как отменить решении о неразрешении въезда в Россию»

5. «Что такое решение о нежелательности пребывания»

6. «Принято решение о нежелательности пребывания»

7. «Отмена решения о нежелательности пребывания»

Итак, решение о неразрешении въезда в РФ – это акт органов государственной власти о запрете въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации с целью соблюдения публичного порядка, оправданная крайней социальной необходимостью. Термин «решение о наразрешении въезда» применяется в законодательстве РФ, однако среди иностранных граждан и лиц без гражданства распространено понятие «запрет въезда», «черный список мигрантов» и т.п.

Стоит отметить, что данные понятия одинаковы, но юридически грамотно следует указывать, в том числе в заявлении о снятии запрета въезда именно решение о неразрешении въезда.

Основания вынесения решения о неразрешении въезда указаны в статьях 26 и 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Наиболее часто встречающиеся основания вынесения решения о неразрешении въезда это:

1. Когда иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности (часть 4 статьи 26 114-фз)

ВАЖНО: решении о неразрешении въезда выносится ФМС России даже в случае оплаты этих штрафов, в данном случае важен сам факт привлечения к административной ответственности. Пример: иностранный гражданин, управляя автомобильным средством, два раза превысил скоростной режим (нарушил правила дорожного движения).

2. Иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания.

Кто может выносить решение о неразрешении въезда?

Решение о неразрешении въезда в РФ выносится ФМС России по представлению ФСБ России, по представлению ГИБДД МВД России. Стоит отметить, что запрет на въезд в Россию по части 4 статьи 26 114-фз устанавливается в большинстве случаев по представлению ГИБДД МВД России. А запрет въезда по представлению ФСБ России устанавливается, в большинстве случаев, за не нарушение периода пребывания на территории РФ (например: иностранный гражданин находится на территории РФ более 90 суток)

Отмена решения о неразрешении въезда

Что такое решение о нежелательности пребывания?

Решение о нежелательности пребывания в РФ одно из оснований вынесения решения о неразрешении въезда в РФ.

Часть 7 статьи 27 гласит: «решение о неразрешении въезда в РФ выносится, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации».