Новая школа: правила адаптации. Как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Стресс от 1 сентября - вещь неизбежная. Но он усиливается во много раз, если ребенок идет в новую школу.
Как ему вести себя, чтобы завоевать авторитет у одноклассников?

Так получилось, что в прошлом году я вынуждена была перевести сына-третьеклассника в другую школу. Для ребенка это стало настоящей трагедией. Своих прежних одноклассников он знал еще с детского сада, со многими дружил, его уважали и считали лидером.
1 сентября сын проснулся и сказал, что никуда не пойдет. Пришлось в добровольно-принудительном порядке умыть, одеть, и папа повел его - заплаканного, с красными глазами-в новый класс.
С тяжелым сердцем пришла встречать его после уроков, придумывала слова, которыми буду уговаривать его пойти на занятия на следующий день.
И что же? Мой мальчик выбежал радостный, довольный, в окружении ребят и стал взахлеб рассказывать о том, как здорово прошел первый день...

Далеко не всем детям удается подавить застенчивость, проявить дружелюбие и продемонстрировать свои сильные стороны, попадая в новый коллектив. Многое зависит и от учительницы-получится ли у нее мягко ввести новичка в коллектив.

Навести мосты
«Ребенок все чувствует так же, как взрослый. Вам будет комфортно в новой обстановке? Вряд ли. Чтобы понять, что переживает ребенок, представьте себя, например, при переходе на новую работу. Как бы вы себя вели?»

Во-первых, наверняка поговорила бы с начальником и расспросила о коллективе.
Во-вторых, возможно, нашла бы повод познакомиться с кем-то из будущих коллег чуть раньше.
«Вот и с ребенком-новичком до начала занятий подойдите к учительнице, познакомьтесь, расскажите о своем сыне или дочери. Она покажет ему или ей класс, школу, расскажет об особенностях учебы именно в этом заведении, о детях, которые здесь учатся. Тогда будущий ученик не так растеряется 1 сентября», - советует педагог. Неплохо будет взять телефоны родителей двух-трех активных учеников и пообщаться еще и с ними.
Спросить, чем интересуются ребята в классе, что собирают, какие секции посещают.
Может, кто-то согласится встретиться - тогда ваш ребенок придет в школу, где у него уже будет приятель.

Поддержка родителей
Сколько бы мы ни подбадривали свое чадо, сколько бы ни внушали ему, что «все будет хорошо», и ни рассказывали, что бывали в его шкуре, - это не решит проблемы. Для ребенка предстоящая ситуация - настоящее испытание, и его не успокаивает факт, что родители когда-то успешно прошли через то же самое. Психологи предлагают уменьшить беспокойство ребенка с помощью следующих приемов.
Ангел-хранитель. Расскажи историю о том, что на его плече будет сидеть невидимый ангел-хранитель, который поможет в случае трудностей и никому не даст Машу (Петю) в обиду. И если малышу будет неуютно, с ним можно тихонько поговорить. Объясни, что ангел-хранитель есть у каждого из нас, что он оберегает нас от неприятностей и на него можно положиться. Хорошо вместе прочитать молитву.
Позитивный сценарий. Попроси ребенка рассказать об идеальном дне в новой школе. Каким он его видит? Этот рассказ должен быть в настоящем времени: «Я вхожу в класс, на меня все смотрят и т. д.» Пусть повторит его перед сном. Озвучивая желаемое, человек программирует положительный сценарий.
В школу идет... двойник. Переход на новое место учебы - шанс по-новому построить отношения и с учителями, и с одноклассниками, исправить свои ошибки. Пусть ребенок расскажет, каким бы он хотел быть - общительным, веселым, знающим. А затем представит, что он превратился в своего двойника с таким замечательным характером. Заметь также, что в новой школе не знает о его бывших неудачах и никто не станет смотреть на него, как на белую ворону.
Талисман. Перед выходом из дому дай ученику какую-то мелочь в качестве талисмана, приносящего удачу: гипсовую фигурку, монетку, украшение. И проводи его в этот день хотя бы до ворот школы.

По одежке встречают
К новенькому отношение всегда настороженное: что за зверь, как себя поведет? Но, с другой стороны, у него есть преимущества: он-центр внимания, к нему прикованы все взгляды, его личность пробуждает интерес, который уже давно не вызывают другие одноклассники. Как он сейчас себя проявит, такое место ему и определят в классе: первое впечатление самое сильное. Поэтому очень важен момент первой встречи.
Для младших школьников большую роль сыграет то, как именно учитель представит новенького и введет в коллектив. «Узнав заранее об увлечениях ученика, вкратце характеризую его перед классом. Пусть учитель попросит детей понять его чувства и вспомнить, как они сами были новичками. Затем все ученики становятся в круг, называют свои имена, подают друг другу руки, улыбаются».
Старшеклассники не играют на переменах в игры. И туг только от подростка зависит, как его примут. Лучшая тактика - не стараться сразу раскрыться и завоевать доверие, а вести себя приветливо, непринужденно, но вместе с тем скромно. «В каждом классе есть своя иерархия и свои правила.
Новичку важно показать: он готов их принять. Не старайся всем понравиться, ни перед кем не заискивай. Ребята после лета будут делиться впечатлениями, смеяться. Не стой в стороне, подойди, спроси: «А можно и я послушаю?» Слушай, кивай, улыбайся, но не перебивай и не лезь в разговор, пока не спросят»,-дает психолог «советы по выживанию» подросткам. Стоит заметить, что социализация мальчиков и девочек происходит по-разному. Девчонки настроены более дружелюбно, они легче примут новенькую, если она не будет слишком ярко выделяться на их фоне. Мальчишки же начнут провоцировать нового ученика, задираться. Сыну посоветуй вести себя приветливо, но «наезды» и оскорбления пресекать.

Как выделиться, не выделяясь
Как продемонстрировать свои сильные стороны, каждый ищет сам. Родители могут подсказать, направить, помочь подготовиться к урокам, найти дополнительный материал, чтобы ученик заинтересовал класс интересным сообщением или удивил знанием иностранного. Но педагоги предостерегают завоевывать ложный авторитет, хвастаясь вещами (мобильный последней модели, дорогие туфли), достижениями родителей («А у меня папа...»), жизненными благами («Да у нас в семье у каждого машина», «Мы живем в кругом районе»). Объясни сыну или дочери, что в ситуации, когда дети хвастаются материальными ценностями, лучше просто промолчать или отвечать уклончиво: «Не хуже, чем остальные», «Живем как все». А если начнут «брать на слабо», сказать: «Просто я не придаю этому большого значения».

Если его не принимают
Родителям в этой ситуации важно помочь ребенку сформировать позитивную самооценку, убедить, что он не только не хуже других детей, но и имеет ряд талантов, которыми может гордиться. Заручившись вашей поддержкой, он сумеет завоевать интерес одноклассников. Организуйте с мужем, например, поход в лес для всего класса. Запишите сына или дочь на курсы игры на гитаре либо современные танцы- эти умения всегда поднимают авторитет в подростковой среде. Важно не оставлять ребенка одного с его проблемами, принимать участие в его жизни.

Взрослый адаптируете в новом рабочем коллективе около трех месяцев, ребенку же обычно достаточно двух недель.

Как он адаптировался?
Определить, что у ребенка проблемы с общением в новой школе, можно по таким признакам.
Сын или дочь ходит в школу с явной неохотой, капризничает, а выходных ждет, начиная с понедельника.
Ему никогда не звонят одноклассники, и он никому не звонит.
Сразу после уроков он идет домой, никогда не остается поиграть с друзьями.
В новой школе учится уже несколько недель, но ничего не рассказывает о новых одноклассниках, ты не знаешь никого из его класса.
На все расспросы о школе отвечает очень неохотно, говорит, что в прежней все было лучше.
Начал особенно комплексовать по поводу своей внешности или отсутствия каких-то атрибутов (мобильный не той модели, старые кроссовки и т. д.).
Обязательно поговори с ребенком по душам, ведь в детстве закладываются самые сильные комплексы.

Идея!
Испеки домашний торт и попроси учительницу после уроков раздать всем по кусочку, чтобы отметить прибытие новенького в класс.

Переезд. За этим словом – немалое количество хлопот. Начиная от бытовых – вещи собрать, жилье найти, маршруты в новом городе отстроить. И заканчивая куда более важными вещами: привыкнуть к новой атмосфере, новым людям, новому коллективу. И все то же самое ждет вашего ребенка. Но только для него все это еще серьезнее. Ведь его школьные друзья – люди, с которыми он провел большую часть своей жизни.

…Когда я переезжала на другой конец Земли, моя голова просто распухала от мыслей: как же примут меня эти новые, совершенно незнакомые люди. Ведь от этого зависит, приживусь ли я в этом городе. Но еще больше я переживала, как через все это пройдет моя 16-летняя девица Александра. У нее-то и коллектив побольше, и дети – существа куда как более жестокие, чем взрослые.

Но отступать некуда – позади… Нет, не Москва, конечно. Но десять тысяч километров до родного Владивостока.

Теперь все это пройденный этап. И мы вместе с девицей Александрой готовы рассказать, как облегчить жизнь себе и ребенку, если вам светит новая школа.

Мама Наташа: Ребенок залипает во ВКонтакте? Так это же прекрасно! Тут главное – направить социальную активность чадушки в нужное русло. Ведь со школой вы уже определились? Значит, дело за малым – отыскать сообщество школы в сети, вступить в него, и заочно перезнакомиться с местными обитателями. А там, глядишь, девиртуализация пройдет легче.

Девица Александра: Общение в сети – это, конечно, не то же самое. Но можно издалека определить, какую музыку в классе предпочитают, сплетни местные почитать тоже полезно. И еще очень важно знать, на каком языке говорят твои будущие друзья.

Мама Наташа: Это был очень сложный момент. Несколько месяцев я не могла решить, переводить ли в разгар года, или дождаться его окончания и явиться в новый класс 1 сентября. В итоге решила сорвать ребенка с места прямо сейчас. И ни разу об этом не пожалела. Саша со всеми перезнакомилась, летом продолжила с некоторыми ребятами общаться, в итоге 1 сентября пришла в школу уже как своя.

Девица Александра: А еще – переводите лучше или до шестого класса, или уже после девятого. В начальной школе на новичков мало внимания обращают, в старших классах уже вдумчиво рассматривают. В средних – это сплошное буйство гормонов, которое нужно куда-то выплескивать. Очень просто растеряться, не справиться с напором «старичков» и вылететь в аутсайдеры класса. Выбраться из «низшей касты» (в любом классе есть иерархия, причем жесткая) будет ой как непросто.

Мама Наташа: Знакомиться с директором и классным руководителем вы придете, конечно, вместе. И тут важно не «перекудахтать». Дайте дитятке самому рассказать о себе. И навыки самопрезентации разовьет, и преподаватель сможет составить адекватное мнение о вашем ребенке.

Девица Александра: В моей первой школе учили говорить. Так что это я умела. И это оказалось моим козырем. В новой школе больше внимания уделяли математике, чем искусству гладкой речи. Это неплохо, конечно, но для меня это оказалось возможностью занять свою нишу, удивить учителей, привлечь внимание одноклассников.

Мама Наташа: Ужасно хотелось сразу, после первого же дня в школе, начать бегать вокруг, заглядывать в глаза, хватать за руки и спрашивать, спрашивать – как же он прошел, этот первый день? На самом деле это «Успокой меня, скажи, что все в порядке», просто в другой форме. Зная своего ребенка, я взяла себя в руки и создала «пространство тишины». Каждому нужно время, чтобы осознать случившееся, обдумать. Потом свои впечатления малыш выскажет сам. Вы только продемонстрируйте ему свою готовность выслушать в любой момент.

Девица Александра: Мне дня три понадобилось, чтобы переварить первые впечатления. И только потом я была готова ими делиться. И здорово, что мама на меня не давила. Она знает, что пока я не «дозрею», вытаскивать из меня откровения бесполезно. Отделаюсь общими фразами.

Подросток грубит и не подчиняется? Виноваты родители

  • Подробнее

Мама Наташа: Моя вечная религия – пусть в доме будут друзья. Не важно, в каком количестве, и пусть даже мне придется все выходные провести вне дома. Ну или лишний раз дать денег на кафе, чтобы Саша могла посидеть там с друзьями. Если есть возможность добыть билеты на концерт, спортивный матч, в кино или на фестиваль – с удовольствием пожертвую девице, чтоб могла кого-то пригласить с собой. Общие интересы и совместный досуг работают в качестве скреп просто отлично.

Девица Александра: Мои одноклассники любят мою маму. Это ж круто.

ОДНОЙ СТРОКОЙ

Маленькие советы от Саши родителям:

  • Ищите плюсы. Только приводите их не в лоб, а ненавязчиво. Типа, «друзей новых заведешь». Или «отсюда в Финляндию ближе, тебе ж там климат подходит». Это работает, даже если человек в ответ гримасу кривит.
  • Устраивайте маленькие праздники. В кафе, например, сходите лишний раз. Или на американские горки можно влезть – хорошо отвлекает и чистит распухшую голову от кучи мыслей.
  • Если расспрашиваете – расспрашивайте на уровне сплетен. Допустим: «Ну что, нормальные-то люди в классе есть»?
  • Прививайте мысль, что здоровое нахальство – это хорошо . Без навыка первым подходить, знакомиться, заводить беседу далеко не уедешь.
  • Не переживайте слишком сильно . Когда я вижу, что мама волнуется, начинаю сама нервничать. Хотя вроде и не из-за чего и все в порядке.

В этой статье:

Переезд, смена места жительства всегда влечет за собой стресс. Особенно ярко он проявляется у маленьких детей, которые еще не понимают всех причин переезда. В новом детском саду все не так, по-другому.

Дети не сразу принимают в компанию, воспитательница ведется себя иначе . Короче говоря, ребенка взяли из привычного мира и поместили в другой, совсем чужой. Снова начнется адаптация, но теперь больше шансов, что она пройдет без особых проблем. Все зависит от уровня психологического развития ребенка.

Сейчас ему особенно тяжело, так что родители должны уделять малышу много внимания. В новом садике нужно со всеми подружиться, найти общий язык. С вашей помощью ребенку будет гораздо легче справиться с этой сложной задачей .

Переход из садика в садик

Вы решили переехать. Конечно, это, может быть, очень радостное, позитивное событие . Например, новая хорошая квартира, престижный район. Но маленький ребенок дошкольного возраста (3-6 лет) еще не очень понимает, что же происходит. А вы уже решили его судьбу: малыш переходит в новый детский садик.

Для детей 2,5-3 лет этот процесс может быть
практически незаметным
. Появляются новые лица, игры, но атмосфера остается практически неизменной. В новом детском саду все так же, как и в старом. Что ж, это значит, что адаптация проходит очень успешно.

Для детей постарше это может быть весьма болезненный процесс. Тут дело даже не в том, нравится или не нравится садик. Они привыкли к друзьям, завязали с ними прочные отношения . Полюбилась воспитательница, нянечки, садик. А теперь, без объяснения причин, пришлось все это оставить. Для детей 4-5 лет перемена места может быть весьма сложной. Родителям необходимо подойти со всей серьезностью к проблемам ребенка.

Когда вы впервые отвели малыша в садик, то уже столкнулись с первичной адаптацией. Смена стиля жизни, режима,
питания… Все поменялось очень резко . Первые несколько недель для ребенка и его родителей прошли тяжело. Возможно, он не понимал, что вообще делает в детском саду.

Для ребенка нет ничего очевидного в том, что он теперь «взрослый», пора идти в садик. Он часто задает вопросы: почему нельзя остаться дома? Со временем происходит полная адаптация (в большинстве случаев). Малыш привыкает, ему даже многое в садике нравится: уроки, творчество, игры, прогулки, появились и товарищи .

Все выглядит так, будто проблемы кончились. А потом вдруг приходится менять садик. Так уж получается, ведь возить малыша через весь город в старый сад никак не выйдет. Привычная жизнь опять переворачивается с ног на голову .

Взрослым людям гораздо проще принять перемены: они психологически к ним готовы. Они понимают необходимость, оценивают выгоду от перемены места. Конечно, всегда жаль оставлять любимую работу, привычный коллектив, но явный карьерный рост и повышение зарплаты манят нас перейти на другое место. Для маленького ребенка все это совершенно незнакомо . Он снова проходит адаптацию, только теперь не к садику, а к месту.

Новые друзья

В вашем первом садике все дети пришли в группу в одно и тоже время. А значит, подружиться было проще. Их объединяли общие интересы, они в одно время познакомились друг с другом . Теперь же, получается, другая ситуация: коллектив уже сформировался, а ребенок должен влиться в него. Чем младше ребенок, тем проще для него
проходит адаптация в коллективе. Дети просто предлагают дружить и начинают играть вместе.

Если же в новом детском саду уже есть свои группки друзей, дети давно общаются, то часто свое место в новом коллективе приходится «завоевывать». Этот момент зависит от психического развития ребенка и готовности к социальной жизни. Первый садик должен был научить его знакомиться, общаться, строить дружеские отношения. Если первичная адаптация прошла без проблем, то и здесь трудностей быть не должно.

Привыкнуть к воспитательнице

Никто и не говорил, что новая воспитательница будет хуже. Иногда она, наоборот, более молодая, активная, больше времени проводит с детьми. Ребенку привыкнуть к новому взрослому должно быть легче, ведь воспитатель обычно идет навстречу новенькому. Помогает влиться в коллектив, устраивает для детей знакомство с новичком. Хотя привязанность к своему первому воспитателю все время будет провоцировать сравнение .

Здесь есть опасный
момент, за которым необходимо следить не только воспитателю, но и родителям. В новом детском саду малыш может отказываться слушаться воспитателя. Мотивирует он это тем, что «в старом садике воспитательница была лучше».

Родители не должны поощрять такое поведение или списывать его на адаптационный период. Важно дать понять, что любить своего прошлого воспитателя - это хорошо, правильно, нормально. Можно даже несколько раз навестить свой старый садик, поговорить с прошлым воспитателем . Квалифицированный новый воспитатель, конечно, сумеет завоевать доверие ребенка со временем.

Но новый воспитатель обязательно должен иметь авторитет у ребенка. Формирование уважительного отношения ко взрослым, понимание роли учителя идет именно из детского возраста.

Нет смысла требовать уважение к учителю в школе от малыша, которого не научили этому заранее .
Кстати, это еще одна причина для того, чтобы водить малыша в садик, а не оставлять дома с родителями.

Помощь родителей

Без помощи родителей очень сложно адаптироваться в новом детском саду. Возможно, ребенок еще никогда не переживал такой ситуации, как смена места. Необходимо помочь ему
справиться со своими проблемами и переживаниями. Вы можете ответить на многие вопросы ребенка, но главное - подготовить его к переходу в новый садик . Чтобы это не произошло вдруг, внезапно. Конечно, если у вас есть достаточно времени, начните такие разговоры за 2-3 месяца до переезда.

Малыш еще маленький, но уже многое понимает. Конечно, сразу разобраться во всех хитростях взрослой жизни тяжело. Объясните, что он будет «учиться» в новом детском саду, но это не наказание . Это необходимость. Расскажите о том, что его ждет:

  • новая квартира и его личная комната;
  • рядом находится интересный парк/музей/детские кружки;
  • так ближе к дому бабушки/других родственников;
  • и т.д.

Обязательно поговорите о положительных перспективах переезда. В любом случае они есть. Если даже вы уезжаете из города, от привычных удобств, предложите ему больше гулять по лесу, собирать осенью грибы вместе. Так переезд не будет казаться ему таким уж страшным событием . Особенно если к нему подготовиться заранее.

Про новый садик
тоже обязательно расскажите. Будет лучше, если вы несколько раз приедете к нему вместе. Если отправляетесь на разговор с директором или воспитателем, попросите разрешения взять ребенка с собой. Так он сможет в спокойной атмосфере пройтись по детскому саду, посмотреть на комнаты, игрушки.

Так адаптация начнется еще за несколько месяцев до момента поступления в новый садик. Это место уже не будет казаться каким-то страшным, далеким, незнакомым. Если увидеть садик и познакомиться заранее с воспитателем, все покажется проще. Малыш будет уверен в себе, когда настанет день идти туда уже не на экскурсию.

Отвечайте честно на вопросы

Как только вы скажете о том, что теперь нужно будет ходить в другой садик, появится масса вопросов . Для ребенка важно, чтобы он мог поговорить с вами честно. Расскажите ему причины (или хотя бы часть причин), почему нужно сменить садик, дом, место проживания. Скажите, что вам тоже немного страшно/волнительно по этому поводу. Вопросы могут быть разные, но старайтесь отвечать на них честно. Это ваша поддержка. Она может успокоить ребенка.

Дайте немного времени

В новом детском саду может сначала не понравиться. Будьте к этому готовы. Малыш еще не забыл, как весело было с друзьями, какие у них были игры и развлечения. Теперь же группа может не принимать его поначалу. Ругать за это других детей бессмысленно . Ваш малыш обязательно должен проявить свои коммуникативные навыки. Родителям нужно набраться терпения. Новая адаптация начнется сразу же и может проходить так же, как и первая. Плач, нежелание идти в садик, просьбы забрать его домой, вернуть в старый сад…

Главное – относиться разумно к этой ситуации . Проблемы детей для самих детей кажутся неимоверно важными и серьезными. Родителей может раздражать такое поведение. Дайте ребенку немного времени пройти это испытание. Повторная адаптация может длиться 1-2 недели – у коммуникабельных детей все пройдет быстрее .

Примените некоторые психологические приемы, чтобы облегчить этот период:

  • Постарайтесь первые несколько дней в новом детском саду забирать малыша раньше, до дневного сна.
  • Постепенно увеличивайте время пребывания ребенка на новом месте. Сначала только первая половина дня, потом и прогулка, обед, сон. Так, постепенно, привыкнуть будет проще.
  • Приходите забрать, но останьтесь на 10-15 минут поговорить с воспитателем. Понаблюдайте за малышом, за тем, как он ведет себя.

Главное, будьте терпеливы и войдите в положение малыша. Сейчас забирать его из сада по первому требованию или из-за скандала будет неправильно. Так вы лишь даете ему возможность манипулировать вами. Привыкать к этому детям нельзя .

Не ругайте за слезы

Сейчас нужно поддерживать вашу кроху, всячески помогать ему . Слезы означают, что психика борется со стрессом посредством своих защитных механизмом. Ребенку может быть страшно, грустно, непонятно. Лучшее, что можно сделать, это поддерживать, говорить, советовать. Но не ругать.

Сейчас родители - самые важные люди. Если к ним нельзя прийти со своей проблемой, переживанием, то к кому можно? Проблемы в новом детском саду могут быть, так что будьте готовы выслушать, помочь, даже если проблема кажется незначительной. Тогда вы сможете построить доверительные отношения с вашим ребенком.

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Наверное, каждому из нас приходилось хоть разок да менять своё место жительства. Чаще в пределах района, иногда в пределах родного города, но бывает и в пределах страны, да и даже дальше. Хорошо, если с переездами не приходится подыскивать для себя другую работу, а для ребёнка — другую школу.

Но увы, некоторым детям иногда светит и новый школьный коллектив. И тут начинаются некоторые трудности, так как юного ученика поджидает адаптация в новой школе.

Мы, родители, приближаясь к этому моменту, начинаем «трястись» вместе с ребёнком: а кто его там будет учить, а какие там дети, а сможет ли дочь или сын влиться в новый коллектив и стать там своим, а как помочь, чтобы смена школы прошла гладко и безболезненно для детской психики. Вопросов много. Давайте на них искать ответы.

План урока:

Другая школа – катастрофа или нет?

Ни для кого не секрет, что изменение обстоятельств и что-то новое, неизведанное – всегда страшно и связано с первоначальной неуверенностью. И ведь не только для детей. Для нас, взрослых, та же смена работы — тоже переживания. Ведь сразу непонятно, как устоявшийся коллектив принимает новеньких. Так что в любом случае первые даже не дни, — недели учёбы в новой школе будут самыми сложными.

Психологи выделяют разные сложности адаптации из-за изменения места учёбы:

  • так, если ребёнок вынужден поменять школу, потому что слишком умён, и ему просто тесно в обычном классе, перевод его в другое учебное заведение ради более глубоко изучения предметов – самая лёгкая для «переваривания» ситуация, ведь образ жизни, родной город, любимые, пусть и уже бывшие, одноклассники, — всё «под рукой»,
  • гораздо тяжелее детской психикой переносится вынужденный переезд в другую местность, когда придётся привыкать не только к новому школьному коллективу, но и к новой окружающей обстановке – чужие улицы, незнакомые лица, непривычная инфраструктура.

Будет ли лёгким переход в новые стены и не станут ли отношения с новыми одноклассниками и учителями настоящей трагедией для ученика, — напрямую зависит от характера ребёнка.

И свободно идущий на контакт быстро вольётся в коллектив, найдёт себе друзей и станет частью школьной жизни. привыкать будет значительно дольше.

Потому в первую очередь психологи советуют: если необходимость сменить место учёбы не носит острый характер, стоит семь раз отмерить, чтобы один раз отрезать. Нужно ли испытывать детскую психику на прочность только из-за того, что родители хотят видеть своё чадо в числе учеников самой элитной школы в городе, наконец-то выбив там свободное местечко.

Готовим сани

Если в решении сменить учебное заведение всё-таки поставлена жирная точка и перемен не избежать, самый первый совет психолога: приготовиться к этому заранее. Какую солому можно подстелить, чтобы адаптация прошла «на ура»?


С чем сталкиваются новички?

Непростая задача стать своим в новом классе часто связана с необходимостью решать некоторые трудности адаптации.

Нет контакта

Бывает так нередко. Сложившиеся группки ребят зачастую не готовы взять в свой круг кого-либо ещё, потому нередко новички теряются и замыкаются. Либо случается, что интерес, наоборот, слишком повышенный, но вот довольно специфический – в виде дразнилок.

Совет психологов: разговаривайте чаще дома, давая понять, что с первого дня никто «чужаков» не принимает за своих, придётся выстраивать отношения и доказывать, что с тобой тоже может быть интересно, день за днём завоёвывая доверие. Как? Общие увлечения и интересы всегда объединяют. Совместные вылазки и неформальное общение вне школы всегда сближают.

В борьбе за место лидера

Новичок, в особенности привыкший в своём классе быть , попытается и тут отвоевать «место под солнцем». И вот незадача: он наверняка встретит достойный отпор. Ведь за время учёбы лидер-то уже «устаканился» и, поди, не готов уступить пальму первенства просто так.

И если среди учеников начальной школы лидерство может быть завоёвано исключительно отличной учёбой, то авторитет у подростка складывается за счёт отношения к нему одноклассников далеко не учебными достижениями.

Совет психолога: в стремлении стать лидером класса малышам доказывать, что они могут повести за собой, придётся «словом и делом».

Лучший приём для новичка-подростка на первые дни – вливаться постепенно, не переходя другим дорогу, а только на условиях компромисса, не выскакивать, а примерить роль дружелюбного наблюдателя, который не метит в ряды первых и «качает права», но всегда готов прийти на помощь и везде поучаствовать.

Это всё были проблемы. А теперь преимущество. Жирным достоинством начала новой школьной жизни является возможность написать свой школьный роман с чистого листа. Это даёт шанс ребёнку проявить себя с совершенно другой стороны, не наступать на уже оставленные в другой школе грабли и выстроить отношения с одноклассниками и учителями с учётом пройденных ошибок.

Что могут родители?

В ситуации с адаптацией родители должны осознавать в полной мере, что именно от них зависит, насколько быстро ребёнок привыкнет к новым условиям. Что же мы с вами можем?

Обеспечить тылы

Это вовсе не значит, что нужно бегать в школу по поводу и без. Ничего прочего, кроме как брошенных вслед насмешек про «маминького сынка» и подобных ребёнок от такой «заботы» не получит. В данном случае самым полезным станет родительское тепло и «погода в доме», когда созданный психологический комфорт помогут пережить адаптацию, чувствуя поддержку.

Когда все вместе, тогда и все трудности нипочём!

Делиться жизненным опытом

Рассказы о своей школьной жизни и о том, как вам раньше удавалось преодолевать трудности, станут для ребёнка настоящим доказательством того, что со всем в результате можно справиться и из каждой ситуации найти выход.

Интересоваться школьной жизнью

За чашкой вечернего чая спрашивать ребёнка нужно не только о том, какие отметки он получил сегодня. На этапе адаптации в новой школе успеваемость – это важно, но не настолько, насколько важнее становятся отношения с одноклассниками и учителями. Вовремя выданные советы, как следует вести себя в той или иной ситуации, смогут оказать реальную помощь при вливании в незнакомый коллектив, а иногда и предотвратить конфликт.

Как говорят психологи, в среднем адаптация ребёнка в новой обстановке длится месяца два-три. Уверена, что при правильно выбранной позиции родителей стать своему чаду другом и помощником с намерением делить и горе, и радость этот период можно значительно сократить, а если получится – и вовсе не заметить, как новая школа стала родной.

А у вас есть опыт смены учебного заведения? Посоветуйте, как быстро привыкнуть. Делитесь своими историями и мнениями в комментариях.

А сейчас, для того, чтобы разрядить обстановочку, посмотрим «Ералаш». Как раз по нашей теме сегодняшней, про новенького)

Всем больших успехов в учебе!

Иногда так складываются жизненные обстоятельства, что ребенку приходится переходить в другую школу: переехали на другое место жительства, перевелись в более сильную школу, конфликт с одноклассниками или учителями, не устраивают методы обучения и т.д. В любом случае для ребенка (да и для родителей) смена школы – это сильный стресс.

Чем могут помочь ребенку родители в этой ситуации?

Прежде всего, вопрос о переезде и переводе в другую школу с самого начала должен обсуждаться на равных всеми членами семьи. Рассказывайте, что послужило причиной этому, каких положительных результатов ожидаете. Ребенок должен принимать участие в принятии решения. В этом случае он будет чувствовать себя увереннее на новом месте, так как он сам выбрал этот путь, а не выполнил приказ родителей.

По возможности лучше перейти в другую школу в сентябре, когда в класс приходят и другие новенькие, да и старожилы не виделись целое лето.

Особенно тяжелое в плане адаптации первое время. В прежней школе и учителя, и одноклассники хорошо знали вашего ребенка. А теперь придется все начинать с нуля, завоевывать авторитет, доказывать на что способен.

Если ребенок общительный, легко контактирует со всеми людьми, то он быстро найдет общий язык с новыми одноклассниками. А вот если, наоборот, молчаливый, замкнутый, от вас потребуется постоянная поддержка. Спрашивайте у него, как прошел день, какие внешкольные мероприятия планируются и каким образом можно принять участие в них. Выслушайте его внимательно, дайте выговориться, затем, при необходимости, посоветуйте, посочувствуйте. Ведь он попал в класс, где уже выстроены отношения, есть свои лидеры и отверженные, и ему приходится вновь утверждаться как личность. А сделать это очень непросто.

Он потерял привычный коллектив, реже видится с друзьями, знакомыми. Объясните, что они же не исчезли, не забыли его. Он может с ними часто созваниваться, переписываться, посещать кружки, секции, курсы, проводить свободное время. Плюс появятся новые друзья.

Расскажите, как вы налаживали отношения в новом коллективе, что чувствовали, как действовали. Пусть ребенок видит, что не только для него это некомфортное, трудное время, но и для всех, меняющих место работы, учебы. Всем нужно время для акклиматизации в новом коллективе.

Не лишне будет напомнить и о ребятах, которые едут учиться по обмену вообще в другую страну. Каково им? Новая страна, язык, класс. Да еще и одни, без родителей.

Первое время не требуйте от ребенка хорошей успеваемости, возможно, что поначалу она и снизится. Убеждайте его, что все будут хорошо, все получится, и вы даже не сомневаетесь в этом.

Если ребенок замкнут, постоянно расстроен, не делайте вид, что не замечаете этого. Проблема сама собой не исчезнет, не решится. Расспросите о причине такого состояния, заверьте, что вы всегда на его стороне. И если отношения с ребятами, учителями в новой школе не сложатся, вы все вместе обязательно придумаете, как решить эту проблему, потому что для вас очень важно, чтобы ему было комфортно учиться и хотелось идти в школу.

А как себя вести ребенку? Ведь он оказался один среди чужих? Как стать своим?

Не стоит сразу всех новых одноклассников считать своими врагами и относится ко всем с недоверием, предвзято. Ведь в этом случае любое их слово или действие можно расценить как проявление недружелюбия. Но и ждать всеобщего признания, что примут как долгожданного друга в первое время не стоит. Ребята будут присматриваться к новичку, проверять, как он поступит в том или ином случае.

В каждом коллективе, естественно, имеются свои устоявшиеся правила и порядки. Нужно попытаться их понять и считаться с ними. И если начать сразу устанавливать свои правила игры, можно остаться в одиночестве.

Сначала, конечно, необходимо познакомиться с ребятами из класса, постараться запомнить их имена (людям всегда приятно, когда называют по имени).

Приходя утром в класс, обязательно поздороваться (вполне достаточно сказать «Привет!» всем).

Присмотреться, как принято одеваться, какая манера общения, как выстраиваются отношения.

Будь приветлив, улыбчив (но в нужный момент). Угрюмых, насупившихся, вечно сердитых обычно стараются обойти стороной.

Если кто-то забыл какой-нибудь школьный предмет (ручку, линейку и т.д.), а у тебя есть – одолжи. Но не торопливо, угодливо, а спокойно, с достоинством (но не заносчиво и высокомерно).

Спрашивай, если не знаешь чего-то, рассказывай о себе (но ненавязчиво), о том, как было в прежней школе (но без сравнений с этой), о своих увлечениях. Всегда найдутся ребята, увлекающиеся тем же (той же музыкой, искусством, видом спорта и т.д.). Наладьте с ними отношения. Но не делайте это слишком напористо.

Естественно, ни о ком не сплетничай, резко не высказывайся. Злословие – самый легкий способ нажить себе врагов.

Вообще первое время не стоит быть особенно активным, нужно посмотреть на жизнь класса как бы со стороны, понять, как расставлены силы, и кто есть кто. Надо быть самим собой, не заискивать, не стараться во всем услужить, предугадывать все желания. Таких ребят в школе обычно не любят.

От того, как ребенка примут в новом коллективе, зависит комфортность обучения. Вряд ли хочется учиться в напряженной обстановке.

Успешная адаптация в новом коллективе запомнится, и этот жизненный опыт пригодится в будущем при обучении в других учебных заведениях, при устройстве на новое место на работы.