О чем говорит закон о выплате заработной платы. Алгоритм действий работника по трудовому кодексу при задержке заработной платы Трудовые договоры и локальные акты

Новый закон о зарплате 2017 года уже начал своё действие в октябре 2016 года, поэтому в текущем году все уже хорошо осведомлены обо всех тонкостях и нюансах этого вопроса, а. следовательно, обязаны на все 100% подчиняться нововведению. Новое изменение представляет собой Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 272-Ф3 о стимулировании работодателей к своевременной выплате работникам заработной платы. Причём выплачиваемая денежная сумма ни в коем образе не должна быть ниже прожиточного минимума установленного в данной области и крае, в противном случае это также считается существенным нарушением закона.

Но для чего необходим этот закон? Прежде всего, его главная и основная причина принятия является катастрофическая и ужасающая картина, которая сложилась с зарплатами по всей территории страны. Согласно представленной и имеющейся статистике за 2015-2016 годы задолженность по заработной плате составляет более 3,5 миллиардов рублей. Если высчитать цифру в среднем количестве за один месяц, то постоянно сумма долга повышается и увеличивается на 230-250 млн.рублей, что в конечно итоге может составить приличную сумму денег, которая будет просто-напросто не по силам бюджету страны. Ведь уже в начале 2017 года сумма такого долга по заработной плате составляет свыше 4 миллиардов рублей. А что будет дальше? Именно на основании этих фактов и ситуации было принято решение вести новые положения, касающиеся выплат заработных плат, чтобы хоть каким-то образом улучшить и уравновесить ситуацию в этом направлении.

Согласитесь, ситуация действительно выглядит удручающаяся, особенно на фоне падения реальных доходов населения, сокращений и массовых нарушений трудовых прав работающего человека. К примеру, уже в 2015 году было зафиксировано и выявлено более 80 000 нарушений, связанных с этой сферой, то есть нарушением в выплатах заработных плат. Вот почему Правительство РФ приняло решение о серьёзном ужесточении закона, что в значительной степени позволить повысить ответственность работодателей перед своими работниками. Новый закон, который начнёт активно действовать уже в 2017 году, подразумевает под собой ещё и ряд дополнительных мер, которые будут способствовать наведению порядка в этой сфере.

Что же это за меры?

    1.Расширение и увеличение списка перечней обязанностей работодателей в отношении своих работников.
    2.Работники получать ряд дополнительных мер и гарантий соблюдения их прав и экономических интересов.
    3.Ужесточение материальной, гражданской, правовой и административной ответственности работодателя перед своими работниками.

Наряду с вступлением нового закона в силу, работники абсолютно любой отрасли, сферы и направления получают новые права и обязанности, которые будут прописаны в законодательстве и Трудовом кодексе РФ.

Новые права и обязанности работодателей и работников, штрафы за невыплату зарплаты работникам.

Что же это за права, о которых обязательно должен знать каждый работник?


И это лишь малая часть всех тех наказаний в 2017 году, которые могут ожидать работодателя, не соблюдающего законные права своих работников, в результате уже в 2017 году можно смело говорить о том. что каждый работник находится под надёжной охраной и защитой своих прав, главное, не бояться о них говорить, ведь в противном случае нарушения будут продолжаться.

Согласно трудовому законодательству, компания обязана выплачивать свои работникам причитающиеся им суммы вознаграждения не менее двух раз в месяц. Однако точные даты, когда это будет сделано, на предприятии можно быть выбирать самостоятельно, фиксируя их в нормативных актах организации. Однако, теперь все меняется - с 3 октября точно установлены предельные сроки, когда нужно будет выдать очередную часть заработанных денег.

Сроки, в которые фирма должна выдать своим сотрудникам заработок указаны в ст. 136 ТК. Законом устанавливается обязательство руководства компании выдавать его не реже двух раз в месяце.

При этом никаких исключений быть не может - ТК РФ действует одинаково и для большой фирмы с тысячами сотрудников, и для ИП, у которого один наемный работник.

Выдавать зарплату один раз в месяц категорически нельзя даже тогда, когда сам сотрудник этого хочет и обращается к своему директору с соответствующим заявлением.

Обычно заработок на фирме выдается два раза в месяц. Первая его часть - авансовая, она рассчитывается по фактически отработанному времени на момент выплаты. Вторая - остаток зарплаты, окончательный расчет за прошедший месяц.

Важно! С 3 октября 2016 вступают в силу внесенные на этот счет изменения. Зарплату как и раньше необходимо выдавать 2 раза в месяц, и не реже. При этом четко закреплена дата завершающего расчета с сотрудником - 15 число следующего месяца.

Последнее обновление 22.05.2018

С началом 2018 года в действие вступил ряд изменений в сфере социальных выплат. Большая их часть стала адресной и предназначается малоимущим семьям, чей среднедушевой доход ниже МРОТ. В то же время министр труда и социальной защиты М. Топилин анонсировал, что государство будет стремиться повышать МРОТ и при этом снижать размер выплачиваемых пособий. Как он заявил: «Лучше чтобы у людей была более высокая заработная плата».

При этом будет происходить тщательный отбор действительно нуждающихся семей, ведь многие таковыми являются на бумаге, в то время как получают «черную» зарплату в конверте.

Последние новости

1.05.2018 МРОТ повысился до 11163 рублей и сравнялся с прожиточным минимумом. Теперь пособие по беременности и родам и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будут рассчитываться исходя из нового значения МРОТ.

28.12.2017 Президент В. В. Путин подписал новый закон о выплатах семьям, имеющим детей, который вступил в силу с 1 января 2018 года. Согласно этому закону теперь семьи, в которых рождаются и первые и вторые дети могут получить ежемесячное пособие по уходу за малышом до 1,5 лет. При этом деньги на первого можно получить через соцзащиту, а деньги на второго через Пенсионный фонд, поскольку они будут выплачиваться из средств материнского капитала. Претендовать на выплаты могут семьи, чей среднедушевой доход ниже 1,5 кратной величины прожиточного минимума в регионе.

15.12.2017 Госдума приняла окончательно закон о повышении МРОТ до . Минимальная заплата увеличится в 2 этапа. С 1 января 2018 года на 85% от прожиточного минимума, а с 2019 года до 100%. По итогам второго квартала 2017 года ПМ составил 10 329 рублей.

В октябре 2017 года Минтруд заявил, что в 2018 году для расчета социальных пособий необходимо взять во внимание доходы и собственность россиян. Такая информация поможет определить, действительно ли стоит оказывать поддержку гражданам и в каких сферах.

Глава Министерства труда признался, что с депутатами работают над внесением поправок в закон о персонифицированном учете. Для сбора данных необходимо обратиться во множество источников: налоговую службу, службу по учету имущества и земли. Только благодаря сведениям о доходах населения, регионы смогут оценить критерии нуждаемости.

Поправки в закон позволят регионам наблюдать за числом работающих и неработающих граждан. Одно дело, если семья действительно малообеспеченная и нуждается в финансовой и социальной поддержки со стороны государства. Другое - большая часть населения получает зарплату в конвертах, попадая в категорию «бедняков». А по факту может являться достаточно обеспеченным человеком.

Министерство стремится достичь баланс между справедливым и эффективным распределением социальной поддержки. Важно понимать, сколько действительно людей живут «за чертой» и нуждаются в помощи.

Особого внимания требует программа поддержки семей с детьми. С появлением ребенка, особенно второго, семья имеет риск попасть в бедность. Обычно такие семьи не могут дать полноценное образование, что в последующем сильно влияет на поиск работы и трудоустройство.

Таблица изменений в 2018 году

С 1 января 2018 года в силу вступил новый закон от 19.12.2016 г. № 444-ФЗ согласно которому теперь индексация ежемесячных и единовременных пособий будет происходить ежегодно 1 февраля на величину прошлогодней инфляции.

Индексация не будет касаться материнского капитала, размер которого пока что .

В 2018 году пособия увеличены на 2,5 %, поскольку такой уровень инфляции зафиксировал Росстат в 2017 году.

* С 1 января 2018 года в силу вступил законопроект о повышении МРОТ. Министерство труда решило постепенно к 2019 году, но затем, по новой инициативе, МРОТ было решено сравнять с прожиточным минимумом уже в 2018 году. С 1 мая его размер составляет 11163 рубля.

Декретные выплаты

Декретный отпуск - время, предоставленное сотрудникам предприятия . Трудовым правом за период отпуска предусмотрены денежные выплаты. Они производятся, как до рождения малыша, так и после.

Основные изменения по декретным выплатам на 2018 год следующие:

  • максимальный размер среднего заработка при начислении декретных не может быть больше, чем предельная база для начисления взносов на случай болезни и материнства за два года, деленная на 730;
  • расчетный период на 2018 год - два полных предыдущих года - 2016 и 2017 год. Максимальное значение среднего заработка в день составит: 2017,80 ₽ [(718 000 + 755 000) : 730 дн.]. Максимальное пособие по беременности и родам в 2018 году будет равно 282 493 ₽ (2017,80 × 140 дн.);
  • минимальное пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из МРОТ и будет равно 51380 рублей ((11163 × 24 мес.) : 730 дн. × 140 дн.)
  • если роды проходили без осложнений - 51380 ₽ - за 140 дней декретного отпуска;
  • если были осложнения при родах - 57252 ₽ - за 156 дней декретного отпуска;
  • если беременность была многоплодной - 71198 ₽ - за 194 дня декретного отпуска.

Выплаты при рождении ребенка в 2018 году

Единовременную выплаты при рождении детей необходимо оформить до того, как ребенку исполнится полгода.

17 479,73
рублей -
размер единовременного пособия при рождении ребенка в 2019 году

Для получения денежных средств, трудоустроенной маме необходимо обратиться в отдел кадров, нетрудоустроенной женщине - в социальную службу, студентке - в деканат учебного учреждения.

Безработные женщины дополнительно приносят копию паспорта, трудовую книжку и страховой полис.

Также единовременную выплату могут получить граждане, усыновившие ребенка.

Единовременные выплаты при рождении одновременно трех и более детей выплачиваются одному из родителей или опекуну в размере 50 000 ₽. Получить пособие можно в УСЗН по месту жительства, предоставив следующие документы:

  • письменное заявление о назначении денежных выплат;
  • паспорт;
  • свидетельство о рождении детей;
  • справка о совместном проживании детей с родителями.

Изменения в выплатах по уходу за ребенком

Согласно новому законопроекту, который разработало Министерство труда МРОТ в России с 1 мая увеличен до 11163 рублей.

Изменения произошли и с величиной страховой базы. Предельная ее величина для начислений в ФСС повысилась на 8%. Величина страховой базы при расчете максимальных декретных выплат исходя из 2 предыдущих лет равна 718 тысяч за 2016 год и 755 тысяч за 2017 год.

Эти изменения повлияли на размер декретных, единовременных и ежемесячных детских выплат, которые рассчитываются как процент от МРОТ или как 100% средней заработной платы в зависимости от вида выплаты.

Так, например, минимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до 1,5 лет теперь 4465 рублей. По уходу за вторым и последующим ежемесячная выплата с 1 февраля составляет 6284 ₽. Максимальная сумма выплат стала равна 24 536 ₽.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Оформить пособие по уходу за ребенком до полутора лет в праве не только мама, но и папа, бабушка, дедушка или тот родственник, который будет за ним ухаживать. Размер пособия зависит от заработной платы родителя и производится раз в месяц.

Для трудоустроенных граждан расчет идет, исходя из 40% заработной платы, получаемой в течение 2 лет. Размер денежных средств регулируются законодательством в рамках минимальных и максимальных сумм.

  • минимум: за первого ребенка - 4465 ₽, за второго и последующего - 6284 ₽;
  • максимум: 24 536 ₽.

Если во время пребывания в декретном отпуске предприятие было ликвидировано, то мама также получает 40% от заработной платы за последние 2 года в органах социальной защиты. В этом случае, максимальная выплата осуществляется в размере 12 569 ₽.

Для неработающих граждан, денежные средства будут равны минимальной сумме - 4465 ₽. За второго и последующего ребенка - 6284 ₽.

В расчет выплат можно взять только те годы, которые предшествовали декрету. Если , то заменить годы расчетного периода можно только на ближайшие к году первого декретного отпуска.

Например, если женщина ушла в декрет в 2014 году, но в 2017 появился второй ребенок, и она снова оформила декретный отпуск, то в расчет, вместо 2015 и 2016 года, могут взяться только 2012 и 2013 год.

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет

Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году по прежнему остается равным 50 рублям, которые выплачиваются ежемесячно. Депутаты Государственной Думы предлагали внести новый законопроект о выплатах семьям, в которых есть дети от 1,5 до 3 лет, однако к единому мнению чиновники не пришли. Вместо этого государство запускает с 2018 года масштабный проект по строительству яслей и детских садов, для того, чтобы женщины могли выйти на работу раньше, чем ребенку исполнится 3 года.

Дополнительно с 2018 года появилось новое целевое - оплата яслей и детских садов, что существенно облегчает жизнь родителям у которых есть второй ребенок.

В Чернобыльской зоне

Правительство заморозило индексацию материнского капитала до 2020 года.

За период действия программы было выдано сертификатов более 7,3 миллионов семьям, где был рожден (усыновлен) второй или последующий ребенок.

В 2016 году в Правительстве приняли закон о том, что семьи, владеющие сертификатом на материнский капитал, могут из него получить . Данное решение было принято с целью повысить социальную защищенность семей в период экономического кризиса.

Выплаты происходили всем желающим семьям без учета критериев нуждаемости, имеющим неизрасходованный остаток по сертификату. Мероприятие носило разовый и исключительный характер. Никакого продления социальная мера не предусматривала.

В 2018 году единовременные выплаты также не разрешат. Сейчас ситуация в экономике выравнивается, поэтому никакого решения о продолжении единовременных выплат из материнского капитала не было принято.

Летом власти приняли законопроект о том, что в случае смерти матерей в период с 1 января 2007 года по 18 марта 2014 года, материнский капитал будет выплачиваться отцам-одиночкам в Крыму.

По информации Пенсионного Фонда, если проект вступит в силу, численность граждан, претендующих на дополнительные меры социальной поддержки, составит 75 человек.

Ежемесячные выплаты из материнского капитала на 2 ребенка

Одновременно с выплатами на первого ребенка с 1 января вступил в силу закон о . Получать их могут только семьи, чей среднедушевой доход ниже 1,5 кратного размера прожиточного минимума. При этом размер материнского капитала будет ежемесячно уменьшаться на сумму выплат, а остаток можно потратить на целевые нужды.

Целевые направления:

  • улучшение жилищных условий;
  • накопительная часть пенсии мамы;
  • приобретение товаров и услуг для детей инвалидов;
  • образование детей.

Свежее дополнение 2018 года - средства можно тратить не с 3 лет ребенка, а с 2 месяцев, то есть государство таким образом помогает оплатить не только детский сад, но и ясли при необходимости.

Какие будут выплаты детям-инвалидам

Детское пособие матерям-одиночкам

Матерям-одиночкам по прежнему не полагается отдельных выплат из федерального бюджета. Пособия и льготы такие женщины могут получить лишь от региональных властей. При этом в каждом субъекте размер пособий и перечень льгот устанавливается самостоятельно. В с 1 января 2018 года большинство пособий увеличилось в 2-3 раза. Так, например, выплата матерям-одиночкам, чей доход ниже прожиточного минимума увеличилась с 4000 до 15000 рублей ежемесячно на ребенка до 3 лет. Пособие на ребенка с 3 до 18 лет увеличилось с 3000 до 6000 рублей.

Детский жилищный вычет по ипотеке 6 процентов

С 1 января 2018 года вступил в силу закон о . Программа действует для семей в которых родился 2 или 3 ребенок после 1 января 2018 года. При рождении 2 малыша государство обязуется погашать ставку сверх 6 % в течение 3 лет, при рождении 3 ребенка – в течение 5 лет. Программа действует до 31 декабря 2022 года. Условия для субсидирования:

  • ставка по ипотеке должна быть больше 6%;
  • кредит должен быть взят на первичное жилье;
  • кредит должен быть выдан Российским банком.

Статья 133. Установление минимального размера оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;другими работодателями - за счет собственных средств.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.Часть четвертая утратила силу с 1 сентября 2007 года. - Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ.

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;другими работодателями - за счет собственных средств.Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Статья 135. Установление заработной платы

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 136. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы

При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:счетной ошибки;если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Статья 138. Ограничение размера удержаний из заработной платы

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.Ограничения, установленные настоящей статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.Не допускаются удержания из выплат, на которые в соответствии с федеральным законом не обращается взыскание.

Статья 139. Исчисление средней заработной платы

Для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.В коллективном договоре, локальном нормативном акте могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 140. Сроки расчета при увольнении

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Статья 141. Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника

Заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти. Выдача заработной платы производится не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов.

Статья 142. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;государственными служащими;в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ, определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 145. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

Статья 146. Оплата труда в особых условиях

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 149. Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 150. Оплата труда при выполнении работ различной квалификации

При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации.При выполнении работником со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.

Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Статья 152. Оплата сверхурочной работы

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 153. Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни

Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

Статья 154. Оплата труда в ночное время

Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.(часть третья введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 155. Оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей

При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.

Статья 156. Оплата труда при изготовлении продукции, оказавшейся браком

Брак не по вине работника оплачивается наравне с годными изделиями.Полный брак по вине работника оплате не подлежит.Частичный брак по вине работника оплачивается по пониженным расценкам в зависимости от степени годности продукции.

Статья 157. Оплата времени простоя

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.Время простоя по вине работника не оплачивается.О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Если творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.02.2008 N 13-ФЗ)

Статья 158. Оплата труда при освоении новых производств

Коллективным договором или трудовым договором может быть предусмотрено сохранение за работником его прежней заработной платы на период освоения нового производства.