Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды

Итак, господа, реализую свое законное право на проведение общественной экспертизы проекта «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды». Сам документ можно скачать . Собственно, этот документ там и выложен для того, чтобы можно было направить свои замечания и предложения (координаты приведены там-же по ссылке). Я не буду следовать пути navalny и устраивать флэш-моб по заспамливанию указанного ящика однотипными «замечаниями и предложениями» написанными по предложенному мной шаблону. При желании, вы можете написать свои замечания и предложения самостоятельно, приняв какие-то мои аргументы, или, наоборот, написав «все Ок», отвергнув мои соображения в изложенном тексте. Я привел данную ссылку для того, чтобы подтвердить свое право на собственную гражданскую (т.е. не связанную с моим работодателем и моей профессиональной деятельностью) оценку данного проекта, ибо МПР самостоятельно предлагает устроить «независимую экспертизу на коррупциогенность» (см. раздел, в котором размещен данный документ на сайте МПР). Ссылки на данный «обзор» категорически приветствуются.

Будем идти по порядку. Правила такие. Я буду приводить «приглянувшуюся» мне цитату из «Методики…», и даю свой комментарий к указанной цитате.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения природоохранного законодательства

В данной фразе ключевой является логическая цепочка «…вреда, нанесенного почвам в результате нарушения природоохранного законодательства», из которой следует при нарушении законодательства почвам наносится вред, который должен исчисляться. Казалось бы все правильно. Но на самом деле все далеко не так однозначно, в том числе и с точки зрения Гражданского Кодекса, Федерального Закона «Об охране окружающей среды».

Давайте сначала на элементарном примере. Вы едете по дороге где-то в глухом тамбовском лесу, где одни волки вам товарищи. Дорога имеет по одной полосе в каждую сторону и сплошную между ними. Впереди перед вами ползет гужевая повозка, которую вы обгоняете с выездом на встречку. А за ближайшим кустом вас ждет доблестный наряд товарищей (ага, тех самых, из тамбовского лесу) с полосатыми палками.

Лишение там прав и все такое. Факт административного правонарушения (нарушения законодательства налицо). Вы не сошлись на размере взятки и ваше дело попало в суд г. Тамбова, где вам, как обухом по голове: шесть месяцев лишение прав и… возмещение вреда в размере 500 тысяч рублей. «Какое возмещение вреда, вы чё в натуре?», кричите вы. «Как какое? Рассчитанное в соответствии с методикой в результате административного правонарушения (сиречь, нарушения законодательства», отвечает вам судья.

Пример совершенно идентичный. Нарушение природоохранного законодательства само по себе не является причинением вреда окружающей среде. Вредом является какой-то достаточно конкретный, измеримый ущерб (ну, например, вы машину кому-то разбили) и он вовсе не обязательно возникает при нарушении законодательства.

Это подтверждают положения ст. 77 (п. 3) и 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» (я цитировать не буду, дабы слишком много буков не получилось, при желании посмотрите сами), в которых речь идет о причиненном вреде, а не о потенциальном вреде от нарушения. А это две большие разницы.

И еще отошлю вас к трем статьям Гражданского Кодекса – п.2 ст. 1064, ст. 1079 и п. 1 ст. 401, из которых следует, что для предъявления вреда кому или чему либо, необходимо установление факта нарушения, факта возникновения вреда (ущерба), а также вины нарушителя в возникновении вреда. Т.е. если вы выехали на встречку и врезались в едущую машину, то все условия соблюдаются – вы нарушили, имеется ущерб и ваша вина в этом очевидна. А не так, чтобы вы выехали и вам на этом основании повесили вред за разбитый на прошлый неделе Порше Кайенн, или, вообще навесили какой-то мифический вред просто на основании грубого нарушения вами ПДД.

А вот рассматриваемая «Методика…» такой подход не только позволяет, но и считает единственно верным, уравнивая нарушение природоохранного законодательства и причинение вреда. Т.е. если нарушили – значит уже нанесли вред. Доказательство факта вреда, а ровно и наличие причинно-следственной связи между вашим нарушением и возникшим вредом не требуется. Вспоминается фильм Interstate 60, где главный герой попадает в город, где живут одни юристы и, чтобы как-то прожить подают друг на друга и на случайных приезжих в суд по высосанному из пальца поводу.

Собственно, сама формула исчисления вреда следующая:

УЩ = УЩзагр + УЩзахл + УЩнаруш
где:
УЩзагр – размер вреда при химическом загрязнении почв;
УЩзахл – размера вреда при захламлении почв отходами производства и потребления;
УЩнаруш – размер вреда при нарушении почв.

Собственно, к этой форме претензия одна. Дело в том, что при захламлении почв отходами производства и потребления фактором негативного воздействия на почвы является поступление химических веществ из отходов в почву. Никаким другим образом на почвы отходы не воздействуют. Если бы не этот фактор, то можно было бы тупо сгрести несанкционированную свалку бульдозером, поднять мелкий мусор, с которым не справился бульдозер руками таджиков, и получить девственно чистую почву. Но это не так, к сожалению, и под горами отходов почвы пропитаны различными малоприятными химическими веществами, которые ранее входили в состав товаров народного потребления и/или являются продуктами их разложения.

А потому, получается, что в приведенной выше формуле, при расчете размера вреда при захламлении почв должен учитываться размер вреда при химическом загрязнении почв, в итоговой формуле должен иметься только один из указанных «вредов» в зависимости от конкретного случая – либо УЩзагр, либо УЩзахл.

Еще не полностью потеряли ход мысли? Тогда дальше поехали.

Самая красота, это расчет пресловутого УЩзагр.

УЩзагр = Кв *S* Кr* Кисх*Тх,

где:
Кв – коэффициент, зависящий от степени негативного воздействия химического загрязнения (далее – СНВ), определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике. Значение показателя СНВ рассчитывается в соответствии с формулой 3;
S – площадь загрязненного участка (кв. м);
Кr – коэффициент расчета в зависимости от глубины загрязнения почв;

Тх – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при химическом загрязнении почв.

Самый первый вопрос, который возникает – это обоснованность коэффициентов Кв, Кr, Кисх и таксы. Т.е., глядя в приложение, где приведены эти коэффициенты и таксы, я вижу коэффициенты от 1 до 6 и таксы от 400 рублей до 900 рублей, но не вижу ни единого основания, почему именно эти коэффициенты и именно эти таксы. Такое ощущение, что они взяты с потолка и не имеют под собой никакого физического и экономического обоснования. Это не критика. Это вопрос. Я не понимаю, как наполняется эта формула и какое научное (ведь «экология» – это наука, а значит и все с ней связанное, должно иметь какой-никакой научный подход) и экономическое основание в них заложено. Если вам дали по морде, то вред вам рассчитывается исходя из стоимости вашего лечения + потерянная в связи с больничным часть зарплаты + моральный ущерб. Моральный ущерб определяете вы лично, по своему усмотрению и далеко не факт, что суд с вами согласится. Здесь же я вижу приблизительно такие же потолочные цифры, только отнесенные ко всем элементам расчетной формулы, с учетом того, что буде эта Методика зарегистрирована в Минюсте, ни у одного суда не будет ни единого основания удовлетворить иск на иную сумму, кроме как на ту, которая получается из расчетов по данной формуле. А я не понимаю, откуда взялись эти цифры и какое научное и/или экономическое обоснование они имеют.

Но это полбеды. Основная красота начинается, когда мы доходим до расчета по этой формуле. Рекомендую ознакомиться с моим о накопленном экологическом ущербе, чтобы понимать, о чем я поведу речь дальше.

А дальше мы имеем сплошную красоту. Итак, допустим . Северский трубный завод (работает с 1739 года). На предприятии допущено нарушение природоохранного законодательства в части охраны почв (ну, к примеру, вследствие глобального мирового имени ордена Ленина не закончена вовремя техническая рекультивация). Приезжает инспектор. Отбирает керн почвы, с глубиной 2 метра. Фиксирует нарушение в акте и составляет протокол.

И дальше начинается веселуха. Поскольку «Методика…» не предусматривает установления факта вреда и причинно-следственной связи между фактом нарушения и фактом вреда, на основании имеющегося протокола об административном правонарушении выкатываем предприятию иск о возмещении вреда почвам за все время существования предприятия … В размере… Ну я вот тут прикидывал… Если речь идет об одном квадратном километре площади (а заводы, согласитесь, обычно занимают площадь куда большую, если даже не учитывать СЗЗ), при глубине проникания химических веществ более 1,5 метров и достаточно высоких концентрациях то предприятие попало на 7,2 миллиарда рублей. Ну, т.е., для большинства – это автоматическое банкротство.

СНВ = ∑ Xi /Xн,

где:
Xi – фактическое содержание i-го химического вещества в почве (мг/кг);
Xн – норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).

В этой формуле заложен «норматив качества окружающей среды для почв». Не знаю я никаких иных нормативов для почв, кроме пресловутых ПДК и ОБУВ. Т.е. смело можно читать именно про эти величины. Но тут сходу возникает вопрос. Простите, господа, а как же фоновая концентрация химических веществ в почвах? Ведь в природных краснозёмах, к примеру, концентрации оксидов железа и алюминия превышают установленные в РФ ПДК и ОБУВ в несколько раз. Тут, правда, можно отметить, что на территории Российской Федерации краснозёмов нет – это все субтропики. Но все равно уже красота получается, правда? Т.е. химические особенности самих почв в этом чудесном документе попросту не учитываются.

Ну и напоследок, чтобы закончить с этой формулой, вернусь к коэффициенту Кr. Данный поправочный коэффициент учитывает глубину «загрязнения». Всего загрязнения. Т.е., если, допустим, у поверхности мы имеем концентрацию вещества 5 ПДК, на глубине 50 см – 1,1 ПДК, а на глубине 1,5 метра 1,0000001 ПДК, то коэффициент этот будет принят для «полутораметрового загрязнения», в независимости от распределения загрязняющих веществ по керну. Сверхлогично, ага.

Формула расчета вреда при захламлении территории отходами производства и потребления, помимо приведенного выше момента (при захламлении отходами происходит химическое загрязнение почв), есть еще несколько интересных и не совсем понятных моментов.

УЩзахл = ∑(Мi*Тзахл) * Кисх,

где:
Мi – масса отхода с одинаковым классом опасности (тонна);
Кисх – поправочный коэффициент в зависимости от целевого назначения и исходного вида использования участка;
Тзахл – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при захламлении отходами.

Тут у нас вылезают классы опасности. При этом (ахтунг!) не указано в соответствии с какой классификацией необходимо смотреть – в соответствии с Ростехнадзоровской или в соответствии с санитарной? Или в соответствии с обеими? Или на выбор?

Да, для несведущих небольшое отступление. В российской Федерации действуют в настоящий момент две классификации отходов – по опасности для окружающей среды (Ростехнадзор) и по опасности для среды обитания человека (Онищенко). Забавно, что понятия «окружающая среда» и «среда обитания человека» – это одно и то же . Т.е. «среда, окружающая человека» и «среда, в которой человек обитает». Найдите отличие и расскажите об этом главам соответствующих ведомств (Онищенко и Трутневу). Но это тема для другого разговора. А в данном случае, мы лишь примем во внимание, что санитарных классификаций две, и какую требует учитывать указанная Методика – не совсем понятно. Ну, точнее понятно (Ростехнадзор – это МПР, авторы Методики – тоже МПР, логично, что не на санитарную классификацию они кивают), но напрямую это нигде не указано . И речь идет только об «опасных отходах» – определении, присутствующем в обеих классификациях.

Но это, собственно, придирка. Дьявол прячется в деталях. А детали таковы, что мне опять же неясно, а причем тут вообще именно классы опасности, если речь идет о вреде . Опасность – это потенциальная угроза , а вред – это свершившееся событие. Если вы положите на почву ртуть в запаянном титановом корпусе, то класс опасности у этого вида отхода будет первый , но вреда почве такой отход не принесет никакого. В этом то все и дело. Вред почве не характеризуется тем, какие отходы на ней лежат. Он характеризуется тем, какое воздействие эти отходы на почву оказали (в прошедшем времени, а не могут оказать в будущем).

Ну и опять же – откуда таксы? Какое научное и экономическое у них обоснование? Мне лично непонятно. Пока мне представляется, что как обычно – с потолка.

Ну и наконец, последнее «слагаемое ущерба» – вред при нарушении почв.

УЩнаруш = S * Кисх * Кr * Тх,

где:
S – площадь нарушенного участка (кв.м);
Кисх – поправочный коэффициент в зависимости от целевого назначения и исходного вида использования участка;
Кr – коэффициент расчета в зависимости от глубины нарушения почвенного профиля;
Тх – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при нарушении почв.

Пожалуй, единственная часть методики, где я ограничусь лишь очередным кивком в сторону обоснованности коэффициентов и такс. Опять-же это не понятно. Но зато в этой формуле мне хотя-бы понятен физический смысл.

Есть нарушенные земли. Ключевое слово – нарушенные . Уже нарушенные. Определенной площади. С объединенной глубиной нарушения почвенного профиля. Вот в этом случае все налицо – есть некие работы, в результате которых почвы нарушены, при проведении которых было нарушено природоохранное законодательства. Есть факт – в результате этих работ имеем ямы и канавы с определенной глубиной и прочими параметрами. Достаточно четкая причинно-следственная связь между нарушением и вредом. И никаких замечаний к этому слагаемому у меня нет (за исключением обоснованности коэффициентов и такс, но это не замечание, повторюсь, а вопрос… правда, риторический).

Вот, собственно, такие дела. Я вас поздравляю, если вы сумели продраться сквозь этот текст и сохранили при этом ясность ума. Вы либо эколог, либо очень выдержанный человек.

На том я, пожалуй, на сегодня и закончу. Ну и дайте ссылку у себя. Все таки в данном случае речь идет об обсуждении нормативно-правового акта, обсуждать который нам предлагает сам его разработчик на своем сайте.


Оригинал сообщения опубликован в Центральном филиале психиатрической клиники . Вы можете оставить комментарий там или здесь.

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗЕМЛЯМ (ПЛОДОРОДНОМУ СЛОЮ ПОЧВЫ) НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА...»

ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗЕМЛЯМ (ПЛОДОРОДНОМУ

СЛОЮ ПОЧВЫ) НАРУШЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ

Составители:

1). начальник отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по Иркутской области, кандидат сельскохозяйственных наук Д.Д. Троязыков.

2). заместитель начальника отдела земельного контроля П.М. Пуляевский.

3). государственный инспектор отдела земельного контроля Е.В. Гулевич.

4). доцент ИрГСХА В.Ю. Гребенщиков.

Рецензенты:

Заведующая кафедрой агроэкологии и микробиологии Новосибирского государственного аграрного университета, доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации – Н.Н. Наплекова.

Доцент кафедры земледелия и почвоведения Иркутской государственной сельскохозяйственной академии А.М.Зайцев.

Начальник отдела мониторинга земель ФГУП «Госземкадастрсъемка » ВИСХАГИ ВСФ А.А. Якимов.

В работе изложена методика выполнения расчетов ущерба землям сельскохозяйственного назначения при нарушении существующего земельного законодательства. Дается возможность провести реальные расчеты по землям сельскохозяйственного назначения с учетом изменения в области земельного и природоохранного законодательства. Данные рекомендации направлены на экономическую защиту земель. До недавнего времени исчисляемый ущерб не обеспечивал необходимой защиты земель, а в последнее время законодательно было упразднено вообще понятие возмещение потерь сельскохозяйственного производства и потерь лесного хозяйства.



Работа направлена на создание и отработку механизмов правовой защиты сельскохозяйственных земель на уровне Иркутской области как субъекта РФ.

Методика полезна не только студентам агрономического факультета по специальности 120301 и 120302 (землеустройство и земельный кадастр), но и работникам природоохранных и надзорных структур, органов государственной власти местного самоуправления, экологам, а также собственникам земельных участков, права которых задеваются изъятием земель, либо противоправным действием третьих лиц.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ…………………………….. 5

2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ………………………………6

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...11

4. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ВРЕДА,

ПРИЧИНЕННОГО ЗЕМЛЯМ……………………………………………….…..13

5. ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗЕМЛЯМ…..…...31

6. Список нормативных документов к порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами…………………….33 ВВЕДЕНИЕ Настоящие рекомендации исчисления размера вреда, причиненного землям (плодородному слою почвы) нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Иркутской области о также нарушения земельного законодательства (далее - Методика), разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденными Роскомземом 28 декабря 1994 года, Минсельхозпродом РФ 26 января 1995 года и Минприроды РФ 15 февраля 1995 года.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Методикой устанавливается порядок исчисления размера вреда, причиненного землям (плодородному слою почвы) в результате антропогенных воздействий, в том числе нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории Иркутской области.

1.2. Основные виды негативного воздействия на земли (плодородный слой почвы), учитываемые в настоящих указаниях:

Порча земель (плодородного слоя почвы) при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами,

Загрязнение земель (плодородного слоя почвы) иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами,

Загрязнение (захламление) земель (плодородного слоя почвы) отходами производства и потребления, в том числе бытовыми отходами.

1.3. Методика распространяется на действия предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, и граждан на территории Иркутской области.

1.4. При определении размера ущерба используются данные почвенных, агрохимических, геоботанических, почвенно-мелиоративных, геологических и других необходимых обследований, выполненных предприятиями, организациями и лицами, аккредитованные на данные виды работ.

1.5. Выплаты по искам за загрязнение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафов и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законами РФ "Об охране окружающей среды" и " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Земельным Кодексом РФ и другими законодательными актами Российской Федерации.

1.6. Методика применяется, так же для исчисления размера вреда, нанесенного имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

1.7. Действие Методики не распространяется на случаи причинения вреда землям (плодородному слою почвы) в результате стихийных бедствий, а также других форс-мажорных обстоятельств.

1.8. Возмещение вреда, причиненного землям (плодородному слою почвы), не является формой платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренной статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В работе применяются следующие термины и определения:

Почва – самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия;

Почвенный горизонт - специфический слой почвенного профиля, образовавшийся в результате воздействия почвообразовательных процессов;

Плодородный слой почвы – часть окружающей среды, верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами;

Потенциально плодородный слой почв – нижняя часть почвенного профиля;

Плодородие почвы - способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности;

Тип почвы – основная классификационная единица, характеризуемая общностью свойств, обусловленных режимами и процессами почвообразования, и единой системой основных генетических горизонтов;

Бонитировка почвы – сравнительная оценка в баллах качества почвы по природным свойствам;

Загрязнение земель (химическое) – изменение их химического состава в результате антропогенной деятельности, способное вызвать ухудшение качества земель;

Загрязненные земли – земли, содержащие физические, химические и биологические агенты, отрицательно влияющие на окружающую природную среду;

Глобальное загрязнение почвы – загрязнение почвы, возникающее вследствие дальнего переноса загрязняющего вещества в атмосфере на расстояния, превышающие 1000 км от любых источников загрязнения;

Региональное загрязнение почвы – загрязнение почвы, возникающее вследствие переноса в атмосферу загрязняющего вещества на расстояния более 40 км от техногенных и более 10 км от сельскохозяйственных источников загрязнения;

Локальное загрязнение почвы – загрязнение почвы вблизи одного или совокупности нескольких источников загрязнения;

Загрязняющее почву вещество – вещество, накапливающееся в почве в результате антропогенной деятельности в таких количествах, которые оказывают неблагоприятное воздействие на свойства и плодородие почвы, качество сельскохозяйственной продукции;

Предельно допустимая концентрация загрязняющего почву вещества (ПДК) – максимальная концентрация загрязняющего почву вещества, не вызывающая негативного прямого или косвенного влияния на природную среду и здоровье человека;

Захламление земель – накопление (складирование) на землях отходов производства и потребления в не предусмотренных для этих целей местах, способное вызвать ухудшение качества плодородного слоя почвы;

Эрозия почвы – разрушение и снос верхних наиболее плодородных горизонтов почвы в результате действия воды и ветра;

Эрозионноопасные земли – земли, которые при неправильном использовании подвергаются эрозии;

Эродированные земли – земли, потерявшие в результате эрозии частично или полностью плодородный слой почвы;

Истощение почвы – обеднение элементами питания и уменьшение биологической активности почвы в результате ее нерационального использования;

Нарушение земель – процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель;

Нарушенные земли – земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную хозяйственную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду;

Рекультивированные земли – нарушенные земли, на которых восстановлена продуктивность, народнохозяйственная ценность и улучшены условия окружающей среды;

Рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества;

Снятый или снимаемый плодородный слой почв – снятый или находящийся в процессе снятия плодородный слой почв, характеризующийся активным плодородием и отвечающий требованиям настоящего стандарта;

Рациональное использование земель – обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами;

Охрана земель – комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями;

Мониторинг загрязнения почвы – система регулирующих наблюдений, включающая в себя наблюдения за фактическими уровнями, определения прогностических уровней загрязненности, выявление источников загрязнения почв;

Деградация земель, порча земель – частичное или полное снятие, перемещение, уничтожение плодородного слоя почвы, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка становится либо невозможным, либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв;

Выщелачивание почвы – вымывание из почвы различных веществ фильтрующимися растворами;

Засоление почвы – накопление в почве легкорастворимых солей;

Миграция химических соединений – перемещение химических соединений в пределах почвенного горизонта, профиля или ландшафта;

Подкисление почвы – изменение кислотно-основных свойств почвы, вызванное природным почвообразовательным процессом, поступлением загрязняющих веществ, внесением физиологически кислых удобрений и другими видами антропогенного воздействия;

Подщелачивание почвы – изменение кислотно-основных свойств почвы, вызванное природным почвообразовательным процессом, поступлением загрязняющих веществ, внесением физиологически щелочных мелиорантов и другими видами антропогенного воздействия;

Промышленный источник загрязнения почвы – источник загрязнения почвы, обусловленный деятельностью промышленных и энергетических предприятий;

Транспортный источник загрязнения почвы – источник загрязнения почвы, обусловленный эксплуатацией транспортных средств;

Сельскохозяйственный источник загрязнения почвы – источник загрязнения почвы, обусловленный сельскохозяйственным производством;

Хозяйственно-бытовой источник загрязнения почвы – источник загрязнения почвы, обусловленный хозяйственно-бытовой деятельностью человека;

Пестициды – группа химических и биологических соединений и препаратов, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, сорными растениями, вредителями сельскохозяйственной продукции, для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев и подсушивания растений;

Агрохимикаты – удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных;

Иные понятия, используемые в рамках настоящей Методики, применяются в значении, определенном федеральным законодательством.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. В соответствии со статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

3.2. При отсутствии данных, необходимых для исчисления размера вреда, проводятся дополнительные обследования, расчеты, замеры и т.п. В случае привлечения экспертов, а также специализированных организаций в общую сумму причиненного вреда включаются затраты на проведение работ по оценке вреда и оформлению соответствующих документов.

3.3. Расчет размера вреда, причиненного землям, и последующие действия по взысканию данного вреда проводятся в случае выявления в ходе мероприятий по контролю правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в том числе: самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, а также в случае иных антропогенных воздействий на плодородный слой почвы.

3.4. Площади, глубина загрязнения земель, содержание и концентрация химических веществ определяются на основании материалов по обследованию земель, и (или) лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов и (или) на основании материалов инспекторских проверок, и (или) других имеющихся сведений.

3.5. Суммы вреда, причиненного землям в результате нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, подлежат зачислению в бюджет в соответствии с законодательством.

3.6. При расчете размеров ущерба от деградации почв и земель, нанесенного их собственнику, учитывается потеря ежегодного дохода (Дх), который исчисляется по фактическим объемам производства в натуральном выражении в среднем за 5 лет и ценам, действующим на момент определения размеров ущерба. Размер ежегодного дохода рассчитывается с привлечением данных налоговых инспекций и в необходимых случаях корректируется в расчете на предстоящий период в соответствии со сложившимися темпами инфляции. В зависимости от периода времени по восстановлению деградированных почв и земель, которое устанавливается землеустроительным проектом, вводится коэффициент пересчета (Кв), определяемый в соответствии с табл. 1.

3.7. При расчете размеров ущерба от загрязнения земель стоимостные показатели определяются в соответствии с таблицами 2, 12 и уточняются на основе данных государственной статистики о поквартальной индексации цен.

4. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО

ЗЕМЛЯМ

4.1. Размер вреда, причиненного землям в результате антропогенного воздействия, в общем случае определяется по формуле (1), при исчислении размера вреда, нанесенного имуществу граждан и юридическим лицам (2):

Вп = Ки (Вп(хв) + Вп(отх) + Вп(д), (1)

–  –  –

Вп – размер вреда, причиненного землям (плодородному слою почвы) в результате антропогенных воздействий, в том числе нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

Kи – коэффициент индексации, определяется исходя из уровня инфляции, установленного Правительством Российской Федерации по отношению к году, предшествующему году оценки;

Вп (хв) – размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до n) химическими веществами (тыс. руб.);

Вп(отх) – размер вреда от захламления земель отходами производства и потребления, руб.;

Вп (д) – размер ущерба от деградации почв и земель (тыс.руб);

Дх - годовой доход с единицы площади (тыс.руб), определяемый согласно п.

S – площадь, причиненного землям (плодородному слою почвы) вреда (га);

Кв – коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель, определяемый согласно табл. 1.

–  –  –

4.2. При отсутствии данных, необходимых для исчисления размера вреда, проводятся дополнительные обследования, расчеты, замеры и т.п. В случае привлечения экспертов, а также специализированных организаций данные работы проводятся за счет средств правонарушителя. В этом случае в общую сумму причиненного вреда включаются затраты на проведение работ по оценке вреда и оформлению соответствующих документов.

4.3. Исчисление размера вреда, причиненного землям загрязнением химическими веществами (В), осуществляется по формуле (3):

n Вп(хв) = (Hc Кб (i) S (i) Кз (i) Кэ(i) Кг 2) + Зф, (3) i =1 где: Вп (хв) – размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими (от 1 до n) химическими веществами (тыс. руб.);

Нс – норматив стоимости сельскохозяйственных земель (руб./га), определяется согласно табл. 2;

Si – площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида (га);

Кз(i) – коэффициент пересчета в зависимости от степени загрязнения земель химическим веществом i-го вида, определяемый согласно табл. 4;

Кэ(i) – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района, определяемый согласно табл. 5;

Кг – коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель, определяемый согласно табл. 6;

Зф – затраты (в рублях) на проведение работ по расчету размеров вреда, причиненного землям загрязнением их химическими веществами. Этот вид затрат включает в себя стоимость работ по выполнению необходимых аналитических обследований, расчетов, экспертных оценок, аудиторских заключений, проведенных специализированными организациями и экспертами. Затраты (расходы) должны быть подтверждены документально договорами, актами выполненных работ или другими предусмотренными законодательством финансовыми документами.

–  –  –

Примечание: Нормативы стоимости сельскохозяйственных угодий определены как стоимость освоения новых земель взамен утраченных сельскохозяйственных угодий до уровня плодородия не ниже существующего.

Норматив стоимости сельскохозяйственных угодий зависит от типа и подтипа почв, определяемых по материалам почвенных обследований и по результатам бонитировки почв.

–  –  –

где С(i) факт – фактическое содержание i-го токсиканта в почве;

С(i) фон – значение регионально-фонового содержания в почве i-го токсиканта.

Под регионально-фоновым содержанием химических веществ понимается их содержание в почвах территорий, не испытывающих техногенной нагрузки.

4.4. Исчисление размера вреда, причиненного землям их захламлением отходами производства и потребления (Вп (отх)).

Размер вред рассчитывается в соответствии с настоящим подразделом при организации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, захламлении земель отходами, образовавшимися во время аварий.

4.4.1. Размер вреда, причиненного захламлением земель отходами, рассчитывается по формуле (5):

n Вп(отх) = (Нп(i) Кб (i) М (i) Кэ(i) 1,48 2) + Зф, (5) n 1 где Вп(отх) – размер вреда от захламления земель отходами производства и потребления, руб., Нп(i) – норматив платы за захламление земель 1 тонной (куб.м) отходов i-го вида (руб.), определяемый согласно табл. 12;

Кб(i) –коэффициент пересчета в зависимости от бонитировочного балла i-го района Иркутской области, определяемый согласно табл. 3;

М(i) – масса (объем) отхода i-го вида (т);

Кэ(i) – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического района согласно табл.5;

1,48 – коэффициент для норматива платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году;

2 – коэффициент, для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия;

Зф – затраты (в рублях) на проведение работ по расчету размеров вреда, причиненного землям загрязнением их отходами. Этот вид затрат включает в себя стоимость работ по выполнению необходимых обследований, расчетов, экспертных оценок, аудиторских заключений, проведенных специализированными организациями и экспертами. Затраты (расходы) должны быть подтверждены документально договорами, актами выполненных работ или другими предусмотренными законодательством финансовыми документами.

–  –  –

Необходимость проведения исследований на предмет загрязнения почв химическими веществами в случае захламления земель определяется по документам инспекторской проверки, фиксирующей нарушения.

При обнаружении химического загрязнения земель в результате захламления отходами размер вреда (Вп) определяется как сумма вреда, причиненного захламлением земель отходами (Вп (отх)), и вреда, причиненного химическим загрязнением (Вп (хв)).

нормативы платы в ценах на 20 июля 2005 года При невозможности определить собственника отходов вред подлежит взысканию с владельца территории, на которой они размещены.

Класс опасности отходов определяется по действующим классификаторам отходов или экспериментальным методом.

4.5. Исчисление размера вреда, причиненного при деградации земель (Вп (д)).

–  –  –

4.5.1. Основные типы деградации земель (почв):

Технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч. нарушение земель, физическая деградация (механическое нарушение почвенного покрова, в том числе переуплотнение, утаптывание, а также изменение рельефа, в том числе подземными выработками), агроистощение (уменьшение запасов гумуса, снижение или полная потеря плодородия);

Эрозия, в т.ч. водная (промоины, овраги) и ветровая (опустынивание);

Засоление, в т.ч. собственно засоление, осолонцевание;

Заболачивание.

4.5.2. Исчисление размера вреда, причиненного при деградации земель, осуществляется на основании результатов обследований, инструментальных замеров почвенных и агрохимических исследований, а также необходимых лабораторных анализов с использованием нормативных документов.

4.5.3. Размер вреда, причиненного при деградации почв и земель, определяется по формуле (6):

Вп(д) = Нс Кб (i) S Кс Кэ 2 + Зф, (6)

–  –  –

4.5.4. Для оценки степени деградации почв и земель используются индикаторные показатели, по которым установлены пороговые значения для определения потери природно-хозяйственной значимости земель. При этом необходимо введение дополнительных показателей, более полно характеризующих деградацию почв и земель.

4.5.5. Деградация почв и земель по каждому индикаторному показателю характеризуется пятью степенями:

0 – недеградированные (ненарушенные);

1 – слабодеградированные;

2 – среднедеградированные;

3 – сильнодеградированные;

4 – очень сильнодеградированные (разрушенные).

4.5.6. При деградации почв и земель в пределах особо охраняемых территорий органами исполнительной власти Иркутской области могут вводится повышающие коэффициенты (Кп) к нормативам стоимости:

на земли природно-заповедного фонда – 3 на земли природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения – 2 на земли рекреационного назначения – 1,5 4.5.7. При проведении обследований по выявлению деградированных почв и земель определяются площади, а также изменение степени их деградации:

а) в качестве исходных материалов используются данные почвенных, агрохимических, почвенно-эрозионных обследований, полевых и других съемок, проведенных предприятиями, организациями и гражданами, имеющими аккредитацию в данной области, в сопоставлении с данными предыдущих обследований и съемок;

б) на план землепользования (выкопировку) наносятся контуры угодий в зависимости от изменения степени деградации почв и земель с выделением на них почвенных разновидностей, взятых с почвенной карты;

в) вычисляются площади контуров почвенных разновидностей;

г) в пределах типа и подтипа почв по нормативам определяется размер нанесенного ущерба по каждому контуру деградированных угодий.

Размер вреда в виде необходимо рассчитывать дифференцированно в зависимости не только от степени деградации по отдельным контурам, но и в целом по уровню почвенного плодородия (бала бонитета того или иного участка)

5. ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗЕМЛЯМ

5.1. Возмещение вреда, причиненного землям нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется виновными юридическими и физическими лицами добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

5.2. Иски о возмещении вреда могут быть предъявлены в течение двадцати лет в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

5.3. Потери сельскохозяйственного производства подлежат возмещению в трехмесячный срок после принятия решения о переводе земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию.

5.4. В случаях продажи земельных участков или передачи их в аренду потери сельскохозяйственного производства включаются в стоимость земельных участков или учитываются при установлении арендной платы.

5.5. Средства, поступающие при деградации муниципальных земель сельскохозяйственного назначения, зачисляются в соответствующий местный бюджет и должны направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе мероприятий по повышению плодородия почв, или на освоения новых земель в соответствии с бюджетным законодательством.

Список нормативных документов к порядку определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами

Часть II. Нефтепродукты. Госкомгидромет, 1984.

2. ГОСТ 17.4.1.02-83. "Охрана природы. Почвы. Классификация химических веществ для контроля загрязнения".

3. ГОСТ 17.4.3.01-83. "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб".

4. ГОСТ 17.4.4.02-84. "Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализа".

5. ГОСТ 28168-89. Почвы. Отбор проб.

7. Методические указания по агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий. Госагропром СССР, ЦИНАО, Москва, 1985.

8. Полевое обследование и картографирование уровня загрязнения почвенного покрова техногенными выбросами через атмосферу (Методические указания).

ВАСХНИЛ, Почвенный институт им. В.В. Докучаева, 1980.

9. РД 39-0147098-015-90. Инструкция по контролю за состоянием почв на объектах предприятий Миннефтепрома, Миннефтегазпром, 1989.

10. РД 52.18.156-93. Методические указания "Охрана природы. Почвы.

Методы отбора представительных проб почвы и оценка загрязнения сельскохозяйственного угодья остаточными количествами пестицидов".

Методы определения

11. Методические указания по определению тяжелых металлов в продуктах растениеводства. Минсельхоз России, ЦИНАО, 1992.

12. ГОСТ 17.0.0.02-79. "Охрана природы. Почвы. Метрологическое обеспечение контроля загрязненности атмосферы поверхностных вод и почвы".

Госстандарт, 1979.

13. РД 52.18.264-90. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли 2,4-Д в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии".

14. РД 52.18.166-89. Методические указания "Охрана природы. Почвы.

Требования к способам извлечения пестицидов и регуляторов роста растений из проб почвы".

15. РД 52.18.286-91. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли водорастворимых форм металлов (меди, свинца, цинка, никеля, кадмия, кобальта, хрома, марганца) в пробах почвы атомноабсорбционным анализом".

16. РД 52.18.289-90. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли подвижных форм металлов (меди, свинца, цинка, никеля, кадмия, кобальта, хрома, марганца) в пробах почвы атомноабсорбционным анализом".

17. РД 52.18.180-89. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли галоидорганических пестицидов п,п -ДДТ, п,п -ДДЭ, альфа-ГХЦГ, гамма-ГХЦГ, трифлуралина в пробах почв методом газожидкостной хроматографии".

18. РД 52.18.188-89. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли триазиновых гербицидов симазина и прометрина в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии".

19. РД 52.18.310-92. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли фосфорорганических пестицидов паратион-метила, фозалона, диметоата в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии".

20. РД 52.18.287-90. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли гербицида далапон-натрия в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии".

21. РД 52.18.288-90. Методические указания "Методика выполнения измерений массовой доли гербицида трихлорацетата натрия в пробах почвы методом газожидкостной хроматографии".

Гончаров, А.Ю. Молодкин Аннотация. Разработана технология восстановлеботки новая рабочая поверхность была представлена ния шлицевых валов наплавкой низк...» И солнце б утром не вставало, Ког...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Итак, господа, реализую свое законное право на проведение общественной экспертизы проекта «Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды». Сам документ можно скачать . Собственно, этот документ там и выложен для того, чтобы можно было направить свои замечания и предложения (координаты приведены там-же по ссылке). Я не буду следовать пути navalny и устраивать флэш-моб по заспамливанию указанного ящика однотипными «замечаниями и предложениями» написанными по предложенному мной шаблону. При желании, вы можете написать свои замечания и предложения самостоятельно, приняв какие-то мои аргументы, или, наоборот, написав «все Ок», отвергнув мои соображения в изложенном тексте. Я привел данную ссылку для того, чтобы подтвердить свое право на собственную гражданскую (т.е. не связанную с моим работодателем и моей профессиональной деятельностью) оценку данного проекта, ибо МПР самостоятельно предлагает устроить «независимую экспертизу на коррупциогенность» (см. раздел, в котором размещен данный документ на сайте МПР). Ссылки на данный «обзор» категорически приветствуются.

Будем идти по порядку. Правила такие. Я буду приводить «приглянувшуюся» мне цитату из «Методики…», и даю свой комментарий к указанной цитате.

Поехали.

Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения природоохранного законодательства

В данной фразе ключевой является логическая цепочка «…вреда, нанесенного почвам в результате нарушения природоохранного законодательства», из которой следует при нарушении законодательства почвам наносится вред, который должен исчисляться. Казалось бы все правильно. Но на самом деле все далеко не так однозначно, в том числе и с точки зрения Гражданского Кодекса, Федерального Закона «Об охране окружающей среды».

Давайте сначала на элементарном примере. Вы едете по дороге где-то в глухом тамбовском лесу, где одни волки вам товарищи. Дорога имеет по одной полосе в каждую сторону и сплошную между ними. Впереди перед вами ползет гужевая повозка, которую вы обгоняете с выездом на встречку. А за ближайшим кустом вас ждет доблестный наряд товарищей (ага, тех самых, из тамбовского лесу) с полосатыми палками.

Лишение там прав и все такое. Факт административного правонарушения (нарушения законодательства налицо). Вы не сошлись на размере взятки и ваше дело попало в суд г. Тамбова, где вам, как обухом по голове: шесть месяцев лишение прав и… возмещение вреда в размере 500 тысяч рублей. «Какое возмещение вреда, вы чё в натуре?», кричите вы. «Как какое? Рассчитанное в соответствии с методикой в результате административного правонарушения (сиречь, нарушения законодательства», отвечает вам судья.

Пример совершенно идентичный. Нарушение природоохранного законодательства само по себе не является причинением вреда окружающей среде. Вредом является какой-то достаточно конкретный, измеримый ущерб (ну, например, вы машину кому-то разбили) и он вовсе не обязательно возникает при нарушении законодательства.

Это подтверждают положения ст. 77 (п. 3) и 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» (я цитировать не буду, дабы слишком много буков не получилось, при желании посмотрите сами), в которых речь идет о причиненном вреде, а не о потенциальном вреде от нарушения. А это две большие разницы.

И еще отошлю вас к трем статьям Гражданского Кодекса – п.2 ст. 1064, ст. 1079 и п. 1 ст. 401, из которых следует, что для предъявления вреда кому или чему либо, необходимо установление факта нарушения, факта возникновения вреда (ущерба), а также вины нарушителя в возникновении вреда. Т.е. если вы выехали на встречку и врезались в едущую машину, то все условия соблюдаются – вы нарушили, имеется ущерб и ваша вина в этом очевидна. А не так, чтобы вы выехали и вам на этом основании повесили вред за разбитый на прошлый неделе Порше Кайенн, или, вообще навесили какой-то мифический вред просто на основании грубого нарушения вами ПДД.

А вот рассматриваемая «Методика…» такой подход не только позволяет, но и считает единственно верным, уравнивая нарушение природоохранного законодательства и причинение вреда. Т.е. если нарушили – значит уже нанесли вред. Доказательство факта вреда, а ровно и наличие причинно-следственной связи между вашим нарушением и возникшим вредом не требуется. Вспоминается фильм Interstate 60, где главный герой попадает в город, где живут одни юристы и, чтобы как-то прожить подают друг на друга и на случайных приезжих в суд по высосанному из пальца поводу.

Собственно, сама формула исчисления вреда следующая:

УЩ = УЩзагр + УЩзахл + УЩнаруш
где:
УЩзагр - размер вреда при химическом загрязнении почв;
УЩзахл - размера вреда при захламлении почв отходами производства и потребления;
УЩнаруш - размер вреда при нарушении почв.

Собственно, к этой форме претензия одна. Дело в том, что при захламлении почв отходами производства и потребления фактором негативного воздействия на почвы является поступление химических веществ из отходов в почву. Никаким другим образом на почвы отходы не воздействуют. Если бы не этот фактор, то можно было бы тупо сгрести несанкционированную свалку бульдозером, поднять мелкий мусор, с которым не справился бульдозер руками таджиков, и получить девственно чистую почву. Но это не так, к сожалению, и под горами отходов почвы пропитаны различными малоприятными химическими веществами, которые ранее входили в состав товаров народного потребления и/или являются продуктами их разложения.

А потому, получается, что в приведенной выше формуле, при расчете размера вреда при захламлении почв должен учитываться размер вреда при химическом загрязнении почв, в итоговой формуле должен иметься только один из указанных «вредов» в зависимости от конкретного случая – либо УЩзагр, либо УЩзахл.

Еще не полностью потеряли ход мысли? Тогда дальше поехали.

Самая красота, это расчет пресловутого УЩзагр.

УЩзагр = Кв *S* Кr* Кисх*Тх,

где:
Кв – коэффициент, зависящий от степени негативного воздействия химического загрязнения (далее - СНВ), определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике. Значение показателя СНВ рассчитывается в соответствии с формулой 3;
S - площадь загрязненного участка (кв. м);
Кr - коэффициент расчета в зависимости от глубины загрязнения почв;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при химическом загрязнении почв.

Самый первый вопрос, который возникает – это обоснованность коэффициентов Кв, Кr, Кисх и таксы. Т.е., глядя в приложение, где приведены эти коэффициенты и таксы, я вижу коэффициенты от 1 до 6 и таксы от 400 рублей до 900 рублей, но не вижу ни единого основания, почему именно эти коэффициенты и именно эти таксы. Такое ощущение, что они взяты с потолка и не имеют под собой никакого физического и экономического обоснования. Это не критика. Это вопрос. Я не понимаю, как наполняется эта формула и какое научное (ведь «экология» - это наука, а значит и все с ней связанное, должно иметь какой-никакой научный подход) и экономическое основание в них заложено. Если вам дали по морде, то вред вам рассчитывается исходя из стоимости вашего лечения + потерянная в связи с больничным часть зарплаты + моральный ущерб. Моральный ущерб определяете вы лично, по своему усмотрению и далеко не факт, что суд с вами согласится. Здесь же я вижу приблизительно такие же потолочные цифры, только отнесенные ко всем элементам расчетной формулы, с учетом того, что буде эта Методика зарегистрирована в Минюсте, ни у одного суда не будет ни единого основания удовлетворить иск на иную сумму, кроме как на ту, которая получается из расчетов по данной формуле. А я не понимаю, откуда взялись эти цифры и какое научное и/или экономическое обоснование они имеют.

Но это полбеды. Основная красота начинается, когда мы доходим до расчета по этой формуле. Рекомендую ознакомиться с моим о накопленном экологическом ущербе, чтобы понимать, о чем я поведу речь дальше.

А дальше мы имеем сплошную красоту. Итак, допустим . Северский трубный завод (работает с 1739 года). На предприятии допущено нарушение природоохранного законодательства в части охраны почв (ну, к примеру, вследствие глобального мирового имени ордена Ленина не закончена вовремя техническая рекультивация). Приезжает инспектор. Отбирает керн почвы, с глубиной 2 метра. Фиксирует нарушение в акте и составляет протокол.

И дальше начинается веселуха. Поскольку «Методика…» не предусматривает установления факта вреда и причинно-следственной связи между фактом нарушения и фактом вреда, на основании имеющегося протокола об административном правонарушении выкатываем предприятию иск о возмещении вреда почвам за все время существования предприятия … В размере… Ну я вот тут прикидывал… Если речь идет об одном квадратном километре площади (а заводы, согласитесь, обычно занимают площадь куда большую, если даже не учитывать СЗЗ), при глубине проникания химических веществ более 1,5 метров и достаточно высоких концентрациях то предприятие попало на 7,2 миллиарда рублей. Ну, т.е., для большинства – это автоматическое банкротство.

СНВ = ∑ Xi /Xн,

где:
Xi - фактическое содержание i-го химического вещества в почве (мг/кг);
Xн - норматив качества окружающей среды для почв (мг/кг).

В этой формуле заложен «норматив качества окружающей среды для почв». Не знаю я никаких иных нормативов для почв, кроме пресловутых ПДК и ОБУВ. Т.е. смело можно читать именно про эти величины. Но тут сходу возникает вопрос. Простите, господа, а как же фоновая концентрация химических веществ в почвах? Ведь в природных краснозёмах, к примеру, концентрации оксидов железа и алюминия превышают установленные в РФ ПДК и ОБУВ в несколько раз. Тут, правда, можно отметить, что на территории Российской Федерации краснозёмов нет – это все субтропики. Но все равно уже красота получается, правда? Т.е. химические особенности самих почв в этом чудесном документе попросту не учитываются.

Ну и напоследок, чтобы закончить с этой формулой, вернусь к коэффициенту Кr. Данный поправочный коэффициент учитывает глубину «загрязнения». Всего загрязнения. Т.е., если, допустим, у поверхности мы имеем концентрацию вещества 5 ПДК, на глубине 50 см - 1,1 ПДК, а на глубине 1,5 метра 1,0000001 ПДК, то коэффициент этот будет принят для «полутораметрового загрязнения», в независимости от распределения загрязняющих веществ по керну. Сверхлогично, ага.

Формула расчета вреда при захламлении территории отходами производства и потребления, помимо приведенного выше момента (при захламлении отходами происходит химическое загрязнение почв), есть еще несколько интересных и не совсем понятных моментов.

УЩзахл = ∑(Мi*Тзахл) * Кисх,

где:
Мi - масса отхода с одинаковым классом опасности (тонна);
Кисх - поправочный коэффициент в зависимости от целевого назначения и исходного вида использования участка;
Тзахл - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при захламлении отходами.

Тут у нас вылезают классы опасности. При этом (ахтунг!) не указано в соответствии с какой классификацией необходимо смотреть – в соответствии с Ростехнадзоровской или в соответствии с санитарной? Или в соответствии с обеими? Или на выбор?

Да, для несведущих небольшое отступление. В российской Федерации действуют в настоящий момент две классификации отходов – по опасности для окружающей среды (Ростехнадзор) и по опасности для среды обитания человека (Онищенко). Забавно, что понятия «окружающая среда» и «среда обитания человека» - это одно и то же . Т.е. «среда, окружающая человека» и «среда, в которой человек обитает». Найдите отличие и расскажите об этом главам соответствующих ведомств (Онищенко и Трутневу). Но это тема для другого разговора. А в данном случае, мы лишь примем во внимание, что санитарных классификаций две, и какую требует учитывать указанная Методика – не совсем понятно. Ну, точнее понятно (Ростехнадзор – это МПР, авторы Методики – тоже МПР, логично, что не на санитарную классификацию они кивают), но напрямую это нигде не указано . И речь идет только об «опасных отходах» - определении, присутствующем в обеих классификациях.

Но это, собственно, придирка. Дьявол прячется в деталях. А детали таковы, что мне опять же неясно, а причем тут вообще именно классы опасности, если речь идет о вреде . Опасность – это потенциальная угроза , а вред – это свершившееся событие. Если вы положите на почву ртуть в запаянном титановом корпусе, то класс опасности у этого вида отхода будет первый , но вреда почве такой отход не принесет никакого. В этом то все и дело. Вред почве не характеризуется тем, какие отходы на ней лежат. Он характеризуется тем, какое воздействие эти отходы на почву оказали (в прошедшем времени, а не могут оказать в будущем).

Ну и опять же – откуда таксы? Какое научное и экономическое у них обоснование? Мне лично непонятно. Пока мне представляется, что как обычно – с потолка.

Ну и наконец, последнее «слагаемое ущерба» - вред при нарушении почв.

УЩнаруш = S * Кисх * Кr * Тх,

где:
S - площадь нарушенного участка (кв.м);
Кисх - поправочный коэффициент в зависимости от целевого назначения и исходного вида использования участка;
Кr - коэффициент расчета в зависимости от глубины нарушения почвенного профиля;
Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при нарушении почв.

Пожалуй, единственная часть методики, где я ограничусь лишь очередным кивком в сторону обоснованности коэффициентов и такс. Опять-же это не понятно. Но зато в этой формуле мне хотя-бы понятен физический смысл.

Есть нарушенные земли. Ключевое слово - нарушенные . Уже нарушенные. Определенной площади. С объединенной глубиной нарушения почвенного профиля. Вот в этом случае все налицо – есть некие работы, в результате которых почвы нарушены, при проведении которых было нарушено природоохранное законодательства. Есть факт – в результате этих работ имеем ямы и канавы с определенной глубиной и прочими параметрами. Достаточно четкая причинно-следственная связь между нарушением и вредом. И никаких замечаний к этому слагаемому у меня нет (за исключением обоснованности коэффициентов и такс, но это не замечание, повторюсь, а вопрос… правда, риторический).

Вот, собственно, такие дела. Я вас поздравляю, если вы сумели продраться сквозь этот текст и сохранили при этом ясность ума. Вы либо эколог, либо очень выдержанный человек.

На том я, пожалуй, на сегодня и закончу. Ну и дайте ссылку у себя. Все таки в данном случае речь идет об обсуждении нормативно-правового акта, обсуждать который нам предлагает сам его разработчик на своем сайте.